РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ПЕТРОЗАВОДСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛИЦЕЙ № 1»
(МОУ «Лицей № 1»)
РАССМОТРЕНА
УТВЕРЖДЕНА
научно-методическим советом
Приказом № 206/1/осн
протокол № 1
от «17» сентября 2024 г.
от «26» августа 2024 г.
Директор МОУ «Лицей №1»
___________________А.В.Гуденко
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ШКОЛА РАЗВИТИЯ «ФИЛИППОК»
ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
СОСТАВИТЕЛЬ:
ГУСАРЕНКО ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА,
учитель высшей квалификационной категории
ПРОШЛА ЭКСПЕРТИЗУ НА ЗАСЕДАНИИ КАФЕДРЫ
___.___20___
г. Петрозаводск
Дополнительная образовательная программа
«Школа развития «Филиппок» общекультурной направленности
Пояснительная записка
Дополнительная
образовательная
программа
общекультурной
направленности
«Школа развития «Филиппок»» составлена в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта первого поколения (дошкольное образование).
Программа и тематическое планирование курсов представляют собой единую систему
занятий по развитию внимания, восприятия, памяти, логического мышления, творческого
воображения детей.
Для совершенствования системы учебно-воспитательного процесса, осуществления
преемственности между дошкольным и начальньпл обучением необходимы определенные
условия:
1.
Программа
должна
выделить
недостатки,
тормозящие
развитие
ребенка,
способствовать развитию интеллектуальной, эмоциональной и познавательной деятельности,
развивать творческие возможности, прививать навыки культурного общения. Ребёнок
должен быть активной, действующей личностью, учиться рассуждать и вести диалог.
2.
Занятия
по программе
общекультурной
направленности
«Школа развития
«Филиппок» должны носить информационный характер, развивая при этом аналитикосинтетическую деятельность и логическое мышление.
З. Работа с дошкольниками не должна выстраиваться в «школьной логике» - логике
будущих учебных предметов. Приоритет необходимо отдавать физическому и социально —
личностному развитию ребенка, отдавая при этом предпочтения самой разнообразной
игровой
деятельности.
Учитывая
интересы
детей,
природную
наблюдательность
и любознательность дошкольников данная программа будет способствовать повышению
мыслительной деятельности, обогащению речи, расширению кругозора, формированию
эстетического, нравственного отношения к окружающему миру.
Необходимыми требованиями являются:
1) доступность обучения;
2) развитие творческих способностей через развивающие игры и упражнения;
3) развитие логического мышления через умение решать логические задачи на смекалку
(соответствующие дошкольному возрасту);
4) умение совершать мыслительные операции на основе сравнения, используя приемы
классификации и систематизации, а также обобщения и конкретизации;
5) работа
должна
вестись
в
тесном
контакте
с
педагогом-психологом,
учителемлогопедом, педиатром с целью выяснения, готов ли ребенок дошкольник
к систематическому обучению в школе.
При реализации программы общекультурной направленности «Школа развития
«Филиппок»»
важное
место
отводится
специальным
методам,
применяемым
при
организации образовательного процесса:
1. Словесные, наглядные и практические методы.
2. Репродуктивные, объяснительно-иллюстрированные, проблемные, частичнопоисковые
и исследовательские.
З. Методы стимулирования и мотивации обучения (дидактические игры).
4. Обучение и воспитание будущих учащихся ведётся в индивидуальной, групповой,
фронтальной формах, чтобы не упустить развитие каждого ребёнка.
Особое внимание уделено решению проблемы доступности дошкольного воспитания,
обеспечения условий для качественной подготовки детей к обучению в школе; повышению
уровня квалификации педагогов и родителей для достижения соответствия образования
актуальньм и перспективньм потребностям личности, общества и государства.
В связи с более ранним началом систематического образования особого внимания
требует решение нескольких задач:
Организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе
предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого
возраста;
Отбор содержания образования детей на ступени предшкольного образования,
которое обеспечит сохранение самоценности этого периода развития, отказ
от дублирования содержания обучения в первом классе школы;
Укрепление и развитие эмоционально — положительного отношения ребенка
к школе, желания учиться;
Формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых
для благополучной адаптации к школе.
Выбор содержания, методов и форм организации образования детей дошкольного
возраста должен прежде всего определяться тем, что они — дошкольники, то есть только
готовятся к систематическому обучению. Особое внимание направлено на развитие тех
качеств личности, тех особенностей психических процессов и тех видов деятельности,
которые определяют становление устойчивых познавательных интересов детей и успешное
обучение их в школе.
Программа обучения и развития детей дошкольного возраста построена на основе
следующих принципов:
учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность — ведущую для
этого периода развития;
сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка;
обеспечение необходимого уровня сформированности психических и социальных
качеств ребенка, основных видов деятельности, готовности к взаимодействию
с окружающим миром;
обеспечение поступательности в развитии ребенка, его готовности к обучению
в школе, к принятию новой деятельности;
развитие эрудиции и индивидуальной культуры восприятия и деятельности ребенка.
Занятия
по
программе
общекультурной
направленности
«Школа
развития
«Филиппок»» носят интегрированный характер, с учётом целостности восприятия
дошкольником окружающего мира.
Структура программы общекультурной направленности
«Школа развития «Филиппок»»
Программа определяет те знания и умения, которыми должен овладеть каждый
ребенок для успешного интеллектуального и социального развития, адаптации к школьному
обучению. В ней выделено 4 раздела: «Волшебные пальчики», «Звуковая мозаика»,
«Я познаю мир», «Математические ступеньки».
Раздел «Волшебные пальчики» направлен на развитие графической деятельности
детей, развитие мелкой моторики пальцев кистей рук.
Раздел «Звуковая мозаика» обеспечивает обогащение активного словаря ребенка,
связной
речи,
формирование
умений
составлять
повествовательный
рассказ,
рассказрассуждение.
Раздел «Я познаю мир» направлен на расширение знаний ребенком об окружающем
предметном мире, природной и социальной среде. Развивается познавательный интерес
будущего первоклассника, его умения использовать полученные знания в конкретной
деятельности, усваиваются правила поведения в природе и обществе. Особое внимание
уделяется развитию умений управлять своими эмоциями, контролировать и оценивать свою
деятельность и поведение, соотносить их результаты с эталонами.
