МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и спорта Республики Карелия УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МОУ "Лицей №1" УТВЕРЖДЕНО Приказ №192-осн 28.08.2024 директор МОУ «Лицей №1» ________________ Гуденко А.В. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Академический рисунок» для 10-11 классов основного общего образования (художественно-технологическийпрофиль) Составитель: Матвиенко О.Ю., Гордеенко Л.В. Петрозаводск 2024 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели художественнотехнологического образования. Основным предназначением в образовательной области «Технология» является формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически-ориентированного мировоззрения. Образовательная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования, предоставляя им возможность применять на практике знания основ наук. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ» Согласно Стандарту среднего общего образования по технологии (профильный уровень) специальная технологическая подготовка учащихся может осуществляется на основе выбора из направлений, предложенных стандартом. Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся Реализация программы основана на проектной деятельности учащихся. Это совместная учебнопознавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, соблюдение последовательности этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта), комплексная реализация проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности. Спецификой учебной проектно-исследовательской деятельности является ее направленность на развитие личности и на получение объективно нового исследовательского результата. Цель учебноисследовательской деятельности - приобретение учащимися познавательно-исследовательской компетентности, проявляющейся в овладении универсальными способами освоения действительности, в развитии способности к исследовательскому мышлению, в активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе. Проектная работа предмета «Технология» реализуется через участие творческих в различных детских конкурсах разного уровня: муниципального, республиканского, федерального, международного. Также программа проектных инициатив курса активно направляет учащихся к оформлению лицейского пространства:, тематические выставки в классах, коридорах лицея и кафедры; декорирование 3D-композиций к различным праздничным мероприятиям. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ДИЗАЙН» На профильном уровне изучение технологии направлено на достижение широкого спектра целей: освоение политехнических и специальных технологических знаний в выбранном направлении технологической подготовки; знаний об основных отраслях современного производства и ведущих отраслях производства в регионе; о составляющих маркетинга и менеджмента в деятельности организаций; об использовании методов творческой деятельности для решения технологических задач; о профессиях и специальностях в основных отраслях производства и сферы услуг; о востребованности специалистов 'различных профессий на региональном рынке труда; о планировании профессиональной карьеры и путях получения профессий; овладение профессиональными умениями в выбранной сфере технологической деятельности; умениями применять методы индивидуальной и коллективной творческой деятельности при разработке и создании продуктов труда; соотносить свои намерения и возможности с требованиями к специалистам соответствующих профессий; находить и анализировать информацию о востребованности специалистов на региональном рынке труда; определять пути получения профессионального образования, трудоустройства; развитие качеств личности, значимых для выбранного направления профессиональной деятельности; творческого мышления; способности к самостоятельному поиску и решению практических задач, рационализаторской деятельности; воспитание инициативности и творческого подхода к трудовой деятельности; трудовой и технологической дисциплины, ответственного отношения к процессу и результатам труда; умения работать в коллективе; культуры поведения на рынке труда и образовательных услуг; формирование готовности и способности к продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образовании; трудоустройству; успешной самостоятельной деятельности на рынке труда и образовательных услуг, необходимых для быстрой профессиональной адаптации в современном обществе. МЕСТО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Программа по учебному предмету «Технология» разработана для обучения школьников 10-11 классов. На изучение программы в каждом классе отводится по 70 часов учебного времени. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ» ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения рабочей программы основного общего образования по дизайну достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности. В центре программы в соответствии с ФГОС общего образования находится личностное развитие обучающихся. В курсе используются эвристические исследовательские методы обучения: анализ информации, постановка задачи, проведение исследований существующих объектов дизайна, разработка новых предложений. Эти методы в наибольшей степени должны обеспечить развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, в самостоятельности в приобретении знаний при выполнении творческой проектной деятельности. Роль учителя в обучении меняется: он выступает как организатор, консультант, эксперт самого процесса деятельности учащихся и её результатов. На занятиях художественным конструированием используются предметные умения, полученные школьниками на уроках математики, физики, технологии, изобразительно искусства. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта планируемые результаты освоения предмета «Технология» отражают: 1. Патриотическое воспитание уважительное отношение к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметноматериальной и пространственной среды, в понимании красоты человека. характеризовать исторические вехи развития мирового дизайна, творчество известных мировых дизайнеров; характеризовать особенности развития дизайн в России, в Карелии; определять взаимосвязь между этапом развития общества, ходом истории и дизайном. Гражданское воспитание активное участие творческих проектах, нацеленных на выполнение социальных задач; ведение диалога с другими людьми и достижение в нём взаимопонимания в ходе работы в группах, при выполнении коллективных творческих проектов Духовно-нравственное воспитание Готовность следовать этническим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности, уважительное и доброжелательное отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; выражение через творческие работы общепринятых моральных и нравственных ценностей, ответственное отношение к своему здоровью и состоянию окружающего мира. 2. Эстетическое воспитание выражение и отстаивание своего индивидуальное художественное видение мира, дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ; применение декоративно-прикладного различных искусства (роспись технологий ткани, технического живопись творчества шерстью, и объемная аппликация и др.) в создании изделий материальной культуры; моделирование художественного оформления объекта труда; сочетание образного и логического мышления в процессе творческой деятельности; создание художественного образа и воплощение его в продукте; развитие пространственного художественного воображения; развитие композиционного мышления, чувства цвета, гармонии, контраста, пропорции, ритма, стиля и формы; понимание роли света в образовании формы и цвета; решение художественного образа средствами фактуры материалов; использование природных элементов в создании орнаментов, художественных образов моделей; сохранение и развитие традиций декоративноприкладного искусства и народных промыслов в современном творчестве; применение методов художественного проектирования; Ценности познавательной деятельности. овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда; формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения учебных задач; Экологическое воспитание: формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам; Бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам. Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования; Трудовое воспитание: рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда; оценка технологических свойств материалов и областей их применения; распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства; применение общенаучных знаний в процессе осуществления рациональной технологической деятельности; формирование целостного представления о сущности технологической культуры и культуры труда; Выражение желания учиться и трудиться на производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей. Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности. Овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда. Проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности. планирование технологического процесса и процесса труда; организация рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда; подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии; проведение необходимых опытов и исследований при подборе материалов и проектировании объекта труда; подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии с применением элементарных (не требующих регулирования) и сложных (требующих регулирования/настройки) рабочих инструментов/технологического оборудования; модификацию материального продукта по технической документации и изменения параметров технологического процесса для получения заданных свойств материального продукта; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; выбор и использование кодов и средств представления технической и технологической информации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, эскиз, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления; документирование результатов труда и проектной деятельности; расчёт себестоимости продукта труда. Воспитывающая предметно-эстетическая среда в процессе художественно-эстетического воспитания обучающихся привлекают к организации пространства лицея. Учащиеся создают оформления для праздников, кабинетов, проводят выставки. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметные результаты освоения курса «Технология» отражают следующие умения: 1. Овладение универсальными познавательными навыками Формирование пространственных представлений и сенсорных способностей: - формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения учебных задач; - Выражение желания учиться и трудиться на производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей. - Проявление познавательных интересов и творческой активности в данной области предметной технологической деятельности. - Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности. - Самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации. - Планирование образовательной и профессиональной карьеры. - виртуальное и натурное моделирование технических объектов, продуктов и технологических процессов; проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса; - развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания; - овладение минимально достаточным для курса объёмом средств и форм графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации; - формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда. 2. Овладение универсальными коммуникативными действиями - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов - с учетом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива; - Самостоятельно формировать общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом, вступать в диалог, интегрироваться в группу сверстников, участвовать в коллективном обсуждении проблем и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. - организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива; - сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом; - умение быть лидером и рядовым членом коллектива; - формирование рабочей группы с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива; - выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации; - публичная презентация и защита идеи, варианта изделия, выбранной технологии и др.; способность к коллективному решению творческих задач; - способность объективно и доброжелательно оценивать идеи и художественные достоинства работ членов коллектива; - способность прийти на помощь товарищу; способность бесконфликтного общения в коллективе. 3. Овладение универсальными регулятивными действиями Самоорганизация: - Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью; -Умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты - комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; - Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информации; ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Технология», сгруппированы по учебным модулям должны отражать сформированность умений. В результате обучения по данной программе обучающиеся должны овладеть: трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами; умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы; навыками самостоятельного планирования и ведения культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда; ответственным отношением к сохранению своего здоровья и ведению здорового образа жизни. Раздел 1. Общетехническая подготовка. - Уметь точечно выделять главную информацию и фиксировать в виде конспекта. - Понимать и объяснять основные понятия темы. - Уметь грамотно применять полученную информацию в практических жизненных целях. - Обсуждать полученную информацию с классным коллективом и учителем. - Выражать свое мнение и отношение к новому материалу. Раздел 2. Специальная техническая подготовка - Ознакомление с понятием «Цветоведение» через выполнение творческого задания на листе А4. - Ознакомление с понятием «Стилизация» через выполнение серии творческих работ на листе А4 - Ознакомление с понятием «Композиция» через выполнение творческой работы на листе А4 - Ознакомление с понятием «Дизайн» через выполнение серии творческих работ на листе А4 - Создание творческой работы в технике «Роспись по ткани» - Создание творческой работы «Оригинальная маска» - Создание творческого проекта «Авторская кукла» - Создание творческого проекта «Живопись шерстью» - Выполнение 3D –композиций для декора лицейского пространства во время праздничных мероприятий. ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС № п/ Количество часов Тема урока п всег Контрольные Практичес о работы кие работы Виды, Дата изучения формы контроля Раздел 1. Общетехническая подготовка. 2 Назначение 2 менеджмента 2 Устный опрос 0 на предприятии. Эргономически е, санитарно- гигиенические и эстетические требования к организации рабочего места. 3 Алгоритм 2 0 2 Устный опрос 2 0 2 Устный опрос проектирования продукта труда. Профессиональ ное самоопределен ие и карьера. Раздел 2. Специальная техническая подготовка 4 Цветоведение 2 0 2 Устный опрос 5 Стилизация в 4 0 4 Устный опрос 2 0 2 Устный опрос Дизайн-техника 6 0 6 Устный опрос по 18 0 18 Устный опрос 30 0 30 Устный опрос 1 Устный опрос декоративной композиции. 6 Основные принципы организации композиции графики Роспись ткани Творческий проект по созданию оригинальной маски Раздел 3. Проектирование 7 Дизайн как вид 1 проектирования 0 . Объемно- 1 0 1 Устный опрос 2 0 2 Устный опрос пространственн ая композиция. Проектная деятельность СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА При начальной профессиональной подготовке в старшей школе осуществляется переход от методики поурочного планирования к модульной системе организации учебного процесса. Модульный принцип позволяет не только укрупнить смысловые блоки содержания, но и преодолеть традиционную логику изучения технологического материала - от единичного к общему и всеобщему, от фактов к процессам и закономерностям. В условиях модульного подхода возможна совершенно иная схема изучения технологических процессов «всеобщее - общее – единичное. В эстетическом воспитании важную роль играет развитие внутренней культуры школьника, одним из показателей которой является способность личности к восприятию прекрасного в произведениях искусства и окружающей действительности. Специфика творческой деятельности в области декоративно-прикладного искусства и дизайна предполагает приобщение школьников к активному творчеству, привитие любви к предметному труду, развитие способности понимать истинную ценность предметов. Цель программы: создание условий для реализации знаний и умений, полученных учащимися в процессе обучения различным видам декоративно-прикладного искусства и усиления стартовых возможностей личности на рынке труда и профессионального образования. Программа составлена с целью учета интересов и склонностей учащихся. Содержание обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей, творческих решений проблемы с акцентом на индивидуализацию проектов. - Важнейшей составляющей данной программы является личностно - ориентированное взаимодействие учителя и ученика. - Особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика человека. Содержание программы 10 класс Раздел 1. Общетехническая подготовка 4ч 1. Вводное занятие. Правила техники безопасности. Обзор материалов и творческих проектов на учебный год. Современная эргономика обладает комплексными методами исследований, богатым математическим аппаратом, компьютерным обеспечением, позволяющими рационализировать труд человека в условиях производства. Эргономическое обеспечение стало обязательным на уровне государственных стандартов и норм, на всех этапах создания и модификации промышленного оборудования. Требования эргономики к организации и проектированию трудовых процессов подразделяются на экономические, психофизиологические, психологические, гигиенические, эстетические, социальные. К экономическим требованиям относятся: повышение технической вооруженности труда; наиболее полное использование оборудования и организация рабочего места; выбор оптимальной технологии, устранение лишних затрат рабочего времени; строгая регламентация темпа и ритма работы. К психофизиологическим — установление соответствия скоростных, энергетических, зрительных и других физиологических возможностей человека и особенностей рассматриваемого технологического процесса; введение рациональных режимов труда и отдыха, сокращение объема информации, снижение нервно-эмоциональных напряжений и физических нагрузок; профессиональный отбор. К психологическим — установление соответствия закрепленных и формируемых навыков и возможностей восприятия, памяти и мышления. К антропометрическим и биомеханическим — установление соответствия орудий труда размерам, форме и массе тела человека, силе и направлению движений. К гигиеническим — обеспечение оптимальных метеорологических условий, оптимального физикохимического состава воздушной среды, освещенности, уровней шума и вибраций в пределах требований ГОСТов, ССБТ и т.