Программа Воспитания

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа

воспитания

МОУ

«Лицей

№1»

составлена

на

основе

федеральных рекомендаций ФГОС НОО, ООО, СОО, Концепции лицейского
образования, Программы развития «Школа возрастных ступеней».

В основе

Программы решение проблем гармоничного вхождения лицеистов в социальный
мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми.
Воспитательная программа раскрывает, каким образом педагоги реализуют
воспитательный потенциал их совместной с обучающимися деятельности.
В центре программы воспитания (далее Программы)

МОУ «Лицей №1»

находится личностное развитие обучающихся в соответствии с ФГОС общего
образования, формирование у них системных знаний о различных аспектах
развития региона, России и мира. Одним из результатов реализации Программы
лицея станет приобщение обучающихся к российским традиционным духовным
ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе. Программа
призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов,
указанных в ФГОС: формирование у обучающихся

основ российской

идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивация к познанию
и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности;
активное участие в социально-значимой деятельности.

1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ЛИЦЕЕ
ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Процесс воспитания в МОУ «Лицей №1» основывается на следующих
принципах взаимодействия педагогов и лицеистов:
- неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка,
соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета
безопасности ребенка при нахождении в образовательной организации;
- ориентир на создание в образовательной организации психологически
комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно
конструктивное взаимодействие школьников и педагогов;
- реализация процесса воспитания главным образом через создание в лицее
детско-взрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и
содержательными

событиями,

общими

позитивными

эмоциями

и

доверительными отношениями друг к другу;
- организация основных совместных дел лицеистов и педагогов как
предмета совместной заботы и взрослых, и обучающихся;
- системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия
его эффективности;
- психологическая
образовательной
позитивных

комфортная

организации

эмоций

и

среда

для

-

каждого

доверительных

ориентир

на

обучающегося
отношений,

создание
и

в

взрослого

конструктивного

взаимодействия лицеистов и педагогов.
Особенности формирования воспитательного пространства в МОУ «Лицей №1»:
- стержнем годового цикла воспитательной работы являются ключевые
тематические

образовательные

события,

через

которые

осуществляется

интеграция деятельности всех служб и подразделений Лицея;
-

коллективная разработка,

планирование, проведение и

анализ их

результатов;
- в лицее создаются условия, при которых по мере взросления лицеиста
увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до

организатора);
-в

проведении

коллективных

творческих

дел

отсутствует

соревновательность между классами, поощряется конструктивное межклассное и
межвозрастное взаимодействие обучающихся, а также их социальная активность;
- ориентация на формирование, создание и активизацию ученического
самоуправления, как на уровне класса – актив класса, так и на уровне школы Совет старшеклассников, на создание детских общественных формирований и
установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
- ключевой фигурой воспитания в лицее является классный руководитель,
реализующий по отношению к детям защитную, личностно-развивающую,
организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
Данные принципы Программы реализуются посредством содержательных
Модулей:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ ГОДА
КУРСЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЭФФЕКТИВНЫЙ УРОК
СОВРЕМЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
МЕДИАСЛУЖБА ЛИЦЕЯ
ДЕТСКИЕ СООБЩЕСТВА
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ
РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
САМОУПРАВЛЕНИЕ
БЕЗОПАСНАЯ ШКОЛА

2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ
Современный национальный идеал личности, воспитанной в новой
российской

общеобразовательной

школе,

–

это

высоконравственный,

творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества
как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей
страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых

для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир,
знания, культура, здоровье, человек) определена общая цель воспитания в МОУ
«Лицей №1» – личностное развитие школьников, проявляющееся:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на
основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям
(то есть в развитии их социально значимых отношений);
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения,
опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в
приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия
личности ребенка единому стандарту, а на обеспечение позитивной динамики
развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагога по
развитию личности

и усилий самого ребенка по своему саморазвитию. Их

сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в
достижении цели.
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным
особенностям обучающихся позволяет выделить в ней следующие целевые
приоритеты, соответствующие трем уровням общего образования:
1. В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального
общего

образования)

таким

целевым

приоритетом

является

создание

благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний
– знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.
Выделение данного приоритета связано с особенностями обучающихся
младшего школьного возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем
новом социальном статусе - статусе лицеиста, то есть научиться соответствовать
предъявляемым к носителям данного статуса нормам и принятым традициям
поведения. Такого рода нормы и традиции задаются в лицеи педагогами и
воспринимаются именно как нормы и традиции поведения лицеиста. Знание их
станет базой для развития социально значимых отношений и накопления ими

опыта осуществления социально значимых дел и в дальнейшем, в подростковом
и юношеском возрасте. К наиболее важным из них относятся следующие:
- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом
(сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах
семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;
- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как
в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село,
свою страну;
- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в
классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о
бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не
засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);
- проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать
спорные вопросы, не прибегая к силе;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить
знания;
- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ
жизни;
- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду;
стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми;
прощать

обиды,

защищать

слабых,

по

мере

возможности

уметь

помогать

нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной
национальной

или

религиозной

принадлежности,

иного

имущественного

положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в
чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять
инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи
старших.

Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций,
понимание важности следования им имеет особое значение для ребенка этого
возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в
открывающуюся ему систему общественных отношений.
2. В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего
образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для
развития социально значимых отношений обучающихся, и, прежде всего,
ценностных отношений:
- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия
человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и
ощущения уверенности в завтрашнем дне;
- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором
человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему
предками и которую нужно оберегать;
- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования,
нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию
крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и
создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее
человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к культуре как духовному богатству общества и важному условию
ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение,
музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего
настроения и оптимистичного взгляда на мир;
- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как
равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать

доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку
радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и
самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для
личностного развития лицеиста, так как именно ценности во многом определяют
его жизненные цели, его поступки, его повседневную жизнь. Выделение данного
приоритета в воспитании школьников, обучающихся на ступени основного
общего образования, связано с особенностями детей подросткового возраста: с
их стремлением утвердить себя как личность

в системе отношений,

свойственных взрослому миру. В этом возрасте особую значимость для
обучающихся приобретает становление их собственной жизненной позиции,
собственных ценностных ориентаций. Подростковый возраст – наиболее
удачный возраст для развития социально значимых отношений школьников.
3. В воспитании обучающихся юношеского возраста (уровень среднего
общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных
условий для приобретения лицеистами опыта осуществления социально
значимых дел.
Выделение данного приоритета связано с особенностями школьников
юношеского возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в
выборе дальнейшего жизненного пути, который открывается перед ними на
пороге

самостоятельной

взрослой

жизни.

