РП_Академический рисунок 8-9_OOO

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и спорта Республики Карелия
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
МОУ "Лицей №1"
УТВЕРЖДЕНО
Приказ №192-осн 28.08.2024
директор МОУ «Лицей №1»
________________ Гуденко А.В.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Академический рисунок»
для 8-9 классов основного общего образования (художественно-технологическийпрофиль)
Составитель: Матвиенко О.Ю., Гордеенко Л.В.

Петрозаводск
2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Академический рисунок и живопись» является продолжением курса по «Рисунок»(5-7 классы) как 1 ступень к предпрофильной
подготовке в старшем звене.
Примерная программа учебной дисциплины «Академический рисунок и живопись» предназначена для реализации ФГОС к
минимуму содержания и уровню подготовки выпускников художественно-технологического профиля.
Примерная программа дисциплины определяет общий объём знаний, подлежащий обязательному усвоению учащимися, и является единой
для всех форм обучения. Программой предусматривается овладение теоретическими основами и практическими навыками по рисунку и
живописи.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «АКАДЕМИЧЕСКИЙ РИСУНОК И ЖИВОПИСЬ»
Учебная дисциплина «академический рисунок и живопись» является дисциплиной специализации. Преподавание курса имеет практическую
направленность и проводиться в тесной взаимосвязи с другими дисциплинами. Для закрепления теоретических знаний и приобретения
необходимых практических умений программой дисциплины предусматриваются практические работы, которые рекомендуется проводить
после изучения соответствующей темы. Практическая направленность обучения обеспечивается тематикой практических работ и
содержанием заданий для самостоятельной работы ученика.

Практические занятия рисунком и живописью ставят перед собой цель

совершенствование навыков учащихся в художественной деятельности. В число этих навыков входят: развитие художественно -образного
восприятия, наблюдения и оценки объектов действительности, осознанный выбор мотивов изображения, посильное самостоятельное
оформление жизненных впечатлений в виде художественно значимых в материале - композиций, рисунков, этюдов и т.д. Овладение
специфическими художественными средствами изображения развивает и обогащает образное восприятие окружающего мира, побуждает
учащихся искать средства, позволяющие воплотить образы действительности в соответствующую художественную форму.
Процесс обучения навыкам изображения построен как процесс творческий. Творчество не выносится за рамки уч ебного процесса как
некий особый род деятельности, противопоставленный обучению, но является результатом осуществления целостного учебно воспитательного процесса, результатом выполнения школьниками всей совокупности учебных задач. Уровнем овладения навыкам и
целостной художественной деятельности определяется уровень художественно-творческого развития учащихся, которое достигается только
посредством серьезной и вдумчивой работы по всем направлениям художественной деятельности.

В соответствии с вышеизложенным следует правильно понимать структуру программы. В ней сохранено традиционное деление на разделы
«Рисунок» и «Живопись», отвечающие принятым в средних и высших специальных учебных заведениях основным видам учебной работы.
Однако такое деление условно. Практически эти виды учебной деятельности взаимосвязаны, и в каждом из них присутствуют элементы
другого: так, нельзя выполнить живописную работу, одновременно не рисуя, а в рисунке могут решаться и определенные живописные
задачи. Кроме того, в каждом задании по рисунку или живописи обязательно присутствуют элементы композиционной деятельности,
практическая работа на какую- либо тему может быть выполнена как живописными средствами, так и графическими.
Термин «композиция» в данной программе понимается в широком смысле: не только как выполнение сюжетно-тематического рисунка, но
как сознательная деятельность по организации всех элементов с целью реализации определенного замысла, имеющего некоторое
выразительно-эстетическое значение; композиционная деятельность вбирает в себя оценку, выбор, способы выражения отношения к
изображаемому.
В работе по рисунку и живописи приобретаются и систематизируются навыки и знания учащихся в области законов линейной и
воздушной перспективы, конструктивного построения формы, передачи пропорций, объёма и светотени.
Выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих восприятию в достаточном объеме учебной информации,
приобретению навыков творческой деятельности, умению планировать свою домашнюю работу, осуществлению самостоятельного контроля
за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с
преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно -эстетическим
взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов
достижения результата, воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально -нравственной
отзывчивости, а также профессиональной требовательности.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «АКАДЕМИЧЕСКИЙ РИСУНОК И ЖИВОПИСЬ»
Главными целями и задачами изучения курса являются:
● развитие чувств, ассоциативного, критического мышления, художественно-творческих способностей, фантазии, зрительнообразной памяти, эмоционально-эстетического отношения к предметам и явлениям действительности;

