РП Сложные вопросы обществознания

МОУ «Лицей № 1»
Принята на научно-методическом
совете протокол №1 от 28.08.2024

УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ «Лицей №1»
_____________ Гуденко А.В.
Август 2024 г.

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
МОУ «ЛИЦЕЙ №1»

Рабочая программа курса
внеурочной деятельности
СЛОЖНЫЕ ВОПРОСЫ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Возраст обучающихся – 14-16 лет
Срок реализации программы – 2 года (8, 9 классы)

Составитель программы:
Хаанпея АМ,
педагог дополнительного образования
_____________
Программа прошла экспертизу
Руководитель кафедры _____________/___________
______________20__ г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Сложные вопросы
обществознания» (далее – программа) для 8 - 9-х классов составлена на основе положений
и требований к результатам освоения основной образовательной программы,
представленныхв ФГОС ООО, в соответствии с Концепцией преподавания учебного
предмета «Обществознание», а также с учётом федеральной рабочей программы
воспитания.
Обществознание играет ведущую роль в выполнении образовательной
организацией функции интеграции молодёжи в современное общество: курс позволяет
последовательно раскрывать обучающимся подросткового возраста особенности
современного общества, различные аспекты взаимодействия в современных условиях
людей друг с другом, с основными институтами государства и гражданского общества,
регулирующие эти взаимодействия социальные нормы.
Изучение курса, включающего знания о российском обществе и направлениях его
развития в современных условиях, об основах конституционного строя нашей страны,
правах и обязанностях человека и гражданина, способствует воспитанию российской
гражданской идентичности, готовности к служению Отечеству, приверженности
национальным ценностям. Привлечение при изучении курса различных источников
социальной информации помогает обучающимся освоить язык современной культурной,
социально-экономической и политической коммуникации, вносит свой вклад в
формирование метапредметных умений извлекать необходимые сведения, осмысливать,
преобразовывать и применять их. Изучение курса содействует вхождению обучающихся в
мир культуры и общественных ценностей и в то же время открытию и утверждению
собственного «Я», формированию способности к рефлексии, оценке своих возможностей
и осознанию своего места в обществе.
Целями обществоведческого образования на уровне основного общего образования
являются: воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности,
социальной ответственности, правового самосознания, приверженности базовым
ценностям нашего народа; развитие у обучающихся понимания приоритетности
общенациональных интересов, приверженности правовым принципам, закреплённым в
Конституции Российской Федерации и законодательстве Российской Федерации; развитие
личности на исключительно важном этапе её социализации ‒ в подростковом возрасте,
становление её духовно-нравственной, политической и правовой культуры, социального
поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, развитие интереса к
изучению социальных и гуманитарных дисциплин; способности к личному
самоопределению,
самореализации,
самоконтролю;
мотивации
к
высокопроизводительной, наукоёмкой трудовой деятельности; формирование у
обучающихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний и
доступной по содержанию для обучающихся подросткового возраста; освоение
обучающимися знаний об основных сферах человеческой деятельности, социальных
институтах, нормах, регулирующих общественные отношения, необходимые для
взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека
и гражданина; владение умениями функционально грамотного человека (получать из
разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию,
систематизировать,
анализировать
полученные
данные;
освоение
способов
познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия
в жизни гражданского общества и государства); создание условий для освоения
обучающимися способов успешного взаимодействия с различными политическими,
правовыми, финансово- экономическими и другими социальными институтами для
реализации личностного потенциала в современном динамично развивающемся
российском обществе; формирование опыта применения полученных знаний и умений для

