Пояснительная записка
Данная авторская программа факультативного курса ставит своей основной
целью формирование у учащихся более глубоких представлений о базовых
обществоведческих понятиях, закономерностях, взаимосвязях, решая при этом и ряд
прикладных образовательных задач.
Программа разработана на основе государственной образовательной программы по
обществознанию и программы под редакцией Л.Н. Боголюбова, в полной мере
соответствует требованиям указанных документов и структуре программ данного типа.
Курс является интегративным, т.е. включает знания различных общественных наук
(социологии, экономической теории, политологии, правоведения, психологии, этики) в
адаптированной для учащихся 8 класса педагогически целесообразной форме.
Данная программа является актуальной, так как решает одну из ключевых педагогических
задач обучения и воспитания – содействовать воспитанию свободной и ответственной
личности ученика, ее социализации в современных условиях.
Факультативный курс «Человек – общество – мир» предназначен для обучающихся 8
класса общеобразовательной школы и построен на основе государственной
образовательной программы по обществознанию и программы под редакцией Л.Н.
Боголюбова. Курс является интегративным, т.е. включает знания различных
общественных наук (социологии, экономической теории, политологии, правоведения,
психологии, этики) в адаптированной для учеников 8 класса педагогически
целесообразной форме.
Данная учебная программа рассматривает темы, охватывающие общую характеристику
современного общества как целостной динамично развивающейся системы, а также
изучение отдельных аспектов его социальной, экономической, политической, духовной
подсистем.
Содержание курса, прежде всего, ориентировано на те темы и вопросы, которые
присутствуют в итоговой аттестации в 9 классе, но недостаточно полновесно
рассматриваются в базовом школьном курсе обществознания.
Работа факультатива построена как интеграция учебного материала с активными формами
деятельности учащихся.
При этом большое внимание уделяется практической работе с различными источниками
права, с дополнительной литературой по предмету.
Цель курса: формирование более глубоких представлений о базовых обществоведческих
понятиях, закономерностях, взаимосвязях.
Задачи:
— способствовать улучшению усвоения знаний учащимися курса «Обществознание» в
соответствии с современными требованиями;
— содействовать получению дополнительных знаний по предмету;
— стимулировать познавательную активность и интерес учеников к предмету;
— отрабатывать умения получать социальную информацию из разнообразных источников
и ориентироваться в ней, в том числе для решения задач познавательного и практического
характера;
— содействовать воспитанию свободной и ответственной личности ученика, её
социализации в современных условиях;
— заложить основы поисково-исследовательской деятельности учащихся.
Актуальность:
Изучение данного факультативного курса призвано содействовать формированию у
учащихся целостного представления о тенденциях и закономерностях развития
человеческого общества, его социальной структуре, экономического базиса и духовной
сферы, становлению правосознания и гражданской позиции.
Факультатив поможет учащимся ориентироваться в текущих событиях общественнополитической жизни.
Практическая значимость курса – подготовка к успешной итоговой аттестации в форме
ОГЭ и ЕГЭ.
Количество часов по учебному плану:
Всего __35_часов; в неделю _1_ час.
Планируемые результаты освоения учебного курса «Человек – общество – мир»
Личностные результаты:
У учащегося будут сформированы:
— образ социально-политического устройства — представление о государственной
организации России, знание государственной символики, государственных праздников;
— знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина,
ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений;
— знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей,
традиций, культуры;
— освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
— гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
— уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
— экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях;
знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового
образа жизни;
— эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
— уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая
толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
— уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим,
нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
— уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего
и других людей, оптимизм в восприятии мира;
— готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и
обязанностей ученика.
Учащийся получит возможность для формирования:
— ориентации в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание
конвенционального характера морали;
— основ социально-критического мышления, ориентации в особенностях социальных
отношений и взаимодействий, установлении взаимосвязи между общественными и
политическими событиями;
— потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
— позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при
следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении;
— умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и
принятия; умения конструктивно разрешать конфликты;
— готовности и способности к выполнению моральных норм в отношении взрослых и
сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
— умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических,
политических и экономических условий.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
Учащийся научится:
— целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической
задачи в познавательную;
— планировать пути достижения целей, выбирая наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
— извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой
информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
— пользоваться справочной литературой;
— приемам отбора и систематизации материала на определенную тему;
— осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
— вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
— уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
— принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров.
