РП Я ПОЗНАЮ СЕБЯ

МОУ «Лицей № 1»
Принята на научно-методическом
совете протокол №1 от 28.08.2024

УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ «Лицей №1»
_____________ Гуденко А.В.
Август 2024 г.

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
МОУ «ЛИЦЕЙ №1»

Рабочая программа курса
внеурочной деятельности
Я ПОЗНАЮ СЕБЯ
социального направления
Возраст обучающихся – 11-14 лет
Срок реализации программы – 1 год
Составитель программы:
Честнова Т.В.,
Педагог-психолог
_____________
Программа прошла экспертизу
Руководитель кафедры _____________/___________
______________201_ г.

Пояснительная записка
Актуальность программы:
Время требует, чтобы современная школа формировала компетентную личность,
способную к саморазвитию и профессиональному самоопределению, готовую к
максимальной профессиональной мобильности, а значит, конкурентоспособную на
рынке труда. В этой связи профориентационная работа в школе заключается не
только в нацеленности на выбор конкретной профессии каждым школьником, но и
на выявление и развитие способностей, интересов, склонностей, формирование
универсальных качеств у учащихся, помогающих осуществлять сознательный,
самостоятельный профессиональный выбор. Предлагаемая рабочая программа
учитывает особенности формирования психологических свойств школьников
данного возраста. Структура и содержание программы отражает позицию Г.В.
Резапкиной по особенностям профориентационной работы в основной ступени
школы. В частности еѐ взгляд на то, что акцент в содержании профориентационной
деятельности с учащимися необходимо делать на выявление и развитие
способностей и интересов школьников, на организацию самопознания и развитие
личностных качеств. По мнению Г. Резапкиной, «правильный выбор профессии –
это выбор с учетом своих реальных возможностей и ограничений, своих интересов,
склонностей и способностей». Профориентационная работа с учащимися школьного
возраста направлена на развитие у школьников личностного смысла в приобретении
познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;
представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа
«Я»).
В основной школе к воспитанию и просвещению, которые использовались в
начальной школе, добавляется диагностика– изучение личности школьника в целях
профориентации. В процессе психолого-педагогической диагностики школьники
смогут изучить свои личностные особенности: способности, склонности, мотивы,
профессиональные предпочтения. Это позволит школьникам осмыслить и овладеть
набором универсальных учебных действий, жизненно и профессионально важных
качеств – интеллектуальных, физических, личностных - и попытаться найти ответы
на важные вопросы: кем хочу стать?; чего хочу достичь?; каким хочу быть?
Направление программы: социальное направление
Адресат программы: Программа курса ВНД «Я познаю себя» рассчитана на
обучающихся 6-7 классов.
Цель программы: сформировать у учащихся 6-7 классов навыки самопознания,
саморазвития, подготовки к выбору, соответствующему способностям и
возможностям школьника.

Задачи программы:
1. Способствовать формированию у учащихся потребности в профессиональном
самоопределении в соответствии с интересами, способностями и возможностями
личности.
2. Расширить представления школьников о профессиях, содержании
профессиональной деятельности и требованиях различных профессий к личностным
качествам.
3. Научить учащихся анализировать свои возможности и способности, оценивать
качества личности и соотносить их с требованиями, предъявляемыми той или иной
профессией.
4. Способствовать формированию начальных навыков самостоятельного и
осознанного принятия решения в построении дальнейшего образовательного
маршрута.
5. Оказать психолого-педагогическую помощь учащимся в самопознании,
формировании образа «Я»
Формы и методы работы:
- профориентационная игра;
- диагностика личностных качеств, профессиональных интересов и склонностей,
отношения к своему будущему;
- групповые занятия с элементами тренинга;
- анкетирование;
- работа с метафорическими картами
Содержание программы:
Программа профориентационного курса с учащимися 6 - 7 классов составлена на
основе системы классных часов, предложенных Г. Резапкиной, дополнена
профориентационной игрой. В ней учтены возрастные особенности учащихся
данного возраста, предусмотрена преемственность в содержании, формах и методах
профориентационной работы в начальной и основной ступенях.
Программа обеспечивает обязательный минимум профориентационной работы со
школьниками данной возрастной группы.
Программа для 6 класса состоит из 3-х занятий:
1. Кто я?
Упражнения, используемые на тренинговом занятии, способствуют развитию
способности оценивать самого себя, психические характеристики личности.
2. Мои задатки, склонности и интересы
Проводится диагностика личностных качеств, профессиональных интересов,
склонностей, способностей к различным видам деятельности. Этим самым
активизируется процесс профессионального самоопределения.

