МОУ «Лицей № 1»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ лицея №1
Принята на научно-методическом
совете протокол
_____________ Гуденко А.В.
Август 2024 г.
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
МОУ «ЛИЦЕЙ №1»
Рабочая программа курса
внеурочной деятельности
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ
Возраст обучающихся – 16-18 лет
Срок реализации программы – 2 года (10,11 классы)
Составитель программы:
Ашарина ОВ,
педагог дополнительного образования
_____________
Программа прошла экспертизу
Руководитель кафедры _____________/___________
г. Петрозаводск 2024
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Актуальные
вопросы экономики» 10-11 класс.
Пояснительная записка
Программа
курса по экономике на уровне среднего общего
образования разработана на основе требований
вФГОС СОО, в
соответствии с Концепцией преподавания учебного предмета
«Экономика», а также с учётом федеральной рабочей программы
воспитания.
Курс «Актуальные вопросы экономики» выполняет ведущую роль в
реализации функции интеграции молодёжи в современное общество,
направляет и обеспечивает условия формирования российской
гражданской идентичности, развитие функциональной грамотности,
социализации обучающихся, их готовности к саморазвитию и
непрерывному образованию, труду и творческому самовыражению,
правомерному поведению и взаимодействию с другими людьми в
процессе решения задач личной и социальной значимости.
Содержание курса ориентируется на систему теоретических знаний,
традиционные ценности российского общества, представленные на
базовом уровне, и обеспечивает преемственность по отношению к
обществоведческому курсу уровня основного общего образования путём
углублённого изучения ряда экономических и социальных процессов и
явлений. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных компонентов
содержания, включающих знания, социальные навыки, нормы и принципы
экономического поведения людей в обществе, правовые нормы,
регулирующие отношения людей в экономической жизни.
Углубление теоретических представлений сопровождается созданием
условий для развития способности самостоятельного получения знаний на
основе освоения различных видов (способов) познания, их применения
при работе как с адаптированными, так и неадаптированными
источниками информации в условиях возрастания роли массовых
коммуникаций.
Содержание курса ориентировано на познавательную деятельность,
опирающуюся как на традиционные формы коммуникации, так и на
цифровую
среду,
интерактивные
образовательные
технологии,
визуализированные данные, схемы, моделирование жизненных ситуаций.
С учётом особенностей социального взросления обучающихся, их
личного социального опыта и осваиваемых ими социальных практик,
изменения их интересов и социальных запросов содержание курса на
обеспечивает обучающимся активность, позволяющую участвовать в
общественно значимых, в том числе волонтёрских, проектах,
расширяющих возможности профессионального выбора и поступления в
образовательные организации, реализующие программы высшего
образования, формирует финансовую грамотность обучающихся.
Программа рассчитана на 68 часов за 2 года (1 час в неделю в течение 2-х
лет).Программой предусмотрено проведение 18 практических работ (по
девять работ в 10-11классах), и восемь диагностических работ (по четыре в
10-11 классах).
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
2.1. Личностные результаты:
1) осознание себя гражданами России, патриотами, ответственными
членами российского общества; воспитание активной гражданской
позиции, гордости за достижения своей родины;
2) формирование личных мотивов для получения экономических знаний
и навыков, для выбора будущей профессии с опорой на экономические
знания;
3) формирование умения принимать рациональные решения в
условиях ограниченности ресурсов, оценивать и принимать
ответственность за свои решения для себя и окружающих;
4) формирование умения оценивать и аргументировать свою точку
зрения по экономическим проблемам, различным аспектам социальноэкономической политики государства;
5) приобретение опыта самостоятельной исследовательской деятельности в
области экономики;
6) этические: знать правила поведения участников бизнеса, уважать
частную и государственную собственность, знать свои права и
обязанности в экономических сферах деятельности;
7) экологические: знать последствия внешних эффектов, уметь оценить
воздействие различных видов экономической деятельности на окружающую
среду.
8) способность к самостоятельным решениям в области управления личными
финансами;
9) сформированность сознательного, активного и ответственного поведения на
финансовом рынке: поведения личности, уважающей закон, осознающей свою
ответственность за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с
финансовыми институтами;
10) понимание прав и обязанностей в сфере управления личными финансами;
11) способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность со
сверстниками и педагогом в рамках занятий по финансовой грамотности.
