МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и спорта Республики Карелия
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПЕТРОЗАВОДСКОГО
ГОРОДСКОГО ОКРУГА
МОУ "Лицей №1"
УТВЕРЖДЕНО
Приказ №192-осн 28.08.2024
директор МОУ «Лицей №1»
________________ Гуденко А.В.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Дизайн»
для 5-8 классов основного общего образования (художественно-технологическийпрофиль)
Составитель: Матвиенко О.Ю., Гордеенко Л.В.
Петрозаводск
2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Профильное художественно-технологическое обучение предполагает углубленное изучение
предметов эстетического цикла. Среди предметов художественно-эстетического сферы важное место
занимает
дизайн.
Современный
уровень
развития
производства,
техники
немыслим
без
художественного проектирования, обеспечивающего не только высокую технологичность, прочность
конструкции, но и эстетический вид изделия или предмета.
Данная программа является пропедевтическим курсом, предваряющим систематическое
изучение предмета. При её разработке использовалась программа доктора педагогических наук
В.С.Кузина, кандидатов педагогических наук А.С.Близнюк, В.В.Сидоренко «Основы дизайна» для
школ (классов) с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ДИЗАЙН»
Художественное проектирование любой вещи требует умений рисовать, чертить, моделировать
из бумаги, картона, лепить из глины и пластилина. Точно так же необходимо знание теоретических
основ рисунка, цветоведения, композиции, декоративно-прикладного искусства, черчения, лепки,
моделирования. Данная программа включает комплекс этих вопросов.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ДИЗАЙН»
Цель элективного курса - привитие навыков художественного проектирования, выработка
комплексного, системного подхода к нему, а так же знакомство учащихся с основными
направлениями деятельности дизайнера.
Задачами учебного предмета «Дизайн» являются:
- Освоение дизайн как явление культуры, выделять исторические этапы его развития,
характеризовать основные виды дизайна в современном обществе;
- формирование у обучающихся о основных видах дизайна, раскрывать взаимосвязь
с развитием технического процесса, эргономики;
-
Развитие работы по сбору и анализов образцов;
-
Развитие работы самостоятельно этапы художественного проектирования, умение
формулировать цели и задачи проекта, рационально планировать свои действия
при подготовке проекта;
-
Развитие навыка использования средств художественной выразительности и
графических материалов для выполнения и представления проекта;
-
Приобретение опыта представления и защиты своего проекта;
-
Формирование навыка оценивать уровень выполнения работ с точки зрения
художественных и эргономических критериев;
-
Развитие навыка составлять плоскостные и объемные композиции в соответствии
с ее законами;
-
формирование навыка рационально пользоваться инструментами и материалами,
выполнять правила техники безопасности;
МЕСТО ПРЕДМЕТА «ДИЗАЙН» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно учебному плану 5-8 художественно-технологических классов в вариативной части 1
час на предмет «Дизайн» (35 часов в учебный год).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ДИЗАЙН»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы основного общего образования по дизайну
достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности.
В центре программы в соответствии с ФГОС общего образования находится личностное развитие
обучающихся.
В курсе используются эвристические исследовательские методы обучения: анализ информации,
постановка задачи, проведение исследований существующих объектов дизайна, разработка новых
предложений. Эти методы в наибольшей степени должны обеспечить развитие познавательных
интересов, интеллектуальных и творческих способностей, в самостоятельности в приобретении
знаний при выполнении творческой проектной деятельности. Роль учителя в обучении меняется: он
выступает как организатор, консультант, эксперт самого процесса деятельности учащихся и её
результатов. На занятиях художественным конструированием используются предметные умения,
полученные школьниками на уроках математики, физики, технологии, изобразительно искусства.
Проектная работа предмета «Дизайн» реализуется через участие в различных детских творческих
конкурсах разного уровня: муниципального, республиканского, федерального, международного.
1. Патриотическое воспитание уважительное отношение к истории культуры своего Отечества,
выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметноматериальной и пространственной среды, в понимании красоты человека. характеризовать
исторические вехи развития мирового дизайна, творчество известных мировых дизайнеров;
характеризовать особенности развития дизайн в России, в Карелии; определять взаимосвязь
между этапом развития общества, ходом истории и дизайном.
2. Гражданское воспитание активное участие творческих проектах, нацеленных на выполнение
социальных задач; ведение диалога с другими людьми и достижение в нём взаимопонимания
в ходе работы в группах, при выполнении коллективных творческих проектов;
3. Духовно-нравственное
воспитание
осознанное,
уважительное
и
доброжелательное
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,
гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов
России и народов мира; выражение через творческие работы общепринятых моральных и
нравственных ценностей, ответственное отношение к своему здоровью и состоянию
окружающего мира.