выстраивания отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий
в общегражданской и в семейно-бытовой сферах; для соотнесения своих действий и
действий других людей с нравственными ценностями и нормами поведения,
установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите
правопорядка в обществе.
Курс изучается с 8 по 9 класс, общее количество учебных часов составляет 70
часов, по 1 часу в неделю при 35 учебных неделях.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
В 8 классе предложена тема «Экономика», которая углубляет знания учащихся об
основных экономических проявлениях (производство, обмен, потребление) через
раскрытие ключевых экономических понятий. Изучаются понятия относительно высокой
степени обобщённости, охватывающие широкий спектр разнообразных явлений
экономической жизни (экономическая система, рынок, собственность, ограниченность
ресурсов). Преимущество отдано рассмотрению вопросов микроэкономики —
экономическим отношениям между отдельными хозяйствующими субъектами
(потребители, производители, фирмы). Специальное внимание уделено и некоторым
макроэкономическим проблемам, включая роль государства в экономике, безработицу,
международную торговлю.
В 9 классе завершается рассмотрение основных сфер жизни общества. Тема
«Политика» даёт обобщённое представление о власти и отношениях по поводу власти,
раскрывает роль государства, возможности участия граждан в управлении делами
общества. Заключительная тема «Право», на которую отводится наибольший в 9 классе
объём учебного времени, вводит учащихся в сложный и обширный мир права и закона.
Часть уроков отводится вопросам теории права, другая — отраслям права. Особое
внимание уделено элементам конституционного права. Рассматриваются основы
конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ, государственного устройства
РФ, а также механизм реализации и защиты прав и свобод гражданина РФ. Учащимся
предъявляются в определённой мере систематизированные знания о праве.
Изучение содержания курса по обществознанию в основной школе осуществляет
во взаимосвязи с содержанием программ дополнительного образования: Клуб юных
учёных, кружки социальной направленности «СМИ», спортивные секции и музейноэкскурсионная работа. Курс имеет своё логическое продолжение в деятельности
Ученического совета, системе воспитательной работы и системе самоуправления. Одной
из задач этой работы выступает создание иммунитета и формирование нетерпимости к
правонарушениям, наркомании, другим негативным явлениям.
Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием
данного предмета предполагают использование разнообразных средств и методов
обучения. Основные методы обучения основаны на деятельностном подходе: метод
проектов и исследований, методика проблемного и развивающего обучения,
рефлексивные методы. На первой ступени основной школы, когда учащиеся только
начинают систематическое изучение содержания курса по обществознанию, особое
значение приобретают методы личностно ориентированного обучения, помогающие
раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщённых
знаний курса с личным (пусть пока и небольшим) социальным опытом, с собственными
наблюдениями детей и с их уже сложившимися представлениями (а возможно, и со
стереотипами и с предубеждениями) о социальной жизни и поведении людей в обществе.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
гражданское воспитание:
 осмысление сложившихся в российской истории традиций гражданского служения
Отечеству;
 сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и
ответственного члена российского общества;
 осознание исторического значения конституционного развития России, своих
конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;
 принятие традиционных духовно-нравственных ценностей; готовность вести
совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в
самоуправлении в школе и детско-юношеских организациях;
 готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности;
патриотическое воспитание:
 сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения
к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свою страну,
свой край, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального
народа России; ценностное отношение к государственным символам,
историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России,
достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде; идейная
убежденность, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его
судьбу;
духовно-нравственное воспитание:
 личностное осмысление и принятие сущности и значения исторически
сложившихся и развивавшихся духовно-нравственных ценностей российского
народа; способность оценивать ситуации нравственного выбора и принимать
осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные ценности и нормы
современного российского общества;
 понимание значения личного вклада в построение устойчивого будущего;
ответственное отношение к своим родителям, представителям старших поколений,
осознание значения создания семьи на основе принятия ценностей семейной жизни
в соответствии с традициями народов России;
эстетическое воспитание:
 представление об исторически сложившемся культурном многообразии своей
страны и мира;
 способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество
своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;
 осознание значимости для личности и общества наследия отечественного и
мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества;
 эстетическое отношение к миру, современной культуре, включая эстетику быта,
научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;
физическое воспитание:
 осознание ценности жизни и необходимости ее сохранения (в том числе на основе
примеров из истории);
 представление об идеалах гармоничного физического и духовного развития
человека в исторических обществах и в современную эпоху;
 ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ
жизни;
трудовое воспитание:
 понимание на основе знания истории значения трудовой деятельности как
источника развития человека и общества;