д. К эстетическим — определение соответствия эстетических потребностей человека и реализуемых в художественно-конструкторских решениях рабочих мест (орудий труда) и производственной среды. К социальным — повышение профессиональной подготовки, содержательности труда, творческой активности трудящихся, совершенствование кооперации труда, повышение эффективности управления производственными процессами и др. Этапы проектирования и содержание. Актуальность разработки технической документации. Необходимость технической документации. В результате изучения раздела ученик должен: Усвоить понятия: материальное производство, сфера услуг и сервиса, коммерция. Понимать отраслевое деление современного производства товаров и услуг. Определять основные отрасли производства и ведущие предприятия региона. Определять основные подразделения и профессиональный состав специалистов производственных, коммерческих и сервисных предприятий. Знать назначение менеджмента на предприятии. Основные направления менеджмента.. Эргономические, санитарно-гигиенические и эстетические требования к организации рабочего места. Обеспечение безопасности труда. Научиться составлять резюме и формы самопрезентации для получения профессионального образования или трудоустройства. Понимать маркетинг как составляющую деятельности предприятия в условиях рыночной экономики. Продвижение продукции на рынке товаров и услуг. Составлять алгоритм проектирования продукта труда. Понимать в учете нормативных требований при разработке и оформлении технической и технологической документации. Разбираться в понятии «Интеллектуальная собственность и способы ее защиты» Раздел 2. Специальная техническая подготовка (ДПИ) 62ч 2. Цветоведение 2ч 3. Цвет в художественном проектировании. Свет и цвет – основные понятия. Ахроматические и хроматические группы цвета. Основные признаки цвета. Круг естественных цветов ( по Гете; Оствальду). Цвета теплые и холодные. Контраст и нюанс цветов. Дополнительные цвета. Цветовая гармония – правила определения гармоничных цветов. Первые теории гармоничных цветовых сочетаний. Стилизация в декоративной композиции 4ч Понятие стилизации и стиля. Стилизация в орнаменте. Декоративная стилизация в натюрморте. Стилизация природных форм. Декоративная стилизация в композиции на тему природных форм. Стилизация в декоративном пейзаже. Варианты практических заданий: ЗАДАНИЕ 1 - Композиция выполняется из геометрических элементов или форм, приближенных к ним. Количество используемых элементов: 1—3. Цветовое решение в гармонии родственно- контрастных цветов (любая половина цветового круга), либо в последовательности цветового спектра (от желтого до фиолетового). - Композиция набирается из природных растительных форм, животных или человеческих мотивов. Цветовое решение — контраст взаимодополнительных цветов, количество используемых элементов: 1-2. Требования: По каждому заданию выполняется серия эскизных разработок, как графических, так и цветных. Чистовой вариант композиции выполняется в формате А4. При рисовании мотивов необходимо заботиться об их выразительности. Надо соблюдать не только цветовые, но и тональные контрасты. Обязательна аккуратность исполнения. Материал: карандаш, акварель, цветные карандаши, фломастеры. ЗАДАНИЕ 2 1. На листе формата А4 выполнить стилизованное изображение двух контрастных по своим природным качествам растений (например, нежный вьюн и колючий татарник). 2. Выполнить стилизованную зарисовку коры дерева, мха или плотных стелющихся растений. Формат А4. 3. Выполнить стилизованную декоративную композицию из природных растительных форм (по выбору автора). Это может быть изображение цветов, грибов, иных объектов. 4. При компоновке мотивов на листе обратить внимание на пластическую направленность формы, ракурсных поворотов, и, в зависимости от этого, верно выбрать композиционный строй изображения (статику или динамику). Прежде чем приступить к изображению объекта, необходимо тщательно изучить его строение, рисунок поверхности, орнаментику. Требования: 1. Выполнить 2 листа со стилизованными изображениями растительных и природных форм в формате А4; затем стилизованную композицию в формате А4. 2. Необходимо правильно расположить элементы в композиции. Следует грамотно подобрать цветовое решение согласно настрою композиции. 3. Обязательна аккуратность исполнения. Материал: акварель, гуашь, цветные карандаши, фломастеры. ЗАДАНИЕ 3 Выполнить декоративный стилизованный натюрморт в стиле известного художника (Матисса, Дерена, Брака, Пикассо, Лентулова, Фалька, Гончаровой, Машкова, Сарьяна, Кустодиева, Куприна), стараясь передать творческую индивидуальность и манеру письма, внося и свои творческие разработки. Работать можно как с конкретной постановкой, так и с воображаемой. Для стилистической переработки можно использовать конкретную работу выбранного автора или серию натюрмортов, ориентируясь на собирательный образ. Цветовое решение может быть частично в стиле мастера, частично авторское. Требования: Выполнить два листа формата А4 с поисковыми эскизами (как н карандаше, так и в цвете) по разным художникам; затем два чистовых варианта лучших эскизов (по выбору автора) в цвете в том же формате. В каждом конкретном натюрморте должен чувствоваться стиль выбранного мастера, манера переработки предметов, цветовой строй произведения. Следует избегать простого копирования, надо выполнить свою ком позицию, лишь вводя какие-то детали из произведений художника. Материал: акварель, гуашь, цветные карандаши, фломастеры. ЗАДАНИЕ 4 Выполнить сложный декоративный стилизованный натюрморт с большим количеством предметов (7—10), драпировками и обилием фруктов, активно выраженным композиционным центром. Для достижения равновесия можно использовать членение плоскости на части. Цветовое решение в контрастно-дополнительных цветах. Требования; - Выполнить как минимум один лист формата А4 с эскизно-поисковыми разработками в карандаше и в цвете; затем один лист формата А4 с двумя фор-эскизами различных цветовых вариантов и окончательный чистовой вариант на весь лист формата А4. - Необходимо правильно расположить предметы в сложной композиции. - Следует верно распределить цветовые акценты. Материал: акварель с белилами, гуашь. ЗАДАНИЕ 5 Выполнить композицию стилизованного пейзажа, в котором изображаемые объекты будут предельно упрощены. Можно использовать несложный декор. Требования: Необходимо выполнить эскизные поиски и зарисовки — 2 листа; 1 лист — чистовой вариант в 2-х цветовых решениях (формат А4). Выполнить интересную композицию, сохранив пластику природной среды. Добиться выразительности композиции, верно распределив тональные и цветовые отношения. Материал: акварель, гуашь, фломастеры, цветные карандаши. Дизайн –техника графики 6ч Краткий обзор простейших приемов дизайн-техники графики. Основные инструменты, используемые графическими дизайнерами. Виды графики. Черно-белая линейная графика: линия, штрихи, точки. Работа цветом. Аппликация. Графические возможности в декоративном изображении объектов. Изображение объектов с элементами стилизации. Изображение фруктов. Изображение драпировок. Изображение растительных форм. Изображение морского и животного мира. Графическое изображение натюрмортных постановок. Практические задания ЗАДАНИЕ 1 Выполнить ряд декоративных натуральных зарисовок фруктов с нанесением декора, согласующегося с пластикой формы. Можно использовать все виды рисования: тоновое (пятновое), линейное, комбинированное и декоративно-орнаментальное. Требования: Стремиться к более разнообразному декоративному заполнению формы в каждой композиции. Соблюдать аккуратность при нанесении графического декора. Обратить особое внимание на толщину линии, так как чрезмерная толщина создаст ощущение тяжеловесности и будет разрушать форму. При декоративной обработке формы не забывать о пластике объектов, характерных особенностях их формы. Объем: Декоративное рисование яблок, апельсинов и груш, форм простых и компактных: 1 лист формата А4. Декоративное рисование вишни, смородины, винограда, форм более мелких, но сложных по пластике в целом: 1 лист формата А4. Декоративное рисование простейшей композиции из различных фруктов и овощей: 2 листа формата А4. Материал: тушь, перо, капиллярная или гелевая ручка, возможна цветная тушь. ЗАДАНИЕ 2 Выполнить декоративные зарисовки драпировок с использованием тканей разного качества. Рисовать с натуры, расположив драпировки так, чтобы образовались различные складки. Необходимо суметь сделать отбор, отказавшись от ряда случайных складок, не работающих на передачу пластики ткани. Требование: Аккуратное выполнение рисунка, верный подбор толщины линии в зависимости от качества ткани. Объем: Рисунок драпировки из грубых тканей: 1 лист формата А4. Рисунок драпировки из мягких, струящихся тканей: 1 лист формата А4. Один лист формата A3, в котором будут представлены различные драпировки тяжелых тканей с объемными складками и мягких шелковых тканей с более мелкими складками и иной пластикой. Материал: тушь, перо, капиллярная, гелиевая или