МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
МОУ «ЛИЦЕЙ №1»
УТВЕРЖДЕНО
Директор МОУ "Лицей
№1"
________________________
Гуденко А.В.
Приказ 192-осн от «28» 08 2024
г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА»
для обучающихся 8 класса
Составитель: Каверина Е.В.
Петрозаводск 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по элективному курсу «Комплексный анализ текста» на уровне
основного общего образования подготовлена на основе ФГОС ООО, ФОП ООО,
Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации
(утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля
2016 г № 637-р), федеральной рабочей программы воспитания, . с учетом
изучения русского языка по базовой программе общеобразовательных
учреждений « Русский язык 5-9 классы» /авт. М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская,
Н. М. Шанский.- М.: Просвещение, 2008 г., а также по учебному пособию «
Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку : 7 класс. 8 класс.
9 класс: ко всем действующим учебникам/Е.Н. Груздева, М. Ю. Никулина.-2-е
изд., перераб. и доп..- М.: Издательство « Экзамен», 2013г. Данный элективный
предмет является элементом раннего предпрофильного обучения. Особенностью
программы данного предмета является опора на языковое чутьё учащихся,
целенаправленное формирование коммуникативной компетенции, подготовка к
ГИА в новой форме. Учащиеся отрабатывают умения и навыки грамотного
письма и грамотной речи и эффективно проверяют коммуникативную,
лингвистическую и культуроведческую компетенции.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения данного
курса, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и
определению планируемых результатов.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые
предлагаются для изучения в 8 классе.
Планируемые результаты освоения программы по курсу «Комплексный
анализ текста» включают личностные, метапредметные результаты за период
обучения на уровне основного общего образования, а также предметные
достижения обучающегося за 8 класс.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА «КОМПЛЕКСНЫЙ
АНАЛИЗ ТЕКСТА»
Элективный курс «Комплексный анализ текста» направлен на освоение
учащимися навыков работы с текстом. Понимание текста требует нравственноинтеллектуальных усилий и может быть достигнуто в процессе «диалога с
текстом». Сам процесс «общения» с текстом — это учебная деятельность, когда
духовно-нравственное становление личности постепенно происходит как часть
самого обучения, приобретения тех знаний, умений. Процесс понимания текста,
его интерпретация учеником — уже творчество.
Деятельность учащихся на основе текста развивает и мышление, и чувства
(рациональное и эмоциональное), способствует воспитанию и эстетическому, и
этическому, является решающим фактором формирования языковой личности.
Курс призван обеспечить освоение наиболее актуальных для работы над
текстами способов деятельности учащимися основной школы и подготовку
обучающихся к разработке и реализации собственных текстов.
Актуальность
курса «Комплексный анализ текста» определяется, с одной стороны,
необходимостью решать проблемы повышения грамотности учеников, с другой
стороны, новизной формы сдачи экзамена по предмету, которая включает в себя и
сжатое изложение, тестовые задания, и творческую работу.
Владение работой с текстом, умение понимать информацию во многом
определяют достижения человека практически во всех областях жизни,
способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям
современного мира. Данный курс неразрывно связан со всеми школьными
предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в
перспективе способствует овладению будущей профессией.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ
ТЕКСТА»
Цели изучения курса «Комплексный анализ текста» в 8 классе состоят в
следующем:
осознание и проявление общероссийской гражданственности, патриотизма,
уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации и
языку межнационального общения; проявление сознательного отношения к языку
как к общероссийской ценности, форме выражения и хранения духовного
богатства русского и других народов России, как к средству общения и получения
знаний в разных сферах человеческой деятельности; проявление уважения к
общероссийской и русской культуре, к культуре и языкам всех народов
Российской Федерации;
овладение русским языком как инструментом личностного развития,
инструментом формирования социальных взаимоотношений, инструментом
преобразования мира;
овладение знаниями о русском языке, его устройстве и закономерностях
функционирования, о стилистических ресурсах русского языка; практическое
овладение нормами русского литературного языка и речевого этикета;
обогащение активного и потенциального словарного запаса и использование в
собственной речевой практике разнообразных грамматических средств;
совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; воспитание
стремления к речевому самосовершенствованию;
совершенствование речевой деятельности, коммуникативных умений,
обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в
ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного
общения; овладение русским языком как средством получения различной
информации, в том числе знаний по разным учебным предметам;
совершенствование мыслительной деятельности, развитие универсальных
интеллектуальных умений сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования,
обобщения, классификации, установления определённых закономерностей и
правил, конкретизации в процессе изучения русского языка;
развитие функциональной грамотности в части формирования умений
осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать
необходимую информацию, интерпретировать, понимать и использовать тексты
разных форматов (сплошной, несплошной текст, инфографика и другие);
осваивать стратегии и тактик информационно-смысловой переработки текста,
способы понимания текста, его назначения, общего смысла, коммуникативного
намерения автора; логической структуры, роли языковых средств.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА «КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА» В
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение курса в 8 классе основного общего образования на базовом
уровне в учебном плане отводится 34 часа (1 час в неделю)
III СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
элективного курса "Комплексный анализ текста"
Введение
Уметь говорить и слушать – это искусство. Синтаксические средства
выразительности.