 уважение к труду и результатам трудовой деятельности человека;
 формирование интереса к различным сферам профессиональной деятельности;
готовность совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать
собственные жизненные планы;
 мотивация и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей
жизни.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Универсальные учебные познавательные действия:
Базовые логические действия:
 формулировать проблему, вопрос, требующий решения; устанавливать
существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения;
 определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
 выявлять закономерные черты и противоречия в рассматриваемых явлениях.
Базовые исследовательские действия:
 определять познавательную задачу;
 намечать путь ее решения и осуществлять подбор исторического материала,
объекта;
 владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности;
 осуществлять анализ объекта в соответствии с принципом историзма, основными
процедурами исторического познания;
 систематизировать и обобщать исторические факты; выявлять характерные
признаки исторических явлений;
 раскрывать причинно-следственные связи событий прошлого и настоящего;
 сравнивать события, ситуации, определяя основания для сравнения, выявляя общие
черты и различия;
 формулировать и обосновывать выводы;
 соотносить полученный результат с имеющимся историческим знанием;
 определять новизну и обоснованность полученного результата;
 объяснять сферу применения и значение проведенного учебного исследования в
современном общественном контексте.
Работа с информацией:
 осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации;
 извлекать, сопоставлять, систематизировать и интерпретировать информацию;
различать виды источников исторической информации;
 высказывать суждение о достоверности и значении информации источника (по
предложенным или самостоятельно сформулированным критериям).
Универсальные учебные коммуникативные действия:
 Общение: представлять особенности взаимодействия людей в исторических
обществах и современном мире;
 участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого и современности,
выявляя сходство и различие высказываемых оценок;
 излагать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании,
письменном тексте;
 владеть способами общения и конструктивного взаимодействия, в том числе
межкультурного, в школе и социальном окружении;
 аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации.
Совместная деятельность:
 осознавать на основе исторических примеров значение совместной деятельности
людей как эффективного средства достижения поставленных целей;
 планировать и осуществлять совместную работу, коллективные учебные проекты
по истории, в том числе на региональном материале;

 определять свое участие в общей работе и координировать свои действия с
другими членами команды; проявлять творческие способности и инициативу в
индивидуальной и командной работе;
 оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу.
Универсальные учебные регулятивные действия:
 Самоорганизация: уметь выявлять проблему, задачи, требующие решения;
составлять план действий, определять способ решения, последовательно
реализовывать намеченный план действий и др.
 Самоконтроль: уметь осуществлять самоконтроль, рефлексию и самооценку
полученных результатов; вносить коррективы в свою работу с учетом
установленных ошибок, возникших трудностей.
 Принятие себя и других: уметь осознавать свои достижения и слабые стороны в
обучении, школьном и внешкольном общении, сотрудничестве со сверстниками и
людьми старших поколений; принимать мотивы и аргументы других при анализе
результатов деятельности; признавать свое право и право других на ошибку;
вносить конструктивные предложения для совместного решения учебных задач,
проблем.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Предметные результаты освоения программы по обществознанию на уровне
основного общего образования должны обеспечивать:
 освоение и применение системы знаний о социальных свойствах человека,
особенностях его взаимодействия с другими людьми, важности семьи как базового
социального института, характерных чертах общества; содержании и значении
социальных норм, регулирующих общественные отношения, включая правовые
нормы, регулирующие типичные для несовершеннолетнего и членов его семьи
общественные отношения (в том числе нормы гражданского, трудового и
семейного права, основы налогового законодательства), процессах и явлениях в
экономической (в области макро- и микроэкономики), социальной, духовной и
политической сферах жизни общества; основах конституционного строя и
организации государственной власти в Российской Федерации, правовом статусе
гражданина Российской Федерации (в том числе несовершеннолетнего), системе
образования в Российской Федерации; основах государственной бюджетной и
денежно-кредитной, социальной политики, политики в сфере культуры и
образования, противодействии коррупции в Российской Федерации, обеспечении
безопасности личности, общества и государства, в том числе от терроризма и
экстремизма;
 умение характеризовать традиционные российские духовно-нравственные
ценности (в том числе защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья,
созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности,
гуманизм,
милосердие,
справедливость,
взаимопомощь,
коллективизм,
историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины),
государство как социальный институт;
 умение приводить примеры (в том числе моделировать ситуации) деятельности
людей, социальных объектов, явлений, процессов определённого типа в различных
сферах общественной жизни, их структурных элементов и проявлений основных
функций; разного типа социальных отношений, ситуаций, регулируемых
различными видами социальных норм, в том числе связанных с
правонарушениями и наступлением юридической ответственности, связи
политических потрясений и социально-экономического кризиса в государстве;
 умение классифицировать по разным признакам (в том числе устанавливать
существенный признак классификации) социальные объекты, явления, процессы,


















