Программа Тхэквондо_24-25_Лицей 1

РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ПЕТРОЗАВОДСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛИЦЕЙ № 1»
(МОУ «Лицей № 1»)

ПРИНЯТА
на научно-методическом совете
протокол № 1 от 26.08. 2024 г.

УТВЕРЖДЕНО
Приказ № 206/1/осн
от 17.09.2024
Директор МОУ «Лицей №1»
______________________ Гуденко А.В.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ТХЭКВОНДО»
ФИЗКУЛЬТУРНО- СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 10 ДО 12 ЛЕТ
СТАВИТЕЛЬ:
МИНИН Р.А.
Срок реализации программы 3 года

г. Петрозаводск
2024

Пояснительная записка
Программа «Тхэквондо» - дополнительная общеразвивающая программа физкультурноспортивной направленности.
Данная программа является программой базового уровня по тхэквондо.

Актуальность
Последние насколько лет мы можем наблюдать интенсивную интеллектуализацию
образования, при этом упускается из виду самое главное - здоровье детей, их физическое
состояние. Двигательная активность школьников в России резко уменьшается, что приводит
к серьезным проблемам со здоровьем еще до окончания школьного обучения.
Как и любой вид спорта, тхэквондо способствует ускоренному обмену веществ и
повышает сопротивляемость детского организма к любым болезням. Регулярные занятия
способствуют развитию физической и психологической выносливости. Эти качества
помогают детям легко преодолевать стрессовые ситуации и выдерживать нагрузки,
связанные с учёбой. Во время занятий тхэквондо тренируются и укрепляются все мышцы
тела. Ребёнок постепенно становится сильным, ловким, гибким. В процессе тренировок дети
становятся более смелыми и решительными. Когда ребёнок чувствует себя сильным, он
легче преодолевает робость, становится более настойчивым при достижении целей. Умение
руководить собой и подчинять свои действия строгой необходимости может пригодиться как
в учёбе, так и в повседневной жизни. Параллельно со спортивными навыками, у детей
развивается готовность к борьбе с трудностями, к активному решению жизненных проблем.
При этом с древних времён тхэквондисты придерживались принципов миролюбия,
вежливости, доброжелательности.
Жизнь современных детей полна различных ситуаций, в которых им может очень
пригодиться умение обороняться. Способность защитить себя и своих близких придаст
ребенку уверенности в себе, в собственных силах.
Очень важно отвлечь сознание детей от негативных факторов и привлечь к здоровому
образу жизни. В этом направлении ведется большая работа и в основном, и в
дополнительном образовании, но чем разнообразнее будут формы и подходы, тем больше
шансов привлечь к сотрудничеству молодежь. Как одна из форм на базе Лицея 1
организована секция тхэквондо (МФТ), где дети занимаются одним из интереснейших видов
боевых искусств.

Новизна
Новизна программы заключается в том, что по форме организации образовательного
процесса она является модульной, разработана с учетом тенденций и направлений
современной образовательной политики, отвечает запросам социума и предоставляет
возможность обучающимся выстраивать индивидуальную образовательную траекторию.
Программа состоит из 3 модулей: «Путь к успеху», «Дорогу осилит идущий» и «Терпенье и
труд всё перетрут».
2

Отличительной особенностью программы является акцент на формировании здоровой
личности: физически, психологически и духовно здоровой, способной адаптироваться к
быстро меняющимся условиям и давать отпор негативным проявлениям современной жизни.

Цель программы
Основная цель программы - привить детям навыки здорового образа жизни через
систематические занятия тхэквондо.

Задачи программы
• всестороннее физическое развитие через увеличение физ.активности,
разнообразие физ.упражнений;
• укрепление здоровья через дыхательные упражнения, элементы
закаливания;
• привитие основных гигиенических навыков;
• воспитание морально-волевых качеств;
• подготовка детей для занятий тхэквондо в программах продвинутого
уровня.

