МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и спорта Республики Карелия
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
МОУ "Лицей №1"
УТВЕРЖДЕНО
директор МОУ «Лицей №1»
________________________
Гуденко А.В.
Приказ №192-осн от «28» 08 2024
г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективного курса «Мифология»
для обучающихся 5 класса основного общего образования
СОСТАВИТЕЛЬ: АЛЕШИНА И.Б.,
учитель русского языка и литературы
Петрозаводск 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по мифологии на уровне основного общего
образования составлена на основе Требований к результатам освоения
основной образовательной программы основного общего образования,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте
основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от
31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации 05.07.2021 г., рег. номер – 64101) (далее – ФГОС ООО), а также
федеральной рабочей программы воспитания, с учётом Концепции
преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации
(утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9
апреля 2016 г. № 637-р), а также на основе Программы по курсу
«Мифология», разработанной с. н. с. Лаборатории русского языка и
литературы АН России Абелюк Е.С. Данная программа повторяет структуру
курса, предложенного Абелюк Е.С., но мы несколько модифицировали ее за
счет сокращения количества часов и текстов, предлагаемых для изучения.
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
«МИФОЛОГИЯ»
УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
Учебный предмет «Мифология» в наибольшей степени способствует
формированию духовного облика и нравственных ориентиров молодого
поколения, так как занимает ведущее место в эмоциональном,
интеллектуальном и эстетическом развитии обучающихся, в становлении
основ их миропонимания и национального самосознания.
Особенности мифологии как школьного предмета связаны с тем, что
мифологические тексты являются феноменом культуры: в них заключено
эстетическое освоение мира, а богатство и многообразие человеческого
бытия выражено в художественных образах, которые содержат в себе
потенциал воздействия на читателей и приобщают их к нравственноэстетическим ценностям, как национальным, так и общечеловеческим.
Основу содержания мифологического образования составляют чтение и
изучение мифов разных народов.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МИФОЛОГИЯ»
Цели изучения предмета «Мифология» в основной школе состоят в
формировании у обучающихся потребности в качественном чтении,
культуры читательского восприятия, понимания мифологический текстов и
создания собственных устных и письменных высказываний; в развитии
чувства причастности к отечественной культуре и уважения к другим
культурам.
Задачи, связанные с пониманием мифологии как одной из основных
национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания
жизни, с обеспечением культурной самоидентификации, культуры своего
народа, мировой культуры, состоят в приобщении школьников к наследию
отечественной и мировой классической мифологии; воспитании уважения к
национальной культуре, способствующей воспитанию патриотизма,
формированию национально-культурной идентичности и способности к
диалогу культур; освоению духовного опыта человечества, национальных и
общечеловеческих культурных традиций и ценностей; формированию
гуманистического мировоззрения.
Задачи, связанные с осознанием значимости чтения и изучения мифов
для дальнейшего развития обучающихся, с формированием их потребности в
систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, с
гармонизацией отношений человека и общества, ориентированы на
воспитание и развитие мотивации к чтению художественных произведений,
как изучаемых на уроках, так и прочитанных самостоятельно, что
способствует накоплению позитивного опыта освоения литературных
произведений.
Задачи, связанные с воспитанием квалифицированного читателя,
обладающего эстетическим вкусом, с формированием умений воспринимать,
анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное,
направлены на формирование у школьников системы знаний в том числе и
основных теоретико и историко-литературных знаний, необходимых для
понимания, анализа и интерпретации художественных произведений, умения
воспринимать их в историко-культурном контексте, сопоставлять с
произведениями других видов искусства; развитие читательских умений,
творческих способностей, эстетического вкуса. Эти задачи направлены и на
развитие умения поиска необходимой информации с использованием
различных источников, владение навыками их критической оценки.
Задачи, связанные с осознанием обучающимися коммуникативноэстетических возможностей языка на основе изучения мифов разных
народов, мировой культуры, направлены на совершенствование речи
школьников на примере высоких образцов художественных переложений
мифологических текстов и умений создавать разные виды устных и
письменных высказываний, редактировать их, а также выразительно читать
произведения, владеть различными видами пересказа, участвовать в учебном
диалоге, адекватно воспринимая чужую точку зрения и аргументированно
отстаивая свою.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МИФОЛОГИЯ» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
В 5 классе на изучение предмета отводится 1 час в неделю. Суммарно
изучение Мифологии в основной школе по программам основного общего
образования рассчитано на 34 часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5 КЛАСС
1. Миф и сказка
Понятие о мифе. Миф и сказка (сходство и отличия).
