Положение об итоговом индивидуальном проекте на ступени среднего общего образования от февраля 2017 года.pdf

муни!ц4пАльнов Б!од)[ ш тнов
оБщвоБРАзовАтшльнов учРвх(дшнишш

утвшРж дА| о

пвтРозАводского гоРодского окРугА
(лицвй ль 1)

(моу

к.} 1ицей } т| э1> )

Февра­гть,2017 т.
| !ринята на нау{ но­методическом совете
протокол !\ !12 от \ 6.02.20\ 7

тР

А] д4я

г оР

одА г] втРозАв одскъ

^ п\ { шшл* 1с

у| РАв лв1л,в, оБРАз ов

моу ('шшщй

А7] йтя

} { ч1>

полож шну1в,
оБ итоговом \ 4} !дивидуАльном шРошктв
нАстушшни

сРвдншго оБщшго оБРАзовАну!я

[ . Фбщие полоя(ен[ { я

1.1. Ёаотоящее полож ение регламентирует процедуру итоговой оценки
мет€
} предметнь1х

дости)кения

результатов образования в соответствии о щебов.| ниями Федеральньтх

государственньп( образовательньтх стандартов ореднего о6щего образования (далее
ооо).

Фсновной

процедурой

итоговой

оценки

Фгос

] !1ет€
| предметньтх

дооти)кения

резу.ттьтатов яв.т1,яется затт1ита итогового индивиду{ 1льногопроекта.
1.2. [ !ормативно­правовой

Федера­ттьньй

базой для разработки настоящего | | олож ения яв.тш{ етоя:

закон (об

образовании

в

Роосийокой Федеращии от29.12.2012года} т[ о

273­Ф3;
Фодера­ттьньтй гооударотвенпьтй образовательный стандарт ореднего

общого образоватия

(| { риказ } у1ФиЁ РФ от | 7 мая2012года} Ф 413);

Фоновная образовательн{ 1я программа среднего общего образования | у1Ф)/ к­} 1ицей ] \ !1> ;

)[ 'отав

моу

к.11ицей ] .1!1> ;

9чебньй план йФ] /

< .] !ицей ] ф1).

1.3. Ёаотоящее | !оло> кение опреде.т1яет принципь1 и оообенности индивиду€
} льного
условиях ро{ !'пизации Ф[ Ф€
_

проекта в

Ф Ф:
€

меото индивидуального проекта в образовательном процесое )1ицея;

­ форма индивидуального проекта;
­ основь1 организации работьл над индивиду€
1льнь1м
­ осо беннооти оценив

аъ\ р1я

и| 'д\ 4видуального

проектом;

про екта;

­поречень и порядок оформления проектной докр{ ентации.

1.4. Ёаотоящее | | олож ение утверж даетоя наг{ но­методическим советом

моу

< .} 1ицей ] \ ъ1),

име} ощим пр{ во вносить в него изменения и дополнени'| .

!| . | { ели
2.| . !ель:
п'

и 3адачи реалп3ации индивидуального проекта в] | ицее

созд€
| ние

защить1

психолого_пед{ гогических уоловий для разработки' оопровож дения

инду\ ву| ду€
штьного

проекта

обунатощимися,

как

са1} [ оопределения'

в

ра:} !ках

профильного

обязательного

условия

дости)кени'! метапродметньтх результатов образования. | !роектная деятельность
опособотвует развити} о адекватной
с{ } мооценки, формировани} о позитивной

п

её

розультатов),

развити} о информационной компетентности. | '1ндивидуальный проект'

предотав] 1яет

собой самостоятельну} о работу, ооуществляему} о обунатощимоя на

протяж ении

9­концепции (опьтт интереоной работьт

д] 1ительного г1ериода. в

самостоятельно у|
научиться пл{ | нировать
утебньп< , но и

ходе

(или)

такой

публи.птой демонстрации

работьт обунагощийся

с

автор

проекта

помощь} о педагога по] учает возмо)кность
и работать по плану
это один из вахснейтпих не только

социйьньтх н€вь1ков' которь1м долж ен овладеть лицеист.

2.2.3адачп:

1.

Фбеспечить

содействие

образоватольньтх результатов

в

достих(ении

обуна:ощимися

следу!ощих

:

­ в формировании к] !точевьгх компетенций, под которь| ми в современной педагогике
поним€
| | отся

комплеконь1е свойства личнооти, вк.ттточ€|!ощие

взаимоовяз€
1ннь1е

ценности, а т€}кя{ е готовнооть мобилизовать их в необходимой

полг{ ить плапируемь:й результат о последу[ ощой

оу1туацуъу|

зн€
[ 1{ и] я,

умения,

и оамоотоятельно

:} н{ ш1итической садлооценкой созданного

продукта;

­

в

воопит{ 1нии с{ | мостоятельнооти, инициативнооти'

ответственнооти'

повь11шении

мотивации и эффективнооти утобной деятельности; на практичеоком уровне овладоть умением

вьтбирать оптим€
т льнь1е

средотва' принимать ре1пения, в том !!исле

неопределённооти; в возмояснооти р€
ввить
ретшений,

у[ ' в

опособность к р'вработке нескольких

ситуациях
вари{ 1нтов

к поиску нестандартньтх ретшений, поиоку и осущеотвлени1о наиболее приемлемого

ре1шени'{ ;

2. Фбеспе.шлть

оодействие учите.т1ям

ооответствии с требованиями

­

активнее

технологии

внедрять
д] 1

в

в

организации образовательного процесса в

Ф[ Ф(:

образовательньй

{ развития позн€
вательнь1х

процеос

лицея

новь1е пед€
г огические

навь1ков обулатощихоя, рлений самостоятельно

конструировать свои знания, ориентироваться в

информаг1ионном просщ€
| нстве'

р{ ввития их

критичеокого мы1пления' умения увидеть, сформулировать | т ре1пить
проблему; новь| е формьт взаимоотнотшений (г{ еник _ учитель))' в которьтх учитель от€
! новитоя
дейотвительнь1м

о

обутатощимиоя'

оовмеотной
организатором
споообствуя переходу к реапьному сотрудничеству в

работьт

ходе

овладения

зн{ | [ | и'| ми.