2.2. Метапредметные результаты:
1) умение работать с различными источниками информации: составлять
таблицы, графики, диаграммы, используя текстовую информацию;
анализировать графики, диаграммы, таблицы, делать выводы;
2) регулятивные: умение планировать свою деятельность, ставить задачи,
находить пути их решения, выделять этапы в достижении цели, составлять
бюджеты, бизнес-планы и т. п.;
3) овладение системными экономическими знаниями, включая современные научные
методы познания;
4) коммуникативные умения и навыки в сфере экономической деятельности:
умение выстраивать деловые отношения, доносить до слушателя свои
предложения, принимать высказывания и суждения других;
5) умение создавать презентации, делать доклады, писать рефераты, эссе,
участвовать в дискуссиях, аргументировано излагать свою точку зрения, уметь
разрешать конфликты;
6) умение находить причинно-следственные связи, устанавливать
закономерности, подтверждать конкретными примерами теоретические
выкладки и экономические законы;
7) навыки проектной деятельности, умения разрабатывать и реализовывать
проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе
базовых экономических знаний;
8) соблюдение правил техники безопасности, эргономики, ресурсосбережения,
гигиены, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
9) владение языковыми средствами для свободного выражения своих мыслей, в
том числе умения свободно оперировать экономическими терминами и
понятиями, переводить значения слов с иностранных языков, заменять их
синонимами;
10) владение навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов,новых
познавательных задач и методов их реализации.
11) умение ориентироваться в различных источниках информации
финансового характера, критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных источников;
12) умение определять назначение и функции различных финансовых
институтов, ориентироваться в предлагаемых финансовых продуктах,
оценивать последствия их использования.
2.3. Предметные результаты (базовый уровень):
1) получение представления об экономической науке как системе теоретических
и прикладных наук; особенностях её методологии и применимости
экономического анализа в других социальных науках; понимание эволюции и
сущности направлений современной экономической науки;
2) овладение системными экономическими знаниями, включая
современные научные методы познания и опыт самостоятельной
исследовательской деятельности в области экономики; овладение
умением решать задачи прикладной направленности;
3) освоение приёмов работы с фактической, аналитической, статистической
экономической информацией; овладение умением самостоятельно
анализировать и интерпретировать данные для решения теоретических и
прикладных задач;
4) получение представления о современном менеджменте и маркетинге,
основных методах и приёмах ведения бизнеса;
5) сформированность умения просчитывать издержки, доход, составлять
бюджеты, бизнес-планы, планировать доходы и расходы;
6) сформированность умения оценивать и аргументировать собственную точку
зрения по экономическим проблемам, различным аспектам социальноэкономической политики государства;
7) сформированность знаний об институциональных преобразованиях российской
экономики при переходе к рыночной системе хозяйствования, о динамике
основных макроэкономических показателей и современной ситуации в экономике
России.
8) владение базовыми понятиями:
личные финансы; сбережения; банк; депозит; кредит; ипотека; процент;
инвестирование; финансовый риск; портфель инвестиций; страхование; договор
на услуги по страхованию; медицинское страхование; автострахование;
страхование жизни; страховой случай; фондовый рынок; ценные бумаги; акции;
облигации; налоги; пошлины; сборы; налоговая система; ИНН; налоговый вычет;
пенсия; пенсионная система; пенсионные накопления; бизнес; бизнес- план;
9) владение знанием:
- об основных целях управления личными финансами, мотивах
сбережений, возможностях и ограничениях использования заёмных
средств;
- об устройстве банковской системы, особенностях банковских
продуктов для физических лиц, правилах инвестирования денежных
средств в банковские продукты и привлечения кредитов;
- о видах финансовых рисков и способах минимизации их последствий для семейного
бюджета;
- о функционировании страхового рынка, субъектах страхования, страховых
продуктах и их специфике;
- о структуре фондового рынка, основных участниках фондового рынка,
ценных бумагах, обращающихся на фондовом рынке, и особенностях
инвестирования в них;
- об устройстве налоговой системы государства, правилах налогообложения
граждан, содержании основных личных налогов, правах и обязанностях
налогоплательщика, последствиях в случае уклонения от уплаты налогов;
- об особенностях пенсионной системы в России, видах пенсий, факторах,
определяющих размер пенсии, способах формирования будущей пенсии;
- об основах функционирования и организации бизнеса, структуре бизнесплана, налогообложении малого бизнеса и источниках его финансирования;
- о видах финансовых мошенничеств и особенностях их функционирования,
способах идентификации финансовых мошенничеств среди предлагаемых
финансовых продуктов
Тематическое содержание курса
10 КЛАСС
№
Наименование раздела,
темы
Содержание раздела, темы (основные вопросы)
Всего
часов
1 Основные вопросы
экономики
Понятие экономики. Предмет изучения экономической науки. Почему
экономика не может производить столько товаров и услуг, сколько
необходимо обществу? Производство, распределение, обмен, потребление.
