РП ЛИЦЕЙСКАЯ ГАЗЕТА

МОУ «Лицей № 1»
Принята на научно-методическом
совете протокол №1 от 27.08.2021

УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ лицея №1
_____________ Гуденко А.В.
Август 2024 г.

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
МОУ «ЛИЦЕЙ №1»

Рабочая программа
внеурочной деятельности
ЛИЦЕЙСКАЯ ГАЗЕТА
общекультурного направления
Возраст обучающихся – 12-17 лет
Срок реализации программы –5 лет

Составитель программы:
Усова НМ.,
педагоги дополнительного образования
_____________
Программа прошла экспертизу
Руководитель кафедры _____________/___________
______________202_ г.

Пояснительная записка
Лицей №1 имеет многолетнюю традицию выпуска ученической газеты как печатного органа,
освещающего жизнь образовательного учреждения, информацию, востребованную учащимися,
соответствующую имиджу лицея, воспитывающего патриотизм, эстетический вкус, нравственность.
В лицее есть обучаемые, способные к литературному творчеству, также в практикоориентированные программы русского языка включены уроки развития речи, предусматривающие
создание текстов и сочинений на актуальные темы современной жизни подростков. Как правило,
творческие способности обучаемых развиваются, если есть возможность регулярных публикаций,
совершенствования своих работ. Детские публикации в местных периодических изданиях если и
востребованы, то в несколько иных целях, часто искажаются при редактировании. Возможность
публикаций в газете своего учебного заведения открывает дополнительные траектории для развития
творческих способностей обучаемых, их самовыражения и саморазвития.
Цель программы: формирование языковых компетенций обучающихся.
Задачи:
Предметные:
1. Закрепить и углубить знания обучающихся понаписанию текстов разных типов и стилей
2. Развить творческий потенциал обучающихся: воображение, память, умение владеть словом
3. Развить умение и навыки воспроизведения информации (наблюдение, работа с текстами,
комментирование, выводы и др.)
4. Развить монологическую речь
Метапредметные:
Регулятивные
1. Определять цели, формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
2. Уметь самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
познавательных задач.
3. Уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией.
4. Оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее
решения.
5. Овладеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности
Познавательные
1. Уметь определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

2. Уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач
3. Уметь находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей
деятельности); ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста,
структурировать текст; устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений,
процессов; резюмировать главную идею текста; преобразовывать текст, «переводя» его в
другую модальность, интерпретировать текст
Коммуникативные
1. Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение
2. Осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей
деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью
3. Формировать и развивать компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий
Личностные
1. Осознать гражданскую идентичность, интериоризировать гуманистические,
демократические и традиционные ценности общества.
2. Развивать способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию
3. Развить моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения
4. Развить осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку,
его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции
5. Развить эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера
Формы внеурочной деятельности
- чтение и анализ образцовых журналистских материалов разных жанров;
- планирование работы по сбору материала и созданию журналистского материала;
- планирование и проведение интервью;
- редактирование и совершенствование своих материалов;
- планирование содержания газеты;
- вёрстка газеты;
- обсуждение и взаимное оценивание материалов.

Содержание курса
Раздел

Количество
часов

Планируемые образовательные результаты

1. Теория
журналистики:
история,
современные
издания.

4

Предметные:
- овладение процедурами эстетического и смыслового анализа
текста.
- формирование умений воспринимать, анализировать,
критически оценивать и интерпретировать информацию,
осознавать художественную картину жизни, отраженную в
тексте, на уровне не только эмоционального восприятия, но и
интеллектуального осмысления.
- составление и воспроизведение развернутых ответов на
поставленный вопрос
- рецензирование, сопоставление и сравнение текстов
Метапредметные УУД
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели, формулировать
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать
мотивы и интересы своей познавательной деятельности
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей,
в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения познавательных задач.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми
результатами, осуществлять контроль своей деятельности в
процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать
свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности ее решения.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия
решений и осуществления осознанного выбора в учебной и
познавательной
Познавательные УУД
1. Умение определять понятия, создавать обобщения,
устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно
выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и
символы, модели и схемы для решения учебных и
познавательных задач
3. Смысловое чтение: находить в тексте требуемую информацию
(в соответствии с целями своей деятельности); ориентироваться
в содержании текста, понимать целостный смысл текста,
структурировать текст; устанавливать взаимосвязь описанных в
тексте событий, явлений, процессов; резюмировать главную
идею текста; преобразовывать текст, «переводя» его в другую
модальность, интерпретировать текст
Коммуникативные УУД

1. Умение организовывать учебное сотрудничество и
совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать
индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение
2. Умение осознанно использовать речевые средства в
соответствии с задачей коммуникации для выражения своих
чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции
своей деятельности; владение устной и письменной речью,
монологической контекстной речью
3. Формирование и развитие компетентности в области
использования информационно-коммуникационных технологий
Личностные УУД
1. Гражданская идентичность, интериоризация гуманистических,
демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении
моральных проблем на основе личностного выбора,
формирование нравственных чувств и нравственного поведения
4. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку,
вере, гражданской позиции
5. Развитость эстетического сознания через освоение
художественного наследия народов России и мира, творческой
деятельности эстетического характера
2. Жанры
публицистики.