[ 1.1!1есто индивищ)| аль[ | ого проекта в 0сновной образовательной программе лицея

проект яв'1'{ ется обязательной формой обунения и входит в перечень

3.| . Андивиду€|"льнь!й
унебньпс шредметов 10

_

х к.] тассов. 8ьтполноние индивиду{ 1льного итогового проекта обязательно

д] ш[ к:шкдого обуналощегося 10­х классов лицея,

его невь1полнение равноценно

по.ггг'ени} о

неудовлетворительной оценки по щебному предд\ лету.

3.2.Андиъидуальньй проокт вь1полняется в течение одного улебного года (10 класо).

3.3. Фценка у1 учет знштий 14 рсений, проявлен!{ ьп( €
втором
индивидуапьной

работьт,

уровня

вь1пол1{ ения её

проекта

учить1в€
| 1отся

в ходе
в

создани'{

лицейской

документации.

3.3.1.

Б

ходе работьт над индивиду!| "льньтм проектом автор­разработник полу{ ает текущие

отметки за вь1полнение к.] тгочевьгх эт€}пов
на сща} { ицу < | '1ндивидуальньй проект).

работьт. 3ти отметки вносятся в элекщонньй ж урнал

з.з.2. | { ублинная защита проекта проходит в рамках лицейской конференции < €
ам­по)

текущего года. Фценка проекта переводится в

пятибалльнуто сиотему и

в ;| преде

вь{ отав.т1яетоя в

элекщонном ж урн€}ло в щафе к3алцита проект.ш> .

3.3.3. Андътв* тдуальньй проект мо} кет бьтть представлен

регионального

в

конкурсах муниципального'

и. воероосийских уровней. [ !обедьт в этих конкурсах, [ Ф

| | едагогического €
овета

лицея' могут повлиять на итогову| о отметку'

ре1пенито

вь1став.т1яему} о { штору

проекта.

з.з.4' 1,1тоговая отметка за вь1полнение проекта вь1ст{ в!1яется в электронньтй )к){ рнш| , личное
дело обуна} ощегося, в аттестат об основном среднем образовании отметка

вь1ст€
| в.т1яетоя

в

овободну:о отроку.

[ !.

Форппа индив| { щ.а.] | ьного проекта

(требования к содер)[ (аник)' направленности и оформленик) проекта)
4.1. Розультат проектной деятельности дош1(ен иметь пр{ 1ктическу| о н€
| пр€
вленность.

Андив* хдуа­тльньй проект представ] 1яет собой проект' вь1по] 111'{ емьй обунатощимоя в р.!мках

одного или нескольких утебньтх предметов с цельто продемонстрировать свои дости} кения в
самостоятепьном оовоении оодерж ания и методов избранньтх областей знаний

деятельности

и

споообность

проектировать

и

и/ или видов

ооутцествлять целесообразнуто

у!'

результативну1о деятельность.

4.2. 8идьп индивищ[ ального проекта:
оциально
€

­ ориентированньпй проекг нацелен на ре1пенио социЁш1ьньгх задач, отчетнь| е

материальт по ооци€
} льному

проекту могут вк.т1точать как тексть1' т€!к и мультимедийньте продукть1'

видео, фото ­ у! аудуто ­материш| ьл.

} 1сследовательскпй проект по ощуктуре напоминает наг{ ное иоследование. Фн вкшочает в се6я

обоснование !1ктуальнооти вьтбрштной томь1' поотановку задач иоследов{ | ния' обязательное

вьцвиж ение гипотезы с последутощей её проверкой, обсуж дение | 1 €|н.1пиз

полу{ енньп(

результатов. | { ри вьг:олнении проекта до] окнь| иопользоваться методь| оовременной науки:
лабораторньй эксперимент' моделиров€
| ние'

социологический опрос и др.

| 4нформационньпй проект напр{ влен на сбор информации о к{ 1ком­либо объекте или явлонии с
} н{ 1пиза,
цельто €

обобщения и предст{ шления информащуту| д[ !я:пирокой аудитории. 1акие проекть]

щебулот хоро1шо продр[ !} нной стрщтурьт. 1,1сходом проекта мож ет бьтть публикация в

том

11иоле

в ооти

1'1нтернет,

эссе, реферат, !} на.] титические

отчётьт о проведённь0( исследов€
! ниях,

] у1атери{ ш1ь1,

€
1!11,1,

в

обзорньте матери€ш1ь1'

отендовьй доклад.

1ворнеский проепсг предпол{ гает м{ | ксима.] 1ьно овободный и нетрадиционньй по.щод к его
вь| полнени} о и презентации результатов. 3то
ицрьт' видеофильмь1, музьтк€
1льного

моцт

бьтть а­тльман€
| хи,

теац)€
} лизащии,

произведения' компь1отерные а} { имации и д).

спортивнь1е

(онструкторский проект ­ материальньй объект, м€
| кет,
по.т1ным описанием и

о

наг] нь| м обосновштием его и3готовления и примонения.

­ это продукт'

Бизнес­проект

иное консщукторское изделие

деятельности' и

ощеока} ощий аспектьт предпринимательской

предст{ в.т1я1ощее собой оформленное предло} | (ение' направленное на пр€
} ктичеокое

перопективное

внощ)ение.

проекта: монопредметньй, метапредметньпй, мех(предметньй, отнооящийоя

одерлсанипо
€

к облаоти зна:лий (нескольким областдд), отнооящийся к области деятельности и пр.

8ьтбранная обуналощимся тема

проектной работьт мо)кет

реапизовь!вать

познавательньтй мотив' ориентироваться на интереоь1 и увлечения обуза:ощегося' ре1пение
ли!{ ноотньп( проблем.

4.з. [ ема

индивиду{ } льного проекта дол)кна соответствовать следу!ощим щебовалтиям:

обула:ощиооя вьтбира} от тему проекта оамоотоятельно; обуналощпйся

на

примерньтй

определит

в

перечень

тем индивидуального

мох(ет ориентцроваться

проектировау{ у!я) которь1е лицей

качестве { } ктуальньтх для образовательного процеоса; тема проекта дол)кна бьтть

оформулирована щ{ } мотно

с

литературной

точки

зрения,

у1 оща)кать

проблему,

рассматриваему[ о в проекте.

проекта (в понатном

4.4. €
т рупсгура

и

мультимедийном вщишттах):

титульньпй лист'

оглавление' введение' основная часть' заклк)чение' списоклитературь[ .
?ицльньй лист оформляется по уот{ | новленному

в

лицее образцу (| { рилож онпе2).

