РП БАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА

МОУ «Лицей № 1»
Принята на научно-методическом
совете протокол №1 от 28.08.2024

УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ «Лицей №1»
_____________ Гуденко А.В.
Август 2024 г.

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
МОУ «ЛИЦЕЙ №1»

Рабочая программа курса
внеурочной деятельности
БАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА
Общекультурное направление
Возраст обучающихся – 15-18 лет
Срок реализации программы – 2 года
Составитель программы:
Михалева Н.В.,
педагог дополнительного образования
_____________
Программа прошла экспертизу
Руководитель кафедры _____________/___________
______________202_ г.

Пояснительная записка
Новизна,

актуальность

и

педагогическая

целесообразность

программы
Предлагаемая программа представляет собой один из возможных
вариантов нетрадиционного решения остро возникшей в настоящее время
проблемы взаимоотношений между юношей и девушкой.
Школа, которую проходят все 100% детей и которая имеет обязательный
урок музыки, урок рисования, урок литературы, урок истории, урок
хореографии, вправе поставить перед собой задачу обучения эмоционально
целостных отношений; культуры отношений.
Эта

задача решается путем преодоления раздробленности обучения.

Работа по программе предполагает сотрудничество хореографа, социальновоспитательной службой лицея, преподавателями труда, изобразительного
искусства,

литературы,

истории,

музыки,

классными

руководителями,

обслуживающим персоналом лицея, родителями, администрацией, которое
связано с идеей интеграции курса, обеспечивающее сближение основного и
дополнительного образования. Благодаря этому не только высвобождается так
необходимое в учебном процессе время, но и формируется целостная картина:
культуры праздника, культуры общения.
Правильно построенное общение похоже на танец. Бытовой бальный
танец – это творение двух танцоров и оно ощущается в отношении партнеров
друг к другу, в чувстве радости, которое рождается в танце и, которое мы
видим на их лицах, в их глазах и улыбке.
Таким образом, бытовой бальный танец учит относиться друг к другу с
уважением, ценить в партнере лучшие качества, проявлять внимание друг к
другу. Танец учит обращать внимание на отличительные особенности:
воспитывая в мальчике, юноше мужественность, в девочке, девушке –
женственность.
Бал у нас ассоциируется с особым стилем общения. В первую очередь он
понимается

как

способ

регулирования

отношений

между

людьми

и

одновременно наличие качеств необходимых для такого регулирования, таких
как тактичность, вежливость, терпимость, доброжелательность, а это и есть
основа нравственности и культуры. И в этом смысле овладение основами
культурного общения имеет большое общественное и личное значение.
Организуя балы, для обучающихся школьного возраста учитывается тот
факт, что у детей есть желание проиграть как можно больше ситуаций из мира
взрослых. Потому что только в игре они могут приобрести навыки
необходимые для успешной дальнейшей социализации.
Цель программы- эстетическое воспитание, физическое и эмоциональное
развитие обучающихся средствами хореографии в соответствии с их
возрастными особенностями. Формирование

культуры общения подростка,

развитие его творческого потенциала.
Задачи
Предметные
- Ознакомить обучающихся с принципами культурного общения.
- Изменить качество общения обучающихся и научить использовать
полученные знания на практике (в лицее, в семье и т.д.)
Метапредметные
-

Получить

обратную связь от обучающихся, что способствует

улучшению взаимопонимания между педагогом – детьми – родителями.
Поставленные цели педагоги реализуют через реализацию конкретных
задач:
-

Развивать

уже

существующие

традиции

Лицея,

связанные

с

танцевальной культурой и культурой общения.
- Создавать благоприятное представление обучающихся о самих себе
через вовлечение их в различные виды деятельности: в танце, в чтение и
написании стихов, в рисовании, музыке, игре.
- Предоставить каждому обучающемуся возможность проявить свои
качества и умения перед его одноклассниками.

- Привить художественный вкус, который будет проявляться во внешнем
виде каждого обучающегося по программе (костюм, прическа, обувь и т.д.)
верного

-Достичь

характера,

стиля,

выразительности

и

непринужденности в исполнении танца.
- Сформировать единое пространство школа – семья, через вовлечение
родителей, классных руководителей, педагогов лицея в подготовку бала.
- Развивать сотрудничество с близкими по направлению организациями и
школами.
- Продолжать сотрудничество с участниками международного проекта:
«Бал культур - танцуем вместе».
Личностные
-

Раскрыть и развить способности обучающихся таким образом, чтобы

они приобретали большую уверенность в себе, в своих силах.
-

Предоставить возможность на практике применить свои способности.

-

Научить ценить и уважать возможности и способности других людей.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Для старшеклассников «Танец как общение»
В этот период проводятся следующие балы (см. Приложение 4):
9 класс – «Алые паруса».
11 класс – Выпускной бал.
Для 9-11 классов проводятся совместные балы – Лицейский бал и Бал
влюбленных.
Так же участники

программы принимают участие в международном

проекте «Бал культур танцуем вместе».
Непременным

условием

правильной

организации

педагогического

процесса является планирование работы. С этой целью педагоги программы и
поделили обучение. Содержание программы строится таким образом, чтобы
можно было индивидуализировать обучение на основе интересов, склонностей
и

способностей

обучающихся.

Соблюдая

принцип

систематичности,

преемственности, обучения, педагоги определили объем и последовательность

изучения

теоретического

материала,

танцевального

репертуара

и

тренировочных упражнений, определили последовательность проведения балов
применительно к особенностям эмоционального и физического развития детей
разного возраста, наметили этапные и конечные цели в практическом
осуществлении главных направлений работы.
Срок реализации программы.
Программа рассчитана на 2 года.
Возраст обучающихся.
Предлагаемый

в

программе

материал

предназначен

для

старшеклассников:
9 – 11 класс (14 – 17 лет).
Формы и режим занятий
1, 2-й год обучения («После бала», «Танец как общение») – 2 часа в
неделю.
Часовая нагрузка по программе зависит от распределения часов в ОО.
Содержание курса
«Танец как общение» (9-11 кл.)
Раздел 1. Бальный танец
(см. Приложение 2).
Тема 1.Учимся танцевать.
Цель:
-формирование общего уровня танцевальной культуры
- развитие художественного вкуса, музыкальности.
Задача:
-развить основные умения и навыки исполнения бальных танцев
- познакомить обучающихся с танцевальным этикетом
- раскрыть творческий потенциал обучающихся посредством танца.

Теория: Значение единства музыки и танца. Приглашение на танец.
Хорошие манеры на танцевальной площадке. С кем танцевать и кого
приглашать. Что такое бальный бытовой

танец. Из истории

танца:

происхождение, хореографическая структура, манера исполнения. Влияние
народной хореографии на развитие бальных танцев.
Практика: Изучение элементов историко-бытового, европейского танца,
народного танца, современного танца. Тренировочные упражнения. Групповые
бальные танцы. Игры.
Тема 2. Репетиционная работа.
Цель:
- совершенствование исполнительского мастерства обучающихся.
Задача:
- постичь стиль танца в процессе работы над средствами выразительности
- развить непринужденность в исполнении танца
Теория: Художественный образ и его значение для танца.
Практика:

Практическая

работа

над

техникой,

пластической

выразительностью и манерой исполнения. Индивидуальная работа.
Тема 3. Концертная деятельность.
Цель:
- популяризация бальной культуры в пространстве образовательного
учреждения в сотворчестве педагога и ученика.
Задача:
- наполнить воспитанников духом высокой культуры через воспитание
активной жизненной позиции.
Теория: Культура поведения в общественных местах. Придворные танцы
16 – 17 веков. Сценическая культура.
Практика: Работа над слаженностью исполнения как массовых и
сольных номеров. Павана. Рикардо. Участие в выпускных вечерах, последних
звонках, на торжественных линейках, в церемонии награждения «100 лучших
лицеистов года», фестивалях музыки т.п.

Раздел 2. Танец как общение.
Тема 1.Бал в Лицее.
Цель:
- приобретение опыта культурного поведения обучающегося с позиции
уважения и доброжелательного отношения к друг другу
Задача:
- формирование культуры чувств в сознательной нравственной регуляции
поведения, в самоконтроле
- создание условия комфорта в системе общения.
Теория: У истоков традиции! Петровские ассамблеи. Царскосельский
лицей. Культура праздника в лицее. Бал пушкинской эпохи. Культура костюма.
Декорации. Культура опосредованного общения. Хорошие манеры. Умение
проявлять благодарность педагогам и родителям. Такт и вкус. Содержание
программы бала. Бальный этикет.
Практика: Создание приглашения на бал. Создание фотопортрета. Салон
красоты: прическа на бал, бальный наряд. Изучение танцевальной программы
бала. Разработка общих правил поведения на балу. Обмен мнениями.
Лицейский бал. Бал влюбленных. Выпускной бал.
Тема 2. Городской, районный, региональный бал.
Цель:
- раскрыть возможности танцевального искусства как средства общения
Задача:
- сформировать чувство ответственности, чести достоинства
- уметь ценить и уважать возможности и способности других людей
Теория: Принципы культурного общения в гостях, у друзей и в роли
хозяев.

Практика: Подготовка показательного номера, визитной карточки,
изучение танцев, заявленных в танцевальной программе бала. Обмен опытом
работы. Сводные репетиции.
Раздел 3. От бала к балу.
Тема 1. Деловое сотрудничество.
Цель:
-

предоставление

новых

возможностей

и

самостоятельности

в

практической деятельности дающих возможность творческому самовыражению
обучающихся
Задача:
- создать исследовательское пространство для формирования дальнейшей
практической деятельности в рамках организации балов и других открытых
мероприятий.
Теория: Обсуждение и утверждение плана работы. Построение и
содержание программы бала. Методика проведения бальных игр. Общение с
аудиторией. Культура общения. Уважение к другому мнению. Критерии,
предъявляемые

к

ведущим.