Раздел «Математические ступеньки» включает знания и умения, являющиеся
средством развития мышления и воображения, формирования логических умений. Особое
внимание уделяется осознанию детьми причинных, временных, последовательных связей
между предметами, развитию логического мышления. В данном разделе представлены
знания и умения, обеспечивающие специальную подготовку к учебному предмету
«Математика».
Особенностью программы является взаимосвязь всех разделов. Особенностью
интегрированного обучения является то, что реализация основных задач идёт на разном
материале
с
варьированием
предлагаемых
программой
средств
обучения.
Цель:
выравнивание стартовых возможностей будущих школьников, формирование навыков
учебной деятельности.
Раздел «Волшебные пальчики»
Содержание
Подготовка руки к письму
Выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте и умение
держать карандаш и ручку при письме и рисовании. Подготовительные упражнения для
развития глазомера, кисти руки и мелких мышц пальцев: обводка и штриховка контуров,
соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров и бордюров непрерывным
движением руки. Овладение строчкой. Письмо элементов букв: прямой наклонной короткой
палочки, прямой наклонной длинной палочки, палочки с закруглением внизу, длинной
палочки с петлей, палочки с закруглением вверху и внизу, полуовала и овала.
Пальчиковая гимнастика
Учёные пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под
влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Необходимо
стимулировать речевое развитие детей путём тренировки движений пальцев рук. Выполняя
пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики
рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом
индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребёнка
к рисованию, письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает
скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.
”Пальчиковые игры“ очень эмоциональны и увлекательны. Они как бы отображают
реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления
природы. В ходе ”палышковых игр“ дети, повторяя движения взрослых, активизируют
моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями,
концентрировать внимание на одном виде деятельности. ”Пальчиковые игры“ это
инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры
требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях ”вправо”
”влево" , “вверх”, ”вниз” и др. Очень важны эти игры для развития творчества детей.
Целесообразно на каждом занятии по подготовке к письму проводить ”пальчиковую игру”,
чтобы размять пальчики, активизировать моторику рук для успешного выполнения детьми
разнообразных графических упражнений. Время проведения З - 7 минут.
Перед выполнением графических заданий педагог с детьми заучивает скороговорки,
может прочитать стихотворение, загадать загадку. Упражнения каждого занятия объединены
единым сюжетом. Это делает их интересными для детей, сохраняет непринуждённую
обстановку на протяжении всего занятия и способствует нравственному и эстетическому
воспитанию. На занятиях дети не испытывают утомления, у них увелиивается объём
внимания, становится лучше зрительная, двигательная, тактильная, словесная и слуховая
память.
Уточняется
и
расширяется
словарь,
развивается
речь,
пространственное
воображение.
Рисование по клеточкам по слуховому восприятию
Эта работа предполагает систему приёмов и заданий от простого к сложному.
Учитывая
возрастные
особенности
старших
дошкольников,
особенности
слухового
и зрительного восприятия занятия проводятся в тетради в крупную клетку. Клетка даёт
большие возможности для развития мелкой моторики и элементарных графических навыков
письма, так как рисование по клеткам требует мелких и точных движений, а также развивает
умения ориентироваться в пространстве. На первом этапе ребёнок знакомится с тетрадью
в
клеточку,
рабочей
пространствеклетке,
строкой
затем
совершенствует
учится
умения
выполнять
измерять
задания
условной
в
ограниченном
меркой-клеткой.
В последующем задания усложнятся, постепенно к сложным слуховьм диктантам переходим
после того, как у детей уже сформировались достаточно чёткие пространственные ориентиры,
и
они
свободно
воспринимают
слуховые
задания.
Перед
выполнением
задания
психологический настрой, а после выполнения - упражнения для кистей рук. Задания можно
выполнять различным материалом: шариковой ручкой, простым или цветным карандашами.
Все знания и умения, полученные на занятиях, дети закрепляют в свободной деятельности
в графо — моторных тетрадях, где у каждого ребёнка есть перечень различных заданий.
Дети самостоятельно перерисовывают картинки по клеточкам.
Графические упражнения. Штриховка
Выполнение графических упражнений и штриховки способствуют подготовке руки
к письму. Развитие мелкой моторики определяется не только чёткостью и красотой
изображения линий, но и лёгкостью и свободой: движения руки не должны быть
скованными, напряжёнными. Правильно соблюдать графические пропорции, писать плавно
и симметрично важно для выработки красивого и чёткого почерка. Ребёнок должен стараться
не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии. При прочерчивании прямых линий
хорошо видна чёткость почерка и уверенность движения руки. Умение свободно рисовать
плавные линии слева направо важно при формировании почерка. Умение писать с наклоном
сверху вниз и снизу-вверх необходимо при формировании почерка. Развитию точности
движений, вниманию и контролю за собственными действиями также способствуют
графические упражнения. Штриховка одно из важнейших упражнений. Овладевая
механизмом письма, дети вырабатывают такую уверенность штриха, что когда они
приступят к письму в тетрадях, у них это будет получаться как у человека, много писавшего.
Правила штриховки: Штриховать только в заданном направлении. Не выходить за контуры
фигуры. Соблюдать параллельность линий. Не сближать штрихи, расстояние между ними
должно быть 0,5 см. Выполняя различные упражнения по подготовке к письму, ребёнок
и педагог должны постоянно помнить и соблюдать гигиенические правила письма, доводя
их выполнение до автоматизма. Соблюдение гигиенических правил поможет ребёнку
в дальнейшем преодолеть трудности технической стороны письма.
После работы в тетради дети испытывают зрительное напряжение. Поэтому для
профилактики нарушения зрения используются серия расслабляющих упражнений для глаз.
Тематическое планирование
Тема
Дидактические игры и упражнения
1. Вводное занятие.
Пальчиковая гимнастика «Хозяйка однажды с базара пришла»
Графическое упражнение «Дорисуй до конца»;
Штриховка «Путь бабочки и пчелы»;
Графический диктант «Узор»;
Графическое упражнение «Нарисуй картинку»;
Графическое упражнение «Рыбка».