Фглавление вк.] 1} очает перочень тематических

названий

всех

р€
вделов

проекта

в

порядке их следов€
} ния.
8ведение вклточает:

­ обоснование

акту[ } льнооти вьтбранной темы: даетоя аяалитичеокий обзор фактов, ухсе

известньтх в науке и практике и остав1пихся еще не раокрь1ть1ми и требутошими разре1пения; на

этой оонове формулируется противоречие' на раскрытие которого

н€
| правлен

данный

проект; на основании вь1явленного противорения форштулируотоя проблема;
­ опроде] ш{ етоя цель работьт ­ то, что необходамо достигнугь в результате работьт над проектом;

­ формулиру} отся конкретнь1е задачи' которь1е необходимо ре1пить, тгобь:
­

ук€
вь1в{ } 1отся

методь1

у!

методики,

дооти11ь цели;

которь1е использов{ ш1ись при

разработке

проекта;
_

з{ вортп{ | } от

8ведение раздель| ( новизна проекта)' ((практичеок{ 1я значимость проекта).

Фсновная часть проекта мож ет оостоять из одного и] 1и двух ра:!делов: первьй, как правило'
оодерж ит теоретический материагл,

второй

_

экопериментальньй (практинеокий).

Б

опиоке литерат)фьт даотся точна'т информацутя о6 иоточниках, иопользов€
1нньп(

список

по

составляется

тематическим

литература

и т.п.; источники,

в

в

о

перечисля} отся

{ второв,

алфавитном порядке

н€
) именование

исто!!ника'

соответству1| !

меото'

проекто;

общефилософская

р{ вделам:

литература, тоория' практичеок€
ш

в

вт{ утри каж дого раздела'

требованиями

[ Ф€
1а:

фамилии

наименование издательотва' год издания'

количеотво страниц; еоли использутотоя статьи из ж урналов, то

указь1вается { !втор'

наименов3} ние статьи, наименование ж урнала' номер и год вь| пуска и номера отраниц, на
которьп( напечатана отатъя. Б тексте работьт долхст!а бьгть ссылка на тот иушт утной источник

(порядковьтй номер ссь1лки вь1нооится под ооновной текот ощаниць1 14 сопрово)| (дается
информацией об
издательства, год

источ1{ ике: автор,
у| здаъту| я, отра!{ ица

Фбъем текста проектной работьт,

10 печатньтх отр{ } ниц.
ст€
} ндартньгх

[ ля

наименование

иоточника,

] !1есто, наименование

цитирования).

вк.т11оча'[

формульт и список литературь1' не дол)кен бьтть более

припож ений мо)кет бьтть отведено допо.ттнительно не более 10

сщ€
| ниц.

4.5. Фбщие требования

к оформленик) проектной работьп:

Работа вь!полняется на листах стандарта А 4, ш:рифтом [ 1гпез
12 пунктов с интервапом ме)кду строк

­

] '{ етш

Рогпап, р€
вмером

1,5. Размер полей: верхнее

тприфта

­ 2см., ниж нее ­ 1,5

см.,

левое ­ 3ом., правое ­ 2 см.

!итульньтй лист считаетоя первь1м' но не нумеруется.

Фоновной текст работь: нр(еруется арабстотми цифрапли, ощ€
! ницы

прилож ений ­ арабскими

цифрами.
1{ а:кдая нов{ ш гл'ша начинается­с новой страницы.

1о.п< у в конце з.головка, раополагаемого пооредине

3се

р€
ц } дель1

сщоки, не от{ вят.

плана (названия гл€
} в' выводь1'

з!} к] 11очение,

спиоок

литерацрь1'

ка)кдое прилож ение) на.плна:отся о новьтх ощаниц.

8ое сократцения в токоте долж нь| бьтть раотпифровштьт.

Фбщ:дд щебовштием ко

всем

работапл яв[ 1яется необходимость соблтодения норм

14 | !равил цитирования' ооь1лок на р{ вличнь!е источники. Б
работьт (плагиата)

случае заимотвования текста

без указания ооьтлок на истот{ ник | [ роект к затците не допускается.

4.б. Фсновньпе требования

к оформленик) презентаций в РошегРо!п1

Рокомендуется использовать не более щех цветов на одном олйде.

Ёельзя оме1пивать разньте типь1тттифтов в одной презентации.
1екот долж ен хоро| по читатьоя на выбранном фоне.

Ёеобходимо использовать макоимально просщ€
! нотво

экрана (слайда).

| !ервьтй слайд презентации

оодер)кать

доп} кен

разработ.птка, рукоБодите.т1'{ ' консультантов (при наттинии).

тему

проекта'

Фио

1{ аж дьтй

олайд дол)кен оодер} кать заголовок. в

ст€
вится.

лайдьт
€

смень1

[ :хя

не

слйдов

конце заголовков точка

дош| шь1 бьлть перегруж ень1 анимационнь1ми эффектапли. д| \ я

иопользуетоя

один

у!

тот

)ке

анимационньй

эффект.

вьцеления информации оледует иопользовать р{ | мки' щ{ | ницы'

' ' и т.п. [ ля
текстом'

о

не

заливку

обеспечения разнообразия оледует исг1ользовать р.внь1е видь1 слайдов:

таблицами'

4.7. Руководство

о

о

с штимацией.

диац)амм€
! ми,

индивиду:} льнь1м г] роектом

| 4 его коноультирование

вьтбирается

обутшощимся.

4.7.1. Руководителем индивидуального проекта долж ен бьтть педагог лицея. Фн наравне
о обулшощимоя неоёт ответственность за реализаци1о проектного ппана

4.7.2. | { о ж еланиго у обула:ощегооя могут бьтть консульт{ } нты:

­

} предметного
другие педагоги лицея (в о.тучае разработки обуна:ощимся мет€

11лут

меж 11ре.щ{ етного содерж ани'[ проекта);

­ сотрудник иной орг,1низащии

| у1ли

иного образовательного учреж дения' в том числе

* . вь1о| пего улебного заведения;
­ представители оемьи обута:ощегося.

вои
€

действия консу.] 1ьт{ | нть1 согпасу} от с научнь| м руководителем проокта.

4.8.

Ёа ооновании

разрабатьтвает

выбранной темь1 обутатощийоя оовместно

план/ программу

документы (| [ рилож ен

* те\ ,2)

реализации

проекта'

о

руководителем проекта

заполн'[ ет

проектнь!е

другие

.