Организация

праздников.

Организация

пространства. Исследовательская работа: «Бал глазами поэтов и художников
18–19 веков».
Практика: Участие в подготовке и проведении выпускных вечеров,
последних звонков, торжественных линеек, церемонии награждения «100
лучших лицеистов года», фестивалях музыки. Участие и проведение мастер классов. Работа по набору новых участников.
Организация и проведение бала – «Бал Наташи Ростовой». Организация и
проведение детских балов. Изготовление масок, реквизита, костюмов. Создание
учебного видео-фильма: « Бальные игры», «Культура бала».
Тема 2. Культура отношений.
Цель:

-

предоставление

обучающимся

информации,

которая

поможет

прочувствовать важность соблюдения этических норм и постигнуть значение
их соблюдения.
Задача:
- создать условия располагающие к дружелюбному и свободному
общению
- обучить умению анализировать свой опыт общения
Теория: Этикет в нашей жизни: в школе, дома, с окружающим миром.
Общение молодых людей. Вежливые формы общения. Современное состояние
национальных отношений в нашей стране. Основные формы общения людей.
Мой дом – моя крепость. Еще раз про любовь. Мужские секреты. Что такое
социальные

роли

и

зачем

они

нужны.

Как

ужиться

со

своей

противоположностью. Правила хорошего тона. Он и она. Модный гардероб.
Как одеваться на бал, танцевальный вечер, дискотеку. Веселый Новый год.
Практика: Круг доверия: коммуникативные, ролевые игры; упражнения
на разрешение конфликтов, на повышение самооценки и усиление чувства
группового единства; упражнения на развитие сотрудничества. Анализ балов.
Построение занятий по годам обучения (см. Приложение 1).
1-2-й год обучения
1. поклон
2. тренировочные упражнения.
3. изучение танцевальных элементов и их методическая раскладка.
4. разучивание и исполнение бальных танцев.
5. работа над композициями бальных танцев.
6. самостоятельная работа обучающегося по пройденному материалу.

Также автором программы разработаны методические рекомендации по
организации и проведению различных балов в условиях общеобразовательной
школы (см. Приложение 4)

Результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Танец как общение» (9-11 кл.)
1. После прохождение курса обучающиеся должны знать
-

правила танцевального этикета

-

правила гостевого этикета

-

правила этикета на балу

-

знать и исполнять предусмотренные программой танцы

2. После прохождение курса обучающиеся должны обучающиеся
должны уметь
- проявлять положительные моральные качества в поведении, поступках,
проявляя тактичность и доброжелательность в общении в лицее, дома, в
обществе в целом
- следить за своим внешним видом
- использовать в общении правила этикета
- проявлять вежливое отношение к окружающим доброжелательной
интонацией, мимикой, жестами
3. После прохождение курса обучающимся предоставляется возможность

-

участвовать в культурно-массовых мероприятиях, в играх
- вести конструктивный диалог: уметь слушать других, высказываться

по поводу данной темы разговора
-

согласовывать движения в паре

Формы организации и виды деятельности
- дискуссии, беседы, игры;
- подготовка мероприятия;

- анализ мероприятия;
- учебно-тренировочные занятия;
-игровая деятельность;
-досугово-развлекательная деятельность;
-познавательная деятельность.
Руководитель, в зависимости от уровня подготовки и сложности
танцевального репертуара может разделить коллектив на группы, определив
очередность занятий общих, групповых, индивидуальных (с одной – двумя
парами).
- проверка освоения изученного материала;
- репетиции;
- студии общения;
- бал.
Вспомогательные, дополнительные формы обучения (см. Приложение 3):
1. Формы самообразования:
- составление комплексов тренировочных упражнений, сочинения
несложных танцевальных композиций;
- организация и проведение игр на занятиях;
- оказание помощи в освоении танцевального материала товарищам по
коллективу;
- исследовательская работа;
2. Участие в студиях общения.
3. Участие в мероприятиях связанных с танцевальной культурой (помощник
распорядителя

бала,

группа

сопровождения

на

балу,

мастер-классы

(танцевальные, создание фотопортрета, создание прически для бала и т.д.).

ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ

Особенностью оценки качества знаний обучающихся по программе является то,
что эта оценка проводится во время подготовки и проведения балов.
Как уже было отмечено выше, в общении человек приобретает
ориентиры для своего поведения, он все время сверяет то, что он делает с тем,
что от него ожидают окружающие его люди. Следовательно, все, что он делает
для себя, он делает и для других. И ему важно знать какую оценку он заслужил.
Предлагаемая система оценки качества освоения материала программы так же
дает возможность определить готовность обучающихся к самоконтролю.
Педагогами программы разработана система проверочных заданий.
Тематическое планирование программы
«Танец как общение» ( 9 класс)
№

Тема
Раздел 1.
Бальный танец.

Основное содержание

Основные виды
деятельности
обучающихся

Практическая, беседа,
лекции, прослушивание
и просчитывание
музыки.

Количество часов
Т

П

Всего

1. Учимся

2

18

20

Работа в микрогруппах
группах; массовые и
индивидуальные
занятия.Предоставляет
ся возможность
каждому
обучающемуся
проявить свои качества
и умения перед его
одноклассниками.
Воспитывается
уважение друг к другу
и развивается умение
согласовывать
движения в паре

2. Репетиционная

-

8

8

учебно-тренировочные Практическая
занятия. Разучивание . учебно-тренировочные
танцевальных
занятия
движений.
Умение
взаимодействовать
друг другом

3. Культура

-

2

2

Участие в
мероприятиях
связанных с
танцевальной

танцевать.

работа

поведения на
занятиях
хореографии и

Практическая, беседа,
игровая деятельность,
подготовка
мероприятия,

балах

культурой, в играх с
элементами культуры
общения.

познавательная
деятельность

Участие в организация
культурно-массовых
мероприятий.
анализ мероприятия.
Балы.

Исполнительская
деятельность
подготовка
мероприятия,
познавательная
деятельность

Составление устных и
письменных
приглашений.

дискуссии, беседы,
игры; творческая работа

30
Раздел 2.
Танец как
общение.

1. Бал в Лицее

Т

П

В

3

15

18

1

4

5

1

2

3

Деловое
общение
2. между
школьниками .

3. Личностные

отношения и
общение
школьников

дискуссии,
беседы, дискуссии, беседы,
игры;
познавательная
сотрудничество
с деятельность
другими
людьми,
работая
в
группе,
коллективе.

26
Раздел 3. От
бала до бала.

Т

П

В

1. История

1

1

2

Практическая работа
над техникой,
пластической
выразительностью и
манерой исполнения.
Индивидуальная
работа, работа в
группах.

Дискуссии, беседы.
Исполнительская
деятельность

2. Деловое

2

6

8

Сотрудничетво с
другими людьми,
работая в группе,
коллективе.
Взаимодействие с
организациями города.
Участвовать в
организации

Практическая, беседа,
игровая деятельность,
подготовка
мероприятия,
познавательная
деятельность

бальной
хореографии.

сотрудничеств
о.

культурно-массовых
мероприятий

3. Культура

1

5

6

отношений.

Участвовать в
мероприятиях
связанных с
танцевальной
культурой, в играх с
элементами культуры
общения;

дискуссии, беседы,
игры; творческая работа

16
72 часа

Тематическое планирование
«Танец как общение» ( 11 класс)
№

Основное содержание
Тема
Раздел 1.
Бальный
танец.

1. Учимся
танцевать.

Количество часов
Т

П

2

18

Основные виды
деятельности
обучающихся

Всего

20

Работа в микрогруппах
группах; массовые и
индивидуальные
занятия.
Предоставляется
возможность каждому
обучающемуся
проявить свои качества
и умения перед его
одноклассниками.

Исполнительская
деятельность
творческая работа
познавательная
деятельность

Задания на воспитание
уважение друг к другу
и на развитие умения
согласовывать
движения в паре.
2. Репетиционн
ая работа

-

10

10

учебно-тренировочные
занятия.
Отрабатывание
элементов
танца.
Повторение
пройденого материала.
Работа
над
совершенствованием
танцевальных навыков.

Исполнительская
деятельность
творческая работа
познавательная
деятельность

3. Концертная
деятельность

-

6

6

Участие в
мероприятиях
связанных с
танцевальной
культурой, в играх с
элементами культуры
общения. Привитие
художественного
вкуса, который будет
проявляться во
внешнем виде каждого
обучающегося по
программе (костюм,
прическа, обувь и т.д.)

беседы, игры;
творческая работа
Исполнительская
деятельность

Развитие умения
работать в парах,
согласовывать
движения в танце.
Прислушиваться друг к
другу.
36
Раздел 2.
Танец как
общение.

Т

П

В

1. Бал в Лицее

3

7

10

Участие в организация
культурно-массовых
мероприятий.
анализ мероприятия.
Балы.
Формирмирование
общего
уровня
танцевальной
культуры, развивитие
художественного
вкуса, музыкальности.

Исполнительская
деятельность
творческая работа
познавательная
деятельность
Практическая, беседа,
игровая деятельность,
подготовка
мероприятия,

Работа на улучшением
взаимопонимания
между педагогом –
детьми – родителями,
через обратную связь
от обучающихся.

2. Бал
городской,
региональны

2

8

10

Подготовка
показательного номера, Исполнительская
визитной карточки,
деятельность

й, районный.

изучение танцев,
заявленных в
танцевальной
программе бала. Обмен
опытом работы.
Организация сводных
репетиций.
Формирование чув
уважения к
возможностям и
способностям
другихства
ответственности, чести
и достоинства.
Воспитание

творческая работа
познавательная
деятельность
Практическая, беседа,
игровая деятельность,
подготовка
мероприятия,

20
Раздел 3. От
бала до бала.