40

Предметные:
- овладение процедурами эстетического и смыслового анализа
текста.
- формирование умений воспринимать, анализировать,
критически оценивать и интерпретировать информацию,
осознавать художественную картину жизни, отраженную в
тексте, на уровне не только эмоционального восприятия, но и
интеллектуального осмысления.
- составление и воспроизведение развернутых ответов на
поставленный вопрос
- рецензирование, сопоставление и сравнение текстов
Метапредметные УУД
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели, формулировать
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать
мотивы и интересы своей познавательной деятельности
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей,
в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения познавательных задач.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми
результатами, осуществлять контроль своей деятельности в
процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать
свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности ее решения.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия
решений и осуществления осознанного выбора в учебной и
познавательной
Познавательные УУД
1. Умение определять понятия, создавать обобщения,
устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно
выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и
символы, модели и схемы для решения учебных и
познавательных задач
3. Смысловое чтение: находить в тексте требуемую информацию
(в соответствии с целями своей деятельности); ориентироваться
в содержании текста, понимать целостный смысл текста,
структурировать текст; устанавливать взаимосвязь описанных в
тексте событий, явлений, процессов; резюмировать главную
идею текста; преобразовывать текст, «переводя» его в другую
модальность, интерпретировать текст
Коммуникативные УУД
1. Умение организовывать учебное сотрудничество и
совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать
индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение
2. Умение осознанно использовать речевые средства в
соответствии с задачей коммуникации для выражения своих
чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции
своей деятельности; владение устной и письменной речью,
монологической контекстной речью
3. Формирование и развитие компетентности в области
использования информационно-коммуникационных технологий
Личностные УУД
1. Гражданская идентичность, интериоризация гуманистических,
демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении
моральных проблем на основе личностного выбора,
формирование нравственных чувств и нравственного поведения
4. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку,
вере, гражданской позиции
5. Развитость эстетического сознания через освоение
художественного наследия народов России и мира, творческой
деятельности эстетического характера
3. Выпуск номера

26

Предметные:

газеты

- овладение процедурами эстетического и смыслового анализа
текста.
- формирование умений воспринимать, анализировать,
критически оценивать и интерпретировать информацию,
осознавать художественную картину жизни, отраженную в
тексте, на уровне не только эмоционального восприятия, но и
интеллектуального осмысления.
- составление и воспроизведение развернутых ответов на
поставленный вопрос
- рецензирование, сопоставление и сравнение текстов
Метапредметные УУД
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели, формулировать
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать
мотивы и интересы своей познавательной деятельности
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей,
в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения познавательных задач.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми
результатами, осуществлять контроль своей деятельности в
процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать
свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности ее решения.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия
решений и осуществления осознанного выбора в учебной и
познавательной
Познавательные УУД
1. Умение определять понятия, создавать обобщения,
устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно
выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и
символы, модели и схемы для решения учебных и
познавательных задач
3. Смысловое чтение: находить в тексте требуемую информацию
(в соответствии с целями своей деятельности); ориентироваться
в содержании текста, понимать целостный смысл текста,
структурировать текст; устанавливать взаимосвязь описанных в
тексте событий, явлений, процессов; резюмировать главную
идею текста; преобразовывать текст, «переводя» его в другую
модальность, интерпретировать текст
Коммуникативные УУД
1. Умение организовывать учебное сотрудничество и
совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать
индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение
2. Умение осознанно использовать речевые средства в

соответствии с задачей коммуникации для выражения своих
чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции
своей деятельности; владение устной и письменной речью,
монологической контекстной речью
3. Формирование и развитие компетентности в области
использования информационно-коммуникационных технологий
Личностные УУД
1. Гражданская идентичность, интериоризация гуманистических,
демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении
моральных проблем на основе личностного выбора,
формирование нравственных чувств и нравственного поведения
4. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку,
вере, гражданской позиции
5. Развитость эстетического сознания через освоение
художественного наследия народов России и мира, творческой
деятельности эстетического характера
Планируемые результаты курса:
Предметные результаты:
І. Познавательно-лингвистическая компетенция:
углубление знаний о публицистическом стиле речи, его языковых особенностях;
знакомство с основными газетными жанрами: информация, заметка, обзор, интервью, статья, очерк,
репортаж, фоторепортажи других; их разновидностях и композиционно-языковых особенностях;
социокультурная осведомлённость: знание основных детских республиканских газет и журналов,
детских разделов в популярных изданиях.
ІІ. Коммуникативная компетенция:
обучение выбору темы публикации, способам сбора материала, созданию рабочих материалов, созданию и совершенствованию собственных текстов в различных жанрах публицистического стиля;
создание рабочей группы юных журналистов, состоящей из редакции лицейской газеты и разновозрастной команды корреспондентов.
ІІІ. Культуроведческая компетенция:
восприятие публицистической литературы как общечеловеческой ценности, обеспечивающей познание, передачу информации, выражение эмоций, отношений и взаимодействия с другими людьми;
ознакомление с доступными возрасту культурными ценностями других народов и своей страны, известными героями, важными событиями, популярными произведениями, а также нормами жизни;
знакомство с образцами отечественной, в том числе местной публицистики;
формирование эстетического вкуса при создании публикаций и в процессе создания газеты.
Метапредметные результаты:
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
владение письменной речью;
умение самостоятельно определять цели своей работы, ставить и формулировать для себя новые
задачи в процессе работы над журналистским заданием;
умение самостоятельно или под руководством куратора планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
поставленных задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения своей работы, собственные возможности разрешения
проблем;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного
выбора в процессе деятельности;
умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с интервьюируемыми,
куратором и сверстниками; работать индивидуально, в паре и в группах; находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее ИКТ–компетенции): работа над своими текстами в системе
Word, сотрудничество посредством электронной почты, сообщений в ЭЖ, вёрстка газеты в
доступных редакторах.
Личностные результаты:
1) воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, усвоение гуманистических, демократических и
традиционных ценностей российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед
Родиной;
2) формирование ответственного отношения к порученному делу, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования с учётом
устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения
к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
общественной практики, учитывающего социальное, культурное, духовное многообразие
современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, гражданской позиции, готовности и способности
вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и
общественной жизни в пределах возрастных компетенций; 6) развитие эстетического сознания через
освоение публицистического наследия и творческую работу со словом.
Тематическое планирование:
Название темы

