МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ЛИЦЕЙ № 1» (МОУ «Лицей №1») Принята на научно-методическом совете протокол № 1 от 26.08.2024 УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ «Лицей №1» _______________________ Гуденко А.В. август, 2024 г. АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ПЕТРОЗАВОДСКА УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МОУ «ЛИЦЕЙ №1» ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ИНДИВИДУАЛЬНОМ ПРОЕКТЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ \ ООП ООО ФГОС, ФОП\ 1. Общие положения 1.1.Настоящее Положение об индивидуальном проекте обучающихся (далее Положение) разработано в соответствии с нормативными правовыми актами и методическими документами федерального уровня: Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Уставом МОУ «Лицей №1»; ООП ООО МОУ «Лицей №1». 1.2. Проектная деятельность – способствующая это социализации, особая форма инициативности, учебной работы, ответственности, повышению мотивации и эффективности образовательной деятельности. Включение обучающихся в проектную деятельность является одним из требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее ФГОС ООО). 1.3. Индивидуальный проект обучающегося представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов. 1.4. Выполнение индивидуального проекта в рамках внеурочной деятельности обязательно для каждого обучающегося 9 классов МОУ «Лицей №1» (далее ОО). 2. Цели индивидуального проекта обучающегося 2.1. Демонстрация достижений обучающегося в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и (или) видов деятельности, способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную). 2.2. Развитие регулятивных, универсальных учебных действий. познавательных, коммуникативных 3. Задачи индивидуального проекта обучающегося 3.1. Обучение планированию (обучающийся должен уметь чётко определить цель, описать основные шаги по её достижению, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы). 3.2. Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (обучающийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно её использовать). 3.3. Развитие умения анализировать и критически мыслить. 3.4. Развитие умения составлять письменный отчёт о самостоятельной работе над проектом (составлять план работы, чётко оформлять и презентовать информацию, иметь понятие о библиографии). 3.5. Формирование позитивного отношения к деятельности (обучающийся должен проявлять инициативу, самостоятельность, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы). 4. Организация проектной деятельности 4.1. Проектная деятельность является обязательной частью внеурочной деятельности обучающихся 8 – 9 классов. 4.2. Обучающиеся 8 классов в течение учебного года в рамках курса внеурочной деятельности «Основы проектно-исследовательской деятельности» разрабатывают ПЛАН-ПРОСПЕКТ (Приложение 1). 4.3. Обучающиеся 9 классов в течение сентября-декабря, текущего года разрабатывают ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ. 4.4. Для организации проектной деятельности каждый учитель-предметник, работающий в 8 классах, определяет тематику проектов по своему предмету (от 5 до 10 тем, сроки: сентябрь-октябрь текущего года). 4.3. Обучающиеся самостоятельно выбирают тему проекта и руководителя. Темы проектов утверждаются приказом ОО не позднее ноября месяца. 4.4. В рамках внеурочной деятельности ФГОС ООО предусмотрена вариативность работы над учебным проектом: - обучающийся в 8 классе определяется с темой проекта, в рамках курса «Исследовательская деятельность» создает и защищает план-проспект, в 9 классе продолжает работу над индивидуальным образовательным проектом с последующей защитой продукта деятельности в рамках заседания кафедр лицея. - обучающемуся может быть предложен индивидуальный маршрут разработки и защиты плана-проспекта\проекта в связи с успешной презентацией проекта в рамках муниципальных\региональных\федеральных конференций. Обучающийся предоставляет документ, подтверждающий защиту\презентацию проекта вне лицея, и ему на основании этого документа предоставляется освобождение от защиты проекта в рамках образовательного события в Лицее. 4.5. Классный руководитель контролирует занятость обучающихся в проектной деятельности, информирует родителей о выборе темы проекта обучающимся. 4.6. Руководителем проекта является учитель-предметник, координирующий проект. 4.7. Проектные задания должны быть чётко сформулированы, цели и средства ясно обозначены, совместно с обучающимися составлена программа действий. 4.8. Ввести оценочный лист работы над проектом, в котором отражаются сроки, задачи, предварительные результаты, отзывы руководителя и обучающегося. 