ПЗ-ЕН-21-22

Муниципальное бюджетное
общеобразовательное
учреждение «Лицей №1»
Принят на НМС
протокол № 7 от 22.04.2021

УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ «Лицей №1»
_______________ А.В. Гуденко
14 мая 2021 г

Пояснительная записка к учебному плану 5 – 9 классов
основной общеобразовательной программы основного общего образования,
обеспечивающей дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся
по предметам естественнонаучного профиля
МОУ «Лицей №1» Петрозаводского городского округа
на 2021 - 2022 учебный год
Учебный план составлен в соответствии с:
- Федеральным Законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- требованиями федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС);
- примерной основной образовательной программой основного общего образования;
- письмом ГАУ ДПО РК «Карельский институт развития образования», методические
рекомендации по составлению учебного плана основных образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования, реализуемых в
образовательных организациях, расположенных на территории Республики Карелия, на
2021/2022
учебный
год,
подготовленные
Центром
непрерывного
повышения
профессионального мастерства педагогических работников ГАУ ДПО Республики Карелия
«Карельский институт развития образования»
- санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно – эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
- требованиями к организации образовательного процесса санитарных правил и норм
СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания»
- Уставом МОУ «Лицей №1»
- лицензией на право образовательной деятельности: 10Л01 № 0007001, выданной
Министерством образования Республики Карелия, регистрационный № 2434 от 19 февраля
2015 г.
Учебный план основной общеобразовательной программы определяет общие рамки отбора
содержания основного общего образования, разработки требований к его усвоению и
организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных
механизмов его реализации.
Учебный план:
— фиксирует максимальный объём учебной нагрузки обучающихся;
— регламентирует перечень учебных предметов, курсов, направлений внеурочной
деятельности и время, отводимое на их освоение и организацию.
Учебный план 5 - 9 классов состоит из двух частей: обязательной части и части,
формируемой участниками образовательного процесса, включающей внеурочную
деятельность.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных
предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса,
определяет содержание образования, обеспечивающего реализацию интересов и
потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), образовательного
учреждения, учредителя образовательного учреждения.

Время, отводимое на данную часть учебного плана, использовано на:
— увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных предметов
обязательной части;
— введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и
потребности участников образовательного процесса;
— внеурочную деятельность.
Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями Стандарта организуется по
основным направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное,
общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное и т. д.).
Организация занятий по этим направлениям является неотъемлемой частью
образовательного процесса в лицее.
Содержание данных занятий формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей
(законных представителей) и осуществляется посредством различных форм организации,
отличных от урочной системы обучения, таких, как экскурсии, кружки, секции, круглые
столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы,
соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д.
При организации внеурочной деятельности обучающихся, лицеем используются
возможности учреждений дополнительного образования, культуры, спорта. В период
каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности
специализированных лагерей, тематических лагерных смен, летних школ.
Принципы чередования учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной
образовательной программы основного общего образования определяет образовательное
учреждение.
Для развития потенциала одарённых и талантливых детей с участием самих обучающихся и
их семей могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в рамках которых
формируется индивидуальная траектория развития обучающегося (содержание дисциплин,
курсов, модулей, темп и формы образования). Реализация индивидуальных учебных планов
может быть организована в том числе с помощью дистанционного образования. Реализация
индивидуальных учебных планов, программ сопровождается тьюторской поддержкой.
Режим работы - 6-дневная учебная неделя. Предельно допустимая аудиторная учебная
нагрузка не превышает определённую примерным учебным планом максимальную учебную
нагрузку.
Продолжительность учебного года составляет 35 недель. Продолжительность каникул в
течение учебного года составляет 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель.
Продолжительность урока - 45 минут. Обучение ведётся на русском языке, организуется
только в первую смену.
Текущий контроль успеваемости обучающихся осуществляется по пятибалльной системе.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится по четвертям, в конце учебного года
по всем предметам учебного плана выставляются годовые оценки. В качестве контроля
знаний и выявления уровня обученности обучающихся используются следующие формы
промежуточной аттестации: итоговые контрольные работы, диагностические контрольные
работы, тестовые задания, защита курсовых работ, защита проектов, защита творческих
работ, защита рефератов, зачеты, комплексные проверочные работы и т.д. Формы текущей
аттестации учитель определяет самостоятельно с учетом контингента обучающихся,
содержания учебного материала и используемых образовательных технологий.
Предметное наполнение учебного плана и логика его построения:
- отражают цели и задачи государственной политики в области образования;
- создают каждому обучающему условия для развития и самоопределения;
- удовлетворяют образовательные потребности обучающихся и их родителей;
- учитывают региональные и социокультурные потребности;
- в нем рационально сбалансированы федеральный и лицейский компоненты.
По следующим предметам предусмотрено деление класса на группы:

