МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и спорта Республики Карелия
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
МОУ "Лицей №1"
УТВЕРЖДЕНО
Приказ №192-осн 28.08.2024
директор МОУ «Лицей №1»
________________ Гуденко А.В.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективного курса «Химия в быту»
для 8 (естественно-научного) класса
Составители:
Воробьева М. Н.
Гурина Д.М.
Петрозаводск
2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа элективного курса «Химия в быту» предназначена для учащихся 8 класса. Курс
рассчитан на 16 часов.
Содержание курса расширяет представления учащихся о химических веществах,
встречающихся в повседневной жизни человека. Учащиеся знакомятся с историей открытия
веществ, необычными свойствами, значением и использованием в жизни человека. Курс
расширяет кругозор учащихся, повышает интерес к предмету и науки, формирует умения
пользования веществами, помогает сориентироваться в дальнейшем.
Цель курса: расширение знаний учащихся о химических веществах, встречающихся в
повседневной жизни, формирование умений пользования веществами, соблюдая правила
техники безопасности.
Задачи:
1.Сформировать интерес к химической науке, осознание её важности в жизни. Раскрыть
экологические проблемы, связанные с использованием веществ и материалов бытового
назначения;
2. Расширить представления о составе и свойствах химических соединений на примере веществ
и материалов, окружающих человека в быту (средства гигиены и косметики, препараты бытовой
химии, лекарства, строительные материалы и т.д.). Развитие творческих способностей,
формирование умений самостоятельно приобретать знания.
4.Формирование практических умений проводить эксперименты и приобретение навыков
работы с веществами, соблюдая технику безопасности.
При отборе содержания курса учитываются возрастные особенности учащихся, непрерывность
и преемственность в изучении предметов естественнонаучного цикла.
Особенность курса - большинство окружающих нас веществ являются химическими
соединениями, а практические навыки работы с ними– химическими процессами. Введя
учеников в круг химических знаний и умений, позволит пробудить интерес к науке и выбору
учащимися дальнейшего профиля обучения. Курс имеет профориентационную направленность
в области экологии, химии и медицины.
Актуальность программы заключается в практическом применении полученных знаний и
умений школьниками в повседневной жизни.
Практическая направленность содержания - содержание курса обеспечивает приобретение
знаний и умений, позволяющих использовать элементарные химические знания в повседневной
жизни.
Формы итоговой работы:
сообщения, доклады;
-творческие работы;
-исследовательские работы;
-проектные работы;
-фоторепортаж, видеоролики;
-создание коллекций;
-рекламные проспекты и плакаты
-решение компетентностно-ориентированного задания с обязательным проведением домашней
лабораторной работы по выбору учащегося (или предложенное учителем) и т.д.
Итоговое занятие представляет собой конкурс представленных итоговых материалов.
Планируемые результаты изучения курса
Предметные результаты
определять принадлежность веществ к определенному классу,
характеризовать химическое загрязнение окружающей среды как следствие
производственных процессов и неправильного использования веществ в быту, сельском
хозяйстве,
определять биологически важные соединения,
пользоваться средствами бытовой химии, наиболее часто используемыми в быту;
характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами веществ;
грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни
В процессе прохождения данного курса учащиеся приобретут предметные знания и умения:
-о роли химии в понимании законов окружающего мира;
-о свойствах различных веществ;
-о телах и веществах;
-отличия физических явлений от химических;
-признаки протекания химических реакций;
-кислоты, основания, соли в быту;
-лабораторное оборудование и его назначение;
-правила безопасности при обращении с химическими веществами в лаборатории и быту;
-о профессиях, связанных с химией.
По итогам прохождения курса учащийся научится:
-работать с простейшим лабораторным оборудованием;
-проводить и описывать наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
-составлять сравнительные таблицы и схемы, строить графики полученных результатов,
наблюдений и исследований, делать выводы;
-объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
-использовать такие методы и приёмы, как доказательство, опровержение, рассуждения,
построение и исполнение алгоритма и т.д.;
- целеполаганию;
- ставить вопросы и выдвигать проблему;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию;
- планировать пути достижения целей;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в
исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
Учащийся получит возможность научиться:
•ставить проблему, аргументировать её актуальность;
•самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и
эксперимента;
•делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
•осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и
познавательных задач;
•учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию
Метапредметные результаты курса выражены в:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
2)умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
5) умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, самостоятельно
выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные
связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач.
Личностные результаты курса выражены в:
1) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся
к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному
выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории, с учётом устойчивых
познавательных интересов;
2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики;
3 )освоение норм, правил поведения в группах и сообществах;
4) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
5) формирование безопасного образа жизни.
Содержание курса.