относящиеся к различным сферам общественной жизни, их существенные
признаки, элементы и основные функции;
умение сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения)
деятельность людей, социальные объекты, явления, процессы в различных сферах
общественной жизни, их элементы и основные функции;
умение устанавливать и объяснять взаимосвязи социальных объектов, явлений,
процессов в различных сферах общественной жизни, их элементов и основных
функций, включая взаимодействия общества и природы, человека и общества,
сфер общественной жизни, гражданина и государства; связи политических
потрясений и социально-экономических кризисов в государстве;
умение использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного)
сущности, взаимосвязей явлений, процессов социальной действительности, в том
числе для аргументированного объяснения роли информации и информационных
технологий в современном мире, социальной и личной значимости здорового
образа жизни, роли непрерывного образования, опасности наркомании и
алкоголизма для человека и общества; необходимости правомерного налогового
поведения, противодействия коррупции, проведения в отношении нашей страны
международной политики «сдерживания»; для осмысления личного социального
опыта при исполнении типичных для несовершеннолетнего социальных ролей;
умение с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и
личный социальный опыт определять и аргументировать с точки зрения
социальных ценностей и норм своё отношение к явлениям, процессам социальной
действительности;
умение решать в рамках изученного материала познавательные и практические
задачи, отражающие выполнение типичных для несовершеннолетнего социальных
ролей, типичные социальные взаимодействия в различных сферах общественной
жизни, в том числе процессы формирования, накопления и инвестирования
сбережений;
овладение смысловым чтением текстов обществоведческой тематики, в том числе
извлечений из Конституции Российской Федерации и других нормативных
правовых актов; умение составлять на их основе план, преобразовывать текстовую
информацию в модели (таблицу, диаграмму, схему) и преобразовывать
предложенные модели в текст;
овладение приёмами поиска и извлечения социальной информации (текстовой,
графической, аудиовизуальной) по заданной теме из различных адаптированных
источников (в том числе учебных материалов) и публикаций средств массовой
информации (далее ‒ СМИ) с соблюдением правил информационной безопасности
при работе в Интернете; Федеральная рабочая программа | Обществознание. 6–9
классы
умение анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и
критически оценивать социальную информацию, включая экономикостатистическую, из адаптированных источников (в том числе учебных материалов)
и публикаций СМИ, соотносить её с собственными знаниями о моральном и
правовом регулировании поведения человека, личным социальным опытом,
используя обществоведческие знания, формулировать выводы, подкрепляя их
аргументами;
умение оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки
зрения их соответствия моральным, правовым и иным видам социальных норм,
экономической рациональности (включая вопросы, связанные с личными
финансами и предпринимательской деятельностью, для оценки рисков
осуществления финансовых махинаций, применения недобросовестных практик),
осознание неприемлемости всех форм антиобщественного поведения;

 приобретение опыта использования полученных знаний, включая основы
финансовой грамотности, в практической (включая выполнение проектов
индивидуально и в группе) деятельности, в повседневной жизни для реализации и
защиты прав человека и гражданина, прав потребителя (в том числе потребителя
финансовых услуг) и осознанного выполнения гражданских обязанностей, для
анализа потребления домашнего хозяйства, составления личного финансового
плана, для выбора профессии и оценки собственных перспектив в
профессиональной сфере, а также опыта публичного представления результатов
своей деятельности в соответствии с темой и ситуацией общения, особенностями
аудитории и регламентом;
 приобретение опыта самостоятельного заполнения формы (в том числе
электронной) и составления простейших документов (заявления, обращения,
декларации, доверенности, личного финансового плана, резюме);
 приобретение опыта осуществления совместной, включая взаимодействие с
людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе
национальных ценностей современного российского общества (гуманистических и
демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами,
людьми разных культур), осознание ценности культуры и традиций народов
России.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема

Кол-во
часов

Основное содержание по темам

1 Человек
и закон

5

Многообразие правил. Привычка
свыше нам дана. Правила этикета и
хорошие манеры. Человек в истории.
Права человека. Уроки прошлого. Кто
и как обеспечивает твои права. Где
проходит граница твоих прав. Нет прав
без обязанностей. Уроки прошлого.
Закон устанавливает порядок в
обществе. Закон стремится установить
справедливость и границы свободы
поведения.