шариковая ручка. ЗАДАНИЕ 3 Выполнить декоративные зарисовки растений (с цветами и без), стараясь точно расположить зарисовку в формате листа. Требования: Необходимо верно подобрать контурную линию и декср, характерные для изображаемого объекта. Наносить декор по направлению развития формы, украшая ее, но не перегружая. Объем: Зарисовать вьющееся растение без цветков, больше используя линейное рисование и легкий фактурный декор: 1 лист формата А4. Зарисовать растение с цветками, используя разные графические средства в изображении листьев и цветов: 1 лист формата А4. Зарисовать круглые кактусовые растения, используя все виды графических средств: 1 лист формата А4. Зарисовать мелкие растения (мхи, лишайники), используя лупу для лучшего изучения растения. При отсутствии вышеназванных растений можно зарисовывать мелкую луговую траву: 1 лист формата А4. Материал: тушь, перо, капиллярная, гелевая или шариковая ручка (можно цветные стержни), возможна легкая акварель. ЗАДАНИЕ 4 Выполнить ряд декоративных зарисовок, используя чучела птиц и животных, атласы-определители, энциклопедии, стараясь каждый раз создать выразительный и узнаваемый образ. При декоративной обработке формы важно опираться на природную фактуру и рисунок поверхности объекта, чтобы декор согласовывался с ней, а не противоречил. Требования: - При создании выразительного образа, стилизовать и утрировать в разумных пределах (так, чтобы объект был узнаваем). - Соблюдать аккуратность в нанесении декора. Объем: Декоративный рисунок птиц в разных ракурсах (один объект или несколько): 2 листа формата А4. Декоративный рисунок представителей отрядов пресмыкающихся и земноводных (ящерицы, черепахи, змеи, лягушки и т.п.): 2 листа формата А4. Декоративный рисунок насекомых; на каждом листе располагать изображения одного насекомого в нескольких ракурсах: 3 листа формата А4. Примечание: Задание создать законченную композицию не ставится. Нужно расположить несколько рисунков в формате листа, не оставляя больших пустот. Материал: тушь, перо, капиллярная или гелевая ручка, возможна легкая акварель или цветной карандаш. ЗАДАНИЕ 5 Выполнить несколько зарисовок на тему «Морская фауна», стараясь выбрать объекты максимально разнообразные как по пластике форм, так и по декоративности. Требования: Аккуратно наносить на поверхность декор, подобрав соответствующую толщину линии. Сочетать линию и различные графические фактуры, использовать орнаментальный декор. Объем: 1. Выполнить 2 листа декоративных рисунков морских камешков и ракушек с достаточно большой плотностью заполнения формата объектами. 2. Выполнить 2 листа графических рисунков с медуз, кальмаров, морских звезд, ежей, рыб. Материал: тушь, перо, капиллярная, гелевая или шариковая ручка, возможна легкая акварель или цветной карандаш. ЗАДАНИЕ 6 Выполнить графическими средствами композиции с декоративными натюрмортами. Стремиться к созданию единого композиционного ансамбля, где все предметы взаимосвязаны и местоположение каждого логически оправдано; найти для больших и мелких предметов нужное место. Требования: Декор на поверхность необходимо наносить сообразно форме предметов, выявляя их пластику. Работая над стилизацией, в постановке необходимо исходить из природной формы объектов, утрируя ее, но не заменяя круглые формы квадратными, длинные короткими и т.п. Соблюдать аккуратность в нанесении декора. Объем: Выполнить декоративный натюрморт из упрощенных стилизованных форм, заполненных декоративным орнаментом упрощенного типа. Количество предметов: 5—7. Предварительно выполнить несколько вариантов эскизов компоновки предметов. Выполнить статичный натюрморт из 7—10 предметов активно заполненный декором, согласующимся с пластикой формы предметов. Выполнить динамичный декоративный натюрморт, используя активные ракурсы предметов, заполненных геометрическим орнаментом динамического характера. Декоративные натюрморты: 3 листа формата А4; поисковые эскизы к ним: 3—4 листа такого же формата. Материал: тушь, перо, капиллярная ручка, цветная акварель и цветной карандаш для легкой подкраски. Основные принципы организации композиции 2ч Организация композиции. Равновесие. Соотношение форм. Виды равновесия. Членение плоскости на части. Ритмическая организация мотивов. Особенности построения монокомпозиции. Явление оверлеппинга и его роль в декоративной композиции. Построение пространства. Изображение объемных форм в декоративной композиции. Способы организации пространства. Практические задания: ЗАДАНИЕ 1 Выполнить композицию из простых геометрических форм или плоскостей, в которой четко просматриваются три пространственных плана (передний, средний и дальний). Плановость решается за счет глубинного движения цвета. Разработанная композиция выполняется в трех вариантах: 1) планы фиксируются цветом согласно изображению— передний, средний и дальний; 2) цвет передает обратное изображение планов, т.е. дальний план воспринимается передним, передний уходит на задний, а средний решается согласно изображению; 3) полная цветовая путаница планов. Работа выполняется в родственно-контрастной тепло-холодной гармонии. Требования: Верно найти соотношение масс цветовых пятен в зависимости от их принадлежности к теплым или холодным оттенкам, степени яркости, тяжести л легкости, цветовосприятия пятна. Объем: композиционные поиски в карандаше, 4—6 цветовых эскизов, три окончательные цветовые композиции; задание выполняется в формате А4. Материал: акварель, гуашь, цветные карандаши. ЗАДАНИЕ 2 Из произвольно стоящих белых предметов составить декоративный натюрморт в четырех гармонических сочетаниях с учетом затемненных и высветленных цветовых кругов. Выполнить уравновешенную композицию в пределах определенной цветовой гармонии. Поскольку композиция декоративная, то цветовые пятна, находящиеся в различных глубинах, встречаясь в положении среднего плана, должны создавать искомое глубинное равновесие в колористической композиции. Требования: Работа должна быть выполнена аккуратно. Необходимо соблюдать цветовые контрасты. Объем: композиционные поиски в карандаше, цветовые эскизы и четыре окончательных варианта на листах формата А4. Материал: акварель, гуашь, цветные карандаши. ЗАДАНИЕ 3 Выполнить несложный натюрморт из 4—5 предметов на нейтральном фоне, проиллюстрировав три периода изменяемости цвета, происходящих при взаимодействии главного действующего цвета и зависимой от него среды, отобразить действие сцепляющего цвета. Проследить данную цветовую ситуацию с различными вариантами цвета среды, оставив ту же предметную ситуацию. Требования: - Необходимо использовать как минимум четыре варианта цветовой среды. - Верно передать полученные цветовые ситуации, соблюдая юна/и. ные различия цветовых оттенков. Объем: формат А4 в форме эскизов. Материал: акварель, гуашь, цветные карандаши. ЗАДАНИЕ 4 Выполнить несложный натюрморт из 4—5 предметов в трех ситуа ях по отношению к источнику света: 1) силуэт предметов против света; 2) цветовой рельеф при скользящем свете (сверху, снизу, слева, спр 3) освещение предметов в упор рассеянным светом. На каждое состояние выполняются поисковые эскизы. Пояснения к ситуациям: Ощущение света передается цветовыми отношениями, а сам сил предметов испытывает влияние рефлексов. В результате промежутки фона ложатся на силуэт или силуэт ложится на фон — в результате возникает динамическая живописность изображения. Поворот плоскости формы передается только градациями цвета, без использования светотени. Построение цветового рельефа производится относительно картинной плоскости. Цветовой рельеф складывается в зависимости от угла наклона формы, относительно нее ориентация в цвете ведется по цветовому кругу. Ситуация, в которой рельеф формы из-за прямого освещения почти не просматривается и предметы воспринимаются цветными силуэтами различных очертаний, взаимно влияющих друг на друга. Большую роль играет контур, подчеркивающий линейный ритм композиции. Требования: По каждой ситуации из трех выполнить 2—3 варианта в цвете. В чистовом варианте выполняется по одной композиции. Выполнить интересные цветовые композиции с соблюдением тональных различий. Объем: на листах формата А4. Материал: акварель, гуашь, смешанная техника Роспись по ткани 18ч Теоретические сведения: Краткий экскурс в историю. Япония. Китай, Индонезия .Русская набойка. Художественные ткани в России 20-х годов .Варианты технических приемов росписи ткани: свободная роспись, батик, узелковое окрашивание. Эффект росписи по шелку. Ручная художественная роспись тканей Теоретические сведения: Свободная роспись ткани .Приемы стилизации реальных форм Обзор и показ отечественных анилиновых красителей .Способы получения естественных красителей. Составление калоритной палитры. Варианты деревянных рам и способы натяжения на них тканей. Приготовление тампонов и кистей ,палочек и т.д. .