Развитие речи. Изложение
Микротемы исходного текста. Абзацное членение текста. Приемы сжатия
текста. Исключение, обобщение, упрощение как приёмы сжатия текста. Выбор
приёмов сжатия текста.
Развитие речи. Сочинение
Информационная обработка текста. Сочинение-рассуждение, особенности
построения текста. Употребление языковых средств в зависимости от речевой
ситуации. Ключевые слова. План. Сочинение по картине. Композиционные
формы сочинений. Киносценарий. Сочинение- описание.
Текст. Типы текста
Текст. Признаки текста. Типы речи, стили речи. Художественные средства
выразительности.Диалог и монолог. Текст как единица синтаксиса. Рассуждение
на литературную тему. Психологический портрет.
Синтаксические нормы современного русского литературного языка
Синтаксические средства выразительности: бессоюзие и многосоюзие. Антитеза.
Сравнение. Основные способы и средства связи предложений в тексте (цепная и
параллельная связь предложений в тексте). Синтаксические средства сравнения.
Сравнительный оборот. Заглавие как средство связи предложений в тексте.
Порядок предложений в тексте. Порядок слов в предложении. Инверсия.
Риторический вопрос как средство выразительности. Обращение как средство
связи предложений в тексте. Парцелляция.
Повторение и обобщение изученного
Комплексный анализ текста (зачетные работы)
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1) гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в
жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края,
страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных
произведениях, написанных на русском языке;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли
различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина,
социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров
из литературных произведений, написанных на русском языке;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном
самоуправлении;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям,
нуждающимся в ней; волонтёрство);
2) патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, понимание роли русского языка как
государственного языка Российской Федерации и языка межнационального
общения народов России, проявление интереса к познанию русского языка, к
истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов
России, ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины –
России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в
том числе отражённым в художественных произведениях, уважение к символам
России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и
памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
3) духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора, готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки,
а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и
правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие
асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях
индивидуального и общественного пространства;
4) эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего
и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание
важности художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения;
осознание важности русского языка как средства коммуникации и
самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли
этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к
самовыражению в разных видах искусства;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и
читательский опыт, ответственное отношение к своему здоровью и установка на
здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил,
рациональный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление
алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и
психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыки
безопасного поведения в информационно-коммуникационной сети «Интернет» в
процессе школьного языкового образования;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное
состояние других, использовать адекватные языковые средства для выражения
своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных
произведений, написанных на русском языке, сформированность навыков
рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого
человека;
6) трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках
семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода
деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в
том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления
с деятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение к труду и
результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и
общественных интересов и потребностей;
умение рассказать о своих планах на будущее;
7) экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из области социальных и естественных
наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и
оценки их возможных последствий для окружающей среды, умение точно,
логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения, активное неприятие
действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при
знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические
проблемы, осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и социальной сред, готовность к
участию в практической деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений
об основных закономерностях развития человека, природы и общества,
взаимосвязях человека с природной и социальной средой, закономерностях
развития языка, овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения
как средства познания мира, овладение основными навыками исследовательской
деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и
стремление
совершенствовать
пути
достижения
индивидуального
и
коллективного благополучия;
9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и
природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной
деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой
культурной среды;
потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость
опыту и знаниям других, потребность в действии в условиях неопределённости, в
повышении уровня своей компетентности через практическую деятельность, в
том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности
новые знания, навыки и компетенции из опыта других, необходимость в
формировании новых знаний, умений связывать образы, формулировать идеи,
понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных,
осознание дефицита собственных знаний и компетенций, планирование своего
развития, умение оперировать основными понятиями, терминами и
представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и
выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с
учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления
вызовов, возможных глобальных последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие
изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский
опыт, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;
формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь
находить позитивное в сложившейся ситуации, быть готовым действовать в
отсутствие гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
базовые
логические
действия
как
часть
познавательных
универсальных учебных действий:
выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц,
языковых явлений и процессов;
устанавливать существенный признак классификации языковых единиц
(явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа,
классифицировать языковые единицы по существенному признаку;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах,
данных и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и
противоречий;
выявлять дефицит информации текста, необходимой для решения
поставленной учебной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов,
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с
разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты
решения и выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных
критериев.
- базовые исследовательские действия как часть познавательных
универсальных учебных действий:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в
языковом образовании;
формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и
желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и
данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений
других, аргументировать свою позицию, мнение;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных
задач;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование
по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинноследственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в
ходе лингвистического исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки
достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий
и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
-умения работать с информацией как часть познавательных
универсальных учебных действий:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать
информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;
использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с
точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нём информации и
усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и
систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом
поставленных целей;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и
ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации
(текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи
несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в
зависимости от коммуникативной установки;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем
или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
-умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных
действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии
с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и
дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков;
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы
и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание
благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты проведённого языкового анализа,
выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные
тексты с использованием иллюстративного материала.
-умения самоорганизации как части регулятивных универсальных
учебных действий:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и
собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы
в ходе его реализации;
делать выбор и брать ответственность за решение.
-умения самоконтроля, эмоционального интеллекта как части
регулятивных универсальных учебных действий:
владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого),
самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её
изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной
задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности;
понимать причины коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать
оценку приобретённому речевому опыту и корректировать собственную речь с
учётом целей и условий общения; оценивать соответствие результата цели и
условиям общения;
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями
других;
выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения
другого человека, анализируя речевую ситуацию; регулировать способ выражения
собственных эмоций;
осознанно относиться к другому человеку и его мнению;
признавать своё и чужое право на ошибку;
принимать себя и других, не осуждая;
проявлять открытость;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
-умения совместной деятельности:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость
применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по
её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и
результат совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность
руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с
учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах
работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и другие);
выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему
направлению и координировать свои действия с действиями других членов
команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать
результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
представлению отчёта перед группой.
Предметные результаты
Язык и речь
Создавать устные монологические высказывания объёмом не
менее 8 предложений на основе жизненных наблюдений, личных
впечатлений, чтения научно-учебной, художественной, научно-популярной
и публицистической литературы (монолог-описание, монолог-рассуждение,
монолог-повествование); выступать с научным сообщением.
Участвовать в диалоге на лингвистические темы (в рамках
изученного) и темы на основе жизненных наблюдений (объём не менее 6
реплик).
Владеть различными видами аудирования: выборочным,
ознакомительным, детальным – научно-учебных, художественных,
публицистических текстов различных функционально-смысловых типов
речи.
Владеть
различными
видами
чтения:
просмотровым,
ознакомительным, изучающим, поисковым.
Устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст
объёмом не менее 140 слов.
Понимать содержание прослушанных и прочитанных научноучебных, художественных, публицистических текстов различных
функционально-смысловых типов речи объёмом не менее 280 слов:
подробно, сжато и выборочно передавать в устной и письменной форме
содержание
прослушанных
и
прочитанных
научно-учебных,
художественных, публицистических текстов различных функциональносмысловых типов речи (для подробного изложения объём исходного текста
должен составлять не менее 230 слов; для сжатого и выборочного
изложения – не менее 260 слов).