Сделать

правильный

выбор

старшеклассникам поможет имеющийся у них реальный практический опыт,
который они могут приобрести, в том числе и в лицее. Важно, чтобы опыт
оказался социально значимым, так как именно он поможет гармоничному
вхождению лицеистов во взрослую жизнь окружающего их общества. Это:
- опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
- трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;
- опыт дел, направленных на пользу своему родному городу, стране в

целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции;
- опыт природоохранных дел;
- опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или
на улице;
- опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных
исследований, опыт проектной деятельности;
- опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия
человечества, опыт создания собственных произведений культуры, опыт
творческого самовыражения;
- опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
- опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых
людях, волонтерский опыт;
- опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого
самовыражения и самореализации.
Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных с
возрастными особенностями воспитанников, не означает игнорирования других
составляющих общей цели воспитания. Приоритет — это то, чему педагогам,
работающим с лицеистами конкретной возрастной категории, предстоит уделять
первостепенное, но не единственное внимание.
Системная плодотворная работа педагогов, направленная на достижение
поставленной цели, позволит обучающим получить необходимые социальные
навыки, которые помогут ему лучше ориентироваться в сложном мире
человеческих взаимоотношений, эффективнее налаживать коммуникацию с
окружающими, увереннее себя чувствовать во взаимодействии с ними,
продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и разного социального
положения, смелее искать и находить выходы из трудных жизненных ситуаций,
осмысленнее выбирать свой жизненный путь в сложных поисках счастья для
себя и окружающих его людей.
Достижению поставленной цели воспитания обучающихся в МОУ «Лицей
№1» будет способствовать решение следующих основных задач:

1)

реализовывать

потенциал

классного

руководства

в

воспитании

обучающихся, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни
лицея;
2)

вовлекать лицеистов в кружки, секции, клубы, студии и иные

объединения, работающие по лицейским

программам дополнительного

образования, внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные
возможности;
3)

использовать в воспитании обучающихся возможности школьного

урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с
обучающимися;
4)

инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на

уровне лицея, так и на уровне классных сообществ;
5)

поддерживать деятельность функционирующих на базе лицея детских

общественных объединений и организаций;
6)

организовывать для лицеистов экскурсии, экспедиции, походы и

реализовывать их воспитательный потенциал в рамках профильных практик;
7)

организовывать профориентационную работу со школьниками;

8)

организовать

работу

школьных

медиа,

реализовывать

их

воспитательный потенциал;
9)

развивать предметно-эстетическую и развивать образовательную среду

лицея и реализовывать ее воспитательные возможности;
10) организовать работу с семьями обучающихся, их родителями или
законными представителями, направленную на совместное решение проблем
личностного развития лицеистов;
11) реализовывать

воспитательные

возможности

через

систему

образовательных событий.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в
лицее интересную и событийно насыщенную жизнь обучающихся и педагогов,
что станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения
лицеистов,

будет способствовать развитию успешной профессиональной

социализации личности.

3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках
следующих направлений воспитательной работы лицея. Каждое из них
представлено в соответствующем модуле и имеет определенную специфику на
каждой ступени обучения.
3.1. ИНВАРИАТИВНЫЕ МОДУЛИ
3.1.1. Модуль К Л А С С Н О Е Р У К О В О Д С Т В О
Осуществляя взаимодействие с классом, педагог организует работу с
коллективом класса; индивидуальную работу с обучающимися вверенного ему
класса; работу с учителями, преподающими в данном классе; работу с
родителями обучающихся или их законными представителями
Работа с классным коллективом


инициирование и поддержка участия класса в образовательных событиях,

оказание необходимой помощи лицеистам

в их подготовке, проведении и

анализе;


организация внеурочной деятельности с обучающими в соответствии с

профилем обучения класса;


организация

воспитательной

работы

(познавательной,

спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной,
профориентационной направленности), позволяющей

трудовой,
творческой,

вовлечь

лицеистов с

самыми разными потребностями и дать им возможность самореализоваться, а
также установить и упрочить доверительные отношения с обучающими класса,
стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе.
 проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного
общения педагога и обучающих, основанных на принципах уважительного
отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого
обучающегося в беседе, предоставления школьникам возможности обсуждения и
принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды

для общения.


сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и

командообразование; однодневные и многодневные походы и экскурсии,
организуемые классными руководителями и родителями; празднования в классе
дней рождения детей, включающие в себя подготовленные ученическими
микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши;
регулярные внутриклассные

вечера, дающие каждому лицеисту возможность

рефлексии собственного участия в жизни класса.


осуществление тесного взаимодействия классных руководителей с

социально-психологической службой лицея в оказании консультативной помощи,
проведения психологического и правового просвещения и профилактики
негативных явлений, осуществлении мероприятий по коррекции поведения,
общения, эмоциональных расстройств (если имеются) через занятия, игры,
тренинги, развития коммуникабельности и организаторских способностей детей,
вовлеченных в мероприятия лицея.


осуществление взаимодействие классного руководителя с медицинской

службой в получении

консультации о здоровье детей своего класса,

гигиенического обучения школьников.


осуществление взаимодействия классного руководителя с библиотечной

службой и ИМЦ. Совместно со школьным библиотекарем классный руководитель
занимается информационной подготовкой учащихся своего класса, используя
различные формы: организацию лекций, киноуроков, читательских конференций,
публикаций в школьной газете, участию в акциях.
Индивидуальная работа с обучающимися
 изучение особенностей личностного развития обучающихся класса через
наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально
создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир
человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным
нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами

бесед классного руководителя с родителями школьников, с преподающими в его
классе учителями, а также (при необходимости) – со школьным педагогомпсихологом.
 поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем
(налаживание взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор
профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемость), когда каждая
проблема

трансформируется

классным

руководителем

в

задачу

для

обучающихся, которую они совместно стараются решить.
 индивидуальная работа с обучающимися

класса, направленная на

заполнение ими творческого портфолио, портфолио достижений, портфолио
успешной карьеры, в которых обучающиеся не просто фиксируют свои
учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе
индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале
каждого года планируют их, а в конце года – вместе анализируют свои успехи и
неудачи.
 коррекция поведения обучающегося через частные беседы с ним, через
совет профилактики, с его родителями или законными представителями, через
включение в проводимые педагогом-психологом тренинги общения; через
предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе.
Работа с учителями, преподающими в классе
 регулярные
предметниками,

консультации
направленные

классного
на

руководителя

формирование

с

единства

учителямимнений

и

требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение
и разрешение конфликтов между учителями и обучающими;
 проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных
проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на обучающихся;
 привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих
педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их
в иной, отличной от учебной, обстановке;
 привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для

объединения усилий в деле обучения и воспитания детей.
Работа с родителями (законными представителями) обучающихся
 регулярное

информирование

родителей

о

школьных

успехах

и

проблемах их детей, о жизни класса, лицея в целом;


включение родительского актива класса

в

проект «Родительский

университет»;
 помощь

родителям

обучающихся

(законным

представителям)

в

регулировании отношений между ними, администрацией лицея и учителямипредметниками;
 организация

родительских

собраний,

происходящих

в

режиме

обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания с приглашением
администрации лицея и специалистов (педагога-психолога, социального
педагога, инспектора ПДН и КДН) и использованием разных форм проведения
(круглый стол, дискуссионный клуб, лекция, заседание семейного клуба,
творческий отчет учащихся, анализ анкетирования и дискуссия);
 создание и организация работы родительских комитетов классов,
участвующих в управлении образовательной организацией и решении вопросов
воспитания и обучения;
 привлечение членов семей обучающихся к организации и проведению
дел класса;
 организация

на

базе

класса

семейных

праздников,

конкурсов,

соревнований, направленных на сплочение семьи и лицея;
 популяризация профиля обучения, его специфики и особенностей.
3.1.2.