Характеристика основных
видов деятельности ученика
(на уровне учебных
действий)

Понимать
условные
обозначения нового учебника и
рабочей тетради; определять
понятия закон и право и как они
регулируются поведением
людей в обществе; отличать
понятия нормы закона и
моральные законы общества.
Называть различные виды
правил; приводить примеры
индивидуальных и групповых
привычек; объяснять, зачем
в обществе существуют
Долг и обязанность. Человек в истории. правила этикета; приводить
примеры обычаев и
Зачем нужна регулярная армия.
ритуалов; объяснять, какие
Военная служба.
правила регулируют
поведение людей в
Готовить себя к исполнению воинского обществе. Определять, как
долга. Дисциплина общеобязательная и права человека связаны с его
специальная. уроки прошлого.
потребностями; какие
группы прав существуют;
Внешняя и внутренняя дисциплина.
что означает выражение
Дисциплина, воля, самовоспитание.
«права человека закреплены
Человек в истории. Знать закон
в законе»; определять связь
смолоду. Законопослушный человек.
прав с потребностями
Противозаконное поведение. Закон
человека; работать с
наказывает. Человек в истории. На
документами правового
характера. Определять, почему
страже закона. Суд осуществляет
человеческому обществу нужен
правосудие. Милиция
порядок; каковы способы для
установления порядка в
обществе; в чем смысл
справедливости; почему
свобода не может быть
безграничной; объяснять смысл
понятия «свобода». определять,
почему нужна регулярная
армия, в чем состоит
обязательная подготовка к
военной службе; отличия
военной службы по призыву от
военной службы по контракту;
каковы основные обязанности
военнослужащих; как готовить
себя к выполнению воинского
долга. Определять, что такое
дисциплина, какая она бывает,
каковы последствия нарушения
дисциплины; виды (внутренняя

2 Человек
и
экономик
а

10

Что такое экономика. Зачем нужна
экономика. Основные участники
экономики.
Дело мастера боится. Из чего
складывается мастерство работника.
Труд и зарплата.
Уроки прошлого.
Что и как производить. Затраты
производства. Уроки прошлого. Все ли
выгодно производить.
Что такое бизнес. Виды бизнеса.
Формы бизнеса.
Зачем люди обмениваются. Человек в
истории. Торговля и ее формы.
Реклама – двигатель торговли.
Как деньги стали деньгами. Функции
денег. Человек в истории. Деньги
меняют обличье.
Ресурсы семьи. Что такое семейный
бюджет. На что семьи тратят деньги. «
Без нужды живет, кто деньги бережет».

и внешняя) дисциплины.
определять, кого называют
законопослушным человеком, в
чем коварство мелкого
хулиганства, признаки
противоправного поведения,
особенности наказания
несовершеннолетних.
Определять, какие задачи стоят
перед сотрудниками
правоохранительных органов,
какие органы называются
правоохранительными; задачи,
стоящие перед судом; что такое
полиция,
каковы основные направления
деятельности полиции; на
основе каких принципов
полиция осуществляет свою
деятельность; как работают
подразделения по делам
несовершеннолетних. работать
с текстовыми контрольноизмерительными материалами,
использовать изученные
термины по теме «Регулирование
поведения людей в обществе»
Определять, как экономика служит
людям; почему форма
хозяйствования наиболее успешно
решает цели экономики; что
общего и в чем различия
экономических интересов
производителей и потребителей;
как взаимосвязаны основные
участники. Определять, из чего
складывается мастерство
работника; чем определяется
размер заработной платы, должна
ли зарплата находиться в
зависимости от образования
работника. Определять, какова
роль разделения труда в развитии
производства; как сделать
производство выгодным; как
снизить затраты производства.
Определять, почему люди
занимаются бизнесом; какова
роль предпринимательства в
развитии экономики; различные
виды бизнеса и их взаимосвязь;
как сделать бизнес успешным и
получить прибыль; в каких
формах можно организовать
бизнес. Определять, как обмен
решает задачи экономики; что
необходимо для выгодного

5 Политика 10

Политика и власть. Роль политики в
жизни общества. Основные
направления политики. Государство,
его отличительные признаки.
Государственный суверенитет.
Внутренние и внешние функции
государства. Формы государства.
Политические режим. Демократия и
тоталитаризм. Демократические
ценности. Развитие демократии в
современном мире. Правовое
государство. Разделение властей.
Условия становления правового
государства в РФ. Гражданское
общество. Местное самоуправление.
Пути формирования гражданского
общества в РФ. Участи граждан в
политической жизни. Гражданская
активность. Участие в выборах.
Отличительные черты выборов в
демократическом обществе.
Референдум в РФ. Опасность
политического экстремизма.
Политические партии и движения, их
роль в общественной жизни.
Политические партии и движения в
РФ. Участие партий в выборах.