Т

П

В

1. Деловое
сотрудничест
во.

1

7

8

Сотрудничество с
другими людьми,
работая в группе,
коллективе. участие в
организации
культурно-массовых
мероприятий

Развивается
сотрудничество с
близкими по
направлению
организациями и
школами.

2. Культура
отношений.

2

6

8

Участвовать в
мероприятиях
связанных с
танцевальной
культурой, в играх с
элементами культуры
общения;

Формируется единое
пространство школа –
семья, через вовлечение
родителей, классных
руководителей,
педагогов лицея в
подготовку бала.

16
72 часа

Учебно-методический комплект программы
- помещение (танцевальный, зал);

- видео, аудио-аппаратура;
- дидактический материал (репродукции, фотографии, фильмы и т.д.);
- специалисты (классные руководители, психологи, руководитель студии
общения, хореографы, звукорежиссер, постановщик программ, воспитатели
групп полного дня, педагоги-организаторы, костюмер, художник-оформитель и
т.д.);
-

методическая

литература

(сценарии

проведения

различных

мероприятий, разработки занятий для студии общения, литература по
костюмам, по танцам, по культуре общения);
- музыкальное сопровождение (фонограммы);
- костюмы (бальные платья, аксессуары и т.д.).
Оценка результативности программы
Формы:
- открытые уроки для родителей;
- балы (выпускные и.т.п.);
-участие в городских балах;
- открытые мероприятия для родителей;
- мастер -классы.

Приложение 1.
При составлении программы были использованы рекомендации Всесоюзного
Методического Центра Народного Творчества и Культурно просветительной работы
г. Москвы.
Учебное занятие, как правило, состоит из нескольких частей:
Вводная часть помогает лучше организовать обучающихся и подготовить их к
основной, танцевальной части занятий. В краткой беседе педагог должен познакомить детей
с содержанием и основными задачами предстоящего занятия.
В этой же части урока проводят серию разминочных упражнений. Обычно разминку
проводят в такой последовательности: упражнения для шеи, для рук и плеч, для туловища,
для ног. В разминку включаются бег и прыжки. Эти упражнения не требуют большого
напряжения – они служат для того, чтобы придать мышцам эластичность и подготовить их к
интенсивной работе.
Коллективно-порядковые и ритмические упражнения содействуют выработке
навыков передвижения и перестроения. Специальные упражнения на ориентировку в
пространстве развивают зрительную память, быстроту реакции необходимые при
исполнении бальных танцев. На занятиях обучающихся знакомят с такими понятиями как:
шеренга, колонна, интервал, дистанция, а так же учат перестраиваться в круг. Эти
упражнения выполняются по одному, парами, четверками. При этом следует уделять
внимание осанке, походке, умению держать голову и руки.
Ритмические упражнения помогают обучающимся воспринимать музыку в
движении: начинать движения с музыкой, двигаться в характере музыки, заканчивать
движения с концом музыкальной фразы.
Задачи обучения в детском и старшем коллективе при общей цели - овладение
бытовым бальным танцем – различны. Это определяет объем изучаемого материала. При
работе со старшеклассниками нет необходимости давать специальные упражнения на
ориентировку в пространстве. Основные знания и навыки по ориентировке даются
непосредственно при разучивании танцев.
Упражнения по развитию техники танца (тренировочные) необходимы для
приобретения детьми легкости, танцевальности и грациозности.
Большая часть тренировочных упражнений рассчитана на то, чтобы выработать у
начинающих танцоров необходимые хореографические навыки: развить выворотность,
укрепить мускулатуру, повысить гибкость стопы, развить эластичность связок и мягкость
движений.
Обучающиеся знакомятся с основными положениями корпуса, головы, позициями рук
и ног.
Все упражнения тренажа разучиваются и выполняются на середине зала, в
построении колоннами или шахматном порядке.
Примечание: на 2 году обучения вводиться упражнения на полу - партерный экзерсис.
Что помогает педагогу сконцентрировать внимание каждого ребенка на изучение
возможностей своего тела, определение возможных его недостатков, одновременно развивая
в детях настойчивость, силу воли, стремление к достижению лучших результатов.
Разучивание элементов танца, танцевальных движений, поз, переходов Элементы
танца, позы, переходы разучиваются в построениях колоннами, шахматном порядке. По мере
усвоения материала они исполняются с продвижениями в разных направлениях: вперед, в
сторону, в повороте, по кругу.
Разучивание проводится в следующей последовательности:
- начинается с рассказа об истории и характере танца; прослушивания музыкального
материала.

- затем педагог объясняет и показывает движения и соединения под счет
- воспитанники повторяют движения и соединения вместе с объяснением и показом
учителя под счет
- выполняют движение и соединения самостоятельно под счет
-педагог показывает под музыку, воспитанники выполняют движение и соединение
под музыку.
Этот метод дает возможность обучающимся лучше разобраться в структуре
движения, быстрее его запомнить. А педагог может своевременно обратить внимание на
возможные ошибки при исполнении движений и исправить их. Особое внимание уделяется
положению рук и поз в парном танце, так как они не только украшение танца, но и «лицо
пары», где каждый жест, каждая поза выражает отношение партнеров друг другу, создает
свой неповторимый образ.
Разучивание бального танца, танцевальной композиции целиком. Репетиция.
В этой части занятия повторяется пройденный ранее материал для достижения
уверенности, стабильности и предельной выразительности в исполнении танцевальных
движений, начинается работа над танцевальным образом. Приступая к разучиванию каждого
нового танца, педагог сообщает учащимся необходимые сведения о характере, стиле, манере
исполнения танца, указывая на связь с музыкой.
Одной из специфических особенностей работы по программе являются не только
выступления всего коллектива класса перед родительской аудиторией, но и участие в балах,
на которых в танцевальной программе участвует большое количество людей.
В связи с этим методика учебного процесса предполагает особенно настойчивую и
систематическую работу с коллективом и отдельными участниками по достижению
необходимой ритмической слаженности в массовых композициях. Одной из важных форм
учебно-тренировочной работы, поэтому является репетиция, которая может занимать все
время занятий или его часть.
Репетиция в зависимости от своих целей и задач подразделяется на следующие виды:
Ординарная, на которых изучается конкретный танцевальный материал.
Корректурная, проводится с целью уточнения исполняемых движений, рисунка
танца, а также выявления недостатков в их исполнении.
Прогонная, проводится для поддержания уровня уже готовых номеров.
Генеральная, определяет готовность к выступлению.
Заключительная часть занятия. Заканчивая занятие, педагог высказывает свои
замечания по результатам проведенного занятия. Затем участники исполняют поклон и
уходят из танцевального зала.
Примечание: в старшем звене после вводного слова педагога допустимо упустить
тренировочные упражнения и приступить к разучиванию элементов бального танца,
танцевальной композиции целиком.
Музыкальное сопровождение является составной частью учебного процесса. От
качества музыкального сопровождения зависит музыкальное развитие обучающихся,
освоение техники танца, артистичность. Поэтому в первые годы обучения по программе
необходимо, чтобы хореограф работал в сотрудничестве с концертмейстером, а не
использовал фонограмму. Дети, младшего школьного возраста легче воспринимают живую
музыку, соответствующую их уровню подготовки. А концертмейстер может чутко
реагировать, чтобы танцевальная музыка стала не сложной для их восприятия. Он следит,
чтобы движение четко соединялось с музыкой: акцентирует сильную долю такта, выделяет
начало и конец музыкальной фразы, может замедлять темп, делать паузы и играть
необходимое количество тактов для усвоения движений, ритмического рисунка танца и.т.п.
В старшем звене на занятиях используются флешки и диски с записью танцевальной
музыки.

Приложение 2.
Содержание раздела «Бальный танец»
(1-й год).
Построение занятия:
1. вход, построение в линии, поклон.
2. коллективно-порядковые и ритмические упражнения.
3. тренировочные упражнения.
4. изучение танцевальных элементов.
5. разучивание и исполнение бальных танцев.
6. танцевальные игры, игры.
7. поклон, уход
Коллективно – порядковые и ритмические упражнения:
1. организованный вход в зал.
2. движение по кругу: шаг с носка, с каблука, на пальцах, на внутренних и наружных
ребрах стопы. Легкий бег с носка и бег с подъемом колена вперед, с отбрасыванием ноги от
колена назад. Подскоки на месте и с продвижением.
3. знакомство с правилами ориентации в танцевальном зале: по линии танца, к
центру, к стене.
4. передвижение в танцевальном зале в различных направлениях, используя:
- шаг полонеза;
- танцевальный шаг;
- па галопа;
- па польки.
5. прыжки по линиям:
- на двух ногах;
- на одной ноге;
- с ноги на ногу;
- типа «ножницы».
6. ритмические хлопки в ладоши с различными движениями ног.
I. Тренировочные упражнения.
Постановка корпуса, рук, ног, головы.
- Деми плие (по 1й, 6й позиции), с выдвижением ноги вперед, в
сторону, назад.
- батман тандю с деми плие.
- батман тандю с сокращением стопы.
- релеве.
- Пассе партер (проведение ноги по полу через 1-ю позицию).
- Различные виды пор де бра.
Упражнения для рук (поочередно и вместе).
- Вращение кистей, предплечий, всей руки.
Упражнения для головы и шеи.
- Повороты головы в сторону;
- Наклоны головы вперед, назад, в сторону;
- Вращательные движения.
Упражнения для плеч (поочередно и вместе).
- Поднимание и опускание;
- Вращательные движения.
Упражнения для корпуса.