Учащийся получит возможность научиться:
— проявлять познавательную инициативу;
— устанавливать целевые приоритеты;
— самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных
учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
— самостоятельно вести поиск информации, ее анализ и отбор;
— самостоятельно извлекать информацию из разных источников, включая средства
массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
— свободно пользоваться справочной литературой;
— сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания;
— осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по
способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
— адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его
реализации;
— основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
Познавательные:
Учащийся научится:
— давать определение понятиям;
— устанавливать причинно-следственные связи;
— осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений,
ограничение понятия;
— обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых
признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим
объёмом;
— основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
— проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
— определять цели своего обучения, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
— соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
— оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее
решения;
— структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную
идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
— высказываться в устной и письменной форме;
— проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения
и выводы.
Учащийся получит возможность научиться:
— осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая
основания и критерии для указанных логических операций;
— строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
— строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей;
— объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
— самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
— осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек
и Интернета;
— проектировать, корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных
зон выполняемой предметной, метапредметной, личностно ориентированной
деятельности;
— создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
— оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее
решения;
— овладеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной деятельности и повседневной жизни.
Коммуникативные:
Учащийся научится:
— учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
— формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её
с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной
деятельности;
— задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром;
— осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
— адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
— адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное
высказывание;
— работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и
способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и
строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
— выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами,
проектами.
Учащийся получит возможность научиться:
— свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
— владеть разными видами монолога и диалога;
— устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и
делать выбор;
— аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не
враждебным для оппонентов образом;
— осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
— организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками,
определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие
способы работы;
— основам коммуникативной рефлексии;
— свободно выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями,
докладами, проектами.
Предметные результаты:
Учащийся научится:
использовать накопленные знания об основных социальных нормах и правилах
регулирования общественных отношений, усвоенные способы познавательной,
коммуникативной и практической деятельности для успешного взаимодействия с
социальной средой и выполнения типичных социальных ролей нравственного
человека и достойного гражданина;
на основе полученных знаний о социальных нормах выбирать в предлагаемых
модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального
поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
критически осмысливать информацию правового и морально-нравственного
характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать,
анализировать полученные данные; применять полученную информацию для
определения собственной позиции по отношению к социальным нормам, для
соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными
ценностями и нормами поведения, установленными законом;
использовать знания и умения для формирования способности к личному
самоопределению в системе морали и важнейших отраслей права, самореализации,
самоконтролю;
распознавать на основе приведённых данных основные экономические системы и
экономические явления, сравнивать их;
характеризовать поведение производителя и потребителя как основных участников
экономической деятельности;
применять полученные знания для характеристики экономики семьи;
использовать статистические данные, отражающие экономические изменения в
обществе;
получать социальную информацию об экономической жизни общества из
адаптированных источников различного типа;
формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных
вопросов экономической жизни и опирающиеся на обществоведческие знания и
социальный опыт.
Учащийся получит возможность научиться:
использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния
моральных устоев на развитие общества и человека;
моделировать несложные ситуации нарушения прав человека, конституционных прав
и обязанностей граждан Российской Федерации и давать им моральную и правовую
оценку;
оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный вклад в их
становление и развитие;
наблюдать и интерпретировать явления и события, происходящие в социальной
жизни, с опорой на экономические знания;
характеризовать тенденции экономических изменений в нашем обществе;
анализировать с позиций обществознания сложившиеся практики и модели
поведения потребителя;
решать познавательные задачи в рамках изученного материала, отражающие
типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;
выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с
описанием состояния российской экономики.