2. Правила письма.
Обведение по контуру.
Сад. Фрукты.
Пальчиковая гимнастика «Компот»;
Графическое упражнение «Дорисуй до конца»;
Графическое упражнение «Путь спортсмена»;
Графический диктант «Узор»;
Графическое упражнение «Нарисуй картинку»;
Графическое упражнение «Автомобиль».
З. Прямые и наклонные
вертикальные линии.
Грибы и лесные тоды
Пальчиковая гимнастика «За ягодами»;
Графическое упражнение «Повтори точки»;
Графическое упражнение «Дорисуй до конца»;
Графичесшй диктант «Узор»;
Штриховка «Квадрат»;
Графическое упражнение «Нарисуй картинку»;
Графическое упражнение «Помоги ёжику, зайчику и мышке»;
Графическое упражнение «Раскрась круги».
Знакомство
с предметом,
прописями.
Огород. Овощи.
4. Обведение по контуру.
Штриховка.
Осень. Признают осени
Пальчиковая гимнастика «Вышел дождик»;
Графическое упражнение «Повтори палочки» ;
Графическое упражнение «Дорисуй до конца»;
Графический диктант «Узор»;
Графическое упражнение «Самолёт»;
Графическое упражнение «У кого какой шарик?»;
Графическое упражнение «Фигуры одинакового цвета»;
Графическое упражнение «Буратино и золотой ключик».
5. Обведение по контуру
и письмо волнистых
линий.
Деревья и кустарники
Пальчиковая гимнастика «За ягодами»;
Графическое упражнение «Обведи по штрихам флажки
и пирамидки» ;
Графичестй диктант «Узор»;
Графическое упражнение «Змейка»;
Штриховка «Квадрат»;
Графический лабиринт «Зайчик и морковка»;
Графическое упражнение «Треугольники».
6. Письмо наклонных
линий и овалов.
Наш город
Самомассаж карандашом;
Графическое упражнение «Дорисуй до конца»;
Графический диктант «Узор»;
Графическое упражнение «Раскрась фигуры»;
Графическое упражнение «Нарисуй такую же картинку»;
Графический лабиринт «Мальвина»;
Графическое упражнение «Кружки».
7. Упражнение в обведении Пальчиковая гимнастика «Если бы»;
по контуру и штриховка. Графическое упражнение «Дорисуй узор»;
Одежда
Графичесюай диктант «Узор» ;
Графическое упражнение «Нарисуй такую же картинку»;
Графическое упражнение «Нарисуй квадрат»;
Графическое упражнение «Рыбалка»;
Графическое упражнение «Треугольники».
8. Письмо полуовалов.
Обведение по контуру.
Обувь
Пальчиковая гимнастика «Новые кроссовки»;
Графическое упражнение «Узоры»;
Графическое упражнение «Фигуры»;
Графическое упражнение «Нарисуй такую же картинку»;
Графическое упражнение «Орнамент»;
Графическое упражнение «Велосипедист»
Графическое упражнение «Проведи по стрелкам».
9. Письмо наклонных
линий и овалов.
Игрушки
Пальчиковая гимнастика «Игрушки»;
Графическое упражнение «Обведи вишенки»;
Графическая работа с фигурой;
Графическое упражнение «Нарисуй такую же картинку»;
Графическое упражнение «Раскрась фигуры»;
Графический лабиринт «Пьеро»;
Графическая работа с квадратом.
10. Обведение по контуру.
Пальчиковая гимнастика «Помощники»;
Графическое упражнение «Ломаная линия»;
Графическая работа с квадратом;
Графическое упражнение «Нарисуй такую же картинку»;
Графическое упражнение «Орнамент»;
Графический лабиринт «Лабиринт для гусеницы»;
Графическая работа с квадратом.
11. Письмо полуовалов
Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире»;
Графическое упражнение «Конфета»;
Графичесшй диктант «Ключик»;
Графическое упражнение «Нарисуй такой же цветок» ;
Графическое упражнение «Орнамент»;
Штриховка «Вулканы»;
Графическое упражнение «Круги и квадраты».
Штриховка.
Посуда
и овалов.
Мебель
12. Упражнение
в обведении по контуру
и штриховке.
Комнатные растения
Пальчиковая гимнастика «На окне»;
Графическое упражнение «Ведро»;
Графический диктант «Кораблик» ;
Графическое упражнение «Нарисуй такую же картинку»;
Графическое упражнение «Раскрась так же»;
Графический лабиринт «Птичка»;
Графическое упражнение «Треугольникии прямоугольники».
13. Письмо прямой
Пальчиковая гимнастика «Снежинка»;
с закруглением внизу.
Графическое упражнение «Кривая линия» ;
Зима. Зимующие птицы Графичестй диктант «Узор»;
Штриховка «Квадрат»;
Графическое упражнение «Нарисуй такую же картинку»;
Графичесмй лабиринт «Лиса» ;
Графическая работа с квадратом.
14. Упражнение в
написании изученных
элементов букв.
Домашние животные
зимой
15. Письмо линий с
закруглением
вверху и внизу.
Новый год
Пальчиковая гимнастика «Бурёнушка»;
Графический узор «Ботинм»;
Графическое упражнение «Кружок»;
Графическое упражнение «Нарисуй такую же картинку»;
Графическое
упражнение
«Гирлянды»;
Графичесютй лабиринт «Медвежонок»;
Графическая работа с квадратом.
Пальчиковая гимнастика «На ёлке»;
Графическое упражнение «Ломаная линия»;
Графический диктант «Узор»;
Графическое упражнение «Шахматная фигура»;
Графическое упражнение «Бусы»;
Графическое
упражнение
«Дом»;
Графический лабиринт «Волк».
16. Письмо линий
Пальчиковая гимнастика «Маленький кролик»;
с петлей вверху и внизу. Графическое упражнение «Снежинка»;
Дикие животные зимой Штриховка «Бабочка»;
Графический диктант «Автомобиль» ;
Графшеское упражнение «Буква»;
Графическое упражнение «Орнамент»;
Графическое упражнение «У кого какая игрушка?» ;
Графическая работа с квадратом.