Модуль

КУРСЫ

ВНЕУРОЧНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

И

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Внеурочная деятельность является составной частью образовательного
процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся.
Модуль предполагает вовлечение обучающихся в кружки, секции, клубы,

студии и иные объединения в рамках программ внеурочной деятельности,
способствующие развитию лицеистов посредством реализации их социально
ценных и личностно значимых потребностей и интересов.
Внеурочная деятельность в Лицее осуществляется преимущественно через:
- вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность,
которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести
социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного
развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально
значимых делах;
- формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых
общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими
позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- создание в детских объединениях традиций, задающих их членам
определенные социально значимые формы поведения;
- поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной
лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных
социально значимых традиций;
- поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.
Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности
происходит в рамках следующих выбранных школьниками ее видов.
Познавательная
направленные

на

деятельность.

передачу

Курсы

обучающимся

внеурочной

социально

деятельности,

значимых

знаний,

развивающие их любознательность, позволяющие привлечь их внимание к
экономическим,

политическим,

экологическим,

гуманитарным

проблемам

нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную
картину мира. В рамках данного направления реализуются программы:

«Мой

выбор», «Метапредметные понятия», Портфолио успешной карьеры, «Основы
проектно-исследовательской деятельности».
Художественное творчество. Курсы внеурочной деятельности, создающие
благоприятные

условия

для

просоциальной

самореализации

лицеистов,

направленные на раскрытие их творческих способностей, формирование чувства
вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения
школьников к культуре и их общее духовно-нравственное развитие. В рамках
данного направления реализуются программы:

«Студия академического

рисунка», вокальная студия «Musik land», хор, «Бальная культура».
Проблемно-ценностное
направленные

на

общение.

развитие

Курсы

внеурочной

коммуникативных

деятельности,

компетенций

лицеистов,

воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать
других, уважать чужое мнение и отстаивать свое собственное, терпимо
относиться к разнообразию взглядов людей. В рамках данного направления
реализуются программы:

«Я познаю мир», «Информационная культура

личности», «Информационно-библиографическая грамотность».
Туристско-краеведческая деятельность. Курсы внеурочной деятельности,
направленные на воспитание у обучающихся любви к своему краю, его истории,
культуре, природе, на развитие самостоятельности и ответственности лицеистов,
формирование у них навыков самообслуживающего труда. В Лицее созданы
музейно-образовательные пространства для реализации программ данной
направленности: Музей Камня, Животный мир Карелии.
Спортивно-оздоровительная

деятельность.

Курсы

внеурочной

деятельности, направленные на физическое развитие лицеистов, развитие их
ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу
жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на
защиту слабых: «Настольный теннис», «Волейбол», «Баскетбол», «Шахматы». В
течение нескольких лет в Лицее создан и успешно действует Школьный
спортивный клуб. Основной целью которого является создание

лицейского

спортивного движения , объединяющего детскую аудиторию и взрослое
сообщество (учителя, педагоги) для сохранения и укрепления здоровья
обучающихся МОУ «Лицей №1».
Трудовая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на

развитие творческих способностей лицеистов, воспитание у них трудолюбия и
уважительного отношения к физическому труду. В лицее формируются
развивающие среды под это направление деятельности: творческие мастерские,
студии, кабинет Кулинарии.
Игровая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на
раскрытие творческого, умственного и физического потенциала лицеистов,
развитие у них навыков конструктивного общения, умений работать в команде. В
здании начальной школы созданы игровые студии, оснащенные развивающими
методическими и дидактическими пособиями; в старшем корпусе кабинет
изостудии, актовый зал, информационно-библиотечный центр, на базе которых
реализуются программы внеурочной деятельности данной направленности:
Литературные игры, творческая мастерская, лицейский театр, лицейская газета.
3.1.3.Модуль Э Ф Ф Е К Т И В Н Ы Й У Р О К
Целевое предназначение данного модуля

- развитие интеллектуального

потенциала обучающихся, принятие ими знания как важнейшей человеческой
ценности, содействие формированию ценностного мира лицеистов посредством
содержания, форм и способов организации урочной деятельности.
Реализация

педагогами Лицея воспитательного потенциала урока

предполагает следующие ФОРМЫ И СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ УРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ :


установление

доверительных

отношений

между

учителем

и

его

учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и
просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации,
активизации их познавательной деятельности;


побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы

поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками
(школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
 привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой

информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего
мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;


использование воспитательных возможностей содержания учебного

предмета

через

демонстрацию

лицеистам

примеров

ответственного,

гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через
подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных
ситуаций для обсуждения в классе;


применение

интеллектуальных
школьников;

на

уроке

игр,

интерактивных

стимулирующих

дидактического

театра,

где

форм

работы

познавательную
полученные

на

учащихся:
мотивацию

уроке

знания

обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся
возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой
работы или работы в парах, которые учат лицеистов командной работе и
взаимодействию с другими детьми. Включение в образовательный процесс
ролевых и обучающих сюжетных игр, мини-проектов, проблемных вопросов и
практико-ориентированных задач;


включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать

мотивацию

детей

к

получению

знаний,

налаживанию

позитивных

межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной
атмосферы во время урока;


организация

наставничества

мотивированных

и

эрудированных

учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам
социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;


инициирование

школьников

в

и

рамках

поддержка

реализации

исследовательской

ими

индивидуальных

деятельности
и

групповых

исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести
навык

самостоятельного

генерирования

и

решения

оформления

теоретической

собственных

идей,

проблемы,
навык

навык

уважительного

отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей,

навык

публичного

выступления

перед

аудиторией,

аргументирования

и

отстаивания своей точки зрения;
 использование ИКТ и дистанционных образовательных технологий обучения,
обеспечивающих современные активности обучающихся (программы-тренажеры,
тесты, зачеты в электронных приложениях, мультимедийные презентации, научнопопулярные передачи, фильмы, обучающие сайты, уроки онлайн, видеолекции,
онлайн-конференции и др. );
 использование технологии

«Портфолио по предмету»,

с целью развития

самостоятельности, рефлексии и самооценки, планирования деятельности, видения
правильного вектора для дальнейшего развития способностей обучающихся;


организация предметных образовательных событий (проведение предметных
декад) для обучающихся с целью развития познавательной и творческой
активности, инициативности в различных сферах предметной деятельности,
раскрытия творческих способностей обучающихся с разными образовательными
потребностями и индивидуальными возможностями;

 специально разработанные занятия -уроки, занятия-экскурсии, которые расширяют
образовательное пространство предмета, воспитывают любовь к прекрасному, к
природе, к родному городу;
 использование воспитательных возможностей предметного содержания через
подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных
ситуаций для обсуждения в классе;
 создание гибкой и открытой среды обучения и воспитания с использованием
гаджетов, открытых образовательных ресурсов. У обучающихся развиваются
навыки сотрудничества, коммуникации, социальной ответственности, способность
критически мыслить, оперативно и качественно решать проблемы; воспитывается
ценностное отношение к миру.