- Повороты в сторону;
- Наклоны вперед, назад, в сторону.
Прыжки (по 1-й, 3-й, 6-й позиции).
Изучение танцевальных элементов и соединение фигур.
Изучение репертуара
1. «Вальс Велетта».
2. «Светит месяц».
3. «Верджиния рил».
4. «Бесконечный галоп».
5. «Берлинская полька».
6. «Джайв».
Изучение нового репертуара.
Историко- бытовой танец.
1.Полонез (муз. размер ¾ ).
Открытое положение. Основные движения:
- Па полонеза;
- Балансе – менуэт.
Соединение фигур. Несложные композиции.
2.Менуэт. (муз. размер ¾ ).
Открытое положение. Положение рук.
Основные движения:
- Основной шаг;
- Балансе – менуэт.
Соединение фигур. Хореография Н.В.Безменовой
Европейский танец.
1.Вальс по 3-й позиции (муз. размер ¾.).
Закрытое положение. Основные движения:
- Правый поворот;
- «Вальсовая дорожка» вперед, назад.
2.Фигурный вальс (муз. размер ¾ ). Основные движения.
- «Окошечко».
- Ромбик.
- Балансе.
Соединение фигур. Хореография С.Жукова, В.Жукова.
.
3.Медленный вальс. ( муз. раз.3/4)
Закрытое положение. Основные движения:
- закрытая перемена вперед, назад
- правый поворот
Танцы на национальном материале разных народов.
1.Сиртаки.
Открытое положение. Положение рук.
Основные движения:
- «пружинки»;
- шаг с приставкой в сторону;
- шаг с приставкой вперед на носок;
- шаг с приставкой вперед, назад.
- «косичка».
Несложные композиции.

Танцы в современных ритмах
Композиции на материале отдельных элементов современной танцевальной пластики.
Групповые бальные танцы.

Содержание раздела «Бальный танец»
(2 -й год).
Построение занятия:
1. поклон
2. тренировочные упражнения.
3. изучение танцевальных элементов и их методическая раскладка.
4. разучивание и исполнение бальных танцев.
5. работа над композициями бальных танцев.
6. самостоятельная работа обучающегося по пройденному материалу.
Тренировочные упражнения.
- позиция ног 1я, 3я, 6я.
- позиция рук (подготовительная 1я, 2я, 3я)
- деми плие и гранд плие.
- батман тандю с деми плие.
- батман тандю с сокращением стопы.
- релеве.
- пор де бра.
Изучение танцевальных элементов и соединение фигур.
Историко - бытовой танец.
Повторение репертуара 3-4 класса
1. Полонез.
2. Полька.
3. Менуэт.
4. Падеграс.
Изучение нового материала.
5. Менуэт
Открытое положение. Положение рук.
Основные движения:
- шаг менуэта
- балансе - менуэт
- позировка «а»
- позировка «б»
Соединение фигур. Хореография А.Н.Шульгина
5.«Вальс- гавот». (муз. размер 4/4 и ¾).
Открытое положение. Закрытое положение.
Основные движения:
- танцевальные шаги вперед, назад и в повороте
- шаг – купе
- балансе -менуэт
- «дорожка» вперед, назад
- «вальсовые повороты»
Соединение фигур. Хореография И. Кусков

6. Вальс- мазурка (муз. размер ¾).
Закрытое положение. Позиции рук.
Основные движения.
- вальсовые повороты
- па де бурре
- «голубцы»
- шаг – глиссад
- па балансе в сторону
- «ключ» простой
Соединение фигур. Хореография С. Жукова.
Танцы на национальном материале разных народов.
1.Русский лирический (муз. размер 2/4).
Закрытое положение. Открытое положение.
Основные движения:
- тройной ход вперед, назад и в повороте;
- припадание
- соло-поворот.
Соединение фигур. Импровизационные композиции на материале танца.
2.Сиртаки (муз.размер (4/4).
Закрытое положение. Открытое положение.
Основные движения:
- шаг с приставкой в сторону, вперед и назад;
- переступания, подъем и броски ног;
- хлопки в ладоши.
Соединение фигур. Импровизационные композиции на материале танца.
Танцы в современных ритмах.
Свободные композиции на материале
танцевальной пластики. Групповые бальные танцы.

отдельных

элементов

современной

Европейские танцы.
Повторение и продолжение изучения:
1.«Фигурный вальс»
Хореография С.Жукова, В.Жукова.
2.Медленный вальс (муз.раз3/4)
Закрытое положение. Открытое положение. Променадная позиция. Позиция
противодвижения корпуса.
Основные движения:
- закрытая перемена с правой и с левой ноги
- правый поворот
- левый поворот
- виск
- синкопированное шоссе (из закрытой позиции и позиции променада)
- внешняя перемена
- плетение (из позиции променада)
Соединение фигур. Импровизационные композиции на материале танца. «Вальс
квадратный». Хореография Н.В.Безменовой
Новый материал.
1.Танго (муз. размер 2/4).
Закрытое положение. Положение променада.

Основные движения:
- основной ход вперед, назад
- прогрессивное звено
- левый поворот открытый и закрытый
- рокк – поворот
- фор – степ
Соединение фигур. Импровизационные композиции на материале танца.
Фокстрот (муз. размер 4/4). Закрытое положение.
Основные движения:
- четвертные повороты;
- прогрессивное шассе
- правый поворот
- лок-степ вперед и назад
- правый пивот - поворот
Соединение фигур. Импровизационные композиции на материале танца.
Венский вальс (муз.размер ¾). Закрытое положение. Открытое положение.
Основные движения:
- правый поворот
- левый поворот
- перемена направлений
- лок –степ
- кружева
- волчок
Соединение фигур. Импровизационные композиции на материале танца.
Примечание:
Занятия по танцевальному этикету и музыкальной грамоте проводятся как
сопутствующие в контексте процесса обучения танцем.

Приложение 3.
Формы обучения.
Условия работы в лицее, сочетание указанных ниже характеристик: вид коллектива,
социальный состав, возраст участников (детский, юношеский), уровень предварительной
подготовки большинства участников, стабильность состава - определили выбор форм
обучения.
1. Детский коллектив бытового бального танца.
Используется в начальной ступени с учащимися 1-4 классов. Это классная форма
обучения бытовому бальному танцу. Занятия хореографии проводиться раз в неделю

продолжительностью 1 академический час. Занятие может быть комплексным: включать в
себя информационную и практическую часть.
Занятия по танцевальному этикету и музыкальной грамоте на этой ступени
проводятся как сопутствующие в контексте процесса обучения танцем. Эту форму отличает
ряд преимуществ по сравнению с другими формами. Постоянный состав обучающихся,
создает благоприятные предпосылки для воспитания и развития воспитанников, организации
совместной деятельности, возможность их общения друг с другом. Позволяет
систематически расширять круг знаний и повышать исполнительское мастерство.
Вместе с тем есть ряд причин, снижающих эффективность проведения занятий со
всем классом - ориентация на «среднего ученика», отсутствие возможности осуществления
индивидуальной учебно-воспитательной работы с детьми. Поэтому, на занятиях
хореографии учеников из каждого класса педагоги делят на две группы, соединяя их на
репетициях в периоды подготовки к празднику. Организованная таким способом работа
способствует установлению более близкого контакта между и воспитанниками и педагогом,
и влияет на эффективность занятия.
2. Кружок бытового бального танца общего типа.
Используется в работе с 9-ми, 10-ми,11-ми классами. Это кратковременная форма
обучения бытовым бальным танцам. Время обучения 1 год. За этот период разучивается 5-6
танцев, из программы выпускного бала. Программа может меняться 1-2 раза в течение
учебного года. Занятия проводятся 2 раза в неделю продолжительность 2-3 академических
часа. Осознанный выбор ведет к тому, что собираются только заинтересованные ребята и
занятие, получается, по существу. Осуществляется индивидуальный подход.
По согласованию с классными руководителями, родителями и учащимися
применяется также классная форма обучения. По опыту работы в 9-х классах педагог
программы знает, что в этом возрасте учащиеся предпочитают, чтобы ими руководили
взрослые. Это объясняется тем, что в этом возрасте появляются межполовые отношения и
подростков пугают трудности в общении в лицами противоположного пола. Иногда свое
истинное отношение к человеку противоположного пола они проявляют в форме грубости
или избегания встреч. Работа в классе под руководством классного руководителя, помогает
сделать первый шаг навстречу друг другу, образовать пару, так как обучающиеся находятся
в привычном для себя окружении, чувствуют себя свободными. Это облегчает процесс
обучения.
3. Любительский коллектив бытового бального танца.
Это форма обучения, предполагающая систему знаний в исполнении бытовых
бальных танцев, создание взаимного уважения между юношей и девушкой, воспитание
культурного поведения обучающихся. Предназначена для уч-ся 9-11 классов, проявивших
устойчивый интерес к бальной культуре, а также склонность к занятиям - это обеспечивает
постоянный творческий рост и непрерывность воспитательного процесса. Занятия
проводятся: 2 раза в неделю обучение танцам, продолжительность занятия 2-3
академических часа + обучение искусству общения - 1 занятие в неделю. Обязательное
посещение одного танцевального занятия в неделю и студии общения.
4.Экспресс-школа по подготовке к балу.
Школа работает интенсивно - 3 раза в году по одной неделе непосредственно перед
балом. Занятия проводятся для всех желающих. Каждый день одно занятие. Или одно
занятие в неделю по 1 часу в форме обязательных консультаций для выпускных 9, 11 классов
и их родителей.
Особенность такой формы обучения - в минимально сжатые сроки дать максимум
полезных навыков по культуре общения и научить танцевать. Здесь особенно необходимо
учитывать интересы самих обучающихся, уровень подготовки, а так же танцевальную

