МОУ «Лицей № 1» Принята на научно-методическом совете протокол №1 от 27.08.2021 УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ лицея №1 _____________ Гуденко А.В. Август 2024 г. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МОУ «ЛИЦЕЙ №1» Рабочая программа внеурочной деятельности ЛИЦЕЙСКАЯ ГАЗЕТА общекультурного направления Возраст обучающихся – 12-17 лет Срок реализации программы –5 лет Составитель программы: Усова НМ., педагоги дополнительного образования _____________ Программа прошла экспертизу Руководитель кафедры _____________/___________ ______________202_ г. Пояснительная записка Лицей №1 имеет многолетнюю традицию выпуска ученической газеты как печатного органа, освещающего жизнь образовательного учреждения, информацию, востребованную учащимися, соответствующую имиджу лицея, воспитывающего патриотизм, эстетический вкус, нравственность. В лицее есть обучаемые, способные к литературному творчеству, также в практикоориентированные программы русского языка включены уроки развития речи, предусматривающие создание текстов и сочинений на актуальные темы современной жизни подростков. Как правило, творческие способности обучаемых развиваются, если есть возможность регулярных публикаций, совершенствования своих работ. Детские публикации в местных периодических изданиях если и востребованы, то в несколько иных целях, часто искажаются при редактировании. Возможность публикаций в газете своего учебного заведения открывает дополнительные траектории для развития творческих способностей обучаемых, их самовыражения и саморазвития. Цель программы: формирование языковых компетенций обучающихся. Задачи: Предметные: 1. Закрепить и углубить знания обучающихся понаписанию текстов разных типов и стилей 2. Развить творческий потенциал обучающихся: воображение, память, умение владеть словом 3. Развить умение и навыки воспроизведения информации (наблюдение, работа с текстами, комментирование, выводы и др.) 4. Развить монологическую речь Метапредметные: Регулятивные 1. Определять цели, формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности 2. Уметь самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных задач. 3. Уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. 4. Оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. 5. Овладеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности Познавательные 1. Уметь определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. 2. Уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач 3. Уметь находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов; резюмировать главную идею текста; преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст Коммуникативные 1. Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение 2. Осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью 3. Формировать и развивать компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий Личностные 1. Осознать гражданскую идентичность, интериоризировать гуманистические, демократические и традиционные ценности общества. 2. Развивать способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию 3. Развить моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения 4. Развить осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции 5. Развить эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера Формы внеурочной деятельности - чтение и анализ образцовых журналистских материалов разных жанров; - планирование работы по сбору материала и созданию журналистского материала; - планирование и проведение интервью; - редактирование и совершенствование своих материалов; - планирование содержания газеты; - вёрстка газеты; - обсуждение и взаимное оценивание материалов. Содержание курса Раздел Количество часов Планируемые образовательные результаты 1. Теория журналистики: история, современные издания. 4 Предметные: - овладение процедурами эстетического и смыслового анализа текста. - формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать информацию, осознавать художественную картину жизни, отраженную в тексте, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления. - составление и воспроизведение развернутых ответов на поставленный вопрос - рецензирование, сопоставление и сравнение текстов Метапредметные УУД Регулятивные УУД 1. Умение самостоятельно определять цели, формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности 2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных задач. 3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. 4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. 5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной Познавательные УУД 1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. 2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач 3. Смысловое чтение: находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов; резюмировать главную идею текста; преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст Коммуникативные УУД 1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение 2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью 3. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий Личностные УУД 1. Гражданская идентичность, интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. 2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию 3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения 4. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции 5. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера 2. Жанры публицистики. 40 Предметные: - овладение процедурами эстетического и смыслового анализа текста. - формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать информацию, осознавать художественную картину жизни, отраженную в тексте, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления. - составление и воспроизведение развернутых ответов на поставленный вопрос - рецензирование, сопоставление и сравнение текстов Метапредметные УУД Регулятивные УУД 1. Умение самостоятельно определять цели, формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности 2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных задач. 3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. 4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. 5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной Познавательные УУД 1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. 2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач 3. Смысловое чтение: находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов; резюмировать главную идею текста; преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст Коммуникативные УУД 1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение 2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью 3. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий Личностные УУД 1. Гражданская идентичность, интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. 2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию 3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения 4. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции 5. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера 3. Выпуск номера 26 Предметные: газеты - овладение процедурами эстетического и смыслового анализа текста. - формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать информацию, осознавать художественную картину жизни, отраженную в тексте, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления. - составление и воспроизведение развернутых ответов на поставленный вопрос - рецензирование, сопоставление и сравнение текстов Метапредметные УУД Регулятивные УУД 1. Умение самостоятельно определять цели, формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности 2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных задач. 3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. 4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. 5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной Познавательные УУД 1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. 2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач 3. Смысловое чтение: находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов; резюмировать главную идею текста; преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст Коммуникативные УУД 1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение 2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью 3. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий Личностные УУД 1. Гражданская идентичность, интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. 2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию 3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения 4. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции 5. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера Планируемые результаты курса: Предметные результаты: І. Познавательно-лингвистическая компетенция: углубление знаний о публицистическом стиле речи, его языковых особенностях; знакомство с основными газетными жанрами: информация, заметка, обзор, интервью, статья, очерк, репортаж, фоторепортажи других; их разновидностях и композиционно-языковых особенностях; социокультурная осведомлённость: знание основных детских республиканских газет и журналов, детских разделов в популярных изданиях. ІІ. Коммуникативная компетенция: обучение выбору темы публикации, способам сбора материала, созданию рабочих материалов, созданию и совершенствованию собственных текстов в различных жанрах публицистического стиля; создание рабочей группы юных журналистов, состоящей из редакции лицейской газеты и разновозрастной команды корреспондентов. ІІІ. Культуроведческая компетенция: восприятие публицистической литературы как общечеловеческой ценности, обеспечивающей познание, передачу информации, выражение эмоций, отношений и взаимодействия с другими людьми; ознакомление с доступными возрасту культурными ценностями других народов и своей страны, известными героями, важными событиями, популярными произведениями, а также нормами жизни; знакомство с образцами отечественной, в том числе местной публицистики; формирование