● формирование духовной культуры учащихся, потребности постоянно общаться с изобразительным искусством; творческой
индивидуальности; пространственного представления, художественно-образного восприятия действительности;
● воспитание художественно-эстетического вкуса и культуры восприятия произведений искусства, уважительного отношения к
труду художников;

МЕСТО ПРЕДМЕТА «РИСУНОК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Данная программа является примерной. Это означает, педагогу предоставляется возможность самому строить последовательность
заданий и выбирать их сочетание в зависимости от особенностей того или иного классного коллектива. На изучени е курса «Академический
рисунок и живопись» в учебной программе отводится 70 часов (по 2 часа в неделю у 8 -9 класса)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РИСУНОК И ЖИВОПИСЬ»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы основного общего образования по рисунку и живописи достигаются в единстве
учебной и воспитательной деятельности.
В центре программы в соответствии с ФГОС общего образования находится личностное развитие обучающихся.
1. Патриотическое воспитание формирование интереса и уважительного отношения к культурному наследию и ценностям народов России,
сокровищам мировой цивилизации, их сохранению и приумножению.
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных
образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей,
воплощённых в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения
отечественного и зарубежного искусства, искусство современности); сформированность представлений о ведущих музеях России и региона,
умение эмоционально оценивать шедевры мирового и русского искусства, проявление устойчивого интереса к художественным традициям
своего и других народов, характеризовать исторические вехи развития графики и живописи характеризовать особенности развития

изобразительного искусства в Карелии; определять взаимосвязь между этапом развития общества, ходом истории и изобразительным
искусством
2. Гражданское воспитание понимание значения искусства в жизни человека и общества, восприятие и характеристика
художественных образов, представленных в произведениях искусства, умение различать основные виды и жанры пластических
искусств, характеризовать их специфику,
3. Духовно-нравственное воспитание умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни
(техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура, синтез искусств и др.); формирование основ художественной культуры
обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения;
развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к
сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
4. Эстетическое воспитание эмоционально-ценностное отношение к миру, Родине, природе, людям, толерантное принятие
разнообразия культурных явлений, художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений
окружающей жизни; развитие эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, способности воспринимать эстетику
природных объектов, сопереживать им, чувственно-эмоционально оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой и
выражать свое отношение художественными средствами; развитие индивидуальных творческих способностей обуч ающихся,
формирование устойчивого интереса к творческой деятельности;
5. Ценности познавательной деятельности способность к художественному познанию мира, умение применять полученные знания в
собственной

художественно-творческой

деятельности,

умение

организовать

самостоятельную

художественно-творческую

деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла; способность оценивать результаты художественно творческой деятельности, собственной и одноклассников. обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных,
общекультурных и др.) общекультурным содержанием
6. Экологическое воспитание рисовать с натуры, передавать внешний облик человека, животных природы

7. Трудовое воспитание навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках: графика,
живопись, скульптура.
8. Воспитывающая предметно-эстетическая среда в процессе художественно-эстетического воспитания обучающихся привлекают к
организации пространства лицея. Учащиеся создают оформления для праздников, кабинетов, проводят выставки.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Курс связан со всеми дисциплинами художественно технологического профиля. Курс находится на стыке двух предметных областей
«Изобразительное искусство» и «Технология». формирующиеся представления о социальных и этических аспектах научно-технического
прогресса, связано с историей и географией. В процессе изучения разнообразий форм, их компоновки, преобразования, эскизирован ия,
наблюдения соотношения признаков, прослеживается связь с дисциплиной рисунок, изоб разительное искусство, композиция, компьютерная
графика. Появляющийся у учащихся интерес и уважительное отношение к культурному наследию и ценностям народов России, сокровищам
мировой цивилизации, в ходе изучения истории дизайна, стилевых особенностях в разные периоды развития этой сферы, появляется связь с
мировой художественной культурой. Изучение тем посвященных цветоведению, найдут отклик в живописи, компьютерной графике,
композиции, технологии. Проектирование и декорирование, связаны с изобразительным искусством и технологией. В процессе
проектирования необходимо, используя изобразительные средства и навыки, оперативно фиксировать замыслы, идеи, быстро выполнят ь
необходимые наброски и эскизы, использовать те же знания, приемы, средства художественной выразительности, что и на уроках рисунка, и
изобразительного искусства. На занятиях художественным конструированием используются предметные умения, полученные школьникам и
на уроках математики, физики, технологии, изобразительного искусства.
Метапредметные результаты освоения курса «Рисунок и живопись» отражают следующие умения:
1. Овладение универсальными познавательными навыками
Формирование пространственных представлений и сенсорных способностей:
- Занятия способствуют развитию воображения и фантазии, развитию мыслительных умений: анализировать, выделять главное, сравнивать,
строить аналоги,; обобщать и систематизировать;
- Совершенствуется: глазомер, умение ориентироваться в пространстве и во времени; точность и тонкость различения цвета, света и тени,
формы. Развитие двигательных навыков ребенка, владения моторикой мелких мышц; умение управлять своими двигательными действиям;

- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в
художественном и нравственном пространстве культуры;
- активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных
учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка и др.);
- обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных, общекультурных и др.) общекультурным содержанием;
- умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе,
человеку, обществу;
- осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства. И отражение их в собственной художественной
деятельности

2. Овладение универсальными коммуникативными действиями
- доказывать и опровергать; определять и объяснять понятия; ставить и разрешать проблемы, обогащению и усложнению словарного
запаса; усложнению смысловой функции речи;
- усилению коммуникативных свой ств речи; овладение учащимися художественными образами, выразительными свой ствами языка,
профессиональной терминологией.
- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков
восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной
культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности.
- Желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, умение обсуждать коллективные результаты
художественно-творческой деятельности
3. Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:

-

самостоятельно определять цели своих проектных творческих работ, ставить и формулировать для задачи, необходимые для
реализации целей проекта;

-

самостоятельно планировать пути выполнения проектной работы, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения поставленных задач;

-

создавать художественный образ в дизайне;

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Академический рисунок и живопись», сгруппированы по учебным
модулям должны отражать сформированность умений:
-создавать композиции изображения на листе определённого формата;
- иметь представление о художественных приемах изображения и дизайна;
- иметь представление о лучших традициях реалистической формы рисунка;
- иметь представление о законах изображения и выразительных средствах живописи, знать:
- принципам образования структуры объёма и его формообразующие элементы,
- приемам нахождения точных пропорций;
- способами передачи в рисунке тоновой информации, выражающей пластику формы предмета;
- основам композиционных закономерностей, стилевых особенностей и конструктивной логики архитектурного сооружения;
- основам колористики и закономерности и цветовой композиции;
- пропорционально-конструктивный строй фигуры человека, её пластическую и анатомическую основу;
- изображать отдельные предметы, группы предметов, архитектурные и другие формы с натуры с учётом перспективных сокращений;
- определять в процессе анализа основные пропорции, составляющие композицию предметов или их элементов и правильно
компоновать на лист определённого формата;
- определять и передавать основные тоновые отношения;
- пользоваться различными изобразительными материалами и техническими приёмами;
- рисовать по памяти и представлению.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Занятия по программе предполагают рассмотрение теоретических вопросов и выполнение практических работ: рисование с натуры,
тематическое рисование. Курс включает в себя как беседы, так и практические работы. Беседы предшествую практике, а некоторые
проводятся в процессе практических работ - основной формой обучения школьника является проектная деятельность – совместная учебнопознавательная, творческая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на
достижение общего результата. Отличительной особенностью программы является то, что все проекты начинаются с выполнения эски зов,
зарисовок лучших образца, составления вариантов композиций. Практические работы выполняются на бумаге, картоне карандашом,
акварельными и гуашевыми красками. При необходимости используются чертежные инструменты, клей, ножницы, глина, пластилин,
обрезки досок и другие природные материалы.
Виды деятельности учащихся, направленные на достижение результата.
В 8 классе учащиеся будут заняты следующими видами деятельности:
1. отработка правильной постановки корпуса и руки учащегося при работе над рисунком.
2. упражнение по поиску композиционного расположения куба на листе.
3. упражнение по построению геометрических тел в объеме согласно линии горизонта.
4. изображение куба с натуры, согласно его конструкции, пропорций и светотени.
5. изображение куба с натуры, согласно его конструкции, пропорций и светотени.
6. изображение пирамиды с натуры, согласно ее конструкции, пропорций и светотени
7. изображение цилиндра с натуры, согласно его конструкции, пропорций и светотени
8. изображение конуса с натуры, согласно его конструкции, пропорций и светотени
9. изображение шара с натуры, согласно его конструкции, пропорций и светотени
10. изображение группы геометрических тел, согласно их конструкции, пропорций, светотени, светотоновых отношений
11. изображение с натуры среднего натюрморта из геометрических тел, 3 гипсовых модуля.
12. изображение с натуры сложного натюрморта из геометрических тел, 4-5 гипсовых модулей.