Количество часов Воспитательный потенциал занятия

Использование
электронных
образовательны
х ресурсов

1-2. Газета
как орган
печати
образователь
ного
учреждения.
Планировани
е целей,
образа и
разделов

2

ФЭБ:
Фундаментальна
я электронная
библиотека
«Русская
литература и
фольклор».
www.feb-web.ru
Русская
виртуальная

1. Формирование коммуникативной культуры
личности обучающихся
2. Формирование и реализация творческих
способностей
3. Формирование эмпатии
4. Формирование и усвоение жизненных целей,
ценностей, нравственных идеалов, норм и форм
поведения
5. Формирование деловых качеств, качеств
лидера и подчиненного

лицейской
газеты

6. Формирование мировоззрения,
любознательности
7. Формирование эстетического вкуса
8. Формирование логической культуры
мышления, строгости и стройности в
умозаключениях
9. Формирование дисциплинированности,
трудолюбия, настойчивости, упорства, умения
соглашаться с мнением других, доводить дело
до конца, ответственность
10. Формирование уважения в достижениям
человеческого гения, убежденности в важности
журналистских знаний в практической жизни,
признание радости творческого труда.

библиотека.
http://www.rvb.ru
/
Союз
журналистов
России
Информационны
й портал для
молодых
журналистов:
Учительская
газета:
https://ug.ru/

3-4. Сферы
2
применения и
языковые
особенности
публицистиче
ского стиля

1. Формирование коммуникативной культуры
личности обучающихся
2. Формирование и реализация творческих
способностей
3. Формирование эмпатии
4. Формирование и усвоение жизненных целей,
ценностей, нравственных идеалов, норм и форм
поведения
5. Формирование деловых качеств, качеств
лидера и подчиненного
6. Формирование мировоззрения,
любознательности
7. Формирование эстетического вкуса
8. Формирование логической культуры
мышления, строгости и стройности в
умозаключениях
9. Формирование дисциплинированности,
трудолюбия, настойчивости, упорства, умения
соглашаться с мнением других, доводить дело
до конца, ответственность
10. Формирование уважения в достижениям
человеческого гения, убежденности в важности
журналистских знаний в практической жизни,
признание радости творческого труда.
1. Формирование коммуникативной культуры
личности обучающихся
2. Формирование и реализация творческих
способностей
3. Формирование эмпатии
4. Формирование и усвоение жизненных целей,
ценностей, нравственных идеалов, норм и форм
поведения
5. Формирование деловых качеств, качеств
лидера и подчиненного
6. Формирование мировоззрения,
любознательности
7. Формирование эстетического вкуса

ФЭБ:
Фундаментальна
я электронная
библиотека
«Русская
литература и
фольклор».
www.feb-web.ru
Русская
виртуальная
библиотека.
http://www.rvb.ru
/
Союз
журналистов
России
Информационны
й портал для
молодых
журналистов:
Учительская
газета:
https://ug.ru/

5-6.
2
Практическая
работа.
Планировани
е выпуска
газеты №1 к
Дню Учителя.
Презентация
сил и
способностей
юных
корреспонден
тов.

ФЭБ:
Фундаментальна
я электронная
библиотека
«Русская
литература и
фольклор».
www.feb-web.ru
Русская
виртуальная
библиотека.
http://www.rvb.ru
/

7-8.
Практическая
работа.
Создание и
совершенство
вание
материалов
для газеты к
Дню Учителя