эстетического вкуса при создании публикаций и в процессе создания газеты. Метапредметные результаты: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение письменной речью; умение самостоятельно определять цели своей работы, ставить и формулировать для себя новые задачи в процессе работы над журналистским заданием; умение самостоятельно или под руководством куратора планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и поставленных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения своей работы, собственные возможности разрешения проблем; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в процессе деятельности; умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с интервьюируемыми, куратором и сверстниками; работать индивидуально, в паре и в группах; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее ИКТ–компетенции): работа над своими текстами в системе Word, сотрудничество посредством электронной почты, сообщений в ЭЖ, вёрстка газеты в доступных редакторах. Личностные результаты: 1) воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; 2) формирование ответственного отношения к порученному делу, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; 3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной практики, учитывающего социальное, культурное, духовное многообразие современного мира; 4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, гражданской позиции, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; 5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций; 6) развитие эстетического сознания через освоение публицистического наследия и творческую работу со словом. Тематическое планирование: Название темы Количество часов Воспитательный потенциал занятия Использование электронных образовательны х ресурсов 1-2. Газета как орган печати образователь ного учреждения. Планировани е целей, образа и разделов 2 ФЭБ: Фундаментальна я электронная библиотека «Русская литература и фольклор». www.feb-web.ru Русская виртуальная 1. Формирование коммуникативной культуры личности обучающихся 2. Формирование и реализация творческих способностей 3. Формирование эмпатии 4. Формирование и усвоение жизненных целей, ценностей, нравственных идеалов, норм и форм поведения 5. Формирование деловых качеств, качеств лидера и подчиненного лицейской газеты 6. Формирование мировоззрения, любознательности 7. Формирование эстетического вкуса 8. Формирование логической культуры мышления, строгости и стройности в умозаключениях 9. Формирование дисциплинированности, трудолюбия, настойчивости, упорства, умения соглашаться с мнением других, доводить дело до конца, ответственность 10. Формирование уважения в достижениям человеческого гения, убежденности в важности журналистских знаний в практической жизни, признание радости творческого труда. библиотека. http://www.rvb.ru / Союз журналистов России Информационны й портал для молодых журналистов: Учительская газета: https://ug.ru/ 3-4. Сферы 2 применения и языковые особенности публицистиче ского стиля 1. Формирование коммуникативной культуры личности обучающихся 2. Формирование и реализация творческих способностей 3. Формирование эмпатии 4. Формирование и усвоение жизненных целей, ценностей, нравственных идеалов, норм и форм поведения 5. Формирование деловых качеств, качеств лидера и подчиненного 6. Формирование мировоззрения, любознательности 7. Формирование эстетического вкуса 8. Формирование логической культуры мышления, строгости и стройности в умозаключениях 9. Формирование дисциплинированности, трудолюбия, настойчивости, упорства, умения соглашаться с мнением других, доводить дело до конца, ответственность 10. Формирование уважения в достижениям человеческого гения, убежденности в важности журналистских знаний в практической жизни, признание радости творческого труда. 1. Формирование коммуникативной культуры личности обучающихся 2. Формирование и реализация творческих способностей 3. Формирование эмпатии 4. Формирование и усвоение жизненных целей, ценностей, нравственных идеалов, норм и форм поведения 5. Формирование деловых качеств, качеств лидера и подчиненного 6. Формирование мировоззрения, любознательности 7. Формирование эстетического вкуса ФЭБ: Фундаментальна я электронная библиотека «Русская литература и фольклор». www.feb-web.ru Русская виртуальная библиотека. http://www.rvb.ru / Союз журналистов России Информационны й портал для молодых журналистов: Учительская газета: https://ug.ru/ 5-6. 2 Практическая работа. Планировани е выпуска газеты №1 к Дню Учителя. Презентация сил и способностей юных корреспонден тов. ФЭБ: Фундаментальна я электронная библиотека «Русская литература и фольклор». www.feb-web.ru Русская виртуальная библиотека. http://www.rvb.ru / 7-8. Практическая работа. Создание и совершенство вание материалов для газеты к Дню Учителя 2 9-10. Отбор и вёрстка материалов для выпуска газеты №1 2 8. Формирование логической культуры мышления, строгости и стройности в умозаключениях 9. Формирование дисциплинированности, трудолюбия, настойчивости, упорства, умения соглашаться с мнением других, доводить дело до конца, ответственность 10. Формирование уважения в достижениям человеческого гения, убежденности в важности журналистских знаний в практической жизни, признание радости творческого труда. 