13. изображение с натуры повторяющегося геометрического орнамента, гипсового модуля “Трилистник”.
14. изображение предметов сложной геометрической формы с натуры, предметов быта.
15. изображение драпировки, с натуры.
16. изображение простого натюрморта из предметов быта.
17. изображение более сложного натюрморта.
В 9 классе учащиеся будут заняты следующими видами деятельности:
1. изображение сложного ахроматического натюрморта из предметов быта.
2. изображение сложного натюрморта из геометрических тел и предметов быта.
3. Композиция группы геометрических тел на листе.
4. Линейно-конструктивный рисунок предметов.
5. Передача светотени и тональности.
6. изображение сложного натюрморта из предметов быта в холодной гамме, в технике пуантилизм.
7. изображение сложного натюрморта из предметов быта в теплой гамме, в технике пуантилизм.
8. изображение гипсового слепка части растения.
9. изображение с натуры повторяющегося геометрического орнамента, гипсового модуля “Трилистник”
10. Передача светотени и тональности с помощью живописного материала.
11. Пропорционально грамотная передача соотношений деталей.
12. Передача светотени и тональности с помощью живописного материала. Подбор цветовой гаммы.
13. поиск пропорционального соотношения цветовых пятен.
14. выявление особенностей работы с разными материалами и техниками.
15. работа в технике пуантилизм.
Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся
Программой предусмотрено выполнение обучающимися в каждом учебном году творческих проектов. При организации творческой,

проектной деятельности обучающихся необходимо акцентировать их внимание на потребительском назначении и стоимости продукта тр уда
— работы, которое они выбирают в качестве объекта проектирования и изготовления. Проект подготовки работы к выставке «От прадедов
до правнуков», «Я люблю тебя, мой край родной», «С чего начинается родина», «Разноцветные фантазии», выставкам в выставочном
пространстве лицея, оформленные в лицее тематические выставки работ, классах и коридорах кафедры. Учащиеся всех классов делают
проекты на одни темы, но в соответствии с возрастными требованиями.

8 класс.
Раздел 1: Введение в курс. Начальные сведения о рисунке.
Организация рабочего места, постановка корпуса и рук при рисовании. Выбор точки наблюдения. Основные сведения о рисунке с натуры.
Композиция в рисунке
Раздел 2: Общее понятие о строении формы и ее конструкции. Общее сведение о перспективе.
Особенности конструкции геометрических и бытовых предметов. Поняти е линейно-конструктивного рисунка. Элементы наблюдательной
перспективы: линия горизонта, перспектива горизонтальных линий ,угол наклона горизонтальных линий. Перспектива куба и круга
относительно линии горизонта.
Раздел 3: Светотень и тональные отношения. Понятие о пропорциях и конструктивного построения предметов.
Понятия: свет, собственная тень, падающая тень, полутень, рефлекс ,блик, линия разлома, «мертвая точка». Особенности светотен и
геометрических фигур: куб, цилиндр, конус, шар. Понятие пропорция на геометрических и бытовых предметах. Метод визирования для
натурных постановок.
Раздел 4: Гипсовые модели с натуры.
Тема 1: Рисунок куба.
Компоновка куба на листе А3. Линейно-конструктивное построение куба. Пропорции куба. Передача светотени.
Тема 2: Рисунок пирамиды.
Компоновка пирамиды на листе. Линейно-конструктивное построение пирамиды. Пропорции пирамиды. Передача светотени.