программу балов, организуемых в Лицее, в городе и т.д. Всего в течение года предлагается
20-30 занятий. Ориентация на массовое обучение танцу.
Вспомогательные, дополнительные формы обучения.
Программа не оказалась бы жизнестойкой, если бы педагоги ограничились только
обучением умению танцевать. Воспитывая культуру поведения, умение общаться в
праздничной атмосфере педагоги стремятся сделать обучающихся и родителей своими
союзниками, помощниками. В ходе выполнения разнообразных заданий, требующих
познавательной и творческой активности, научить их создавать такие праздники.
1. Формы самообразования:
Составление комплексов тренировочных упражнений, сочинение несложных
танцевальных композиций - домашняя самостоятельная работа учащихся в начальном звене.
Чтобы она была эффективной, педагог ее контролирует, уделяет время, индивидуальным
просмотрам участников, корректируя их деятельность. Главное помочь развить их
воображение, научить импровизировать под музыку.
Организация и проведение игр на занятии. Игры носят творческий характер, так как
воспитанники сами их придумывают, организовывают и контролируют соблюдение правил.
Организованный таким образом процесс воспитания способствует развитию в них
деловитости и способности к творчеству.
Оказание помощи в освоении танцевального материала товарищам по коллективу.
Несколько минут на занятиях отводиться на самостоятельную работу, во время которой тот
партнер, который лучше усвоил танец, объясняет другому партнеру, как нужно выполнить
движение или соединение грамотно. Работа в паре по устранению ошибок способствует не
только лучшему усвоению материала, но и в ходе ее осуществляется процесс
самоутверждения личности, формируется навык сотрудничества.
Исследовательская работа (по желанию). Учащиеся 3-4 класса получают домашнее
задание: обсудить тему следующего занятия «Роль танца в жизни человека» в кругу своей
семьи и отразить свои мысли в сочинении. Родители могут дополнить это сочинение своими
размышлениями о роли танца в их семье. Старшеклассники работают над темой «Бал в
творчестве писателей и поэтов». Литература и искусство дают богатый эмпирический
материал. Содержащаяся в произведениях искусства нравственная позиция автора, в свою
очередь, также благотворно влияет на развитие личности. Таким образом, происходит более
полное осмысление и глубокого понимания места танца в жизни личности, и роли культуры
бала в масштабах государства с учетом культурных традиций, и личностного опыта
обучаемого.
2.Участие в студиях общения.
Занятия проводятся для занимающихся в любительском коллективе бального танца и
кружке бытового бального танца общего типа, что способствует установлению контактов
между всеми занимающимися в разновозрастных коллективах. Здесь закладываются основы
добрых традиций, атмосферы коллективизма и благоприятного психологического климата в
коллективе, создаются условия для формирования хорошего эстетического вкуса, творческой
активности, культуры общения.
Проводится одно занятие в неделю продолжительностью 1 академический час.
Организуют процесс общения приглашенные специалисты, заместитель директора по
воспитательной работе лицея, педагоги дополнительного образования и т.д., а хореограф
является их помощником. Педагоги программы считают, что с подростками по вопросам
формирования нравственности должны работать не менее двух педагогов: специалист
работает с воспитанниками, педагог наблюдает и корректирует их поведение. Это позволяет
педагогу вникнуть в общение, увидеть каждого в работе, вносить коррективы в планы
работы. Структура занятий, их организация зависит от творчества педагогов проводящих их.
Сначала обучающиеся учатся объединяться в пары, так они находятся в более тесном
контакте между собой, для знакомства, сближения, для возникновения общения. В дружбе
главное сходство в мировоззренческих, принципиальных вопросах, и в юности, в период,

когда позиции человека еще не окрепли, их можно изменять и развивать, не то чтобы найти
единомышленника, но можно, идя навстречу друг другу, стать единомышленниками, стать
друзьями. Следующая задача педагога – перейти к сотрудничеству и деловому разговору.
Этому способствует организация подростков в группы. В рамках делового разговора
обсуждаются вопросы по организации и проведению танцевальных занятий и балов; наше
участие на балах, в концертах и т.д. Особое внимание уделяется рассмотрению вопросов о
возникающих проблемах в отношениях между юношами и девушками. Педагоги поощряют
обучающихся к самостоятельному поиску решений проблем и конфликтов возникающих в
реальной жизни. Они учатся обмениваться информацией, делиться впечатлениями, выражать
собственное мнение, оценивать свои действия, считаться с мнением коллектива.
3.Участие в мероприятиях связанных с танцевальной культурой.
Задача педагога подключить обучаемого к совместной деятельности, предоставить
ему возможность развивать умения, преобразовывая самого себя, дать возможность проявить
себя творчески.
Помощник распорядителя бала.
Если воспитанник легко устанавливает контакты с людьми, у него грамотная речь и
веселый нрав, он имеет возможность попробовать себя в роли помощника распорядителя
бала. Роль помощника на балу не менее ответственна, чем роль самого распорядителя.
Поэтому обучающегося учат владеть голосом, своими эмоциями, следить особенно
внимательно за своей жестикуляцией, мимикой, уметь вести диалог и главное обучают
удерживать внимание публики, умению ее занять и развеселить. Для этого он обучается
методам и приемам проведения бальных игр.
Группа сопровождения на балу.
Состав группы 10 человек, это помощники хозяйки бала. Стараются сделать все для
того, чтобы гости остались довольны визитом. Отвечают за оформление пространства,
проведение фуршета, заботятся о гостях с момента их прихода до того момента, как все
покинут праздник. Состав группы сопровождения в период подготовки бала знакомится с
правилами приема гостей, связанных с применением полученных знаний в реальной
жизненной ситуации, а также одновременно знакомится с организационной структурой бала.
Мастер-классы.
1.Танцевальные
Проводятся в рамках международного проекта: «Бал культур - танцуем вместе» в
период подготовки к балу в обязательном порядке. Цель занятий не только подготовка
танцевальной программы бала, но и расширение знаний о танцах разных стилей, знакомство
с танцевальной культурой разных стран и эпох.
2. Создание фотопортрета.
Участникам коллектива предлагают сделать несколько своих художественных
фотографий у профессионального фотографа. Помогают создать им новый образ, меняя
наряды, аксессуары, прическу, положения, позы, взгляд. Использование этого метода
позволяет увидеть себя со стороны, в непривычном для себя ракурсе - это можно сказать
раскрытие внутреннего состояния души, помогающего поднять самооценку. Поэтому
необходим, и тем, кто закрепощен, не доволен своей внешностью, и тем, кто консервативен,
и не хочет изменять своим привычкам, а так же тем, кто любит экспериментировать, и всем
доволен. При обучении создания фотокадра внимание обучающегося направляют на
содержание и художественную сторону фотографии.
3. Как сделать прическу на бал.
Прическа является выражением персональных качеств, инстинктивного поведения
личности, выдает желание нравиться, быть заметной или, напротив, - избегнуть взглядов.
Неудачная прическа является причиной испорченного настроения. Задача педагогов помочь
девушкам выбрать прическу до бала и научить их, как можно ее сделать самостоятельно, с
помощью подруги или мамы. Мастер - класс проводит парикмахер. Он показывает девушкам
основные способы укладки волос разной длины. Затем девушки, на основе полученных

рекомендаций, учатся укладывать волосы в прическу друг другу, проявляя свою фантазию и
творчество. Совместное творчество сближает девушек, помогает установить дружеские
отношения, открыть в себе и друзьях новые способности и умения, а самое главное - учит
проявлять внимание и заботу по отношению друг другу и получать от этого удовольствие.

Приложение 4.
Методические рекомендации по организации и проведению балов.
Чтобы культурное поведение воспитанника в обществе стало для него потребностью,
культурной привычкой, была разработана система проведения балов для младшего и
старшего школьного возраста, направленная на развитие у обучающихся эмоциональной и
визуальной памяти, способствующей развитию нравственного потенциала, через раскрытие
черт и качеств благородства. Способности к коллективной деятельности и оценки ее
эстетической значимости, повышение общей танцевальной культуры. Каждый бал
отличается не только содержанием, он развивается, углубляется в поисках нового.
Выпускные балы: «Прощай начальная школа» и «Прощай школа».
Выпускной бал в 4-м классе и в 11-м классе имеют наличие общих психологических
условий необходимых для успешного проведения бала:
-положительное отношение к балу, а именно заинтересованность учеников,
родителей, педагогов в организации такого праздника по случаю окончания школы;
-хорошее психофизиологическое самочувствие: наличие чувства радости, приятной
возбужденности, связанные с подготовкой к празднику и началом нового этапа в жизни.
- опыт участия в балах.
Основная задача педагогов создать такие условия, чтобы участники бала смогли
выразить свои переживания, свое отношение друг другу, слова благодарности в красивой
форме, в приятной обстановке.
По традиции и в 4-м классе и в 11-м классе выпускной бал начинается с
торжественной церемонии: парада выпускников и педагогов, представления гостей,
награждением ценными подарками и грамотами особо отличившихся ребят, вручением
благодарственных грамот родителям за помощь, оказанную школе.
Торжественность подчеркивает значимость происходящего. Педагоги считают, что в
такие моменты мы ощущаем сопричастность к общему делу. У нас проявляется способность
отозваться на переживания другого человека. Кажется, мы думаем, смотрим, чувствуем как
он.