2. Космогонические мифы
Происхождение мира. Космогония. Понятие хаоса как предтечи космоса.
Различные модели творения. Космогония Карелии.
Возвращение хаоса в виде потопов.
Стихии как основной материал для строительства космоса.
Бинарные оппозиции как основа мифологического мышления.
3. Строение космоса
Образ мирового древа и его разновидности.
Жизнь и бессмертие, воплощенные в древе жизни, воплощение смерти в
древе смерти.
Мировое древо в «Сказании о Гильгамеше» и в «Калевале»
Вертикальное членение мирового древа. Образы Олимпа, Земли, Аида.
Связь ритуала с горизонтальным членением дерева. Жертвенное животное
или человек как центр дерева.
Различение времени и частей пространства при помощи мирового древа.
Моделирование чисел на мировом древе. Значение магических чисел в мифах
и сказках.
4. Календарные мифы
Календарные мифы как воспроизводящие природные циклы. Мифы о
возникновении календаря.
Календарь как система счисления временных промежутков. Календарь как
земной образ небесного порядка.
Праздник как воплощение сакральной идеи.
5. Мифы о богах и героях
Боги как создатели мира и устроители его гармонии.
Понятие пантеона богов. Пантеон греческих, египетских, скандинавских,
славянских богов.
Мифы о происхождении людей. Понятие о культурном герое. Участие
культурного героя в устройстве Вселенной и в устройстве человеческого
общества.
Мифы о героях. Мифы о Гильгамеше. Древнегреческие герои. Индийские
герои. Скандинавские герои.
Демонические существа в мифологиях разных народов.
6. Эсхатологические мифы
Гибель богов и мира.
Античная концепция смены пяти веков.
Категория времени. Понятие судьбы.
Параллельность развития мотивов в мифологиях разных народов. Связь и
национальное своеобразие мифологий.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение мифологии в основной школе направлено на достижение
обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных
результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по мифологии для
основного общего образования достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими
социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в
обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам
самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней
позиции личности.
Личностные результаты освоения рабочей программы по мифологии
для основного общего образования должны отражать готовность
обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных
ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе
реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том
числе в части:
Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
активное участие в жизни семьи, образовательной организации,
местного сообщества, родного края, страны, в том числе в
сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных
произведениях;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях
гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений
в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи;
активное участие в школьном самоуправлении;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство;
помощь людям, нуждающимся в ней).
Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию
родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края,
народов России в контексте изучения текстов классической мифологии ,
а также мифов народов РФ;
ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке,
искусству;
уважение
к символам России, государственным праздникам,
историческому и природному наследию и памятникам, традициям
разных народов, проживающих в родной стране.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях
нравственного выбора;
готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и
поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с
учётом осознания последствий поступков;
активное
неприятие
асоциальных
поступков,
свобода
и
ответственность личности в условиях индивидуального и общественного
пространства.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству
своего и других народов, понимание эмоционального воздействия
искусства;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли
этнических культурных традиций и народного творчества;
стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и
читательский опыт;
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый
образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил,
сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая
активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление
алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и
психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе
навыки безопасного поведения в интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе
осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь
на примеры из литературных произведений;
уметь управлять собственным эмоциональным состоянием;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на
ошибку и такого же права другого человека.
Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках
семьи, школы, города, края) технологической и социальной
направленности,
способность
инициировать,
планировать
и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для
этого;
готовность адаптироваться в профессиональной среде;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе
при изучении мифов, произведений русского фольклора и литературы;
осознанный выбор и построение
индивидуальной траектории
образования и жизненных планов с учетом личных и общественных
интересов и потребностей.
Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук
для решения задач в области окружающей среды, планирования
поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности.
