МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и спорта Республики Карелия
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПЕТРОЗАВОДСКОГО
ГОРОДСКОГО ОКРУГА
МОУ "Лицей №1"
УТВЕРЖДЕНО
Приказ №192-осн 28.08.2024
директор МОУ «Лицей №1»
________________ Гуденко А.В.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективного курса «Химия в тестах, задачах и упражнениях»
для 9 (естественно- научного) класса
Составители:
Воробьева М. Н.
Гурина Д.М.
Петрозаводск
2024
Пояснительная записка к элективному курсу
«Химия в тестах, задачах и упражнениях»
Данный элективный курс предназначен для учащихся 9 классов планирующих расширить
знания по химии, сориентироваться в выборе профессии и сдавать ОГЭ по химии. На занятия
отводится 0,5 час в неделю, всего 16 часов.
Цель данного курса: помочь учащимся подготовиться к сдаче ОГЭ по химии, определиться в
выборе профессии.
Основные задачи курса:
изучение нормативных документов и структуры экзаменационной работы по химии в
форме ОГЭ;
формирование у учащихся культуры выполнения аттестационных заданий;
закрепление, систематизация и расширение химических знаний учащихся по
основным разделам курса химии основной школы;
развитие навыков самостоятельной работы;
формирование навыков аналитической деятельности, прогнозирования результатов
для различных вариативных ситуаций;
развитие умений логически мыслить, воспитание воли к преодолению трудностей,
трудолюбия и добросовестности;
формирование индивидуальных образовательных потребностей в выборе дальнейшего
профиля обучения в старшей школе.
Включение задач в учебный процесс позволяет реализовать следующие дидактические
принципы обучения:
1. Обеспечение самостоятельности и активности учащихся.
2. Достижение прочности знаний и умений.
3. Связь обучения с жизнью.
4. Реализация политехнического обучения химии, профессиональной ориентации.
В процессе решения задач уточняются и закрепляются химические понятия о веществах и
процессах, вырабатывается смекалка в использовании имеющихся знаний. Умение применять
полученные знания при решении различных задач считается мерой усвоения материала. При
решении задач у учащихся воспитываются трудолюбие, целеустремленность, упорство и
настойчивость в достижении поставленной цели, развивается сложная мыслительная
деятельность, формируются различные приемы мышления: суждения, умозаключения и
доказательства. Учащиеся приобретают новые знания при разборе текста и в то же время для
решения задач привлекают знания, полученные ранее: различные определения, знание
основных законов и теорий, знание физических и химических свойств веществ, формул
соединений, уравнений химических реакций и т.п. В процессе решения задач реализуются
межпредметные связи.
Планируемые результаты
В результате изучения
выпускник на базовом уровне научится:
раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический
элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», «химическая
реакция», используя знаковую систему химии;
раскрывать смысл законов сохранения массы веществ, постоянства состава, атомномолекулярной теории;
определять состав веществ по их формулам;
определять валентность атома элемента в соединениях;
определять тип химических реакций;
составлять уравнения химических реакций;
вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ;
вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения;
вычислять количество, объем или массу вещества по количеству, объему, массе
реагентов или продуктов реакции;
называть соединения изученных классов неорганических веществ;
характеризовать физические и химические свойства
неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований, солей;
основных
классов
определять принадлежность веществ к определенному классу соединений;
характеризовать взаимосвязь между классами неорганических соединений;
определять вид химической связи в неорганических соединениях;
раскрывать смысл понятий «ион», «катион», «анион», «электролиты»,
«неэлектролиты», «электролитическая диссоциация», «окислитель», «степень
окисления» «восстановитель», «окисление», «восстановление»;
определять степень окисления атома элемента в соединении;
определять окислитель и восстановитель;
составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций;
раскрывать смысл теории электролитической диссоциации;
составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей;
составлять полные и сокращенные ионные уравнения реакции обмена;
определять возможность протекания реакций ионного обмена;
проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных веществ;
характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами неметаллов;
грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни
Ученик получит возможность научиться:
выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ
на основе их состава и строения, их способности вступать в химические реакции, о
характере и продуктах различных химических реакций;
характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать
причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращенным ионным
уравнениям;
прогнозировать
способность
вещества
проявлять
окислительные
или
восстановительные свойства с учетом степеней окисления элементов, входящих в его
состав;
прогнозировать химические свойства веществ на основе их состава и строения.
Результаты освоения рабочей программы .
