УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
МОУ «ЛИЦЕЙ №1»
Рабочая программа курса
внеурочной деятельности
Подготовка к ОГЭ по информатике 9 класс
Общеинтеллектуальное направление
Возраст обучающихся – 14-16 лет
Срок реализации программы – 1 год
Составитель программы:
Ищеева Д.В..,
учитель информатики
_____________
Программа прошла экспертизу
Руководитель кафедры _____________/___________
______________20__ г.
Пояснительная записка
Программа курса ориентирована на систематизацию знаний и умений по
курсу информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для
подготовки к государственной итоговой аттестации по информатике учащихся,
освоивших основные общеобразовательные программы основного общего
образования.
Содержание экзаменационной работы рассчитано на выпускников 9 классов
общеобразовательных учреждений, изучавших курс информатики, отвечающий
обязательному минимуму содержания основного общего образования по
информатике, по учебникам и учебно-методическим комплектам к ним, имеющим
гриф Министерства образования Российской Федерации.
Экзаменационная работа охватывает основное содержание курса
информатики, важнейшие его темы, наиболее значимый в них материал,
однозначно трактуемый в большинстве преподаваемых в школе вариантов курса
информатики и входящие в федеральный компонент государственного
образовательного стандарта основного общего образования.
Содержание курса представляет самостоятельный модуль, изучаемый в
режиме интенсива. Планирование рассчитано на аудиторные занятия в
интенсивном режиме, после каждого занятия предполагается самостоятельная
отработка учащимися материалов по каждой теме курса в объеме временных
рамок изучения темы. При необходимости возможны индивидуальные
консультации с преподавателем в дистанционном и очном режиме.
Цель курса: Систематизация знаний и умений по курсу информатики и ИКТ
и подготовка к государственной итоговой аттестации по информатике учащихся,
освоивших основные общеобразовательные программы основного общего
образования.
Задачи курса:
1. выработать стратегию подготовки к сдаче экзамена по информатике;
2. сформировать: представление о структуре и содержании контрольных
измерительных материалов по предмету; назначении заданий различного
типа (с выбором ответа, с кратким ответом, практическое задание);
3. сформировать умения эффективно распределять время на выполнение
заданий различных типов; развить интерес и положительную мотивацию
изучения информатики.
Структура курса представляет собой набор логически законченных и
содержательно взаимосвязанных тем, изучение которых обеспечивает
системность и практическую направленность знаний и умений учащихся.
Разнообразный дидактический материал дает возможность отбирать задания для
учащихся различной степени подготовки. Занятия направлены на расширение и
углубление базового курса. Содержание курса можно варьировать с учетом
склонностей, интересов и уровня подготовленности учеников.
Основной тип занятий − практикум. Для наиболее успешного усвоения
материала планируются индивидуальные формы работы и работа в малых
группах, также, при самостоятельной работе возможны оперативные
консультации учителя. Для текущего контроля учащимся предлагается набор
заданий, принцип решения которых разбирается совместно с учителем, а основная
часть заданий выполняется учащимся самостоятельно.
Обучение по курсу сопровождается наличием у каждого обучаемого
раздаточного материала с тестовыми заданиями в формате ОГЭ в бумажном и
электронном виде.
Занятия проводятся в форме лекций и практических занятий по решению
задач в формате ОГЭ. Продолжительность занятия 1 час в неделю в течение
учебного года. Перед разбором задач сначала предлагается краткая теория по
определенной теме и важные комментарии о том, на что в первую очередь надо
обратить внимание, предлагается наиболее эффективный способ решения. В
качестве домашнего задания учащимся предлагается самостоятельное решение
задач по мере освоения тем курса.
Промежуточный контроль знаний осуществляется в форме выполнения
заданий ОГЭ в бумажном, электронном варианте, а также в рамках пробных
экзаменов, осуществляемых центром мониторинга МОУ «Лицей №1».
Содержание курса
I. «Контрольно-измерительные материалы ОГЭ по информатике»
1. Основные подходы к разработке контрольных измерительных
материалов ОГЭ по информатике.
ОГЭ как форма независимой оценки уровня учебных достижений выпускников 9
класса. Особенности проведения ОГЭ по информатике. Специфика тестовой
формы контроля. Виды тестовых заданий. Структура и содержание КИМов по
информатике. Основные термины ОГЭ.
II. «Тематические блоки»
1. Количественные параметры информационных объектов
Содержание: дискретная форма представления информации. Единицы измерения
количества информации.
2. Кодирование и декодирование информации
Содержание: процесс передачи информации, источник и приемник информации.
Кодирование и декодирование информации.
3. Значение логического выражения
Содержание: дискретная форма представления информации. Логические
значения, операции, выражения.
4. Анализирование информации, представленной в виде схем
Содержание: формализация описания реальных объектов и процессов,
моделирование объектов и процессов.
5. Алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным набором
команд
Содержание: алгоритм, свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов.
Алгоритмические конструкции.
6.Анализ алгоритмов с ветвлением, записанных на алгоритмических языках
Содержание: алгоритм с ветвлением, сложные составные условия, логические
связки.
7. Адресация в сети Интернет
Содержание: протокол, сервер, IP-адрес.
8. Поиск информации в сети Интернет
Содержание: компьютерные энциклопедии и справочники; информация в
компьютерных сетях.