Осуществлять выбор языковых средств для создания
высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным
замыслом.
Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного
русского литературного языка, в том числе во время списывания текста
объёмом 120–140 слов; словарного диктанта объёмом 30–35 слов; диктанта
на основе связного текста объёмом 120–140 слов, составленного с учётом
ранее изученных правил правописания (в том числе содержащего
изученные в течение четвёртого года обучения орфограммы, пунктограммы
и слова с непроверяемыми написаниями); понимать особенности
использования мимики и жестов в разговорной речи; объяснять
национальную обусловленность норм речевого этикета; соблюдать в устной
речи и на письме правила русского речевого этикета.
Текст
Анализировать текст с точки зрения его соответствия основным
признакам: наличия темы, главной мысли, грамматической связи
предложений, цельности и относительной законченности; указывать
способы и средства связи предложений в тексте; анализировать текст с
точки зрения его принадлежности к функционально-смысловому типу речи;
анализировать языковые средства выразительности в тексте (фонетические,
словообразовательные, лексические, морфологические).
Распознавать тексты разных функционально-смысловых типов
речи; анализировать тексты разных функциональных разновидностей языка
и жанров; применять эти знания при выполнении языкового анализа
различных видов и в речевой практике.
Создавать тексты различных функционально-смысловых типов
речи с опорой на жизненный и читательский опыт; тексты с опорой на
произведения искусства (в том числе сочинения-миниатюры объёмом 7 и
более предложений; классные сочинения объёмом не менее 200 слов с
учётом стиля и жанра сочинения, характера темы).
Владеть умениями информационной переработки текста:
создавать тезисы, конспект; извлекать информацию из различных
источников, в том числе из лингвистических словарей и справочной
литературы, и использовать её в учебной деятельности.
Представлять сообщение на заданную тему в виде презентации.
Представлять содержание прослушанного или прочитанного
научно-учебного текста в виде таблицы, схемы; представлять содержание
таблицы, схемы в виде текста.
Редактировать тексты: собственные и(или) созданные другими
обучающимися тексты с целью совершенствования их содержания и
формы, сопоставлять исходный и отредактированный тексты.
Функциональные разновидности языка
Характеризовать особенности официально-делового стиля
(заявление, объяснительная записка, автобиография, характеристика) и
научного стиля, основных жанров научного стиля (реферат, доклад на
научную тему), выявлять сочетание различных функциональных
разновидностей языка в тексте, средства связи предложений в тексте.
Создавать тексты официально-делового стиля (заявление,
объяснительная
записка,
автобиография,
характеристика),
публицистических жанров; оформлять деловые бумаги.
Осуществлять выбор языковых средств для создания
высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным
замыслом.
Система языка
Cинтаксис. Культура речи. Пунктуация
Распознавать словосочетание и предложение как единицы
синтаксиса.
Различать функции знаков препинания.
Словосочетание
Распознавать словосочетания по морфологическим свойствам
главного слова: именные, глагольные, наречные; определять типы
подчинительной связи слов в словосочетании: согласование, управление,
примыкание; выявлять грамматическую синонимию словосочетаний.
Применять нормы построения словосочетаний.
Предложение
Характеризовать основные признаки предложения, средства
оформления предложения в устной и письменной речи; различать функции
знаков препинания.
Распознавать
предложения
по
цели
высказывания,
эмоциональной окраске, характеризовать их интонационные и смысловые
особенности, языковые формы выражения побуждения в побудительных
предложениях; использовать в текстах публицистического стиля
риторическое восклицание, вопросно-ответную форму изложения.
Распознавать предложения по количеству грамматических
основ; различать способы выражения подлежащего, виды сказуемого и
способы его выражения. Применять нормы построения простого
предложения, использования инверсии; применять нормы согласования
сказуемого с подлежащим, в том числе выраженным словосочетанием,
сложносокращёнными словами, словами большинство – меньшинство,
количественными сочетаниями. Применять нормы постановки тире между
подлежащим и сказуемым.
