РП_ЭК 11 класс_СОО

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и спорта Республики Карелия
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПЕТРОЗАВОДСКОГО
ГОРОДСКОГО ОКРУГА
МОУ "Лицей №1"
УТВЕРЖДЕНО
Приказ №192-осн 28.08.2024
директор МОУ «Лицей №1»
________________ Гуденко А.В.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по химии»
для 11 (естественно-научного) класса

Составитель:
Воробьева М. Н.

Петрозаводск
2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями:
 ФГОС основного общего образования;
 Федерального перечня учебников, допущенных Минпросвещением РФ
 Положения о порядке разработки рабочих программ
Программа элективного курса предназначена для учащихся 11 класса и рассчитана на
34 часа. Содержание курса соответствует нормативным документам ЕГЭ и
соотнесено с требованиями государственного стандарта к подготовке выпускников
средней (полной) школы. Элективный курс позволит восполнить пробелы в знаниях
учащихся и начать целенаправленную подготовку к сдаче итогового экзамена по
химии.
Выбор тем, изучаемых в рамках данного элективного курса, связан с ведущими
разделами школьного курса химии, представленными в контрольно-измерительных
материалах для проведения ЕГЭ. Содержащиеся в курсе расчетные задачи различного
уровня сложности (базового, повышенного и высокого) не выделены в отдельный
раздел, а включены в контрольные измерительные материалы соответствующих тем.
При изучении элективного курса рекомендуется обратить особое внимание на те
элементы содержания, усвоение которых, как показывают результаты ЕГЭ,
традиционно вызывает затруднения у учащихся. К их числу относятся понятия:
«скорость химических реакций»,
«химическое равновесие», «гидролиз солей», «окислительно-восстановительные
реакции», «электролиз», «химические свойства и способы получения основных
классов неорганических и органических веществ», «генетическая связь между
классами неорганических и органических веществ». Определенные трудности
возникают у школьников также при решении расчетных задач, особенно высокого
уровня сложности.

Цель курса:
1. Подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по химии.
2. Формирование базовых умений, необходимых для продолжения образования
и профессиональной деятельности.

Задачи курса:
1. Повторить, систематизировать и обобщить основные теоретические
вопросы курса химии.
2. Развить умения выделять главное, устанавливать причинно-следственные
связи,взаимосвязи состава, строения и свойств веществ.
3. Сформировать умения практически применять полученные знания.
4. Сформировать умения работать с различными типами тестовых заданий,
заполнять бланки ответов, планировать время работы над различными частями
экзамена.

При изучении элективного курса
Ученик научится:
 Выявлять взаимосвязи понятий, использовать важнейшие химические понятия для объяснения
отдельных фактов и явлений.
 Прогнозировать реакционную способность органических и неорганических веществ.
 Расставлять коэффициенты в окислительно-восстановительных реакциях с участием
органических и неорганических веществ методом электронного баланса.
 Осуществлять цепочки превращений с участием химических соединений.
 Делать вычисления по химическим уравнениям с участием органических и неорганических
веществ с использованием различных элементов сложности
Ученик получит возможность научиться:








Характеризовать органические и неорганические вещества по составу, строению и свойствам,
устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества.
Составлять уравнения реакций через молекулярную и структурную формулу органического
вещества соответствующих последовательности превращений органических веществ различных
классов.
Использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении проектов и учебноисследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ.
Объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах.
Осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека.
Решать задачи разного уровня сложности.

