МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и спорта Республики Карелия
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
МОУ "Лицей №1"
УТВЕРЖДЕНО
Приказ №192-осн 28.08.2024
директор МОУ «Лицей №1»
________________ Гуденко А.В.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса «Физика»
для обучающихся 5-6 классов
основного общего образования
Составители:
Лехто Л.В.,
учитель физика
Петрозаводск
2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету составлена в соответствие с Федеральным
государственным образовательным стандартом основного общего образования (Приказ
Министерства образования и науки РФ №1897 от 17.12. 2010г), на основе авторской
программы Е. М. Гутник, А.В. Перышкина «Физика», Химия 5-6 класс» -М.: Дрофа, 2010 г.
Курс рассчитан на 70 учебных часов, в том числе в 5, 6 классах по 35 учебных часа из
расчета 1 учебного часа в неделю.
Программа составлена на основе фундаментального ядра содержания общего
образования и требований к результатам освоения основной образовательной программы
основного общего образования, представленных в Стандарте основного общего
образования.
Содержание программы имеет особенности, обусловленные, во-первых, задачами
развития, обучения и воспитания учащихся, заданными социальными требованиями к
уровню развития их личностных и познавательных качеств; во-вторых, предметным
содержанием системы общего среднего образования; в-третьих, психологическими
возрастными особенностями обучаемых.
Учебно-методический комплекс: Гуревич А.Е., Исаев Д.А., Понтак Л.С. Введение в
естественно- научные предметы. Естествознание. Физика. Химия. 5-6 классы. Методическое
пособие.- М.: Дрофа,2017.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЭК «Физика» — интегрированный курс для младших подростков, в содержании
которого рассматриваются пути познания человеком природы. Изучение данного курса в
основной школе направлено на достижение следующих целей:
пропедевтика основ физики;
получение учащимися представлений о методах научного познания природы;
формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного
лабораторного эксперимента (исследования);
формирование у учащихся устойчивого интереса к предметам естественно-научного
цикла (в частности, к физике).
Введение физики на ранней стадии обучения в 5—6 классах требует изменения как
формы изложения учебного материала, так и методики его преподавания. Поэтому особое
внимание в программе уделено фронтальным экспериментальным заданиям. Предполагается,
что важное место в процессе работы над курсом займут рисунки различных явлений, опытов
и измерительных приборов. Большое количество качественных вопросов, использование
игровых ситуаций в преподавании должно способствовать созданию интереса учащихся к
предмету и стремлению к его пониманию. Деятельностный подход к разработке содержания
курса позволяет решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач: обеспечивать
восприятие, понимание и запоминание знаний, создавать условия для высказывания
подростком суждений научного, нравственного, эстетического характера по поводу
взаимодействия человека и природы; уделять внимание ситуациям, где учащийся должен
различать универсальные (всеобщие) и утилитарные ценности; использовать все
возможности для становления привычек следовать научным и нравственным принципам и
нормам общения и деятельности. Тем самым создаются условия для интеграции научных
знаний о природных системах и других сфер сознания: художественной, нравственной,
практической.
Из всего комплекса современных методов познания природы в курсе содержатся
сведения о некоторых из них: наблюдениях, измерениях, экспериментах, моделировании —
и показывается их взаимосвязь; даются сведения о приборах и инструментах, которые
человек использует в своей практической деятельности. Выполняя пропедевтическую роль,
ЭК «Физика» содержит системные, а не отрывочные знания. Большое внимание в нем
уделяется преемственным связям между начальной и основной школой, интеграции знаний
вокруг ведущих идей, определяющих структуру курса и способствующих формированию
целостного взгляда на мир.
В курсе даются первые представления о таких понятиях как «масса», «взаимодействие»,
«сила», «энергия», «атом», «молекула», «химический элемент».
Получаемые учащимися сведения о веществах и их превращениях могут служить
первоначальной основой для постепенного осознания идеи о том, что материя и формы ее
движения всегда взаимосвязаны, что объекты природы образуют целостные системы,
относительно устойчивые, но в тоже время динамичные. Нарушение этой динамической
устойчивости систем может привести к нежелательным последствиям. Осознание этой идеи
важно для понимания экологических проблем.