Распознавать
предложения
по
наличию
главных
и
второстепенных членов, предложения полные и неполные (понимать
особенности употребления неполных предложений в диалогической речи,
соблюдения в устной речи интонации неполного предложения).
Различать виды второстепенных членов предложения
(согласованные и несогласованные определения, приложение как особый
вид определения; прямые и косвенные дополнения, виды обстоятельств).
Распознавать односоставные предложения, их грамматические
признаки, морфологические средства выражения главных членов; различать
виды односоставных предложений (назывное предложение, определённоличное предложение, неопределённо-личное предложение, обобщённоличное
предложение,
безличное
предложение);
характеризовать
грамматические различия односоставных предложений и двусоставных
неполных
предложений;
выявлять
синтаксическую
синонимию
односоставных и двусоставных предложений; понимать особенности
употребления односоставных предложений в речи; характеризовать
грамматические, интонационные и пунктуационные особенности
предложений со словами да, нет.
Характеризовать признаки однородных членов предложения,
средства их связи (союзная и бессоюзная связь); различать однородные и
неоднородные определения; находить обобщающие слова при однородных
членах; понимать особенности употребления в речи сочетаний однородных
членов разных типов.
Применять нормы построения предложений с однородными
членами, связанными двойными союзами не только… но и, как… так и.
Применять правила постановки знаков препинания в
предложениях с однородными членами, связанными попарно, с помощью
повторяющихся союзов (и... и, или... или, либo... либo, ни... ни, тo... тo);
правила постановки знаков препинания в предложениях с обобщающим
словом при однородных членах.
Распознавать простые неосложнённые предложения, в том числе
предложения с неоднородными определениями; простые предложения,
осложнённые однородными членами, включая предложения с обобщающим
словом при однородных членах, осложнённые обособленными членами,
обращением, вводными словами и предложениями, вставными
конструкциями, междометиями.
Различать виды обособленных членов предложения, применять
правила обособления согласованных и несогласованных определений (в том
числе приложений), дополнений, обстоятельств, уточняющих членов,
пояснительных и присоединительных конструкций. Применять правила
постановки знаков препинания в предложениях со сравнительным
оборотом; правила обособления согласованных и несогласованных
определений (в том числе приложений), дополнений, обстоятельств,
уточняющих членов, пояснительных и присоединительных конструкций;
правила постановки знаков препинания в предложениях с вводными и
вставными конструкциями, обращениями и междометиями.
Различать группы вводных слов по значению, различать
вводные предложения и вставные конструкции; понимать особенности
употребления предложений с вводными словами, вводными предложениями
и вставными конструкциями, обращениями и междометиями в речи,
понимать их функции; выявлять омонимию членов предложения и вводных
слов, словосочетаний и предложений.
Применять нормы построения предложений с вводными
словами и предложениями, вставными конструкциями, обращениями
(распространёнными и нераспространёнными), междометиями.
Распознавать сложные предложения, конструкции с чужой
речью (в рамках изученного).
Проводить
синтаксический
анализ
словосочетаний,
синтаксический и пунктуационный анализ предложений; применять знания
по синтаксису и пунктуации при выполнении языкового анализа различных
видов и в речевой практике.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/
п
Количество часов
Наименование
разделов и тем
программы
Все
го
Контроль
ные
работы
Практичес
кие
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Раздел 1.Введение
Уметь говорить и
слушать – это
1.1 искусство.
Синтаксические
средства
выразительности.
Итого по разделу
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f
419b78
1
3
Раздел 2. Развитие речи. Изложение
2.1
2.2
Подробное
изложение
Сжатое изложение
Итого по разделу
3
3
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f
419b78
3
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f
419b78
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f
6
Раздел 3. Развитие речи. Сочинение
Информационная
3.1 обработка
текста.
Сочинение-
2
рассуждение,
особенности
построения текста.
Употребление
языковых средств в
от
3.2 зависимости
речевой ситуации.
Ключевые
слова.
План.
Сочинение
по
картине.
Композиционные
3.3 формы сочинений.
Киносценарий.
Сочинениеописание.
Итого по разделу
419b78
2
3
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f
419b78
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f
419b78
7
Раздел 4. Текст. Типы текста
Текст. Признаки
текста. Типы речи,
4.1 стили речи. Текст
как единица
синтаксиса.
