РП ОПИД

МОУ «Лицей № 1»

УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ «Лицей №1»

Принята на научно-методическом
совете протокол №1 от 28.08.2024

_____________ Гуденко А.В.
Август 2024 г.

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
МОУ «ЛИЦЕЙ №1»

Рабочая программа
внеурочной деятельности
ОСНОВЫ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
общеинтеллектуального направления
Возраст обучающихся – 14-15 лет
Срок реализации программы –1 год
Составитель программы:
Горохова М.А.,
педагог дополнительного образования
_____________
Программа прошла экспертизу
Руководитель кафедры _____________/___________
______________202_ г.

Пояснительная записка
Программа курса «Основы учебно-исследовательской деятельности» обучающихся
на ступени основного общего образования разработана на основе требований к структуре
и результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, в соответствии с базисным учебным планом, программой формирования и развития
универсальных учебных действий, планируемыми результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования, преемственна по отношению к
начальному общему образованию и направлена на формирование у обучающихся универсальных учебных действий и основ культуры исследовательской и проектной деятельности.
Программа курса «Основы учебно-исследовательской деятельности» обучающихся
на ступени основного общего образования предусматривает выбор, разработку, реализацию и общественную презентацию предметного или межпредметного учебного проекта,
направленного на решение личностно и социально-значимой проблемы.
Учебно - исследовательская деятельность - деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной
сфере: постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала,
его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы»
Программа курса «Основа исследовательской деятельности» предназначена для
изучения основ исследовательской деятельности учащимися 5-9 классов основной школы.
Исследовательская

деятельность

–

это

совместная

учебно-познавательная,

творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные
методы, способы деятельности, направленные на достижение общего
деятельности. Непременным условием проектной

результата

деятельности является наличие

представлений о конечном продукте деятельности и этапов его достижения.
Основу программы курса составляют сведения о различных видах исследований и
проектных продуктах, что позволяет учащимся осуществить их выбор и попробовать себя
в их создании. Работа над исследованием позволяет учащемуся осознать ситуации,
проблемы, процессы, происходящие в окружающем его мире. В курсе достаточно
подробно рассматривается алгоритм проведения исследования, его основополагающие
моменты, что позволяет применить его в проектах различных типов и направлений.
Принципиальным является характер занятий – это групповые формы работы,
деятельностный режим, практико-ориентированная направленность обучения. Уровень

усвоения и форма проведения, методы и приемы занятий соответствует психологопедагогическим особенностям обучающихся.
Новизна программы курса заключается в том, что она представляет сочетание
форм и методов обучения, которые соответствуют требованиям ФГОС, позволяет решать
учебные и социальные проблемы.
Обучение в параллелях 5-6-х классов в соответствии с ФГОС определяется как
переходный этап в отношении реализации проектной/исследовательской деятельности,
главным образовательным результатом которого – умение различать виды работ и виды
ответственности за них. Соответственно, для учащихся 5-6 классов основной формой
организации проектной деятельности является проблемное задание (задача), основными
характеристиками которого является: принципиально носит групповой характер; для его
решения школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора
(или системы) заданий и требуемых для их выполнения. Проектные задания (задачи)
необходимо активно использовать как в учебной, так и во внеурочной деятельности, а
оценка проектной деятельности должна носить иллюстративный характер.
Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью, так,
знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности,
в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в
профильной школе, а также для организации научно-исследовательской деятельности
Практическая направленность содержания - содержание курса обеспечивает
приобретение знаний и умений, позволяющих в дальнейшем использовать их как в
процессе обучения в разных дисциплинах, так и в повседневной жизни для решения
конкретных задач.
Результатом курса является прописывание каждым учащимся плана-проспекта
своего индивидуального проекта.
Текущие учебные исследования и учебные проекты выполняются учащимися 5-8
классов и каждым обучающимся 9 классов в формате учебного проекта в рамках одного
учебного предмета, нескольких учебных предметов или курса по программе внеурочной
деятельности с целью продемонстрировать свои достижения в освоении проектной
деятельности, содержания и методов избранной области знания.