4. Эстетическое воспитание выражение и отстаивание своего индивидуальное художественное
видение мира,
5. Ценности познавательной деятельности. Реализация программы основана на проектной
деятельности учащихся. Это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая
деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности,
направленная на достижение общего результата. Непременным условием проектной
деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте
деятельности, соблюдение последовательности этапов проектирования (выработка концепции,
определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности,
создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта), комплексная
реализация проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Спецификой учебной проектно-исследовательской деятельности является ее направленность
на развитие личности и на получение объективно нового исследовательского результата. Цель
учебно-исследовательской
деятельности
-
приобретение
учащимися
познавательно-
исследовательской компетентности, проявляющейся в овладении универсальными способами
освоения действительности, в развитии способности к исследовательскому мышлению, в
активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе.
6. Экологическое воспитание: ориентироваться в экологических свойствах современных
материалов, применяемых в дизайне; подбирать материал, исходя из целей и назначения
продукта в проектной деятельности.
7. Трудовое воспитание ориентация в мире профессий в выбранной области художественнотехнологического образования; уважительное отношение к своему и чужому труду;
ответственный подход к учению, саморазвитие и самообразование;
8. Воспитывающая предметно-эстетическая среда в процессе художественно-эстетического
воспитания обучающихся привлекают к организации пространства лицея. Учащиеся создают
оформления для праздников, кабинетов, проводят выставки.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения курса «Дизайн» отражают следующие умения:
1. Овладение универсальными познавательными навыками
Формирование пространственных представлений и сенсорных способностей:
-
соотносить свои действия с планируемыми результатами (этапами проектной деятельности,
осуществлять контроль каждого этапа проекта в процессе достижения результата;
-
оценивать качество выполненного творческого проекта, работы;
-
владение
основами
самоконтроля,
самооценки,
принятия
решений
и
осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
-
анализировать существующие продукты дизайна, находить новые пути решения и выполнения
учебной задачи;
-
создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы, чертежи,
графические рисунки для выполнения учебных проектных работ;
-
выполнять как индивидуальные творческие задания, так и групповые, сотрудничать с
одноклассниками, учителем;
-
работать во всемирной сети интернет, анализировать разработки в области дизайна, подбирать
соответствующий проекту цифровой материал аналогов как разноязычных сайтов, использовать
программы компьютерной графики для обработки изображений и представления графического
материала;
-
владеть методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих
задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения
сохранности продуктов труда;
-
владеть средствами и формами графического отображения объектов, правилами выполнения
графической документации;
-
устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных
проектных задач;
-
работать с различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах
дизайна, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, компьютерная графика);
применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать
возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в различных областях
дизайна;
-
иметь представление о мире профессий, связанных с изучаемым курсом, их востребованности
на рынке труда.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями
Понимать искусство, как особый способ общения между людьми, поколениями, народами.
- уметь наблюдать, сопереживать, ассоциативно мыслить;
- мыслить в визуальном пространстве;
-
контактировать с заказчиком творческого проекта (службами школы, органами ученического
самоуправления, классными коллективами);
-
представлять своей проект и защищать его перед аудиторией, уметь конструктивно изложить
свою идею, аргументировано отвечать на задаваемые вопросы;
3. Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:
-
самостоятельно определять цели своих проектных творческих работ, ставить и формулировать
для задачи, необходимые для реализации целей проекта;
-
самостоятельно планировать пути выполнения проектной работы, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач;
-
создавать художественный образ в дизайне;
Виды деятельности учащихся, направленные на достижение результата
Воспитывающий и развивающий потенциал учебного предмета
-
уважительное отношение к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре,
изобразительном
искусстве,
в
национальных
образах
предметно-материальной
и
пространственной среды, в понимании красоты человека;
-
ответственный подход к учению,
-
саморазвитие и самообразование;
-
ориентация в мире профессий в выбранной области художественно-технологического
образования
-
уважительное отношение к своему и чужому труду;
-
активное участие творческих проектах, нацеленных на выполнение социальных задач;
-
осознанное, уважительное и доброжелательное отношения к другому человеку, его мнению,
мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии,
традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
-
ведение диалога с другими людьми и достижение в нём взаимопонимания в ходе работы в
группах, при выполнении коллективных творческих проектов;
-
выражение и отстаивание своего индивидуальное художественное видение мира,
-
выражение через творческие работы общепринятых моральных и нравственных ценностей,
ответственное отношение к своему здоровью и состоянию окружающего мира.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Дизайн», сгруппированы по
учебным модулям должны отражать сформированность умений.
Конструирование и макетирование:
- уметь наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать предметы различной формы.
- Выделять и понимать многообразия сложных форм в окружающем пространстве и объектах
дизайна
- уметь составлять чертежи разверток геометрических тел (куб, параллелепипед, пирамида)
- овладевать макетированием геометрических тел.