Интеграция различных естественно- научных областей знания основана на представлении о
единстве природы и общем для всех естественных наук методе познания. Содержание
данного курса строится на основе деятельностного подхода. Вовлечение учащихся в
разнообразную учебную, исследовательскую, и практическую деятельность является
условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения,
становления ответственности как черты личности.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ КУРСА ФИЗИКИ
Личностными результатами изучения курса ЭК «Физика» являются:
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
учащихся;
формирование мотивации к изучению в дальнейшем физики;
воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости защиты
окружающей среды;
формирование личностного отношения друг к другу, к учителю.
Метапредметными результатами изучения курса являются:
освоение приемов исследовательской деятельности (составление плана, использование
приборов, формулировка выводов и т. п.);
формирование приемов работы с информацией, представленной в различной форме
(таблицы, графики, рисунки и т. д.), на различных носителях (книги, Интернет, CD,
периодические издания и т. д.);
развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации
(ведение дискуссии, работа в группах, выступление с сообщениями и т. д.).
Предметными результатами изучения курса являются:
освоение базовых естественно-научных знаний, необходимых для дальнейшего изучения
систематических курсов естественных наук;
формирование элементарных исследовательских умений;
применение полученных знаний и умений для решения практических задач.
Обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной
программы, создать основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых
знаний, умений, видов и способов деятельности должен системно-деятельностный подход. В
соответствии с этим подходом именно активность обучающихся признается основой
достижения развивающих целей образования. Эти знания не передаются в готовом виде, а
добываются учащимися в процессе познавательной деятельности.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКЕ
Во время уроков ученики получают как теоретические знания, так и практические навыки
использования компьютера. При изучении ЭК «Физика» используются следующие виды
деятельности:
слушание объяснений учителя, в ходе которых учащиеся получают теоретические
знания, ведут конспекты;
слушание и анализ выступлений своих товарищей;
самостоятельная работа с учебником, электронными образовательными ресурсами
(ЭОР), различными источниками информации;
поиск информации в электронных справочных изданиях: электронной энциклопедии,
словарях, в сети Интернет;
отбор и сравнение материала из нескольких источников (образовательный ресурс сети
Интернет, ЭОР, текст учебника, текст научно-популярной литературы);
самостоятельная работа, на которой закрепляются полученные знания;
выполнение лабораторных работ;
просмотр учебных фильмов;
анализ графиков, таблиц, схем;
решение текстовых количественных задач;
работа с раздаточным материалом;
Моделирование;
индивидуальная работа;
работа в парах;
работа в малых группах;
групповая работа над проектами;
подготовка и представление публичного выступления в виде презентации;
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в
основной школе является включение учащихся в учебно-исследовательскую и проектную
деятельность, которая имеет следующие особенности:
1) цели и задачи этих видов деятельности учащихся определяются как их личностными
мотивами, так и социальными. Это означает, что такая деятельность должна быть направлена
не только на повышение компетентности подростков в предметной области определенных
учебных дисциплин, не только на развитие их способностей, но и на создание продукта,
имеющего значимость для других;
2) учебно-исследовательская и проектная деятельность должна быть организована таким
образом, чтобы учащиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми,
референтными группами одноклассников, учителей и т. д. Строя различного рода отношения
в ходе целенаправленной поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки
овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умением переходить от одного
вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и
сотрудничества в коллективе;
3) организация учебно-исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает
сочетание различных видов познавательной деятельности. В этих видах деятельности могут
быть востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные
пристрастия к тому или иному виду деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Введение
Природа живая и неживая. Явления природы. Человек — часть природы. Влияние человека
на природу. Необходимость изучения природы и бережного отношения к ней. Охрана
природы.
Физика — науки о природе. Что изучает физика. Тела и вещества. Научные методы изучения
природы: наблюдение, опыт, теория.
Знакомство с простейшим физическим оборудованием. Измерительные приборы: линейка,
измерительная лента, весы, термометр, мензурка (единицы измерений, шкала прибора, цена
деления, предел измерений, правила пользования).
Тела и вещества
Характеристики тел и веществ (форма, объем, цвет, запах).Твердое, жидкое и газообразное
состояния вещества. Масса тела. Массы различных тел в природе. Эталон массы. Весы.
Температура. Термометры. Делимость вещества. Молекулы, атомы, ионы. Представление о
размерах частиц вещества. Движение частиц вещества. Связь скорости движения частиц с
температурой. Диффузия в твердых телах, жидкостях и газах. Взаимодействие частиц
вещества и атомов. Пояснение строения и свойств твердых тел,
жидкостей и газов с молекулярной точки зрения. Строение атома и иона.