Содержание программы курса «Химия в быту» углубляет и расширяет знания обучающихся
о веществах, их свойствах, областях применения. Тематика курса раскрывает историю
происхождения известных учащимся веществ и материалов, их необычные свойства,
лежащие в основе применения человеком, предполагает рассмотрение как положительного,
так и отрицательного воздействия на человека и окружающую среду, учит применять
вещества по назначению, соблюдая правила безопасного обращения с ними.
1. Введение.
Цель курса, содержание, значение. Химические вещества в нашем доме. Кислоты и щёлочи,
соли, значение, правила безопасного хранения и пользования.
2.Химические вещества на кухне.
Поваренная соль, её роль в организме. Получение поваренной соли.. Роль в организме. Солевой
баланс. Области применения поваренной соли в промышленности.
Практическая работа№1. Кристаллизация соли (выращивание кристаллов на шерстяной нити).
Практическая работа№2 «Органические вещества в пище». Определение жиров, белков,
углеводов в пищевых продуктах. Определение состава пищевых продуктов по упаковке.
Консерванты, ароматизаторы, подсластители. Использование консервантов, ароматизаторов,
подсластителей при приготовлении и хранении пищи. Правила консервирования, хранения и
употребления консервированных веществ.
Практическая работа №3: «Исследование состава продуктов по экспертизе упаковке».
Исследование упаковки: внешнего вида, наличие информации. Определение штрих-кода.
Исследование состава продукта по информации на упаковке. Вывод качества продукта.
3.Учебные принадлежности.
Вещества, из которых производят некоторые школьные принадлежности. Свойства веществ.
Проблема загрязнения окружающей среды различными полимерами.
Бумага, история открытия, практическое значение. Целлюлозно-бумажное производство.
История открытия бумаги. Производство бумаги ( Кондопожский ЦБК). Практическое
использование бумаги.
Карандаши, акварельные краски. Состав карандашей. Цветные карандаши, их изготовление.
Пигменты. Натуральные красители. Состав и виды акварельных красок. Изготовление красок с
помощью цветных реакций.
4. Пластмассы, используемые в предметах обихода.
Виды пластмасс: полиэтилен, поливинилхлорид, полистирол, их свойства. Предметы и изделия,
изготовленные из них. Проблемы утилизации пластмасс.
5.Опасные горючие вещества.
Природный газ-топливо, правила обращения с газовыми приборами. Нефтепродукты,
практическое использование. Действия во время пожара, первая помощь. Спички, история
изобретения, процессы, происходящие при зажигании спичек. История изобретения спичек.
Реакции, протекающие при зажигании спичек. Спичечное производство в России.
6.Химические средства гигиены.
Гигиена подростков. Разнообразие гигиенических средств. Полезные советы.
Косметические средства. Что относится к косметическим средствам. Выбор косметических
средств. Декоративная косметика.
7. Химия и медицина. Лекарственные препараты, их использование.
Лекарственные препараты. Домашняя аптечка .Антибиотики, назначение и правила приёма.
8.Химия и стирка. Синтетические моющие средства.
Назначение синтетических моющих средств, состав, механизм действия.
Стиральные порошки, состав, действие. Препараты бытовой химии – наши помощники.
9.Итоговое занятие.
Подведение итогов работы курса. Анкетирование учащихся.
Тематическое планирование курса.
№ Тема, количество
часов.
1. Введение. Вещества,
окружающие нас.
Кислоты, щёлочи и
соли в нашем доме.
(1 час)
Планируемые образовательные
результаты учащихся по каждой теме
Предметные
Ученик на базовом уровне научится
приобретать предметные знания о роли
химии в понимании законов
окружающего мира;
Воспитательный потенциал
урока
Формируется ответственное
отношение к своему здоровью
и установка на здоровыи
образ жизни
использовать правила безопасности при
обращении с химическими веществами в
лаборатории и быту;
определять кислоты, щелочи и соли в
доме.
Ученик получит возможность научиться
структурировать изученный материал и
химическую информацию, полученную
из других источников.
Метапредметные
2
Химические
вещества на кухне.
(3 часа)
умение определять цели и задачи
деятельности, выбирать средства
реализации цели и применять их на
практике.
Предметные
Ученик на базовом уровне научится
определять принадлежность веществ к
определенному классу,
характеризовать взаимосвязь между
составом, строением и свойствами
веществ
Ученик получит возможность научиться
грамотно обращаться с веществами в
повседневной жизни
Воспитывается трудолюбие,
сознательное, творческое
отношения к образованию,
труду и жизни, подготовка к
сознательному выбору
профессии
Воспитывается
знание,
научное
стремление
к
познанию и истине, научная
картина мира, нравственныи
смысл
учения
и
самообразования
Формируется
практическому
интерес
к
изучению
профессии и труда различного
Метапредметные
умение определять понятия, создавать
обобщения, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и
Развивается опыт применения
знании из естественных наук
3.