3. Профориентационная игра «Своя игра»
Игра позволит учащимся продемонстрировать знания в области известных
профессий, расширить представления о возможностях, способствует развитию
навыков работе в команде.
Проводится анкетирование, которое выявляет результативность освоения
школьниками данной программы.
Программа для 7 класса состоит из 3-х занятий:
1. Мои мечты, возможности и цели.
Проводится диагностика профессиональных интересов, склонностей к различным
видам деятельности, отношения к своему будущему. Этим самым активизируется
процесс профессионального самоопределения.
2. Мои эмоции.
Упражнения, используемые на тренинговом занятии, способствуют формированию
представлений о взаимосвязи эмоций и характера человека, умения распознавать
эмоции, осознанию связи эмоций с телом.
3. Профессии и действия
С помощью метафорических карт «Профессии и действия» выявляются
профессиональные предпочтения детей, мотивация к какой-либо деятельности,
предрасположенности, выражающиеся в ценностных ориентациях к определенным
типам профессий. Работа с МАК картами повышает уровень осознания того или
иного выбора. Этим самым активизируется процесс профессионального
самоопределения.
Проводится анкетирование, которое выявляет результативность освоения
школьниками данной программы.
Планируемые результаты освоения программы:
Личностные результаты:
 активизация личностной позиции учащихся в ситуации профессионального
выбора;
 повышение осознанности выбора будущей профессии и возможностей
реализации собственных жизненных планов;

 формирование (развитие) у учащихся навыков рефлексии, в том числе
навыков анализа своих интересов, способностей, возможностей, анализа
собственного опыта познания.
Метапредметные результаты:
 формирование умения продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе
совместной деятельности;
 формирование готовности и способности к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных
источниках

информации,

критически

оценивать

и

интерпретировать

информацию, получаемую из различных источников;
 развитие умения понимать, различать собственные эмоции.
Форма контроля:
Результативность освоения школьниками данной программы определяется при
помощи рефлексии, которая проводится посредством индивидуального письменного
опроса учащихся.
Рефлексия является своеобразным показателем активности ученика в его
осмыслении полученной информации о профессиях, о себе. Цель рефлексии: вопервых, зафиксировать результат освоения программы; во-вторых, получить опыт
самоанализа, самооценки и корректирования своего развития, путем выявления
области незнания и поиска необходимого знания. Рефлексия является своеобразным
показателем саморазвития ученика в подростковом возрасте, способствует
формированию и развитию новых способов самовыражения учащихся.
Учащимся предлагается заполнить анкету (Приложение 1 и Приложение 2)
Описание места программы в учебном плане:
Программа входит в область внеурочной деятельности для учащихся 6-х и 7-х
классов и реализуется в параллели 6-х классов (всего 6 классов) и параллели 7-х
классов (всего 5 классов). Включает в себя по 3 занятия в каждом классе в
соответствии с возрастом, продолжительность каждого из которых 2 урока.
Периодичность занятий – 1 раз в неделю.
Тематическое планирование в 6 классе:
№ Тема
1

Кто я?

Количество часов Содержание
2

1. Приветствие.
Представление

Форма
работы
Занятие с
элементами

3

Мои задатки,
склонности и
интересы.

2

Профориентационная 2
игра «Своя игра»

2

ведущего.
тренинга
Информирование о
целях программы.
2. Упражнение «
Меня зовут…»
3. Упражнение «2
правды, одна
неправда»
4. Методика «Кто
Я?»
5. Упражнение «Мой
герб»
6. Упражнение
«Сегодня я……»
1. Игра-разминка
Диагностика
«Никто не знает, что
я…»
2. Диагностика
(Карта интересов,
Матрица выбора
профессии)
3. Упражнение
«Сегодня я……»
1.
Игра
Профориентационная
игра «Своя игра»
2. Упражнение
«Сегодня я……»
3. Рефлексия (анкета
обратной связи)

Тематическое планирование в 7 классе:
№ Тема
1

Количество Содержание
Форма
часов
работы
Мои мечты,
2
1. Приветствие. Представление Диагностика
возможности и
ведущего. Информирование о
цели
целях программы.
2. Упражнение « Меня зовут…»
3. Диагностика (Карта
интересов, Матрица выбора
профессии)
4. Рисуночная методика «Мое
будущее»
5. Упражнение «Сегодня я……»