1. Формирование коммуникативной культуры личности обучающихся 2. Формирование и реализация творческих способностей 3. Формирование эмпатии 4. Формирование и усвоение жизненных целей, ценностей, нравственных идеалов, норм и форм поведения 5. Формирование деловых качеств, качеств лидера и подчиненного 6. Формирование мировоззрения, любознательности 7. Формирование эстетического вкуса 8. Формирование логической культуры мышления, строгости и стройности в умозаключениях 9. Формирование дисциплинированности, трудолюбия, настойчивости, упорства, умения соглашаться с мнением других, доводить дело до конца, ответственность 10. Формирование уважения в достижениям человеческого гения, убежденности в важности журналистских знаний в практической жизни, признание радости творческого труда. 1. Формирование коммуникативной культуры личности обучающихся 2. Формирование и реализация творческих способностей 3. Формирование эмпатии 4. Формирование и усвоение жизненных целей, ценностей, нравственных идеалов, норм и форм поведения 5. Формирование деловых качеств, качеств лидера и подчиненного 6. Формирование мировоззрения, любознательности 7. Формирование эстетического вкуса 8. Формирование логической культуры мышления, строгости и стройности в умозаключениях 9. Формирование дисциплинированности, Союз журналистов России Информационны й портал для молодых журналистов: Учительская газета: https://ug.ru/ ФЭБ: Фундаментальна я электронная библиотека «Русская литература и фольклор». www.feb-web.ru Русская виртуальная библиотека. http://www.rvb.ru / Союз журналистов России Информационны й портал для молодых журналистов: Учительская газета: https://ug.ru/ ФЭБ: Фундаментальна я электронная библиотека «Русская литература и фольклор». www.feb-web.ru Русская виртуальная библиотека. http://www.rvb.ru / Союз журналистов России Информационны 11-12. 2 Обсуждение опубликованн ых материалов и газеты в целом. Планировани е следующего номера 13-14. 2 Понятие об информации как публицистиче ском жанре. Виды информации и способы её оформления трудолюбия, настойчивости, упорства, умения соглашаться с мнением других, доводить дело до конца, ответственность 10. Формирование уважения в достижениям человеческого гения, убежденности в важности журналистских знаний в практической жизни, признание радости творческого труда. 1. Формирование коммуникативной культуры личности обучающихся 2. Формирование и реализация творческих способностей 3. Формирование эмпатии 4. Формирование и усвоение жизненных целей, ценностей, нравственных идеалов, норм и форм поведения 5. Формирование деловых качеств, качеств лидера и подчиненного 6. Формирование мировоззрения, любознательности 7. Формирование эстетического вкуса 8. Формирование логической культуры мышления, строгости и стройности в умозаключениях 9. Формирование дисциплинированности, трудолюбия, настойчивости, упорства, умения соглашаться с мнением других, доводить дело до конца, ответственность 10. Формирование уважения в достижениям человеческого гения, убежденности в важности журналистских знаний в практической жизни, признание радости творческого труда. 1. Формирование коммуникативной культуры личности обучающихся 2. Формирование и реализация творческих способностей 3. Формирование эмпатии 4. Формирование и усвоение жизненных целей, ценностей, нравственных идеалов, норм и форм поведения 5. Формирование деловых качеств, качеств лидера и подчиненного 6. Формирование мировоззрения, любознательности 7. Формирование эстетического вкуса 8. Формирование логической культуры мышления, строгости и стройности в умозаключениях 9. Формирование дисциплинированности, трудолюбия, настойчивости, упорства, умения соглашаться с мнением других, доводить дело до конца, ответственность 10. Формирование уважения в достижениям че- й портал для молодых журналистов: Учительская газета: https://ug.ru/ ФЭБ: Фундаментальна я электронная библиотека «Русская литература и фольклор». www.feb-web.ru Русская виртуальная библиотека. http://www.rvb.ru / Союз журналистов России Информационны й портал для молодых журналистов: Учительская газета: https://ug.ru/ ФЭБ: Фундаментальна я электронная библиотека «Русская литература и фольклор». www.feb-web.ru Русская виртуальная библиотека. http://www.rvb.ru / Союз журналистов России Информационны й портал для молодых журналистов: Учительская 15-16. Практическая работа: создание различных видов информации 2 17-18. Практическая работа. Планировани е выпуска газеты №2 к Дню Матери. Презентация сил и способностей юных корреспонден тов. 2 19-20. 2 ловеческого гения, убежденности в важности журналистских знаний в практической жизни, признание радости творческого труда. 