Содержание рабочей программы направлено на освоение учащимися навыками
проектной деятельности, что соответствует образовательной программе МОУ «Лицей
№1» Она направлена на духовное и профессиональное становление личности ребёнка через активные способы действий. Курс Основы учебно-исследовательской деятельности состоит из отдельных модулей. Модуль понимается как логически завершённая единица содержания образования. Модульная структура и практическая направленность курса обуславливают успешное применение метода проектов в системе образования, поскольку содержание модулей предполагает освоение способов деятельности, положенных в
основу формирования ключевых компетентностей (информационной, коммуникативной,
исследовательской и т.п.).
Курс Основы учебно-исследовательской деятельности призван обеспечить освоение наиболее актуальных для работы над проектами способов деятельности учащимися
основной школы и подготовку их, таким образом, к разработке и реализации собственных
проектов. Потребность в данном курсе возникла в связи с широким применением в образовательных учреждениях метода проектов как технологии формирования ключевых
компетентностей учащихся. Освоение способов деятельности, применимых к очень широкому кругу объектов воздействия, в рамках изучения курса позволяет сформировать у учащихся важный внутренний ресурс, который специально в других составляющих образовательного процесса в школе не формируется. Важнейшей педагогической проблемой сегодня стало внедрение в образовательный процесс средств и методик, помогающих учащимся «открывать» себя, раскрывать свою личность. Критерием успешности ученика становится не столько результативность в изучении школьных предметов, сколько отношение
человека к возможностям собственного познания и преобразования природы, истории,
самого себя.
Основная цель курса - освоение метапредметных умения проектирования и исследования, формирование индивидуальной образовательной траектории учащихся через
включения в образовательный процесс учебно-исследовательской деятельности уроках и
во внеурочной среде.
Программа курса «Основы исследовательской деятельности» позволяет реализовать
актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный,

де-

ятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
Предметные:
- сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности,
критического мышления

- способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности
- сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач,
используя знания одной или нескольких учебных дисциплин или предметных областей
- способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования
работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования

ар -

гументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации

ре-

зультатов.
Метапредметные:
- сформированность умений организовать исследовательскую и проектную деятельность –
осуществлять целеполагание, планировать, поэтапно и целесообразно решать

по-

ставленные задачи, оформлять и защищать собственный проект
- сформированность умения продуктивно общаться и взаимодействовать с ее
участниками, учитывать их позиции
- сформированность умений решать проблемы, эффективно разрешать противоречия
- сформированность умения ясно, логично и точно излагать свою точку зрения,
используя адекватные языковые средства
- сформированность компетенции осознанного использования информационных и
коммуникационных технологий
Коммуникативные:
-овладеть умением включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявляя
инициативу и активность
-овладеть умением работы в группе
-овладеть умением формулировать свои затруднения, предлагать свою помощь и
сотрудничество
-овладеть умением слушать собеседника, договариваться о совместной деятельности, приходить к общему решению
-овладеть умением осуществлять взаимный контроль
Личностные:
- интеллектуальное, личностное развитие обучающихся, рост их компетенции в
выбранной для исследования или проекта

- сформированность широкого представления о достижениях мировой и национальной
науки, культуры и техники
- сформированность толерантного сознания и поведения в поликультурном мире,
готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания
- готовность и способность действовать самостоятельно, инициативно и ответственно
при решении исследовательских и проектных задач
- готовность и способность к непрерывному образованию, включая самообразование, с
использованием проектной технологии и исследовательских методов
Сформировать умения публичной защиты работы:
- Умение подготовить выступление
- Правильно устанавливать контакт с аудиторией
- Привлекать и удерживать внимание аудитории, отслеживать реакцию аудитории и
своевременно реагировать на снижение внимания
- Разрабатывать структуру презентации в соответствии с поставленными задачами,
выбирать аргументы, подходящие для определенной аудитории.
- Уверенно держаться перед аудиторией, уверенно и позитивно отвечать на вопросы
Формы внеурочной деятельности обучающихся:
Творческие работы
Выполнение индивидуальных заданий
Решение проблемных задач на учебном занятии и решение ситуационных задач
Выполнение индивидуальных заданий