Содержание учебного курса «Человек – общество – мир»
Содержание
учебного
предмета
Коли
честв
о
Форма
организации
учебных занятий
Основные виды учебной деятельности
учебн
ых
часов
Глава I
«Личность
общество»
и
7
Тема
«Биологическо
е и социальное
в человеке»
1
урок
первичного
предъявления
новых
знаний
Формирование у учащихся деятельностных
способностей
и
способностей
к
структурированию и
систематизации изучаемого предметного
содержания: самостоятельная работа по
составлению тезисного плана устного
сообщения по теме «Отличия человека от
животного», коллективное проектирование
способов выполнения домашнего задания
Тема «Человек
и
его
ближайшее
окружение»
1
урок
применения
предметных
знаний,
умений, навыков
Ответ на вопрос по алгоритму выполнения
задачи, работа в парах сильный – слабый
(основные
способы взаимодействия человека и
природы), проектирование выполнения
домашнего задания, комментирование
выставленных оценок
Тема
«Жизненные
ценности
и
ориентиры»
1
урок
применения
предметных
знаний,
умений, навыков
Работа с теоретическим материалом,
составление характеристики ценностей,
пересказ по плану, коллективная
практическая работа по алгоритму
выполнения задачи при консультативной
помощи
учителя
с
последующей
самопроверкой
Тема
«Общество –
динамичная
саморазвиваю
щаяся
система»
1
урок
первичного
предъявления
новых
знаний
Выявление ступеней развития общества,
групповая работа с теоретическим
материалом, составление исторического
рассуждения,
самостоятельное
проектирование выполнения домашнего
задания
Тема
«Человечество
в
XXI
в.:
основные
вызовы
и
угрозы»
1
урок
решения
практических,
проектных задач
Выделение
ключевых
особенностей
развития общества, работа в парах
сильный – слабый, составление
рассуждения,
комментирование
выставленных оценок
Тема
«Как
стать
личностью»
1
урок
применения
предметных
знаний,
умений, навыков
Самостоятельная работа с
обществоведческим
портфолио
(составление таблицы «Человек, индивид,
личность»), составление тезисного
плана устного сообщения по теме
«Становление личности», коллективное
проектирование способов выполнения
домашнего задания
Тема
«Личность и
межличностны
е отношения»
1
урок
решения
практических,
проектных задач
Формирование у учащихся умений к
осуществлению контрольной функции,
контроль и самоконтроль изученных
понятий,
алгоритма
проведения
самопроверки и взаимопроверки,
коллективное проектирование способов
выполнения
дифференцированного
домашнего задания
Глава II
«Сфера
духовной
культуры»
8
Тема
«Духовная
культура и ее
особенности»
1
урок
первичного
предъявления
новых
знаний
Формирование у учащихся деятельностных
способностей
и
способностей
к
структурированию и
систематизации изучаемого предметного
содержания: самостоятельная работа
с обществоведческим портфолио
(составление таблицы «Духовная сфера»),
составление тезисного плана устного
сообщения по теме «Культура личности»,
комментирование выставленных оценок
Тема
«Личность и
мораль.
Нравственност
ь,
этика,
моральные
ценности
и
идеалы.
Моральная
оценка.
«Золотое
правило
нравственност
и».
Воспитательна
я
роль
морали»
1
урок
применения
предметных
знаний,
умений, навыков
Ответ на вопрос по алгоритму выполнения
задачи, работа в парах сильный – слабый
(выбор основных признаков норм морали),
коллективное
проектирование дифференцированного
домашнего задания
Тема «Долг и
совесть»
1
урок
применения
предметных
знаний,
умений, навыков
Ответ на вопрос по алгоритму выполнения
задачи, групповая работа
(выбор основных признаков понятий
«долг» и «совесть»), комментирование
выставленных оценок
Тема
«Моральный
выбор
и
1
урок
первичного
предъявления
новых
знаний
Формирование у учащихся умений
построения и реализации новых знаний
(понятий, способов действий):
ответственнос
ть»
работа с теоретическим материалом,
составление характеристики морального
выбора, пересказ по плану, коллективная
практическая работа (взаимосвязь свободы
и ответственности) по алгоритму
выполнения задачи при консультативной
помощи
учителя
с
последующей
самопроверкой
Тема «Система
образования в
Российской
Федерации.