Ожидаемые результаты
По результатам освоения модуля 1 «Путь к успеху» обучающийся должен:
 Знать программу на желтый пояс с зеленой полоской (7 гуп)
 Уметь выполнять удары и блоки, предусмотренные программой на желтый пояс с
зеленой полоской (7 гуп)
 Сдать нормативы ОФП и СФП, соответствующие возрасту, полу и поясу
занимающегося
По результатам освоения модуля 2 «Дорогу осилит идущий» обучающийся должен:
 Знать программу на зеленый пояс (6 гуп)
 Уметь выполнять удары и блоки, предусмотренные программой на зеленый пояс (6
гуп)
 Сдать нормативы ОФП и СФП, соответствующие возрасту, полу и поясу
занимающегося
По результатам освоения модуля 3 «Терпенье и труд всё перетрут» обучающийся
должен:
 Знать программу на зеленый пояс с синей полоской (5 гуп)
 Уметь выполнять удары и блоки, предусмотренные программой на зеленый пояс с
синей полоской (5 гуп)
 Сдать нормативы ОФП и СФП, соответствующие возрасту, полу и поясу
занимающегося

3

Методы оценки уровня освоения программного материала
•
•
•
•
•
•

Тесты (ОФП, СФП)
Аттестации на пояса
Фестивали и публичные мероприятия
Соревнования различного уровня
Диагностика развивающейся личности
Корректировка программы

Краткая характеристика обучающихся
Данная программа составлена для обучающихся 10-12 лет, соответствует
психологопедагогическим и гендерным особенностям обучающихся данного возраста.
Группы формируются по возрастному принципу, являются смешанными (мальчики и девочки
занимаются вместе). Возраст обучающихся может быть увеличен до 13-15 лет при приеме на
обучение ребят, ранее не занимавшихся по программам тхэквондо.

Объем и сроки освоения программы
Программа реализуется за три учебных года. Модули «Путь к успеху» и «Дорогу
осилит идущий» включают в себя по 204 учебных часа в году (6 учебных часов в неделю), а
модуль «Терпенье и труд всё перетрут» состоит из 312 учебных часов в году (9 учебных
часов в неделю).
Срок освоения учебного модуля — 1 учебный год.

Особенности организации образовательного процесса
Программа составлена с учетом периодизации учебно-тренировочного процесса в 3-х
годичном цикле, состоит из 3 модулей:
1. «Путь к успеху»
На данном этапе акцент в занятиях делается на самопознание и самореализацию.
Занятия тхэквондо психотерапевтичны по своей природе и могут быть использованы как
средство личностного роста, как способ продвижения человека вперёд по пути самореализации.
Обучающиеся осознают, что у них есть все необходимое для работы над собой.
2. «Дорогу осилит идущий»
Данный модуль направлен на формирование мотивации успеха. Внутренним мотивом к
достижению успеха является осознание ребенком своих способностей и возможностей,
различение того и другого и укрепление на этой основе веры в свои успехи. В младшем
школьном возрасте на базе уже полученного опыта учебной, игровой и трудовой
деятельности складываются предпосылки для оформления мотивации достижения успехов
на ближайшие годы или даже на всю жизнь. На занятиях тхэквондо дети и подростки
осознают необходимость активной жизненной позиции для достижения целей.
3. «Терпенье и труд всё перетрут»
4

В процессе прохождения данного модуля дети обретают целеустремленность и
моральный и закаляют характер. Занятия тхэквондо требуют постоянного совершенствования,
и таким образом, заставляют преодолевать трудности, вырабатывая трудолюбие, настойчивость.
Они немыслимы без максимальных физических и психических напряжений, интенсивных
волевых усилий, а значит, воспитывают целеустремлённость, самообладание, волю. Занятия
тхэквондо оказывают многоплановое и достаточно ощутимое влияние на эффективность
нравственного воспитания, формирование культуры людей, особенно молодёжи. Учащиеся
осознают, что физическая активность является неотъемлемой частью здорового образа
жизни и принимают решение изучать тхэквондо более глубоко и детально.