17. Письмо элементов букв. Пальчиковая гимнастика «Бурёнушка»;
Домашние птицы
18. Письмо е — образных
элементов. Транспорт
Графическое упражнение «Фигуры»;
Штриховка «Жук»;
Графический диктант «Цветок»;
Графическое упражнение «Нарисуй такую же картинку»;
Штриховка «Маленькие квадраты»;
Графическое упражнение «Кто на чём поедет?»; Графическое
упражнение «Змейка».
Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке»;
Графическое упражнение «Фигуры»;
Графический диктант «Собачка»;
Графическое упражнение «Нарисуй такую же картинку»;
Графическое упражнение «Самолёты»;
Графическое упражнение «Рыбки»;
Штриховка «Лес».
19. Письмо изученных
Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке»;
Графическое упражнение «Узоры»;
Графическое упражнение «Кружки»;
Графическое упражнение «Нарисуй такую же картинку»;
Графическое упражнение «Поезда»;
Графическое упражнение «Заплатюа на одеялах»;
Графическое упражнение «Треугольники, квадраты и круги».
20. Письмо изученных
элементов букв.
Стройка.
Профессии на стройке
Пальчиковая гимнастика «Напёрсток»;
Графическое упражнение «Узор»;
Графичесютй диктант «Ёлочка»
Графическое упражнение «Нарисуй такой же орнамент»;
элементов букв.
Профессии
на транспорте
Штриховка «Юла»
Графическое упражнение «Волшебный квадрат»; Графическое
упражнение «Соедини линиями».
21. Письмо изученных
элементов букв.
Ателье. Закройщица
Пальчиковая гимнастика «Напёрсток»;
Графическое упражнение «Фигуры»;
Графический диктант «Слоник»;
Графическое упражнение «Дорисуй недостающие части»;
Графическое упражнение «Нарисуй такую же картинку»;
Графическое упражнение «Волшебный квадрат»; Графическая
работа с квадратом.
22. Письмо изученных
элементов букв.
Первые
весенние
цветы
Самомассаж карандашами;
Графическое упражнение «Узоры»;
Графическая работа с квадратами;
Графическое упражнение «Нарисуй такую же картинку»;
Графическое упражнение «Нарисуй такой же орнамент»;
23
Графическое упражнение «Соедини ниями»;
Графическое упражнение «Спирали».
Заключитель
ное занятие.
Подведение
итогов.
Планируемые результаты:
Обучающийся будет знать:
- правила и различные виды штриховки (вертикальная, горизонтальная, наклонная,
по уменьшающемуся и увеличивающемуся контуру);
- гигиенические правила письма (посадка, положение рук при письме, положение
ручки, тетради);
- правила работы с тетрадью;
Обучающийся будет уметь:
- правильно сидеть за столом во время письма; - правильно располагать рабочую
тетрадь;
- правильно держать карандаш и ручку; - проводить различные линии (прямые,
ломаные, изогнутые);
- проводить линии в разных направлениях;
- обводить рисунки по контуру, стараясь не отрывать карандаш от бумаги;
- ориентироваться на листе бумаги в клетку и в шшейку;
- ориентироваться на плоскости и решать логические задачи.
Обучающийся сможет решать жизненно практические задачи через:
- развитие коммуникативности; - развитие мелкой моторики, глазомера, координации
рук;
- развитие наблюдательности;
- развитие элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий;
- развитие инициативности и самостоятельности
Обучающийся будет способен проявлять: усидчивость при выполнении работ;
- эмоциональную отзывчивость;
- доброжелательность.
Развитие мелкой моторики и подготовка руки ребёнка к письму способствует
лучшему освоению образовательной программы и формированию интегративных качеств
ребёнка.
Раздел «Звуковая мозаика»
Содержание
Использовать поисковые вопросы, участвовать в коллективном рассказывании,
беседе. Составлять небольшие рассказы, рассказы по сюжетной картине. Придумывать
фантастические
истории,
проявлять
интерес
к
рифмованию
слов,
участвовать
в коллективном придумывании стишков, загадок. Во все занятия включаются игры
по развитию речи, занимательные упражнения, фонетические, лексические, грамматические,
графические игры.
В процессе моделирования учиться различать слово и предложение, составлять
по образцу и самостоятельно предложения.
Выделять в словах звуки, обозначать их соответствующими знаками. Интонационно
выделять в слове звук, называть его изолированно, называть слова по определенному
фонематическому признаку, пары звуков по твердости-мягкости.
Соотносить произносимое слово со схемой его звукового состава, проводить звуковой
анализ. Различать и обозначать соответствующими знаками гласные, твердые и мягкие
согласные.
Читать слоги, слова и предложения.
В процессе общения пополнять активный словарь словами, характеризующими
качества и свойства предметов, обобщающими словами. По образцу подбирать слова,
сходные и противоположные по значению. Задавать различные вопросы взросльм и
сверстникам. В процессе речевого общения, игры, использовать слова, характеризующие
эмоциональные состояния людей.
Самостоятельно сравнивать результаты своей работы с образцом. Обводить предметы
по контуру, штриховать в различных направлениях, раскрашивать, рисовать предметы,
печатать буквы, слоги, слова. Выполнять упражнения, направленные на развитие мелких
мышц руки.
Тематическое планирование
Тема
1
Виды деятельности
Мир звуков. Звуки речи. Гласный Буквы, обозначающие гласные звуки.
звук «а», буква А, а.
Написание элементов букв.
Буквы,обозначающие гласные
2 звуки. Гласный звук «о», буква О,
о. Гласный звук «ы», буква ы.
з Буквы, обозначающие гласные
звуюа. Гласный звук «и», буква И,
и. Гласный звук «у», буква У, у.
Определение количество звуков в слове.
элементов букв.
Написание
Определение количество звуков в слове. Написание
элементов букв.
4
Буквы обозначающие, согласные
звуки. Согласные звуки «н»,
«нЪ>, буква Н, н.
Артикуляционные признаки согласных звуков.
Написание элементов букв.
5
Буквы обозначающие, согласные Определение согласных и гласных звуков по
звуки. Согласные звуки «м», буква артикуляции. Написание элементов букв.