Танцевально-игровая часть выпускного бала строится так, чтобы в ней принимали
участие все выпускники и педагоги, так взаимоотношения ученик - учитель остаются в
центре внимания.
Кульминация бала - подарок первому учителю. Трогательный и волнующий момент.
Возможность высказать признательность и уважение к учителю в стихах собственного
сочинения, в своих рисунках, музыке, песне, танце.
В финале педагоги объединяют учащихся 4-х классов в сводный хор, чтобы еще раз с
помощью музыки, добрых слов вызвать у ребят и педагогов положительные эмоции по
поводу прощания с первым учителем и начальной школой.
В помощь детям и родителям.
На выпускных балах присутствует большое количество и детей и взрослых. Все
волнуются. Чтобы избежать суеты, нервозности и дать возможность ребятам проявить
самостоятельность, ответственность, во время бала в комнатах, где переодеваются мальчики
и девочки, педагоги вывешивают листок, где есть список танцующих пар, указано, какой
танец кто исполняет, обозначен порядок игр и танцев. Напоминания о правилах поведения на
балу каждая семья получает вместе с пригласительным билетом.
Правила поведения на балу:
 На бал нужно являться не иначе как изящно одетым
 Входить в зал, нужно не торопясь, ровным шагом
 Кавалер приглашает даму изящно ей, поклонившись, делая приглашение в самой
изящной форме
 Ни одна дама не может отказаться танцевать с приглашающим ее кавалером
 Вежливость и учтивость - необходимые условия во время танцев.
Как составляется танцевальная пара.
Составить танцевальную пару на балу дело деликатное, затрагивающее личные
интересы воспитанников. Сначала пары подбираются среди учащихся своего класса (на
уроке хореографии). Так ребята приобретают опыт общения в парах: мальчик – девочка.
Учитывая, что в одном классе больше девочек, а в другом мальчиков, к следующему балу в
пары объединяются обучающиеся из разных классов, прислушиваясь, насколько возможно, к
мнению ребят. Детям об этом сообщается в период подготовки выпускного бала.
Педагоги заметили, если на балу ребенок был аккуратно одет, красиво, с настроением
и легко танцевал, активно принимал участие в играх, то найти ему (ей) новую партнершу
(партнера) несложно.
Конечно, есть воспитанники, которые отказываются танцевать в паре. Это может
быть связано с тем, что ребенок не готов к общению с противоположным полом: или
стеснителен и робок, или груб и невоспитан. А может быть, просто не любит танцевать или
не понравилась девочка (мальчик). Приходится искать выход: заинтересовать, попробовать
убедить, что в жизни надо уметь согласовывать свои движения с движением другого
человека, а для этого нужно потанцевать в паре. Или деликатно настоять, что на занятиях он
должен выполнять требования педагога.
На балу этот ребенок уже самостоятельно решит, кого он пригласит, и будет ли
танцевать. Право выбора – за ребенком, и он обязательно его сделает.
На занятиях педагог объясняет, что если на празднике хозяйка бала попросила Вас
пригласить кого-нибудь из ее гостей на танец, нужно улыбнуться и выполнить просьбу.
Отказаться от приглашения, можно только имея на то вескую причину.
Участие старшеклассников в детских балах.
Участие старшеклассников в празднике пробуждает интерес у младших ребят.
Появляется новая эмоциональная атмосфера. Поведение старшеклассников, их отношение к
происходящему являются определенной ценностью для учащихся младших классов: так
складываются новые отношения, появляется новое в поведении тех и других.

Зал, в котором происходит действие, делится на сектора и закрепляется за
старшеклассниками. В результате, каждому гостью оказано внимание: с ним знакомятся,
приглашают на танец, поднимают настроение шуткой, комплиментом, подарком.
На репетициях со старшеклассниками обсуждаем, как следует поступить, если вдруг
кто-то нагрубит, поведет себя неучтиво по отношению к гостям. Так старшеклассники
вовлекаются в процесс познания правил поведения на балу. Происходит эффект обратной
связи: старшеклассники своим поведением влияют на малышей, а внимание к ним со
стороны малышей помогает старшим тоже изменить что-то в себе в лучшую сторону. В этом
и заключается смысл привлечения к участию в детских балах именно старшеклассников.
Бал 5-6 классов – «Танцевальный марафон»
Обучающиеся представляют разные направления в танцевальной культуре: исторические
танцы, бытовые и спортивные танцы, современные направления танцевальной культуры
(хип-хоп, брейк-данс и т.п.)
Бал для старшеклассников.
Несколько лет подряд подготовка к балу в старшем звене осуществлялась в течение
одного учебного года. Танцевальные занятия организовывались только для учащихся
выпускных 11-х классов.
Организуя выпускные балы, педагоги наблюдали за тем, как ведут себя на балу их
воспитанники. Выпускной бал пусть и становился красивым праздником, но, ребята, которые
были заняты в танцевальной программе, не могли чувствовать себя свободными. Это был их
первый бал, как и для большинства гостей. Можно сказать, что они «отрабатывали один
танец за другим» и только после танца свободно вздыхали и радовались, что все у них
получилось. И как следствие, после бала, почувствовав себя увереннее, у них появлялось
желание повторить бал и испытать еще раз чувство радости, веселья, единства. То, что
молодым людям интересна подобная форма общения и деятельности, доказывает тот факт,
что выпускники-студенты программы приходят на занятия, составляют пару с
обучающимися в лицее или преподавателями и участвуют в балах. Этот растущий интерес
связан с реальной перестройкой представлений о бале, на базе новых ощущений, новых
отношений.
Сейчас в лицее для старшеклассников проводится не менее 3-х балов в течение
учебного года: бал, посвященный Дню Лицея, бал по поводу…, выпускной бал в 9–м и 11-м
классе. Воспитанники программы выезжают на балы в Москву, Санкт-Петербург, являются
участниками проекта: «Бал культур: танцуем вместе». Опыт участия в балах в течение всего
учебного года, позволяет им от бала к балу действовать увереннее и свободнее.
Бал, посвященный Дню лицея.
Он важная часть лицейской жизни. Объединяет участников обучающихся в кружке
бального танца и любительском коллективе бытового бального танца, а так же творческих
личностей лицея: чтецов, музыкантов, вокалистов, танцоров, художников, модельеров и т.д.
Формирует чувство лицейского братства, украшенного единством стремлений, надежд.
Воспитывает любовь, уважение и пробуждение интереса к лицейским традициям. Успешное
проведение бала, заложенные основы танцевальных знаний в начальной школе, помогают
педагогу сформировать новые группы обучающихся в 9-х классах лицея.
Бал в честь всех влюбленных. (Бал по поводу)
Прежде всего, сложность в проведении балов том, что танцующих девушек всегда
больше, чем юношей. В чем сложность в составлении пары среди старшеклассников? Одна
из выпускниц программы увидела проблему в том, что часто одноклассники не замечают
друг у друга таких качеств как женственность и мужественность и выбор партнера, как
правило, связан с оценкой его внешности, и нашла решение: на балу можно выделить
сверстника не только по внешнему виду, но и по поведению, характеру общения. «Мы
спешим в театр, с интересом смотрим исторические фильмы, читаем книги о рыцарях и
принцессах и не устаем восхищаться этим миром. Мы представляем себе огромные залитые
светом залы. Там танцующие дамы, в шикарных платьях, с улыбками на лицах. Рядом их

кавалеры - галантные, парадно одетые. Это так не похоже на окружающую
действительность. И хочется хоть не надолго отвлечься от повседневности, погрузиться в
атмосферу праздника. Осуществить наше желание может, конечно же, только бал. Сосед по
парте оказывается уже не просто одноклассником, а галантным кавалером, прекрасным
рыцарем. Девушка, которую ты встречаешь каждый день, теперь принцесса на этом балу. В
людях открываются новые лучшие качества, счастье отражается в их глазах. Хочется, как
можно дольше сохранить это ощущение чуда и праздника. Бал помогает уйти от
повседневности, сделать мир и себя лучше и счастливее. В этом его главная ценность».
Бал в День святого Валентина, наилучшим способом организует опыт культурных
отношений между юношей и девушкой. А переживание чувства, в особом эмоциональном
состоянии человека: состояние восхищения, надежды, ожидания, удовольствия, делают этот
бал одним из самых романтичных и красивых в году. На бал количество пригласительных
билетов ограниченно. Часть приглашений вручается девушкам и юношам, между которыми
уже существует друг к другу симпатия. Приглашение вручает хозяйка бала одно
приглашение на двоих, подчеркивая, что именно ценно в отношениях молодых людей.
Другая часть распределяется в равном количестве между юношами и девушками еще не
составившими пару, третья часть пригласительных билетов предназначается для родителей и
педагогов (он и она). Таким образом, на балу у всех будет равные возможности, чтобы
принять участие в танцевально-игровой программе. Участие в танцах, конкурсах, аукционах,
играх людей разных поколений, рассматривается, как возможность проявить, прежде всего,
самим истинно мужские и истинно женские качества и замечать, когда это делают другие.
Важно научить ребят строить свое поведение в общение с лицами противоположного пола,
проявлять внимание друг другу, умению выразить свою любовь. Тогда и проблем в их
отношениях будет меньше.
Когда педагог приглашает на бал родителей и классных руководителей он решает еще
одну задачу: сделать их своими союзники, которые будут помогать в работе с учащимися по
пропаганде культуры общения.
Выпускной бал для старшеклассников.
Для выпускного бала заранее готовится программа с выступлениями, устраиваются
корректурные и прогонные репетиции с целью уточнения: порядка прохождения участников
парада выпускников, вручения аттестатов, готовностью танцевальной и концертной
программы.
«Алые паруса».
(Праздник вручения аттестатов за курс основной образовательной школы с
элементами бала).
Парус - символ образа будущего, к которому готовят себя ребята. Замечательную
идею – дать задание обучающимся в 9-х классах на уроке литературы написать минисочинение за 10 минут на тему «Я мечтаю о…» и «превратить» эти сочинения в «Острова
желаний», педагоги нашли в газете «Клубный вестник». Бал проводиться в сюжетно-игровой
форме. Перед началом действия ведущие, представляя гостей, одновременно поясняют, кто
какую роль будет играть на этом балу. Например, директор лицея - капитан корабля,
выпускники - матросы, родители – пассажиры, классные руководители - боцманы,
штурманы, врачи, радисты и т.д. Такой прием позволяет с первых минут снять напряжение,
почувствовать азарт ожидания непредвиденных игровых ситуаций и почувствовать себя
одной командой. Отправляя ребят в путешествие «по островам их желаний» учитывается,
что в этом возрасте юноши склонны подчиняться мнению групп, увереннее чувствуют себя в
компании, легче подаются влиянию сильным личностям, а девушки напротив более
самоуверенны, не страдают от комплекса неполноценности. Поэтому все игровые моменты
рассчитаны на групповое участие с конкретными личностями. Формирует команды из
девушек и юношей психолог лицея, принимая во внимание не только высказывание ребят о
своей мечте, но и отношение к окружающим их людям. В этом ему помогают классные
руководители. Такой прием решает две задачи: облегчает проведение игр и помогает