Тема 3:Рисунок цилиндра.
Компоновка цилиндра на листе. Линейно-конструктивное построение цилиндра. Пропорции цилиндра. Передача светотени.
Тема 4: Рисунок конуса.
Компоновка конуса на листе. Линейно-конструктивное построение конуса. Пропорции конуса. Передача светотени.
Тема 5: Рисунок шара.
Компоновка шара на листе. Линейно-конструктивное построение шара. Пропорции шара. Передача светотени
Тема 6:Простой натюрморт из геометрических тел.(2 предмета)
Композиция группы геометрических тел на листе А3. Линейно-конструктивный рисунок предметов. Передача светотени и тональности.
Тема 7:Средний натюрморт из геометрических тел.(3 предмета)
Композиция группы геометрических тел на листе. Линейно-конструктивный рисунок предметов. Передача светотени и тональности.
Тема 8:Сложный натюрморт из геометрических тел.(4-5 предметов)
Композиция группы геометрических тел на листе. Линейно-конструктивный рисунок предметов. Передача светотени и тональности.
Раздел 5: Рисунок повторяющегося геометрического орнамента. Трилистник.
Композиция предмета. Пропорционально грамотная передача соотношений деталей. Линейно-конструктивный рисунок. Передача светотени
и тональности.
Раздел 6: Предметы сложной геометрической формы.
Рисунок с натуры простых по форме предметов быта.
композиция предмета. Пропорционально грамотная передача соотношений деталей. Линейно-конструктивный рисунок. Передача светотени
и тональности.
Тема 1:Рисунок драпировки.
Композиция предмета. Пропорционально грамотная передача соотношений деталей. Линейно-конструктивный рисунок.Передача светотени
и тональности.
Тема 2:Рисунок простого натюрморта из предметов быта.
Композиция группы тел на листе. Линейно-конструктивный рисунок предметов. Передача светотени и тональности. Пропорции.
Тема 3:Рисунок более сложного натюрморта.

Композиция группы тел на листе. Линейно-конструктивный рисунок предметов. Передача светотени и тональности. Пропорции.
9 класс
Раздел 1. Гипсовые модели и предметы быта с натуры.
Тема 1: Сложный натюрморт из геометрических тел.
Композиция группы геометрических тел на листе. Линейно-конструктивный рисунок предметов. Передача светотени и тональности.
Пропорции.
Тема 2: Сложный натюрморт из геометрических тел и предметов быта
Композиция группы тел на листе. Передача светотени и тональности. Пропорции.
Тема 3: Живопись. Ахроматический простой натюрморт из предметов быта
Композиция группы тел на листе. Передача светотени и тональности с помощью живописного материала.
Тема 4: Рисунок повторяющегося геометрического орнамента. Трилистник.
Композиция предмета. Пропорционально грамотная передача соотношений деталей. Линейно-конструктивный рисунок. Передача светотени
и тональности.
Тема 5: Живопись. Ахроматический сложный натюрморт из предметов быта
Композиция группы тел на листе. Передача светотени и тональности с помощью живописного материала.
Тема 6: Сложный натюрморт из предметов быта
Композиция предмета. Пропорционально грамотная передача соотношений деталей. Линейно-конструктивный рисунок. Передача светотени
и тональности.
Тема 7: Живопись сложного натюрморта из предметов быта в холодной гамме. Пуантилизм.
Композиция группы тел на листе. Передача светотени и тональности с помощью живописного материала. Подбор цветовой гаммы.
Тема 8: Гипсовый слепок детали растения
Композиция предмета. Пропорционально грамотная передача соотношений деталей. Линейно-конструктивный рисунок. Передача светотени
и тональности.
Тема 9: Живопись сложного натюрморта из предметов быта в теплой гамме. Пуантилизм.

Композиция группы тел на листе. Передача светотени и тональности с помощью живописного материала. Подбор цветовой гаммы.