Содержание программы курса Основы учебно-исследовательской деятельности
Тема 1. Понятие «Учебный проект» (4ч.)
Что такое учебный проект. Основные теоретические сведения, термины. Этапы работы
над проектом.
Тема 2. Алгоритм работы над учебным проектом (4ч.)
Учебный проект: основные этапы работы над проектом: проблематизация, целеполагание,
планирование, реализация плана, рефлексия, презентация. Деятельность учащихся в группе над проектом. Практическая работа «Алгоритм работы над проектом».
Тема 3. Типы проектов (2ч.)

Проект и его типы. Классификации проектов. Практико-ориентированный проект. Исследовательский проект. Информационный проект. Творческий проект. Игровой проект. Тип
проекта, ведущая деятельность, проектный продукт.
Практическая работа «Типы проектов»
Тема 4. Ситуация и проблема. Постановка цели. Формулирование темы (4ч.)
Что такое ситуация. Выделение признаков ситуации. Желаемая и реальная ситуации. Анализ (описание) реальной ситуации. Обоснование желаемой ситуации. Описание ситуации
в рамках проекта.
Формулирование проблемы и противоречия. Анализ проблемы с различных точек зрения.
Выявление причин возникновения проблемы и путей ее решения.
Постановка цели как прогнозируемый результат. Требования к формулированию цели.
Связь между достижением цели и решением проблемы проекта.
Практическая работа «Мозговой штурм (проблема, цель, тема проекта)».
Тема 5. Планирование деятельности. Формулирование задач. Ресурсы (2ч.)
Что такое задача. Определение и формирование задач, адекватных целям. Как разбить задачу на шаги. Планирование деятельности. Риски: распознавание, оценка, предотвращение.
Что такое ресурсы. Какие бывают ресурсы (информационные, материальные, трудовые).
Что может стать ресурсом. Выявление ресурсов.
Написание эссе «Ступенька к проекту».
Практическая работа «Звездочки обдумывания (схематическое изображение составляющих проекта)».
Тема 6. Реализация плана проекта (4ч.)
Работа над основной частью проекта – осуществление намеченных шагов в установленном порядке с применением необходимых деталей и способов, внесение обоснованных изменений в первоначальный замысел. Оформление результатов в виде сценария видеофильма, программы, буклета, статьи, репортажа, дизайна, рубрик газеты, альманаха, альбома и пр.
Практическая работа «Реализация плана проекта».
Тема 7. Структура проекта. Письменная часть проекта (4ч.)
Основные требования, предъявляемые к структуре и оформлению письменной части учебных проектов. Титульный лист. Содержание. Введение. Основная часть. Заключение. Библиография. Приложение. Современные ресурсы форматирования и редактирования с
помощью версий майкрософт офис пакет и т.п.
Практическая работа «Оформление письменной части проекта».