- иностранный язык;
- технология;
- информатика;
- физика (во время практических занятий);
- химия (во время практических занятий).
Компонент образовательного учреждения используется для увеличения учебного времени
при
реализации
основной
общеобразовательной
программы,
обеспечивающей
дополнительную углубленную подготовку по предметам данного профиля.
Целью элективных курсов по биологии «Удивительные животные» в 5-м классе,
«Экознайка» в 6-м классе, «Краеведческий подход в изучении курса «Биология».
Разнообразие живых организмов» в 7-м классе, «Прививка», «Биологические ритмы
человека», «Социальная экология» в 8-м классе, а также элективного курса «Химия» в 7-м
классе и «Химия в задачах и упражнениях» в 8-м классе, является создание условий для
развития творческого мышления, умения самостоятельно применять и пополнять свои
знания, расширение кругозора обучающихся, совершенствование экспериментальных
умений, развитие мыслительных процессов.
В 9 классе по биологии обучающимся предлагаются элективные курсы «Цитология с
основами органической и биологической химии» и «Углубленное изучение отдельных тем
курса биологии», цель которых заключается в систематизации и обобщении знаний
основных разделов биологии, углублении и расширении знания об общих принципах
организации живых существ, с опорой на вспомогательные науки (органическая химия,
биологическая химия), формирование умений и навыков комплексного осмысления знаний
по биологии, создание условий для развития творческого мышления, умения самостоятельно
применять и пополнять свои знания, данные элективные курсы являются учебными
модулями программы профильного изучения предмета «Биология».
По химии в 9 классе вводятся элективные курсы: «Роль неорганических веществ в
жизнедеятельности организмов», «Путешествие в страну окислительно-восстановительных
реакций», «Способы решения расчетных задач по химии», цель которых: расширение
кругозора обучающихся, совершенствование экспериментальных умений, развитие
мыслительных процессов, подготовка обучающихся к итоговой аттестации; данные
элективные курсы являются учебными модулями программы профильного изучения
предмета «Химия».
Элективные курсы по математике в 5-9 классах направлены на решение жизненных задач, на
отработку и закрепление практических навыков по предмету «Математика».
Внутри предмета «Математика» (8-9 классы) модульно реализуются курсы алгебры и
геометрии. В 7 классе изучается 2 предмета: алгебра и геометрия.
Предмет «История» представлен модулями «История России» и «Всеобщая история».
Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР)
реализуется за счет изучения тем, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания,
через программы учебных предметов и курсов других предметных областей. А также, за счет
включения занятий по предметной области ОДНКНР во внеурочную деятельность, в
программу воспитания и социализации обучающихся.
Курс «Информатика и ИКТ» в 5 классе вводится для обеспечения раннего формирования
информационной и технологической компетентности обучающихся.
Для формирования коммуникативной компетентности и сохранения преемственности между
основной общеобразовательной программой начального общего образования с
дополнительной (углубленной) подготовкой по иностранному языку
и основной
общеобразовательной программой основного общего образования,
обеспечивающей
дополнительную подготовку обучающихся по данному профилю, в лицейском компоненте
выделяются учебные часы на реализацию элективного курса по иностранному языку
«Практическая грамматика английского языка», цель курса состоит в формировании навыка

правильного употребления грамматических структур английского языка в различных видах
речевой деятельности.
Организация индивидуальной, групповой работы и проектно-исследовательской
деятельности осуществляется внутри профильных предметов.
При планировании компонента образовательного учреждения были изучены интересы и
потребности обучающихся и их родителей.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».