Способы закрепления красителей на изделиях из ткани. Продемонстрировать домашний способ запаривания росписи ткани. Практические работы и рекомендуемые объекты труда: Подготовка ткани для росписи и необходимое оборудование и инструменты. Знакомство с техникой «свободная роспись» . Показ сравнительного ряда техник акварельной живописи «по сырому», «а ля прим». Выполнение упражнения «Эффект дождя», «эффект заливки». Выполнение эскиза и творческой работы в свободной росписи. «Холодный батик» Теоретические сведения: Знакомство с техникой художественной росписи ткани «холодный батик». Химическое резервирование ткани. Инструменты оборудование и материалы для «холодного батика». Использование стеклянной трубочки для нанесения холодного резерва на ткань. Знакомство с законами витражной техники. Роль резерва и способы нанесения его на ткань Практические работы и рекомендуемые объекты труда: Выполнение эскиза композиции в данной технике. Выполнение контура-эскиза и перенос его на ткань Нанесение резерва и устранение недостатков. Применение «солевого раствора» и техники «набрызг».Воплощение эскиза и выполнение его на раме. « Узелковый батик» Теоретические сведения: Виды и способы раскраски ткани с помощью завязывания различных узелков на ткани Механическое резервирование ткани. Материалы и красители. Различные способы завязывания ткани и завязывания узлов. Выполнение узелковой основы из ткани .Технология окрашивания Вощение нитей. Практические работы и рекомендуемые объекты труда: Выполнение упражнения «солнышко» для росписи маечки или салфетки. Выполнить вощение нитей узловой диагональной основы для кругового узора «Солнышко». Заутюживание ребер основы сложения для получения четкого орнамента. Поэтапное окрашивание. Творческий проект по созданию оригинальной маски 30ч На первом этапе проектирования формируются цель, задачи, план достижения цели. Далее ведется процесс изучения аналогов, создание поисковых набросков, эскизов для дальнейшего определения конечного варианта изделия. Определяется итоговый эскиз, он разрабатывается в цвете на формате А3 и является базой для создания объемной основы маски из пластилина. По завершении скульптурной деятельности идет переход на воссоздание маски в технике «папье- маше» с последующей грунтовкой под работу цветом. Итоговым этапом является законченное изделие и его защита в презентационной форме. Вся проектная деятельность носит исключительно практический характер. Оценка качества выполненной работы. Проект объединяет в себе направления: дизайн, ДПИ, живопись, рисунок, скульптура. И является своеобразной площадкой по отработке, применению знаний и умений художественнотехнологического профиля. В результате изучения раздела ученик должен: Понимать что такое «Цветоведение» Разбираться в группах цветов Понимать цветовую гармонию Усвоить понятие стилизации и стиля. Знать и уметь применять на практике простейшие приемы дизайн-техник и графики. Разбираться в основных инструментах, используемых графическими дизайнерами. Использовать графические возможности в декоративном изображении объектов. Усвоить понятие композиции Знать историю росписи по ткани. Япония. Китай, Индонезия. Русская набойка. Художественные ткани в России 20-х годов. Усвоить на практике варианты технических приемов росписи ткани: свободная роспись, батик, узелковое окрашивание. Эффект росписи по шелку. Ручная художественная роспись тканей. Научиться составлять колоритную цветовую палитру Знать варианты деревянных рам и способы натяжения на них тканей. Уметь готовить специальные материалы и инструменты для работы в разных видах батика Знать способы закрепления красителей на изделиях из ткани. Уметь демонстрировать домашний способ запаривания росписи ткани «Холодный батик». Понимать химическое резервирование ткани. Понимать законы витражной техники. Роль резерва и способы нанесения его на ткань. Понимать « Узелковый батик». Виды и способы раскраски ткани с помощью завязывания различных узелков на ткани Механическое резервирование ткани. Материалы и красители. Различные способы завязывания ткани и завязывания узлов. Выполнение узелковой основы из ткани. Технология окрашивания. Вощение нитей. Научиться создавать картину в технике «Роспись по ткани» Получить понимание применения своих навыков для реализации себя в профессиональной сфере Освоить приемы скульптурной лепки из пластилина по собственному эскизу Освоить технику папье-маше для создания законченного объемного продукта Научиться расписывать готовое декоративное изделие, применяя знания гармонизации цвета, подбора декоративных элементов, сохраняя при этом стилевую образность. Уметь презентовать свой продукт. 1. Проектирование 4ч Дизайн - развивающийся процесс проектирования. Основные вопросы: экономические и маркетинговые критерии. Понятие о проекте. Общее представление об этапах проектирования. Различные виды представления проектов (эскизы, чертежи, технические рисунки, макеты, модели и т.д Объемно-пространственная композиция. Принципы создания и оформления. Оформление фойе 1 этажа и центрального входа ко Дню Учителя, Новому году,8 Марта, Последнему звонку. Оформление выставки работ учащихся профильных художественно-технологических (10-11) классов в фойе 1и 3 этажей по итогам 1 и 2 полугодия. В результате изучения раздела ученик должен: Получить понятие о проекте Освоить общее представление об этапах проектирования Познакомиться с различными видами представления проектов (эскизы, чертежи, технические рисунки, макеты, модели и т.д.). Научиться выполнять коллективные творческие работы для оформления Лицея в различных техниках (блок композиции) Освоить примеры формирования фронтальной композиции. Узнать основные виды рельефных форм. Макетирование Создавать пластику композиции Научиться строить рельефные композиции с использованием графических форм и подбирать цветовую моделировку Освоить понятие дизайна как художественно-технического проектирования с учетом комплекса взаимосвязанных качеств (красоты, целесообразности, функциональности, удобства, безопасности и т.д.). Освоить понятие конструирование (с предварительным выполнением эскизов). Уметь оформлять стенды и внутреннее пространство Лицея. Освоить работу с объемно-пространственной композицией Содержание программы 11класс 1. Общетехническая подготовка 6ч Вводное занятие. Правила техники безопасности. Обзор материалов и творческих проектов на учебный год. Профессиональное самоопределение и карьера. Понятие о профессиональной деятельности .Разделение и специализация труда .Сферы, отрасли , предметы и процесс профессиональной деятельности. Эмоциональное состояние личности. Современная эргономика обладает комплексными методами исследований, богатым математическим аппаратом, компьютерным обеспечением, позволяющими рационализировать труд человека в условиях производства. Эргономическое обеспечение стало обязательным на уровне государственных стандартов и норм, на всех этапах создания и модификации промышленного оборудования. Требования эргономики к организации и проектированию трудовых процессов подразделяются на экономические, психофизиологические, психологические, гигиенические, эстетические, социальные. К экономическим требованиям относятся: повышение технической вооруженности труда; наиболее полное использование оборудования и организация рабочего места; выбор оптимальной технологии, устранение лишних затрат рабочего времени; строгая регламентация темпа и ритма работы. К психофизиологическим — установление соответствия скоростных, энергетических, зрительных и других физиологических возможностей человека и особенностей рассматриваемого технологического процесса; введение рациональных режимов труда и отдыха, сокращение объема информации, снижение нервно-эмоциональных напряжений и физических нагрузок; профессиональный отбор. К психологическим — установление соответствия закрепленных и формируемых навыков и возможностей восприятия, памяти и мышления. К антропометрическим и биомеханическим — установление соответствия орудий труда размерам, форме и массе тела человека, силе и направлению движений. К гигиеническим — обеспечение оптимальных метеорологических условий, оптимального физикохимического состава воздушной среды, освещенности, уровней шума и вибраций в пределах требований ГОСТов, ССБТ и т.д. К эстетическим — определение соответствия эстетических потребностей человека и реализуемых в художественно-конструкторских решениях рабочих мест (орудий труда) и производственной среды. К социальным — повышение профессиональной подготовки, содержательности труда, творческой активности трудящихся, совершенствование кооперации труда, повышение эффективности управления производственными процессами и др. Личность и профессия: Внутренний мир человека и возможности его познания.: Свойства нервной системы. Темперамент. Особенности проявления основных типов темперамента в учебной и профессиональной деятельности. Эмоциональное состояние личности Опросник Айзенка и Кетелла. Понятие дизайна. Виды дизайна. Дизайн – новый вид художественно-конструкторской профессиональной деятельности, возникшей в XX в. Его цель создание целостной эстетической среды жизни человека. Проектирование предметов, в которых форма соответствует их назначению, функциональна, экономична, удобна и при этом еще и красива. Этапы проектирования и содержание. Актуальность разработки технической документации. Необходимость технической документации. В результате изучения раздела ученик должен: Усвоить понятия «Материальное производство, сфера услуг и сервиса, коммерция» Понимать отраслевое деление современного производства товаров и услуг. Определять основные отрасли производства и ведущие предприятия региона. Определять основные подразделения и профессиональный состав специалистов производственных, коммерческих и сервисных предприятий. Знать назначение менеджмента на предприятии. Основные направления менеджмента.. Эргономические, санитарно-гигиенические и эстетические требования к организации рабочего места. Обеспечение безопасности труда. Научиться составлять резюме и формы самопрезентации для получения профессионального образования или трудоустройства. Понимать маркетинг как составляющую деятельности предприятия в условиях рыночной экономики. Продвижение продукции на рынке товаров и услуг. Составлять алгоритм проектирования продукта труда. Понимать в учете нормативных требований при разработке и оформлении технической и технологической документации. Разбираться в понятии «Интеллектуальная собственность и способы ее защиты Разбираться в региональном рынке труда и его конъюнктуре, Понимать устойчивость конъюнктуры по отдельным видам работ и профессий. Знать региональные центры трудоустройства. Формы и размеры оплаты труда по выбранной профессии. Формы и порядок найма и увольнения с работы. Разбираться в оценке перспектив трудоустройства по выбранной профессии в условиях регионального рынка труда. Знать виды и формы получения профессионального образования. Знать региональный рынок образовательных услуг. Центры профконсультационной помощи. Уметь планировать пути получения образования, профессионального и служебного роста. Знать требования к квалификации специалистов различных профессий. 