2

9-10. Отбор и
вёрстка
материалов
для выпуска
газеты №1

2

8. Формирование логической культуры
мышления, строгости и стройности в
умозаключениях
9. Формирование дисциплинированности,
трудолюбия, настойчивости, упорства, умения
соглашаться с мнением других, доводить дело
до конца, ответственность
10. Формирование уважения в достижениям
человеческого гения, убежденности в важности
журналистских знаний в практической жизни,
признание радости творческого труда.
1. Формирование коммуникативной культуры
личности обучающихся
2. Формирование и реализация творческих
способностей
3. Формирование эмпатии
4. Формирование и усвоение жизненных целей,
ценностей, нравственных идеалов, норм и форм
поведения
5. Формирование деловых качеств, качеств
лидера и подчиненного
6. Формирование мировоззрения,
любознательности
7. Формирование эстетического вкуса
8. Формирование логической культуры
мышления, строгости и стройности в
умозаключениях
9. Формирование дисциплинированности,
трудолюбия, настойчивости, упорства, умения
соглашаться с мнением других, доводить дело
до конца, ответственность
10. Формирование уважения в достижениям
человеческого гения, убежденности в важности
журналистских знаний в практической жизни,
признание радости творческого труда.
1. Формирование коммуникативной культуры
личности обучающихся
2. Формирование и реализация творческих
способностей
3. Формирование эмпатии
4. Формирование и усвоение жизненных целей,
ценностей, нравственных идеалов, норм и форм
поведения
5. Формирование деловых качеств, качеств
лидера и подчиненного
6. Формирование мировоззрения,
любознательности
7. Формирование эстетического вкуса
8. Формирование логической культуры
мышления, строгости и стройности в
умозаключениях
9. Формирование дисциплинированности,

Союз
журналистов
России
Информационны
й портал для
молодых
журналистов:
Учительская
газета:
https://ug.ru/
ФЭБ:
Фундаментальна
я электронная
библиотека
«Русская
литература и
фольклор».
www.feb-web.ru
Русская
виртуальная
библиотека.
http://www.rvb.ru
/
Союз
журналистов
России
Информационны
й портал для
молодых
журналистов:
Учительская
газета:
https://ug.ru/
ФЭБ:
Фундаментальна
я электронная
библиотека
«Русская
литература и
фольклор».
www.feb-web.ru
Русская
виртуальная
библиотека.
http://www.rvb.ru
/
Союз
журналистов
России
Информационны

11-12.
2
Обсуждение
опубликованн
ых
материалов и
газеты в
целом.
Планировани
е следующего
номера

13-14.
2
Понятие об
информации
как
публицистиче
ском жанре.
Виды
информации
и способы её
оформления

трудолюбия, настойчивости, упорства, умения
соглашаться с мнением других, доводить дело
до конца, ответственность
10. Формирование уважения в достижениям
человеческого гения, убежденности в важности
журналистских знаний в практической жизни,
признание радости творческого труда.
1. Формирование коммуникативной культуры
личности обучающихся
2. Формирование и реализация творческих
способностей
3. Формирование эмпатии
4. Формирование и усвоение жизненных целей,
ценностей, нравственных идеалов, норм и форм
поведения
5. Формирование деловых качеств, качеств
лидера и подчиненного
6. Формирование мировоззрения,
любознательности
7. Формирование эстетического вкуса
8. Формирование логической культуры
мышления, строгости и стройности в
умозаключениях
9. Формирование дисциплинированности,
трудолюбия, настойчивости, упорства, умения
соглашаться с мнением других, доводить дело
до конца, ответственность
10. Формирование уважения в достижениям
человеческого гения, убежденности в важности
журналистских знаний в практической жизни,
признание радости творческого труда.
1. Формирование коммуникативной культуры
личности обучающихся
2. Формирование и реализация творческих
способностей
3. Формирование эмпатии
4. Формирование и усвоение жизненных целей,
ценностей, нравственных идеалов, норм и форм
поведения
5. Формирование деловых качеств, качеств
лидера и подчиненного
6. Формирование мировоззрения,
любознательности
7. Формирование эстетического вкуса
8. Формирование логической культуры
мышления, строгости и стройности в
умозаключениях
9. Формирование дисциплинированности,
трудолюбия, настойчивости, упорства, умения
соглашаться с мнением других, доводить дело
до конца, ответственность
10. Формирование уважения в достижениям че-

й портал для
молодых
журналистов:
Учительская
газета:
https://ug.ru/
ФЭБ:
Фундаментальна
я электронная
библиотека
«Русская
литература и
фольклор».
www.feb-web.ru
Русская
виртуальная
библиотека.
http://www.rvb.ru
/
Союз
журналистов
России
Информационны
й портал для
молодых
журналистов:
Учительская
газета:
https://ug.ru/
ФЭБ:
Фундаментальна
я электронная
библиотека
«Русская
литература и
фольклор».
www.feb-web.ru
Русская
виртуальная
библиотека.
http://www.rvb.ru
/
Союз
журналистов
России
Информационны
й портал для
молодых
журналистов:
Учительская

15-16.
Практическая
работа:
создание
различных
видов
информации

2

17-18.
Практическая
работа.
Планировани
е выпуска
газеты №2 к
Дню Матери.
Презентация
сил и
способностей
юных
корреспонден
тов.

2

19-20.