Самообразова
ние»
1
урок
применения
предметных
знаний,
умений, навыков
Работа с теоретическим материалом,
составление списка причин изменений во
внутренней политике, пересказ по плану,
коллективная
практическая
работа
(причины
появления
новшеств
в
образовании) по алгоритму выполнения
задачи при консультативной помощи
учителя с последующей самопроверкой,
коллективное
проектирование
дифференцированного домашнего задания
Тема «Наука»
1
урок
применения
предметных
знаний,
умений, навыков
Формирование у учащихся деятельностных
способностей
и
способностей
к
структурированию и
систематизации изучаемого предметного
содержания: ответ на вопрос по алгоритму
выполнения задачи, работа в
парах сильный – слабый (выбор основных
направлений развития научной мысли),
комментирование выставленных оценок
Тема
«Государство
и религия»
1
урок
первичного
предъявления
новых
знаний
Формирование у учащихся умений
построения и реализации новых знаний
(понятий, способов действий):
работа с теоретическим материалом,
составление
перечня
особенностей
религий, пересказ по плану, коллективная
практическая работа (признаки
религиозных организаций) по алгоритму
выполнения задачи при консультативной
помощи учителя с последующей
самопроверкой, коллективное
проектирование дифференцированного
домашнего задания
Тема «Формы
и
разновидности
культуры»
1
урок
применения
предметных
знаний,
умений, навыков
Самостоятельная работа
с обществоведческим портфолио
(составление опорной схемы),
составление тезисного плана устного
сообщения по теме «Разновидности
культуры»,
комментирование
выставленных оценок
Глава III
«Социальная
сфера»
5
Тема
«Социальная
структура
общества»
1
урок
первичного
предъявления
новых
знаний
Формирование у учащихся умений
построения и реализации новых знаний
(понятий, способов действий):
работа с теоретическим материалом,
составление
перечня
предпосылок
развития общественных групп, пересказ по
плану, коллективная практическая
работа (причины социальной мобильности)
по алгоритму выполнения задачи при
консультативной помощи
учителя с последующей самопроверкой
Тема
«Социальные
конфликты и
пути
их
разрешения»
1
урок
решения
практических,
проектных задач
Формирование у учащихся
деятельностных способностей к
структурированию
и
систематизации
изучаемого
предметного
содержания:
ответ на вопрос по алгоритму выполнения
задачи, работа в парах
Тема
«Межнациона
льные
отношения в
современном
обществе»
1
урок
первичного
предъявления
новых
знаний
Формирование у учащихся умений
построения и реализации новых знаний
(понятий, способов действий):
работа с теоретическим материалом,
составление
перечня
изменений
в
межнациональных отношениях, пересказ
по плану, коллективная практическая
работа (этнос, нация, национальность) по
алгоритму
выполнения
задачи
при
консультативной помощи учителя с
последующей самопроверкой
Тема
«Отклоняюще
еся поведение
и Уголовный
кодекс РФ»
2
уроки
применения
предметных
знаний,
умений, навыков
Формирование у учащихся
деятельностных
способностей
и
способностей к структурированию и
систематизации изучаемого предметного
содержания: ответ на вопрос по алгоритму
выполнения задачи, работа в
группах (выбор основных признаков
отклоняющегося
поведения),
проектирование выполнения домашнего
задания, комментирование выставленных
оценок
Глава IV
«Экономика»
13
Тема
«Потребности
и ресурсы»
1
уроки
применения
предметных
знаний,
умений, навыков
Формирование у учащихся деятельностных
способностей и
способностей к структурированию и
систематизации изучаемого предметного
содержания: самостоятельная работа с
обществоведческим портфолио (анализ
экономической
сферы
при
консультативной помощи учителя), работа
в парах сильный – слабый по
алгоритму
выполнения
(характеристика
основных
экономики)
задачи
проблем
Тема
«Экономическ
ие
системы.
Разбор
ситуаций»
1
урок
решения
практических,
проектных задач
Самостоятельная работа с
обществоведческим портфолио (анализ
главных
вопросов
экономики)
при
консультативной помощи учителя, работа
в группах по алгоритму выполнения задачи
(способы
повышения
эффективности
производства)
Тема «Право
собственности.
Виды
собственности.
Способы
приобретения
права
собственности.
Приватизация.