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ урока
Школа — это период взросления и социализации. В школьной жизни

центральное место занимает урок. Уроки

оказываются главным средством

формирования личности, системы ценностей, поведения каждого ученика.
Воспитание на уроке –это, несомненно, примеры «хорошего» и «плохого»,
которые должны усвоить ученики из содержания какого-то предмета. Но при
одном и том же содержании учебного материала урок может иметь разный
воспитательный эффект, в зависимости от форм, методов и приемов, которые
использует учитель.
Важным условием реализации воспитательного потенциала урока в полной
мере является выбор форм организации взаимодействия личностей с целью
постижения научных, духовных, нравственных, эстетических основ жизни.
Большинство форм, технологий и методов, которые мы предлагаем использовать
для

организации

процесса

постижения

жизни

на

уроке,

относятся

к

интерактивным, так как связаны с совместной деятельностью педагога и учеников,
направлены на развитие личности и метанавыков. Достижение подобных целей
осуществляется в специально организованной групповой и межгрупповой
деятельности, «обратной связи» между всеми её участниками, рефлексивном
анализе.

Интерактивное

воспитательный

процесс

взаимодействие
собственного

обусловлено

опыта

субъектов

включённостью

в

образовательного

пространства, в связи с этим меняется и роль педагога. Его активность уступает
место активности воспитанников, а основная миссия сводится к управлению
процессами личностного развития.
Арт-терапия –современный вид психотерапии и практической психологии,
заключающийся в диагностике и коррекции внутриличностных и межличностных
конфликтов с использованием рисования, лепки, музыки и пр. видов творческой
деятельности. В виде игротерапии, сказкотерапии, музыкотерапии, кинотерапии
используется в педагогической деятельности с целью преодоления возрастных
кризисов, развития креативности и целостности личности.
Беседа –диалогический метод обучения, при котором педагог путём
постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит ученика к
пониманию нового материала или проверяет уровень усвоения уже изученного.

Беседа этическая –обращённое к воспитанникам развёрнутое личное высказывание
педагога, проникнутое неподдельными эмоциями и переживаниями с целью
получения обратной связи от слушателей (в виде
вопросов, ответов, реплик).
Викторина –игра, заключающаяся в ответах на устные или письменные
вопросы из различных областей знания. Викторины, в основном, отличаются друг
от друга правилами, определённой очерёдностью хода, типами и сложностью
вопросов.
Виртуальные

экскурсии

–ознакомление

с

социально-значимыми,

культурными объектами с использованием современных коммуникационных
технологий.
Дебаты –публичные прения, обмен мнениями, между субъектами (группами)
относительно

своей

позиции

по

общественно

значимым

вопросам

с

представлением аргументов «за» и «против». Дебаты, в отличие от других форм
устной

коммуникации,

носят

ярко

выраженный

демонстрационный

тип

представления взглядов и аргументов сторон и вовсе не предполагают взаимного
согласия. Цель участия в дебатах –завоевание наибольшего числа сторонников.
Деловые игры –один из ведущих методов активного обучения. Д.И.
соответствует следующим требованиям: распределение ролей между участниками
игры;совместная деятельность в условиях «разведения» и имитации функций;
диалоговое общение партнёров по игре как необходимое условие принятия
согласованных решений; различие интересов участников игры и появление
конфликтных ситуаций;наличие общей игровой цели (игровая система), которая
является ведущим стержнем игры, фоном, на котором развиваются частные
противоречия.
Дискуссия -1. специально организованный обмен мнениями по какому-либо
вопросу (проблеме) для получения информационного продукта в виде решения; 2.
способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса
принятия решения в группе.
Диспут –1. вид диалогической речи, публичный спор на злободневную

научную

или

разговорно-бытовую

тему;

2.

специально

организованное

представление, в ходе которого происходит демонстративное столкновение
мнений по какому-то вопросу (проблеме).
Игра –деятельность, протекающая в определённых рамках места, времени,
смысла в обозримом порядке и по добровольно принятым правилам, вне сферы
материальной пользы и необходимости. Игра сопровождается настроением и
чувствами подъёма и напряжения, отрешённости и восторга. Игра -деятельность,
цель которой лежит в самой деятельности. Педагогическое значение игры
выражено следующими тезисами:
1.Игра –фактор развития ребёнка;
2.Игра –способ приобщения ребёнка к миру культуры;
3.Игра –щадящая форма обучения ребёнка жизненноважным умениям;
4.Игра –ознакомление ребёнка с широким спектром видов человеческой
деятельности;
5.Игра –мягкое средство коррекции, незаметное вовлечение ребёнка в
ценностную палитру социальных отношений;
6.Игра –деликатное средство диагностики развития социального опыта
ребёнка;
7.Игра –способ поддержки и педагогического сопровождения ребёнка;
8.Игра –один из способов подарить ребёнку моменты радости и счастья;
9.Игра –средство формирования коллектива и дружеской, тёплой атмосферы в
классе, группе.
Игровые методики –педагогическое средство, содействующее развитию
ценностных ориентиров личностного и социального развития ребёнка.
Исследовательская деятельность–совместная деятельность педагога и
обучающегося, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с
заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов,
характерных для исследования в научной сфере: постановка проблемы, изучение
теории, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор
собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий,

собственные выводы.
Кейс –один из наиболее эффективных и распространённых методов
организации активной познавательной деятельности -метод анализа конкретных
ситуаций.
Коллективное творческое дело –форма организации деятельности детсковзрослого коллектива. КТД имеет ряд особенностей: планирование, подготовка и
осуществление его предполагает участие абсолютного большинства членов
коллектива;

цель,

содержание

имеют

общественно-значимый

характер

и

практическую направленность; способы организации не допускают повторения и
шаблона.
Коллоквиум –научное собрание, целью которого является слушание и
обсуждение доклада, претендующего на самостоятельное исследование. В
образовательных учреждениях в ходе коллоквиума учащимися представляются
проекты, доклады, рефераты.
Круглый стол –метод активного обучения, одна из форм организации
познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные
ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умение
решать проблемы, укрепить личностные позиции, научить культуре ведения
дискуссии. Характерной чертой КС является сочетание групповой дискуссии с
групповой консультацией. Особое требование к организации и проведению КС:
процесс коммуникации проходит «глаза в глаза», все члены имеют равные права
на высказывание.
Музыкально-литературная композиция –интегрированный вид творческой
деятельности, соединяющий в себе выразительное чтение, драматизацию с
использованием соответствующей музыки.
Мозговой штурм (брейнсторминг) –метод психологической активизации
коллективной

творческой

деятельности.

