Положение о НАСТАВНИЧЕСТВЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
«ЛИЦЕЙ № 1»

(МОУ «Лицей №1»)

УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ «Лицей №1»
_______________________ Гуденко А.В.
август, 2024 г.

Принята на научно-методическом совете
протокол №1 от 26.08.2024 года

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ПЕТРОЗАВОДСКА
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
МОУ «ЛИЦЕЙ №1»

ПОЛОЖЕНИЕ
О НАСТАВНИЧЕСТВЕ

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о наставничестве в МОУ «Лицей №1»

(далее –

Положение) разработано в соответствии с:
Федеральным законом от 29.12.2012 г. No 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями и дополнениями);
Постановлением Министерства просвещения РФ от 25 декабря 2019 года № P-145
«Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся
для организаций, осуществляющих деятельность по общеобразовательным,
дополнительным общеобразовательным программам и программам среднего
профессионального образования, в том числе с применением лучших практик
обмена опытом между обучающимися».
1.2. Настоящее Положение устанавливает правовой статус наставника и
наставляемого,

регламентирует

взаимоотношения

между

участниками

образовательных отношений в деятельности наставничества в МОУ «Лицей №1»
(далее –ОО).
2.Термины и определения
Целевая модель наставничества–система условий, ресурсов и процессов,
необходимых для реализации программы наставничества в ОО.
Программа наставничества–комплекс мероприятий и формирующих их действий,
направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в
конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
Наставничество–технология

передачи

опыта,

знаний,

формирования

компетенций, метакомпетенций, освоения ценностей через неформальное
взаимодействие, основанное на доверии и партнерстве. Может осуществляться
как в индивидуальной («наставник-наставляемый»), так и в групповой
(«наставник-группа наставляемых») форме.
Наставляемый–участник

программы

наставничества,

который

через

взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные
жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и

развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый
может быть определен термином «обучающийся».
Наставник–участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в
достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый
и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции
и

поддержки

процессов

самореализации

и

самосовершенствования

наставляемого.
Куратор–сотрудник ОО, либо учреждения из числа ее социальных партнеров,
который отвечает за организацию программы наставничества.
Форма наставничества–способ реализации целевой модели через организацию
работы наставнической пары/группы, участники которой находятся в заданной
обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и
позицией участников. Выпускник–выпускник Лицея, который о чувствует
признательность

и

поддерживает

личными

ресурсами

(делится

опытом,

мотивирует обучающихся и педагогов, инициирует и развивает, организует
стажировки и т. д.)
3. Цели и задачи наставничества
3.1. Целью наставничества в ОО является максимально полное раскрытие
потенциала личности наставляемого, необходимого для успешной личной и
профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а
также создание условий для формирования эффективной системы поддержки,
самоопределения

и

профессиональной

ориентации

всех

обучающихся,

педагогических работников (далее –педагоги) разных уровней образования и
молодых специалистов ОО.
3.2. Основными задачами лицейского наставничества являются:
разработка и реализация мероприятий дорожной карты и внедрения целевой
модели;
разработка и реализация программы наставничества;
реализация кадровой политики, в том числе: привлечение, обучение и контроль за
деятельностью наставников, принимающих участие в программе наставничества;

проведение внутреннего мониторинга реализации и эффективности программы
наставничества в ОО;
формирование баз данных лучших практик;
подготовка

обучающегося

к

самостоятельной,

осознанной

и

социально

продуктивной деятельности в современном мире, отличительными особенностями
которого являются нестабильность, неопределенность, изменчивость, сложность,
информационная насыщенность;
раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала каждого
обучающегося,

поддержка

индивидуальной

образовательной

траектории;

создание среды для развития и повышения квалификации педагогов, увеличение
числа закрепившихся в профессии педагогических кадров.
4.Организационные основы наставничества
4.1. Наставничество в ОО организуется на основании приказа директора.
4.2.Руководство деятельностью наставничества осуществляет куратор или
заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
4.3. Куратор наставничества назначается приказом директора ОО. В задачи
куратора входит сбор и работа с базой наставников и наставляемых, организация
обучения наставников, контроль за проведением всех этапов реализации целевой
модели,