установить эмоциональные связи между ребятами. Вручение аттестатов не выпадает из
канвы праздника. Абсолютное большинство девятиклассников мечтают о том, чтобы сдать
экзамены и получить аттестат. Поэтому логично, что в конце путешествия все попадают на
«Остров сокровищ», на котором и происходит вручение аттестатов. «Сокровища» - это
знания, которые приобрели ребята за 9 лет обучения в основной образовательной школе.
Несмотря на то, что игра является важным элементом сценария праздника, после его
завершения остается ощущение, что вы побывали на бале. Показательные танцевальные
номера являются красивым дополнением в воображаемом путешествии, придают всему
действию столь желанную праздничность, необычность. Показательный танец с одной
стороны, формирует чувство ответственности, а с другой стороны, в этом возрасте,
возможность танцевать вместе со всеми, вызывает чувство защищенности, которое
положительно влияет на исполнение танца. Педагоги ограничивают или совсем не включают
танцы свободной композиции в программу этого праздника, по причине психологической
зажатости и неспособности проявлять себя на публике большинства девятиклассников.
«Бал Наташи Ростовой»
(условное название, содержание бала находится в стадии разработки.)
Учеба в 10-м классе это небольшой отдых после напряженных экзаменов. У
старшеклассников появляется возможность и желание заняться чем-нибудь, проявить себя.
Педагоги хотят использовать этот момент для подготовки литературно-музыкального бала:
«Бал Наташи Ростовой». Раскрыть значение бала в истории императорского периода России
с помощью творчества поэтов и писателей. Педагоги видят его как театрализованное
представление. Следовательно, часть обучающихся сможет проявить свои способности в
актерском мастерстве, другие - заняться исследовательской работой. Возможно, этот опыт
станет первым шагом в проведении интегрированного занятия «танец в творчестве поэтов и
писателей» (название условное).
«Я. Мещеряков считает, что уроки литературы обладают большими потенциальными
возможностями в воспитании у школьников культуры общения, без которой не может
произойти нравственное развитие школьников. Через такие приемы, как анализ диалогов
героев литературного произведения, выявление через речь эмоциональных состояний
персонажей, анализ непосредственного общения героев произведения, выявление характера
общения, его духовной сущности развивает внимание к особенностям собственного
общения, влияющего на самосознание школьников». (Каптан Т.Н.)
«До свидания лицей».
Танцевальная часть бала.
Танцевальная программа составляется с учетом количества практических занятий и
уровнем танцевальной подготовки.
Каждый танец на балу имеет свой смысл, свой язык. Восстанавливая традиции
прошлого, бал открываем полонезом. Танцем благородства и чести, где каждый жест
кавалера подчеркивал его преклонение перед дамой. Следующий танец менуэт, в России
популярен со времен Петра 1. Один из наиболее изящных и торжественных танцев.
Праздничный, головокружительный ритм вальса подхватывает пары. И этим вдохновением
охвачен весь зал.
Танец полька является символом уходящего детства. В этом танце можно
раскрепоститься и пошалить. Общие танцы сменяются играми, которые объединяют всех
желающих в общий танцевальный круг, помогают создать атмосферу непринужденности.
Выпускной бал – это всегда проявление уважения к педагогам и родителям. Поэтому
из года в год в зале торжественно звучит: «уважаемые родители, уважаемые педагоги Вас
приглашают на танец ваши дети».
Медленный вальс один из предпоследних в танцевальной программе. И теперь уже
родители имеют возможность увидеть и насладиться танцем своих повзрослевших детей.

И завершает бал школьный вальс, объединяющий всех выпускников в круг. Круг
заключает в себе идею движения и воплощает временный цикл, вечный круговорот всего
существующего.
Распорядитель бала.
Успех бала во многом зависит от выбора распорядителя танцев.
Распорядитель должен знать танцы, чтобы в случае необходимости подсказать
нужную фигуру, знать танцевальную музыку, чтобы танцующие начинали танец вовремя.
Распорядитель бала должен обладать организаторскими способностями. Он
размещает пары так, чтобы у них была возможность свободно танцевать или возможность
повторить танец поочередно без остановки и новых перестроений.
Главную задачу распорядителя составляет умение сблизить общество. Его веселость,
изящная любезность, остроумие придает оживление всему балу.
Учитывая выше сказанное, организаторы бала:
-приглашают распорядителя на все генеральные репетиции.
-знакомят распорядителя с его помощницей, обсуждается с ними сценарий бала,
распределяются между ними обязанности, предупреждают о возможных изменениях в
программе бала, уточняют в случае непредвиденной паузы, чем можно еще занять гостей.
- в сценарии, в помощь распорядителю бала хореограф дает пояснения: кто исполняет
танец, построение на начало танца (круг, колонна, линии и т.д.), положение партнеров и пар
в танце относительно друг другу, если есть необходимость, указывается пара, которая
первой начинает танец и откуда он начинается.
- предлагается приблизительный текст и аннотация к танцам.
Иногда распорядителем бала выбирают человека, не умеющим танцевать (и такое
случается), исходя из его хороших актерских дарований, тембра и громкости голоса,
внешних данных, учитывая его умение достойно выходить из любого положения. В этом
случае, помощником распорядителя бала становится еще и хореограф, ответственный за
танцевальную программу.
Аннотированное представление танца на бале.
Оно может быть различным по форме и эта форма должна меняться в зависимости от
характера танца и от цели такой аннотации.
Хорошие результаты приносит прием, когда подчеркивается какая-либо
исключительная особенность танца. Например, если речь идет о вальсе-гавоте, то можно
объявить: «Вальс-гавот или, как говорят французы – балет для двоих», а менуэт представить
как «танец церемонных поклонов». С одной стороны, зритель проявит интерес к танцу и
начнет сравнивать, в чем здесь сходство, а в чем отличие? С другой стороны, для танцующих
это будет тактичным напоминанием о манере исполнения, необходимости соблюдать
позиции рук и красивые позы в этих танцах.
Для того чтобы усилить роль конферанса на эмоциональную сферу присутствующих,
настроить их на определенные отношения, используется наложение стихов на музыку.
Фрагмент сценария выпускного бала в 11-м классе.
Начинает тихо звучать мелодия в ритме вальса. На фоне музыки распорядитель бала
читает стихи:
Сколько лет танцевал,
Но припомни, хоть раз
Маму свою, приглашал ты на вальс?
Пусть сейчас кружит вальс,
Мамин вальс.
На это вальс, пусть вас не удивляет, выпускники приглашают не только мам, но и не
забывают о папах. Всего несколько строк, но они учат детей быть благодарными и не
стесняться проявлять свои чувства к родителям и близким им людям.

Главная ошибка некоторых ведущих бал - это однообразие избираемой формы и
одинаковой метражности каждой аннотации, что ослабевает внимание. Неудачен и другой
прием: чередование в строгой последовательности длинной аннотации и короткой.
Другими словами, артритмичность ведения - одно из главных условий успеха. Об
этом нужно говорить с распорядителем и помощницей бала.
Музыка на балу.
Умело подобранная музыка в значительной степени определяет успех бала. Именно
музыка, ее эмоциональное содержание, определяет общее настроение праздника и помогает
решать поставленные задачи.
Музыкальные произведения создающие общий фон праздника должны быть
приятными для слуха и легки для восприятия. Такая музыка не принуждает, но зовет, не
обременяет, но располагает к размышлениям. И обязательно доставляет эстетическое
наслаждение. На взгляд педагога программы, именно вальс положительно влияет на
энергетику бала. В нем гармонично сочетаются темп, ритм и эмоциональность. Вальс
головокружительный и медленный, жизнерадостный и лиричный становится лидирующей
музыкой на балу.
В подборе музыки педагог ориентируется на построение бала.
Прибытие гостей.
В это время звучит музыка, для которой характерна плавность, пластичность,
непринужденность и раскованность. Такая музыка помогает создать хорошее настроение. И
музыка, которая вводит в тематику бала. Например, «Бал цветов» - это естественные и
изображаемые звуки природы: шелест листвы, пение птиц, журчание ручья, полет
шмеля…Бал «Алые паруса» - крики чаек, гудки теплохода, шум морского прибоя….
Кратковременное восприятие этих звуков в сочетании с гармоничной мелодией также
способствует полному отдыху всего организма и снимает напряжение.
Открытие бала.
Музыка должна настроить на предстоящее действие и передать его характер. Так бал,
посвященный Дню Лицея, открывается, торжественной музыкой, подчеркивающей
значимость происходящего события. Бал, в честь Святого Валентина - таинственной,
загадочной мелодией, настраивающей на романтические отношения. Выпускной бал праздничными фанфарами, с радостью возвещающими о новом этапе в жизни наших
выпускников.
Представление гостей происходит под музыкальные произведения маршеобразной
музыки, которые призваны вселять бодрость. Четкий ритм и строгое постоянство темпа,
способствуют также возбуждению двигательной деятельности, подготавливая гостей бала к
участию в танцевальной программе.
Танцевальная часть.
Музыка подбирается с учетом танцевальной программы бала. В подборе такой
музыки педагог ориентируется не только на темп и ритм, но и на ее эмоциональность, то есть
чувственную основу музыкального произведения. «…Танцевальная музыка должна быть той
поэмой, которая определяет и устанавливает действия танцовщиков…Она должна говорить,
живописать; танец, подражая звукам, будет эхом, повторяющим то, что выскажет музыка»
(Жан Жорж Новер).
Прощание гостей.
Детский бал часто завершается хоровым пением. Думаю, что такой прием вполне
будет уместен и на выпускных балах старшеклассников. И вот почему. К завершению бала,
начинает проявляться усталость и у взрослых и у детей. Песня, должна помочь гостям, еще
раз почувствовать взволнованность, восторг, радость, сплоченность, иными словами, вызвать
всплеск положительных эмоций, вернуться в своих ощущениях на начало праздника, чтобы
еще раз получить удовлетворение от прожитых всеми вместе лет, дней, часов, минут. Песня,
на мой взгляд, как ни какой другой вид искусства выразительно подчеркивает момент
расставания со школой, с друзьями. Воспитывает чувство «плеча».