М, м.
6
Буквы обозначающие, согласные
звуки. Согласные звуки «т», «тэ,
буква Т, т.
Определение согласных и гласных звуков по
артикуляции. Определение мягкости и твердости
согласных звуков по артикуляции. Написание
элементов букв.
7
Буквы обозначающие, согласные
звуки. Согласные звуки «к», «к»,
буква К, к.
Выбор слов по количеству звуков. Определение
мягкости и твердости согласных звуков по
артикуляции. Написание элементов букв.
8
Буквы обозначающие, согласные Определение мягкости и твердости согласных
звуки. Согласные звую•т «р», «Т», звуков по артикуляции. Упражнение
буква Р, р,
в определении количества слогов. Написание
элементов букв.
Буквы обозначающие, согласные Определекме мягкости и твердости согласных
звуки. Согласные звуки «л», «гг», звуков по артикуляции. Упражнение в определении
буква Л, л.
количества слогов. Написание элементов букв.
9
10 Буквы обозначающие, согласные Определение мягкости и твердости согласных
звуюа, Согласные звуки «в»,
звуков по артикуляции. Упражнение в определении
буква В, в. Буквы обозначающие, количества слогов. Написание элементов букв.
согласные звуки. Согласные звуки
«с», «€», буква С, с.
11 Буквы обозначающие, согласные
звуки. Согласные звуки «п», «Т»,
буква П, п.
Определение мягкости и твердости согласных
звуков по артикуляции. Упражнение в определении
количества слогов. Написание элементов букв.
12 Буоы обозначающие, согласные
звуки. Согласные звуки «з», «3'»,
буква З, з.
Выбор слова к звуковой модели. Написание
элементов букв.
13 Буквы обозначающие, согласные Упражнение в звуковом и слоговом анализе слов.
звуки. Согласные звуки «б», «6'», Написание элементов букв.
буква Б, б.
14 Буквы обозначающие, согласные
звуки. Согласные звуки «д», «д»,
буква Д, д.
Повторение букв, обозначающих гласные звуки.
Штриховка и письмо букв.
15 Согласный мягкий звук «Т», буква Упражнение в звуковом и слоговом анализе слов.
Штриховка и письмо букв.
16 Буква Я,я показатель мягкости
согласных звуков.
Анализ произношения слов, начинающихся с буквы
«я». Упражнение в звуковом и слоговом анализе
слов. Штриховка и письмо букв.
17 Буквы обозначающие, согласные
звуки. Согласные звуки «г», «€»,
буква Г, г.
Сопоставление звонких и глухих согласных звуков.
Упражнение в звуковом и слоговом анализе слов.
Штриховка и письмо букв.
18 Буквы обозначающие, согласные
звуки. Согласный мягкий звук
«Ф», буква Ч, ч. Согласный
твердый звук «ш», буква Ш, ш.
Упражнение в звуковом анализе слов с данными
звуками. Упражнение в звуковом и слоговом
анализе слов. Штриховка и письмо букв.
19 Буквы, обозначающие гласные
Упражнение в звуковом и слоговом анализе слов.
звуки. Гласный звук «э», буква Э, Штриховка и письмо букв.
э. Выбор слов с данным звуком в
начале слова.
20 Буква Е, е — показатель мягкости Анализ произношения слов, начинающихся с буквы
согласных звуков.
«е». Упражнение в звуковом и слоговом анализе
слов. Штриховка и письмо букв.
21 Буквы обозначающие, согласные Упражнение в звуковом анализе слов с данными
звуки. Согласный твердый звук
звуками и обозначение звуков буквами. Штриховка и
«ж», буква Ж, ж. Согласные звуки письмо букв.
«х», «хЪ>, буква Х, х.
22 Буква Ю, ю в начале слова показатель мягкости согласных
звуков.
Анализ произношения слов, начинающихся с буквы
«ю». Упражнение в звуковом и слоговом анализе
слов.
23 Заключительное
занятие.
Подведение итогов.
Штриховка и письмо изученных букв.
Планируемые результаты
- ориентирование в ситуациях, соответствующих различным сферам общения;
- знание и употребление вежливых слов (начало и завершение общения);
- знание устойчивых формул речевого этикета приветствие,
благодарность, просьба;
прощание,
- осознание, что в различных ситуациях говорить можно по-разному: громко тихо, быстро - медленно, весело - грустно и т.д.;
- умение артикулировать звуки русской речи, понимать, что правильная
артикуляция, хорошая дикция способствуют эффективному общению;
- умение оценивать звучание своего голоса с точки зрения произношения,
темпа, громкости;
- умение обращаться к собеседнику тогда, когда это уместно, отвечать на
обращение; - умение использовать соответствующие ситуации, темп,
громкость;
- следование принятым в обществе правилам поведения при разговоре:
смотреть на собеседника, не перебивать говорящего, использовать мимику и
жесты, не мешающие, а помогающие собеседнику понять сказанное и т.д.;
- умение сообщать определенную информацию, договариваться о совместной
деятельности;
- соблюдение культуры слушания: вежливое слушание, внимательное
слушание;
- правильное произношение всех звуков; - отчетливое и ясное произношение
слов;
- выделение из слов звуков;
- нахождение слов с определенным звуком;
- определение места звука в слове;
- соблюдение орфоэпических норм произношения;
- умение составлять предложения по опорньпи словам, по заданной теме;
- умение составлять рассказы, сказки по картине, по серии картин;
- умение пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по
опорньпи иллюстрациям;
- соблюдение элементарных гигиенических правил;
- ориентирование на странице тетради;
- подготовка пишущей руки к письму в процессе обведения по контуру узоров
и букв различной конфигурации и штриховки предметов, гимнастики для
пальцев;
- знакомство с правилами письма (правильная посадка при письме, положение
листа, карандаша при работе в тетради);
- знакомство с конфигурацией печатных букв и их звуковой оболочкой;
Дошкольники ДОЛЖНЫ знать:
- звуки и буквы русского языка; - отличие буквы от звука (звуки произносим,
буквы пишем);
- конфигурацию печатных букв;
Дошкольники должны уметь:
- ориентироваться на странице тетради — перемещать пишущую руку снизу
вдоль строки, слева направо, справа налево и т.д.;
- печатать буквы
- вычленять звуки в словах, определять их последовательность;
- различать гласные и согласные звуки;
- делить слова на слоги;
- составлять связные предложения;
- вычленять слова из предложений;
- составлять по картинке и серии картинок, объединенных общей темой,
небольшой рассказ с соблюдением логики развития сюжета;
т
объяснять
загадки,
заучивать
наизусть
небольшие
стихотворения,
шстоговорки, скороговорки
Раздел «Я познаю мир»
Содержание
Мир природы
- понятие «природа» включает в себя живую (растения, животные, в том числе
и люди) и неживую природу (воздух, вода, почва, минералы, солнечная
энергия);
живая и неживая природа тесно взаимодействуют друг с другом; изменения,
происходящие в неживой природе, влекут изменения в живой; от количества тепла, света,
влаги зависит жизнь растений и животных;
- живой организм связан со средой обитания (водной, воздушной, наземной);
его строение, питание, размножение, образ жизни зависят от того, где он
существует, и обеспечивают возможность ливни в этой среде;
- живая природа многообразна;
- существуют различные виды растений (деревья, кустарники, травы, цветы);
- есть факторы, влияющие на растения (свет, тепло, воздух, влага, почва);
- животный мир многообразен (птицы, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся,
насекомые, млекопитающие);
- в сезонной жизни растений и животных происходят изменения;
- человек — часть живой природы;
- влияние шодей на природу может быть как положительньш, так и
отрицательным;
- от правильного отношения каждого ребёнка к природе будет в будущем
зависеть его жизнь.