2. Специальная техническая подготовка (ДПИ) 58ч Освоение техники «Живопись шерстью» 28ч История возникновения и технология выполнения предметов из шерсти. Выполнение работ по «сырому». Технология выполнения работ в данной технике. Материалы и инструменты. Выполнение творческой картины по индивидуальному эскизу. или в группе. Экономическое обоснование. Оформление работы в раму. Представление результатов. Творческий проект по изготовлению индивидуальных или групповых композиций из шерсти. Алгоритм выполнения . Оформление в раму, презентация. Творческий проект по созданию авторской куклы 30 ч На первом этапе проектирования формируются цель, задачи, план достижения цели. Далее ведется процесс изучения аналогов, создание поисковых набросков, эскизов для дальнейшего определения конечного варианта изделия. Определяется итоговый эскиз, он разрабатывается в цвете на формате А3. После определения общего представления изделия создается дополнительный эскиз пропорциональных характеристик будущей куклы. Эти подготовительные этапы служат для перехода и погружения в творческий практический этап проектной деятельности по созданию авторской куклы. Алгоритм выполнения куклы. Материалы и инструменты, необходимые для изготовления куклы (проволока, полимерная глина «ladall», клей ПВА, бумага тонкая для папье-маше, клей «момент -гель» прозрачный, синтепон, нитки и иголки, машины и оборудование, наждачная бумага, водно-дисперсная эмаль, бумажный скотч, художественные материалы для росписи, лак для закрепления, ткань, необходимые аксессуары для кукол, фольга) 1.Выполнение каркаса куклы из проволоки по частям согласно листу-эскизу пропорций. 2. Придание объема частям тела куклы с помощью фольги, техники «папье маше» и бумажного скотча. 3. Скульптурная работа по лепке частей куклы из полимерной глины «ladall» 4. Выравнивание поверхности глины с помощью шлифовки мелко абразивной наждачной бумагой. 5. Сборка куклы в целое изделие, укрепление глиной, выравнивание поверхности . 6. Оформление и роспись куклы.(одежда, обувь, прическа, макияж, дополнительные аксессуары) 7.Закрепление лаком, сушка. 8.Оценка качества выполненной работы. Защита проекта: актуальность темы, обоснование выбора, и презентация проекта. Проект объединяет в себе направления: дизайн, ДПИ, живопись, рисунок, скульптура. И является итоговой площадкой по отработке, применению знаний и умений художественно-технологического профиля. В результате изучения раздела ученик должен: Знать историю возникновения и технологию выполнения предметов из шерсти. Усвоить практические приемы работы с материалом Научиться создавать картины по индивидуальному эскизу в технике «Живопись шерстью» Грамотно подбирать материалы и инструменты для создания конечного продукта Получить понимание применения своих навыков для реализации себя в профессиональной сфере Знать историю создания кукол (куклы обереги, куклы игрушки, театральные куклы, кукла -образ) Знать и применять техники папье-маше и полимерную глину Научиться создавать авторскую куклу, соблюдая алгоритм и порядок выполнения изделия Уметь презентовать свой продукт Раздел 3. Проектирование 6ч Дизайн - развивающийся процесс проектирования. Основные вопросы: экономические и маркетинговые критерии. Понятие о проекте. Общее представление об этапах проектирования. Различные виды представления проектов (эскизы, чертежи, технические рисунки, макеты, модели и т.д Объемно-пространственная композиция. Принципы создания и оформления. Оформление фойе 1 этажа и центрального входа ко Дню Учителя, Новому году, 8 Марта, Последнему звонку. Оформление выставки работ учащихся профильных художественно-технологических (10-11) классов в фойе 1и 3 этажей по итогам 1 и 2 полугодия. В результате изучения раздела ученик должен: Получить понятие о проекте Освоить общее представление об этапах проектирования Познакомиться с различными видами представления проектов (эскизы, чертежи, технические рисунки, макеты, модели и т.д.). Научиться выполнять коллективные творческие работы для оформления Лицея в различных техниках (блок композиции) Освоить примеры формирования фронтальной композиции. Узнать основные виды рельефных форм. Макетирование Создавать пластику композиции Научиться строить рельефные композиции с использованием графических форм и подбирать цветовую моделировку Освоить понятие дизайна как художественно-технического проектирования с учетом комплекса взаимосвязанных качеств (красоты, целесообразности, функциональности, удобства, безопасности и т.д.). Освоить понятие конструирование (с предварительным выполнением эскизов). Уметь оформлять стенды и внутреннее пространство Лицея. Освоить работу с объемно-пространственной композицией ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 КЛАСС № Количество часов п/ всег Контрольные Практичес о работы кие работы Тема урока п Виды, Дата изучения формы контроля Раздел 1. Общетехническая подготовка. 2 Назначение 2 менеджмента 2 Устный опрос 2 Устный опрос 0 на предприятии. Эргономически е, санитарно- гигиенические и эстетические требования к организации рабочего места. 3 Алгоритм 2 0 проектирования продукта труда. Раздел 2. Специальная техническая подготовка 1 Творческий проект 30 0 30 Устный опрос 28 0 28 Устный опрос по созданию авторской куклы 2 Освоение техники «Живопись шерстью» Раздел 3. Проектирование 1 Дизайн как вид 2 проектирования 2 Устный опрос 0 . 2 Объемно- 2 0 2 Устный опрос 2 0 2 Устный опрос пространственн ая композиция. 3 Проектная деятельность УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 1. Арнхейм. Искусство и визуальное восприятие. – М.: Прогресс, 2007. 2. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. – М.: Просвещение, 1981 г. 3. Виппер. Введение в историческое изучение искусства. – М.: Издательство В.Шевчук, 2008 г. 4. Волков И.П. Художественная студия в школе. – М.: Просвещение, 1993 г. 5. Калинин Е.С. Искусство современной Карелии. – Петрозаводск, 1991 г. 6. Рисунок. Живопись. Композиция /Сост. Н.Н. Ростовцев и др. – М.: Просвещение, 1989 г. 7. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. - VI.: Академия, 2002. 8. Сокольникова Н.М. История изобразительного искусства. В 2 т. – М.: Издательский центр «Академия», 2006 г. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ 1. http://artyx.ru/ - всеобщая история искусств (текстовый и наглядный материал) 2. http://school-collection.edu.ru/ - Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов для учреждений общего и начального профессионального образования МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ Персональный компьютер Стенды и наглядные пособия Проектор ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ Необх. Наименование объектов и № 1 кол-во средств материально- Примечания технического обеспечения ОШ 2 3 4 1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) 1. Стандарт основного общего образования по 2. Стандарт по музыке, примерная Д программа, авторские рабочие программы образовательной области входят в состав обязательного программно- «Искусство» методического обеспечения кабинета Примерная программа изобразительного искусства основного общего образования Д по изобразительному искусству 3. Авторские программы по Д изобразительному искусству 4. Учебно-методические При комплектации библиотечного фонда комплекты к программе по, полными комплектами учебников выбранной в качестве основной целесообразно включить в состав для проведения уроков К изобразительного искусства книгопечатной продукции, имеющейся в кабинете по несколько экземпляров учебников из других УМК по изобразительному искусству. Эти учебники могут быть использованы учащимися для выполнения практических работ, а также учителем как часть методического обеспечения кабинета. Учебники по изобразительному К искусству 5. Рабочие тетради К В состав библиотечного фонда целесообразно включать рабочие тетради, соответствующие используемым комплектам учебников 6. Методические пособия Д (рекомендации к проведения уроков изобразительного искусства) 7. 