- иметь представление о аналогах разработок в дизайне, условность художественного образа;
- уметь создавать эскизы, чертежи и макет упаковки
Графический дизайн
- уметь воспринимать произведения графического дизайна
- создавать элементарные композиций на заданную тему на плоскости
- распознавать образцы композиций со шрифтами в разных видах дизайна;
- наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать различные композиции и приемы
использование букв в них;
Композиция в дизайне
- овладевать теоретическими сведениями о композиции
- Анализировать существующие композиции (на примере)
- Создавать элементарные композиции на плоскости (глубинная, фронтальная, плоскостная,
объемная, симметрия/асимметрия, статика/динамика, открытая/закрытая)
Проектная деятельность
- иметь представление о смыслах знаков и символов декоративно-прикладного искусства и дизайна
- Моделировать с помощью трансформации природных объектов, превращение их в знак.
- Сопоставлять физические характеристики объекта и средств художественной выразительности.
- уметь использовать декоративные элементов и стилизации при создании символических образов.
- иметь представление о теоретических основ цветоведения, цветовой гармонии.
- Анализировать цветовых решений произведений графического дизайна.
- овладевать практическими знаниями основ цветоведения.
- уметь использовать различных средств живописи.
- Овладевать приемами цветовой гармонии
Художественное проектирование
- уметь определять основные этапы в проектной деятельности дизайнера
- Анализировать предложенные объекты, определение средств выразительности, которые использует
дизайнер
- уметь выполнять упражнений по созданию визуального облика проекта
Проектная деятельность
- Уметь презентовать народные промыслы перед одноклассниками
- создавать в керамической мастерской народной игрушки на основе изученных образцов Создание
композиций современного костюма
- уметь использование теоретических знаний о средствах композиции, применение на практике основ
цветоведения, понимание соотношения целостности и гармонии
- уметь выбирать и использовать графические средства для создания выразительного проекта
- уметь применять теоретические знания о средствах композиции, применение на практике основ
цветоведения, понимание соотношения целостности и гармонии.
- уметь создавать шрифтовые композиции с использование преобразования образов в символ и знак.
- Анализировать и синтезировать материала, разрабатывать этикетки к еде - планирование способов
взаимодействия
- выражение своих мыслей
- самостоятельно создавать алгоритм деятельности
- Анализировать настоящего меню, поиск примеров.
- Создавать меню для лицея
- разрабатывать несколько иллюстраций к разным произведениям
-выявлять взаимосвязь иллюстрации и текста
- иметь представление о видах плакатов
- Создавать свои плакаты (социальный, учебный, постер)
- овладевать практические навыки по созданию книги
Элективный курс «Дизайн» предполагает преимущественно практическую работу. В учебном
году учащиеся должны выполнить следующие творческие работы:
5 класс
6 класс
7 класс
1. Геометрические тела: куб, 1. Конструирование
и
предварительным выполнением дальнейшая лепка из глины
(индивидуальная
эскизов) игрушек по образцам народных игрушек по типу
народных
работа).
2. Конструирование
(с
предварительным выполнением
(дымковской,
состоящих
геометрических
из
форм
игрушек национальной
2. Конструирование
эскизов
макетов-конструкций
настольной
русской
богородской) игрушки (коллективная работа)
(коллективная работа)
эскизов) игрушек «Животный 2. Изготовление
мир»,
эскизов
конус,
параллелепипед,
цилиндр
(с 1. Выполнение
и старинных
карельских
лампы, современных
русских
и
костюмов,
костюмов
(индивидуальная работа).
светильников
3. Конструирование
комнат
макета
для
детских (эскизы, макет, раскраска)
(индивидуальная 3. Конструирование
мебели
упаковки новогоднего подарка
работа).
для игровой комнаты детского
(индивидуальная работа).
3. Композиционные
сада
4. Шрифтовые
упражнения
композиции
(коллективная
работа):
образный алфавит.
на
(индивидуальная
гармоничное коллективная работы)
сочетание цветов, подбор цвета 4. Шрифтовые
композиции
по колориту (индивидуальная (индивидуальная
5. Разработка
эмблемы
учебного
предмета
работа).
и
и
коллективная работы)
(индивидуальная работа)
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Занятия по программе предполагают рассмотрение теоретических вопросов и выполнение
практических работ: эскизов, моделей, мини-проектов и т.п. Курс включает в себя как беседы, так и
практические работы. Беседы предшествую практике, а некоторые проводятся в процессе
практических работ - основной формой обучения школьника является проектная деятельность –
совместная учебно-познавательная, творческая деятельность, имеющая общую цель, согласованные
методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Отличительной
особенностью программы является то, что все проекты начинаются с выполнения эскизов, зарисовок
лучших образца, составления вариантов композиций. Практические работы выполняются на бумаге,
картоне карандашом, акварельными и гуашевыми красками. При необходимости используются
чертежные инструменты, клей, ножницы, глина, пластилин, обрезки досок и другие природные
материалы. Отдельные работы выполняются в виде аппликаций и коллажей.