Что я знаю о себе?
- названия органов чувств, отдельных внутренних органов (сердце, лёгкие,
желудок);
правила охраны органов чувств и ухода за ними (глаза, уши, нос,
кожа); - фамилию, имя, отчество родителей, полный домашний адрес и
телефон;
- родственные связи и свою социальную роль в них, называть их;
- владеть навыками самообслуживания;
- управлять своими чувствами (сдерживать гнев, огорчение, не плакать и др.)
- анализировать свои поступки и поступки других людей;
- оказывать помощь другому человеку;
- договариваться, устанавливать неконфликтные отношения со сверстниками.
Явления общественной жизни
- что такое работа, зачем люди работают;
- почему появляются разные профессии;
- правила поведения на улице, дома, в школе и уметь выполнять их;
- основные службы помощи;
- элементарные правила безопасного поведения на улицах и дорогах;
- символику России (флаг и герб)
- название столицы (главного города) России и Карелии.
Тематическое планирование
Мир природы
№
1-2
Тема занятия
Виды деятельности
Что нас окружает?
Наблюдение за разнообразием
Предметы природы и предметы,
созданные человеком.
цвета окружающего мира.
Игра «Путешествие по радуге».
Опыт: «Радуга на твоём столе».
Тест «Природа-не природа».
з
Живая и неживая природа
Многообразие живой и
неживой природы.
.
4-5
Рассматривание иллюстраций.
Работа со слайдами презентации.
Тест «Живая и неживая природа».
Сезонные изменения в природе
Осень.
.
Виртуальная экскурсия в осенний лес. Наблюдения
за изменениями в жизни растений и животных.
Самостоятельная творческая работа
«Раскрась букет осенних листьев»
(индивидуально и в группах).
6
Какие бывают растения?
Рассматривание слайдов презентации: выявление
отличай между лиственными и хвойными
деревьями, между деревьями и кустарниками.
Работа
с
иллюстративным материалом:
установление логических связей.
Дидактические игры: «Этажи леса»,
«Я знаю пять названий... »,
«Не пропусти...
7-8
В гости к зимушке-зиме.
Практическое наблюдение: отличия ели и сосны.
Кто как зимует.
Дидактическая игра «Помоги птицам и зверям найти
свой дом и пищу».
Устное творческое задание
«Вопросы мудрому филину».
Творческая работа «Кафешка «Снегирёк»
(обычные предметы в необьчном использовании)
Презентация «С кем дружит ель?»
Творческая работа «Моя ёлочка».
9
Зелёная красавица.
10
Вода — источник жизни.
Опыты по определению свойств воды.
11
Снег и лёд.
Опыты по определению свойств снега и льда.
Исследовательская работа:
Почему снег белый?
Почему снег скрипит?
12-13
Какие бывают животные?
Наблюдение за разными группами животных.
Выделение некоторых групп животных путём
выявления
признаков,
характеризующих
каждую группу. Задание — тест «Дикие
и домашние животные».
Что я знаю о себе
№
1
Тема занятия
Я и моя семья.
Виды деятельности
Рисунок «Моя семья».
Составление рассказа о семье.
2
Твои помощники — органы чувств. Значение органов чувств для человека.
Опыты, исследование.
з
Чтобы глазки видели, чтобы уши Практическое знакомство с правилами личной
слышали, чтобы зубки не грустили. гигиены.
4
Лакомств 100, а здоровье одно.
Игра-задание «Через разные предметы
попади скорей в ракету».
Творческая работа: составление советов
Пончику и Худышке.
Явления общественной жизни
№
1
Тема занятия
Профессии людей.
Виды деятельности
Дидактические игры «Кто кем работает?»
(компьютерная презентация),
«Угадай профессию».
2
В стране дорожных знаков.
Дидактическая игра «Красный, жёлтый,
зелёный».
з
Наша Родина — Россия.
Компьютерная презентация.
Флаг, гимн, герб России.
Знакомство с государственной символикой
Российской Федерации.
Москва — столица России.
4
Мой родной край.
Виртуальная экскурсия «Я живу в Карелии»
Составление в паре рассказа о месте своего
проживания.
Моделирование ситуаций, при которых нужно
сообщать свой домашний адрес.
5
Безопасность в доме.
Моделирование ситуаций, при которых нужно
обратиться в пожарную охрану, полицию,
скорую помощь.
6
Основные службы помощи.
Участие в ситуативных играх на тему
«Безопасное поведение».