Сущность

МШ

–упорядочение,

повышение организованности и рационализации творческого процесса. Процесс
МШ разделён на два этапа: первый -коллективная дискуссия, в рамках которой
генерируются идеи при абсолютном равноправии всех участников; второй –

критика

и

аналитика

высказанных

предложений,

их

оценка

и

выбор

альтернативных вариантов. У МШ есть много разновидностей: обратный, теневой,
комбинированный, индивидуальный; МШ в стиле«соло» и пр.Перформанс -(букв.
–представление) современная авторская театрализованная форма представления
концепции, идеи с использованием изобразительных средств, музыки, движений.
Портфолио –вариант аутентичного универсального информативного средства
оценивания качества образования и воспитания. Используют прежде всего при
реализации компетентностного подхода в образовании. Особую группу портфолио
составляют портфолио личностного роста.
Проект –активный метод обучения, основанный на личном интересе
учащихся. Суть проектной деятельности: стимулировать интерес детей к
определённым проблемам, решение которых основано на уровне владения
определённой суммой знаний и умений обосновать практическое применение
наработанных идей. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную
деятельность

детей –индивидуальную, групповую, парную, которую

они

выполняют в течение определённого отрезка времени.
Творческие мастерские –форма организации творческой и познавательной
деятельности детей и взрослых, осуществляемой путём самостоятельного
открытия. Типы мастерских: мастерская творческого письма (С. Соловейчик),
мастерская построения знаний (урочная деятельность); мастерская ценностных
ориентаций (воспитательная деятельность); технологические и методологические
мастерские.
Технология развития критического мышления –технология, позволяющая
формировать мотивацию к самообучению, самооценке результатов учебной
деятельности.
Тренинг –своеобразный исследовательский метод или способ практической
работы, в рамках которого изучаются, конструируются межличностные отношения
или психологические характеристики отдельных людей. Основные задачи:
формирование позитивных отношений к новой среде, новой деятельности (увидеть
смыслы для себя, осознать ценность);

формирование системы представлений о явлениях, объектах, проблемах личности
в социуме (представления –это та часть информации, которая используется
человеком для понимания мира и выстраиваниямодели поведения в этом мире);
формирование

умений

управлять

применением

имеющихся

у

человека

представлений, отношений, навыков в соответствии с условиями конкретной
ситуации. Умения могут быть трёх основных типов: технологические (способность
использовать усвоенную систему знаний, навыков в конкретной ситуации);
стратегические (способность выбирать определённую стратегию поведения);
диспозиционные (способность занимать определённую диспозицию по отношению
к ситуации).
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКЕ
Виды
учебноПредметы
видов
познавательной
учебно-познавательной деятельности
деятельности
Внешние признаки, свойства объектов
Наблюдение
познания, получаемые без вмешательства в них
Существенные,
ведущие
свойства,
закономерности объектов природы, получаемые
Эксперимент
непосредственно
путем
вмешательства,
воздействия на них
Систематизированная
информация,
Работа с книгой
изложенная в учебной, научной и научнопопулярной литературе
Систематизация
Существенные связи и отношения между
знаний
отдельными элементами системы научных знаний
Решение
Комплексная разнообразная информация
познавательных задач
познавательного характера
(проблем)
Построение
Закономерные связи между явлениями
графиков
(свойствами, процессами, характеристиками)

Виды деятельности со словесной (знаковой) основой:
 Слушание объяснений учителя

 Слушание и анализ выступлений своих товарищей
 Самостоятельная работа с учебником
 Работа с научно-популярной литературой
 Отбор и сравнение материала по нескольким источникам
 Написание рефератов и докладов
 Вывод и доказательство формул
 Анализ формул
 Программирование
 Решение текстовых количественных и качественных задач
 Выполнение заданий по разграничению понятий
 Систематизация учебного материала
 Редактирование программ
Виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:
 Наблюдение за демонстрациями учителя
 Просмотр учебных фильмов
 Анализ графиков, таблиц, схем
 Объяснение наблюдаемых явлений
 Изучение устройства приборов по моделям и чертежам
 Анализ проблемных ситуаций
Виды деятельности с практической (опытной) основой:
 Работа с кинематическими схемами
 Решение экспериментальных задач
 Работа с раздаточным материалом
 Сбор и классификация коллекционного материала
 Сборка электрических цепей
 Измерение величин
 Постановка опытов для демонстрации классу
 Постановка фронтальных опытов
 Выполнение фронтальных лабораторных работ
 Выполнение работ практикума
 Сборка приборов из готовых деталей и конструкций
 Выявление и устранение неисправностей в приборах
 Выполнение заданий по усовершенствованию приборов
 Разработка новых вариантов опыта
 Построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных
 Разработка и проверка методики экспериментальной работы
 Проведение исследовательского эксперимента
 Моделирование и конструирование
Данные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся наиболее

встречаются в образовательной практике и рекомендованы методистами. Задача
учителя, преподавателя – искать и находить новые, более эффективные виды
деятельности учащихся на учебных занятиях.
Нужно отметить, что разделение всех приведённых в списке видов учебнопознавательной деятельности на три группы в достаточной степени условно. В
основе этого разделения лежит признак – источник получения знаний,
формирования умений и навыков. В первой группе таким основным источником
является слово, знак; во второй группе – образ, зрительное ощущение; в третьей
группе – практическое действие.
В

рамках

данного

модуля

в

Лицее

реализуется

деятельность

профессиональных самообучающихся сообществ педагогов, целью которой
является апробация и внедрение эффективных современных подходов к
организации учебного занятия, в т.ч. в контексте Программы воспитания.
3.1.4.Модуль С А М О У П Р А В Л Е Н И Е
Поддержка и развитие детского самоуправления в лицее помогает
педагогам воспитывать в обучающихся

инициативность, самостоятельность,

ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а школьникам –
предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Это
то, что готовит их ко взрослой жизни. Поскольку обучающимся 1-4 и 5-7 классов
не всегда удается самостоятельно организовать свою деятельность, детское
самоуправление

может трансформироваться (посредством введения функции

педагога-куратора) в детско-взрослое самоуправление.
Особенности организации детского самоуправления в МОУ «Лицей №1»:

На уровне лицея


через деятельность выборного Совета старшеклассников, создаваемого

для учета мнения лицеистов

по вопросам управления образовательной

организацией и принятия административных решений, затрагивающих их права и
законные интересы;


через

работу

постоянно

действующего

школьного

совета,

инициирующего и организующего проведение личностно значимых для
школьников событий (соревнований, конкурсов, фестивалей, флешмобов);


через деятельность творческих советов, отвечающих за проведение тех

или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций;


через

деятельность

созданной

службы

медиации

из

наиболее

авторитетных старшеклассников по урегулированию конфликтных ситуаций в
лицее

курируемой педагогом-психологом, а также информационной и

просветительской деятельности на своем личном примере.
На уровне классов


через

деятельность

выборных

по

инициативе

и

предложениям

обучающихся класса лидеров (например, старост, дежурных командиров),
представляющих интересы класса в образовательных событиях и призванных
координировать его работу с работой общешкольных органов самоуправления и
классных руководителей;


через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за

различные направления работы класса (например: штаб спортивных дел, штаб
творческих дел);


через организацию на принципах самоуправления жизни детских групп,

отправляющихся в походы, экспедиции, на экскурсии, осуществляемую через
систему распределяемых среди участников ответственных должностей.