«Все вокруг, как в классической сказке:
Губы, туфельки, руки и глазки…
Не пойму, что со мною твориться!
Почему же слеза на ресницах?
Не расстаться теперь никогда
Тем, кто на крыльях примчался сюда.
Тем, кого вихрем кружил этот бал.
Кто свое сердце с любовью отдал».
Автор и композитор: Дима Миронов (Санкт - Петербург).
Организация пространства.
Во время подготовки бала педагог работает с художником оформителем. Обсуждает с
ним свои идеи по дизайну помещения.
Вместе с художником-оформителем разрабатывается план - размещения всех
приглашенных на бал, принимая во внимание, что для танцев всегда должно оставаться
достаточно места, что делать приглашение на танец и выходить танцевать, гостям также
должно быть удобно. Поэтому количество приглашений на бал напрямую зависит от размера
танцевального зала и наличия посадочных мест. При распределении мест в зале, обязательно
обозначается место ведущих, место для почетных гостей, для родителей, место для тех, кто
работает с видеокамерой или фотоаппаратом, уголки для отдыха.
Каждый бал требует особого оформления. Художник - оформитель делает наброски,
чтобы понять, как будет выглядеть помещение, в котором будет проходить бал, какие нужны
декорации и предметы. Когда дизайн интерьера согласован и утвержден, он приступает к
изготовлению декораций. В создание интерьера используются работы обучающихся Лицея.
Для этого обращаются к учителю труда, с просьбой выполнить на уроке с ребятами
конкретную работу: например, вырезать, связать, смастерить снежинки, сделать украшение
из цветов и т.п. Или ребят просят во время прогулки собрать листья для украшения зала.
Также в оформление используются работы обучающихся, представленные на конкурс:
фотографии, рисунки, поделки. Так как бал сам по себе очень яркое и эмоциональное
зрелище, в оформление часто используют декорирование легкими, воздушными тканями с
использованием цветовой гаммы, цветочные композиции создающими ощущение изящества
и праздничную обстановку.
Зал освещают таким образом, чтобы были видны все танцоры. Разноцветные
прожектора применяют на показательных номерах, чтобы подчеркнуть характер танца, или
дать представление о том, в какое время дня или года происходит действие.
Бальные игры.
Каждому пришедшему на бал, хочется не только посмотреть на тех, кто танцует, но и
потанцевать самому. Что делать, если вы вдруг не знакомы с танцами, предложенными
организаторами бала?
Участвовать в танцевальных играх! Они построены на простых движениях и легко
усвояемые, не требуют специальных умений, разучиваются на балу.
На наших балах особенно популярными стали такие массовые танцы-игры как
«Кадриль», «Бесконечный галоп», «Вальс дружбы». Они рассчитаны на общение, на
знакомство. Во всяком случае, после того как все прошлись по кругу, уже никто не побоится
пригласить на танец или принять приглашение.
Игры: «Вальс Брумеля», «Вальс с шарфом», «Убегающая шляпа», «Вальс с цветком»
предоставляют возможность продемонстрировать свое умение вальсировать.
В программу бала включается и карельские народные танцевальные игры, например
«Ах, вы сени» и русские народные - «Ручеек».
Международный проект: бал культур танцуем вместе.
Цель проекта:

Создание ценностной системы общения - открытой к диалогу, толерантной,
культурно образованной позволяет расширить границы сотрудничества, в ходе которого
осуществляется самораспределение и самореализация, кто я, чего я хочу, что могу, что мне
надо, как добиться желаемого.
Принимающая сторона:
1.Разрабатывает и оформляет основные документы по проекту (содержание проекта,
обоснование необходимости его осуществления, официальных писем в учреждения и т.п.).
2. Обеспечивает пакетом необходимых документов партнеров по проекту (программа
проекта, программа международного бала, учебный видеофильм, диск с танцевальной
музыкой и пр.).
3. Встречает гостей: представление проектной группы.
4. Проводит официальное открытие: представление участников проекта.
5. Организует культурно-познавательную программу: творческие мастерские,
концерты, экскурсии и т.д.
6. Организует и проводит сводные репетиции перед балом: хореограф-постановщик,
уточнят рисунок танца, вносит коррективы, исправляет возможные ошибки.
7. Разрабатывает содержание танцевальной программы бала: общие танцы,
показательные номера, фуршет.
8. Проводит круглый стол: подведение итогов работы проекта.
Принимающая сторона также решает вопросы, связанные с размещением,
организацией питания участников проекта, обеспечивает в случае необходимости
автотранспортом.
Участники проекта:
1. Готовят визитную карточку - представление своей делегации (выступление 5-10
минут).
2. Изучают танцевальную программу бала (по учебному материалу, подготовленного
хореографами принимающей стороны и записанного на видеопленку).
3. Готовят показательный номер на бал.
4. Принимают участие в подготовке и проведении творческих мастерских.
5. Поддерживают связь с партнерами по проекту.
Таким образом, создается единое культурно-образовательное пространство, которое
не прерывается на протяжении всего периода от бала до бала, направленное на постоянную
работу над самим собой, способствующему нравственному самоусовершенствованию.

Приложение 5
Историческая справка.
Впервые балы появились в России в начале XVII века как одна из забав двора
Лжедмитрия I.
Вернулись они почти через столетие при Петре I, быстро оказали влияние на бытовой
этикет, пластику, костюм и стали одним из важных каналов проникновения в Россию
европейской моды.
На протяжении XVIII века происходит становление двух разных видов бала. «Бал по
поводу» и «регулярный» бал. Первый всегда связан с событием, государственным или
частным, «регулярный бал» мог проходить в частных домах и быть личной инициативой
того или иного вельможи.
С самого начала бал снижал сословную дистанцию и делал минимальные
внутрисоловные различия. При Петре I на балу встречались не только дворяне, но и купцы,
торговцы, мастера – ситуация в обычной жизни невозможная.
В послепетровское время балы стали проходить в разных слоях общества и
выстроились в иерархическую систему российского государства.
Не удивительно потому, что подготовке бала уделяли очень большое внимание. К
каждому из них шилось новое платье, либо радикально обновлялось то, что имелось в
гардеробе. Самый большой труд был связан с освоением танцевальной лексики.
Наше представление о бале как о массе синхронно танцующих пар справедливо, но
лишь по отношению ко второй половине XIX века. Почти полтора столетия бал представлял
поле демонстрации индивидуальных танцевальных навыков. Каждый член общества готовил
к бальному сезону свою особую танцевальную фигуру. Исключение составляло начало и
конец праздника: полонез, завершающий котильон или галоп. Примечательно также, что сам
бал на протяжении XVIII века представляется скорее фрагментом культуры письменной,
чем устной.
Приглашения присылались, как минимум за неделю и в них наряду с костюмом
фиксировалась, последовательность танцев – своего рода программа бала. На всех видных
местах в большом зале вывешивался регламент бала.
Бал для рассматриваемого периода был не просто танец, а церемониал, имевший
особый язык, апеллировавший к письменной культуре, и подчеркнуто ориентированный на
зрелищность. Он имел своего «распорядителя бала», который оповещал танцующих о
названиях танца, напоминал об основных па, указывал направление движения.
Особо отметим специфические функции бала в России. С одной стороны он
утверждал себя как одна из просветительских форм. Особенно это видно на примере
маскарадных балов.
Бал – маскарад всегда тематически был связан с сюжетом из древней истории, либо с
игрой в народные обычаи и танцы. Каждый участник должен был не только сшить костюм в
определенных традициях, но и показать какой-либо из распространенных у этого народов
танцев.
Для постижения «танцевальной науки» аристократия вынуждена была знакомиться с
различными видами искусства: музыкой – чтобы лучше чувствовать характер танца и точно
попадать в «каданс»; изобразительным искусством – чтобы представлять себе как выглядят
благородные позы; фехтованием – считалось, что оно способствует согласованности
движений головы, корпуса, рук и ног.
Декретированный Петром I бальный церемониал изменил статус женщины – сделав
ее эпицентром театрализованного зрелища; поставив мужчину в зависимость от женщины.
Она обрела статус «хозяйки» бала. Успех Дамы на балу зависел от умения поддерживать
разговор. «Хочу показать дочери Европу. Не все же болтать о Тверском бульваре и
Кузнечном мосте».

Элементы бального этикета в виде приветствия, пластических норм поведения,
различных компонентов общения постепенно входят в обиход, преобразуя не только
большие церемониальные балы, но и частные домашние вечера.
Он в большей мере становится местом общения. Игры и развлечения как контекстные
формы для собственно танцевальной части бала XVIII века входят вовнутрь танца,
становятся их составной частью.
Бал до середины XIX века не имел статус увеселения. Балы и маскарады были
приравнены к собраниям. Иными словами балы рассматривалась как форма
предназначенная, прежде всего для общения.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».