2

ловеческого гения, убежденности в важности
журналистских знаний в практической жизни,
признание радости творческого труда.
1. Формирование коммуникативной культуры
личности обучающихся
2. Формирование и реализация творческих
способностей
3. Формирование эмпатии
4. Формирование и усвоение жизненных целей,
ценностей, нравственных идеалов, норм и форм
поведения
5. Формирование деловых качеств, качеств
лидера и подчиненного
6. Формирование мировоззрения,
любознательности
7. Формирование эстетического вкуса
8. Формирование логической культуры
мышления, строгости и стройности в
умозаключениях
9. Формирование дисциплинированности,
трудолюбия, настойчивости, упорства, умения
соглашаться с мнением других, доводить дело
до конца, ответственность
10. Формирование уважения в достижениям
человеческого гения, убежденности в важности
журналистских знаний в практической жизни,
признание радости творческого труда.
1. Формирование коммуникативной культуры
личности обучающихся
2. Формирование и реализация творческих
способностей
3. Формирование эмпатии
4. Формирование и усвоение жизненных целей,
ценностей, нравственных идеалов, норм и форм
поведения
5. Формирование деловых качеств, качеств
лидера и подчиненного
6. Формирование мировоззрения,
любознательности
7. Формирование эстетического вкуса
8. Формирование логической культуры
мышления, строгости и стройности в
умозаключениях
9. Формирование дисциплинированности,
трудолюбия, настойчивости, упорства, умения
соглашаться с мнением других, доводить дело
до конца, ответственность
10. Формирование уважения в достижениям
человеческого гения, убежденности в важности
журналистских знаний в практической жизни,
признание радости творческого труда.
1. Формирование коммуникативной культуры

газета:
https://ug.ru/
ФЭБ:
Фундаментальна
я электронная
библиотека
«Русская
литература и
фольклор».
www.feb-web.ru
Русская
виртуальная
библиотека.
http://www.rvb.ru
/
Союз
журналистов
России
Информационны
й портал для
молодых
журналистов:
Учительская
газета:
https://ug.ru/
ФЭБ:
Фундаментальна
я электронная
библиотека
«Русская
литература и
фольклор».
www.feb-web.ru
Русская
виртуальная
библиотека.
http://www.rvb.ru
/
Союз
журналистов
России
Информационны
й портал для
молодых
журналистов:
Учительская
газета:
https://ug.ru/
ФЭБ:

Практическая
работа.
Создание и
совершенство
вание
материалов
для газеты к
Дню Матери

21-22. Отбор
и вёрстка
материалов
для выпуска
газеты №2

2

23-24.
2
Понятие об
интервью как
публицистиче
ском жанре и

личности обучающихся
2. Формирование и реализация творческих
способностей
3. Формирование эмпатии
4. Формирование и усвоение жизненных целей,
ценностей, нравственных идеалов, норм и форм
поведения
5. Формирование деловых качеств, качеств
лидера и подчиненного
6. Формирование мировоззрения,
любознательности
7. Формирование эстетического вкуса
8. Формирование логической культуры
мышления, строгости и стройности в
умозаключениях
9. Формирование дисциплинированности,
трудолюбия, настойчивости, упорства, умения
соглашаться с мнением других, доводить дело
до конца, ответственность
10. Формирование уважения в достижениям
человеческого гения, убежденности в важности
журналистских знаний в практической жизни,
признание радости творческого труда.
1. Формирование коммуникативной культуры
личности обучающихся
2. Формирование и реализация творческих
способностей
3. Формирование эмпатии
4. Формирование и усвоение жизненных целей,
ценностей, нравственных идеалов, норм и форм
поведения
5. Формирование деловых качеств, качеств
лидера и подчиненного
6. Формирование мировоззрения,
любознательности
7. Формирование эстетического вкуса
8. Формирование логической культуры
мышления, строгости и стройности в
умозаключениях
9. Формирование дисциплинированности,
трудолюбия, настойчивости, упорства, умения
соглашаться с мнением других, доводить дело
до конца, ответственность
10. Формирование уважения в достижениям
человеческого гения, убежденности в важности
журналистских знаний в практической жизни,
признание радости творческого труда.
1. Формирование коммуникативной культуры
личности обучающихся
2. Формирование и реализация творческих
способностей
3. Формирование эмпатии

Фундаментальна
я электронная
библиотека
«Русская
литература и
фольклор».
www.feb-web.ru
Русская
виртуальная
библиотека.
http://www.rvb.ru
/
Союз
журналистов
России
Информационны
й портал для
молодых
журналистов:
Учительская
газета:
https://ug.ru/
ФЭБ:
Фундаментальна
я электронная
библиотека
«Русская
литература и
фольклор».
www.feb-web.ru
Русская
виртуальная
библиотека.
http://www.rvb.ru
/
Союз
журналистов
России
Информационны
й портал для
молодых
журналистов:
Учительская
газета:
https://ug.ru/
ФЭБ:
Фундаментальна
я электронная
библиотека
«Русская

способе сбора
информации.
Виды
интервью и
способы его
оформления

25-26.
Практическая
работа:
создание
различных
видов
интервью
27-28.
Практическая
работа.
Обсуждение
работ друг
друга,
совершенство
вание
написанных
интервью