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
№
п/

Количество часов
Тема урока

всего

п
1

Актуализация

Контрольные

Практически

работы

е работы

1

0

Виды,
Дата изучения

формы

контроля

1

Устный опрос

1

Устный опрос

3

Устный опрос

знаний

2

Теоретические

1

основы рисунка

0

тел вращения
3

Натюрморт из

3

0

1

0

3

0

3

Устный опрос

5

0

1

Устный опрос

гипсовых фигур с
телами вращения
(4 предмета, А3)
4

Теоретические

Устный опрос

основы
перспективы тел
вращения
5

Упражнение на
построение тел
вращения в
перспективе

6

Построение
объектов во
фронтальном и

уловом положении
(Мебель в
интерьере)
7

Выставка-

1

0

1

Устный опрос

1

0

1

Устный опрос

8

0

8

Устный опрос

8

0

8

Устный опрос

4

0

4

Устный опрос

2

0

2

Устный опрос

просмотр
8

Выполнение
натягивания
бумаги на планшет
(А2)

9

Линейноконструктивное
построение
интерьера с
лестницей
(Карандаш,
планшет)

10

Учебный
натюрморт из 4х
предметов в
приглушенной
цветовой гамме
(акварель, А2)

11

Натюрморт по
сырому в
раздельнокомплементарной
цветовой гамме
(Акварель А2)

12

Создание выкрасок
для декоративного

натюрморта
13

Создание коллажа

2

(Декоративный

2

Устный опрос

0

натюрморт, А3)
14

Подбор

1

0

1

Устный опрос

6

0

6

Устный опрос

0

2

Устный опрос

2

Просмотр

локального тона в
виде шкалы для
декоративного
натюрморта
(Гуашь)
15

Декоративный
натюрморт в
технике гуашь с
использованием
локального цвета

16

Пленэр

2

17

Подготовка к

2

выставкепросмотру.
Выставкапросмотр

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
9 КЛАСС

№
п/

Количество часов
Тема урока

всего

п
1

Актуализация

Контрольные

Практически

работы

е работы

2

0

Виды,
Дата изучения

формы

контроля

2

Устный опрос

2

Устный опрос

знаний и умений
2

Пленэр.

2

Перспектива в

0

пейзаже (Графика)
3

Пленэр.

2

0

2

Устный опрос

12

0

12

Устный опрос

6

0

6

Устный опрос

6

0

10

Устный опрос

1

0

1

Устный опрос

1

0

1

Устный опрос

Перспектива
пейзаже
(Живопись)
4

Натюрморт с
бытовыми
предметами
(Карандаш, 4-5
предметов, А2)

5

Натюрморт с
розеткой
(Карандаш, 4-5
предметов)

6

Натюрморт на
сложные фактуры
(Акварель, А2)

7

Выставкапросмотр

8

Теоретические
основы стилей и
направлений

живописи
9

Создание копии

1

0

1

известного
художника в
выбранном
направлении
живописи (А4)
10

Создание

8

8

натюрморта в
выбранном
направлении
живописи (А2)
11

Теоретическое

1

занятие.
Принципы
построения
композиции
натюрморта
12

Создание эскизов

1

1

6

6

1

1

композиции к
будущему
натюрморту
(Поиск идеи)
13

Составление
собственного
натюрморта в
формате А2
(Материал на
выбор

14

Самостоятельное

Устный опрос

составление
постановки с
разномасштабным
и предметами
(мелкие детали)
15

Эскизирование

1

1

1

1

5

5

2

2

2

2

составленной
постановки
16

Натюрморт в
технике
акварельной
живописи (А2)

17

Создание
портретных
набросков с
натуры

18

Пленэр.
Перспектива в
пейзаже (Графика)

19

Подготовка к
выставкепросмотру.
Выставкапросмотр

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Арнхейм. Искусство и визуальное восприятие. – М.: Прогресс, 2007.
2. Рунге В.Ф., Сеньковский В.В. Основы теории и методологии дизайна. - М.: МЗ-Пресс, 2001.
3. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. - VI.: Академия, 2002.
4. Шевченко В.Я. Композиция плаката. Харьков: Колорит, 2004
5. Шрифты: разработка и использование / Барышников Г.М., Бязев А.Ю. и др. – М.: ЭКОМ, 1997

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1.

http://artyx.ru/ - всеобщая история искусств (текстовый и наглядный материал)

2.

http://school-collection.edu.ru/ - Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов для учреждений общего и начального

профессионального образования
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Персональный компьютер
Стенды и наглядные пособия
Проектор
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Персональный компьютер

Мольберт
Планшеты для натягивания бумаги

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 класс
Наименование
№

разделов

и

тем

программы

Количество часов
всего

п/п

контрольные практические
работы

Актуализация
a. 1 знаний

Дата

работы
0

1

1

.
1

Виды,

Электронные

изучени

Виды деятельности

формы

(цифровые)

я

контроля

образовательные
ресурсы

- организовывать рабочее место, постановка корпуса и рук при

Устный опрос; http://artyx.ru

рисовании. Выбор точки наблюдения

Практическая

-изучать основные сведения о рисунке с натуры

работа;

-развивать практический навык компановки в рисунке

.