Тема 8. Оценивание проекта (2ч.)
Что такое экспертиза. Проведение экспертизы своей и чужой деятельности. Критерии оценивания проекта. Способы оценки. Самооценка.
Практическая работа «Оценивание собственного или группового проекта».
Тема 9. Защита проекта. Презентация (4ч.)
Планирование презентации. Техника публичного выступления. Невербальные способы общения. Использование средств наглядности. Критерий «Качество проведения презентации».
Практическая работа «Публичные пробы».
Тема 10. Анализ проекта (3ч.)
Алгоритм написание отчета. Сильные и слабые стороны работы над своим проектом.
Практическая работа «Отчет о работе над проектом».
Тема 11. Оценка результатов и процесса проектной деятельности (1ч).
Планируемые результату курса
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих
компетенций в соответствии с ФГОС:
личностные: критичности мышления; креативности мышления; активности при решении познавательных задач;
метапредметные: способности самостоятельно планировать альтернативные пути
достижения целей; строить логические рассуждения, умозаключения и выводы;
коммуникативные: способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
предметные результаты.
В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать:
понятие проекта, понятие проектный продукт, типы проектов и их проектные продукты, понятие презентация проекта, ее назначение, этапы выполнения проекта, структуру
проекта, критерии оформления письменной части проекта, критерии оценки проекта.
В результате изучения курса обучающиеся должны иметь представление:
о ситуации (реальная и ожидаемая), описание и анализ ситуации, о ресурсах и их использовании, о способах презентации проекта, о написании отчета о ходе проекта, о рисках,
их возникновении и предотвращении, об экспертизе деятельности.
На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:
определять проблему и вытекающие из неё задачи, ставить цель, составлять и реализовывать план проекта, отбирать материал из информационных источников, анализировать

полученные данные, делать выводы, оценивать работу по критериям оценивания, выбирать
соответствующую форму проектного продукта, создавать основные слайды для презентации проекта, оформлять результаты проектной деятельности, проводить рефлексию своей
деятельность, работать в парах и в группах.
Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.
Индивидуальный итоговый проект выполняется обучающимся в рамках одного или
нескольких предметах.
Выпускник научится:
• планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя
оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
• распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём
научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;
• использовать такие естественно - научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ
применимости модели/теории;
• ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме.
Выпускник получит возможность научиться:
• самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование,
учебный и социальный проект;
• использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических
возможностей, математическое моделирование;
• использовать такие естественно - научные методы и приёмы, как абстрагирование
от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами;
• целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности,
осваивать новые языковые средства;
• осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.

Результатом курса является прописывание каждым учащимся плана-проспекта своего
индивидуального проекта.

Тематическое планирование 8 класс ОИД
№ те- Название темы
мы

Количество Планируемые образовательные результаты
часов

Использование электронных образовательных ресурсов

1

Понятие «Учебный проект»

4

2

Алгоритм работы над учебным
проектом

4

3

Типы проектов

2

http://bgprestige.narod.ru/
proekt
электронный
учебник
http://
www.lib.uniyar.ac.
ru/edocs/iuni/
20190601.pdf
учебно –методическое пособие
http://schoolcollection.edu.ru/ единая коллекция
образовательных
ресурсов

4

Ситуация и проблема. Поста-

4

новка цели. Формулирование
темы
5

Планирование деятельности.

2

Содержание воспитательного потенциала
Понимать что такое учебный проект и его значение в
Интеллектуальисследовательской и учебной деятельности. Уметь ана- ное воспитание –
лизировать, проектировать, моделировать. Уметь
формирует уместруктурировать информацию для составления проекта ния анализироИспользовать такие естественнонаучные методы и прие- вать и сопоставлять данные на
мы, наблюдение, постановка проблемы, выдвижение
«хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, ис- основе углубления знаний и
пользование математических моделей, теоретическое
обоснование, установление границ применимости моде- расширения кругозора
ли/теории
Классифицировать проекты, сравнивать типы проектов
Воспитание
самостоятельности учащихся –
формирует собственную траекторию личностного развиОценивать признаки и анализировать различные
тия и самореалипроблемы и противоречия. Уметь формулировать цель
зации в социуме
проекта. Умение видеть проблему, приравниваться к
проблемной ситуации и понимать какие возникнут
трудности в решении проблемы при отсутствии необхо- Воспитание критического мышдимых знаний и средств
Умение ставить вопросы можно. Уметь решать поставлен- ление