Объект труда, средства труда. Главные вопросы экономики. Закон роста
потребностей. Закон редкости. Свободные и экономические блага.
Альтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей.
Факторы производства. Производительность труда. Разделение труда.
Специализация
2
2 Экономические системы
Понятие «экономическая система».Собственность. Традиционная,
централизованная (плановая), рыночная и смешанная экономические
3
системы. Прямые и косвенные методы государственного регулирования.
Общественные блага. Государственный сектор экономики
3 Рыночный механизм
Понятие о рынке. Виды рынков, функции рынка. Суверенитет потребителя.
Спрос, величина спроса. Закон спроса. Кривая спроса. Эффект нового
покупателя, эффект замещения, эффект дохода. Товары-заменители
(субституты) и дополняющие товары (комплементарные). Эластичность
спроса. Товары с эластичным и неэластичным спросом
3
4 Ценовой механизм.
Альтернативная стоимость
Цена товара. Функции цен. Две концепции цены. Трудовая теория
стоимости К. Маркса. Производственные затраты. Суть неоклассической
концепции. Мировые и внутренние цены, базисные и контрактные цены,
оптовые и розничные цены, цена спроса, цена предложения, общественная
стоимость, общественно необходимое время, средняя умелость,
интенсивность труда. Альтернативная стоимость. Добавленная стоимость
4
5 Конкуренция. Типы рынков Понятие конкуренции. Условия для конкуренции. Ценовая конкуренция.
Демпинговые цены. Неценовая конкуренция. Достоинства и недостатки
конкуренции. Историческая эволюция рыночных структур. Рынок
совершенной конкуренции; чистая монополия; монополистическая
конкуренция; олигополия. Естественная монополия
3
6 Экономика семьи
4
Доходы и расходы семьи. Бюджет семьи. Закон Энгеля. Источники
доходов. Первичные и вторичные доходы. Заработная плата, прибыль,
процент, дивиденд, рента. Социальные трансферты. Минимальный размер
оплаты труда. Структура доходов российской семьи. Постоянные
(обязательные) расходы, переменные (произвольные) расходы.
Потребительская корзина. Сбережения, депозит, ссудный доход, облигация,
акция, инвестиции, инфляция. Бюджет семьи. Номинальная и реальная
заработная плата. Индекс стоимости жизни. Права потребителя.
7 Финансовая грамотность.
Деньги. Банки. Налоги.
Происхождение и функции денег. Мера стоимости, средство обращения,
средство платежа, мировые деньги, сокровища. Товарные и кредитные
деньги. Вексель, банкнота. Бумажные деньги и законы их обращения.
Уравнение Фишера. Денежная масса, денежные агрегаты. Денежный
рынок, инвестиционный капитал. Ставка рефинансирования ЦБ. Политика
«дорогих денег», политика «дешёвых денег». Монетарная политика. Норма
обязательных резервов ЦБ. Ключевая ставка и инфляция.
История формирования банковской системы. Центральный банк и его
функции. Коммерческие банки, их роль в рыночной экономике.
Классификация банков по формам деятельности и характеру
собственности. Банковская прибыль, ссудный процент. Банки: чем они
могут быть полезны в жизни.
6
Что такое кредит, как оценить его условия какой кредит выбрать.
Принципы кредитования. Поручитель, банковская гарантия, кредитная
история, кредитная карта. Ипотечное кредитование.
Депозиты. Виды депозитов. Как сберечь накопления с помощью депозитов.
Финансовые мошенничества.
Налоги. Налоговый вычет и как его получить.
От чего зависит размер пенсии и как его увеличить. Как выбрать программу
пенсионного накопления.
8 Биржевая деятельность.