Ценности научного познания:
ориентация
в деятельности на современную систему научных
представлений об основных закономерностях развития человека,
природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной
средой;
овладение языковой и читательской культурой как средством познания
мира;
овладение основными навыками исследовательской деятельности;
установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление
совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного
благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к
изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных
ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая семью, группы, сформированные по
профессиональной деятельности, а также в рамках социального
взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
потребность во взаимодействии в условиях неопределённости,
открытость опыту и знаниям других;
в действии в условиях неопределенности, повышение уровня своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение
учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые
знания, навыки и компетенции из опыта других;
в выявлении и связывании образов, необходимость в формировании
новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об
объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать
дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё
развитие;
умение
оперировать
основными
понятиями,
терминами
и
представлениями в области концепции устойчивого развития;
анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и
экономики;
оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду,
достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных
последствий;
воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и
действия;
формулировать
и оценивать риски и последствия, формировать опыт,
уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения у обучающегося
универсальные учебные действия.
формируются
следующие
Универсальные учебные познавательные действия:
1) Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов
(художественных и учебных текстов, мифологических героев и др.) и
явлений (космогония, календарные мифы и др.);
устанавливать
существенный
признак
классификации
и
классифицировать
мифологические объекты по существенному
признаку, устанавливать основания для их обобщения и сравнения,
определять критерии проводимого анализа;
с
учётом предложенной задачи выявлять закономерности и
противоречия в рассматриваемых фактах и наблюдениях над текстом;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий с
учётом учебной задачи;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения
поставленной учебной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении мифологических
явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии;
формулировать гипотезы об их взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с
разными типами текстов (сравнивать несколько вариантов решения,
выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных
критериев).
2) Базовые исследовательские действия:
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно
устанавливать искомое и данное;
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формировать
гипотезу об истинности собственных суждений и
суждений других, аргументировать свою позицию, мнение
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое
исследование по установлению особенностей мифологического объекта
изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов
между собой;
оценивать
на применимость и достоверность информацию,
полученную в ходе исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения, опыта, исследования;
владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и
обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
3) Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе информации или данных из источников с учётом предложенной
учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие
одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно
выбирать оптимальную форму представления
информации и иллюстрировать решаемые учебные задачи несложными
схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным
учителем или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать эту информацию.
Универсальные учебные коммуникативные действия:
1) Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с условиями и целями общения;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных
ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и корректно формулировать свои возражения;
в
ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по
существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на
решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
публично
представлять
результаты
выполненного
опыта
(литературоведческого эксперимента, исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач
презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним
составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов.
2) Совместная деятельность:
использовать
преимущества
командной
(парной,
групповой,
коллективной) и индивидуальной работы при решении конкретной
проблемы на уроках, обосновывать необходимость применения
групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно
строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы на уроке и во внеурочной
учебной деятельности, определять свою роль (с учётом предпочтений и
возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи
между членами команды, участвовать в групповых формах работы
(обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по
своему направлению, и координировать свои действия с другими
членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям,
сформулированным
понимать
намерения
других,
проявлять
уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать
свои возражения;
в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по
существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на
решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
публично
представлять
результаты
выполненного
опыта
(литературоведческого эксперимента, исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач
презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним
составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена
команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и
проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.
Универсальные учебные регулятивные действия:
1) Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях,
анализируя ситуации;
ориентироваться
в различных подходах принятия решений
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений
группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его
часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся
ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые
варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения) и корректировать предложенный алгоритм с учётом получения
новых знаний;
делать выбор и брать ответственность за решение.
2) Самоконтроль:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать
адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть
при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся
обстоятельствам;
объяснять
причины достижения
(недостижения) результатов
деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и
изменившихся
ситуаций,
установленных
ошибок,
возникших
трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям.
3) Эмоциональный интеллект:
развивать способность различать и называть собственные эмоции,
управлять ими и эмоциями других;
выявлять
и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения
другого человека;
регулировать способ выражения своих эмоций.
4) Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать
себя и других, не осуждая;
проявлять открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
5 КЛАСС
1) Иметь начальные представления об общечеловеческой ценности
мифологии и её роли как праязыка культуры народов России и мира;
2) владеть элементарными умениями воспринимать, анализировать,
интерпретировать и оценивать прочитанные тексты;
3) выразительно читать, передавая личное отношение к прочитанному
(с учётом литературного развития и индивидуальных особенностей
обучающихся);
4) пересказывать прочитанное, используя подробный, сжатый,
выборочный пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному тексту и с
помощью учителя формулировать к нему вопросы;
5) участвовать в беседе и диалоге о прочитанном, подбирать аргументы
для оценки прочитанного (с учётом литературного развития обучающихся);
6) создавать устные и письменные высказывания разных жанров
объемом не менее 70 слов (с учётом литературного развития обучающихся);
7) осознавать важность чтения и изучения произведений устного
народного творчества и художественной литературы для познания мира,
формирования эмоциональных и эстетических впечатлений, а также для
собственного развития;
8) участвовать в создании элементарных учебных проектов под
руководством учителя и учиться публично представлять их результаты;
9) владеть начальными умениями использовать словари и справочники,
в том числе в электронной форме; пользоваться под руководством учителя
электронными библиотеками и другими интернет-ресурсами, соблюдая
правила информационной безопасности.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№
Наименование разделов
п/
и тем программы
Всего
п
Количество часов
Контрольные Практические
работы
работы
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Раздел 1. Миф и сказка
1.1
Понятие о мифе. Миф и
сказка (сходство и
отличия).
Итого по разделу
Раздел 2. Космогонические мифы
Происхождение мира.
Космогония. Понятие
2.1 хаоса как предтечи
космоса.Различные модели
творения.
2.2
2.3
2.4
Стихии
Бинарные оппозиции как
основа мифологического
мышления.
Контрольная работа по теме
«Космогонические мифы».
Тестирование.
2
2
3
4
1
1
https://school.infourok.ru/videolessons/8ebd5d07-8f9d-4a06-8c4a8fb64179ad8d
Итого по разделу
9
Раздел 3. Строение космоса
3.1
3.2
3.3
3.4
Образ мирового древа и его
разновидности.
Образы Олимпа, Земли, Аида.
Вертикальное членение
мирового древа.
Связь ритуала с
горизонтальным членением
дерева. Различение времени и
частей пространства при
помощи мирового древа.
Контрольная работа по теме
«Строение космоса».
Итого по разделу
2
1
2
1
6
Раздел 4. Календарные мифы
4.1
4.2
4.3
Мифы о возникновении
календаря.
Календарь как система
счисления временных
промежутков
Праздник как воплощение
сакральной идеи.
Итого по разделу
Раздел 5. Мифы о богах и героях
1
1
1
3
5.1
5.2
5.3
5.4
Боги как создатели мира и
устроители его гармонии.
Мифы о происхождении
людей. Понятие о культурном
герое.
Мифы о героях. Мифы о
Гильгамеше. Индийские герои
(Рама, Лакшман, равана).
Древнегреческие герои.
(Персей, Геракл, Тезей,
Ясон,Одиссей)
1
1
1
3
5.5
Скандинавские герои ( Гельга,
Сигурд).
1
5.6
Демонические существа в
мифологиях разных народов.
2
Итого по разделу
9
Раздел 6. Эсхатологические мифы
6.1
6.2
Гибель богов и мира.
Категория времени. Понятие
https://school.infourok.ru/videolessons/2cb29825-28f2-453c-ad12d10c89312926
https://www.youtube.com/watch?v=Gm05Il
EH__E
1
1
https://school.infourok.ru/videolessons/f8e379ad-b9b1-40a8-acc794561eda7b74
https://school.infourok.ru/videolessons/c2455bd4-cef5-4ea4-8dcebba928a87bbe
6.3
6.4
судьбы.
Связь и национальное
своеобразие мифологий.
Контрольная итоговая работа.
Тестирование.
Итого по разделу
2
1
5
Итоговые контрольные работы
3
3
0
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
34
3
0
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№
п/
п
Тема урока
Количество часов
Контро
Практи
Всего
льные
ческие
работы
работы
Дата
изучени
я
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
Библиотека ЦОК
1
2
3
4
5
6
7
Понятие о мифе
Миф и сказка
Происхождение мира.
Космогония.
Различные модели
творения, Космогония
Карелии.
Миф о потопе в различных
мифологических системах.
Стихия воды. Река
Туонелла в эпосе
«Калевала»
Стихия земли. Образ
https://m.edsoo.ru/8a195838
1
1
1
1
1
1
1
https://www.youtube.com/watch?v=A4zqHu2z
QnU
https://school.infourok.ru/videolessons/8ebd5d07-8f9d-4a06-8c4a8fb64179ad8d
8
9
10
11
12
13
14
15
Великой Матери всех
богов
Ветер как «духовная»
стихия. Ильматар – дочь
воздушного пространства
из эпоса «Калевала»
Стихия огня. Бог-кузнец
Илмаринен из эпоса
«Калевала»
Бинарные оппозиции как
основа мифологического
мышления.