http://bg-

6

7
8
9

Формулирование задач. Ресурсы
Реализация плана проекта

ные задачи и работать с различными ресурсами

4

Структура проекта. Письменная
часть проекта

4

Оценивание проекта
Защита проекта. Презентация

2
4

10

Анализ проекта

4

11

Оценка результатов и процесса
проектной деятельности

1

Умение структурировать материал; обсуждать, объяснять, доказывать защиту результатов, подготовку, планирование сообщения о проведении исследования, его
результатах и защите. Оценивать полученные результаты и применять их к новым ситуациям.
Владеть знанием основных требований к структуре
оформления письменной части проекта. Уметь работать
с библиографическими источниками и приложениями
Уметь работать с критериями экспертной оценки

Владеть техникой публичного выступления. Уметь
представить проект для внешней оценки. Целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные
способности, осваивать новые языковые средства
Уметь составлять алгоритм отчёта. Оценивать слабые и
сильные стороны проекта Уметь составлять отчёт о работе над проектом
Уметь обобщать и систематизировать результаты
проектной деятельности

Воспитание
культуры общения формирует
умения высказывать и аргументировать своё
мнение
Воспитание
культуры социальных взаимоотношений –
позволяет развивать умение сотрудничать и взаимодействовать в
социальной среде
Формирование и
развитие оценочных умений
Воспитание
культуры речи –
грамотное представление совей
работы
Воспитание оценочных умений самооценивание

prestige.narod.ru/
proekt
электронный
учебник
http://
www.lib.uniyar.ac.
ru/edocs/iuni/
20190601.pdf
учебно –методическое пособие
http://schoolcollection.edu.ru/ единая коллекция
образовательных
ресурсов

Воспитание умения оформления
работы
Формирование и
развитие оценочных умений

Тематическое планирование 8 класс
№
Тема урока
п\п

Тип урока

№

Основные виды деятельности учащихся,
оценки за которые являются показателем
успеваемости
Основные виды деятельности учащихся,
оценки за которые являются показателем
успеваемости

Тема урока
Тип урока
Тема
п\п 1. Понятие «Учебный проект» (4ч.)
1
Введение
Тема 2. Алгоритм работы над учебным проектом (4ч.)

2
5

3
6

Что такое учебный
проект.
Проблематизация, целеполагание

Гипотеза

Урок усвоения новых знаний
комбинированный

Ведущие формируемые умения (в том числе
метапредметные)
Ведущие формируемые умения (в том числе
метапредметные)

Понимать что такое учебный проект и
его значение в исследовательской и
учебной деятельности

Урок усвоения новых зна- Выявлять специфику метапредметных по-Уметь анализировать, проектировать,
ний
нятий
моделировать
и пр.
Выявлять
особенности понятий проблема Уметь
формулировать
цель и выявлять
и целеполагание
проблему и пути её решения
комбинированный
Уметь рассматривать гипотезу как противоречие мнений

Метапредметные понятия
4
7

8

практикум
комбинированный

Составление
этапов работы
над гипотеза
индиви- Уметь структурировать информацию
Выявлять
особенности
понятия
дуальным
проектом
составления
Составление плана работы над индивиду- для
Уметь
составлятьпроекта
план работы над
альным проектом и формулирование па- проектом, проводить рефлексию
раметров рефлексии

практикум

Составление алгоритма работы проекта

Этапы работы над проектом.
Планирование, реализация плана, рефлексия

Практическая работа №1
«Алгоритм работы над
проектом».