2

29-30.
Способы
создания
заметки на
основе
взятого
интервью
31-32.
Практическая

2

2

2

4. Формирование и усвоение жизненных целей,
ценностей, нравственных идеалов, норм и форм
поведения
5. Формирование деловых качеств, качеств
лидера и подчиненного
6. Формирование мировоззрения,
любознательности
7. Формирование эстетического вкуса
8. Формирование логической культуры
мышления, строгости и стройности в
умозаключениях
9. Формирование дисциплинированности,
трудолюбия, настойчивости, упорства, умения
соглашаться с мнением других, доводить дело
до конца, ответственность
10. Формирование уважения в достижениям человеческого гения, убежденности в важности
журналистских знаний в практической жизни,
признание радости творческого труда.
1. Формирование коммуникативной культуры
личности обучающихся
2. Формирование и реализация творческих
способностей
3. Формирование эмпатии
4. Формирование и усвоение жизненных целей,
ценностей, нравственных идеалов, норм и форм
поведения
5. Формирование деловых качеств, качеств
лидера и подчиненного
6. Формирование мировоззрения,
любознательности
7. Формирование эстетического вкуса
8. Формирование логической культуры
мышления, строгости и стройности в
умозаключениях
9. Формирование дисциплинированности,
трудолюбия, настойчивости, упорства, умения
соглашаться с мнением других, доводить дело
до конца, ответственность
10. Формирование уважения в достижениям
человеческого гения, убежденности в важности
журналистских знаний в практической жизни,
признание радости творческого труда.
1. Формирование коммуникативной культуры
личности обучающихся
2. Формирование и реализация творческих
способностей
3. Формирование эмпатии
4. Формирование и усвоение жизненных целей,
ценностей, нравственных идеалов, норм и форм
поведения
5. Формирование деловых качеств, качеств

литература и
фольклор».
www.feb-web.ru
Русская
виртуальная
библиотека.
http://www.rvb.ru
/
Союз
журналистов
России
Информационны
й портал для
молодых
журналистов:
Учительская
газета:
https://ug.ru/
ФЭБ:
Фундаментальна
я электронная
библиотека
«Русская
литература и
фольклор».
www.feb-web.ru
Русская
виртуальная
библиотека.
http://www.rvb.ru
/
Союз
журналистов
России
Информационны
й портал для
молодых
журналистов:
Учительская
газета:
https://ug.ru/
ФЭБ:
Фундаментальна
я электронная
библиотека
«Русская
литература и
фольклор».
www.feb-web.ru
Русская

работа:
создание
различных
видов заметок
на основе
взятого
интервью

33-34.
Практическая
работа.
Обсуждение
работ друг
друга,
совершенство
вание
написанных
заметок
35-36. Отбор
и вёрстка
материалов
для выпуска
газеты №3.

2

2

37-38.
2
Понятие о
статье как
публицистиче
ском жанре.
Виды и
художественн
ые
особенности
статей.
39-40.
2
Знакомство с
газетами и

лидера и подчиненного
6. Формирование мировоззрения,
любознательности
7. Формирование эстетического вкуса
8. Формирование логической культуры
мышления, строгости и стройности в
умозаключениях
9. Формирование дисциплинированности,
трудолюбия, настойчивости, упорства, умения
соглашаться с мнением других, доводить дело
до конца, ответственность
10. Формирование уважения в достижениям человеческого гения, убежденности в важности
журналистских знаний в практической жизни,
признание радости творческого труда.
1. Формирование коммуникативной культуры
личности обучающихся
2. Формирование и реализация творческих
способностей
3. Формирование эмпатии
4. Формирование и усвоение жизненных целей,
ценностей, нравственных идеалов, норм и форм
поведения
5. Формирование деловых качеств, качеств
лидера и подчиненного
6. Формирование мировоззрения,
любознательности
7. Формирование эстетического вкуса
8. Формирование логической культуры
мышления, строгости и стройности в
умозаключениях
9. Формирование дисциплинированности,
трудолюбия, настойчивости, упорства, умения
соглашаться с мнением других, доводить дело
до конца, ответственность
10. Формирование уважения в достижениям
человеческого гения, убежденности в важности
журналистских знаний в практической жизни,
признание радости творческого труда.
1. Формирование коммуникативной культуры
личности обучающихся
2. Формирование и реализация творческих
способностей
3. Формирование эмпатии
4. Формирование и усвоение жизненных целей,
ценностей, нравственных идеалов, норм и форм
поведения
5. Формирование деловых качеств, качеств
лидера и подчиненного
6. Формирование мировоззрения,
любознательности
7. Формирование эстетического вкуса

виртуальная
библиотека.
http://www.rvb.ru
/
Союз
журналистов
России
Информационны
й портал для
молодых
журналистов:
Учительская
газета:
https://ug.ru/
ФЭБ:
Фундаментальна
я электронная
библиотека
«Русская
литература и
фольклор».
www.feb-web.ru
Русская
виртуальная
библиотека.
http://www.rvb.ru
/
Союз
журналистов
России
Информационны
й портал для
молодых
журналистов:
Учительская
газета:
https://ug.ru/
ФЭБ:
Фундаментальна
я электронная
библиотека
«Русская
литература и
фольклор».
www.feb-web.ru
Русская
виртуальная
библиотека.
http://www.rvb.ru
/

журналистам
и
Петрозаводск
а

41-42.
Практическая
работа:
создание
статей на
темы
лицейской
жизни.
43-44. Отбор
и вёрстка
материалов
для выпуска
газеты №4

2

45-46.
Обсуждение
выпусков
газет 2, 3, 4.
Планировани
е газеты № 5
47-48. Статьи
на научнопопулярные и
исследовател
ьские темы,
их
стилистическ
ие
особенности.