6 Право

Право, его роль в жизни человека,
общества, государства. Понятие нормы

10

обмена; зачем люди и страны
ведут торговлю; почему
торговлю считают источником
богатства страны; для чего нужна
реклама товаров и услуг.
Определять, в чем состоят
особенности межличностных
отношений; анализировать
взаимоотношения людей на
конкретных примерах. Определять,
что такое ресурсы семьи, каковы
важнейшие сбережении граждан;
из чего складываются доходы
семьи; значение понятия
«бюджет». определять, как
экономика служит людям;
объяснять основные понятия,
решать проблемные задания,
выполнять тестовые
задания
Характеризовать власть и
политику как социальные
явления. Раскрывать признаки
суверенитета. Различать формы
правления и государственного
устройства. Сопоставлять
различные типы политические
режимов. Называть и
раскрывать основные принципы
демократического устройства.
Раскрывать принципы
правового государства.
Раскрывать сущность
гражданского общества.
Характеризовать местное
самоуправление.
Анализировать влияние
политических отношений на
судьбы людей. Иллюстрировать
основные идею темы
примерами из истории,
современных событий, личного
социального опыта. Описывать
различные формы участия
гражданина в политической
жизни. Обосновывать ценность
и значимость гражданской
активности. Приводить
примеры гражданственности.
Называть признаки
политической партии их на
примере одной из партий РФ.
Характеризовать проявления
многопартийности.
Объяснить, почему закон
является нормативным актом

права. Нормативно-правовой акт. Виды
нормативных актов. Система
законодательства. Сущность и
особенности правоотношений,
различия в возможности
осуществления действий участников
правоотношений, мера дозволенного,
субъекты правоотношений,
правоспособность и дееспособность
физических и юридических сил,
юридические факты, юридические
действия, события. Понятие
правонарушения. Признаки и виды
правонарушений. Понятия и виды
юридической ответственности.
Презумпция невиновности.
Правоохранительные органы РФ.
Судебная система РФ. Адвокатура.
Нотариат. Этапы развития
Конституции. Закон высшей
юридической силы. Главные задачи
Конституции. Конституционный строй.
Основы государства. Основы статуса
человека и гражданина. Основные
принципы конституционного строя.
Понятие прав, свобод и обязанностей.
Всеобщая декларация прав человека –
идеал права. Воздействие
международных документов по правам
человека на утверждение прав и свобод
человека и гражданина в РФ. Сущность
гражданского права. Особенности
гражданских правоотношений. Виды
договоров. Гражданская
дееспособность несовершеннолетних.
Защита прав потребителя. Трудовые
правоотношения. Трудовой кодекс РФ.
Право на труд. Права, обязанности и
взаимная ответственность работника и
работодателя. Обязанности положения
несовершеннолетних в трудовых
правоотношениях. Семейные
правоотношения. Семейный кодекс
РФ. Сущность и особенность семейных
правоотношений. Правоотношения
супругов. Правоотношения родителей
и детей. Административные
правоотношения. Кодекс РФ об
административных правонарушениях.
Виды административных наказаний.
Основные понятия и институты
уголовного права. Понятие
преступления. Пределы допустимой
самообороны. Уголовная
ответственность несовершеннолетних.
Социальная политика государства.
Право на жилище. Право на

высшей юридической силы.
Сопоставлять позитивное и
естественное право.
Характеризовать элементы
системы российского
законодательства. Раскрывать
смысл понятия
«правоотношение», показывать
на примерах отличия
правоотношений от других
видов социальных отношений.
Раскрывать смысл понятий
«субъективные юридические
права» и «юридические
обязанности участников
правоотношений». Объяснять
причину субъективности прав и
юридического закрепления
обязанностей участников
правоотношений. Раскрывать
смысл понятий
«дееспособность» и
«правоспособность».
Раскрывать особенности
возникновения
правоспособности и
дееспособности у физических и
юридических лиц. Объяснять
причины этих различий.
Называть основания
возникновения
правоотношений. Различать
правонарушение и правомерное
поведение. Называть основные
виды и признаки
правонарушений.
Характеризовать юридическую
ответственность в качестве
критерия правомерного
поведения. Объяснять смысл
презумпции невиновности.
Называть основные
правоохранительные органы
РФ. Различать сферы
деятельности
правоохранительных органов и
судебной системы. Приводить
примеры деятельности
правоохранительных органов.
Характеризовать Конституцию
РФ как закон высшей
юридической силы. Приводить
конкретные примеры с опорой
на текст Конституции РФ,
подтверждающие её высшую
юридическую силу. Называть
главные задачи Конституции.