Собственность
и
несовершенно
летние»
1
урок
первичного
предъявления
новых
знаний
Работа с обществоведческим портфолио
(анализ
имущественных
отношений),
работа в парах по алгоритму выполнения
задачи
(характеристика
видов
собственности),
коллективное
проектирование способов выполнения
дифференцированного домашнего задания
Тема «Рынок и
рыночный
механизм»
1
урок
первичного
предъявления
новых
знаний
Формирование у учащихся умений
построения и реализации новых знаний
(понятий, способов действий):
работа
с
теоретическим
обществоведческим материалом
(основные понятия: рынок, конкуренция,
спрос, предложение, равновесная цена),
работа в парах сильный – слабый,
комментирование выставленных оценок
Тема
«Производство
»
1
урок
применения
предметных
знаний,
умений, навыков
Формирование у учащихся деятельностных
способностей
и
способностей
к
структурированию
и
систематизации
изучаемого предметного
содержания: групповое комплексное
повторение, самостоятельная работа
с обществоведческим портфолио
(составление письменного ответа на
проблемный вопрос), работа в группах по
алгоритму выполнения задачи по теме
урока, составление тезисного плана для
рассуждения и его рецензирование
при консультативной помощи учителя,
участие в коллективном диалоге
Тема
«Предпринима
тельство»
1
урок
применения
предметных
знаний,
умений, навыков
Групповое комплексное повторение,
составление
тезисного
плана
для
рассуждения и его рецензирование
при консультативной помощи учителя,
участие в коллективном диалоге,
коллективное проектирование
способов выполнения домашнего задания,
комментирование выставленных оценок
Тема
«Экономическ
ие цели и
функции
государства»
1
урок
первичного
предъявления
новых
знаний
Формирование у учащихся
умений построения и реализации новых
знаний (понятий, способов действий):
работа
с
теоретическим
обществоведческим материалом (задачи
государства в рыночной экономике),
работа в парах сильный – слабый,
коллективное проектирование
дифференцированного домашнего
задания
Тема
«Распределени
е доходов»
1
урок
применения
предметных
знаний,
умений, навыков
Формирование у учащихся деятельностных
способностей и
способностей к структурированию и
систематизации изучаемого предметного
содержания: групповое комплексное
повторение, самостоятельная работа
с обществоведческим портфолио
(составление письменного ответа на
проблемный вопрос), работа в парах
по алгоритму выполнения задачи по теме
урока
Тема
«Неравенство
доходов
и
экономические
меры
социальной
поддержки»
1
урок
решения
практических,
проектных задач
Ответ на вопрос по алгоритму выполнения
задачи, работа в парах сильный – слабый
(выбор
основных
направлений
потребления), составление тезисного плана
для рассуждения и его рецензирование при
консультативной помощи учителя, участие
в коллективном диалоге, проектирование
выполнения домашнего задания
Тема «Налоги,
уплачиваемые
гражданами»
1
урок
первичного
предъявления
новых
знаний
Формирование у учащихся умений
построения и реализации новых знаний
(понятий, способов действий): работа с
теоретическим материалом, пересказ по
плану, коллективная практическая работа
по алгоритму выполнения задачи с
последующей
самопроверкой,
комментирование выставленных оценок
Тема
«Инфляция»
1
урок
применения
предметных
знаний,
умений, навыков
Формирование у учащихся
деятельностных
способностей
и
способностей к структурированию и
систематизации изучаемого предметного
содержания: ответ на вопрос по алгоритму
выполнения задачи, работа в
парах, коллективное проектирование
дифференцированного домашнего
задания
Тема «Банки»
1
урок
применения
предметных
знаний,
умений, навыков
Самостоятельная работа с
обществоведческим
портфолио,
составление тезисного плана устного
сообщения
по
теме,
коллективное
проектирование способов выполнения
домашнего задания
Тема
«Международ
ная торговля»
1
урок
применения
предметных
знаний,
умений, навыков
Формирование у учащихся умений
построения и реализации новых знаний
(понятий, способов действий):
работа с теоретическим материалом,
составление
перечня
основных
направлений развития мирового хозяйства,
пересказ пунктов по плану,
коллективная
практическая
работа
(развитие мировой торговли) по алгоритму
выполнения задачи при консультативной
помощи
учителя
с
последующей
самопроверкой,
комментирование
выставленных оценок
Итоговое
занятие
1
контрольный урок
Формирование у учащихся умений к
осуществлению контрольной функции,
контроль и самоконтроль изученных
понятий,
алгоритма
проведения
самопроверки и взаимопроверки.
Защита индивидуальных проектов
Календарно-тематическое планирование
№
Колво
часо
в
Тема занятий
Глава I «Личность и общество» – 7 часов
1
Биологическое и социальное в
человеке
1
2
Человек и
окружение
1
3
Жизненные
ориентиры
4
Общество
–
динамичная
саморазвивающаяся система
1
5
Человечество
в
XXI
основные вызовы и угрозы
1
6
Как стать личностью
1
7
Личность и
отношения
1
его
ближайшее
ценности
и
в.:
межличностные
1
Глава II «Сфера духовной культуры» — 8
часов
8
Духовная культура
особенности
и
ее
9
Личность
и
мораль.
Нравственность,
этика,
моральные ценности и идеалы.
Моральная оценка. «Золотое
правило
нравственности».
Воспитательная роль морали
1
10
Долг и совесть
1
11
Моральный
выбор
ответственность
12
Система
образования
в
Российской
Федерации.