На индивидуальном уровне


через вовлечение лицеистов в планирование, организацию, проведение и

анализ общелицейских и внутриклассных дел;


через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую

роль, функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классным
кабинетом, комнатными растениями.
3.1.5.Модуль П Р О Ф О Р И Е Н Т А Ц И Я
Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению
«профориентация» включает в себя профессиональное просвещение лицеистов;
диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию
профессиональных проб школьников. Задача совместной деятельности педагога и
ребенка – подготовить лицеиста к
профессиональной

деятельности.

осознанному выбору своей будущей

Создавая

профориентационно

значимые

проблемные ситуации, формирующие готовность школьника к выбору, педагог
актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на
труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную,
но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности. Эта работа
осуществляется через:
 циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку
школьника

к

осознанному

планированию

и

реализации

своего

профессионального будущего – курс «Мой выбор»;
 курс «Проектория»
 профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение кейсов
(ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную
позицию), расширяющие знания школьников о типах профессий, о способах
выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной
школьникам профессиональной деятельности;
 экскурсии

на

предприятия

города,

дающие

школьникам

начальные

представления о существующих профессиях и условиях работы людей,
представляющих эти профессии;

 посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических
профориентационных парков, профориентационных лагерей, дней открытых
дверей в средних специальных учебных заведениях и вузах;
 совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных выбору
профессий,

прохождение

профориентационного

онлайн-тестирования,

прохождение онлайн курсов по интересующим профессиям и направлениям
образования;
 участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в
сети интернет: просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие
в мастер классах, посещение открытых уроков;
 индивидуальные консультации психолога для школьников и их родителей по
вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных
особенностей детей, которые могут иметь значение в процессе выбора ими
профессии;
 освоение школьниками основ профессии в рамках различных курсов по выбору,
включенных в основную образовательную программу школы, или в рамках
курсов дополнительного образования;
 Ведение Портфолио Успешной карьеры.
3.1.6.Модуль РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Работа

с родителями

или

законными

представителями

школьников

осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое
обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа
с родителями или законными представителями школьников выстраивается
рамках следующих видов и форм деятельности:

На уровне Лицея и класса
 Классный

родительский

комитет

и

Управляющий

совет

Лицея,

участвующие в управлении образовательной организацией и решении вопросов

в

воспитания и социализации лицеистов;
 Реализация проекта «Родительский университет», главная цель которого
- повышение компетенции родителей как участников образовательных
отношений по вопросам психологии, развития, воспитания и обучения детей.
Направление

«Школа для родителей» содействует

широкому включению

родителей как участников образовательных отношений в образовательный
процесс лицея, повышение компетентности родителей по вопросам реализации
стандартов нового поколения. Уроки, вебинары, лектории
организуются ежегодно.

для родителей

«Школа для родителей» является инновационным

проектом лицея по взаимодействию с родителями учащихся. Уроки и семинары,
предлагаемые в рамках проекта, позволяют родителям понять изменение
специфики преподавания в соответствии с требованиями стандартов нового
поколения, изменение своего участия и роли в вопросах помощи ребенку,
становятся традиционным образовательным событием лицея и своеобразной
системой знакомства родителей с методиками преподавания учителей.
 общелицейские

родительские

собрания,

происходящие

в режиме

обсуждения наиболее значимых вопросов обучения и воспитания школьников;
 семейный всеобуч, на котором родители могли бы получать ценные
рекомендации и советы от профессиональных психологов, врачей, социальных
работников и обмениваться собственным творческим опытом и находками в
деле воспитания детей;
 социальные сети и

чаты, в которых обсуждаются интересующие

родителей вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации
психологов и педагогов.

На индивидуальном уровне
 работа специалистов социально-воспитательной службы по запросу

родителей для решения острых конфликтных ситуаций;
 организация приема администрации лицея по личным вопросам
родителей, включая консультирование c целью координации воспитательных
усилий педагогов и родителей.
 участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае
возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием
конкретного ребенка;
 помощь
общелицейских

со

стороны
и

родителей

внутриклассных

в

подготовке

мероприятий

и

проведении

воспитательной

направленности;
3.2.ВАРИАТИВНЫЕ МОДУЛИ
3.2.1. Модуль ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ ГОДА
Образовательные события – это главные традиционные общелицейские дела,
в которых принимает участие большая часть обучающихся и которые
обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совместно
педагогами и лицеистами. Это комплекс коллективных творческих событий,
проектов, акций, выставок, конкурсов и т. д. по единой тематике, интересных и
значимых для лицеистов, объединяющих их вместе с педагогами в единый
коллектив. Образовательные события обеспечивают включенность в них
большого числа обучающихся и взрослых, способствуют интенсификации их
общения, ставят их в ответственную позицию к происходящему в лицее.
Введение образовательных событий в жизнь лицея помогает преодолеть
мероприятийный характер воспитания, сводящийся к набору мероприятий,
организуемых педагогами для детей.
Для этого в образовательной организации используются следующие формы
работы.
На внелицейском уровне


социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и

реализуемые школьниками и педагогами комплексы дел (благотворительной,

экологической, патриотической, трудовой направленности), ориентированные на
преобразование окружающего лицей социума.
открытые дискуссионные площадки – регулярно организуемый комплекс



открытых дискуссионных площадок (детских, педагогических, родительских,
совместных), на которые приглашаются представители других школ, деятели
науки и культуры, представители власти, общественности и в рамках которых
обсуждаются насущные поведенческие, нравственные, социальные, проблемы,
касающиеся жизни лицея, города, страны.
проводимые для жителей ПОО микрорайона Древлянка и организуемые



совместно

с

семьями

обучающихся

спортивные

состязания,

праздники,

фестивали, представления, которые открывают возможности для творческой
самореализации

школьников

и

включают

их

в деятельную

заботу

об

окружающих.
На уровне Лицея
образовательные



события

–

ежегодно

проводимые

творческие

(театрализованные, музыкальные, литературные) дела, связанные со значимыми
для обучающихся и педагогов знаменательными датами и в которых участвуют
все классы лицея.
торжественные посвящения в профиль, связанные с переходом лицеистов



на следующую ступень образования, символизирующие приобретение ими
новых социальных статусов в лицеи и развивающие школьную идентичность
детей.
 церемонии чествования (по итогам года) лицеистов – «100 лицеистов» и
педагогов – «Созвездие 10» за активное участие в жизни лицея, защиту чести
лицея в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие
лицея. Это способствует поощрению социальной активности обучающихся,
развитию

позитивных

межличностных

отношений

между

педагогами

и

воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к другу.
На уровне классов
 выбор

и

делегирование

представителей

классов

в

Совет

старшеклассников;
 участие лицеистов в образовательных событиях;
 проведение

в

рамках

класса

итогового

анализа

обучающихся

общешкольных ключевых событий.
На индивидуальном уровне
 вовлечение по возможности каждого обучающегося в образовательные
события

лицея

в

одной

из

возможных

для

них

ролей:

сценаристов,

постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов,
корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за
приглашение и встречу гостей;
 индивидуальная помощь лицеисту (при необходимости) в освоении
навыков подготовки, проведения и анализа образовательных событий;
 наблюдение за поведением обучающегося в ситуациях подготовки,
проведения и анализа ключевых образовательных событий, за его отношениями
со сверстниками, старшими и младшими школьниками, с педагогами и другими
взрослыми;
 при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с
ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли
бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем
образовательном событии на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент
общей работы.