1. Формирование коммуникативной культуры личности обучающихся 2. Формирование и реализация творческих способностей 3. Формирование эмпатии 4. Формирование и усвоение жизненных целей, ценностей, нравственных идеалов, норм и форм поведения 5. Формирование деловых качеств, качеств лидера и подчиненного 6. Формирование мировоззрения, любознательности 7. Формирование эстетического вкуса 8. Формирование логической культуры мышления, строгости и стройности в умозаключениях 9. Формирование дисциплинированности, трудолюбия, настойчивости, упорства, умения соглашаться с мнением других, доводить дело до конца, ответственность 10. Формирование уважения в достижениям человеческого гения, убежденности в важности журналистских знаний в практической жизни, признание радости творческого труда. 1. Формирование коммуникативной культуры личности обучающихся 2. Формирование и реализация творческих способностей 3. Формирование эмпатии 4. Формирование и усвоение жизненных целей, ценностей, нравственных идеалов, норм и форм поведения 5. Формирование деловых качеств, качеств лидера и подчиненного 6. Формирование мировоззрения, любознательности 7. Формирование эстетического вкуса 8. Формирование логической культуры мышления, строгости и стройности в умозаключениях 9. Формирование дисциплинированности, трудолюбия, настойчивости, упорства, умения соглашаться с мнением других, доводить дело до конца, ответственность 10. Формирование уважения в достижениям человеческого гения, убежденности в важности журналистских знаний в практической жизни, признание радости творческого труда. 1. Формирование коммуникативной культуры газета: https://ug.ru/ ФЭБ: Фундаментальна я электронная библиотека «Русская литература и фольклор». www.feb-web.ru Русская виртуальная библиотека. http://www.rvb.ru / Союз журналистов России Информационны й портал для молодых журналистов: Учительская газета: https://ug.ru/ ФЭБ: Фундаментальна я электронная библиотека «Русская литература и фольклор». www.feb-web.ru Русская виртуальная библиотека. http://www.rvb.ru / Союз журналистов России Информационны й портал для молодых журналистов: Учительская газета: https://ug.ru/ ФЭБ: Практическая работа. Создание и совершенство вание материалов для газеты к Дню Матери 21-22. Отбор и вёрстка материалов для выпуска газеты №2 2 23-24. 2 Понятие об интервью как публицистиче ском жанре и личности обучающихся 2. Формирование и реализация творческих способностей 3. Формирование эмпатии 4. Формирование и усвоение жизненных целей, ценностей, нравственных идеалов, норм и форм поведения 5. Формирование деловых качеств, качеств лидера и подчиненного 6. Формирование мировоззрения, любознательности 7. Формирование эстетического вкуса 8. Формирование логической культуры мышления, строгости и стройности в умозаключениях 9. Формирование дисциплинированности, трудолюбия, настойчивости, упорства, умения соглашаться с мнением других, доводить дело до конца, ответственность 10. Формирование уважения в достижениям человеческого гения, убежденности в важности журналистских знаний в практической жизни, признание радости творческого труда. 1. Формирование коммуникативной культуры личности обучающихся 2. Формирование и реализация творческих способностей 3. Формирование эмпатии 4. Формирование и усвоение жизненных целей, ценностей, нравственных идеалов, норм и форм поведения 5. Формирование деловых качеств, качеств лидера и подчиненного 6. Формирование мировоззрения, любознательности 7. Формирование эстетического вкуса 8. Формирование логической культуры мышления, строгости и стройности в умозаключениях 9. Формирование дисциплинированности, трудолюбия, настойчивости, упорства, умения соглашаться с мнением других, доводить дело до конца, ответственность 10. Формирование уважения в достижениям человеческого гения, убежденности в важности журналистских знаний в практической жизни, признание радости творческого труда. 1. Формирование коммуникативной культуры личности обучающихся 2. Формирование и реализация творческих способностей 3. Формирование эмпатии Фундаментальна я электронная библиотека «Русская литература и фольклор». www.feb-web.ru Русская виртуальная библиотека. http://www.rvb.ru / Союз журналистов России Информационны й портал для молодых журналистов: Учительская газета: https://ug.ru/ ФЭБ: Фундаментальна я электронная библиотека «Русская литература и фольклор». www.feb-web.ru Русская виртуальная библиотека. http://www.rvb.ru / Союз журналистов России Информационны й портал для молодых журналистов: Учительская газета: https://ug.ru/ ФЭБ: Фундаментальна я электронная библиотека «Русская способе сбора информации. Виды интервью и способы его оформления 25-26. Практическая работа: создание различных видов интервью 27-28. Практическая работа. Обсуждение работ друг друга, совершенство вание написанных интервью 2 29-30. Способы создания заметки на основе взятого интервью 31-32. Практическая 2 2 2 4. Формирование и усвоение жизненных целей, ценностей, нравственных идеалов, норм и форм поведения 5. Формирование деловых качеств, качеств лидера и подчиненного 6. Формирование мировоззрения, любознательности 7. Формирование эстетического вкуса 8. Формирование логической культуры мышления, строгости и стройности в умозаключениях 9. Формирование дисциплинированности, трудолюбия, настойчивости, упорства, умения соглашаться с мнением других, доводить дело до конца, ответственность 10. Формирование уважения в достижениям человеческого гения, убежденности в важности журналистских знаний в практической жизни, признание радости творческого труда. 