В 5 классе
происходит знакомство с понятием «дизайн» и его особенностями как сферой
конструкторской деятельности. Рассматриваются общие вопросы формообразования, вводится
понятие «графический дизайн».
В 6 классе продолжается углубление полученных УУД. Понятие композиции, ее видов и категорий
является определяющим лейтмотивом учебного года.
В 7 классе основное учебное время отводится на проектную деятельность, в ходе которой ребенок
изучает все этапы художественного проектирования.
В 8 классе продолжается углубление полученных УУД. Понятия графический дизайн, иллюстрация,
книга.
В программу курса включен регионально-национальный компонент. Более подробно его реализация
раскрыта в содержании учебного предмета.
Содержание программы 5 класс
Вводный урок «Дизайн – что это такое?» (1 час)
Происхождение термина "дизайн". Пластические искусства (графика, живопись, скульптура,
архитектура, декоративно-прикладное искусство). Место дизайна в системе пластических
искусств, его взаимосвязь с другими видами искусства. Бурное развитие промышленного
производства в XIX веке. Конец XX века - определение цивилизации как эпохи проектной
культуры, в которой дизайн является основным методом создания всей материальной,
социальной и духовной среды. Многообразие сфер применения дизайна.
Раздел 1. Конструирование и макетирование.
Тема1: Общие понятия и представления о форме (6 часов)
Соотношение форм и их признаки. Формообразующие, функциональные и эргономические
требования и их учет в процессе конструирования. Линейные, плоскостные и объемные формы.
Величина формы, ее размеры, положение в пространстве. Геометрическая основа строения
формы предметов. Органичность и целостность формы. Зависимость формы предмета от
используемых материалов, конструкций и технологий производства.
Тема 2: Проектная деятельность. Конструирование и макетирование (9 часов)
Дизайн как процесс художественно-технического проектирования с учетом комплекса
взаимосвязанных
качеств
(красоты,
целесообразности,
функциональности,
удобства,
безопасности и т.д.). Понятие о проекте. Общее представление об этапах проектирования.
Различные виды представления проектов (эскизы, чертежи, технические рисунки, макеты, модели
и т.д.). Конструирование (с предварительным выполнением эскизов) игрушек, состоящих из
геометрических форм; макета упаковки.
Раздел 2. Графический дизайн.
Тема 1. Виды дизайна. Графический дизайн (1 час).
Направления дизайна: промышленный (индустриальный) дизайн, графический дизайн (графикдизайн), компьютерная графика, арт-дизайн, фитодизайн, дизайн интерьера, дизайн одежды,
обуви, визаж и т.д. Два подхода к понятию "Графический дизайн". 1) Графический дизайн
(график-дизайн) как область дизайна, занимающаяся проектированием печатной продукции
(книги, плакаты, афиши, визитки, товарные знаки, рекламные листы). 2) Графический дизайн как
способ создания на плоскости проекта какого-либо изделия (эскизы, чертежи, технические
рисунки и т.д.).
Тема 2. Композиция в графическом дизайне (1 час).
Понятие о композиции в дизайне. Ознакомление с основными средствами композиции.
Тема 3: Шрифт как элемент композиции (14 часов).
Понятие о шрифтах. Многообразие типов шрифтов. Шрифт как необходимый элемент и
выразительное
средство
художественного
проекта.
Декоративный
шрифт.
Выполнение
шрифтовых композиций: образный алфавит, название учебного предмета, разработка эмблемы.
Содержание программы 6 класс
Вводный урок «Рисунок, технический рисунок, чертеж» (1 час)
Отличие рисунка, технического рисунка и чертежа. Основные правила выполнения технического
рисунка и чертежа.
Раздел 1. Композиция в дизайне (14 часов)
Тема 1: Виды композиции (5 часов)
Композиция в дизайне. Основные средства композиции. Виды композиции – фронтальная, объемная,
глубинно-пространственная (начальные сведения).
Тема 2: Основные категории композиции (9 часов)
Основные категории композиции – органичность и целостность формы, пропорциональность и ритм,
масштабность, симметрия и асимметрия формы, пластичность, цвет и цветовые сочетания
(начальные сведения)
Раздел 2. Проектная деятельность (19 часов)
Тема 1: Проектирование (10 часов)
Создание макетов типов плакатной графики (по темам «Здоровый образ жизни», «Социальная
реклама», «Экоплакат», рекламные афиши)
Проект преобразование физического свойства, качества объекта в графический знак (через образы:
дерево, животное, материалы)
Тема 2: Композиции на цветовую гармонию (9 часов)
Выполнение композиционных упражнений на гармоничное сочетание цветов, подбор цвета по
колориту.
Содержание программы 7 класс
Раздел 1. Художественное проектирование (5 часов)
Тема 1: Этапы художественного проектирования (2 часа)
Основные
этапы
художественного
проектирования:
художественно-конструкторский
поиск,
разработка эскизного проекта, художественно-конструктивные проект.