Планируемые результаты
-
ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения
в школе, дома, на улице, в общественных местах;
-
умение характеризовать особенности времён года (состояние неба, тепло
или холодно, виды осадков, состояние растений и животных); выражать приветствие,
благодарность, просьбу; проявлять уважительное отношение к окружающим людям;
узнавать герб, флаг и гимн России, называть её столицу; различать виды
эмоционального состояния человека;
-
умение различать и приводить примеры объектов живой и неживой
природы; различать и называть свойства воды, снега и льда; части растений; основные
части тела человека; деревья, кустарники, травы, лиственные и хвойные растения;
виды транспорта (наземный, водный, воздушный);
-
умение называть свои имя, отчество, фамилию, дату рождения, домашний
адрес; характерные признаки времён года; некоторые отличительные признаки
основных групп животных (насекомые, рыбы, птицы, звери);
-
умение рассказывать об условиях, необходимых для жизни животных и
растений; о способах движения и питания животных; о значении домашних жмвотньж
в жизни человека; о профессиях родителей; об основных достопримечательностях
родного края.
Раздел «Математические ступеньки»
Содержание
Признаки (свойства) предметов (цвет, форма, размер).
Сравнение предметов (фигур) по размеру (больше-меньше, длиннее-короче, такой же по
длине, выше-ниже, шире-уже и др.) форме (круглый, не круглый, треугольный,
прямоугольный, квадратный, такой же по форме и др.), по цвету (одного и того же цвета или
разных цветов).
Определение правила, по которому составлен предложенный ряд предметов, геометрических
фигур.
Упорядочивание предметов по длине.
Построение ряда предметов, геометрических фигур по заданному правилу.
Пространственные отношения:
взаимное расположение объектов на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре,
вверху, внизу, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.), расположение
объектов с поворотом на 90, 180 градусов.
Временные представления:
раньше-позже, вчера, сегодня, завтра. Неделя. Дни недели. Отсчет дней недели по порядку от
любого дня недели. Времена года. Их последовательность. Неделя, месяц, год. Уточнение
понятия «месяц» (четыре недели составляют месяц). Простейшее сравнение времени (больше
трех часов, меньше пяти часов).
Цифры и числа от 1 до 9. Число 0. Число 10.
Счет предметов. Сравнение групп предметов по количеству (больше, меньше, столько же)
путем составления пар из элементов двух групп для определения отношения, в котором
находятся эти группы.
Устная нумерация: названия, обозначение и последовательность чисел от 0 до 10. Цифра и
число. Чтение чисел. Сравнение чисел. Моделирование цифр из линейных элементов
(счетных палочек).
Счет в прямом и обратном порядке. Независимость количества предметов в группе от их
свойств, способа и порядка пересчета. Порядковый счет, его отличие от счета
количественного.
Задача. Отличие задачи от рассказа. Устное составление задач по рисункам. Решение задач с
опорой на наглядный материал.
Моделирование цифр из плоскостных элементов (треугольник, прямоугольник).
Десяток.
Равенство, неравенство и их обозначения в математике. Знаки «=, <, >».
Целое и часть.
Состав чисел первого десятка из двух слагаемых.
Сложение и вычитание чисел: смысл арифметических операций сложение и вычитание,
название и обозначение этих действий.
Простейшие геометрические фигуры:
отрезок, круг, многоугольник, (треугольник, четырехугольник, прямоугольник, квадрат).
Отличие многоугольника от круга.
Содержательно-логические задачи на развитие:
Внимания (простейшие лабиринты, сравнение рисунков с указанием сходства и различий,
игра «Весёлый счет» и др.);
Воображения (деление геометрических фигур на части, составление фигур из частей,
преобразование одной фигуры в другую, подсчет общего количества изображений одной и
той же фигуры на контурном рисунке);
Памяти (зрительные и слуховые диктанты с использованием изученного арифметического и
геометрического материала);
Мышления (выделение существенных признаков объекгов, выявление закономерностей и их
использование для выполнения задания; проведение простейших логических рассуждений,
сравнение объектов по разным признакам, классификация объектов, чисел, геометрических
фигур по заданным условиям).
Тематическое планирование
№
Тема
Виды деятельности
1.
Признаки предметов (размер, цвет,
форма). Количество и порядок
предметов при счете. Геометрические
фигуры.
Сравнение групп предметов. Понятия:
одинаковые, разные, больше, меньше.
2.
Ориентировка в пространстве,
определение места предмета, умение
определить размер (величину).
Сравнение групп предметов. Понятия:
одинаковые, разные, больше, меньше.
з.
Знакомство с числом и цифрой 1.
Представление о счете, порядковых
числительных.
Установления соответствия между числом
предметов и цифрой. Понятия: один,
много.
4.
Знакомство с числом и цифрой 2.
Сравнение групп предметов, их
составление.
Числовые представлений у детей, умение
различать предметы по цвету, форме,
расположению (Длинный, короткий.
Длиннее, короче). Понятия: больше,
меньше, равно.
5.
Знакомство с числом и цифрой 3.
Сравнение групп предметов, их
составление.
Развитие памяти, воображения,
наблюдательности, знакомство с
логической задачей. Поиск
закономерностей. Понятия: сначала,
потом, после него, перед ним, между.
6.
Образование числа 4. с
числом и цифрой 4.
Знакомство Тренировка в счете прямом и обратном.
Соотношение количества предметов
с числом. Понятия: больше, меньше,
столько же.
7.
Геометрические фигуры.
составом чисел 2,3,4.
Работа над
8.
Образование числа 5. с
числом и цифрой 5.
состава чисел от 1 до 5.
9.
Образование числа 6. Знакомство с
числом и цифрой 6. Состав числа 6.
Понятия: больше, меньше, равно, столько
же. Формирование навыков сложения и
вычитания путем решения простейших
задач и примеров.
10. Геометрические фигуры. Соотношение
количества предметов с числом. Работа
над составом чисел 2-6.
Соотношение количества предметов с
числом. Графический диктант. Понятия:
ромб, трапеция, квадрат, овал.
11. Образование числа 7. Знакомство с
числом и цифрой 7. Состав числа 7.
Счёт прямой и обратный в пределах 7.