Учебные
принадлежности.
(2 часа)
критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные
связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение и делать выводы;
Предметные
для решения задач в области
Ученик на базовом уровне научится
Повышается уровень
характеризовать взаимосвязь между
составом, строением и свойствами
веществ;
характеризовать вещества и их
свойства,
4.
Пластмассы,
используемые в
предметах обихода.
(1 час)
Опасные горючие
вещества.
(2 часа)
экологическои культуры,
осознание глобального
характера экологических
проблем и путеи их решения
описывать важнейшие применения
веществ
Привлекается внимание к
Ученик получит возможность научиться
проблемам
делать умозаключения (индуктивное и
по аналогии) и выводы на основе
аргументации
Формируется
Метапредметные
научного познания
умение определять понятия, создавать
обобщения, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные
связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение и делать выводы.
Предметные
формирование экологическои
культуры, бережного
отношения к роднои земле
Ученик на базовом уровне научится
использовать знания для описания
предметов из пластика и их применения.
Ученик получит возможность научиться
5
окружающеи среды
грамотно обращаться с веществами в
повседневной жизни
Предметные
Ученик на базовом уровне научится
использовать правила техники
безопасности при работе с горючими
веществами.
современным экологическим
ценность
Правильно использовать опасные
вещества,
Ученик получит возможность научиться
правилам действия во время пожара,
оказание первой помощи
Метапредметные
использование различных источников
для получения химической информации,
понимание зависимости содержания и
формы представления информации от
целей коммуникации
6
Химические
средства гигиены.
(2 часа)
Предметные
Ученик на базовом уровне научится
использовать знания о составе, строении
и химических свойствах веществ для
безопасного применения в практической
деятельности;
Ученик получит возможность научиться
7.
Химия и медицина.
(2 часа)
Осуществлять сравнение,
классификацию, самостоятельно
выбирая основания и критерии для
указанных веществ
Предметные
Ученик на базовом уровне научится
использовать знания о составе,
строении и химических свойствах
веществ для безопасного применения в
практической деятельности;
Ученик получит возможность научиться
Осуществлять сравнение,
классификацию, самостоятельно
выбирая основания и критерии для
указанных веществ
Метапредметные
использование различных источников
для получения химической информации,
понимание зависимости содержания и
формы представления информации от
целей коммуникации
8.
Химия и стирка.
Синтетические
моющие средства. (2
часа)
Предметные
Ученик на базовом уровне научится
пользоваться средствами бытовой
химии, наиболее часто используемыми в
быту
Ученик получит возможность научиться
характеризовать химическое загрязнение
окружающей среды как следствие
производственных процессов и
неправильного использования веществ в
быту, сельском
Метапредметные
умение определять понятия, создавать
обобщения, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные
связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение и делать выводы
9.
Итоговое занятие (1
час)
Литература.
1. Боннет Б. Химия без лаборатории.М.: АСТ:Астель, 2008.
2. Вагнер И.И. Изготовление приборов в химическом кружке.- М.: МИРОС,1994.
3. Книга для чтения по неорганическои химии. Сост. Крицман В.А. М., Просвещение, 1984.
4. Малышкина В.А. Занимательная химия. С.- П., Тригон, 2001.
5. Ольгин О. Опыты без взрывов.- М.: Химия, 1995.
6. Руководство по работе с набором «Юныи химик».- Рига, 1984.
7. Стивен У.Моие. Занимательная химия. М.: АСТ-Астель, 2009.
8. Химия вокруг нас. // Школьное планирование.2006.№3. с.116-126.
9. Штемплер Г.И. Химия на досуге. Домашняя лаборатория.- М., Просвещение, 1996.
10.
Штемплер Г.И. Химия на досуге. Кроссворды, ребусы.- М., Просвещение, 1993.
11.
Шелпакова Н.А., Мостяева Л.В., Кузнецова О.К. Химическии эксперимент в школе и дома.Тюмень: Издательство ТГУ, 2000.
ЦОР
http://www.chemnet.ru Газета «Химия» и саит для учителя «Я иду на урок химии»
http://him.1september.ru Единая коллекция ЦОР: Предметная коллекция «Химия»
http://school-collection.edu.ru/collection/chemistry Естественно-научные эксперименты: химия.
Коллекция Россииского общеобразовательного портала
http://experiment.edu.ru АЛХИМИК: саит Л.Ю. Аликберовои
http://www alhimik.ru Всероссииская олимпиада школьников по химии
http://chem.rusolymp.ru Органическая химия: электронныи учебник для среднеи школы
http://www.chemistry.ssu.samara.ru Основы химии: электронныи учебник
http://www hemi.nsu.ru Открытыи колледж: Химия
http://www.chemistry.ru Дистанционная олимпиада по химии: телекоммуникационныи
образовательныи проект