1. Формирование коммуникативной культуры личности обучающихся 2. Формирование и реализация творческих способностей 3. Формирование эмпатии 4. Формирование и усвоение жизненных целей, ценностей, нравственных идеалов, норм и форм поведения 5. Формирование деловых качеств, качеств лидера и подчиненного 6. Формирование мировоззрения, любознательности 7. Формирование эстетического вкуса 8. Формирование логической культуры мышления, строгости и стройности в умозаключениях 9. Формирование дисциплинированности, трудолюбия, настойчивости, упорства, умения соглашаться с мнением других, доводить дело до конца, ответственность 10. Формирование уважения в достижениям человеческого гения, убежденности в важности журналистских знаний в практической жизни, признание радости творческого труда. 1. Формирование коммуникативной культуры личности обучающихся 2. Формирование и реализация творческих способностей 3. Формирование эмпатии 4. Формирование и усвоение жизненных целей, ценностей, нравственных идеалов, норм и форм поведения 5. Формирование деловых качеств, качеств литература и фольклор». www.feb-web.ru Русская виртуальная библиотека. http://www.rvb.ru / Союз журналистов России Информационны й портал для молодых журналистов: Учительская газета: https://ug.ru/ ФЭБ: Фундаментальна я электронная библиотека «Русская литература и фольклор». www.feb-web.ru Русская виртуальная библиотека. http://www.rvb.ru / Союз журналистов России Информационны й портал для молодых журналистов: Учительская газета: https://ug.ru/ ФЭБ: Фундаментальна я электронная библиотека «Русская литература и фольклор». www.feb-web.ru Русская работа: создание различных видов заметок на основе взятого интервью 33-34. Практическая работа. Обсуждение работ друг друга, совершенство вание написанных заметок 35-36. Отбор и вёрстка материалов для выпуска газеты №3. 2 2 37-38. 2 Понятие о статье как публицистиче ском жанре. Виды и художественн ые особенности статей. 39-40. 2 Знакомство с газетами и лидера и подчиненного 6. Формирование мировоззрения, любознательности 7. Формирование эстетического вкуса 8. Формирование логической культуры мышления, строгости и стройности в умозаключениях 9. Формирование дисциплинированности, трудолюбия, настойчивости, упорства, умения соглашаться с мнением других, доводить дело до конца, ответственность 10. Формирование уважения в достижениям человеческого гения, убежденности в важности журналистских знаний в практической жизни, признание радости творческого труда. 1. Формирование коммуникативной культуры личности обучающихся 2. Формирование и реализация творческих способностей 3. Формирование эмпатии 4. Формирование и усвоение жизненных целей, ценностей, нравственных идеалов, норм и форм поведения 5. Формирование деловых качеств, качеств лидера и подчиненного 6. Формирование мировоззрения, любознательности 7. Формирование эстетического вкуса 8. Формирование логической культуры мышления, строгости и стройности в умозаключениях 9. Формирование дисциплинированности, трудолюбия, настойчивости, упорства, умения соглашаться с мнением других, доводить дело до конца, ответственность 10. Формирование уважения в достижениям человеческого гения, убежденности в важности журналистских знаний в практической жизни, признание радости творческого труда. 1. Формирование коммуникативной культуры личности обучающихся 2. Формирование и реализация творческих способностей 3. Формирование эмпатии 4. Формирование и усвоение жизненных целей, ценностей, нравственных идеалов, норм и форм поведения 5. Формирование деловых качеств, качеств лидера и подчиненного 6. Формирование мировоззрения, любознательности 7. Формирование эстетического вкуса виртуальная библиотека. http://www.rvb.ru / Союз журналистов России Информационны й портал для молодых журналистов: Учительская газета: https://ug.ru/ ФЭБ: Фундаментальна я электронная библиотека «Русская литература и фольклор». www.feb-web.ru Русская виртуальная библиотека. http://www.rvb.ru / Союз журналистов России Информационны й портал для молодых журналистов: Учительская газета: https://ug.ru/ ФЭБ: Фундаментальна я электронная библиотека «Русская литература и фольклор». www.feb-web.ru Русская виртуальная библиотека. http://www.rvb.ru / журналистам и Петрозаводск а 41-42. Практическая работа: создание статей на темы лицейской жизни. 43-44. Отбор и вёрстка материалов для выпуска газеты №4 2 45-46. Обсуждение выпусков газет 2, 3, 4. Планировани е газеты № 5 47-48. Статьи на научнопопулярные и исследовател ьские темы, их стилистическ ие особенности. 