МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ЛИЦЕЙ № 1» (МОУ «Лицей №1») УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ «Лицей №1» _______________________ Гуденко А.В. август, 2024 г. Принята на научно-методическом совете протокол №1 от 26.08.2024 года АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ПЕТРОЗАВОДСКА УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МОУ «ЛИЦЕЙ №1» ПОЛОЖЕНИЕ О НАСТАВНИЧЕСТВЕ 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о наставничестве в МОУ «Лицей №1» (далее – Положение) разработано в соответствии с: Федеральным законом от 29.12.2012 г. No 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями); Постановлением Министерства просвещения РФ от 25 декабря 2019 года № P-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися». 1.2. Настоящее Положение устанавливает правовой статус наставника и наставляемого, регламентирует взаимоотношения между участниками образовательных отношений в деятельности наставничества в МОУ «Лицей №1» (далее –ОО). 2.Термины и определения Целевая модель наставничества–система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программы наставничества в ОО. Программа наставничества–комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов. Наставничество–технология передачи опыта, знаний, формирования компетенций, метакомпетенций, освоения ценностей через неформальное взаимодействие, основанное на доверии и партнерстве. Может осуществляться как в индивидуальной («наставник-наставляемый»), так и в групповой («наставник-группа наставляемых») форме. Наставляемый–участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином «обучающийся». Наставник–участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого. Куратор–сотрудник ОО, либо учреждения из числа ее социальных партнеров, который отвечает за организацию программы наставничества. Форма наставничества–способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары/группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников. Выпускник–выпускник Лицея, который о чувствует признательность и поддерживает личными ресурсами (делится опытом, мотивирует обучающихся и педагогов, инициирует и развивает, организует стажировки и т. д.) 3. Цели и задачи наставничества 3.1. Целью наставничества в ОО является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимого для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся, педагогических работников (далее –педагоги) разных уровней образования и молодых специалистов ОО. 3.2. Основными задачами лицейского наставничества являются: разработка и реализация мероприятий дорожной карты и внедрения целевой модели; разработка и реализация программы наставничества; реализация кадровой политики, в том числе: привлечение, обучение и контроль за деятельностью наставников, принимающих участие в программе наставничества; проведение внутреннего мониторинга реализации и эффективности программы наставничества в ОО; формирование баз данных лучших практик; подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной деятельности в современном мире, отличительными особенностями которого являются нестабильность, неопределенность, изменчивость, сложность, информационная насыщенность; раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала каждого обучающегося, поддержка индивидуальной образовательной траектории; создание среды для развития и повышения квалификации педагогов, увеличение числа закрепившихся в профессии педагогических кадров. 4.Организационные основы наставничества 4.1. Наставничество в ОО организуется на основании приказа директора. 4.2.Руководство деятельностью наставничества осуществляет куратор или заместитель директора по учебно-воспитательной работе. 4.3. Куратор наставничества назначается приказом директора ОО. В задачи куратора входит сбор и работа с базой наставников и наставляемых, организация обучения наставников, контроль за проведением всех этапов реализации целевой модели, решение организационных вопросов, мониторинг реализации и получение обратной связи от участников и партнеров программы. 4.4. Реализация наставнической программы происходит через работу куратора с двумя базами: базой наставляемых и базой наставников. 4.5. Формирование баз наставников и наставляемых осуществляется директором ОО, куратором, педагогами, классными руководителями и иными лицами ОО, располагающими информацией о потребностях педагогов и подростков –будущих участников программы. 4.6. Наставляемыми могут быть обучающиеся: с ограниченными возможностями здоровья; желающие овладеть цифровыми навыками, ИКТ и иными современными компетенциями и т.д.; находящиеся в процессе адаптации на новом месте учебы; демонстрирующие неудовлетворительные образовательные результаты; имеющие проблемы с поведением; имеющие трудности в социализации; желающие раскрыть свой творческий и интеллектуальный потенциал; попавшие в трудную жизненную ситуацию. 4.7. Наставляемыми могут быть педагоги: молодые специалисты; находящиеся в состоянии эмоционального выгорания, хронической усталости; желающие овладеть цифровыми навыками, ИКТ и иными современными компетенциями и т.д.; находящиеся в процессе адаптации на новом месте работы. 4.8. Наставниками могут быть: обучающиеся, мотивированные помочь другим в образовательных, спортивных, творческих и адаптационных вопросах; педагоги и специалисты, заинтересованные в тиражировании личного педагогического опыта и создании продуктивной педагогической атмосферы. 4.9. База наставляемых и база наставляемых может меняться в зависимости от потребностей ОО в целом и от потребностей участников образовательных отношений: педагогов, обучающихся и их родителей (законных представителей). 4.10.Участие наставника и наставляемых в целевой модели основывается на добровольном согласии. 4.11. Для участия в программе заполняются согласия на обработку персональных данных от совершеннолетних участников программы и согласия от родителей (законных представителей) несовершеннолетних наставляемых и наставников. 4.12. Формирование наставнических пар/групп осуществляется после знакомства с программами наставничества. 4.13.Формирование наставнических пар/групп осуществляется на добровольной основе и утверждается приказом директора ОО. 5.Реализация целевой модели наставничества 5.1. Для успешной реализации целевой модели наставничества, исходя из образовательных потребностей Лицея ы в целевой модели наставничества рассматриваются две формы наставничества: «Ученик -ученик», «Учитель – учитель». 5.2. Данные формы и схемы их реализации представляются на педагогическом и родительском советах, совете старшеклассников. 