Уметь составлять алгоритм работы над
проектом

№
Тема урока
п\п

Тип урока

Основные виды деятельности учащихся,
оценки за которые являются показателем
успеваемости

Тема 3. Типы проектов (2ч.)
9
Проект и его типы. Клас- комбинированный
№ сификации проектов.
Тема урока
Тип урока
п\п
10
12

Выявлять особенности понятия проект и
его
типов виды деятельности учащихся,
Основные
оценки за которые являются показателем
успеваемости
Практическая
работа
№2 Урок
практикум
Формулирование
проблеусвоения новых зна- Выявлять особенности понятия проблема
«Типы
проектов»
мы и противоречия
ний
и противоречие

13

комбинированный

Обсуждение поставленной цели как
прогнозируемого результата
Классификация проектов
Тема
4.
Ситуация
и
проблема.
Постановка
цели.
Формулирование
темы (4ч.)
Постановка цели как
прогнозируемый результат

11
14

Ситуация. Признаки,
ана- Урок
усвоения новых зна- Выявлять
понятия ситуация
Практическая
работа №3
практикум
Мозговой особенности
штурм
лиз
ний
«Мозговой
штурм
(проблема, цель, тема
проекта)».

Ведущие формируемые умения (в том числе
метапредметные)

Ведущие формируемые умения (в том
числе метапредметные)
Классифицировать проекты
Сравнивать разные типы проектов

Оценивать признаки и анализировать
различные проблемы и противоречия.
Уметь формулировать цель проекта

Оценивать
признаки
и анализировать
Умение работать
в команде,
обсуждать
различные цел,
ситуации.
Моделирование сипроблему,
тему проекта
туаций

Тема 5. Планирование деятельности. Формулирование задач. Ресурсы (2ч.)
15

Что такое задача, опреде- Урок усвоения новых знаУметь решать поставленные задачи и раление и формирование за- ний
ботать с различными ресурсами
дач.
Что такое ресурсы
Выявлять особенности понятий задача и
ресурсы

№
Тема урока
п\п
16

Тип урока

практикум
Практическая работа №4
«Звездочки обдумывания»
(схематическое изображение
составляющих проекта).
№
Тема урока
п\п

Тип урока

Основные виды деятельности учащихся, Ведущие формируемые умения (в том
оценки за которые являются показателем числе метапредметные)
успеваемости

Основные виды деятельности учащихся,
Ведущие формируемые умения (в том числе
оценки
за которые
являются показателем
Составление
схематических
изображений метапредметные)
Уметь составлять схемы
успеваемости

Тема 6. Реализация плана проекта (4ч.)
Тема 7. Структура проекта. Письменная часть проекта (4ч.)

17
21

18

19
22

20

23

24

Работа над основной ча- практикум
стью проекта
Урок усвоения новых зна- Ознакомление с основными требованияний
ми к структуре оформления письменной
части проекта
Составлять план проекта
Основные требования,
Работа над основной
ча- практикум
предъявляемые
к структустью
проекта
ре
и оформлению
письменной части учебных
Составлять план проекта
проектов
Оформление результатов Урок
практикум
систематизации и Оформление титульного листа, содержаобобщения нового мате- ния, введения, заключения проекта
риала
Практическая
работа
№5 практикум
Реализация плана проекта
Титульный лист.
Содер«Реализация
плана
проекжание. Введение. Основта». часть. Заключение
ная
Библиография. Приложе- Урок усвоения новых знание
ний

Практическая работа №6 практикум
«Оформление письменной
части проекта».

Уметь составлять план
Владеть знанием основных требований к
структуре оформления письменной части проекта
Уметь составлять план

Уметь оформлять результаты работы
Уметь оформлять титульный лист, содержание, введение, заключение проекта
Уметь работать с библиографическими
Уметь представить
план проекта
источниками
и приложениями

Работа с библиографическими источниками и приложениями
Описывать географическое положение
Наносить на контурную карту моря, заморей, ранжировать их по глубине, пло- ливы, проливы, крупнейшие полуострощади, характеру береговой линии
ва, острова

№
Тема урока
п\п

Тип урока

Основные виды деятельности учащихся,
оценки за которые являются показателем
успеваемости

Ведущие формируемые умения (в том числе
метапредметные)

Тема 8. Оценивание проекта (2ч.)