3.2.2.Модуль СОВРЕМЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при условии ее
грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует
формированию

у

него

чувства

вкуса

и

стиля,

создает

атмосферу

психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые
ситуации,

способствует

позитивному

восприятию

ребенком

школы.

Воспитывающее влияние на лицеиста осуществляется через такие формы
работы с предметно-эстетической средой как:


оформление интерьера среды в соответствии с корпоративными идеями

Лицея;


создание выставочных пространств для презентации творческих работ

лицеистов, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также
знакомящих их с работами друг друга; картин определенного художественного
стиля, знакомящего школьников с разнообразием эстетического осмысления
мира; фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в лицее (проведенных
образовательных

событий,

интересных

экскурсиях,

походах,

встречах

с

интересными людьми и т.п.);


озеленение пришкольной территории, оборудование спортивных и

игровых площадок, доступных и приспособленных для школьников разных
возрастных

категорий,

оздоровительно-рекреационных

зон,

позволяющих

разделить свободное пространство лицея на зоны активного и тихого отдыха;
 благоустройство
руководителями

классных

вместе

со

кабинетов,

школьниками

осуществляемое
своих

классов,

классными
позволяющее

обучающимся проявить свои фантазию и творческие способности, создающее
повод для длительного общения классного руководителя со своими детьми;
 событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных
школьных событий (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих
вечеров, выставок, собраний, конференций и т.п.);
 совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой
школьной символики (флаг школы, гимн школы, эмблема школы, логотип,
элементы

школьного

костюма

и

т.п.),

используемой

как

в

школьной

повседневности, так и в торжественные моменты жизни образовательной
организации – во время праздников, торжественных церемоний, ключевых

общешкольных дел и иных происходящих в жизни школы знаковых событий;
 регулярная организация и проведение конкурсов творческих проектов по
развитию образовательной среды лицея;
 акцентирование внимания школьников посредством элементов предметноэстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания
ценностях Лицея, его традициях и правилах.
3.2.3. Модуль Д Е Т С К И Е О Б Щ Е С Т В Е Н Н Ы Е О Б Ъ Е Д И Н Е Н И Я
Действующее на базе Лицея детское общественное объединение – это
добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по
инициативе детей и взрослых, объединившихся на основе общности интересов
для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
Воспитание в детском общественном объединении осуществляется через:


утверждение и последовательную реализацию в детском общественном

объединении

демократических

процедур

(выборы

руководящих

органов

объединения, подотчетность выборных органов общему сбору объединения;
ротация состава выборных органов и т.п.), дающих ребенку возможность
получить социально значимый опыт гражданского поведения;
 организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность
получить важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной
на помощь другим людям, своему лицею, обществу в целом; развить в себе такие
качества как забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и
слышать других. Такими делами являются: посильная помощь, оказываемая
школьниками пожилым людям; совместная работа с учреждениями социальной
сферы (проведение культурно-просветительских и развлекательных мероприятий
для посетителей этих учреждений, помощь в благоустройстве территории данных
учреждений и т.п.); участие школьников в работе на прилегающей к лицею
территории ;


организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность

получить важный для их личностного развития опыт осуществления дел,
направленных на помощь другим людям, лицею, обществу в целом; развить в
себе такие качества как внимание, забота, уважение, умение сопереживать,
умение общаться, слушать и слышать других;


клубные встречи – формальные и неформальные встречи

членов

детского общественного объединения для обсуждения вопросов управления
объединением, планирования дел в лицее и микрорайоне, празднования
знаменательных для членов объединения событий;


рекрутинговые мероприятия в начальной школе, реализующие идею

популяризации деятельности детского общественного объединения, привлечения
в него новых участников (проводятся в форме игр, квестов, театрализаций,
флешмобов и т.п.);


поддержку и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов,

формирующих у ребенка чувство общности с другими его членами, чувство
причастности к тому, что происходит в объединении (реализуется посредством
введения особой символики детского объединения, проведения ежегодной
церемонии посвящения в члены детского объединения, создания и поддержки
интернет-странички детского объединения в соцсетях, организации деятельности
пресс-центра детского объединения, проведения традиционных огоньков –
формы коллективного анализа проводимых детским объединением дел);


участие членов детского общественного объединения в волонтерских

акциях, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в
целом. Это может быть как участием школьников в проведении разовых акций,
которые часто носят масштабный характер, так и постоянной деятельностью
школьников.
3.2.4. Модуль ЭКСКУРСИИ, ЭКСПЕДИЦИИ, ПОХОДЫ
Данный модуль реализуется в рамках внеурочной деятельности классов,
определяется профильной \ предпрофильной спецификой программы класса.
Экскурсии, экспедиции, походы помогают школьнику расширить свой кругозор,

получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной
среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный
опыт социально одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях. На
экскурсиях, в экспедициях,

походах создаются благоприятные условия для

воспитания у подростков самостоятельности и ответственности, формирования у
них навыков самообслуживающего труда, преодоления их инфантильных и
эгоистических наклонностей, обучения рациональному использованию своего
времени, сил, имущества. Эти воспитательные возможности реализуются в
рамках следующих видов и форм деятельности:
 регулярные пешие прогулки, экскурсии или походы выходного дня,
организуемые в классах их классными руководителями и родителями
школьников: в музей, в технопарк, на предприятие, на природу (проводятся как
интерактивные занятия с распределением среди школьников ролей и
соответствующих им заданий, например:

«фотографов», «разведчиков»,

«гидов», «корреспондентов», «оформителей»);
 литературные, исторические, биологические экспедиции, организуемые
учителями и родителями обучающихся в другие города для углубленного
изучения биографий проживавших здесь российских поэтов и писателей,
произошедших здесь исторических событий, имеющихся здесь природных и
историко-культурных ландшафтов, флоры и фауны;
 поисковые экспедиции – вахты памяти, организуемые школьным
поисковым отрядом к местам боев Великой отечественной войны для поиска и
захоронения останков погибших советских воинов;
 многодневные походы, организуемые совместно с учреждениями
дополнительного образования и осуществляемые с обязательным привлечением
школьников к коллективному планированию (разработка маршрута, расчет
времени и мест возможных ночевок и переходов), коллективной организации
(подготовка необходимого снаряжения и питания), коллективному проведению
(распределение среди школьников основных видов работ и соответствующих им

ответственных должностей), коллективному анализу туристского путешествия
(каждого дня - у вечернего походного костра и всего похода - по возвращению
домой).
3.2.4.Модуль М Е Д И А С Л У Ж Б А Л И Ц Е Я
Цель медиа (совместно создаваемых школьниками и педагогами средств
распространения

текстовой,

аудио-

и

видеоинформации)

–

развитие

коммуникативной культуры школьников, формирование навыков общения и
сотрудничества,

поддержка

творческой

самореализации

учащихся.