Страхование
История появления фондовых бирж. Современная фондовая биржа.
Фондовая, валютная, товарная биржа, биржа труда. Арбитражные и
пакетные сделки. Биржевые индексы. «Быки» и «медведи». Рынок ценных
бумаг. Акции, облигации, деривативы. Фьючерсы и опционы. Фондовые
инструменты. Участники фондового рынка. Финансовые риски и стратегии
инвестирования
3
9 Предпринимательство
Фирмы. Виды фирм. Проблемы предпринимательства в РФ. Прибыль и
издержки фирмы. Бизнес-план.
Понятие «менеджмент». Исторические этапы становления менеджмента.
Школа научного управления Ф. Тейлора. Административная школа
управления А. Файоля. Школа человеческих отношений и разработки
поведенческих наук. Социальная ответственность бизнеса. Человеческие
отношения, публичные отношения, фордизм. Современные тенденции
менеджмента. Обязанности менеджеров компании. Менеджмент в России.
Понятие «маркетинг». Основные задачи маркетинга. Этапы развития
маркетинга как определённого вида коммерческой деятельности и
теоретической науки. Три звена в системе управления маркетинговыми
операциями. Реклама. Мерчендайзер. Маркетолог.
5
10 Повторение
Обобщение и контроль знаний по курсу 10 класса «Микроэкономика».
2
Итого
35
11 КЛАСС
№
Наименование раздела,
темы
1 Рынок труда. Безработица.
Профсоюзы
Содержание раздела, темы (основные вопросы)
Всего
часов
Труд и рынок рабочей силы. Особенности рынка рабочей силы и занятость.
Качество рабочей силы как фактор экономического роста. Рабочая сила и
теория человеческого капитала. Структура рынка труда. Экономически
активное население, занятые, безработные, добровольно незанятые.
Уровень безработицы. Фрикционная, структурная, циклическая
безработица. Естественная безработица. Скрытая безработица. Закон
3
Оукена. Профсоюзы. История профсоюзного движения. Рыночная власть
профсоюзов
2 Государственные финансы
Государственные финансы. Министерство финансов и его функции.
Государственный бюджет. Бюджетные принципы. Функции бюджета.
Расходные и доходные статьи бюджета. Профицит и дефицит бюджета.
Государственный долг. Внутренний и внешний государственный долг.
Историческая эволюция налогообложения. Экономическая сущность
налогов. Функции налогов. Бюджетные фонды и их назначение. Налоговая
система. Фискальная политика государства. Виды налогов. Прямые и
косвенные налоги. Акциз, пошлина. Федеральные и муниципальные
налоги. Механизм налогообложения. Прогрессивная, пропорциональная,
регрессивная системы налогообложения. Налоговые льготы
6
3 Государство и экономика
Причины государственной экспансии в экономику. Прямые и косвенные
формы вмешательства. Экономические функции государства Закон
Вагнера. Формы участия государства в экономике. Приватизация и
национализация. Типы государственной собственности. Участие
государства в смешанной экономике (начало ХХ в.). Государственное
регулирование экономики. Национальные программы, национальные
проекты, импортозамещение. Ваучерная приватизация.
7
4 Основные
макроэкономические
показатели
Валовой внутренний продукт (ВВП). Валовой национальный продукт
(ВНП). Методы подсчёта ВВП, ВНП. Амортизация, чистый внутренний
продукт. Исключение двойного счёта при расчёте ВВП. Реальный ВВП.
Дефлятор ВВП. Сопоставление ВВП разных стран и обменные курсы
валют. Паритет покупательной способности (ППС). ВВП и ВНП на душу
населения. Национальный доход. Фактор цены и стоимости товара в
исчислении ВВП. Индекс потребительских цен. Темпы роста ВВП. ВВП и
инфляция. Темпы инфляции. Виды инфляции. Социальные последствия
3
инфляции. Дефляция. Дезинфляция. Система национальных счётов (СНС).
Кругооборот доходов и расходов. ВВП (ППС) на душу населения.
Реальный сектор экономики, бюджетный сектор экономики. Денежный
сектор. Внешний сектор. Платёжный баланс
5 Экономический рост
Измерение экономического роста. Факторы экономического роста. Рост
населения и численности рабочей силы. Накопление капитала, инвестиции,
земля, технологический прогресс, знания, опыт, инновации. Влияние
научно-технического прогреса и образования на экономический рост.