основы рисунка тел
2.Теоретические
2

1

1
0

вращения

-изучать особенности конструкции геометрических и бытовых

Устный опрос; http://artyx.ru

предметов, понятие линейно-конструктивного рисунка

Практическая

- анализировать элементы наблюдательной перспективы: линия

работа;

горизонта, перспектива горизонтальных линий ,угол наклона
горизонтальных линий
-учиться строить перспективу куба и круга относительно линии
горизонта.
3. Натюрморт

из гипсовых фигур с

телами вращения (4 предмета, А3)

3

0

3

-изучать понятия: свет, собственная тень, падающая тень, полутень,

Устный опрос; http://artyx.ru

рефлекс, блик, линия разлома, «мертвая точка»

Практическая

- анализировать особенности светотени геометрических фигур: куб,

работа;

цилиндр, конус, шар
-формулировать понятие пропорции на геометрических и бытовых
предметах
-получать практический навык метода визирования для натурных
постановок.

4. Теоретические основы

1

0

1

перспективы тел вращения

-получать практический навык компоновки куба на листе А3

Устный опрос; http://artyx.ru

-изучать линейно-конструктивное построение куба

Практическая

-анализировать пропорции куба

работа;

- знакомиться с передачей светотени
5. Упражнение

на построение тел

3

0

3

вращения в перспективе

- получать практический навык компоновки пирамиды на листе

Устный опрос; http://artyx.ru

-изучать линейно-конструктивное построение пирамиды

Практическая

-анализировать пропорции пирамиды

работа;

- знакомиться с передачей светотени

объектов во
6.Построение
3

5

0

5

фронтальном и уловом положении
(Мебель в интерьере)
7. Выставка-просмотр

- получать практический навык компоновки интерьера на листе

Устный опрос; http://artyx.ru

- изучать линейно-конструктивное построение

Практическая

- анализировать пропорции

работа;

- знакомиться с передачей светотени

1

0

1

-саморефлексия

Устный опрос; http://artyx.ru
Практическая
работа;

Выполнение
a. 2 натягивания бумаги

1

0

1

на планшет. (А2)

- получать практический навык подготовки материалов к работе

Практическая http://artyx.ru

-

работа;

-получать практический навык о композиции интерьерных объектов в

Устный опрос; uchi.ru, ШЦВ

формате

Практическая

-строить линейно-конструктивный рисунок предметов

работа;

1
.

Линейно-конструктивное
b. 2

8

0

8

построение. интерьера с лестницей
(Карандаш,2 планшет)

-передавать светотени и тональность

.

натюрморт из 4х
8.Учебный
3

8

0

8

предметов в приглушенной
цветовой гамме (акварель, А2)
по сырому в
9.Натюрморт
4
раздельно-комплементарной
цветовой гамме (Акварель А2)

-получать практический навык о композиции группы предметов на

Устный опрос; http://artyx.ru

листе

Практическая

-строить линейно-конструктивный рисунок предметов

работа;

-передавать светотени и тональность

4

0

4

-получать практический навык о смешении цвета и свойствах акварели Устный опрос; http://artyx.ru
Практическая
работа;

Создание
выкрасок для
10.
1

0

2

2

декоративного натюрморта

Устный опрос; http://artyx.ru

технике

Практическая
работа;

Создание
коллажа (Декоративный
11.
2

2

2
0

натюрморт, А3)
12.Подбор

- применение знаний по цветоведению на практике в живописной

-получать практический навык о компоновке цветных пятен и их

Устный опрос; http://artyx.ru

пропорциональном соотношении

Практическая
работа;

локального тона в виде

0

1

1

шкалы для декоративного

-получать практический навык о свойствах цвета и его проявлении в

Устный опрос; http://artyx.ru

материале гуашь

Практическая
работа;

натюрморта (Гуашь)
13.Декоративный

натюрморт в

0

6

6

технике гуашь с использованием

-получать опыт и знания в построении декоративного натюрморта и

Устный опрос; http://artyx.ru

особенностях его создания

Практическая
работа;

локального цвета
14.Пленэр

0

2

-закрепление знаний по воздушной и линейной перспективе

2

Устный опрос; http://artyx.ru
Практическая
работа;

15.Подготовка к

выставке-просмотру.