4.10.Ёаунттьлй руководитель осуществ.] 1яет предварительну| о экопертизу продукта проектной
деятельности на этапе завер1пе1тия работьт над индивидуапьным проектом.

Б слутае з'1имствования текста работьт (плагиата) без указания ссь1лок на источник

'1роект

на

этапе предварительной экопертизь1 к итоговой затт1ите не дот1уокается.

4.11. 1[ атериаль[ ' представленпь[ е

к

итоговой защите пндивпдуального проекта дол} кпь[

содер)!сать:

1) вынооимьтй на защиту продукт проект[ !ой деятельности, представленньй

в одной

из

опио[ | нньп( вьппе форм;

2) плультимедийная презентация ­ отчёт о целях' задачах проекта' ре€|'лизации проектного
плана и по'ученньгх результат{ } х (материа­тл вь1ступлениянапублинной затцит€ ндивидуального
улебного проекта);

3) краткая пояснительная записка

к

проекту (объёмом не более одной матпинописной

сщаяицьт)' подготовленная обулшощимся с ук.в[ !нием
д1'{ всех проектов:
а) исходного з{ !мь1ола, цели и н{ вначения проекта;
'о) краткого опис:| ния хода вь1полнения проекта и попученньп(
результатов;

в) практинеской ценнооти проекта (возмож ньте оферьт использоваътия йутли ре3ультать| такого
испопьзова\ 1\ 4я;

г) описка использов{ !нньп( иоточников;

д] 1я конструкторских проектов в пояснительну} о запиоку' кроме того' вкл1очается описание
особенностей консщукторск1о( рептений;

проектов

д] 1я соци{ тпьньгх

| ние
обязательное опио€

­

реальньгх эффектов/ эффекта от ре€
} лизации

_ ' проекта;
4) отзьпв руководителя' оодер)кащий краткуто характеристику работьт обута:ощегося в ходе
вь1полнения т!роекта, в том число:
а) инициативнооти

и оамостоятельнооти;

б) ответотвенности (вкгпоная дин€
} мику

отно1пения к вь1полняомой работе);

в) иополнительской дисциплинь| .

} 1о> кет бьтть т€
) к)[ (е

отмече1{ а новизна подхода йуттги по] ученньп( ретшений,

акцальность и практическ€ш

зна!{ имооть полг{ онньп( резу] 1ьтатов.

4.\ 2. Фбщим требованием ко всем работам яв.] тяется необходимость ооблтодения норм реневой и
орфощафической щ{ | мотнооти.

.

.

4.1з. Бсе

материаль| индивидуапьного проекта' успетппно г1рот| тед1пего защиту'

оформля:отся в соответствии с дейотвутощими в лицее образшапли.

!. 0ргапизация

работьг над и[ цивидуальпь[ м проектом

5.1. } чаотниками процесса разработки индивиду{ шьньтх проектов
вторь1
€

_

яв.] 1ятотся: обула:ощиеоя ­

разработтики проектов' руководители проектов, консульт{ !нтьт (возмо> кньт).

5.1.1. Фбучшощиеся ­ авторьт ­ разработ!!ики проектов

Авторами ­ разработтик!1ми индивиду:1пьньп( проектов

яв.] шт} отоя

обуншощиеоя 10

_х

к] 1ассов

лицея.

1(аясдьй

из

обуна"тощихоя обязшт обязательно вь1шолнить индивид/ а.гтьньй

проект'

в

о вьтбранной темой, разработанной программой реапизации проектного
задания, публинной защитой полг{ онного продукта' полг{ ив за ово} о ра6оту отметку

ооответотвии

­

.

по утебному предмету < !4ндивидуа:тьньтй проект)

­

обязатольному

в

унебном

плане

лицея.

5.\ .2. Руководители проектов

} льного
Руководителем индивиду€

проекта долхет{ бьтть педагог лицея. 3ьтбор его

пр{ | во обула:ощегося. Руководитель несет ответотвенность
обулшощийся

неоёт

ответотвенность

вь] полнение индивидуа.] 1ьного проекта.

8 задачи руководите] 1я проекта вход,1т:
­ помощь обутшощемуся в определении темь1, цели и задач проекта;

за

сопрово)кдение проекта'

за

успе1пноо

1

­ оовмеотная разработка прощаммь1 вь1полнения проекта;

торинг хода работь1 над проектом;
­ текущио коноу] 1ьтации;
­ анализ по.тгг{ енной обутшощимся информации;
_

корректировка общего хода работь:;

_

оценка результатов наиболее в3'кньгх эт{ } пов работьт над проектом;

­ подготовка

обутшощегося к процедуре итоговой публитной

заш{ ить1

индивидуа] 1ьного проекта;

­ оформление и ведение проектной докумонтации.

!{ оноультанть1 индивидуального проекта

5. 1.3.

!

обглалощегося по )келани1о могуг бьггь коноульта} 1ты:

­ дргие педагоги

.] 1ицея

(в о'гг{ ао метапредметного

уг[ | и' ме)кпредметного содерж ания

проекта);

сощудник иной организации

у1л14

иного образовательного г{ ре)кдени'{ , в том

ттисле

вь1о| пего образовательного у{ реж дения;
­ г{ редст{ вители оемьи обулалощегооя.

дейотвия коноу.т1ьтанть1 оогласу[ от о нау{ нь| м руководителем проекта.

вои
€

5.2. 3тапьп разработки и| цивидуальнь1х про0ктов в лицее и их оценка
1.

подготовительньй период

2. плшлирование (оформлоние ин.щ1видуальной прощ[ | ммь1реализации

проекта)

3. работа над прооктом
4. предварительная экспертиза наг{ нь1м руководителем по] гг{ енного продукта

­ '

5. корректировка по] гг{ енного результата в ооответствии о рекомендациями

внетпней экспертизь|

6. подготовка проекта к итоговой публинной затт\ ите
7

. лу6ли'+ тая защита индивидуа.] 1ьного проекта

Автор ­ разработ.плк проекта по] цчает отметку за ка:кдьй
вь1отав] 1яетоя

в электронньй

хсурна.тл'

этатл

разработки проекта котор{ ш{

в предмет кР1ндивидуальньтй проект)). 3тап 3 оцениваетоя

!{ еоколькими отметкапли (ом. пункт 5.2.з.). Фтмотка этапа 7, еолп она вь| 1по отметок' полг{ енньгх за
другие этапь1' мож ет повли'!ть на повь| тпение итоговой оцетпси за проект.
5.2. 1.