Предметные результаты
● давать определения изученных понятий: вещество (химический элемент, атом, ион,
молекула, кристаллическая решетка, вещество, простые и сложные вещества, химическая
формула, относительная атомная масса, относительная молекулярная масса, валентность,
оксиды, кислоты, основания, соли, амфотерность, индикатор, периодическая таблица,
изотопы, химическая связь, электроотрицательность, степень окисления, электролит);
химическая реакция (химическое уравнение, генетическая связь, окисление, восстановление,
элетролитическая диссоциация, скорость химической реакции);
● описывать и различать изученные классы неорганических соединений, простые и сложные
вещества, химические реакции;
● классифицировать изученные объекты и явления;
● делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей,
прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;
● структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других
источников;
Метапредметные результаты
использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности,
применение основных методов познания (системно-информационный анализ,
моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;
использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез,
анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинноследственных связей, поиск аналогов;
умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и
применять их на практике;
умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
использование различных источников для получения химической информации.
Учащийся должен уметь:
осуществлять индуктивное обобщение (от единичного достоверного к общему
вероятностному), то есть определять общие существенные признаки двух и более объектов и
фиксировать их в форме понятия или суждения;
осуществлять дедуктивное обобщение (подведение единичного достоверного под общее
достоверное), то есть актуализировать понятие или суждение, и отождествлять с ним
соответствующие существенные признаки одного или более объектов;
определять аспект классификации;
осуществлять классификацию; знать и использовать различные формы представления
классификации.
Виды деятельности учащихся, направленные на достижение результата
Устанавливать взаимосвязи неорганической химии в системе естественных наук и ее
роль в жизни.
Оперировать понятиями: химический элемент, атом, молекула, вещество, физическое
тело.
Классифицировать вещества по разным признакам.
Рассчитывать массовые доли элементов в химическом соединении.
Определять формулы соединений по известным массовым долям элементов.
Предсказывать свойства заданного элемента и его соединений, основываясь на
Периодическом законе и известных свойствах простых веществ металлов и
неметаллов.
Объяснять закономерности изменения свойств элементов, простых веществ, высших
оксидов и гидроксидов в группах и периодах
Осуществлять расчеты по формулам и уравнениям реакций с использованием
основного закона химической стехиометрии.
Использовать алгоритмы при решении задач.
Характеризовать признаки химических реакций.
Классифицировать химические реакции по различным признакам сравнения.
Сопоставлять химические свойства веществ с областями их применения.
Описывать генетические связи между изученными классами веществ.
Воспитывающий и развивающий потенциал учебного предмета химия
Целью воспитания и социализации обучающихся на ступени
основного общего
образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития
высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу
Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей
страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа
Российской Федерации. В центре воспитания находится личность ребёнка, готовая включиться в
общество и привнести в него свой индивидуальный вклад.
Благодаря своей принадлежности к блоку естественнонаучных дисциплин, химия имеет
возможность влияния на воспитание школьников, дополняя представления обучающихся о
картине окружающего мира и акцентируя связь изучаемого материала с реальными
объектами. Школьные предметы естественнонаучного цикла способствуют пониманию и
осознанию учениками основных законов и принципов мироздания, а ведь от применениями
полученных знаний во многом зависит жизнь человека и человечества. Предметы
естественнонаучного цикла участвуют в формировании мировоззрения обучающихся, любви
к природе, бережному отношению к ней, учат рациональному использованию природных
богатств, помогают сложиться определенной системе ценностей.
Для реализации воспитательной функции предмета, очень важно, что легко устанавливаются
межпредметные связи химии с биологией, валеологией, экологией, физикой, математикой
Содержание учебного материала.
В этом разделе решаются задачи повышенного уровня сложности по курсу неорганической
химии. Особое внимание уделяется изучению алгоритмов решения задач по формулам и
уравнениям, решению задач на нахождение массовой и объемной доли веществ в смеси;
окислительно-восстановительным процессам с участием неорганических веществ; решению
задач с использованием знаний классификации, состава различных классов веществ, знаний
их физических и химических свойств, происходит ознакомление с основами органической
химии. Решение задач в химическом образовании занимает важное место, так как это один из
приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение
учебного материала по химии и формируется умение самостоятельно применять
приобретенные знания.
Оксиды. Классификация. Номенклатура. Химические свойства оксидов. Получение и
применение оксидов.
Основания. Классификация. Номенклатура. оснований. Получение оснований.
Химические свойства оснований. Реакция нейтрализации.
Кислоты. Классификация. Номенклатура. Физические
Свойства кислот. Получение и применение кислот. Химические свойства кислот.
Соли. Классификация. Номенклатура.
Получение и применение солей. Химические
свойства солей. Генетическая связь между классами неорганических соединений.
Классификация химических реакций по различным признакам. Электролитическая
диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Ионы. Катионы и анионы. Реакции ионного
обмена. Условия протекания реакций ионного обмена. Электролитическая диссоциация
кислот, щелочей и солей.
Степень окисления. Определение степени окисления атомов химических элементов в
соединениях. Окислитель. Восстановитель. Сущность окислительно-восстановительных
реакций.