4.8. Презентация планов-проспектов обучающихся 8-х классов проводится в рамках заседания предметных кафедр Лицея в июне текущего года. 4.9. Презентация индивидуальных проектов обучающихся 9-х классов проводится в декабре текущего года в рамках заседания предметных кафедр лицея. 5. Содержание и направленность проекта 5.1. Результат проектной деятельности должен иметь практическую направленность. 5.2. Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть одна из следующих работ: 5.2.1. письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.); 5.2.2. художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.; 5.2.3. материальный объект, макет, иное конструкторское изделие; 5.2.4. отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты. 5.3. В состав материалов, которые должны быть подготовлены по завершении проекта для его защиты, в обязательном порядке включаются: 5.3.1. выносимый на защиту продукт проектной деятельности, представленный в одной из описанных выше форм; 5.3.2. подготовленная обучающимся краткая пояснительная записка к проекту (объёмом не более одной печатной страницы) с указанием для всех проектов: а) идеи, цели, задачи и назначение проекта; б) краткое описание хода выполнения проекта и полученных результатов; в) список использованных источников. Для конструкторских проектов в пояснительную записку, кроме того, включается описание особенностей конструкторских решений, для социальных проектов — описание эффектов (эффекта) от реализации проекта; 5.3.3. краткий отзыв руководителя, содержащий краткую характеристику работы обучающегося в ходе выполнения проекта, в том числе: 1. инициативности и самостоятельности; 2. ответственности (включая динамику отношения к выполняемой работе); 3. исполнительской дисциплины. При наличии в выполненной работе соответствующих оснований в отзыве может быть также отмечена новизна подхода и (или) полученных решений, актуальность и практическая значимость полученных результатов. 5.3.4. Краткий отзыв обучающегося, описывающий успехи и затруднения, возникшие в ходе работы над проектом. 5.4. Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник проект к защите не допускается. 5.5. Предметные кафедры лицея, научно-методическая служба Лицея организуют консультации для всех участников проектов. 6. Требования к защите проекта 6.1. Защита осуществляется в рамках заседания кафедр лицея, что даёт возможность публично представить результаты работы над проектами и продемонстрировать уровень овладения обучающимися отдельными элементами проектной деятельности. 6.2. Результаты выполнения проекта оцениваются предметной комиссией в совокупности: представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентации, презентации отзыва руководителя, отзыва обучающегося. 6.3. Критерии оценки плана-проспекта разработаны с учётом целей и задач проектной деятельности (Приложение 2). 6.4. Индивидуальный проект оценивается по следующим критериям: Критерии Баллы 0 1 1.Оценка сформированности познавательных учебных действий способность к самостоятельному приобретению знаний и 2 решению проблем (умение поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, поиск и обработка информации, формулировка выводов и (или) обоснование, и реализация (апробацию) принятого решения) обоснование и создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения и т. п. 2. Сформированность предметных знаний и способов действий умение раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой (темой) использовать имеющиеся знания и способы действий 3.Сформированность регулятивных действий умение самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях 4.Сформированность коммуникативных действий умение ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументировано ответить на вопросы 0- критерий не сформирован, 1-частично, 2 – полностью сформирован 7. Функциональные обязанности заместителя директора, курирующего проектную деятельность 7.1. Оказание методической и консультационной помощи педагогам Лицея, осуществляющим проектную деятельность. 7.2. Формирование проектных групп на основе списков обучающихся, являющихся исполнителями проектов, и педагогов, выступающих в роли руководителей проектных групп. Проведение консультаций в ходе проектной деятельности. Координация усилий всех членов проектной группы. 8. Функциональные обязанности руководителя проекта обучающегося 8.1. Выбор проблемной области, постановка задач, формулировка темы, идеи и разработка сценария проекта. 8.2. Составление краткой аннотации создаваемого проекта, определение конечного вида продукта, его назначения. 