8. Методические журналы по Федерального значения искусству Д Учебно-наглядные пособия Ф Наглядные пособия в виде таблиц и Д плакатов – Д, формата А4 – Ф Хрестоматии литературных произведений к урокам Д изобразительного искусства 9. Энциклопедии по искусству, Д по одной каждого наименования справочные пособия 10. Альбомы по искусству Д по одному каждого наименования 11. Книги о художниках и Д по одной каждого наименования Ф Книги по стилям в искусстве необходимы художественных музеях 12. Книги по стилям изобразительного искусства и для самостоятельной работы учащихся, они архитектуры могут использоваться как раздаточный материал при подготовке учащихся к творческой деятельности, подготовки сообщений, творческих работ, исследовательской проектной деятельности и должны находиться в фондах школьной библиотеки 13. Словарь искусствоведческих П терминов 2. Печатные пособия 14. Портреты русских и зарубежных художников Д Комплекты портретов по основным разделам курса. Могут содержаться в настенном варианте, полиграфических изданиях (альбомы по искусству) и на электронных носителях 15. Таблицы по цветоведению, Д перспективе, построению орнамента 16. 17. 18. Таблицы по стилям Д архитектуры, одежды, Таблицы, схемы могут быть представлены предметов быта в демонстрационном (настенном) и Схемы по правилам рисования Д индивидуально раздаточном вариантах, в предметов, растений, деревьев, полиграфических изданиях и на животных, птиц, человека электронных носителях Таблицы по народным Д промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству 19. Дидактический раздаточный К материал: карточки по художественной грамоте 3. Информационно-коммуникационные средства 20. Мультимедийные обучающие Д Мультимедийные обучающие программы и художественные программы электронные учебники могут быть Электронные учебники ориентированы на систему дистанционного обучения, либо носить проблемнотематический характер и обеспечивать дополнительные условия для изучения отдельных предметных тем и разделов стандарта. В обоих случаях эти пособия должны предоставлять техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся (в т.ч. в форме тестового контроля). Возможно использование следующих программ: Cake-walk Pro Audio 8, 5 и 9 Sound-Forge, Finale, Dance Machine, Coo// 21. Электронные библиотеки по Д искусству Электронные библиотеки включают комплекс информационно-справочных материалов, ориентированных на различные формы художественнопознавательной деятельности, в т.ч. исследовательскую проектную работу. В состав электронных библиотек могут входить электронные энциклопедии и альбомы по искусству, (изобразительное искусство, музыка), аудио- и видеоматериалы, тематические базы данных, фрагменты культурноисторических текстов, текстов из научнопопулярных изданий, фотографии, анимация. Электронные библиотеки могут размещаться на компакт дисках, либо создаваться в сетевом варианте (в т.ч. на базе образовательного учреждения). 22. Игровые художественные компьютерные программы 4. Технические средства обучения (ТСО) 23. Мультимедийный компьютер с Д художественным программным В классе информатики для индивидуальной работы учащихся обеспечением 24. Мультимедиа проектор Д Может входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения 29. Аудиторная доска с магнитной Д поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и репродукций 30. Экран (на штативе или навесной) Д Минимальные размеры 1,25х 1,25 31. Фотоаппарат П 32. Видеокамера Д 33. Графический планшет Д Цифровая камера 5. Экранно-звуковые пособия 34. Аудиозаписи по музыке и Д литературным произведениям Комплекты компакт-дисков и аудиокассет по темам и разделам курса для каждого класса 35. Видеофильмы: Д По одному каждого наименования Д произведения пластических искусств в - по памятникам архитектуры - по художественным музеям - по видам изобразительного искусства - по творчеству отдельных художников - по народным промыслам - по декоративно-прикладному искусству - по художественным технологиям 36. Слайды (диапозитивы): исторической ретроспективе, иллюстрации - по видам изобразительных к литературным произведениям, ( пластических) искусств выразительные объекты природы в разных - по жанрам изобразительных ракурсах в соответствии с программой искусств - по памятникам архитектуры России и мира - по стилям и направлениям в искусстве - по народным промыслам - по декоративно-прикладному искусству - по творчеству художников 6. Учебно-практическое оборудование 37. Мольберты К Настольные скульптурные К станки 38. Комплекты резцов для К линогравюры 39. Конструкторы для Ф моделирования архитектурных сооружений 40. Краски акварельные К 41. Краски гуашевые К 42. Краска офортная П 43. Валик для накатывания П офортной краски 44. Тушь К 45. Ручки с перьями К 46. Бумага А3, А4 К 47. Бумага цветная К 48. Фломастеры К 49. Восковые мелки К 50. Пастель Ф 51. Сангина К 52. Уголь К 53. Кисти беличьи № 5, 10, 20 К 54. Кисти щетина № 3, 10, 13 К 55. Емкости для воды К 56. Стеки (набор) К 57. Пластилин / глина К 58. Клей Ф 59. Ножницы К 60. Рамы для оформления работ К 61. Подставки для натуры П 7. Модели и натурный фонд 62. Муляжи фруктов (комплект) Д 63. Муляжи овощей (комплект) Д 64. Гербарии Ф Для оформления выставок 65. Изделия декоративно- Д прикладного искусства и народных промыслов 66. Гипсовые геометрические тела Д 67. Гипсовые орнаменты Д три-четыре вида 68. Маски античных голов Д два вида 69. Античные головы Д четыре вида 70. Обрубовочная голова Д 71. Модуль фигуры человека П 72. Капители Д 73. Керамические изделия (вазы, П ионическая и дорическая кринки и др.) 74. Драпировки П 75. Предметы быта (кофейники, П бидоны, блюдо, самовары, подносы и др.) 8. Игры и игрушки 76. Конструкторы Ф Строительные конструкторы для моделирования архитектурных сооружений (из дерева, пластика, картона) 77. Театральные куклы Д 78. Маски Д 9. Специализированная учебная мебель 79. Столы рисовальные К 80. Стулья К 81. Стулья брезентовые складные К 82. Стеллажи для книг и Д Для рисования на пленэре оборудования 83. Мебель для проекционного Д оборудования 84. Мебель для хранения таблиц и плакатов. Д Кассетницы, плакатницы ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 класс Наименование № программы разделов и тем Количество часов всего п/п контрольные работы Дата изучения Виды деятельности практические работы Виды, формы контроля Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1. Общетехническая подготовка. Назначение 1 менеджмента на предприятии. Эргономические, санитарно-гигиенические и эстетические требования к организации рабочего места. 2 0 2 Алгоритм проектирования продукта труда. 2 3 Профессиональное карьера. 2 .1. самоопределение и -Выполнение конспекта с учетом основных понятий темы. -Понимать и объяснять основные понятия темы. -Уметь грамотно применять полученную информацию в практических жизненных целях. -Обсуждать полученную информацию с классным коллективом и учителем. -Выражать свое мнение и отношение к новому материалу. -Оценивать ,анализировать себя и одноклассников в процессе учебной деятельности согласно поставленной цели и задачам урока. Устный опрос; http://artyx.ru Практическая работа; 0 -Выполнение конспекта с учетом основных понятий темы. -Понимать и объяснять основные понятия темы. -Уметь грамотно применять полученную информацию в практических жизненных целях. -Обсуждать полученную информацию с классным коллективом и учителем. -Выражать свое мнение и отношение к новому материалу. -Оценивать ,анализировать себя и одноклассников в процессе учебной деятельности согласно поставленной цели и задачам урока. Устный опрос; http://artyx.ru Практическая работа; 0 -Выполнение конспекта с учетом основных понятий темы. -Понимать и объяснять основные понятия темы. -Уметь грамотно применять полученную информацию в практических жизненных целях. -Обсуждать полученную информацию с классным коллективом и учителем. -Выражать свое мнение и отношение к новому материалу. -Оценивать ,анализировать себя и одноклассников в процессе учебной деятельности согласно поставленной цели и задачам урока. Устный опрос; http://artyx.ru Практическая работа; Понимать и объяснять основные понятия темы. Письменный http://artyx.ru контроль; Практическая работа; 2 Раздел 2. Специальная техническая подготовка Цветоведение 2 .1. 2 0 2 Уметь грамотно применять полученную информацию в практической творческой работе. Обсуждать полученную информацию с классным коллективом и учителем. Выражать свое мнение и отношение к новому материалу. Оценивать ,анализировать себя и одноклассников в процессе учебной деятельности согласно поставленной цели и задачам урока. Применять технически-грамотно художественные материалы с целью достижения высоко эстетической работы. Стилизация 2 в декоративной композиции. 4 0 4 .2. Уметь спрогнозировать конечный результат творческой деятельности и внести корректировки если необходимо. Ознакомление с понятием «Стилизация» через выполнение серии Устный опрос; uchi.ru, ШЦВ творческих работ на листе А4 Практическая Понимать и объяснять основные понятия темы. работа; Уметь грамотно применять полученную информацию в практических творческих работах. Обсуждать полученную информацию с классным коллективом и учителем. Выражать свое мнение и отношение к новому материалу. Оценивать ,анализировать себя и одноклассников в процессе учебной деятельности согласно поставленной цели и задачам урока. Применять технически-грамотно художественные материалы с целью достижения высоко эстетической работы. Умение спрогнозировать конечный результат творческой деятельности и внести корректировки если необходимо. 