Качественные реакции на катионы и анионы.
Тематическое планирование элективного курса 9 класса
№
Тема
1
Номенклатура,
классификация и
химические свойства
неорганических веществ
Колво
часов
1
2
Решение задач по
формулам, с
использованием w,c,η
2
3
Реакции ионного обмена
2
Планируемые
образовательные результаты
учащихся по каждой теме
Воспитательный
потенциал урока
Предметные
Выпускник на базовом
уровне научится
Исследовать свойства
изучаемых веществ.
Классифицировать изучаемые
вещества по составу.
описывать и различать
изученные классы
неорганических соединений,
простые и сложные вещества,
химические реакции;
Выпускник на базовом
уровне получит возможность
научиться
Самостоятельно создавать
алгоритмы деятельности при
решении проблем творческого и
поискового характера
Метапредметные
определять аспект
классификации;
осуществлять классификацию;
знать и использовать различные
формы представления
классификации.
Предметные
Выпускник на базовом
уровне научится
Объяснять значение химической
формулы вещества как
выражение качественного,
количественного состава
вещества.
Рассчитывать массовые доли
элементов в химическом
соединении.
Определять формулы
соединений по известным
массовым долям элементов.
Выпускник на базовом
уровне получит возможность
научиться
Воспитание
трудолюбия,
сознательного,
творческого
отношения
к
образованию, труду
и жизни, подготовка
к
сознательному
выбору профессии.
Предметные
Выпускник на базовом
уровне научится
Конкретизировать понятие
«ион».
Обобщать понятия «катион»,
«анион».
Исследовать св-ва растворов
Ценности: научное
знание, стремление
к познанию и
истине, научная
картина мира,
нравственный
смысл учения и
самообразования,
интеллектуальное
развитие личности;
уважение к труду и
людям труда;
нравственный
смысл труда,
творчество и
созидание;
самостоятельность,
целеустремлённость
и настойчивость,
бережливость,
выбор профессии.
электролитов.
Характеризовать условия
течения реакций до конца в
растворах электролитов.
Выпускник на базовом
уровне получит возможность
научиться
Самостоятельно создавать
алгоритмы деятельности при
решении проблем творческого и
поискового характера
Метапредметные
умение определять цели и
задачи деятельности, выбирать
средства реализации цели и
применять их на практике.
4
Цепочки превращений и
генетические связи в
неорганической химии
4
5
Качественные реакции в
неорганической химии
2
Предметные
Выпускник на базовом
уровне научится
характеризовать вещества по
составу, строению и свойствам,
устанавливать причинноследственные связи между
данными характеристиками
вещества
Выпускник на базовом
уровне получит возможность
научиться
использовать приобретённые
ключевые компетентности при
выполнении исследовательских
проектов по изучению свойств,
способов получения и
распознавания веществ;
Метапредметные
Предметные
Выпускник на базовом
уровне научится
проводить
реакции,
подтверждающие качественный
состав различных веществ;
Выпускник на базовом
уровне получит возможность
научиться
выдвигать
и
проверять
экспериментально гипотезы о
химических свойствах веществ
на основе их состава и строения,
их способности вступать в
химические
реакции,
о
характере
и
продуктах
различных химических реакций.
Метапредметные
умение генерировать идеи и
определять средства,
необходимые для их реализации
6
ОВР
3
7
Работа с тестами
2
Предметные
Выпускник на базовом
уровне научится
определять окислитель и
восстановитель;
составлять уравнения
окислительновосстановительных реакций
Выпускник на базовом
уровне получит возможность
научиться
прогнозировать способность
вещества проявлять
окислительные или
восстановительные свойства с
учетом степеней окисления
элементов, входящих в его
состав.
Метапредметные
использование различных
источников для получения
химической информации.
Предметные
описывать и различать
изученные классы
неорганических соединений,
простые и сложные вещества,
химические реакции.
Решать тесты с использованием
полученных знаний.
Литература.
1. О.С. Габриелян, Т.В. Смирнова, С.А. Сладков. Химия в тестах задачах и упражнениях. 9
класс. М.; Дрофа 2015
2. Горбунцова С.В. Тесты по основным разделам школьного курса. 8-9 класс. М.; ВАКО
2006г
3. Маршанова Г.Л. 500 задач по химии + 200 задач. – М.: Школа XXI век, 2005 – 112 с.
4.Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач по химии для поступающих в вузы. – М.:
Новая волна, 1997 – 303 с.
5. Шамова М.О. Учимся решать задачи по химии: технология и алгоритмы решения. – М.:
Школа-Пресс, 2001 – 96 с.
6..Штремплер Г.И., Хохлова А.И. Методика решения расчетных задач по химии. 8 – 11 класс.
–М.: Просвещение, 2000 – 207 с.
7.Материалы ОГЭ 2016-2024 года