социальное обеспечение. Здоровье под
охраной закона. Международное
гуманитарное право. Международноправовая защита жертв вооруженных
конфликтов. Право на жизнь в
условиях вооруженных конфликтов.
Защита гражданского населения в
период вооруженных конфликтов.
Законодательство в сфере образования.
Получение образования и право, и
обязанность.

Объяснять, какие принципы
правового государства
отражены в статьях 2, 10, 15,
17, 18 Конституции РФ.
Характеризовать принципы
федерального устройства РФ.
Проводить различия между
статусом человека и статусом
гражданина. Объяснять смысл
понятия «права человека».
Объяснять, почему Всеобщая
декларация прав человека не
являются юридическим
документом. Классифицировать
права и свободы (приводить
примеры различных групп
прав). Характеризовать
особенности гражданских
правовых отношений. Называть
виды и приводить примеры
гражданских договоров.
Раскрывать особенности
гражданской дееспособности
несовершеннолетних. Находить
и извлекать информацию о
правах потребителя,
предусмотренных законом РФ.
Раскрывать на примерах меры
защиты прав потребителей.
Называть основные
юридические гарантии права на
свободный труд.
Характеризовать особенности
трудовых правоотношений.
Объяснять роль трудового
договора в отношениях между
работниками и работодателями.
Раскрывать особенности
положения
несовершеннолетних в
трудовых правоотношениях.
Объяснять условия заключения
и расторжения брака.
Приводить примеры прав и
обязанностей супругов,
родителей и детей. Находить
информацию о семейных
правоотношениях и извлекать
её из адаптированных
источников различного типа.
Определять сферу
общественных отношений,
регулируемых
административным правом.
Характеризовать субъектов
административных
правоотношений. Указывать

основные признаки
административного
правонарушения.
Характеризовать значение
административных наказаний.
Характеризовать особенности
уголовного права и уголовноправовых отношений.
Указывать объекты уголовноправовых отношений.
Перечислять важнейшие
признаки преступления.
Отличать необходимую
оборону от самосуда.
Характеризовать специфику
уголовной ответственности
несовершеннолетних. Называть
основные социальные права
человека. Раскрывать понятие
«социальное государство». На
конкретных примерах
иллюстрировать основные
направления социальной
политики нашего государства.
Объяснять сущность
гуманитарного права.
Характеризовать основные
нормы, направленные на
защиту раненых,
военнопленных, мирного
населения. Указывать методы и
средства ведения войны,
которые запрещены. Оценивать
необходимость и значение
международно-правовой
защиты жертв войны.
Объяснять значение
международного гуманитарного
права. Раскрывать смысл
понятия «военное
преступление». Объяснить
смысл понятия «право на
образование». Различать право
на образование применительно
к основной и полной средней
школе. Объяснять взаимосвязь
права на образование и
обязанности получить
образование.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
1. Григорович Л.А. Педагогика и психология: учеб. пособие / Л.А. Григорович, Т.Д.
Марцинковская. – М., 2003.
2. Исаев Б.А. Социология в схемах и комментариях: учеб. пособие / Б.А. Исаев. – СПб.,
2008.
3. Кравченко А.И. Социология в вопросах и ответах / А.И. Кравченко. – М., 2008.
1. Кравченко А.И. Тесты по обществознанию. – М., «Русское слово», 2010.
2. Кравченко А.И. Задачник по обществознанию. – М., «Русское слово», 2009.
6. Морозова С.А. Обществознание: учеб.-метод. пособие / С.А. Морозова. – СПб., 2001.
7. Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. – СПб., 2005.
8. Миголатьев А.А. Курс политологии: учеб. / А.А. Миголатьев, В.В. Огнева. – М., 2005.
9. Михайлушкин А.Н. Основы экономики: учеб. для ссузов / А.Н. Михайлушкин. – М.,
2003.
10. Политология: учеб. / под ред. В.А. Ачкасова, В.А. Гуторова. – М., 2005.
11. Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия / Е.Е. Румянцева. – М., 2005.
12. Смирнов Г.Н. Политология: учеб. / Г.Н. Смирнов (и др.). – М., 2008.
13. Тишков В.А. Российский народ: кн. для учителя / В.А. Тишков. – М., 2010.
14. Философия: учеб. / под ред. О.А. Митрошенкова. – М., 2002.
15. Философия: учеб. / под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – М., 2004.
16. Экономика для колледжей: базовый курс. – Ростов н/Д, 2005.
Литература для учащихся:
1. Домашек Е. В. Школьный справочник по обществознанию / Е. В. Домашек. — Ростов
н/Д.: Феникс, 2010.
2. Исаев Б. А. Социология в схемах и комментариях: учеб. пособие / Б. А. Исаев. —
СПб., 2008.
3. Кравченко А. И. Социология в вопросах и ответах / А.И. Кравченко. – М., 2008.
4. Рабочая тетрадь по курсу «Введение в обществознание: 8 кл.— М., 2012.
5. Контрольно-измерительные материалы. Обществознание: 8 класс / Сост. А.В.
Поздеев. – М.: ВАКО, 2012.
1. Обществознание. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / (Л.Н. Боголюбов,
Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.); под ред. Л.Н. Боголюбова. – 3-е изд. – М.:
Просвещение, 2015 г.
7. Обществоведение. Человек, право, экономика.8 класс / Под ред.Боголюбова Л.Н,
Ивановой Л.Ф. – М: Просвещение, 2007.
8. Румянцева Е. Е. Новая экономическая энциклопедия / Е. Е. Румянцева. — М., 2005.
9. Сазонова, Г. Г. Обществознание в таблицах и схемах / Г. Г. Сазонова. — М.:
Виктория Плюс, 2014.
10. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по обществознанию.
Сост. Л. Н. Боголюбов.— М., 2009.
11. Контрольно-измерительные материалы для 9 класса. ФИПИ, 2012, 2013.
12. Обществознание в вопросах и ответах. Пособие — репетитор. Под ред. Белокрыловой
О.С. – Ростов, 2009.
Электронные ресурсы:
http://www.rsnet.ru/ — Официальная Россия (сервер органов государственной власти
Российской Федерации).
http://www.president.kremlin.ru/ — Президент Российской Федерации.
http://www.rsnet.ru/ — Судебная власть Российской Федерации.
http://www.jurizdat.ru/editions/official/lcrf — Собрание законодательства Российской
Федерации.