Тема 2: Выразительные средства в художественном проектировании (3 часа)
Эскизная
графика.
Аппликация.
Шаблоны.
Выразительные
средства
в
художественном
проектировании на различных его этапах.
Раздел 2. Проектная деятельность (27 часов)
Тема 1: Народные игрушки (5 часов)
Выполнение эскизов и дальнейшая лепка из глины народных игрушек по типу национальной русской
игрушки. Раскраска.
Тема 2: Конструирование старинных русских и карельских костюмов, современных костюмов (8
часов)
Конструирование старинных русских и карельских костюмов, современных костюмов (эскизы,
макет, раскраска)
Тема 3: Конструирование мебели (9 часов)
Конструирование мебели для игровой комнаты детского сада (индивидуальная и коллективная
работы)
Тема 4: Шрифтовые композиции (5 часов)
Содержание программы 8 класс
Раздел 1. Конструирование и макетирование.
Тема1: Взаимодействие шрифта и изображения.( 2 часа)
Классификация шрифтов. Варианты использования шрифта. Разработка этикетки для еды со
шрифтом и без.
Тема 2: Разработка логотипа (4 часов)
Понятие логотип. Виды логотипа. Создания своего логотипа к предложенным фирмам
Тема 3. Разработка школьного меню (4 час).
Разработка меню ( изображение и текст). Разработка меню для школы.
Тема 4. Иллюстрация и шрифт (4 час).
Виды иллюстрации. Практическая работа – разработка иллюстрации и текста к стихотворению, к
тексту больше по объему.
Тема 5: Проектирование плаката (8 часов).
Виды плаката. Создание нескольких плакатов по разным темам. Применение их в лицее.
Тема 6: Создание arts book или книги ( 11 часов)
Структура книги, ее основные элементы. Разница между книгой и артист бук. Создание небольшой
книги.
Организация текущего и промежуточного контроля знаний
Критерии оценивания:
точность и качество выполнения работы;
степень самостоятельности при выполнении работы;
степень новизны выполняемой работы;
соблюдение все этапов художественного проектирования;
соблюдение норма организации рабочего места, уборка рабочего места.
Оценка «5» - ставится, если соблюдены все требования.
Оценка «4» - не соблюдены 1 или 2 требования.
Оценка «3» - не соблюдены 3 критерия.
Оценка «2» - работа не отвечает ни одному из критериев.
Критерии оценки выполнения творческих работ учащихся
№
Оцениваемые
Метод оценки
Граничные критерии оценки
навыки
отлично
1
неудовлетворительно
Уровень
Просмотр
Графические материалы, При
выполнении
выполнения
материалов,
макет
и
графических
и обсуждение работ
выполнены графики
грамотно,
макета
техника допущены
грубые
макетных
выполнения на высоком ошибки,
техника
материалов
уровне
низкая,
выполнения
работа
оформлена
высшей
в
степени
небрежно
2
Умение
Наблюдение
Без
дополнительных Не
использовать
преподавателя,
пояснений
способен
использует использовать
полученные ранее просмотр
навыки
знания и навыки
полученные в результате практические
материалов
и
умения, полученные
обучения
для
уже
знания
и
навыки
решения
поставленных задач
3
Умение
отвечать Собеседование,
на
вопросы, устный
пользоваться
4
Грамотно
отвечает
опрос, поставленные
работа
при свободно
пользуется лексикона,
профессиональной
лексикой
лексикой
Отношение
работе
к Наблюдение
руководителя,
группы,
Не
отведенное
требует работы
времени на завершение
узкий
кругозор
Работа выполнена в срок. В
просмотр дополнительного
материалов
запас
вопросы, профессионального
профессиональной обсуждении
проектов
на Низкий
уложился
время
для
не
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№
п/
Количество часов
всего
Тема урока
п
1
Вводный
урок
Контрольные
Практически
работы
е работы
Виды,
Дата изучения
формы
контроля
1
Устный опрос
5
Устный опрос
0
9
Устный опрос
2
0
2
Устный опрос
1
0
1
Устный опрос
15
0
15
Устный опрос
1
Выставка-просмотр
1
0
«Дизайн – что это
такое?»
Раздел 1. Конструирование и макетирование.
2
Общие понятия и
представления
5
о
0
форме
3
Проектная
9
деятельность.
Конструирование
и макетирование
Раздел 2. Графический дизайн.
4
Виды
дизайна.
Графический
дизайн
5
Композиция
в
графическом
дизайне
6
Шрифт
как
элемент
композиции
1
7
Выставка-
0
просмотр
творческих работ
за год
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 КЛАСС
№
п/
п
Количество часов
Тема урока
всего
Контрольные
Практически
работы
е работы
Виды,
Дата изучения
контроля
формы
1
Вводный
урок.