Понятия: предыдущее, следующее,
больше, меньше, равно.
12. Геометрические фигуры.
Многоугольники.
Составление рисунков из геометрических
фигур. Отгадывания названий фигур.
Понятия: стороны, углы, слева направо,
справа налево.
13. Тренировка в прямом и обратном счёте
в пределах 10. Порядок возрастания и
убывания.
Работа над составом чисел 2-7.
Соотношение предметов с числом.
Решение логических задач.
14. Образование числа 8. Знакомство с
числом и цифрой 8. Состав числа 8.
Закрепление состава чисел 2-7. Понятия:
добавить, убрать, больше, меньше.
15. Сложение. Знак «+».
Составление и решение примеров.
Закрепление состава чисел 2-8. Отработка
прямого и обратного счёта в пределах 10.
Понятия: добавили, больше.
16. Вычитание. Знак «-». Составление и
решение простых задач.
Отработка прямого и обратного счёта в
пределах 10. Понятия: столько же,
несколько, осталось.
Упражнение в последовательном анализе
каждой группы фигур, их сопоставление.
Понятия: угол, сторона. Графический
диктант.
Знакомство Понятия: слева, справа, между. Счёт
Закрепление прямой и обратный в пределах 5.
Соотношение количества предметов
с числом.
17. Образование числа 9. Знакомство с
числом и цифрой 9. Состав числа 9.
Понятия: цифры, числа, больше на,
меньше на. Соотношение предметов с
числом.
18. Знакомство с числом и цифрой 0.
Понятия:
равенство,
Составление равенств.
19. Числа от 0 до 10.
Понятия: числовой отрезок, больше,
меньше, поровну. Отработка прямого и
обратного счёта в пределах 10.
Графический диктант.
20. Образование числа 10. Знакомство с
числом 10. Состав числа 10.
Соотношение предметов с числом. Знаки
больше и меньше.
21. Решение логических задач.
Упражнения на определение
закономерности. Составление и решение
примеров в пределах 10. Сравнение чисел.
Графический диктант.
22. Закрепление пройденного материала.
Ориентировка в пространстве.
Геометрические фигуры.
Решение
логических
математических загадок.
23. Заключительное занятие.
Подведение итогов.
Тематическая игра «Я люблю математику
неравенство.
задач и
Планируемые результаты
- умение определять взаимное расположение предметов (показывать и называть
предмет, расположенный правее (левее), выше (ниже) указанного предмета, между
предметами и т.д.); сравнивать предметы по длине, используя практические действия;
- умение называть числа от 1 до 10 в прямом и обратном порядке, начиная с любого
числа;
- знание состава чисел первого десятка с опорой на счётный материал;
- умение сравнивать количество предметов в двух группах (больше, меньше, столько
же); определять количество предметов в заданной группе и устно обозначать результат
числом; сравнивать числа, используя термины «больше», «меньше», «столько же»;
- знание различий и названий простейшие геометрические фигуры (отрезок,
треугольник, прямоугольник, квадрат, круг), находить их прообразы в окружающем мире;
- проведение мыслительных операций на несложном материале сравнивая объекты,
(ряды чисел, ряды геометрических фигур), указывая их сходство и различие, проведение
классификации объектов по заданным признакам, выявление закономерностей
и использование их для выполнения заданий;
- ориентирование на листе бумаги (вверху справа, внизу слева, в центре),
на плоскости и в пространстве, передвижение в заданном направлении: вверх, вниз, направо,
налево, прямо).
- определение взаимного расположения предметов (умение показывать и называть
предмет, расположенный правее (левее), выше (ниже) указанного предмета, между
предметами и т.д.);
- сравнение предметов по длине, используя практические действия;
- сравнение количества предметов в двух группах (больше, меньше, столько же);
- определение количества предметов в заданной группе и устное обозначение
результата числом;
- умение объяснять (на предметах, предметных рисунках) конкретный смысл
действий сложение и вычитание;
- сравнение чисел, используя термины «больше», «меньше», «столько же».
Утверждаю:
Директор __________________ А.В.Гуденко
Приказ № ___ от «___» ___________ 20 ___ г.
Учебный план
дополнительной образовательной программы
общекультурной направленности
«Школы развития «Филиппок»»
МОУ «Лицей № 1»
на 2024-2025учебный год
Название курса
Количество часов
Волшебные пальчики
23
Я познаю мир
23
Математические ступеньки
23
Звуковая мозаика
23
итого:
92
Утверждаю:
Директор __________________ А.В.Гуденко
Приказ № ___ от «___» ___________ 20 ___ г.
Дополнительная образовательная программа
«Школа развития «Филиппок»» общекультурной направленности
Календарный учебный график на 2024-2025
учебный год
Период обучения: с 12 октября 2024 г по 23 апреля 2025 г.
Кол-во
занятий
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
12,19,26
9,16,23,30
07,14,21
11,18,25
01,08,15
01,15,22
05,12,19,23
12
16
12
12
12
12
16
Организация учебного процесса
Занятия проводятся по группам:
-
1 раз в неделю (суббота)
продолжительность одного занятия — 25 мин
перерыв между занятиями составляет 10 мин
количество занятий в день — 4
-
общее количество занятий — 92
Утверждаю:
Директор __________________ А.В.Гуденко
Приказ № ___ от «___» ___________ 20 ___ г.
Расписание занятий по программе
«Школы развития «Филиппок»»
время
4 группа
Я познаю мир
(каб,209)
09.50 -10.15
Я познаю мир
(каб,209)
Волшебные пальчики
(каб.202)
10.25-10.50
Математические ступеньки
(каб,207)
Звуковая мозаика
(каб.211)
Волшебные пальчики
(каб.202)
Я познаю мир
(каб,209)
11.00-11.25
Звуковая мозаика
(каб.211)
Математические ступеньки
(каб,207)
Я познаю мир
(каб,209)
Волшебные пальчики
(каб.202)
09.15- 09.40
2 группа
З группа
1 группа
Волшебные пальчики
(каб.202)
Математические
ступеньки
(каб,207)
Звуковая мозаика
(каб.211)
Зву ковая мозаика
(каб.211)
Математические
ступеньки
(каб,207)