http://www.socionet.ru — Соционет: информационное пространство по общественным
наукам.
http://www.ifap.ru — Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России.
http: //www.gks.ru — Федеральная служба государственной статистики: базы данных,
статистическая информация.
http://www.alleng.ru/edu/social2.htm — Образовательные ресурсы Интернета —
обществознание.
http://www.subscribe.ru/catalog/economics.education.eidos6social — Обществознание в
школе (дистанционное обучение).
http://www.lenta.ru — актуальные новости общественной жизни.
http://www.fom.ru — Фонд общественного мнения (социологические исследования).
http://www.ecsocman.edu.ru — Экономика. Социология. Менеджмент. Федеральный
образовательный портал.
http://www.ug.ru/ug_pril/gv_index.html — Граждановедение. Приложение к «Учительской
газете».
http://www.50.economicus.ru — 50 лекций по микроэкономике.
http://www.gallery.economicus.ru — Галерея экономистов.
http://www.be.economicus.ru — Основы экономики. Вводный курс.
http://www.cebe.sib.ru — Центр экономического и бизнес-образования: в помощь учителю.
http://www.mba-start.ru/ — Бизнес-образование без границ.
http://www.businessvoc.ru — Бизнес-словарь. http://www.hpo.opg — Права человека в
России. http://www.uznay-prezidenta.ru — Президент России — гражданам школьного
возраста. http://www.mshr-ngo.ru — Московская школа прав человека.
http://www.ombudsman.gov.ru — Уполномоченный по правам человека в Российской
Федерации: официальный сайт.
http://www.pedagog-club.narod.ru/declaration2001.htm — Декларация прав школьника.
http://www.school-sector.relarn.ru/prava/ — Права и дети в Интернете.
http://www.chelt.ru — журнал «Человек и труд».
http://www.orags.narod.ru/manuals/Pfil_Nik/23.htm — Духовная жизнь общества.
http: //www, countries. ru /library, htm — Библиотека по культурологии.
http://www.russianculture.ru/ — Культура России.
http://www.ecolife.ru/index.shtml — Экология и жизнь. Международный экологический
портал.
http://www.ecosysterna.ru/ — Экологический центр «Экосистема».
http://www.priroda.ru/ — Национальный портал «Природа России».
http://www.fw.ru — Фонд «Мир семьи» (демография, семейная политика).
http: //www.glossary.ru/ — Глоссарий по социальным наукам.
http://www.ihtik.lib ru/encycl/index.html — Энциклопедии, словари, справочники.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».