Положение об ЭО и ДОТ

ПРИНЯТО:
на Педагогическом совете
МОУ «Лицей №1»
Протокол №____ от ____.____.20____ г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ «Лицей №1»
____________ / А.В. Гуденко /
Приказ № _____ от
____.____.20____г.

Положение об электронном обучении и использовании
дистанционных образовательных технологий
в образовательном процессе
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение устанавливает правила реализации в
Муниципальном
бюджетном
общеобразовательном
учреждении
Петрозаводского городского округа МОУ "Лицей №1" (далее –
образовательная
организация)
общеобразовательных
программ
с
использованием электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий (далее Положение).
1.2. Настоящее положение разработано в соответствии: ст. 16, ст. 28
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации», п. 19.34 Приложения к рекомендациям субъектам Российской
Федерации по подготовке к реализации Федерального закона "Об образовании
в Российской Федерации", утвержденных письмом Минобрнауки России от
01.04.2013 № ИР-170/17 "О Федеральном законе "Об образовании в
Российской
Федерации",
Порядком
применения
организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ, утвержденным приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 23.08.2017 № 816, Федеральным законом от
27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», Приказом Минпросвещения
России от 31.05.2021 № 286 "Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования", Приказом
Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 "Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования",
Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего
образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17.05.2012 № 413, Приказом Минпросвещения
России от 22.03.2021 № 115 "Об утверждении Порядка организации и

осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования", Приказом
Минпросвещения России от 18.07.2024 № 499 "Об утверждении федерального
перечня
электронных
образовательных
ресурсов,
допущенных
к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования" (зарегистрирован в Минюсте РФ от 16.08.2024 № 79172),
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
Санитарно-эпидемиологических правил СП3.1./2.4. 3598-20 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
работы образовательных организаций и других объектов социальной
инфраструктуры для детей и молодёжи в условиях распространения новой
коронавирусной инфекции (COVID-19) (утверждены постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
30.06.2020 № 16), Уставом и локальными нормативными актами
образовательной организации.
1.3. Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии
применяются в целях:
 предоставления
обучающимся
возможности
осваивать
образовательные программы независимо от местонахождения и
времени;
 повышения качества обучения путем сочетания традиционных
технологий обучения и электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий;
 увеличения
контингента
обучающихся
по
образовательным
программам, реализуемым с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий.
1.4. В настоящем Положении используются термины:
Электронное обучение (далее – ЭО) – организация образовательной
деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при
реализации образовательных программ информации и обеспечивающих её
обработку информационных технологий, технических средств, а также
информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по
линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и
педагогических работников.

Дистанционные образовательные технологии (далее – ДОТ) –
образовательные технологии, реализуемые в основном с применением
информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на
расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
1.5. Местом
осуществления образовательной деятельности при
реализации образовательных программ с применением электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий является место
нахождения образовательной организации независимо от места нахождения
обучающихся.
1.6. Основными элементами системы ЭО и ДОТ являются:
 образовательные онлайн-платформы;
 цифровые
образовательные
ресурсы,
размещенные
на
образовательных сайтах;
 видеоконференции, вебинары;
 видеоконференцсвязь, электронная почта;
 облачные сервисы;
 электронные носители мультимедийных приложений к учебникам,
электронные пособия, разработанные с учетом требований
законодательства РФ об образовательной деятельности.
1.7. Формы ЭО и ДОТ, используемые в образовательном процессе, находят
отражение в рабочих программах по соответствующим учебным дисциплинам.
В обучении с применением ЭО и ДОТ используются следующие
организационные формы учебной деятельности:
 уроки;
 лекции;
 семинары;
 практические занятия;
 лабораторные работы;
 контрольные работы;
 самостоятельная работа;
 консультации с преподавателями;
 научно-исследовательская работа;
 текущий контроль;
 промежуточная аттестация.
1.8. Сопровождение организационных форм учебной деятельности может
осуществляться в следующих режимах:
 тестирование онлайн;
 изучение материала онлайн;