1
0
1
Устный опрос
1
Устный опрос
Рисунок,
технический
рисунок, чертеж.
Раздел 1. Композиция в дизайне
1
Композиция
дизайне.
в
1
Виды
0
композиции
2
Основные средства
2
0
2
Устный опрос
Виды композиции
2
0
2
Устный опрос
Основные
9
0
9
Устный опрос
1
0
1
Выставка-просмотр
1
Устный опрос
композиции
1
категории
композиции
2
Выставка
просмотр работ
Раздел 2. Проектная деятельность
1
Графический
1
дизайн
0
2
Изображение-знак
1
0
1
Устный опрос
3
Стилизация
4
0
4
Устный опрос
в
дизайне. Свойство
через объект
4
Плакатная графика
3
0
3
Устный опрос
5
Выставка
1
0
1
Выставка-просмотр
2
0
2
Устный опрос
5
0
5
Устный опрос
1
0
1
Устный опрос
просмотр работ
6
Цвет в дизайне
7
Композиции
на
цветовую
гармонию
8
Обобщение
«Графический
дизайн им его роль
в
современной
культуре»
10
Выставка
1
0
Выставка-просмотр
1
просмотр работ
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
№
п/
Количество часов
всего
Тема урока
п
Контрольные
Практически
работы
е работы
Виды,
Дата изучения
формы
контроля
Раздел 1.Художественное проектирование
1
Этапы
2
художественного
2
Устный опрос
4
Устный опрос
14
Устный опрос
0
проектирования
2
Выразительные
средства
4
0
в
художественном
проектировании
Раздел 2. Проектная деятельность
1
Конструирование
14
мебели
2
Конструирование
0
9
0
9
Устный опрос
4
0
4
Устный опрос
5
0
5
Устный опрос
1
0
1
Выставка-просмотр
современных
костюмов
3
Народные
игрушки
4
Шрифтовые
композиции
5
Выставка
просмотр работ
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
№
п/
Количество часов
всего
Тема урока
п
Контрольные
Практически
работы
е работы
Виды,
Дата изучения
формы
контроля
Раздел 1. Проектная деятельность
1
Взаимодействие
шрифта
2
и
2
Устный опрос
4
Устный опрос
4
Устный опрос
0
изображения.
2
Разработка
4
0
логотипа
3
Разработка
4
школьного меню
4
Иллюстрация
0
и
4
0
4
Устный опрос
8
0
8
Устный опрос
11
0
11
Устный опрос
1
0
1
Выставка-просмотр
шрифт
5
Проектирование
плаката
6
Создание arts book
или книги
7
Выставка
просмотр работ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Арнхейм. Искусство и визуальное восприятие. – М.: Прогресс, 2007.
2. Рунге В.Ф., Сеньковский В.В. Основы теории и методологии дизайна. - М.: МЗ-Пресс, 2001.
3. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной
школе. - VI.: Академия, 2002.
4. Шевченко В.Я. Композиция плаката. Харьков: Колорит, 2004
5. Шрифты: разработка и использование / Барышников Г.М., Бязев А.Ю. и др. – М.: ЭКОМ, 1997
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1.
http://artyx.ru/ - всеобщая история искусств (текстовый и наглядный материал)
2.
http://school-collection.edu.ru/ - Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов
для учреждений общего и начального профессионального образования
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Персональный компьютер
Стенды и наглядные пособия
Проектор
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Персональный компьютер
Мольберт
Планшеты для натягивания бумаги
Световой стол
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
Наименование
№
п/п
разделов
и
тем
программы
Количество часов
всего
Вводный урок «Дизайн – что это такое?»
1
Дата
контрольные
практические
работы
работы
0
Виды деятельности
изучения
Виды,
Электронные
формы
(цифровые)
контроля
образовательные
ресурсы
1
- Воспринимать произведения различных видов дизайна
Устный опрос; http://artyx.ru
-Участие в обсуждении;
Практическая
http://school-
- анализ произведений видов дизайна.
работа;
collection.edu.ru
- Понимать и определять многообразия видов дизайна, группировать их.
- Создавать плакат «Виды дизайна» в группе
Раздел 1. Конструирование и макетирование
1
Общие
понятия и представления о
.1.
5
0
5
форме
Устный опрос; http://artyx.ru
- уметь анализировать чертежи
-
Составлять
чертежи
разверток
геометрических
тел
(куб, Практическая
работа;
параллелепипед, пирамида)
- создавать макет геометрических тел
2
Проектная
деятельность.
9
0
9
Конструирование и макетирование
-
Воспринимать
аналоги
разработок
в
дизайне,
условность Устный опрос; http://artyx.ru
художественного образа;
Практическая
- Создавать эскизы, чертежи и макет упаковки.
работа;
- Выбирать и использовать различные художественные материалы для
передачи собственного замысла;
- Представлять и оценивать свою работу
3
Выставка просмотр работ
1
0
1
- Владеть различными приемами выполнения
творческих работ Устный опрос; http://artyx.ru
Практическая
(графика, аппликация, колористическое решение).