Состав группы
Рекомендуемая заполняемость тренировочных групп – по 15 человек.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Для модулей «Путь к успеху» и «Дорогу осилит идущий»:
Режим занятий — 3 раза в неделю по 2 часа или 4 раз в неделю по 1,5 учебных часа.
Продолжительность учебного часа — 40 минут Для модуля «Терпенье и труд все
перетрут»:
Режим занятий — 3 раза в неделю по 3 часа или 6 раз в неделю по 1,5 учебных часа.
Продолжительность учебного часа — 40 минут.

Учебно-тематический план Учебный модуль 1: «Путь к
успеху»
Темы

Кол-во
часов

1. Общие положения
2. Позиции (соги) и смещения (ундонг)
3. Защита и атака руками
4. Защита и атака ногами
5. Формальные комплексы (тули): базовый уровень
6. Поединки (массоги)
7. Заключительные положения
ИТОГО:

Теория

Практика

Всего

4
7
8
8
4
8
1
40

2
20
22
30
24
64
2
164

6
27
30
38
28
72
3
204

Содержание учебно-тематического планирования модуля
«Путь к успеху»
1. Общие положения
Ударные точки:
- знание сегментов тела, используемых для атаки и блокирования
- уровни для атаки и блокирования
- уязвимые точки тела
5

- методы закалки и набивания атакующих и блокирующих поверхностей
- правильное сжатие кулака
- формирование голеностопа для определенных ударов ногами
2. Позиции (соги) и смещения (ундонг)
2.1. Позиции (соги):
- знание соги используемых в тулях соответствующих году обучения
2.2. Смещения (ундонг):
- ундонг в классических соги
3. Защита и атака руками
3.1. прямые удары:
- прямые классические и спарринговые удары
- выполнение ударов в разные уровни
3.2. приемы защиты:
- разновидности блоков
- накладки и подставки
- уклоны, нырки и уходы с линии атаки
4. Защита и атака ногами
4.1. основные принципы и разновидности ударов:
- апча олиги
- юпча олиги
- ануро, бакуро сева чаги
- городолье олиги
- твитча олиги
- выходы на заряды для ударов ногами (прямой вперед, круговой вперед,
прямой в сторону, прямой назад)
4.2. удары от ноги, стоящей сзади:
- ап чаги
- нерё чаги (ануро, бакуро)
- дольё чаги
- юп чаги
- твит чаги
- горо чаги
- сева чаги (ануро, бакуро)
- миро чаги
4.3. удары от ноги, стоящей впереди:
- ап чаги
- нерё чаги (ануро, бакуро)
- дольё чаги
- юп чаги
- горо чаги
- сева чаги (ануро, бакуро)
6

- миро чаги
5. Формальные комплексы (тули): базовый уровень
- Чон Джи, Дан Гунн, До Сан.
6. Поединки (Массоги)
6.1. условный спарринг (спарринг без противника имитирующий атаку и
защиту)
6.2. самбо массоги (выполняется с партнером, при этом применяются
простейшие блоки и удары руками)
6.3. ибо массоги (добавляется атака ногой, также возможна контратака
ногой)
7. Заключительные положения7.1.
классификационная система:
- градация по разрядам, гупам, данам
- значение цветов поясов, логика развития цветовой гаммы
- программа экзамена на ученический и черный пояс - порядок проведения
экзамена
7.2. принципы тренировки:
- части тренировки (вводная, основная, заключительная)
- тренировочные циклы (макро-, микроциклы)
- виды тренировок (прыжковая, беговая, ударная, тулевая и т.д.)
- составление тренировочного плана (на месяц, на год, на перспективу)
- тренировочные, предстартовые, стартовые и после стартовые состояния
- понятия об утомляемости, переутомляемости, перетренированности и
выходы из этих состояний