решение

организационных

вопросов,

мониторинг

реализации

и

получение обратной связи от участников и партнеров программы.
4.4. Реализация наставнической программы происходит через работу куратора с
двумя базами: базой наставляемых и базой наставников.
4.5. Формирование баз наставников и наставляемых осуществляется директором
ОО, куратором, педагогами, классными руководителями и иными лицами ОО,
располагающими информацией о потребностях педагогов и подростков –будущих
участников программы.
4.6. Наставляемыми могут быть обучающиеся:
с ограниченными возможностями здоровья;
желающие овладеть цифровыми навыками, ИКТ и иными современными
компетенциями и т.д.;

находящиеся в процессе адаптации на новом месте учебы;
демонстрирующие неудовлетворительные образовательные результаты;
имеющие проблемы с поведением;
имеющие трудности в социализации;
желающие раскрыть свой творческий и интеллектуальный потенциал;
попавшие в трудную жизненную ситуацию.
4.7. Наставляемыми могут быть педагоги:
молодые специалисты;
находящиеся в состоянии эмоционального выгорания, хронической усталости;
желающие овладеть цифровыми навыками, ИКТ и иными современными
компетенциями и т.д.;
находящиеся в процессе адаптации на новом месте работы.
4.8. Наставниками могут быть:
обучающиеся, мотивированные помочь другим в образовательных, спортивных,
творческих и адаптационных вопросах;
педагоги

и

специалисты,

заинтересованные

в

тиражировании

личного

педагогического опыта и создании продуктивной педагогической атмосферы.
4.9. База наставляемых и база наставляемых может меняться в зависимости от
потребностей ОО в целом и от потребностей участников образовательных
отношений: педагогов, обучающихся и их родителей (законных представителей).
4.10.Участие наставника и наставляемых в целевой модели основывается на
добровольном согласии.
4.11. Для участия в программе заполняются согласия на обработку персональных
данных от совершеннолетних участников программы и согласия от родителей
(законных представителей) несовершеннолетних наставляемых и наставников.
4.12. Формирование наставнических пар/групп осуществляется после знакомства
с программами наставничества.
4.13.Формирование наставнических пар/групп осуществляется на добровольной
основе и утверждается приказом директора ОО.

5.Реализация целевой модели наставничества
5.1. Для успешной реализации целевой модели наставничества, исходя из
образовательных потребностей Лицея ы в целевой модели наставничества
рассматриваются две формы наставничества: «Ученик -ученик», «Учитель –
учитель».
5.2. Данные формы и схемы их реализации представляются на педагогическом и
родительском советах, совете старшеклассников.
5.3. Этапы комплекса мероприятий по реализации взаимодействия «наставник –
наставляемый»:
Первая, организационная, встреча наставника и наставляемого.
Вторая, пробная рабочая, встреча наставника и наставляемого.
Встреча –планирование рабочего процесса, составление индивидуального
маршрута, наставляемого.
Регулярные встречи наставника и наставляемого.
Заключительная встреча наставника и наставляемого.
5.4.Количество встреч наставник и наставляемый определяют самостоятельно при
проведении встречи-планирования.
6. Мониторинг и оценка результатов реализации программы наставничества
6.1. Мониторинг процесса реализации программы наставничества понимается как
система сбора, обработки, хранения и использования информации о программе
наставничества и/или отдельных ее элементах. Может быть Портфолио, кейс,
папка.
6.2.Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов:
оценка качества процесса реализации программы наставничества;
оценка мотивационно-личностного, компетентностного, профессионального роста
участников, динамика образовательных результатов.
6.3.Сравнение изучаемых личностных характеристик участников программы
наставничества проходит на «входе» и «выходе» реализуемой программы.

6.4.Мониторинг проводится куратором и наставниками два раза за период
наставничества: промежуточный и итоговый.
6.5.В ходе проведения мониторинга не выставляются отметки.
7.Обязанности куратора
В обязанности куратора входит:
7.1. Формирование и актуализация базы наставников и наставляемых.
7.2. Координация работы по разработке ежегодной Программы наставничества
ОО.
7.3. Организация и контроль мероприятий в рамках утвержденной Программы.
7.4.

Подготовка

проектов

документов,

сопровождающих

наставническую

деятельность и представление их на утверждение руководителю ОО.
7.5.

Оказание

своевременной

информационной,

методической

и

консультационной поддержки участникам наставнической деятельности.
7.6. Мониторинг и оценка качества Программы, прохождения индивидуальных
маршрутов, наставляемых.
7.7. Своевременный сбор данных по оценке эффективности внедрения Целевой
модели по запросам органов Управления образования.
7.8. Получение обратной связи от участников Программы и иных причастных к ее
реализации

лиц

(через

опросы,

анкетирование),

обработка

полученных

результатов.
7.9. Анализ, обобщение положительного опыта осуществления наставнической
деятельности в ОО и участие в его распространении.
8.Права куратора
Куратор имеет право:
8.1.