консультации онлайн;
предоставление методических материалов;
сопровождение офлайн (проверка тестов, контрольных работ,
различные виды текущего контроля и промежуточной аттестации).
1.9. Дистанционное обучение осуществляется посредством обязательного
взаимодействия всех участников образовательного процесса в следующих
форматах:
 режимах онлайн и оффлайн с использованием существующих
общедоступных платформ (сервисов);
 в режиме офлайн с размещением учебных материалов на облачных
ресурсах;
 консультирование в режимах онлайн и офлайн;
 обучение в режиме онлайн;
 самостоятельное обучение с использованием учебников и учебных
пособий (на бумажных носителях).
Количество занятий для проведения в режиме онлайн каждый педагог
определяет самостоятельно.
1.10. Настоящее положение определяет также порядок и условия
проведения промежуточной аттестации в отдельных случаях, оговариваемых
настоящим положением.
2. Цели и задачи
2.1. Основной целью использования электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий является предоставление
обучающимся возможности освоения программ общего образования
непосредственно по местожительству или месту их временного пребывания
(нахождения), а также предоставление условий для обучения с учетом
особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и
состояния здоровья обучающихся, обучение по индивидуальному учебному
плану при закреплении материала, освоении новых тем по предметам и
выполнении внеаудиторной самостоятельной работы.
2.2. Использование дистанционных образовательных технологий и
электронного обучения способствует решению следующих задач:
 создание условий для реализации индивидуальной образовательной
траектории и персонализации обучения;
 повышение качества обучения за счет применения средств
современных информационных и коммуникационных технологий;
 открытый доступ к различным информационным ресурсам для
образовательного процесса в любое удобное для обучающегося время;



создание
единой
образовательной
среды
образовательной
организации;
 повышение эффективности учебной деятельности, интенсификация
самостоятельной работы обучающихся;
 повышение эффективности организации учебного процесса.
2.3. Основными принципами применения ЭО и ДОТ являются:
 принцип доступности, выражающийся в предоставлении всем
обучающимся возможности освоения программ общего образования
непосредственно по местожительству или месту временного
пребывания;
 принцип персонализации, выражающийся в создании условий
(педагогических, организационных и технических) для реализации
индивидуальной образовательной траектории обучающегося;
 принцип
интерактивности,
выражающийся
в
возможности
постоянных контактов всех участников образовательного процесса с
помощью информационно-образовательной среды;
 принцип адаптивности, позволяющий легко использовать учебные
материалы нового поколения, содержащие цифровые образовательные
ресурсы, в конкретных условиях учебного процесса, что способствует
сочетанию разных дидактических моделей проведения учебных
занятий с применением дистанционных образовательных технологий
и сетевых средств обучения;
 принцип гибкости, дающий возможность участникам учебного
процесса работать в необходимом для них темпе и в удобное для себя
время;
 принцип модульности, позволяющий обучающимся и педагогическим
работникам использовать необходимые им сетевые учебные курсы
(или отдельные составляющие учебного курса) для реализации
индивидуальной образовательной траектории обучающегося;
 принцип оперативности и объективности оценивания учебных
достижений обучающихся.
2.4. Основными направлениями деятельности являются:
 обеспечение возможности применения в учебной деятельности ЭО и
ДОТ;
 обеспечение возможности эффективной подготовки к текущему
контролю и промежуточной аттестации по ряду учебных дисциплин;
 обеспечение
исследовательской
и
проектной
деятельности
обучающихся;



обеспечение подготовки и участия в дистанционных конференциях,
олимпиадах, конкурсах.

3. Участники образовательного процесса с использованием ЭО и ДОТ
3.1. Участниками образовательного процесса с использованием ЭО и ДОТ
являются: обучающиеся, педагогические, административные работники
образовательной
организации,
родители
(законные
представители)
обучающихся.
3.2. Организация дистанционного обучения согласуется с родителями
(законными представителями) обучающихся и подтверждается в форме
письменного заявления.
3.3. Права
и
обязанности
обучающихся,
осваивающих
общеобразовательные программы с использованием ЭО и ДОТ, определяются
законодательством Российской Федерации.
3.4. Образовательный процесс с использованием ЭО и ДОТ организуется
для обучающихся по основным направлениям учебной деятельности.
3.5. Образовательный процесс с использованием ЭО и ДОТ осуществляют
педагогические работники, прошедшие соответствующую подготовку.
3.6. Педагогическим работникам, обучающимся, осуществляющим
обучение с использованием ЭО и ДОТ, предоставляется авторизованный
доступ к специализированным образовательным ресурсам.
3.7. Педагогические
работники,
осуществляющие
обучение
с
использованием ЭО и ДОТ, вправе применять имеющиеся электронные
средства обучения или создавать собственные. Разработанные курсы должны
соответствовать содержанию ФГОС НОО, ООО и СОО.
3.8. Обучающийся должен владеть базовыми навыками работы с
компьютерной техникой и программным обеспечением, базовыми навыками
работы со средствами телекоммуникаций (системами навигации в сети
Интернет, навыками поиска информации в сети Интернет, электронной почтой
и т. п.).
3.9. Обучающийся должен иметь навыки и опыт обучения и самообучения
с использованием цифровых образовательных ресурсов.
4. Компетенция образовательной организации при применении
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
при реализации образовательных программ
4.1. Образовательная организация вправе применять электронное
обучение и дистанционные образовательные технологии при реализации
образовательных программ в предусмотренных Федеральным законом № 273-