Учебный модуль 2: «Дорогу осилит идущий»
Темы

Кол-во часов

1. Общие положения
2. Позиции (соги) и смещения (ундонг)
3. Защита и атака руками
4. Защита и атака ногами
5. Формальные комплексы (тули): базовый уровень
6. Поединки (массоги)
7. Приемы из раздела самообороны (хо син суль)
8. Удары из раздела специальной техники (т ки)
9. Удары из раздела силового разбивания (кекпа)
10. Заключительные положения
ИТОГО:

7

Теория

Практика

Всего

1
2
5
5
3
8
2
3
2
2

3
6
33
45
25
46
4
5
2
2

4
8
38
50
28
54
6
8
4
4

33

171

204

Содержание учебно-тематического планирования модуля
«Дорогу осилит идущий»
1. Общие положения
Теория силы:
- откуда берется сила
- концентрация
- равновесие (динамическая, статическая устойчивость)
- контроль дыхания
- ударная масса
- скорость
- быстрота и рефлексы
2. Позиции (соги) и смещения (ундонг)
2.1. Позиции (соги):
- джае соги
2.2. Смещения (ундонг):
- развороты, смены фронтальностей, переходы из одной соги в другую
3. Защита и атака руками
Комбинации ударов:
- повторные удары одной рукой
- серии ударов разными руками в разные уровни
- совмещение ударов с защитными действиями (блок + удар; подставка +
удар; уклон + удар…)
4. Защита и атака ногами
4.1. удары с подшагом:
- удары выполняются впередистоящей ногой
- после смены фронтальности (шагом вперед, назад, на месте) - после
отскока, подскока, смены фронтальности прыжком
4.2. удары с подскоком:
- в начальной фазе удара
- в промежуточной фазе удара - в конечной фазе удара
4.3. повторные удары:
- повторы одного и того же удара
- повторы с использованием различных ударов - удар с разворотом + повтор
какого-либо удара
4.4. удары в прыжках:
- удары от ноги, стоящей впереди
- удары от ноги, стоящей сзади
- удары с реверсом
- импульсные удары
- удары на максимально высокий уровень - удары с максимальной дальностью
полета
8

5.
6.

7.

8.

9.

4.5. удары с разворотом:
- твит чаги
- банде горо чаги
- тора нерьё чаги
- тора юп чаги
Формальные комплексы (тули): базовый
уровень - Вон Хё, Юл Гок.
Поединки (Массоги)
6.1.
илбо массоги (желательна как атака, так и контратака ногой в
прыжке)
6.2.
банджаи массоги (спарринг по заранее оговоренному сценарию)
6.3.
джае массоги (высшая форма спарринговой подготовки
спортсменов. Нет никаких ограничений относительно перемещений или
применяемых приемов, свойственных условному бою, но в рамках правил,
установленных для спортивного тхэквондо. Как разновидности существуют
учебные спарринги в которых решаются конкретные задачи поставленные
тренером перед спортсменами)
Приемы из раздела самообороны (хо син суль)
7.1. джабги:
- джабги на руки
- джабги на ноги
- удушения
- джабги одной рукой
- джабги двумя руками
7.3. освобождение от захватов:
- высвобождение с уходом
- с применением болевого приема
- разрыв захвата
- освобождение с броском
Удары из раздела специальной техники (т ки)
Теория:
- виды ударов
- техника исполнения каждого удара
- фазы ударов
- правила поведения и исполнения ударов в виде «спец. техника»
Удары из раздела силового разбивания (кекпа)
Теория:
- виды ударов
- техника исполнения каждого удара
- фазы ударов
- правила поведения и исполнения ударов в виде «силовое разбивание»

9

10. Заключительные положения10.1. правила
соревнований:
- участники соревнований (права и обязанности)
- форма участников
- ранги соревнований и условия участия в них
- градация по дивизионам
- возрастные и весовые категории - подача протестов
10.2. судейство:
- судейская коллегия
- обязанности судей
- форма судей
- аттестация судей
- рефери на доянге (обязанности, жесты)
- жюри
- судьи на доянге
- судьи-хронометристы
- судья секретарь