Результаты освоения рабочей программы элективного курса химии
Предметные результаты освоения курса отражают:
владение системой химических знаний, которая включает: основополагающие понятия – химический
элемент, атом, ядро атома, изотопы, электронная оболочка атома, s-, p-, d-атомные орбитали, основное
и возбуждённое состояния атома, гибридизация атомных орбиталей, ион, молекула, валентность,
электроотрицательность, степень окисления, химическая связь (ковалентная, ионная, металлическая,
водородная), кристаллическая решётка, химическая реакция, раствор, электролиты, неэлектролиты,
электролитическая диссоциация, степень диссоциации, водородный показатель, окислитель,
восстановитель, тепловой эффект химической реакции, скорость химической реакции, химическое
равновесие; теории и законы;
закономерности, символический язык химии; устанавливать
взаимосвязь, использовать соответствующие понятия при описании неорганических и органических
веществ и их превращений;
сформированность умения использовать химическую символику для составления формул веществ
и уравнений химических реакций, систематическую номенклатуру (IUPAC) и тривиальные названия
отдельных веществ;
сформированность умения объяснять зависимость свойств веществ от вида химической связи и
типа кристаллической решётки, обменный и донорно-акцепторный механизмы образования
ковалентной связи;
сформированность умений: классифицировать: неорганические и органические вещества по их
составу, химические реакции по различным признакам (числу и составу реагирующих веществ,
тепловому эффекту реакции, изменению степеней окисления элементов, обратимости, участию
катализатора и другие); самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации изучаемых
веществ и химических реакций;

сформированность умения раскрывать смысл периодического закона Д. И. Менделеева и
демонстрировать его систематизирующую, объяснительную и прогностическую функции;
сформированность умений: характеризовать электронное строение атомов и ионов химических
элементов первого–четвёртого периодов Периодической системы Д.И. Менделеева, используя понятия
«энергетические уровни», «энергетические подуровни», «s-, p-, d-атомные орбитали», «основное и
возбуждённое энергетические состояния атома»; объяснять закономерности изменения свойств
химических элементов и их соединений по периодам и группам Периодической системы Д. И.
Менделеева, валентные возможности атомов элементов на основе строения их электронных оболочек;
сформированность умений: характеризовать (описывать) общие химические свойства веществ
различных классов, подтверждать существование генетической связи между неорганическими и
органическими веществами с помощью уравнений соответствующих химических реакций;
сформированность умения раскрывать сущность: окислительно-восстановительных реакций
посредством составления электронного баланса этих реакций; реакций ионного обмена путём
составления их полных и сокращённых ионных уравнений; реакций гидролиза;
сформированность умения выявлять взаимосвязь химических знаний с понятиями и
представлениями других естественно-научных предметов для более осознанного понимания
материального единства мира;
сформированность умения проводить расчёты: с использованием понятий «массовая доля
вещества в растворе» и «молярная концентрация»; массы вещества или объёма газа по известному
количеству вещества, массе или объёму одного из участвующих в реакции веществ; теплового эффекта
реакции; значения водородного показателя растворов кислот и щелочей с известной степенью
диссоциации; массы (объёма, количества вещества) продукта реакции, если одно из исходных веществ
дано в виде раствора с определённой массовой долей растворённого вещества или дано в избытке (имеет
примеси); доли выхода продукта реакции; объёмных отношений газов.
Планируемые воспитательные результаты
Планируемые результаты воспитания нацелены на перспективу развития и
становления личности обучающегося. Результаты достижения цели, решения задач
воспитания даны в форме целевых ориентиров.
Направления
Гражданское

Патриотическое

Характеристики (показатели)
Осознанно выражающий свою российскую гражданскую идентичность в
поликультурном
и
многоконфессиональном
российском
обществе,
современном мировом сообществе.
Осознанно и деятельно выражающий неприятие любой дискриминации в
обществе по социальным, национальным, расовым, религиозным признакам,
проявлений экстремизма, терроризма, коррупции, антигосударственной
деятельности.
Обладающий опытом гражданской социально значимой деятельности
(школьном
самоуправлении,
добровольчестве,
экологических,
природоохранных, военно-патриотических и др. объединениях, акциях,
программах).
Выражающий свою этнокультурную идентичность, демонстрирующий
приверженность к родной культуре на основе любви к своему народу, знания
его истории и культуры.
Проявляющий уважение к соотечественникам, проживающим за рубежом,
поддерживающий их права, защиту их интересов в сохранении
общероссийской культурной идентичности.