2

2

Выставка-просмотр
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО МОДУЛЮ

68

0

68

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
9 класс
Наименование
№

разделов

и

тем

программы
п/п

1

Количество часов
всего

контрольные практические
работы

Актуализация знаний и умений

Дата

2

работы
0

6

Виды,

Электронные

изучени

Виды деятельности

формы

(цифровые)

я

контроля

образовательные
ресурсы

- организовывать рабочее место, постановка корпуса и рук при

Устный опрос; http://artyx.ru

рисовании. Выбор точки наблюдения

Практическая

-вспомнить и обсудить основные сведения о рисунке с натуры

работа;

-развивать практический навык компановки в рисунке

2

Пленэр. Перспектива в пейзаже

0

(Графика)

3

Пленэр. Перспектива пейзаже

6

2

2

0

4

(Живопись)

- анализировать элементы наблюдательной перспективы: линия

Устный опрос; http://artyx.ru

горизонта, перспектива горизонтальных линий, угол наклона

Практическая

горизонтальных линий

работа;

- получать практический навык компоновки объектов на листе

Устный опрос; http://artyx.ru

-изучать линейно-конструктивное построение

Практическая

-получать практический навык передачи светотени и тональности с

работа;

помощью живописного материала.
4

Натюрморт с бытовыми

12

0

8

предметами (Карандаш, 4-5
предметов, А2)

5

Натюрморт с розеткой (Карандаш,

- получать практический навык компоновки предметов на листе

Устный опрос; http://artyx.ru

-изучать линейно-конструктивное построение бытовых предметов

Практическая

-формулировать понятие пропорции

работа;

-получать практический навык передачи светотени и тональности

6

0

6

4-5 предметов)

- получать практический навык компоновки предметов на листе

Устный опрос; http://artyx.ru

-изучать линейно-конструктивное построение архитектурной детали

Практическая

-формулировать понятие пропорции

работа;

-получать практический навык передачи светотени и тональности с
помощью графического материала

6

Натюрморт на сложные фактуры

6

0

10

(Акварель, А2)

- получать практический навык компоновки предметов на листе

Устный опрос; http://artyx.ru

-получать практический навык передачи светотени и тональности

Практическая

- получать практический навык передачи фактуры материала в технике

работа;

акварельной живописи

7

Выставка-просмотр

1

0

Устный опрос; http://artyx.ru

10

Практическая
работа;

8

Теоретические основы стилей и

1

0

10

- получать знания из отечественной и мироваой живописи

работа;

направлений живописи
9

Создание копии известного
художника в выбранном
направлении живописи (А4)

Практическая http://artyx.ru

1

0

10

- получать практический навык работы с разными материалами,

Устный опрос; uchi.ru, ШЦВ

изучение способов работы с пятном и формой в плоскости

Практическая
работа;

Составление собственного

- развитие навыков компоновки, , развитие художественного вкуса и

8

видения

натюрморта в формате А2

- проявление практических- навыков по законам композиции

(Материал на выбор)
Самостоятельное составление

1

развитие навыков компоновки, , развитие
художественного вкуса и видения

1

- проявление практических- навыков по законам
композиции

6

-развитие навыков компоновки, , развитие
художественного вкуса и видения
- получать навык работы с акварельными красками

постановки с разномасштабными
предметами (мелкие детали)
Эскизирование составленной
постановки
Натюрморт в технике акварельной
живописи (А2)
Создание портретных набросков с

- получать практические навыки по построению головы,

1

- развитие наблюдательности и перенесение пропорций в формат

натуры
Пленэр. Перспектива в пейзаже

- получать практические навыки по построению воздушной и

1

линейной перспективы

(Графика)

- развивать наблюдательность и аналитическое мышление:
отделение общего от частного, расстановка акцентов и нюансов,
обобщение и детализация, разноплановость и пропорции

Подготовка к выставке-просмотру.

1

Выставка-просмотр
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО МОДУЛЮ

68

0

68


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».