Экстенсивное и интенсивное развитие. «Ресурсное проклятие».
Современная трактовка экономического роста. Мультипликатор и
акселератор. Теория устойчивого экономического роста и развития
3
6 Цикличность развития
экономики
Циклическое развитие как закономерность. Торговые кризисы. Фазы
экономического цикла. Подъём, спад, кризис, депрессия, оживление.
Механизм циклического движения и кризис. Решение противоречий в ходе
кризиса. Мировой финансово-экономический кризис 2008–2010 гг.
Антикризисные действия государств. Кризис неолиберальной
экономической доктрины. Теория Фридмэна.
2
7 Международная торговля
Что такое международная торговля? Экспорт, импорт, внешнеторговый
оборот. Международное разделение труда. Теория абсолютных
преимуществ А. Смита. Теория сравнительных преимуществ Д. Рикардо.
Теория интернациональной стоимости К. Маркса. Валютный курс.
Свободно конвертируемая валюта. Колеблющийся, «плавающий»,
фиксированный валютный курс, «валютный коридор», «бивалютная
корзина». Курс покупателя, курс продавца. Кросс-курс. Номинальный и
реальный валютный курс. Свободная торговля и протекционизм.
Всемирная торговая организация (ВТО). Россия и ВТО. Структура внешней
торговли России. Санкции
4
8 Российская Федерация в
Общая характеристика экономики России. Основные макроэкономические
системе мирового хозяйства показатели России. Отраслевая структура хозяйства России. Основные
показатели участия России во внешнеэкономических связях.
Внешнеторговый баланс России. Показатель экспортной квоты. Индекс
концентрации экспорта. Индекс диверсификации импорта
2
9 Экономические проблемы
глобализации
Сущность и содержание глобальных экономических проблем. Неравное
потребление. Новые модели потребления
2
10 Повторение
Обобщение и контроль знаний по курсу 11 класса «Макроэкономика».
2
Итого
34
Литература и средства обучения
Литература для учителя:
Основная:
1. Королева Г.Э, Бурмистрова Т.В. «Экономика. 10-11 классы». Учебник для обучающихся общеобразовательных
учреждений .М.: Вентана- Граф , 2019, 2022.
2. Азимов Л.Б. Преподавание курса «Введение в экономику». - М.: Вита-Пресс, 2020.
3. Савицкая Е.В. Уроки экономики в школе. Кн. 1. - М.: Вита-Пресс, 2018-2020.
4. Савицкая Е.В., Серегина С.Ф. Уроки экономики в школе. Кн. 2. - М.: Вита-Пресс, 2018-2020.
5. Савицкая Е.В. Рабочая тетрадь по экономике. № 1-4. - М.: Вита-Пресс, 2019.
Дополнительная:
1. Чуканова М.М. Учебно-тематическое планирование курса «Введение в экономику». - М.: Вита-Пресс, 2021.
2. Мультимедийные обучающие программы.
Литература для обучающихся:
Основная:
Экономика: 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., дораб. и доп./ Г.Э.Королева,
Т.В. Бурмистрова. - М.: Вентана - Граф, 2021.
Дополнительная:
1. Экономика: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень) / Алексей Киреев. – 3
–е изд., исправл. - М.: Вита-Пресс, 2021 ( с компакт-диском)
2. Экономика в графиках: Учебное пособие для 10-11 классовобщеобр.учрежд./Алексей Киреев. – М.: ВитаПресс,2019.
3. Автономов В.С. Введение в экономику. – М.: Вита-Пресс, 2018.
4. Киреев А. Универсальная рабочая тетрадь по экономике: пособие для 10-11 классов (базовый уровень) – М.: ВитаПресс,2021.
Интернет-ресурсы
http:// school-collection.edu.ru/catalog/pupil/ http:// biznes
Электронный справочник. Бизнес. Основы бизнес- план.CD диск, 2005г. Издатель "Русосбит-паблишинг" www.expert.ru
www.kommersant.ru
www. gks.ru www.rbk.ru
http://gallery.economicus.ru
www.fcsm.ru www.rostrud/ru
http://rabota.mail.ru
www. banki.ru www.credit.ru
www.allbanks.ru
www.cbr.ru
www.goverment.ru
www1.minfin.ru www.nalog.ru