ФЗ формах получения образования и формах обучения или при их сочетании,
при проведении учебных занятий, лабораторных и практических занятий,
текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации
обучающихся.
4.2. Образовательная
организация
доводит
до
участников
образовательных отношений информацию о реализации образовательных
программ или их частей с применением электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий, обеспечивающую возможность
их правильного выбора. Регламент организации обучения ребенка с
использованием дистанционных образовательных технологий в приложении
№1.
4.3. При реализации образовательных программ или их частей с
применением электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий образовательная организация:
 обеспечивает соответствующий применяемым технологиям уровень
подготовки педагогических, административных работников;
 оказывает учебно-методическую помощь обучающимся, в том числе в
форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с
использованием
информационных
и
телекоммуникационных
технологий;
 самостоятельно определяет соотношение объема занятий, проводимых
путем непосредственного взаимодействия педагогического работника
с обучающимся, и учебных занятий с применением электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий;
 ведет учет и осуществляет хранение результатов образовательного
процесса и внутренний документооборот на бумажном носителе и/или
в электронно-цифровой форме в соответствии с требованиями
Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных
данных», Федерального закона от 22.10.2004 125-ФЗ «Об архивном
деле в Российской Федерации».
4.4. При реализации образовательных программ или их частей с
применением электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий образовательная организация вправе не предусматривать учебные
занятия,
проводимые
путем
непосредственного
взаимодействия
педагогического работника с обучающимся в аудитории.
4.5. При реализации образовательных программ или их частей с
применением исключительно электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий образовательная организация самостоятельно и
(или) с использованием ресурсов иных организаций:





создает условия для функционирования электронной информационнообразовательной среды, обеспечивающей освоение обучающимися
образовательных программ или их частей в полном объеме
независимо от места нахождения обучающихся;
обеспечивает идентификацию личности обучающегося, выбор способа
которой осуществляется организацией самостоятельно, и контроль
соблюдения условий проведения мероприятий, в рамках которых
осуществляется оценка результатов обучения.

5. Порядок организации электронного обучения и применения
дистанционных образовательных технологий
5.1. Образовательная организация обеспечивает каждому обучающемуся
возможность доступа к средствам ЭО и ДОТ, в том числе к образовательной
онлайн-платформе, используемой образовательной организацией в качестве
основного информационного ресурса, в объеме часов учебного плана,
необходимом для освоения соответствующей программы, а также осуществляет
учебно-методическую
помощь
обучающимся
через
консультации
преподавателей как при непосредственном взаимодействии педагога с
обучающимися, так и опосредованно.
5.2. Для организации обучения с использованием ЭО и ДОТ и
осуществления контроля результатов обучения образовательная организация
обеспечивает идентификацию личности обучающегося на образовательной
онлайн-платформе путем регистрации и выдачи персонального пароля.
5.3. При оценке результатов обучения образовательная организация
обеспечивает контроль соблюдения условий проведения оценочных
мероприятий.
5.4. Организация обучения с использованием ЭО и ДОТ в образовательной
организации осуществляется по двум моделям:
 модель непосредственного осуществления взаимодействия педагога с
обучающимися;
 модель опосредованного осуществления взаимодействия педагога с
обучающимися.
5.5. Модель непосредственного осуществления взаимодействия педагога с
обучающимися реализуется с использованием технологии смешанного
обучения. Смешанное обучение – современная образовательная технология, в
основе которой лежит концепция объединения технологий «классно-урочной
системы» и технологий электронного обучения, базирующегося на новых
дидактических возможностях, предоставляемых ИКТ и современными