Взаимодействие тел
Изменение скорости и формы тел при их взаимодействии. Действие и противодействие.
Сила как характеристика взаимодействия. Динамометр. Ньютон — единица измерения силы.
Инерция. Проявление инерции, примеры ее учета и применения. Масса как мера инертности.
Гравитационное взаимодействие. Гравитационное взаимодействие и Вселенная. Сила
тяжести. Зависимость силы тяжести от массы. Деформация. Различные виды деформации.
Сила упругости, ее направление. Зависимость силы упругости от деформации. Сила трения.
Зависимость силы трения от силы тяжести и качества обработки поверхностей. Роль трения в
природе и технике. Способы усиления и ослабления трения. Электрическое взаимодействие.
Объяснение электрического взаимодействия на основе электронной теории. Электризация
тел трением. Передача электрического заряда при соприкосновении. Взаимодействие
одноименно и разноименно заряженных тел. Магнитное взаимодействие. Постоянные
магниты, их действие на железные тела. Полюса магнитов. Магнитные стрелки. Земля как
магнит. Ориентирование по компасу. Применение постоянных магнитов. Давление тела на
опору. Зависимость давления от площади опоры. Паскаль — единица измерения давления.
Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. Давление на глубине жидкости.
Сообщающиеся сосуды, их применение. Действие жидкостей на погруженное в них тело.
Архимедова сила. Зависимость архимедовой силы от рода жидкости и от объема
погруженной части тела. Условия плавания тел.
Физические явления
МЕХАНИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ
Понятие об относительности механического движения. Разнообразные виды механического
движения (прямолинейное, криволинейное, движение по окружности, колебательное).
Механическое движение в природе и технике. Путь и время движения. Скорость движения.
Равномерное, ускоренное и замедленное движения. Звук как источник информации об
окружающем мире. Источники звука. Колебание —необходимое условие возникновения
звука. Отражение звука. Эхо.
ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ
Изменение объема твердых, жидких и газообразных тел при нагревании и охлаждении. Учет
теплового расширения и использование его в технике. Плавление и отвердевание. Таяние
снега, замерзание воды, выплавка чугуна и стали, изготовление деталей отливкой. Испарение
жидкостей. Охлаждение жидкостей при испарении. Конденсация. Теплопередача.
ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ
Электрический ток как направленное движение электрических зарядов. Сила тока.
Амперметр. Ампер — единица измерения силы тока. Постоянный ток. Напряжение.
Вольтметр. Вольт — единица измерения напряжения. Источники тока: батарейка,
аккумулятор, генератор электрического тока (без рассмотрения их устройства).
Электрические цепи. Параллельное и последовательное соединения. Действия тока.
Тепловое действие тока. Лампы накаливания. Электронагревательные приборы. Магнитное
действие тока. Электромагниты и их применение. Действие магнита на ток.
Электродвигатели. Химическое действие тока.
СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ
Свет как источник информации человека об окружающем мире. Источники света: звезды,
Солнце, электрические лампы и др. Прямолинейное распространение света, образование
теней. Отражение света. Зеркала. Преломление света. Линзы, их типы и изменение с их
помощью формы светового пучка. Оптические приборы: фотоаппарат, проекционный
аппарат, микроскоп, телескоп (назначение приборов, использование вних линз и зеркал).
Глаз и очки. Разложение белого света в спектр. Радуга.
Атмосфера и атмосферное давление
Атмосфера. Атмосферное давление, барометр. Влажность воздуха, определение
относительной влажности. Атмосферные явления, гром и молния. Освоение атмосферы
человеком.
Простые механизмы
Механизмы. Механическая работа. Энергия. Механизмы — помощники человека. Простые
механизмы, рычаг, наклонная плоскость, подвижный и неподвижный блоки; их назначение.
Работа, энергия
Механическая работа, условия ее совершения. Джоуль—единица измерения работы.
Энергия. Источники энергии. Различные виды топлива. Солнечная энергия, ее роль для
жизни на Земле. Тепловые двигатели, двигатели внутреннего сгорания; их применение.
Тепловые, атомные и гидроэлектростанции.
ВОСПИТЫВАЮЩИЙ И РАЗВИВАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Подобное построение курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением
и развитием школьников, но и несет в себе большой воспитательный потенциал.
Воспитывающая функция курса заключается в формировании у младших подростков
потребности познания окружающего мира и своих связей с ним: экологически обоснованных
потребностей, интересов, норм и правил.