Контрольная работа.
Тестирование.
Образ Мирового древа.
Жизнь и бессмертие.
Мировое древо в
«Сказании о Гильгамеше»
и «Калевале»
Вертикальное членение
Мирового древа. Образы
Олимпа, Земли, Аида.
Значение образа креста у
христиан. Жертвенное
животное или человек как
1
1
1
1
1
1
1
1
16
17
18
19
20
центр древа.
Различение времени и
частей пространства.
Моделироване чисел.
Числа в мифах и сказках.
Контрольная работа по
теме « Строение космоса"
Календарные мифы как
воспроизводящие
природные циклы. Мифы о
возникновении календаря.
Календарь как система
счисления временных
промежутков. Календарь
как земной образ
небесного порядка.
Понятие о празднике.
Праздник как воплощение
сакральной идеи.
1
1
1
1
1
21
Боги как создатели мира и
устроители его гармонии.
Понятие пантеона богов.
1
22
Понятие о культурном
герое. Участие
1
https://school.infourok.ru/videolessons/2cb29825-28f2-453c-ad12d10c89312926
23
24
культурного героя в
устройстве вселенной.
Мифы о Гильгамеше.
Индийские герои (Рама,
Лакшман, Равана).
Древнегреческие герои
(Персей, Тесей)
1
1
Библиотека ЦОК
25
26
Древнегреческие герои
(Геракл)
Древнегреческие герои
(Ясон, Одиссей)
1
1
Скандинавские герои (
27
28
29
30
31
Гельга, Сигурд).
Мифологические герои и
существа
Мифологические герои и
существа
Гибель богов и мира.
Категория времени.
1
1
1
1
1
https://m.edsoo.ru/8a195946
https://m.edsoo.ru/8a195a5e
https://school.infourok.ru/videolessons/c2455bd4-cef5-4ea4-8dcebba928a87bbe
https://school.infourok.ru/videolessons/f8e379ad-b9b1-40a8-acc794561eda7b74
Понятие судьбы.
Контрольная итоговая
32
работа. Тестирование.
Связь и национальное
33
своеобразие мифологий.
Урок-игра «Путешествие в
34
Мифляндию»
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
1
1
1
34
3
0
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова. – Любое издание.
2. Мифологический словарь. – Любое издание.
3. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции.- Любое издание.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова. – М., 1988.
2. Белякова Г.С. Славянская мифология. – М., 1995.
3. Бондаренко Э.О. Праздники Христианской Руси: Русский народный православный
календарь. – Калининград, 1998.
4. Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Словарь славянской мифологии.- Н. Новгород, 1995.
5. Гусманов И.Г. Греческая мифология. Боги. – Москва, 1998.
6. Древний Восток. – Санкт-Петербург, 1998.
7. Иванов Н.Н. 300 вопросов и ответов о мифологии.- Ярославль, 1997.
8. Калевала. Карело-финский народный эпос. – Петрозаводск, 1978.
9. Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х томах.- М., 2000.
10. Мифы народов мира в 2-х частях. – М., 1996.
11. Лосева И.Н., Капустин Н.С., Кирсанова О.Т., Тахтамышев В.Г. Мифологический
словарь. – Ростов-на-Дону, 1996.
12. Мифы Древней Индии. – Санкт-Петербург, 1997.
13. Немировский А.И. Мифы и легенды Древнего Востока. – М., 1994.
14. Семенова М. Мы – славяне! – Санкт-Петербург, 1998.
15. Шуклин В.В. Мифы русского народа. – Екатеринбург, 1997.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Примерная тематика проектов по курсу «Мифология»
1.Сравнительная характеристика мифологии Древней Греции и Древнего Рима
2.Мифологические персонажи славянских сказок .
3.Мифологические корни образа Бабы- Яги.
4.Девять миров в мифологии Скандинавии.
5.Мифология древних славян
Мини-проекты:
1.Мифы Древней Греции как источник фразеологизмов
2.Мифы разных народов в скульптуре и архитектуре Санк-Петербурга.
3. Представление мифологических животных в произведениях искусства
4. Представление мифологических птиц в произведениях искусства