Духовнонравственное

Эстетическое

Проявляющий приверженность традиционным духовно-нравственным
ценностям, культуре народов России (с учетом мировоззренческого,
национального,
религиозного
самоопределения
семьи,
личного
самоопределения).
Действующий и оценивающий свое поведение и поступки, поведение и
поступки других людей с позиций традиционных российских духовнонравственных, социокультурных ценностей и норм с учетом осознания
последствий поступков.
Сознающий и деятельно выражающий понимание ценности каждой
человеческой
личности,
свободы
мировоззренческого
выбора,
самоопределения, отношения к религии и религиозной принадлежности
человека.
Знающий и уважающий художественное творчество своего народа, других
народов, понимающий его значение в культуре.
Критически оценивающий и деятельно проявляющий понимание
эмоционального воздействия искусства, его влияния на душевное состояние и
поведение людей.
Сознающий и деятельно проявляющий понимание художественной культуры
как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе,

Виды деятельности учащихся, направленные на достижение результата










Устанавливать взаимосвязи органической и неорганической химии в системе естественных
наук и ее роль в жизни.
Объяснять значение химической формулы вещества как
выражение качественного,
количественного состава вещества.
Рассчитывать массовые и мольные доли элементов в химическом соединении.
Определять формулы соединений по известным массовым, мольным долям элементов.
Использовать алгоритмы при решении задач.
Описывать генетические связи между изученными классами веществ.
Исследовать свойства изучаемых веществ.
Обобщать знания и делать выводы о закономерностях изменений свойств веществ в
гомологических рядах.
Составлять обобщающие схемы

Формы контроля: тест, проверочная работа.
Формы работы: групповые, индивидуальные.

СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«Подготовка к ЕГЭ по химии»
Структура контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по химии (1 час).
Спецификация ЕГЭ по химии 2025 г. План экзаменационной работы ЕГЭ по химии 2025 г.
(ПРИЛОЖЕНИЕ к спецификации). Кодификатор элементов содержания по химии для составления
КИМов ЕГЭ 2025 г. Контрольно-измерительные материалы по химии 2024 г. (анализ типичных
ошибок).
Тема 1. Теоретические основы химии. Общая химия (8 часов)
1.1.
Химический элемент
Современные представления о строении атома. Строение электронных оболочек атомов элементов
первых четырех периодов: s-, p- и d-элементы. Электронная конфигурация атома. Основное и
возбужденное состояние атомов.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Радиусы
атомов, их периодические изменения в системе химических элементов. Закономерности изменения
химических свойств элементов и их соединений по периодами группам. Понятие о радиоактивности.
1.2.Химическая связь и строение вещества
Ковалентная химическая связь, еѐ разновидности (полярная и неполярная), механизмы образования.
Характеристики ковалентной связи (длина и энергия связи). Ионная связь. Металлическая связь.
Водородная связь.
Электроотрицательность. Степень окисления и валентность химических элементов. Вещества
молекулярного и немолекулярного строения. Зависимость свойств веществ от особенностей их
кристаллической решетки.
1.3.Химические реакции
1.3.1. Химическая кинетика
Классификация химических
реакций.
Тепловой эффект
химической
реакции.
Термохимические уравнения. Скорость реакции, её зависимость от различных факторов.
Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение химического
равновесия под действием различных факторов.
1.3.2. Теория электролитической диссоциации
Электролитическая диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты.
Реакции ионного обмена.
Характерные химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных. Характерные
химические свойства оснований и амфотерных гидроксидов. Характерные химические свойства
кислот. Характеристика основных классов неорганических соединений с позиции теории
электролитической диссоциации (ТЭД).
Характерные химические свойства солей: средних, кислых, основных; комплексных (на примере
соединений алюминия и цинка). Гидролиз солей.
Среда водных
растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель (рН). Индикаторы. Определение
характера среды водных растворов веществ.
1.3.3. Окислительно-восстановительные реакции.
Реакции окислительно-восстановительные, их классификация Коррозия металлов и способы защиты
от неё. Электролиз расплавов и растворов (солей, щелочей, кислот). Реакции, подтверждающие
взаимосвязь различных классов неорганических соединений.
1.4. Решение тренировочных задач по теме: «Теоретические основы химии. Общая
химия» » (по материалам КИМов ЕГЭ)
Вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в определенной массе раствора с
известной массовой долей. Расчеты: объемных отношений газов при химических реакциях. Расчеты:
теплового эффекта реакции. Расчеты: массовой доли (массы) химического соединения в смеси.
Написание уравнений окислительно-восстановительных реакций, расстановка коэффициентов
методом электронного баланса.
Тема 2. Неорганическая химия (10 часов)
2.1.Характеристика металлов главных подгрупп и их соединений
Общая характеристика металлов главных подгрупп I–III групп в связи с их положением в
периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенности строения их атомов.
Характерные химические свойства простых веществ и соединений металлов - щелочных,