2 2 2 8. Формирование логической культуры мышления, строгости и стройности в умозаключениях 9. Формирование дисциплинированности, трудолюбия, настойчивости, упорства, умения соглашаться с мнением других, доводить дело до конца, ответственность 10. Формирование уважения в достижениям человеческого гения, убежденности в важности журналистских знаний в практической жизни, признание радости творческого труда. 1. Формирование коммуникативной культуры личности обучающихся 2. Формирование и реализация творческих способностей 3. Формирование эмпатии 4. Формирование и усвоение жизненных целей, ценностей, нравственных идеалов, норм и форм поведения 5. Формирование деловых качеств, качеств лидера и подчиненного 6. Формирование мировоззрения, любознательности 7. Формирование эстетического вкуса 8. Формирование логической культуры мышления, строгости и стройности в умозаключениях 9. Формирование дисциплинированности, трудолюбия, настойчивости, упорства, умения соглашаться с мнением других, доводить дело до конца, ответственность 10. Формирование уважения в достижениям человеческого гения, убежденности в важности журналистских знаний в практической жизни, признание радости творческого труда. 1. Формирование коммуникативной культуры личности обучающихся 2. Формирование и реализация творческих способностей 3. Формирование эмпатии 4. Формирование и усвоение жизненных целей, ценностей, нравственных идеалов, норм и форм поведения 5. Формирование деловых качеств, качеств лидера и подчиненного 6. Формирование мировоззрения, любознательности 7. Формирование эстетического вкуса 8. Формирование логической культуры мышления, строгости и стройности в умозаключениях 9. Формирование дисциплинированности, Союз журналистов России Информационны й портал для молодых журналистов: Учительская газета: https://ug.ru/ ФЭБ: Фундаментальна я электронная библиотека «Русская литература и фольклор». www.feb-web.ru Русская виртуальная библиотека. http://www.rvb.ru / Союз журналистов России Информационны й портал для молодых журналистов: Учительская газета: https://ug.ru/ ФЭБ: Фундаментальна я электронная библиотека «Русская литература и фольклор». www.feb-web.ru Русская виртуальная библиотека. http://www.rvb.ru / Союз журналистов России Информационны 49-50. Практическая работа: создание статей на научнопопулярные и исследовател ьские темы 51-52. Практическая работа. Обсуждение работ друг друга, совершенство вание написанных статей 2 53-54. Отбор и вёрстка материалов для выпуска газеты №5 55-56. Обсуждение выпуска газеты №5. Планировани е газеты № 6. 2 2 трудолюбия, настойчивости, упорства, умения соглашаться с мнением других, доводить дело до конца, ответственность 10. Формирование уважения в достижениям человеческого гения, убежденности в важности журналистских знаний в практической жизни, признание радости творческого труда. 1. Формирование коммуникативной культуры личности обучающихся 2. Формирование и реализация творческих способностей 3. Формирование эмпатии 4. Формирование и усвоение жизненных целей, ценностей, нравственных идеалов, норм и форм поведения 5. Формирование деловых качеств, качеств лидера и подчиненного 6. Формирование мировоззрения, любознательности 7. Формирование эстетического вкуса 8. Формирование логической культуры мышления, строгости и стройности в умозаключениях 9. Формирование дисциплинированности, трудолюбия, настойчивости, упорства, умения соглашаться с мнением других, доводить дело до конца, ответственность 10. Формирование уважения в достижениям человеческого гения, убежденности в важности журналистских знаний в практической жизни, признание радости творческого труда. 1. Формирование коммуникативной культуры личности обучающихся 2. Формирование и реализация творческих способностей 3. Формирование эмпатии 4. Формирование и усвоение жизненных целей, ценностей, нравственных идеалов, норм и форм поведения 5. Формирование деловых качеств, качеств лидера и подчиненного 6. Формирование мировоззрения, любознательности 7. Формирование эстетического вкуса 8. Формирование логической культуры мышления, строгости и стройности в умозаключениях 9. Формирование дисциплинированности, трудолюбия, настойчивости, упорства, умения соглашаться с мнением других, доводить дело до конца, ответственность 10. Формирование уважения в достижениям й портал для молодых журналистов: Учительская газета: https://ug.ru/ ФЭБ: Фундаментальна я электронная библиотека «Русская литература и фольклор». www.feb-web.ru Русская виртуальная библиотека. http://www.rvb.ru / Союз журналистов России Информационны й портал для молодых журналистов: Учительская газета: https://ug.ru/ ФЭБ: Фундаментальна я электронная библиотека «Русская литература и фольклор». www.feb-web.ru Русская виртуальная библиотека. http://www.rvb.ru / Союз журналистов России Информационны й портал для молодых журналистов: Учительская 57-58. Репортаж как газетный жанр или один из элементов статьи. Связь репортажа и интервью. 59-60. Практическая работа: создание различных репортажей на темы лицейской жизни. 