3

Мои эмоции

2

2

Профессии и
действия

2

1. Игра-разминка «Никто не
знает, что я…»
2. Упражнение «Ваши эмоции»
3. Упражнение «Карта эмоций»
4. Упражнение «На что похожа
эмоция»
5. Упражнение «Эмоции в
голосе»
6. Упражнение «Сегодня я……»
1. Игра «5 карт»
2. Упражнение «Что делают…»
3. Упражнение-игра «Найди
общее»
4. Упражнение «Сегодня я……»
5. Рефлексия (анкета обратной
связи)

Занятие с
элементами
тренинга

Работа с
МАК
картами

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:
1. Бедов, А. Профессиональное самоопределение в проектной деятельности /
Александр Бедов // Народное образование. - 2009 - №2. - С. 202-207.
2. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения./ Е.А. Климов. М.: изд. центр «Academia», 2007
3. Пряжникова, Е.Ю. Профориентация : учеб. пособие для студ. высш. учеб.
заведений / Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников. – 4-е изд., стер. - М.: изд. центр
«Aкaдeмия», 2008 – 496с.
4. Резапкина, Г.В. Правильные выбор профессии : система классных часов для
учащихся 5-9-х классов // Спутник классного руководителя. - 2011 - №№ 2,3,4.
5. Резапкина, Г.В. Профориентационная работа в школе (практикум для педагогов и
родителей) /Библиотека журнала «Директор школы», № 5, 2011
6. Резапкина, Г.В. Как помочь детям найти свое место в жизни. Стратегии
воспитательной работы в школе, М. ФИРО, 2013
7. Резапкина, Г.В. Готовимся к родительскому собранию. Родителям о
самоопределении детей и подростков. Вестник практической психологии
образования, №№1-3, 2012
8. Субочева, И.Н. Новые формы профориентационной работы в школе // Справочник
заместителя директора школы. – 2009 - №5. - С. 39-41
9. Телепенко, Ю.А. Организация предпрофильной подготовки учащихся с первой
ступени обучения // Справочник заместителя директора школы. - 2008 - №11 - С. 3840
10. Методика «Кто Я?» (М. Кун, Т. Макпартленд, в модификации Т.В. Румянцевой),
рисуночная методика « Моё будущее» ( Бехтер А.А., Алферова Н.И.)
11. Методика «Матрица выбора профессии» (Г.В. Резапкина), Карта интересов ( для
6 и 7 классов), диагностические бланки
12. Набор метафорических карт «Профессии и действия»
13. Карточки с фразами к упражнению «Эмоции в голосе», шаблоны с изображением
силуэтов мальчика и девочки для упражнения «Карта эмоций»

14. Анкеты обратной связи (Приложение 1 и Приложение 2)
15. Доска, маркеры, ручки, листы А4, список вопросов и призы для игр
Приложение 1
Анкета для шестиклассников
1. Занятия мне понравились (не понравились) потому, что
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
2. Самым интересным было занятие (отметить)
1) Кто я?
2) Мои задатки, склонности и интересы.
3) Профориентационная игра.
3. Я узнал новое:
о профессиях_____________________________________________________________
________________________________________________________________________
о моих возможностях______________________________________________________
________________________________________________________________________
4. Ещё я хотел бы узнать о
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
5. Мне пригодятся знания (указать, какие)
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________

Приложение 2
Анкета для семиклассников.
1. Занятия мне понравились (не понравились) потому, что
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
2. Самым интересным, на мой взгляд, было занятие (отметить)
1) Мои мечты, возможности и цели.
2) Мои эмоции
3) Работа с метафорическими картами
3. Я узнал новое:
о профессиях_____________________________________________________________
________________________________________________________________________
о моих возможностях______________________________________________________
________________________________________________________________________
4. Ещё я хотел бы узнать о
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
5. Мне пригодятся полученные знания о (указать, в какой ситуации пригодятся
полученные знания)_______________________________________________________
________________________________________________________________________
6. Если бы я еще раз участвовал в занятиях, то я бы предложил следующее
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
7. Помогли тебе занятия в подготовке к выбору будущей профессии? (да, нет, не
знаю). Почему?___________________________________________________________
________________________________________________________________________
8. Помогли тебе занятия в понимании своих интересов, способностей? (да, нет, не
знаю). Почему?___________________________________________________________
________________________________________________________________________


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».