'

'

'

| [ одготовительньй период

вь:бортемь1индивидуа] 1ьногопроекта;

'

| нтов
вьтбор руководите.т1я у| консульт€

'

определение сроков выпопнения проекта;

проекта;

5.2.2. | [ пштирова:тие (оформление инд,1вилуа::ьной прощаммы ре€
} лизации

о
.
о

формулирование цели и задач проекта;

определениетипаи

формьтпроекта;

п] 1&ниРование структурь1проектнойработьт;

проекта)

.

вьтдви)кение ооновной гипотезы;

.

о| 1ределение исто1тников необходимой информации;

.

определение опособов сбора и а'1а] 1у\ заинформащии;

.

соглаоование этапов выполнени'{ проекта; формулировка задач ка:1(дого этапа;

.

ооглаоов{ !ние процедур и критериев оценки результатов проекта;

.

оформление уст€}} 1овочньп(

документов проектирования (прощаплмь,т/ пладта

вь1полнения проекта).
5.2.3. Работа над проектом

обор

р! уточнение

информации

(ооновньте инсщр[ енты:

интервь| о'

оцросы,

наблтодения,

эксперимонтьт и т.п.);
вь1явление и обсуж дение { 1льтернатив' возник1ших в ходе выпо] тнени'{ проекта;
вьтбор оптимального вфианта хода проекта;

поэт{ | пное вь| по.т1нение з4дач проекта:
­ сбор необходимой информ{ | ] ] | { йй, работа с истот1ник8| ми
­ работа о

полу{ енной информациой ­ ан€}лиз, обработка и обобщение

­ проведение экспериментов и опь| тов
­ формулиров[ } ние вь1водов
­ оамоанализ полу{ енного продукта (сравнение с

выдвинрой гипотезой).

5.2.4. | | одготовка проекта к итоговой публичной зшците

.

оЁ| мо!!нализ выполнения проокта' достигнутьтх резу] 1ьтатов (уопехов у1 неулан)

у|

при11ин этого;

.

подготовка му] 1ьтимедийной презентации _ отчета о ходе вь| полнения проокта с
объяснением полг{ енньп( результатов;

.

подготовка

других

матери[ } пов' необходамьгх

при

заш{ ите

утнш| ву1дуа] 1ьного

проекта (см. пункт 4.9. Раотоящего | !оло> кения);

.

генеральна'{ репетиция публичной зятциты проекта мож ет пройти в лтобой форме, в том
!{ исле на уроке в к] 1€
ю се ­ овоем или к{ | ком­либо

д)угом' по уомощени} о руководите.ття' на

заседании кафедры, на совето родительской общественности' родительском собрании и т.д.
5.2. 5.

| | убличная защита индивидуа­тльного проекта

| { убли.птая зящита проектов проводится в апреле токущего улебного года.

Фцениваетоя

публинная

защита

.в

ооответотвии

с

щритеру!'1му!' угверж деннь1ми

Ёастоящим | { олож ением.

5.2.6. !частие проекта

во

внелицейский конференцияс | 1 конкшоах р€
вли} 1ньп(

уровней

(возмож ное)

­ '

1,1ндивидуапьньй

проект' занявтший в общем рейтинге место победителя или призёра, моэкет бьтть

}х
рекомендов{ | н к г{ аоти} о во внелицейских конференци'г.'иконкшс€

р.вличньп( уровней.

5.3.

р оки
€

вь| полнения проекта

5.3.1. | { роект

вь1полвяется

в

течение одного

года в

10

клаоое:

не позднее 8} пре] 1я текущего уле6ного года ( с г{ етом повторной защить1проекта).

| [ одготовительньй период _ сентябрь;
| !ланировштие ­ октябрь;
Работа над проектом ­ октябрь ­ февра­тть;
| | редварительн{ и экспертиза проокта наг{ нь1м руководитолем

­ , 1{ орректировка полученного результата в

_

конец февра­тля;

ооответотвии

о

рекомендациями

внетпней экспертизь1 ­ март;

| { одготовка проекта к итоговой публинной зшците ­ март;
| !ублинная затт1ита проекта ­ апрель;

] / чаотие

проекта

во

вне1пкольньп(

уровней (возмож ное) ­ апрель,
\/[. €
и стема

конфоренциях

и

конкуро[ !х

различньп(

йй.

оценивания и[ [ дивидуального проекта

6.1. 1{ ритерии

оценки проектной работьт

проектной деятельности

на

разработаньт

о унётом целей у1

задач

д{ } нном эт{ } пе образовштия. | 4ндивидуальньпй проект

оценивак)т по следук)щим критериям:
} (ритерии оценивания проектно_исследовательских работ

3тап работьп над
проектом
| 1одготовительньпй
этап

| 1ланирование
работьп

| (ритерии,
соответствук)щие

)(арактористика критерия

этапа1} !

Фбосновштность проекта в настоящее время'

&туальнооть

котор'ш1 предполагает разре1шение име1ощихся по

данной тематике противорений
Фоведомленность

Ёауптость
} 1сследовательская
деятельность
адлостоятельность
€

(омплеконое иопользование иметощихоя
источников по д{ | н} 1ой тематике и свободное
владение материалом
€отнотпение изг{ енного и предот{ вленного в
о
проекте материала' а т€}к)ке методов работьт с
таковь1ми в данной наулной области по
иооледуемой проблеме' ист] ользов{ } ние
конкретньп( наг{ ньггх терминов и возмо)1(ность
опериров€
} нияу| му|
Бьштолнение воех этапов проектной деятельности
самими учатцимися, направ.т1яемая дейотву\ '^ / !у!
координатора проекта без его непооредотвенного

у{ астия
3начимооть

Результатьп
вь[ водь[
и стомнооть
€

| !ризнание вь1полненного { | втор{ | ми проекта
теоретического и (или) пр€
| ктического
применения

д.т1'[

(поообность т11кольников вьщедтять обобщенньй
способ дейотвия и применять его при ре| шении
конкретно­пр€
| ктических