Раздел
1.Введение
Кол-во
часов
6 часов
2.Тело
и 11 часов
вещество
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
Основные виды учебной
Воспитательный потенциал
деятельности
урока
Работа
с
информацией
(с Установление
иллюстрациями
учебника
и доверительных отношений
дополнительным иллюстративным между учителем и его
материалом, таблицами).
учениками,
Определение физических явлений способствующих
по репродукциям. Работа с позитивному восприятию
текстом
(выделение
из учащимися требований и
предложенного учителем текста просьб
учителя,
названий веществ, физических тел, привлечению их внимания
физических явлений).
к обсуждаемой на уроке
Нахождение цены деления и информации, активизации
предела измерений приборов.
их
познавательной
Изображение шкалы приборов с деятельности.
указанием цены
деления и предела измерений.
Выполнение лабораторных работ,
экспериментальных заданий.
Сравнение
характеристик Привлечение
внимания
физических тел, строения атомов школьников к ценностному
водорода, гелия, лития.
аспекту изучаемых на
Наблюдение:
различных уроках
явлений,
состояний
вещества;
за организация их работы с
измерением массы
тела на получаемой
на
уроке
различных
весах;
явлений социально
значимой
3.Взаимоде
йствие тел
13 часов
диффузии в природе, технике,
быту; взаимодействия частиц
различных веществ.
Измерение массы тела на учебных
весах, температуры воды и
воздуха термометром.
Определение
цены
деления
термометра.
Анализ моделей молекул и атомов.
Изучение строения атома.
Изображение строения атома.
Решение задач на вычисление
плотности по известным массе и
объему.
Преобразование формулы.
Решение качественных задач.
Выполнение лабораторных работ,
экспериментальных,
тестовых
заданий.
Изучение: зависимости результата
действия силы от ее значения,
направления и точки приложения;
устройства динамометра; причин
возникновения силы трения.
Наблюдение:
опытов
с
использованием
тележки,
пластилинового шарика, пружины
с грузом; взаимодействия тел; за
падением
различных
тел;
различных видов деформации;
возникновения силы
упругости при деформации; за
показаниями динамометра при
изменении количества грузов на
бруске
трибометра;
взаимодействия
наэлектризованных
тел;
магнитного взаимодействия; за
измерением давления на разных
глубинах,
по
разным
направлениям; за установлением
уровня жидкости в сообщающихся
сосудах.
Приведение примеров: различных
видов деформации в природе, в
быту,
в
технике;
способов
увеличения
и
уменьшения
давления; сообщающихся
сосудов;
передачи
давления
жидкостями и газами
в технике.
Вычисление силы тяжести по
информацией
–
инициирование
ее
обсуждения, высказывания
учащимися своего мнения
по ее поводу, выработки
своего к ней отношения.
инициирование
и
поддержка
исследовательской
деятельности школьников
в рамках реализации ими
индивидуальных
и
групповых
исследовательских
проектов,
что
дает
школьникам возможность
приобрести
навык
самостоятельного решения
теоретической проблемы,
навык генерирования и
оформления собственных
идей, навык уважительного
отношения к чужим идеям,
оформленным в работах
других
исследователей,
навык
публичного
выступления
перед
аудиторией,
аргументирования
и
отстаивания своей точки
зрения.
4.Механич
еские
явления
3 часа
Экзамен
1 час
Кол-во
часов
1.Тепловые 6 часов
явления
Раздел
формуле Fт = 9,8 Н/кг • m.
Исследование зависимости силы
упругости от деформации.
Определение условий равновесия
тел.
Графическое изображение сил
Измерение сил.
Сравнение трения скольжения и
трения качения.
Объяснение принципа действия
электроскопа.
Объяснение
закона
сообщающихся
сосудов.
Выдвижение гипотез об условиях
плавания тел.
Составление таблиц. Выполнение
лабораторных
работ,
экспериментальных
заданий.
Формулирование выводов.
Решение
качественных,
количественных задач.
Выступление с докладами и
сообщениями.
Обсуждение
сообщений
и
докладов.
Оценка
деятельности
одноклассников.
Наблюдение:
за
движением
игрушечной машины; источников
звука.
Определение видов движения.
Приведение примеров различных
видов движения в природе и
технике.
Вычисление скорости движения.
Выполнение лабораторных работ,
экспериментальных заданий.
Работа
с
текстом
и
иллюстрациями учебника.