Запрашивать

заявления,

документы

представления,

(индивидуальные

анкеты)

и

маршруты

информацию

мониторинга и оценки) от участников Программы.

(для

наставляемых,
осуществления

8.2. Организовать сбор данных о наставляемых через доступные источники
(родители, классные руководители, педагоги-психологи, профориентационные
тесты и др.).
8.3.Вносить предложения по изменениям и дополнениям в документы ОО,
сопровождающие наставническую деятельность.
8.4. Инициировать мероприятия в рамках реализации Программы в ОО.
8.5. Принимать участие во встречах наставников с наставляемыми.
8.6. Вносить на рассмотрение руководству ОО предложения о поощрении
участников Программы.
8.7. Принимать участие в организации взаимодействия тандемов/групп; на
поощрение при выполнении показателей эффективности наставничества и
высокого качества Программы.
9.Обязанности наставника
Наставник обязан:
9.1. Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных
нормативных актов, Устава ОО, определяющих права и обязанности.
9.2. Разработать совместно с наставляемым план наставничества.
9.3. Помогать наставляемому осознать свои сильные и слабые стороны и
определить векторы развития.
9.4.

Формировать

наставнические

отношения

в

условиях

доверия,

взаимообогащения и открытого диалога.
9.5. Ориентироваться на близкие, достижимые для наставляемого цели, обсуждать
с ним долгосрочную перспективу и будущее.
9.6. Предлагать свою помощь в достижении целей и желаний наставляемого, и
указывать на риски и противоречия.
9.7. Не навязывать наставляемому собственное мнение и позицию, но
стимулировать развитие у наставляемого своего индивидуального видения.
9.8. Оказывать наставляемому личностную и психологическую поддержку,
мотивировать, подталкивать и ободрять его.

9.9. Личным примером развивать положительные качества наставляемого,
корректировать его поведение в Лицее, привлекать к участию в общественной
жизни

коллектива,

содействовать

развитию

общекультурного

и

профессионального кругозора.
9.10. Подводить итоги наставнической программы, с формированием отчета о
проделанной работе с предложениями и выводами.
10.Права наставника
Наставник имеет право:
10.1.

Вносить

на

рассмотрение

администрации

ОО

предложения

по

совершенствованию работы, связанной с наставничеством.
10.2.Защищать профессиональную честь и достоинство.
10.3.Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его
работы давать по ним объяснения.
10.4.Проходить обучение с использованием федеральных программ, программы
Школы наставничества.
10.5.Получать психологическое сопровождение.
10.6.Участвовать в лицейских, региональных конкурсах наставничества.
11.Обязанности наставляемого
Наставляемый обязан:
11.1. Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных
нормативных актов, Устава ОО, определяющих права и обязанности.
11.2. Разработать совместно с наставляемым план наставничества.
11.3. Выполнять этапы реализации программы наставничества.
12.Права наставляемого
Наставляемый имеет право:
12.1.

Вносить

на

рассмотрение

администрации

ОО

совершенствованию работы, связанной с наставничеством.

предложения

по

12.2. Выбирать самому наставника из предложенных кандидатур.
12.3. Рассчитывать на оказание психологического сопровождения.
12.4. Участвовать в лицейских, региональных и всероссийских конкурсах
наставничества.
12.5.Защищать свои интересы самостоятельно и (или) через представителя.
13.Механизмы мотивации и поощрения наставников
13.1. Мероприятия по популяризации роли наставника.
13.1.1.Выдвижение лучших наставников на конкурсы и мероприятия на
муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
13.1.2.Создание

на

сайте

ОО

методической

копилки

с

программами

наставничества.
13.1.3.Награждение лицейскими благодарственными письмами «За эффективную
наставническую деятельность».
13.1.4.

Предоставление

наставникам

возможности

принимать

участие

формировании предложений, касающихся развития ОО.
14.Документы, регламентирующие наставничество
14.1. К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся:
настоящее Положение о наставничестве;
приказ директора ОО о закреплении наставничества;
план работы («дорожная карта») системы наставничества в ОО;
приказ об утверждении наставнических пар/групп».

в


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».