8.3. Детализация отобранного содержания, структурирование материала проекта, определение примерного объёма проекта. 8.4. Координация деятельности участника проекта, обеспечение постоянного контроля над ходом и сроками производимых работ. 8.5. Своевременное внесение в индивидуальный план учителя проведенных консультационных часов. 8.6. Выявление недоработок, определение путей устранения выявленных недостатков, оказание помощи обучающимся в подготовке к презентации проектов. 9. Функциональные обязанности обучающегося при разработке проекта 9.1. Своевременно определиться с темой и выбором руководителя проекта. 9.2. Составить программу действий по проекту по форме: Сроки Задачи Результат Отметка о выполнении (ставит руководитель проекта) 9.3. Утвердить план работы над проектом у руководителя. 9.4. Самостоятельно реализовывать пункты, прописанные в плане работы над проектом. 9.5. Подготовить презентацию проекта в соответствии с п. 5 настоящего положения. Приложение 1 План – проспект индивидуального учебного ИССЛЕДОВАНИЯ ФИО учащегося ____________________________________________________ Класс ___________________ Профиль _________________________________ ФИО руководителя _________________________________________________ Тема исследования ____________________________________________________ Проблема (сформулированное противоречие, актуальность): Цель: Объект исследования: Предмет исследования: Гипотеза: Задачи: Методы исследования: Результаты: Выводы: Презентационная площадка по защите исследования: Дата презентации плана-проспекта: Результат презентации зачет/незачет + рекомендации План – проспект индивидуального учебного ПРОЕКТА ФИО учащегося ____________________________________________________ Класс ___________________ Профиль _________________________________ ФИО руководителя _________________________________________________ Тема проекта: Замысел проекта: Цель проекта: Тип проекта: Продукт проекта: Составление плана действий (оформление замысла в текст): Значимость проекта (использование после предъявления продукта): Развитие проекта (переосмысление замысла, рождение нового замысла): Дата презентации плана-проспекта Результат презентации зачет/незачет + рекомендации Приложение 2 ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ ПО ЗАЩИТЕ ПЛАНА-ПРОСПЕКТА Индивидуального Исследования лицейская учебно-исследовательская конференция «САМ-ПО» Фамилия, имя УЧЕНИКА(ЦЫ) _________________________________ Класс ________ № пп 1 2 3 4 5 6 7 8 Позиции плана-проспекта Присужд енные баллы Тема проекта/ исследования (оценивается четкость формулировки и степень выраженности проблемы) 0-3 балла Проблема / сформулированное противоречие (оценивается четкость формулировки и наличие содержательной проблемы) 0-3 балла Цель (оценивается четкость формулировки и постановка цели как прогнозируемого результата) 0-3 балла Объект исследования (то, что подвергается исследованию) (оценивается четкость формулировки и правильность выбора объекта) 0-2 балла Предмет исследования (ракурс, с которого мы хотим изучать объект) (оценивается четкость формулировки и правильность выбора предмета) 0-2 балла Гипотеза (оценивается четкость формулировки и степень выраженности предположения) 0-3 балла Задачи: (шаги, которые необходимо сделать, чтобы раскрыть тему и достичь поставленной цели) (оценивается четкость формулировки и правильность определенных задач под предлагаемую цель) 0-3 балла Методы исследования (оценивается правильность и достаточность выбранных методик) 0-3 балла ИТОГОВЫЙ БАЛЛ: ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ ПО ЗАЩИТЕ ПЛАНА-ПРОСПЕКТА ПРОЕКТА лицейская учебно-исследовательская конференция «САМ-ПО» Фамилия, имя УЧЕНИКА(ЦЫ) _________________________________ Класс ________ № пп 1 2 3 4 5 6 7 8 Позиции плана-проспекта Тема проекта (оценивается четкость формулировки и степень актуальности темы для ученика) 0-3 балла Замысел проекта (оценивается четкость формулировки и наличие содержательной идеи) 0-3 балла Цель (оценивается четкость формулировки и постановка цели как прогнозируемого результата) 0-3 балла Тип проекта (оценивается четкость формулировки и правильность выбора типа проекта) 0-2 балла Продукт проекта (оценивается четкость определения продукта в соответствии с видом проекта) 0-2 балла План действий (оценивается четкость формулировки этапов работы над проектом) 0-3 балла Значимость проекта (оценивается четкость формулировки и правильность определения значения проекта для ученика, класса, лицея, здесь и сейчас) 0-3 балла Развитие проекта (оценивается возможность дальнейшего развития проектных идей) 0-3 балла Присужд енные баллы