5.3. Этапы комплекса мероприятий по реализации взаимодействия «наставник – наставляемый»: Первая, организационная, встреча наставника и наставляемого. Вторая, пробная рабочая, встреча наставника и наставляемого. Встреча –планирование рабочего процесса, составление индивидуального маршрута, наставляемого. Регулярные встречи наставника и наставляемого. Заключительная встреча наставника и наставляемого. 5.4.Количество встреч наставник и наставляемый определяют самостоятельно при проведении встречи-планирования. 6. Мониторинг и оценка результатов реализации программы наставничества 6.1. Мониторинг процесса реализации программы наставничества понимается как система сбора, обработки, хранения и использования информации о программе наставничества и/или отдельных ее элементах. Может быть Портфолио, кейс, папка. 6.2.Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов: оценка качества процесса реализации программы наставничества; оценка мотивационно-личностного, компетентностного, профессионального роста участников, динамика образовательных результатов. 6.3.Сравнение изучаемых личностных характеристик участников программы наставничества проходит на «входе» и «выходе» реализуемой программы. 6.4.Мониторинг проводится куратором и наставниками два раза за период наставничества: промежуточный и итоговый. 6.5.В ходе проведения мониторинга не выставляются отметки. 7.Обязанности куратора В обязанности куратора входит: 7.1. Формирование и актуализация базы наставников и наставляемых. 7.2. Координация работы по разработке ежегодной Программы наставничества ОО. 7.3. Организация и контроль мероприятий в рамках утвержденной Программы. 7.4. Подготовка проектов документов, сопровождающих наставническую деятельность и представление их на утверждение руководителю ОО. 7.5. Оказание своевременной информационной, методической и консультационной поддержки участникам наставнической деятельности. 7.6. Мониторинг и оценка качества Программы, прохождения индивидуальных маршрутов, наставляемых. 7.7. Своевременный сбор данных по оценке эффективности внедрения Целевой модели по запросам органов Управления образования. 7.8. Получение обратной связи от участников Программы и иных причастных к ее реализации лиц (через опросы, анкетирование), обработка полученных результатов. 7.9. Анализ, обобщение положительного опыта осуществления наставнической деятельности в ОО и участие в его распространении. 8.Права куратора Куратор имеет право: 8.1. Запрашивать заявления, документы представления, (индивидуальные анкеты) и маршруты информацию мониторинга и оценки) от участников Программы. (для наставляемых, осуществления 8.2. Организовать сбор данных о наставляемых через доступные источники (родители, классные руководители, педагоги-психологи, профориентационные тесты и др.). 8.3.Вносить предложения по изменениям и дополнениям в документы ОО, сопровождающие наставническую деятельность. 8.4. Инициировать мероприятия в рамках реализации Программы в ОО. 8.5. Принимать участие во встречах наставников с наставляемыми. 8.6. Вносить на рассмотрение руководству ОО предложения о поощрении участников Программы. 8.7. Принимать участие в организации взаимодействия тандемов/групп; на поощрение при выполнении показателей эффективности наставничества и высокого качества Программы. 9.Обязанности наставника Наставник обязан: 9.1. Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, Устава ОО, определяющих права и обязанности. 9.2. Разработать совместно с наставляемым план наставничества. 9.3. Помогать наставляемому осознать свои сильные и слабые стороны и определить векторы развития. 9.4. Формировать наставнические отношения в условиях доверия, взаимообогащения и открытого диалога. 9.5. Ориентироваться на близкие, достижимые для наставляемого цели, обсуждать с ним долгосрочную перспективу и будущее. 9.6. Предлагать свою помощь в достижении целей и желаний наставляемого, и указывать на риски и противоречия. 9.7. Не навязывать наставляемому собственное мнение и позицию, но стимулировать развитие у наставляемого своего индивидуального видения. 9.8. Оказывать наставляемому личностную и психологическую поддержку, мотивировать, подталкивать и ободрять его. 9.9. Личным примером развивать положительные качества наставляемого, корректировать его поведение в Лицее, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора. 9.10. Подводить итоги наставнической программы, с формированием отчета о проделанной работе с предложениями и выводами. 10.Права наставника Наставник имеет право: 10.1. Вносить на рассмотрение администрации ОО предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством. 10.2.Защищать профессиональную честь и достоинство. 10.3.Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы давать по ним объяснения. 10.4.Проходить обучение с использованием федеральных программ, программы Школы наставничества. 10.5.Получать психологическое сопровождение. 10.6.Участвовать в лицейских, региональных конкурсах наставничества. 11.Обязанности наставляемого Наставляемый обязан: 11.1. Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, Устава ОО, определяющих права и обязанности. 11.2. Разработать совместно с наставляемым план наставничества. 11.3. Выполнять этапы реализации программы наставничества. 12.Права наставляемого Наставляемый имеет право: 12.1. Вносить на рассмотрение администрации ОО совершенствованию работы, связанной с наставничеством. предложения по 12.2. Выбирать самому наставника из предложенных кандидатур. 12.3. Рассчитывать на оказание психологического сопровождения. 12.4. Участвовать в лицейских, региональных и всероссийских конкурсах наставничества. 12.5.Защищать свои интересы самостоятельно и (или) через представителя. 13.Механизмы мотивации и поощрения наставников 13.1. Мероприятия по популяризации роли наставника. 13.1.1.Выдвижение лучших наставников на конкурсы и мероприятия на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. 13.1.2.Создание на сайте ОО методической копилки с программами наставничества. 13.1.3.Награждение лицейскими благодарственными письмами «За эффективную наставническую деятельность». 13.1.4. Предоставление наставникам возможности принимать участие формировании предложений, касающихся развития ОО. 14.Документы, регламентирующие наставничество 14.1. К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся: настоящее Положение о наставничестве; приказ директора ОО о закреплении наставничества; план работы («дорожная карта») системы наставничества в ОО; приказ об утверждении наставнических пар/групп». в