задач в рамк{ | х

выполнения проектно­исоледовате.т1ьокой

щуктуриров{ } ннооть
€

| ,1нтещативнооть

!(реативность
(творнеотво)

| [ резентабельность
(публинное
предот{ вление)
| 1редставлешше

готового продукта

т€епень теоретичеокого осмыоления автор{ | ми
проекта и н€}] 1и] 'ие в нем оиотемообр{ ву1ощих
связей, характерньп( д] 1я данной предд,1етной
области, а такж е упорядоченнооть и
целеоообразность дейотвий' при вь1полнении и
оформлении проекта
€язь раз.] 1ичньп( исто1!ников информш1ии и
в
облаотей знаний и ее оистематизш{ ия в единой
концепции проекгной работьт

пуги ре1шения' с
помощь| о которьп( €
вторы внесли нечто новое в
контекст современной действительности

} { овьто оригинапьные идеи и

Формы предст€
влени'{
результата проектной
(доклад,
презентш{
ия, постер, фильм,
работьт
макет, реферат и др.), которые име1от общу} о
цель' оогласов{ !нные методь1 и опособьт
деятельнооти' достиг{ | [ ощие единого результ:ша.
} { аглядное предотавлоние хода исследования и
его результатов в результате оовместного
| ми проекта
ре1пения проблемьт :втор€
п особнооть
€

1{ омшгутикативность

работы

авторов проекта четко,

сти] тиотит| еоки грамотно и в тезисно изло)кить
этапы и резу] тьтаты своёй деяте.ттьнооти
Распроощане1тие результатов и продуктов

&робшдия

Фцепка процесса п
результатов работьп

проектной деяте.] 1ьно оти' ил] а рож дение нового
проектного з{ !мь1ола9 овяз{ } нного о резу.т1ьтатами
предыдущего проекта
14ндивидуальное отно1пение авторов проектной
работы к процесоу проектирования и результату

Рефлексивнооть

овоей деятольнооти. )(арактеризуется ответ{ | ми на
основнь1е вопросы:9то бь:ло хоро1шо и поному?
9то не удалось и потему? 9то хотелооь бы
осущеотвить в будущем?

,{ штнь:е критерии (13) предлагается оценивать по 1| 1кало: $ ­* :х* * фс:рм* аря::з&.:* , } * ч€}* 'г* { | ж * *
сформиров&н, 2 _ н&­1!н* * тькэ сфс:рп:} { рован" Бе иопользов{ | ние позво] 1яет более чотко оудить о

многообразии возмо)кнь1х су)кдений по качеству проектно_исследовательской работьт у{ шцихоя;
вьщаботать единьй уровень щебований при критери€
1льном оценивании щ)оектов. $б:"гд* *
ж аксим&.] ] ь!!ое к0] 1} 1че* 'Ё} { ) ба:нтов з& в0е кр| 4?ерн} ' * 2$ 6* "ц::сэн. } (роме основньтх баллов за
проектно­иооледовательскио работьт, предлагается выот:шление допо] 1нительны)( 6аллов за
определенные виды проектов и с г{ етом мнения экоперта.
3ьпставление допол} [ ительпь!х баллов с г1етом вида проепсгной работьг

(оличество

(лассифпкация проекта

8ид проепсга

2

[ 1о способу преобладапощей

14оследовательокий
| | рактико _ориентированньй

Реферативный
Фпиоательньй

0
0

деятельности

дополнительнь!х
1

баллов

[ 1о предметносодерлсательной

области

11о харапстеру

коптактов

йонопроокт

0

1!1еэтспреддлетньй в оме} кньп(

1

областях
1!1еж предметньй в ра} ньп(
областях

2

8нущилицейокий
йохстпкольньй

0

1!1еж дународньш;

2

€ упетом коордипации

€ открытой коорданацией

Апробация

| !родошкение иооледовш:ий по
данной тематике
Бозмо> кность пр:!ктичеокого
применени'{
!ж е применяетоя

1

1
1

1

2

0собое мнение эксперта
(с упетом спстемности)
1!!

1

аксимальное количество дополните.] | ьнь| х баллов

0{ !.тт:т* е

10

макст{ мальн{ )е к* л} аче* тв0 6* ллов 3а в* е крнтерж ж ж е } 'чет0м д{ } г] Флж } 3те"] :ь!ть1х * * цлсзв *

3{ !"

11еревод балльной системь! в отметочную осуществляется по с.,[ едующе1иу при[ !ципу:

Фт24 до 36

ба.тштов

от общего количества возмо)кньпс баллов

Фт 19 до 23 баллов от общего ко.] тичеотва возмо)1(ньтх

ба­тштов

­ отметка
_ отплетка

< < 5> >

< < 4> >

Фт 15до 18 баллов_отметка< < 3> >

йенее

15 ба.гтлов _ отметка

< < 2> >

6.2. Результать1 выпо] 1ненного проекта оценива[ отся в .ттицее на оонове интещального подхода

(вьвод об уровне оформиров'1нности н€
вь] ков

проектной деятельности делается на основе

оценки ках(дого этапа проектной деятельности по ка)кдому из нетьщёх на} в{ | нньп{ вьппе
щитериев).
6.3.

0ценка отдельпь[ х этапов вь[ полненшя проекта

6.3.1.

| [ одготовительньй период (вьтбор темь1' руководите] 1я 11 консульта11тов'

опредолоние ороков выпо.11не11ия проекта, подача в методическу| о олуж бу заявок на
разработку
проекта)
8ьтотавляется 1 отметка за вьтбор темщ при этом )д1итывается:
_

3| ктуальность и ва)кность темь|

­ н&1пд19­'ооретическое
_

и пр{ ж тическое значе11ие

отепень оовещенности данного вопроса в литературе

Акчгальность темь| оцреде.т1яется тем, отвечает ли она проблемапл р€
швития
совер| пенствов{ 1} !ия

процесса обуления.

и'

Ёаунно­теоретическое

с] у1пател1о, [ .€
.

дать

­

и пр.| ктическое значение темь1 определяетоя тем, что она мож ет

могут

л* т изло} кеннь1е вопрось1 бь:ть иопользовань1 в

его

., повседневной практической деятельнооти.

6.з.2. | !ланирование (оформление

индивидуа­ттьной прощ.} ммь| реализ.ш1ии проокта)

8ыотаз.ттяется 1 отметка по результатам вь1полнения эт!| п4 при этом учитьтвается'

формулировка задач' которь1е оледует ре1пить (цели долж нь1 бьггь яоньтми'

­ целеполаг€
} ние'

чотко оформулиров!} [ !нь1ми и реш1ьнь1ми, т.е.доотиж имьшли);
­ вьтбор оредств и методов' адекватньп( поот{ вленнь1м це.т1ям;
­ пл€
1ниров€
} ние'

определоние пооледоватольности и ороков работ.