- Находить новые образно-пластические решения для каждой творческой работа;
задачи.
Раздел 2. Графический дизайн
2 дизайна. Графический дизайн
Виды
.1.
2
0
2
.-
Воспринимать
произведения
графического
дизайна,
уметь Письменный
анализировать их
контроль;
- Участвовать в обсуждении
Практическая
работа;
http://artyx.ru
2
Композиция
в графическом дизайне
1
0
- Создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости
1
Устный опрос; uchi.ru, ШЦВ
Практическая
.2.
работа;
Шрифт как элемент композиции
3
15
0
-анализировать образцы композиций со шрифтами в разных видах Устный опрос; http://artyx.ru
15
Практическая
дизайна;
- наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать различные работа;
композиции и приемы использование букв в них;
- создавать шрифтовые композиции
Выставка просмотр работ
4
1
0
- Владеть различными приемами выполнения
1
творческих работ Устный опрос; http://artyx.ru
(графика, аппликация, колористическое решение).
Практическая
- Находить новые образно-пластические решения для каждой творческой работа;
задачи.
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ
ПО
35
0
35
МОДУЛЮ
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 класс
Наименование
№
п/п
1
разделов
и
тем
программы
Вводный
урок.
Количество часов
всего
Рисунок,
технический
1
Дата
контрольные
практические
работы
работы
0
Виды деятельности
изучения
Виды,
Электронные
формы
(цифровые)
контроля
образовательные
ресурсы
1
рисунок, чертеж.
- Воспринимать зрительный ряд из рисунков, чертежей, технических Устный опрос; http://artyx.ru
рисунков
Практическая
http://school-
- Участвовать в обсуждении.
работа;
collection.edu.ru
- Анализировать и определять характерные признаков каждой группы
рисунков и чертежей
Раздел 1.
Композиция в дизайне
1
Композиция
в дизайне. Виды композиции
.1.
1
0
1
- овладевать теоретическими сведениями о композиции
Устный опрос; http://artyx.ru
- анализировать различные виды композиции
Практическая
- создавать элементарные композиции
работа;
2
Основные средства композиции
2
0
2
Устный опрос; http://artyx.ru
- Анализировать существующие композиции (на примере)
- Создавать элементарные композиции на плоскости (компоновка, Практическая
3
Виды композиции
2
0
2
уравновешенность)
работа;
- Анализировать существующие композиции (на примере)
Устный опрос; http://artyx.ru
- Создавать элементарные композиции на плоскости (глубинная, Практическая
Основные категории композиции
9
0
9
фронтальная, плоскостная, объемная)
работа;
- Анализировать существующие композиции (на примере)
Устный опрос; http://artyx.ru
-Создавать
элементарные
композиции
на
плоскости Практическая
работа;
(симметрия/асимметрия, статика/динамика, открытая/закрытая)
3
Выставка просмотр работ
1
0
1
творческих работ Устный опрос; http://artyx.ru
- Владеть различными приемами выполнения
Практическая
(графика, аппликация, колористическое решение).
- Находить новые образно-пластические решения для каждой творческой работа;
задачи.
Раздел 2. Проектная деятельность
2
Графический
дизайн
1
0
1
.1.
- анализировать произведения графического дизайна
Письменный
- Участвовать в обсуждении;
контроль;
http://artyx.ru
Практическая
работа;
2
Изображение-знак
1
0
1
- понимать смысл знаков и символов декоративно-прикладного Устный опрос; uchi.ru, ШЦВ
Практическая
искусства и дизайна.
.2.
- Моделировать с помощью трансформации природных объектов, работа;
превращение их в знак.
3
Стилизация в дизайне. Свойство через
4
0
4
объект
-
Сопоставлять
физические
характеристики
объекта
и
средств Устный опрос; http://artyx.ru
Практическая
художественной выразительности.
- Использовать
декоративные элементы и стилизацию при создании работа;
символических образов
4
Плакатная графика
3
0
3
-
Анализировать
существующие
плакаты,
определение
языка
выразительности плакатной графики, выявление дизайнерских ходов в
составлении плаката
- создавать проектную работу по созданию плаката по заданной теме
5
Выставка просмотр работ
1
0
1
- Владеть различными приемами выполнения
(графика, аппликация, колористическое решение).
творческих работ Устный опрос; http://artyx.ru
Практическая
- Находить новые образно-пластические решения для каждой творческой работа;
задачи.
Цвет в дизайне
6
2
0
- Осваивать теоретические основы цветоведения, цветовой гармонии.
2
Устный опрос; http://artyx.ru
- Анализировать цветовые решения произведений графического дизайна. Практическая
работа;
Композиции на цветовую гармонию
7
5
Обобщение «Графический дизайн им его
8
0
1
5
0
- овладение Практическим применением основ цветоведения
Устный опрос; http://artyx.ru
- Использовать различные средства живописи.