2 61-62. Практическая работа. Обсуждение работ друг друга, совершенство вание написанных статей 63-64. Отбор и вёрстка материалов для выпуска газеты №6 2 65-66. 2 2 2 человеческого гения, убежденности в важности журналистских знаний в практической жизни, признание радости творческого труда. 1. Формирование коммуникативной культуры личности обучающихся 2. Формирование и реализация творческих способностей 3. Формирование эмпатии 4. Формирование и усвоение жизненных целей, ценностей, нравственных идеалов, норм и форм поведения 5. Формирование деловых качеств, качеств лидера и подчиненного 6. Формирование мировоззрения, любознательности 7. Формирование эстетического вкуса 8. Формирование логической культуры мышления, строгости и стройности в умозаключениях 9. Формирование дисциплинированности, трудолюбия, настойчивости, упорства, умения соглашаться с мнением других, доводить дело до конца, ответственность 10. Формирование уважения в достижениям человеческого гения, убежденности в важности журналистских знаний в практической жизни, признание радости творческого труда. 1. Формирование коммуникативной культуры личности обучающихся 2. Формирование и реализация творческих способностей 3. Формирование эмпатии 4. Формирование и усвоение жизненных целей, ценностей, нравственных идеалов, норм и форм поведения 5. Формирование деловых качеств, качеств лидера и подчиненного 6. Формирование мировоззрения, любознательности 7. Формирование эстетического вкуса 8. Формирование логической культуры мышления, строгости и стройности в умозаключениях 9. Формирование дисциплинированности, трудолюбия, настойчивости, упорства, умения соглашаться с мнением других, доводить дело до конца, ответственность 10. Формирование уважения в достижениям человеческого гения, убежденности в важности журналистских знаний в практической жизни, признание радости творческого труда. 1. Формирование коммуникативной культуры газета: https://ug.ru/ ФЭБ: Фундаментальна я электронная библиотека «Русская литература и фольклор». www.feb-web.ru Русская виртуальная библиотека. http://www.rvb.ru / Союз журналистов России Информационны й портал для молодых журналистов: Учительская газета: https://ug.ru/ ФЭБ: Фундаментальна я электронная библиотека «Русская литература и фольклор». www.feb-web.ru Русская виртуальная библиотека. http://www.rvb.ru / Союз журналистов России Информационны й портал для молодых журналистов: Учительская газета: https://ug.ru/ ФЭБ: Фоторепорта ж как разновидност ь репортажа. Знакомство с популярными карельскими фоторепортёр ами. 67-68. 2 Практическая работа: выбор объектов для фоторепорта жа, создание надписей к ним. 69-70. 2 Заключительн ое занятие. Подведение итогов первого года работы. Награждение активных корреспонден тов лицейской газеты. Итого личности обучающихся 2. Формирование и реализация творческих способностей 3. Формирование эмпатии 4. Формирование и усвоение жизненных целей, ценностей, нравственных идеалов, норм и форм поведения 5. Формирование деловых качеств, качеств лидера и подчиненного 6. Формирование мировоззрения, любознательности 7. Формирование эстетического вкуса 8. Формирование логической культуры мышления, строгости и стройности в умозаключениях 9. Формирование дисциплинированности, трудолюбия, настойчивости, упорства, умения соглашаться с мнением других, доводить дело до конца, ответственность 10. Формирование уважения в достижениям человеческого гения, убежденности в важности журналистских знаний в практической жизни, признание радости творческого труда. 1. Формирование коммуникативной культуры личности обучающихся 2. Формирование и реализация творческих способностей 3. Формирование эмпатии 4. Формирование и усвоение жизненных целей, ценностей, нравственных идеалов, норм и форм поведения 5. Формирование деловых качеств, качеств лидера и подчиненного 6. Формирование мировоззрения, любознательности 7. Формирование эстетического вкуса 8. Формирование логической культуры мышления, строгости и стройности в умозаключениях 9. Формирование дисциплинированности, трудолюбия, настойчивости, упорства, умения соглашаться с мнением других, доводить дело до конца, ответственность 10. Формирование уважения в достижениям человеческого гения, убежденности в важности журналистских знаний в практической жизни, признание радости творческого труда. 70 часов УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА Основная рекомендуемая литература Фундаментальна я электронная библиотека «Русская литература и фольклор». www.feb-web.ru Русская виртуальная библиотека. http://www.rvb.ru / Союз журналистов России Информационны й портал для молодых журналистов: Учительская газета: https://ug.ru/ Свитич Л. Г. Профессия: журналист: учеб. пособие. – М.: Аспект-Пресс, 2003. – 255 с. Свитич Л. Г., Ширяева А. А. Журналистское образование: взгляд социолога / под ред. Я. Н. Засурского. – М.: УПЛ Ф-та журн. МГУ: ИКАР, 1997. – 240 с. Власть, зеркало или служанка? Энциклопедия жизни современной российской журналистики / под ред. В. Л. Богданова и Я. Н. Засурского. – М.: Союз журналистов России, 1998. – Т.1 – 2.