щелочноземельных, алюминия.
2.2.Характеристика неметаллов главных подгрупп и их соединений
Общая характеристика неметаллов главных подгрупп IV–VII групп в связи с их положением в
периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов.
Характерные химические свойства простых веществ и соединений неметаллов - водорода, галогенов,
кислорода, серы, азота, фосфора, углерода, кремния.
2.3.Характеристика переходных элементов и их соединений.
Характеристика переходных элементов – меди, цинка, хрома, железа по их положению в
периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностям строения их атомов.
Характерные химические свойства простых веществ и соединений переходных металлов – меди,
цинка, хрома, железа.
2.4. Решение тренировочных задач по теме: «Неорганическая химия» (по материалам
КИМов ЕГЭ)
Расчеты: массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде
раствора с определенной массовой долей растворенного вещества.
Расчеты: массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.
Расчеты: массовой доли (массы) химического соединения в смеси. Определение рН среды раствором
солей.
Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.
Качественные реакции на неорганические вещества и ионы.
Тема 3. Органическая химия (10 часов)
3.1. Углеводороды
Теория строения органических соединений. Изомерия – структурная и пространственная. Гомологи и
гомологический ряд.
Типы связей в молекулах органических веществ. Гибридизация атомных орбиталей углерода. Радикал.
Функциональная группа. Классификация и номенклатура органических соединений.
Характерные химические свойства углеводородов: алканов, циклоалканов, алкенов, диенов, алкинов.
Природные источники углеводородов, их переработка. Механизмы реакций присоединения в
органической химии. Правило В.В. Марковникова, правило Зайцева А.М.
Характерные химические свойства ароматических углеводородов: бензола и толуола.
Механизмы реакций электрофильного замещения в органических реакциях.
Высокомолекулярные соединения. Реакции полимеризации и поликонденсации.
Полимеры. Пластмассы, волокна, каучуки.
3.2. Кислородсодержащие органические соединения
Характерные химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов, фенола.
Характерные химические свойства альдегидов, предельных карбоновых кислот, сложных эфиров.
Биологически важные вещества: углеводы (моносахариды, дисахариды, полисахариды). Реакции,
подтверждающие взаимосвязь углеводородов и кислородсодержащих органических соединений.
Органические соединения, содержащие несколько функциональных. Особенности химических
свойств.
4.3.
Азотсодержащие органические соединения и биологически
важные органические вещества
Характерные химические свойства азотсодержащих органических соединений: аминов и аминокислот.
Биологически важные вещества: жиры, белки, нуклеиновые кислоты. Гормоны. Ферменты.
Металлорганические соединения.
4.4.
Решение практических задач по теме: «Органическая химия»
(по материалам КИМов ЕГЭ)
Нахождение молекулярной формулы вещества. Генетическая связь между неорганическими и
органическими веществами. Генетическая связь между основными классами неорганических веществ.
Качественные реакции на некоторые классы органических соединений (алкены, алканы, спирты,
альдегиды, карбоновые кислоты, углеводы, белки). Идентификация органических соединений.

Тема 5. Обобщение и повторение материала курса химии (4 часа)
Основные понятия и законы химии. Периодический закон Д.И.Менделеева и его физический смысл.
Теория строения органических веществ А.М. Бутлерова и особенностиорганических соединений.
Окислительно-восстановительные реакции в неорганической и органической химии. Генетическая
связь между неорганическими и органическими соединениями. Экспериментальные основы
органической и неорганической химии.
Работа с контрольно-измерительными материалами ЕГЭ по химии.
Итоговый контроль в форме ЕГЭ.

Учебно-тематический план
№
п/п

Наименование
разделов и тем

1

3

Структура контрольноизмерительных материалов
ЕГЭ по химии
Теоретические основы химии.
Общая химия
Неорганическая химия.