6.3.3. Работа над проектом

8ьтотавляотся2 ­ 3 отметки в ходо вь1полнени'{ эт€
| п4 при этом г{ итьтвается:
­

­'

х)овень проведони'| этапа;

­ 1пирота охватанеобходимого маториала;
­ глубина ан€
1литической

оценки;

­ оамоотоятельность и оригин€
ш1ьнооть

­ излаг€
}я

ре1шения проблемьт;

конкретные даннь1е' нуж но доказь1вать и пок{ вь1вать' как они бьтли пощд!ень1,

проверень1,

} то] { нень| '

­ изло)кение мь1оли

чтобьт

изло)кение

бьшпо

достовернь1м;

дол)кно бьтть понятнь!] !{ ' пр{ | вильно оформу.] тировс| нньтм и показь!вать то,

тго бьтло открь1то или вь1явлено { втором исследов€
} ния;
­ использов{ | ние оовременньп( тохнологий;

* уровень оформления результатов работ в соответствии с з€|мьтслом

проекта и

це] 1'{ ми

исследования;

­ '

­ форма работьт долж на ооответотвовать оодер)| (ани| о;

­

ж елатепьно г1рисутствие н{ г.т1ядного матери{ | "ла (риоунки,

т.п.).

Фднако

в

оформлении

необходимости и достатот{ нооти ­

работьт

дол)!(ен

бьтть

таблицьт, диаграммь|
вь| дер)| { ан

р|

принцип

перещузка кэффектами> ухуд1шает качеотво

работьт.

6.3.4.| 1одготовка проекта к итоговой публичной залците
3татл оцениваетоя 2 отметками:

.
.

за оформление матери€
1лов

зауровеньпроведениярепетицииза] циты(оценка
бьтть да:та к€
|к

6. 3 . 5

' '

к защите

.

уровня проведения репетиции мо} кет

руководителем проекта' т€|к и незавиоимь| ми экспертапли).

| 1убли* тая залцита инд,:видуа.гпьного проекта

Бьтотав] 1яется 1 отметка, оцениваетоя пуб.тпанн€}я

защита.

Фтълетка, полученная на
повь11пение итоговой

публинной затт1ите проекта' мо)кет повлиять

оценки

| | лу!

учить1ваться

к€
|к

среди

равна'{

на

других'

по.ггг{ енньп( за разработку проокта.

6.з.6. 3ьтотавление итоговой оценки
Бьтотавление промеж уто!{ ньг( итоговы)( оценок осущеотв.т1яется по по.} гугодиям. | 4тоговая ощенка
вь1отав.] 1яется в конце года по

итогам двР( по] гугодий (миним{ !"льное общее ко] 1ичеотво отметок за

год _ 8).
\ г!| . .(окументация
7.1. Фсновопол!гшощим докр[ ентом в процедуре разработки индивиду{ 1пьного проекта яв.т1яется
Ёастол:{ ее | | олож ение.

7.2. [ окументом строгой отчётнооти по реализации индивидуального проекта яв.] 1яется
электронньтй )курнап' страница к[ '1ндивидлальный проект)' на которой фикоиру:отся
все отметки' полученные обуватощимоя в ходе оозда:тия работь1' и

з{ } пиоь1вшотся вое этапь1

разработки проекта.

7.з. ,{ окумонтами, оформлятощими процедуру разработки, затцить1 проекта

|1

оформления всех материалов по нему' яв] ш{ | отоя: зш{ вление на разработку проекта (| { рило> коние 1),

инд1видуапьньй пла:т/ программа разработки проекта (| { рило> кение 2).
з€
| полнятотся

в

2­х

Фба

документа

экземпляр1} х обулатощимоя совмеотно о руководителем проекта.

.{ окументы хранятся у автора_ра3работника и руководителя проектной работьт,
з{ | полт{ '{ 1о'тся.

3аявление хр€
) нится

7.4.к документам по разработке

| меотите] 1я
у з€

дироктора по улебно­воопитательной

индивиду€
1льного

вовремя

работе.

проекта отнооится т[ } кж е: отзь1в на проектну| о

работу руководите.т1я проекта.

\ | !| | . | 1рава и ответствепность участников процесса
8.1.

} частниками образовательного проектировочного процесоа

яв.т1я1отся:

­ обутшощийоя ­ автор ­ разработник проекта
­

руководитоль проекта.

8.2. | { рава и ответственность обулатощегооя

_

автора ­ разработ.пака проекта

Фбута:ощийся имеет пр{ шо:

о

на оа] \ { остоятельньй вьтбор темь1 проекта, сво} о собственнуго фортшулировку названия
его, своё видение сщуктурь1 проекта и формата конечного продукта' на проявлоние
творческой инициативь1 на тпобой из этапов вь1полнения проекта;

.

на

с[ } моотоятеттьньтй вьтбор

на консупьтации у|

консультантов

информационну[ о поддерж ку руководителя

вь| полнени я и\ 1д'| ву'ху€
ш1ьного

.

руководите.т1я у,

проекта;

на любом

этапе

образовательного проекта;

на иопольз0ванио д] 1я вь1полнения индивидуапьного образоватольного проекта
реоуроов лицея;

.

на участие на р{ вньгх в ре1шении о выборе рецензентов проекта;

.

на

участие с

вь1полненнь1м проектом

в

.тпобом внелицейском наг{ ном

илп

общественном мероп р| 4ятпи'.тшобого уровня;

.

на пересмощ итоговой оценки вь1полненного проекта при н{ ш1ичии оонований,
определённьпс Ёаотоящим | !оло} кением.

Фбула:ощийся долхсен:

.

вьтбратьтемуиндивидуального

о

оформить

проекта;

индивидуальньй

плалт/ прощамму разработки

г1роекта

у|

сщого

следовать намеченнъ| м орок{ | м;

.

пооощать консультащии и за\ тят14я по индивиду[ 1льному проекту;

.

ответственно относиться к

требованиям п

рекомендациям

руководите.тш{

индивидуапьного т1роекта;

.