Учебный модуль 3: «Терпенье и труд всё перетрут»
Темы

1. Общие положения
2. Позиции (соги) и смещения (ундонг)
3. Защита и атака руками
4. Защита и атака ногами
5. Формальные комплексы (тули): базовый уровень
6. Поединки (массоги)
7. Приемы из раздела самообороны (хо син суль)
8. Удары из раздела специальной техники (т ки)
9. Удары из раздела силового разбивания (кекпа)
10. Заключительные положения
ИТОГО:

Кол-во часов
Теория

Практика

Всего

1
8
6
14
4
10
4
2
2
5
56

3
22
38
76
36
58
8
4
4
7
256

4
30
44
90
40
68
12
6
6
12
312

Содержание учебно-тематического планирования модуля
«Терпенье и труд всё перетрут»
1. Общие положенияИстория Тхэквондо:
- что означает Тхэквондо
- дата основания и основатель Тхэквондо
- история появления Тхэквондо в России
- самые значимые события в истории развития Тхэквондо
2. Позиции (соги) и смещения (ундонг)
2.1. Позиции (соги):
10

- умение объяснить параметры правильного выполнения
2.2. Смещения (ундонг):
- массоги ундонг3. Защита и атака руками
3.1. удары в прыжках:
- одиночные удары в прыжках
- серии ударов
- накладка, сбивка + удар
3.2. круговые удары:
- круговые классические и спарринговые удары
- выполнение ударов в разные уровни
4. Защита и атака ногами 4.1.
техника «ундонг»:
- по инерции (раннее скольжение до удара, одновременное скольжение с ударом)
- толчком опорной ноги (позднее скольжение в конце удара, одновременное
скольжение с ударом)
4.2. удары с разворотом в прыжках (180О,360О,540О …):
- тимье твит чаги
- тимье панде долье чаги
- тимье тора нерьё чаги
- тимье тора юп чаги
- те же удары, но с импульсом маховой ноги
- реверсивные удары
- удары на максимально высокий уровень
- удары с максимальной дальностью полета5. Формальные комплексы
(тули): базовый уровень - Чун Гун, Тэ Ге.
6. Поединки (Массоги)
6.1. спарринг ногами (этот вид спарринга характерен именно для тхэквондо,
все атакующие и защитные действия выполняются только ногами, атаковать
руками запрещено).
6.2. спарринг руками (вид спарринга, в котором все атакующие и защитные
действия выполняются руками, здесь преобладает боксерская манера ведения боя с
применением некоторых технических элементов, используемых в спортивном
спарринге)
7. Приемы из раздела самообороны (хо син суль)
7.1. сира чаги:
- подцепы (изнутри, снаружи)
- подсечка выполняемая после разворота
7.2. броски:
- передняя подножка
- задняя подножка
- бросок через бедро
11

- бросок через спину
- бросок через плечо (из стойки, с колен)
- броски по принципу опрокидывания
8. Удары из раздела специальной техники (т ки)
Практика:
- фаза разбега
- фаза отталкивания
- фаза полета (вылет, вынос бьющей ноги на заряд, удар, сбор бьющей ноги) фаза приземления
9. Удары из раздела силового разбивания (кекпа)
Практика:
- постановка правильной техники
- удары на точность
- удары по мягкой мишени
- набивка (закалка) бьющих поверхностей рук и ног
- кекпа непосредственно на станках, преодоление психологического барьера
10. Заключительные положения
Основы первой медицинской помощи:
понятия о травмах, причины травматизма и основы их предупреждения в
тренировочном и соревновательном процессах
первая доврачебная помощь при возможных травмах
очередность действий с пострадавшими при ушибах, растяжениях,
закрытых и открытых переломах
профилактика травм

Материально-техническое обеспечение программы
Для реализации программы в учреждении имеются:
 спортивный зал тхэквон-до со специальным покрытием «будо-маты», шведскими
стенками, специальным оборудованием для отработки элементов;  малый зал со
специальным покрытием «будо-маты»;  тренажерный комплекс.