4
5

2

КолВ том числе
во
Практичес
Формы работы
часов
кие
занятия
1
Лекция

8

4

10

6

Органическая химия.

10

5

Обобщение и повторение
материала курса химии

5

5

Разбор тестов и задач ЕГЭ, составление
алгоритмов решения.
Разбор тестов и задач ЕГЭ, составление
алгоритмов решения.
Разбор тестов и задач ЕГЭ, составление
алгоритмов решения.
Разбор тестов и задач ЕГЭ, составление
алгоритмов решения.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тема урока
урока
1
Структура контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по химии
Тема 1. Теоретические основы химии. Общая химия. (8 часов)
2
Химический элемент и химическая связь.
3
Решение задач по теме: «Химический элемент и химическая связь».
4
Химическая кинетика.
5
Решение задач по теме: «Химическая кинетика».
6
Теория электролитической диссоциации.
7
Решение задач по теме: «Теория электролитической
диссоциации».
8
Окислительно-восстановительные реакции.
9

10
11
12

Решение задач по теме: «Окислительно-восстановительные
реакции».
Тема 2. Неорганическая химия. (10 часов)
Характеристика металлов главных подгрупп и их соединений.
Решение задач по теме: «Щелочные и щелочноземельные
элементы и их соединения, алюминий и его соединения».
Характеристика неметаллов главных подгрупп и их соединений
(галогены, подгруппа кислорода, водород).

количество
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1

13

Решение задач по теме: «Галогены».

1

14

Решение задач по теме: «Подгруппа кислорода, водород».

1

15

Характеристика неметаллов главных подгрупп и их соединений
(подгруппа азота, подгруппа углерода).

1

16

Решение задач по теме: «Подгруппа азота».

1

17

Решение задач по теме: «Подгруппа углерода».

1

18

Характеристика металлов побочных подгрупп и их соединений.

1

19

Решение задач по теме: «Характеристика металлов побочных
подгрупп и их соединений».

1

20
21

1
1

22

Тема 3. Органическая химия. (10 часов)
Теория строения органических соединений. Изомерия.
Углеводороды – алканы, алкены, циклоалканы, алкины,
алкадиены.
Решение задач по теме: «Предельные углеводороды».

23

Решение задач по теме: «Непредельные углеводороды».

1

24

Ароматические углеводороды.

1

25

Кислородсодержащие органические соединения (сравнительная
характеристика спиртов, альдегидов и карбоновых кислот).

1

26

Решение задач.

1

27

Решение задач.

1

28

Азотсодержащие органические соединения и биологически
важные вещества.

1

1

Решение задач.
Тема 4. Обобщение и повторение материала курса химии (4 часа)
Обобщение материала по теме школьного курса «Общая химия»
- решение сложных задач, разбор типичных ошибок.
Обобщение
материала
по
теме
школьного
курса
«Неорганическая химия» - решение сложных задач, разбортипичных
ошибок.

1

32

Обобщение материала по теме школьного курса «Органическаяхимия» решение сложных задач, разбор типичных ошибок.

1

33

Итоговый контроль в форме ЕГЭ.

1

34

Зачетный урок

29
30
31

1
1

ЛИТЕРАТУРА
Гольдфарб Я.Л., Ходаков Ю.В. Химия. Задачник, 8-11 классы, 2001.
Короленко М.В. Задачи по органической химии с методическими рекомендациями и примерами решений.
М.: ИМА-Принт, 1993, 48 с.
Кузьменко Н.Е., Магдесиева Н.Н., Еремин В.В. Задачи по химии для абитуриентов: курс повышенной
сложности с компьютерным приложением. М.: Просвещение, 1992, 191 с.
Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Химия для школьников старших классов и поступающих в
вузы. М.: Дрофа, 1997, 528 с.
Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Начала химии. Современный курс для поступающих в вузы. В
2 т. М.: 1-я Федеративная книготорговая компания, 1997, т. 1, 448 с.; т. 2, 384 с.
Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. 2000 задач и упражнений по химии для школьников и абитуриентов. М.: 1-я
Федеративная книготорговая компания, 1998, 512 с.
Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. 2400 задач по химии для школьников и поступающих в вузы. М.: Дрофа,
1999, 560 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».