Самообразование
1
13
Наука
1
14
Государство и религия
1
15
Формы
и
культуры
1
и
разновидности
1
1
Глава III «Социальная сфера» — 5 часов
16
Социальная
общества
17
Социальные конфликты и пути
их разрешения
1
18
Межнациональные отношения
в современном обществе
1
Отклоняющееся поведение и
Уголовный кодекс РФ
2
19
20
структура
1
Глава IV «Экономика» — 13 часов
21
Потребности и ресурсы
1
22
Экономические
Разбор ситуаций
1
23
Право собственности. Виды
собственности.
Способы
приобретения
права
собственности. Приватизация.
Собственность
и
несовершеннолетние
1
24
Рынок и рыночный механизм
1
25
Производство
1
26
Предпринимательство
1
27
Экономические
цели
функции государства
системы.
и
1
28
Распределение доходов
1
29
Неравенство
доходов
и
экономические
меры
социальной поддержки
1
30
Налоги,
гражданами
1
31
Инфляция
1
32
Банки
1
33
Международная торговля
уплачиваемые
Итоговое повторение – 1 час
34
Итоговое занятие
1
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Литература для учителя:
1. Григорович Л.А. Педагогика и психология: учеб. пособие / Л.А. Григорович, Т.Д.
Марцинковская. – М., 2003.
2. Исаев Б.А. Социология в схемах и комментариях: учеб. пособие / Б.А. Исаев. – СПб.,
2008.
3. Кравченко А.И. Социология в вопросах и ответах / А.И. Кравченко. – М., 2008.
1. Кравченко А.И. Тесты по обществознанию. – М., «Русское слово», 2010.
2. Кравченко А.И. Задачник по обществознанию. – М., «Русское слово», 2009.
6. Морозова С.А. Обществознание: учеб.-метод. пособие / С.А. Морозова. – СПб., 2001.
7. Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. – СПб., 2005.
8. Миголатьев А.А. Курс политологии: учеб. / А.А. Миголатьев, В.В. Огнева. – М., 2005.
9. Михайлушкин А.Н. Основы экономики: учеб. для ссузов / А.Н. Михайлушкин. – М.,
2003.
10. Политология: учеб. / под ред. В.А. Ачкасова, В.А. Гуторова. – М., 2005.
11. Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия / Е.Е. Румянцева. – М., 2005.
12. Смирнов Г.Н. Политология: учеб. / Г.Н. Смирнов (и др.). – М., 2008.
13. Тишков В.А. Российский народ: кн. для учителя / В.А. Тишков. – М., 2010.
14. Философия: учеб. / под ред. О.А. Митрошенкова. – М., 2002.
15. Философия: учеб. / под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – М., 2004.
16. Экономика для колледжей: базовый курс. – Ростов н/Д, 2005.
Литература для учащихся:
1. Домашек Е. В. Школьный справочник по обществознанию / Е. В. Домашек. — Ростов
н/Д.: Феникс, 2010.
2. Исаев Б. А. Социология в схемах и комментариях: учеб. пособие / Б. А. Исаев. —
СПб., 2008.
3. Кравченко А. И. Социология в вопросах и ответах / А.И. Кравченко. – М., 2008.
4. Рабочая тетрадь по курсу «Введение в обществознание: 8 кл.— М., 2012.
5. Контрольно-измерительные материалы. Обществознание: 8 класс / Сост. А.В.
Поздеев. – М.: ВАКО, 2012.
1. Обществознание. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / (Л.Н. Боголюбов,
Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.); под ред. Л.Н. Боголюбова. – 3-е изд. – М.:
Просвещение, 2015 г.
7. Обществоведение. Человек, право, экономика.8 класс / Под ред.Боголюбова Л.Н,
Ивановой Л.Ф. – М: Просвещение, 2007.
8. Румянцева Е. Е. Новая экономическая энциклопедия / Е. Е. Румянцева. — М., 2005.
9. Сазонова, Г. Г. Обществознание в таблицах и схемах / Г. Г. Сазонова. — М.:
Виктория Плюс, 2014.
10. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по обществознанию.
Сост. Л. Н. Боголюбов.— М., 2009.
11. Контрольно-измерительные материалы для 9 класса. ФИПИ, 2012, 2013.
12. Обществознание в вопросах и ответах. Пособие — репетитор. Под ред. Белокрыловой
О.С. – Ростов, 2009.
13.