учебными средствами.
5.6. Модель опосредованного осуществления взаимодействия педагога с
обучающимися может быть организована с разными категориями
обучающихся:
 обучающиеся, проходящие подготовку к участию в олимпиадах,
конкурсах на заключительных этапах;
 обучающиеся с высокой степенью успешности в освоении программ;
 обучающиеся, пропускающие учебные занятия по уважительной
причине (болезнь, участие в соревнованиях, конкурсах);
 обучающиеся по очно-заочной форме обучения.
5.7. Опосредованное взаимодействие педагога с обучающимися
регламентируется индивидуальным учебным планом обучающегося.
Организация обучения по индивидуальному учебному плану определяется
соответствующим положением.
5.8. При реализации образовательных программ с применением
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий учителя и
ответственные лица ведут документацию: заполняют электронные журналы
успеваемости, выставляют в электронный журнал отметки.
5.9. При заполнении электронного журнала в период организации
образовательного процесса с использованием электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий учитель в графе «Что пройдено на
уроке» записывает тему урока согласно календарно-тематическому
планированию рабочей программы с указанием формы обучения. Например:
Первый и второй признаки равенства треугольников (дистанционное обучение).
5.10. Продолжительность урока для обучающихся 1-11 классов 30 минут.
Рекомендуемая непрерывная длительность работы, связанной с фиксацией
взора непосредственно на экране устройства отображения информации на
уроке, не должна превышать:
 для обучающихся в 1–4 классах – 15 мин;
 для обучающихся в 5–7 классах – 20 мин;
 для обучающихся в 8–9 классах – 25 мин;
 для обучающихся в 10–11 классах на первом часу учебных занятий –
30 мин, на втором – 20 мин.
Оптимальное количество занятий с использованием персональных
компьютеров (ПК) в течение учебного дня для обучающихся 1–4 классов
составляет один урок, для обучающихся в 5–8 классах – два урока, для
обучающихся в 9–11 классах – три урока.

5.11. При работе на ПК для профилактики развития утомления необходимо
осуществлять комплекс профилактических мероприятий в соответствии с
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи".
Во время перемен обучающимся следует проводить сквозное
проветривание с обязательным выходом из помещения.
6. Заключительное положение
6.1. Настоящее Положение вводится в действие со дня утверждения
приказом по образовательной организации.
6.2. Положение доводится до сведения всех заинтересованных лиц через
информационные системы общего пользования.
6.3. Принятие и прекращение действия Положения, внесение изменений и
дополнений в Положение осуществляется в общем порядке, предусмотренном
Уставом образовательной организации.

Приложение 1
Регламент организации обучения ребенка с использованием
дистанционных образовательных технологий
1. Действия обучающегося при организации обучения с
использованием дистанционных образовательных технологий
1.1. Зарегистрироваться на цифровой платформе, осуществляющей
поддержку дистанционного обучения.
1.2. Заходить каждый день в свой личный кабинет на цифровой
платформе, осуществляющей поддержку дистанционного обучения в
соответствии со своим расписанием, которое отображается в электронном
дневнике.
1.3. Проверять ежедневно электронную почту (свою или родителя
(законного представителя)), на которую учитель высылает обучающие
материалы, которые включают видеоматериалы и сценарии уроков, тесты,
собственные материалы учителя и материалы сторонних ресурсов, с которыми
обучающийся работает самостоятельно.
1.4. Выполнять задания по указаниям учителя и в срок, который учитель
установил.
1.5. Выполненные задания и другие работы направлять учителю на
проверку посредством цифровой платформы, осуществляющей поддержку
дистанционного обучения, электронной почты или через другие средства
сообщения, которые определил учитель.
1.6. Проверять комментарии и замечания учителя в отношении
выполненных работ на следующий рабочий день после того, как отправил
работу на проверку.
2. Действия учителя при дистанционном обучении
2.1. Зарегистрироваться на цифровой платформе, осуществляющей
поддержку дистанционного обучения.
2.2. В соответствии с расписанием выкладывать обучающие материалы и
домашние задания с использованием дистанционных образовательных
ресурсов, дублировать их на электронную почту родителей или ребенка (при
наличии).
2.3. Проверять выполненные работы в день их получения, своевременно
выставлять отметки в журнал.
2.4. Осуществлять обратную связь с обучающимися, давать текстовые или
аудиорецензии, проводить онлайн-консультации согласно утвержденному
расписанию.
2.5. Планировать занятия с учетом системы дистанционного обучения и в
соответствии с нормами СанПиН.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».