3 Основные композиции принципы организации 2 0 2 Ознакомление с понятием «Композиция» через выполнение творческой Устный опрос; http://artyx.ru работы на листе А4 Практическая Понимать и объяснять основные понятия темы. работа; Уметь грамотно применять полученную информацию в практических творческих работах. Обсуждать полученную информацию с классным коллективом и учителем. Выражать свое мнение и отношение к новому материалу. Оценивать ,анализировать себя и одноклассников в процессе учебной деятельности согласно поставленной цели и задачам урока. Применять технически-грамотно художественные материалы с целью достижения высоко эстетической работы. Уметь спрогнозировать конечный результат творческой деятельности и внести корректировки если необходимо. 4 Дизайн-техника графики 6 0 6 Ознакомление с понятием «Дизайн» через выполнение серии творческих Устный опрос; http://artyx.ru работ на листе А4 Практическая Понимать и объяснять основные понятия темы. работа; Уметь грамотно применять полученную информацию в практических творческих работах. Обсуждать полученную информацию с классным коллективом и учителем. Выражать свое мнение и отношение к новому материалу. Оценивать ,анализировать себя и одноклассников в процессе учебной деятельности согласно поставленной цели и задачам урока. Применять технически-грамотно художественные материалы с целью достижения высоко эстетической работы. Уметь спрогнозировать конечный результат творческой деятельности и внести корректировки если необходимо. Роспись по ткани 18 0 18 Выполнение краткого конспекта по теме. Создание творческой работы в Устный опрос; http://artyx.ru технике «Роспись по ткани» Практическая Уметь точечно выделять главную информацию и фиксировать в виде работа; конспекта. Понимать и объяснять основные понятия темы. Уметь грамотно применять полученную информацию в практических творческих целях. Обсуждать полученную информацию с классным коллективом и учителем. Выражать свое мнение и отношение к новому материалу. Оценивать ,анализировать себя и одноклассников в процессе учебной деятельности согласно поставленной цели и задачам урока. Применять технически-грамотно художественные материалы с целью достижения высоко эстетической работы. Творческий проект оригинальной маски по созданию 30 0 30 Уметь спрогнозировать конечный результат творческой деятельности и внести корректировки если необходимо. Выполнение краткого конспекта по теме. Создание творческой работы Устный опрос; http://artyx.ru «Оригинальная маска» Практическая Уметь точечно выделять главную информацию и фиксировать в виде работа; конспекта. Понимать и объяснять основные понятия темы. Уметь грамотно применять полученную информацию в практических творческих целях. Обсуждать полученную информацию с классным коллективом и учителем. Выражать свое мнение и отношение к новому материалу. Оценивать ,анализировать себя и одноклассников в процессе учебной деятельности согласно поставленной цели и задачам урока. Применять технически-грамотно художественные материалы с целью достижения высоко эстетической работы. Уметь спрогнозировать конечный результат творческой деятельности и внести корректировки если необходимо. Раздел 3. Проектирование Дизайн как вид проектирования. 1 0 1 Выполнение краткого конспекта по теме урока Анализирование основных понятий Устный опрос; http://artyx.ru Практическая работа; Объемно-пространственная композиция. 1 0 1 Выполнение 3D –композиций для декора лицейского пространства во время праздничных мероприятий. Уметь грамотно применять полученную информацию в практических творческих целях. Устный опрос; http://artyx.ru Практическая работа; Обсуждать полученную информацию с классным коллективом и учителем. Уметь спрогнозировать конечный результат творческой деятельности и внести корректировки если необходимо. Проектная деятельность 2 0 2 Выполнение 3D –композиций для декора лицейского пространства во время праздничных мероприятий. Уметь грамотно применять полученную информацию в практических творческих целях. Обсуждать полученную информацию с классным коллективом и учителем. Уметь спрогнозировать конечный результат творческой деятельности и внести корректировки если необходимо. ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО МОДУЛЮ 70 0 70 Устный опрос; http://artyx.ru Практическая работа; ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 класс Наименование № программы разделов и тем Количество часов всего п/п контрольные работы Дата изучения Виды деятельности практические работы Виды, формы контроля Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1. Общетехническая подготовка. Назначение 1 менеджмента на предприятии. Эргономические, санитарно-гигиенические и эстетические требования к организации рабочего места. 2 0 2 Алгоритм проектирования продукта труда. 2 3 Профессиональное карьера. 2 .1. самоопределение и -Выполнение конспекта с учетом основных понятий темы. -Понимать и объяснять основные понятия темы. -Уметь грамотно применять полученную информацию в практических жизненных целях. -Обсуждать полученную информацию с классным коллективом и учителем. -Выражать свое мнение и отношение к новому материалу. -Оценивать ,анализировать себя и одноклассников в процессе учебной деятельности согласно поставленной цели и задачам урока. Устный опрос; http://artyx.ru Практическая работа; 0 -Выполнение конспекта с учетом основных понятий темы. -Понимать и объяснять основные понятия темы. -Уметь грамотно применять полученную информацию в практических жизненных целях. -Обсуждать полученную информацию с классным коллективом и учителем. -Выражать свое мнение и отношение к новому материалу. -Оценивать ,анализировать себя и одноклассников в процессе учебной деятельности согласно поставленной цели и задачам урока. Устный опрос; http://artyx.ru Практическая работа; 0 -Выполнение конспекта с учетом основных понятий темы. -Понимать и объяснять основные понятия темы. -Уметь грамотно применять полученную информацию в практических жизненных целях. -Обсуждать полученную информацию с классным коллективом и учителем. -Выражать свое мнение и отношение к новому материалу. -Оценивать ,анализировать себя и одноклассников в процессе учебной деятельности согласно поставленной цели и задачам урока. Устный опрос; http://artyx.ru Практическая работа; 2 Раздел 2. Специальная техническая подготовка Творческий проект по созданию авторской 30 куклы 0 30 Выполнение краткого конспекта по теме. Создание творческого проекта Устный опрос; http://artyx.ru «Авторская кукла» Практическая Уметь точечно выделять главную информацию и фиксировать в виде работа; конспекта. Понимать и объяснять основные понятия темы. Уметь грамотно применять полученную информацию в практических творческих целях. Обсуждать полученную информацию с классным коллективом и учителем. Выражать свое мнение и отношение к новому материалу. Оценивать ,анализировать себя и одноклассников в процессе учебной деятельности согласно поставленной цели и задачам урока. Применять технически-грамотно художественные материалы с целью достижения высоко эстетической работы. Освоение техники «Живопись шерстью» 28 0 28 Уметь спрогнозировать конечный результат творческой деятельности и внести корректировки если необходимо. Выполнение краткого конспекта по теме. Создание творческой работы Устный опрос; http://artyx.ru «Живопись шерстью» Практическая Уметь точечно выделять главную информацию и фиксировать в виде работа; конспекта. Понимать и объяснять основные понятия темы. Уметь грамотно применять полученную информацию в практических творческих целях. Обсуждать полученную информацию с классным коллективом и учителем. Выражать свое мнение и отношение к новому материалу. Оценивать ,анализировать себя и одноклассников в процессе учебной деятельности согласно поставленной цели и задачам урока. Применять технически-грамотно художественные материалы с целью достижения высоко эстетической работы. Уметь спрогнозировать конечный результат творческой деятельности и внести корректировки если необходимо. Раздел 3. Проектирование Дизайн как вид проектирования. 2 0 2 Выполнение краткого конспекта по теме урока Анализирование основных понятий Устный опрос; http://artyx.ru Практическая работа; Объемно-пространственная композиция. 2 0 2 Выполнение 3D –композиций для декора лицейского пространства во время праздничных мероприятий. Уметь грамотно применять полученную информацию в практических творческих целях. Устный опрос; http://artyx.ru Практическая работа; Обсуждать полученную информацию с классным коллективом и учителем. Уметь спрогнозировать конечный результат творческой деятельности и внести корректировки если необходимо. Проектная деятельность 2 0 2 Выполнение 3D –композиций для декора лицейского пространства во время праздничных мероприятий. Уметь грамотно применять полученную информацию в практических творческих целях. Обсуждать полученную информацию с классным коллективом и учителем. Уметь спрогнозировать конечный результат творческой деятельности и внести корректировки если необходимо. ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО МОДУЛЮ 70 0 70 Устный опрос; http://artyx.ru Практическая работа;