6 КЛАСС
Основные виды учебной
деятельности
Наблюдение:
теплового
расширения различных тел; таяния
льда; процессов испарения и
конденсации;
разных
видов
теплопередачи.
Выдвижение гипотез объяснения
явлений испарения и конденсации
с точки зрения строения вещества.
Побуждение школьников
соблюдать
на
уроке
общепринятые
нормы
поведения,
правила
общения
со
старшими
(учителями)
и
сверстниками
(школьниками), принципы
учебной дисциплины и
самоорганизации.
Воспитательный потенциал
урока
Установление
доверительных отношений
между учителем и его
учениками,
способствующих
позитивному восприятию
учащимися требований и
просьб
учителя,
2.Электром
агнитные
явления
10 часов
3.Световые
явления
7 часов
4.Атмосфе
3 часа
Определение
факторов,
от
которых
зависит
скорость
испарения жидкости.
Решение
качественных,
количественных и графических
задач.
Выполнение лабораторных работ,
экспериментальных заданий.
Наблюдение:
опытов,
подтверждающих
условия
возникновения
электрического
тока; теплового, магнитного и
химического действия тока.
Вычисление цены деления шкалы
амперметра и вольтметра.
Включение в электрическую цепь
вольтметра и амперметра для
измерения
силы
тока
и
напряжения.
Распознавание последовательного
и параллельного
соединения
проводников.
Сборка
простейших
электрических цепей; цепей с
последовательным соединением
проводников;
цепей
с
параллельным
соединением
проводников.
Выполнение лабораторных работ,
экспериментальных заданий.
Решение задач.
Наблюдение:
различных
источников света; преломления
света; изображений в линзе;
разложения белого света
с
помощью призмы.
Объяснение причин солнечных и
лунных затмений, цвета тел.
Изучение закона отражения с
помощью зеркал.
Получение
изображений
в
плоском зеркале, в линзе. Работа с
оптическими
приборами,
таблицами.
Обсуждение
возможности
коррекции зрения с помощью
очков.
Решение задач: качественных, на
построение хода луча.
Выполнение лабораторных работ,
экспериментальных заданий.
Работа c информацией (с текстом
привлечению их внимания
к обсуждаемой на уроке
информации, активизации
их
познавательной
деятельности.
Привлечение
внимания
школьников к ценностному
аспекту изучаемых на
уроках
явлений,
организация их работы с
получаемой
на
уроке
социально
значимой
информацией
–
инициирование
ее
обсуждения, высказывания
учащимися своего мнения
по ее поводу, выработки
своего к ней отношения.
Использование
воспитательных
возможностей содержания
учебного предмета через
демонстрацию
детям
примеров ответственного,
гражданского
поведения,
проявления человеколюбия
и добросердечности, через
подбор соответствующих
текстов для чтения, задач
для решения, проблемных
ситуаций для обсуждения в
классе;
Привлечение
внимания
ра
и
атмосферн
ое
давление
5.Простые
механизмы
4 часа
6.Работа,
энергия
3 часа
Экзамен
1 час
и иллюстрациями учебников).
Изучение принципа действия
барометра.
Измерение
относительной
влажности воздуха с помощью
психрометра.
Выдвижение гипотез о причинах
возникновения
атмосферных
явлений.
Обсуждение
качественных
вопросов.
Решение
качественных
и
количественных задач.
Знакомство
с
простыми
механизмами.
Наблюдение действия простых
механизмов,
действия
автоматических устройств.
в природе и народном хозяйстве.
Работа
с
информацией
(с
учебником,
с
Интернетом).Решение
качественных и количественных
задач.
Приведение
примеров
механической
работы,
использования
двигателя
внутреннего сгорания,
Распознавание
вида
энергии,
источников энергии
школьников к ценностному
аспекту изучаемых на
уроках
явлений,
организация их работы с
получаемой
на
уроке
социально
значимой
информацией
–
инициирование
ее
обсуждения, высказывания
учащимися своего мнения
по ее поводу, выработки
своего к ней отношения
Побуждение школьников
соблюдать
на
уроке
общепринятые
нормы
поведения,
правила
общения
со
старшими
(учителями)
и
сверстниками
(школьниками), принципы
учебной дисциплины и
самоорганизации.
Использование
воспитательных
возможностей содержания
учебного предмета через
демонстрацию
детям
примеров ответственного,
гражданского
поведения,
проявления человеколюбия
и добросердечности, через
подбор соответствующих
текстов для чтения, задач
для решения, проблемных
ситуаций для обсуждения в
классе.