2

2

2

8. Формирование логической культуры
мышления, строгости и стройности в
умозаключениях
9. Формирование дисциплинированности,
трудолюбия, настойчивости, упорства, умения
соглашаться с мнением других, доводить дело
до конца, ответственность
10. Формирование уважения в достижениям
человеческого гения, убежденности в важности
журналистских знаний в практической жизни,
признание радости творческого труда.
1. Формирование коммуникативной культуры
личности обучающихся
2. Формирование и реализация творческих
способностей
3. Формирование эмпатии
4. Формирование и усвоение жизненных целей,
ценностей, нравственных идеалов, норм и форм
поведения
5. Формирование деловых качеств, качеств
лидера и подчиненного
6. Формирование мировоззрения,
любознательности
7. Формирование эстетического вкуса
8. Формирование логической культуры
мышления, строгости и стройности в
умозаключениях
9. Формирование дисциплинированности,
трудолюбия, настойчивости, упорства, умения
соглашаться с мнением других, доводить дело
до конца, ответственность
10. Формирование уважения в достижениям
человеческого гения, убежденности в важности
журналистских знаний в практической жизни,
признание радости творческого труда.
1. Формирование коммуникативной культуры
личности обучающихся
2. Формирование и реализация творческих
способностей
3. Формирование эмпатии
4. Формирование и усвоение жизненных целей,
ценностей, нравственных идеалов, норм и форм
поведения
5. Формирование деловых качеств, качеств
лидера и подчиненного
6. Формирование мировоззрения,
любознательности
7. Формирование эстетического вкуса
8. Формирование логической культуры
мышления, строгости и стройности в
умозаключениях
9. Формирование дисциплинированности,

Союз
журналистов
России
Информационны
й портал для
молодых
журналистов:
Учительская
газета:
https://ug.ru/
ФЭБ:
Фундаментальна
я электронная
библиотека
«Русская
литература и
фольклор».
www.feb-web.ru
Русская
виртуальная
библиотека.
http://www.rvb.ru
/
Союз
журналистов
России
Информационны
й портал для
молодых
журналистов:
Учительская
газета:
https://ug.ru/
ФЭБ:
Фундаментальна
я электронная
библиотека
«Русская
литература и
фольклор».
www.feb-web.ru
Русская
виртуальная
библиотека.
http://www.rvb.ru
/
Союз
журналистов
России
Информационны

49-50.
Практическая
работа:
создание
статей на
научнопопулярные и
исследовател
ьские темы
51-52.
Практическая
работа.
Обсуждение
работ друг
друга,
совершенство
вание
написанных
статей

2

53-54. Отбор
и вёрстка
материалов
для выпуска
газеты №5
55-56.
Обсуждение
выпуска
газеты №5.
Планировани
е газеты № 6.

2

2

трудолюбия, настойчивости, упорства, умения
соглашаться с мнением других, доводить дело
до конца, ответственность
10. Формирование уважения в достижениям
человеческого гения, убежденности в важности
журналистских знаний в практической жизни,
признание радости творческого труда.
1. Формирование коммуникативной культуры
личности обучающихся
2. Формирование и реализация творческих
способностей
3. Формирование эмпатии
4. Формирование и усвоение жизненных целей,
ценностей, нравственных идеалов, норм и форм
поведения
5. Формирование деловых качеств, качеств
лидера и подчиненного
6. Формирование мировоззрения,
любознательности
7. Формирование эстетического вкуса
8. Формирование логической культуры
мышления, строгости и стройности в
умозаключениях
9. Формирование дисциплинированности,
трудолюбия, настойчивости, упорства, умения
соглашаться с мнением других, доводить дело
до конца, ответственность
10. Формирование уважения в достижениям человеческого гения, убежденности в важности
журналистских знаний в практической жизни,
признание радости творческого труда.
1. Формирование коммуникативной культуры
личности обучающихся
2. Формирование и реализация творческих
способностей
3. Формирование эмпатии
4. Формирование и усвоение жизненных целей,
ценностей, нравственных идеалов, норм и форм
поведения
5. Формирование деловых качеств, качеств
лидера и подчиненного
6. Формирование мировоззрения,
любознательности
7. Формирование эстетического вкуса
8. Формирование логической культуры
мышления, строгости и стройности в
умозаключениях
9. Формирование дисциплинированности,
трудолюбия, настойчивости, упорства, умения
соглашаться с мнением других, доводить дело
до конца, ответственность
10. Формирование уважения в достижениям

й портал для
молодых
журналистов:
Учительская
газета:
https://ug.ru/
ФЭБ:
Фундаментальна
я электронная
библиотека
«Русская
литература и
фольклор».
www.feb-web.ru
Русская
виртуальная
библиотека.
http://www.rvb.ru
/
Союз
журналистов
России
Информационны
й портал для
молодых
журналистов:
Учительская
газета:
https://ug.ru/
ФЭБ:
Фундаментальна
я электронная
библиотека
«Русская
литература и
фольклор».
www.feb-web.ru
Русская
виртуальная
библиотека.
http://www.rvb.ru
/
Союз
журналистов
России
Информационны
й портал для
молодых
журналистов:
Учительская

57-58.
Репортаж как
газетный
жанр или
один из
элементов
статьи. Связь
репортажа и
интервью.
59-60.
Практическая
работа:
создание
различных
репортажей
на темы
лицейской
жизни.

2

61-62.
Практическая
работа.
Обсуждение
работ друг
друга,
совершенство
вание
написанных
статей
63-64. Отбор
и вёрстка
материалов
для выпуска
газеты №6

2

65-66.