Воспитательный потенциал медиа реализуется в рамках следующих видов и форм
деятельности:
 разновозрастный редакционный совет подростков, старшеклассников и
консультирующих их взрослых, целью которого является освещение (через
лицейскую газету, радио, телевидение и социальные сети) наиболее интересных
моментов жизни лицея, популяризация общешкольных ключевых дел, кружков,
секций, деятельности органов ученического самоуправления;
 газета для старшеклассников, на страницах которой ими размещаются
материалы о вузах, колледжах и востребованных рабочих вакансиях, которые
могут

быть

интересны

школьникам;

организуются

конкурсы

рассказов,

поэтических произведений, сказок, репортажей и научно-популярных статей;
проводятся круглые столы с обсуждением значимых учебных, социальных,
нравственных проблем;


медиацентр – созданная из заинтересованных добровольцев группа

информационно-технической

поддержки

школьных

мероприятий,

осуществляющая видеосъемку и мультимедийное сопровождение событий,
фестивалей, конкурсов, спектаклей, капустников, вечеров, дискотек;
 интернет-группа - разновозрастное сообщество обучающихся и педагогов,
поддерживающее интернет-сайт лицея и соответствующую группу в
социальных сетях с целью освещения деятельности образовательной организации
в информационном пространстве, привлечения внимания общественности к

школе,

информационного

продвижения

ценностей

лицея

и

организации

виртуальной диалоговой площадки, на которой детьми, учителями и родителями
могли бы открыто обсуждаться значимые для школы вопросы;
 киностудия, в рамках которой создаются ролики, клипы, осуществляется
монтаж познавательных, документальных, анимационных, художественных
фильмов, с акцентом на этическое, эстетическое, патриотическое просвещение
аудитории.
3.2.5. Модуль БЕЗОПАСНАЯ ШКОЛА
Формирование опыта безопасного поведения — важнейшая сторона
воспитания ребенка. Сегодня слабая подготовка школьников в вопросах
безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях,
несоблюдение ими правил дорожного движения и пожарной безопасности,
пренебрежение правилами личной гигиены и нормами здорового образа жизни в
большинстве случаев являются причиной несчастных случаев и гибели детей.
Процесс формирования опыта безопасного поведения у школьников является
важным этапом в развитии ребенка. Осуществление же данного процесса
воспитания будет более продуктивным при включении учеников в разнообразные
формы внеклассной и учебной деятельности.
Модуль

реализуется

через

систему

классных

часов,

общелицейских

мероприятий, индивидуальные беседы.
Для этого в образовательной организации используются следующие формы
работы:
- Классные часы, интерактивные игры для формирования толерантного
отношения друг к другу, умения дружить, ценить дружбу;
- Интерактивные беседы для формирования у обучающихся культуры
общения (коммуникативные умения), формирование умение высказывать свое
мнение, отстаивать его, а также признавать свою неправоту в случае ошибки;
- Реализация интегрированной программы «Мой выбор», направленной на

позитивное отношение к ЗОЖ;
- Реализация программ дополнительного образования, направленных на
формирование

ценностного

отношения

к

своему

здоровью,

расширение

представления учащихся о здоровом образе жизни формировать потребность в
соблюдении правил здорового образа жизни, о здоровом питании, необходимости
употребления в пищу. продуктов, богатых витаминами, о рациональном питании;
- Выявление факторов, оказывающих отрицательное воздействие на развитие
личности и способствующие совершению им правонарушений;
- Помощь в личностном росте, помощь в формировании адекватной
самооценки,

развитие

познавательной

и

нравственно-эстетической

и

патриотической культуры, в формировании навыков самопознания, развитии
коммуникативных и поведенческих навыков, навыков саморегуляции и др.
- Социально-психологические мониторинги с целью раннего выявления
проблем;
-

Психодиагностическое

обследование

ребенка:

определение

типа

акцентуаций характера, уровня познавательного развития, выявление интересов
ребенка, уровня тревожности, особенности детско-родительских отношений и др.
- Оказание помощи в профессиональном самоопределении.

4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ
Самоанализ воспитательной работы в лицее осуществляется по выбранным
самим лицеем направлениям и проводится с целью выявления основных проблем

лицейского воспитания и последующего их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной
организации с привлечением (при необходимости и по самостоятельному
решению администрации образовательной организации) внешних экспертов.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ
воспитательной работы в лицее, являются:
- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа,
ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам,
так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;
-

принцип

приоритета

анализа

сущностных

сторон

воспитания,

ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а
качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер
общения и отношений между школьниками и педагогами;
-

принцип

ориентирующий
совершенствования

развивающего
экспертов

на

воспитательной

характера

осуществляемого

использование
деятельности

его

анализа,

результатов

педагогов:

для

грамотной

постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей
воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их
совместной с детьми деятельности;
- принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития
обучающихся, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное
развитие лицеистов – это результат как социального воспитания (в котором лицей
участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной
социализации и саморазвития детей.
Основными направлениями анализа организуемого в лицее воспитательного
процесса могут быть следующие:
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
динамика личностного развития школьников каждого класса.

Осуществляется

анализ

классными

руководителями

совместно

с

заместителем директора по воспитательной работе с последующим обсуждением
его

результатов

на

заседании

методического

объединения

классных

руководителей и педагогическом совете Лицея.
Способом получения информации о результатах воспитания, социализации
и саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение.
Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие
прежде существовавшие проблемы личностного развития обучающихся удалось
решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему;
какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать
педагогическому коллективу.
2. Состояние организуемой в лицее совместной деятельности детей и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
наличие в лицее интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей
совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе,
классными руководителями, активом старшеклассников и родителями, хорошо
знакомыми с деятельностью лицея.
Способами получения информации о состоянии организуемой в лицее
совместной деятельности обучающихся и взрослых могут быть беседы со
лицеистами

и

самоуправления,

их

родителями,

при

необходимости

педагогами,
–

их

лидерами

ученического

анкетирование.

Полученные

результаты обсуждаются на заседании методического объединения классных
руководителей и педагогическом совете школы.
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с:
- качеством проводимых образовательных событий года;
- качеством совместной деятельности классных руководителей и их классов;
- качеством организуемой в лицее внеурочной деятельности;
- качеством

реализации

личностно

развивающего

потенциала

эффективных уроков;
- качеством существующего в лицее ученического самоуправления;
- качеством функционирующих на базе лицея детских общественных
объединений;
- качеством проводимых в лицее экскурсий, экспедиций, походов;
- качеством профориентационной работы лицея;
- качеством работы школьных медиа;
- качеством организации предметно-эстетической среды школы;
- качеством взаимодействия школы и семей школьников.
Итогом самоанализа в лицее воспитательной работы является определение
перечня выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому
коллективу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».