25

Урок усвоения новых зна- Выявлять особенности понятий эксперти- Уметь работать с критериями экспертний
за, критерии
ной оценки

26

Что такое экспертиза.
Критерии, способы оценки
Практическая работа №7 практикум
«Оценивание собственного или группового проекта».

Уметь работать в роли эксперта

Оценивание собственного или группового проекта

Тема 9. Защита проекта. Презентация (4ч.)
27

Планирование презента- Урок систематизации и
ции
обобщения нового материала
Моделирование презентации проекта
№
Тема урока
п\п

28

Тип урока

Получение новых знаний

Уметь планировать презентацию проекта

Основные виды деятельности учащихся, Ведущие формируемые умения (в том
оценки за которые являются показателем числе метапредметные)
успеваемости
Владеть техникой публичного выступления

№
Тема урока
п\п
31

32

33

34

Тип урока

Алгоритм написание от- практикум
чета

Основные виды деятельности учащихся,
оценки за которые являются показателем
успеваемости

Ведущие формируемые умения (в том числе
метапредметные)

Работа над алгоритмом написания отчёта

Уметь составлять алгоритм отчёта
Сильные и слабые сторо- практикум
ны работы над своим
проектом

Оценка сильных и слабых сторон проекта

Практическая работа № 9 практикум
«Отчет о работе над
проектом».

Составление отчёта работ над проектом

Практическая работа №10
«Отчет о работе над
проектом».

практикум

Оценивать слабые и сильные стороны
проекта

Составление отчёта работ над проектом

Уметь составлять отчёт о работе над
проектом
Уметь составлять отчёт о работе над
проектом

Тема 11. Оценка результатов и процесса проектной деятельности. (1ч.)
35

Обобщение. Оценка ре- Урок систематизации и
зультатов и процесса
обобщения материала
проектной деятельности

Обобщение и систематизация результатов Уметь обобщать и систематизировать
проектной деятельности
результаты проектной деятельности

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Используемый УМК для учителя:
1. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования: методическое пособие для педагогов –
руководителей проектов учащихся основной школы / Под ред. проф. Е.Я. Когана. –
Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2006.
– 176
2. Что такое учебный проект? / М. А. Ступницкая. – М. : Первое сентября, 2010. – 44
с.
3. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое
пособие для работников общеобразовательных учреждений. – 3-е изд., испр. и доп.
– М.: АРКТИ, 2006. 80 с. (Методическая библиотека).
4. Программа учебных модулей «Основы проектной деятельности» для учащихся
основной школы (5-9 классы), разработанным А.Г. Шурыгиной и Н.В. Носовой. –
Киров: Кировский ИПК и ПРО, 2006.
5. Алексеев Н. Г., Леонтович А. В., Обухов А. В., Фомина Л. Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2001. №. 1. С. 24-34.
6. Безрукова В.С. Как написать реферат, курсовую, диплом. СПб.: Питер, 2004.
7. Безрукова В.С. Настольная книга педагога – исследователя. Екатеринбург, 2000.
8. Бухвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. – М.:
Центр «Педагогический поиск», 2000.
9. Дереклеева Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе: Игровые упражнения. – М.: 5 за знания, 2012.
10. Поддьяков А. Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М., 2000.
11. Технология организации проектной деятельности учащихся: Учебно – методическое пособие/ Авт. – сост. И.Л. Пшенцова. – Сургут, 2004.
12. Интернет – ресурсы.
Литература для учащихся
1. Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию. М.: Просвещение, 2010.
2. Технология организации проектной деятельности учащихся: Учебно – методическое пособие/ Авт. – сост. И.Л. Пшенцова. – Сургут, 2014.

3. Интернет – ресурсы.
4. Орфографические, лингвистические и энциклопедические словари.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
1. Коллекция ЦОР проектной деятельности
2. Интернет – материалы
3. Компьютер, проектор


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».