2

2

2

человеческого гения, убежденности в важности
журналистских знаний в практической жизни,
признание радости творческого труда.
1. Формирование коммуникативной культуры
личности обучающихся
2. Формирование и реализация творческих
способностей
3. Формирование эмпатии
4. Формирование и усвоение жизненных целей,
ценностей, нравственных идеалов, норм и форм
поведения
5. Формирование деловых качеств, качеств
лидера и подчиненного
6. Формирование мировоззрения,
любознательности
7. Формирование эстетического вкуса
8. Формирование логической культуры
мышления, строгости и стройности в
умозаключениях
9. Формирование дисциплинированности,
трудолюбия, настойчивости, упорства, умения
соглашаться с мнением других, доводить дело
до конца, ответственность
10. Формирование уважения в достижениям человеческого гения, убежденности в важности
журналистских знаний в практической жизни,
признание радости творческого труда.
1. Формирование коммуникативной культуры
личности обучающихся
2. Формирование и реализация творческих
способностей
3. Формирование эмпатии
4. Формирование и усвоение жизненных целей,
ценностей, нравственных идеалов, норм и форм
поведения
5. Формирование деловых качеств, качеств
лидера и подчиненного
6. Формирование мировоззрения,
любознательности
7. Формирование эстетического вкуса
8. Формирование логической культуры
мышления, строгости и стройности в
умозаключениях
9. Формирование дисциплинированности,
трудолюбия, настойчивости, упорства, умения
соглашаться с мнением других, доводить дело
до конца, ответственность
10. Формирование уважения в достижениям
человеческого гения, убежденности в важности
журналистских знаний в практической жизни,
признание радости творческого труда.
1. Формирование коммуникативной культуры

газета:
https://ug.ru/
ФЭБ:
Фундаментальна
я электронная
библиотека
«Русская
литература и
фольклор».
www.feb-web.ru
Русская
виртуальная
библиотека.
http://www.rvb.ru
/
Союз
журналистов
России
Информационны
й портал для
молодых
журналистов:
Учительская
газета:
https://ug.ru/
ФЭБ:
Фундаментальна
я электронная
библиотека
«Русская
литература и
фольклор».
www.feb-web.ru
Русская
виртуальная
библиотека.
http://www.rvb.ru
/
Союз
журналистов
России
Информационны
й портал для
молодых
журналистов:
Учительская
газета:
https://ug.ru/
ФЭБ:

Фоторепорта
ж как
разновидност
ь репортажа.
Знакомство с
популярными
карельскими
фоторепортёр
ами.
67-68.
2
Практическая
работа: выбор
объектов для
фоторепорта
жа, создание
надписей к
ним.

69-70.
2
Заключительн
ое занятие.
Подведение
итогов
первого года
работы.
Награждение
активных
корреспонден
тов
лицейской
газеты.

Итого

личности обучающихся
2. Формирование и реализация творческих
способностей
3. Формирование эмпатии
4. Формирование и усвоение жизненных целей,
ценностей, нравственных идеалов, норм и форм
поведения
5. Формирование деловых качеств, качеств
лидера и подчиненного
6. Формирование мировоззрения,
любознательности
7. Формирование эстетического вкуса
8. Формирование логической культуры
мышления, строгости и стройности в
умозаключениях
9. Формирование дисциплинированности,
трудолюбия, настойчивости, упорства, умения
соглашаться с мнением других, доводить дело
до конца, ответственность
10. Формирование уважения в достижениям
человеческого гения, убежденности в важности
журналистских знаний в практической жизни,
признание радости творческого труда.
1. Формирование коммуникативной культуры
личности обучающихся
2. Формирование и реализация творческих
способностей
3. Формирование эмпатии
4. Формирование и усвоение жизненных целей,
ценностей, нравственных идеалов, норм и форм
поведения
5. Формирование деловых качеств, качеств
лидера и подчиненного
6. Формирование мировоззрения,
любознательности
7. Формирование эстетического вкуса
8. Формирование логической культуры
мышления, строгости и стройности в
умозаключениях
9. Формирование дисциплинированности,
трудолюбия, настойчивости, упорства, умения
соглашаться с мнением других, доводить дело
до конца, ответственность
10. Формирование уважения в достижениям
человеческого гения, убежденности в важности
журналистских знаний в практической жизни,
признание радости творческого труда.

70 часов
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
Основная рекомендуемая литература

Фундаментальна
я электронная
библиотека
«Русская
литература и
фольклор».
www.feb-web.ru
Русская
виртуальная
библиотека.
http://www.rvb.ru
/
Союз
журналистов
России
Информационны
й портал для
молодых
журналистов:
Учительская
газета:
https://ug.ru/

Свитич Л. Г. Профессия: журналист: учеб. пособие. – М.: Аспект-Пресс, 2003. – 255 с.
Свитич Л. Г., Ширяева А. А. Журналистское образование: взгляд социолога / под ред.
Я. Н. Засурского. – М.: УПЛ Ф-та журн. МГУ: ИКАР, 1997. – 240 с.
Власть, зеркало или служанка? Энциклопедия жизни современной российской
журналистики / под ред. В. Л. Богданова и Я. Н. Засурского. – М.: Союз журналистов
России, 1998. – Т.1 – 2.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».