Список использованных источников и литературы
1. Аганянц Е. К., Горская Г. Б. Психологическое обоснование поведения человека. –
Краснодар: «Экоинвест», 2003.
2. Волков В.М., Филин В.П. Спортивный отбор, - М. ФиС, 1983-75 с.
3. Волков Л.В. Обучение и воспитание юного спортсмена - Киев. Здоровья, 1984-144 с.
4. Гимнастика в школе - М., 1978 Бобров Г.А.
5. Голдик М.А. Спортивная метрология-М. ФиС. 1988-192 с 5. Горбылев А.М.
«Хиден» (1-8 вып.): научно-методический сборник. – «Горбылёв А.М.», 2011
6. Головихин Е.В., Степанов С.В. Организация и методика обучения в спортивных
видах единоборств: Учебно-методическое пособие: Екатеринбург – УГТУ-УПИ,
2005. – 69 с
12

7. Детская спортивная медицина/под ред. Тихвинского СВ., Хрущева СВ. М,
Медицина,1980-439с 7. Накаяма М. Динамика каратэ / Пер. с англ. А. Куликова. —
М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. — 304 с.
8. Журналы «ТиП ФК», «ФК:воспитание, образование, тренировка»
9. Иванов А.А., Психология чемпиона. Работа спортсмена над собой/ Москва, ОАО
"Советский спорт",2012
10. Квашук В.П., В.П. Губа, В.Г. Никитушкин, Индивидуализация подготовки юных
спортсменов/ Москва, "Физкультура и спорт",2009
11. Лубышева Л. И. Социальная роль спорта в развитии общества и социализации
личности //Теория и практика физической культуры. – 2001. – № 4.
12. Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки
спортсменовКиев, Олимпийская л-ра, 1999-320 с
13. Накаяма М. "Лучшее каратэ. Том 5. Хеаны, Текки"/ Пер. с англ. А. Куликова. — М.:
ФАИР-ПРЕСС, 1999. — 202 с.
14. Накаяма М. Динамика каратэ / Пер. с англ. А. Куликова. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999.
— 304 с.
15. Накаяма М. Практическое каратэ для всех/ Пер. с англ. А. Куликова. — М.:
ФАИРПРЕСС, 1999. – 288 с.
16. Наталов Г. Г. Современные проблемы развития физической культуры и спорта в
Российской Федерации. //Хрестоматия, том 1. – Краснодар, 2005.
17. Основы Таеквондо – м.: Советский спорт, 1994г. Соколов И.С.
18. Первая медицинская помощь - М., 1996 Луковицкий К.К.
19. Первый шаг – Тамбов, 2008. – Цилфидис Л.К.
20. Пилоян РА, Суханов АД Многолетняя подготовка спортсменов - единоборцев.
Малаховка, 1999
21. Самостоятельные занятия учащихся по физической культуре - М., 1986 Мейксон
Г.Б. Шаукин В.Н.
22. Спортивная борьба: Учеб.пособие для техникумов и ин-тов физ.культуры / Под ред.
Г.С.Туманяна,- М,; Физкультура и спорт, 1985-144с.
23. Станков А.Г., Климин В.П., Писемский И,А. Индивидуализация подготовки борцов.
- М.: Физкультура и спорт, 1984- 240 с.
24. Таеквондо – СПб. ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2001г. Сафонкин С.Н.
25. Теория и методика физического воспитания.: М. Ф и С. 1976г. Л.П. Матвеева, А.Д.
Новикова.
26. Теория и методика физической культуры: Учебник /под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина
– М.: «Советский спорт», 2010. – 464с.
27. Физическое воспитание учащихся - М., 1993 Ляков В.И. Мейксон Г.Б.
28. Чой Сунг Мо. Тхэквондо для начинающих/Феникс, 2005г.
29. Энциклопедия Тхэквондо перевод 1993г. АО «ТКО», 1988г. By Gen. Choy Hon Hi

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».