Художественные
4.2 средства
выразительности
Текст как единица
4.3 синтаксиса. Диалог
и монолог
на
4.4 Рассуждение
литературную тему
4.5 Психологический
портрет
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f
419b78
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f
419b78
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f
419b78
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f
419b78
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f
419b78
1
Итого по разделу
5
5.Синтаксические нормы современного русского литературного языка
Синтаксические
средства
выразительности:
бессоюзие
и
многосоюзие.
Антитеза.
Сравнение.Синтакс
ические
средства
сравнения.
5.1 Сравнительный
оборот.
Риторический
вопрос как средство
выразительности.
Обращение
как
средство
связи
предложений
в
тексте.
Парцелляция.
Основные способы
и средства связи
предложений
в
тексте (цепная и
5.2 параллельная связь
предложений
в
тексте).Заглавие как
средство
связи
предложений
в
тексте.
6
2
Порядок
предложений в
5.3 тексте. Порядок
слов в
предложении.
Инверсия.
3
Итого по разделу
11
Закрепление и
2
3
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f
419b78
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f
419b78
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f
419b78
систематизация
изученного материала.
Контрольное
тестирование
2
Итого по разделу
4
Развитие речи
5
Итоговые контрольные
работы
2
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34
2
17
Поурочное планирование
№
п/п
Количество часов
Тема урока
1
Уметь говорить и слушать
– это искусство.
Синтаксические средства
выразительности.
2
Повторение. Текст.
Признаки текста. Типы
речи, стили речи.
3
Повторение.
Художественные средства
выразительности.
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные цифровые
образовательные
ресурсы
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78
4
Сочинение на
грамматическую тему
«Что я знаю о
словосочетании».
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78
5
Пишут всегда для кого-то.
1
1
Библиотека ЦОК
Советы академика.
Диалог с автором.
6
Что значит талантливый
читатель? Синтаксические
средства
выразительности:
бессоюзие и многосоюзие.
https://m.edsoo.ru/7f419b78
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78
7
Подробное изложение.
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78
8
Подробное изложение.
1
9
Словесное рисование
1
10
Определение понятия.
Антитеза. Сравнение.
1
11
Комплексный анализ
текста.
12
Сжатое изложение
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78
1
13
Текст как единица
синтаксиса.
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78
1
14
Сочинение по картине
1
15
Основные способы и
средства связи
предложений в тексте
(цепная и параллельная
связь предложений в
тексте).
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78
16
Подробное изложение
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78
17
Синтаксические средства
сравнения.
Сравнительный оборот.
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78
18
Сжатое изложение
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78
19
Комплексный анализ
текста. Зачетная работа
1
20
Заглавие как средство
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78
1
1
Библиотека ЦОК
связи предложений в
тексте. Творческая работа.
https://m.edsoo.ru/7f419b78
21
Порядок предложений в
тексте. Порядок слов в
предложении. Инверсия.
1
22
Риторический вопрос как
средство выразительности
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78
23
Обращение как средство
связи предложений в
тексте.
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78
24
Сочинение на
произвольную тему с
использованием
обращений.
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78
25
Комплексный анализ
текста.
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78
26
Композиционные формы
сочинений. Киносценарий
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78
27
Синтаксические средства
выразительности речи.
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78
1
Библиотека ЦОК
Парцелляция.
https://m.edsoo.ru/7f419b78
28
Сжатое изложение
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78
29
Комплексный анализ
текста. Зачетная работа
1
30
Рассуждение на
литературную тему.
1
31
Сочинение-рассуждение
на литературную тему.
1
32
Разновидность
рассуждения – сравнение.
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78
33
Психологический портрет
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78
34
Психологический
портрет. Сочинениеописание
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
2
17
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
- Русский язык, 8 класс/ Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю. и другие,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь 8 класс. Малюшкин А.Б., М.: ОО «ТЦ Сфера»,
2018
Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку. 8 класс – Никулина М.Ю.,
Экзамен, 2018
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
библиотека ЦОК
https://resh.edu.ru
http://www.edu.ru –Образовательный портал «Российской образование»