9. Представление чисел в разных системах счисления
Содержание: система счисления, алфавит системы счисления, двоичная,
восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Перевод чисел из одной
системы счисления в другую.
10. Поиск информации в файлах и каталогах. Определение объема файла
Содержание: файл, каталог, расширение файлов, маски, способы поиска
информации.
11. Формирование текста. Создание презентаций
Содержание: шрифт, размер, начертания, выравнивание, свойства страницы,
специальные символы. Оформление массива текста по образцу и критериям.
12. Обработка большого массива данных с использованием средств
электронной таблицы
Содержание: таблица как средство моделирования. Ввод данных в готовую
таблицу, изменение данных, переход к графическому представлению. Ввод
математических формул и вычисления по ним.
13. Составление программы для исполнителя Робот
Содержание: структура программы, набор команд исполнителя, циклы, ветвления,
вложенные циклы. Запуск программы в разных обстановках.
III. Тренинг по вариантам.
Выполнение тренировочных заданий. Проведение пробных ОГЭ с последующим
разбором результатов.
Результаты освоения курса
В результате освоения курса учащиеся:
расширят и систематизируют знания по тематическим блокам:
«Представление и передача информации» «Обработка информации»,
«Основные устройства ИКТ», «Запись средствами ИКТ информации об
объектах и о процессах, создание и обработка информационных
объектов», «Проектирование и моделирование», «Математические
инструменты, электронные таблицы», «Организация информационной
среды, поиск информации».
получат практические навыки работы с готовыми файлами
электронных таблиц, составления алгоритма для исполнителя «Робот»
эффективно распределять время на выполнение заданий различных
типов;
оформлять решение заданий с выбором ответа и кратким ответом на
бланках ответа в соответствии с инструкцией;
оформлять решение заданий с развернутым ответом в соответствии с
требованиями инструкции по проверке;
применять различные методы решения тестовых заданий различного
типа по основным тематическим блокам по информатике.
Формы контроля
В качестве объектов контроля используются:
вопросно – ответные упражнения;
тестовые задания по темам курса (промежуточный контроль);
компьютерный практикум;
самоконтроль, взаимоконтроль;
внутрилицейские пробники, за курс учащиеся напишут 4-5 пробников.
итоговый контроль.
Тематическое планирование
Кол-во
часов
Основное содержание
Формы
работы
1
Знакомство со структурой и
изменениями в КИМ,
знакомство с кодификатором
Лекция,
беседа
№
Тема
1
Основные подходы к
разработке контрольных
измерительных материалов
ОГЭ по информатике.
2
Количественные параметры
информационных объектов
1
3
Кодирование и декодирование
информации
1
4
Значение логического
выражения
1
5
Анализирование информации,
представленной в виде схем
1
6
Алгоритм для конкретного
исполнителя с фиксированным
набором команд
2
7
Анализ алгоритмов с
ветвлением, записанных на
алгоритмических языках
2
8
Адресация в сети Интернет
1
9
Поиск информации в сети
Интернет
2
10
Представление чисел в разных
системах счисления
1
11
Поиск информации в файлах и
каталогах. Определение объема
файла
4
Актуализация знаний о
единицах измерения
информации, о нахождении
информационного объема
Декодирование шифров
состоящих из символов и цифр
Поиск наибольшего и
наименьшего значения
переменной, поиск
неизвестного числа
Моделирование объектов и
процессов, решение задач на
анализ схем и таблиц
Решение простых линейных
алгоритмов для формального
исполнителя, решение задач на
получение большего числа из
меньшего и меньшего из
большего
Решение задач с условным
оператором
Восстановление IP-адреса,
кодирование URL-адреса webдокумента, кодирование адреса
почтового ящика
Запросы для поисковых систем
с использованием логических
выражений
Перевод чисел из одной
системы счисления и другую,
поиск наибольшего и
наименьшего числа,
представленных в разных
системах счисления, сумма и
количество цифр в записи числа
в разных системах счисления
Использование поиска
операционной системы и
текстового редактора.
Определение количества
файлов с заданным
расширением
Беседа,
практика
Практика
Практика
Практика
Практика
Практика
Практика
Практика
Практика
Практика
12
Формирование текста. Создание
презентаций
4
13
Обработка большого массива
данных с использованием
средств электронной таблицы
4
14
Составление программы для
исполнителя Робот. Решение
задач с применением языков
программирования
5
15
Тренинг по вариантам
Итого
4
Знакомство с критериями
оценки 13 задания. Набор
текста и создание презентаций с
учетом критериальной шкалы.
Знакомство с критериями
оценки 14 задания. Решение
задач на обработку большого
массива данных.
Работа с разными обстановками
для исполнителя Робот.
Решение задач на одном из
языков программирования
Написание пробных
экзаменационных работ, с
последующим подробным
разбором
Практика
Практика
Практика
Формат ОГЭ,
полное
погружение
34
Учебно-методическое обеспечение курса
УМК: Информатика и ИКТ 9 класс. Босова Л.Л. 2020 гг.
Ресурсы с применением ЭО и ДОТ:
– Федеральный институт педагогических измерений (http://www.fipi.ru/).
– Сайт для подготовки к ОГЭ (http://sdamgia.ru/).
– Сайт Полякова К.Ю. (https://kpolyakov.spb.ru/school/oge.htm).