Практическая
- Овладевать приемами цветовой гармонии
работа;
- определять произведений графического дизайна, анализировать Устный опрос; http://artyx.ru
1
роль в современной культуре»
Практическая
уровень их выполнения
работа;
Выставка просмотр работ
1
0
- Владеть различными приемами выполнения
1
творческих работ Устный опрос; http://artyx.ru
Практическая
(графика, аппликация, колористическое решение).
- Находить новые образно-пластические решения для каждой творческой работа;
задачи.
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ
ПО
35
0
35
МОДУЛЮ
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 класс
Наименование
№
п/п
разделов
и
тем
Количество часов
программы
Раздел 1.
всего
Дата
контрольные
практические
работы
работы
Виды деятельности
изучения
Виды,
Электронные
формы
(цифровые)
контроля
образовательные
ресурсы
Художественное проектирование
1 художественного проектирования
Этапы
2
0
2
- Определять основные этапы в проектной деятельности дизайнера
.1.
Устный опрос; http://artyx.ru
Практическая
работа;
2
Выразительные
средства
художественном проектировании
Раздел 2. Проектная деятельность
в
4
0
4
-
Анализировать
предложенные
объекты,
определять
средства Устный опрос; http://artyx.ru
выразительности, которые использует дизайнер
Практическая
- Выполнять упражнения по созданию визуального облика проекта
работа;
2
Конструирование
мебели
11
0
11
.1.
– анализировать существующие решения мебели, замерять помещения
Письменный
- Составлять чертежи
контроль;
- Выполнять групповую проектную работу.
Практическая
-
Использовать
теоретические
знания
о
средствах
http://artyx.ru
композиции, работа;
применение на практике основ цветоведения, понимание соотношения
целостности и гармонии.
2
Конструирование
современных костюмов
9
0
Устный опрос; uchi.ru, ШЦВ
- Создавать композиции современного костюма
9
.2.
-
Использовать
теоретические
знания
о
средствах
композиции, Практическая
применение на практике основ цветоведения, понимание соотношения работа;
целостности и гармонии
-Выбирать
и
использовать
графические
средства
для
создания
выразительного проекта
3
Народные игрушки
4
0
- Презентовать народных промыслов перед одноклассниками
4
Устный опрос; http://artyx.ru
- Создавать в керамической мастерской народной игрушки на основе Практическая
изученных образцов
4
Шрифтовые композиции
5
0
работа;
- Создавать шрифтовые композиции с использование преобразования Устный опрос; http://artyx.ru
5
образов в символ и знак
Практическая
работа;
5
Выставка просмотр работ
1
0
- Владеть различными приемами выполнения
1
(графика, аппликация, колористическое решение).
творческих работ Устный опрос; http://artyx.ru
Практическая
- Находить новые образно-пластические решения для каждой творческой работа;
задачи.
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ
ПО
35
0
35
МОДУЛЮ
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 класс
Наименование
№
разделов
и
тем
Количество часов
Дата
Виды деятельности
Виды,
Электронные
п/п
программы
всего
контрольные
работы
практические
изучения
работы
формы
(цифровые)
контроля
образовательные
ресурсы
Раздел 1. Проектная деятельность
1
Взаимодействие
шрифта и изображения.
2
0
- Анализировать и синтезировать материал, разработка этикетки к еде.
2
Устный опрос; http://artyx.ru
Практическая
.1.
работа;
2
Разработка логотипа
4
0
Устный опрос; http://artyx.ru
- Создавать логотип к предложенным фирмам.
4
Практическая
работа;
2
Разработка
школьного меню
4
0
4
3
- Анализировать настоящего меню, поиск примеров.
Письменный
- Создавать меню для лицея 1
контроль;
http://artyx.ru
Практическая
работа;
2
Иллюстрация
и шрифт
4
0
- Анализировать и синтезировать примеры, разрабатывать иллюстрации Устный опрос; uchi.ru, ШЦВ
4
4
5
Проектирование плаката
8
0
8
к разным произведениям.
Практическая
- определять взаимосвязь иллюстрации и текста
работа;
- Анализировать и синтезировать плакаты по видам.
Устный опрос; http://artyx.ru
- Создавать свои плакаты (социальный, учебный, постер)
Практическая
работа;
6
Создание arts book или книги
11
0
11
-Определять основных этапов в создания книги. Выбор произведения
Устный опрос; http://artyx.ru
- Создавать эскизы книги, макета книги
Практическая
работа;
7
Выставка просмотр работ
1
0
1
- Владеть различными приемами выполнения
(графика, аппликация, колористическое решение).
творческих работ Устный опрос; http://artyx.ru
Практическая
- Находить новые образно-пластические решения для каждой творческой работа;
задачи.
ОБЩЕЕ
МОДУЛЮ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ
ПО
35
0
35