вь1по] 1нить все намеченнь1е эт€
1пьт
аттеотащито за

разработки проекта и по] учить итогову1о

улебньй предмет к} '1ндивидуальньй проект).

8.3. | !рава и ответственнооть руководите] ш{ индивидуального проекта

Руководитель индивидуального проокта имеет пр€
шо:

о

щобовать от обутшощего овоевременного и качественного вь1полнения работьт;

.

иопользовать в своей работе име} ощиеоя в.т1ицео информш1ионнь1е реоурсь1.

Рщоводитель индивиду!| "льного утебного проекта долж ен:

.

совместно

с

обута:ощимся

определить те1!1у 1{ разработать | 1нду1ву| дуальньй

пла:л/ прощамму работьт образовательному проекту;

о

мотивировать

обунатощего

на

вь1полнение

работьт

по

| 4нд| 4впду.| "льному

образовательному проекц;

.

оказь1вать консультации и помощь обутатощемуся по вопрооам г1ланирования' методики'

формироваттия
контролировать

у[

представления

вь1попнение обутатощимся

результатов

пл{ !на

работьт

иооледов€
| ния;

по

вь1полнени!о

ин,щ.{ виду!} пьного образовательного проекта;

.

вь1отавлять обула.тощемуоя отметки

за

вь1полнение каж дого

эт8} пов разработки проекта;

.

веоти документащи[ о по проекту, установленну} о Ёастоящим | { олоясением.

из намеченньтх

| { рило> коние

3аявленио на разработку индивиду'1льного проекта

.{ иректору моу < )1ицей ] \ !1) А.в.гуденко
от обулалощегося 10 класса к>

Фио
з{ | { вление.

| !ро'шу Бао щвердить вьтбранньй мното для разработки форматАндътвидуЁ} льного
улебного проекта.
тема проекта

примерное з€
г л€
вие
облаоть исследов{ | ния

тип проекта
руководитель проокта

(Фио, долж ность, звания)
консульт{ } нть1 проекта

(Фио, до.т0кность, звания)

ороки вь| полнения проекта

дата
подпиоь

1

| { рилож ение 2

тРА1щя гоР одА ] 1втРо 3Ав одс кА
^ ш/ лп* | с
у1РАв.тш| лп, оБРАз ов А7] й1я

моу (.] 1шщй] \ !1)

Р1тоговьтй иъ\ дивиду€
шьнь1й

(название)

(Фио !штора

­ разработиика)

(класс)

(Фио руководителя)

проект

3татльт

дата

Бидьт деятельнооти

вь] полнения
пл€
|н

| { одготовитель
ньй период

­ вьтбор темьт

проекта;

5

­ вьтбор руководит еля | 1 консульт,1нтов;.
­ определение сроков вь1полнони'[ ­,

проекта:
| | ланирование
(оформление

­ формулптров€
1ние цели и задач;
­/
­ от!ределение типа и формьт проекта;

сщщтурь| проекта; './

1,1ндивидуа­тльн

­ планирование

ой программьт

­ вьцвиж ение основной гипотезьт;
­
­ определение источников

ре{ } лизации

проекта)

/

­'!'
информации;
""'б*
од"*
ой
­ определение опособов обора и
­''1
информации;
­ согласов{ | ние этапов выполнения;
­ формулировка задач ка)кдого этатта;
­ соглаоованио г!роцедур и критериев
оценки
результатов проекта;
­ оформленио установочньтх

ан€
} лиза

докумонтов

­/

­{ '

про ектиро ваЁ!| тя (пр ощаммьт/ ппана

вьштолнения)

Работа
над проектом

поэтапное вь| по] 1нение задач проокта:
­ обор необходимой информы\ | 4у1,
работа о

истот[ ник€
| ми

2

ра6ота с полу{ енной информацией
обработка и обобщение,
проведение экспериментов и опь| тов
­

_ан{ 1лиз,

­ формулиров€
| ние

}

вь1водов

с[ !мо!| нализ по] гг{ енного продукта
(сравнение с вьцвинутой гипотезой)
­ оформление результатов,

_

­ пл{ } нировштие формата

!

1(орректировка
т| олу{ енного
результата в
ооответотвии с
рекомендащиям
и внештней
экспертизьт "'\ '

| [ одготовка
проекта к
итоговой
публпт.птой

затците

2

оформления

Ё
работьт к итоговой з{ шците
­ обсуж доние полг{ енньгх результатов'
.!нализиру{ отся возмож нь1е

пу| и

}.

/7

корректировки материалов
_
разрабатьвается и реализуется план

доработкипроокта

'
­ формиров[ | ние групп рецензентов и

оппонентовработьт

­ само[ !нализ вь1полнения проекта'

"1

доотигнугьп( результатов (уопехов и
неудач) и прит1ин этого
­ подготовка мупьтимедийной
презентации ­ отчета о ходе
*
выполнения проекта с объяонением
полг{ енньп( результатов
­ подготовка других матери€
} лов'
нообходимьп( при защите проекта

р

факт

Фтметка
за
вь| полнен
| 1о

| { одпись
руководи
те.тш[

­ ге} { ер{ 1льная репетиция публич} { ой
за1цить1 (указать её фоомат)

­­1

[

| | ублинная
затцита

­ о{ 1мо€)н€1лиз

'/

и вне1пнии { | н{ 1лиз уровня

за] цить]

| ,1ндивидуа"тльн

ого

проекта

']

} частие

_

проекта в
конференциях
и конкурсах

конкурсы'
­

пл[ | } тируемьте конференции

и

фак' г{ аотия в них и

результативность

р8шличньп(уров

ней

(Фио)
руководитель проекта

(Фио)

дата
кФзнакомлень1}
родители [ втора ­ разработтгика проекта

(Фио)
дата

14тоговая оценка за утобньй предмот ''1,1ндивидуальньй утебньй проект''
выотавлена на основании

руководитель проекта

(Фио)

!
1

| !рилож ение 3
Андтавпдуа;тьньйплан| индивиду€
ш1ьн€
ш{ прощаммавь1полненияпроекта

моу

< ­] 1ицей

] ч[ р1>

[ ,1ндивидуа.т:ьньй унебньй проект

(название)

(Фио

штора
€

_

разра6от.пака)

(клаос)

(Фио руководителя)
(долж нооть, звания)

(коноутьтанты' еоли есть'

рверж дён к разработке (дата)
сроки выпо.т1нени'|

_

Фио, долж ность,

звштия)

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».