МОУ «Лицей № 1»
Принята на научно-методическом
совете протокол №1 от 28.08.2024
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ «Лицей №1»
_____________ Гуденко А.В.
август, 2024 г.
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
МОУ «ЛИЦЕЙ №1»
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
ИНФОРМАТИКА
общеинтеллектуального направления
Возраст обучающихся – 10-11 лет
Срок реализации программы – 1 год
Составитель программы:
Медведева О.Н.,
педагог
дополнительного образования
_____________
Программа прошла экспертизу
Руководитель кафедры _____________/___________
______________2024г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности по «Информатике» предназначена для
пятиклассников, направлена на формирование навыка работы на компьютере в разных
средах и приложениях. Направление программы общеинтеллектуальное.
Занятия проводятся регулярно 1 час в неделю.
Обучение информатике и ИКТ в 5 классе является наиболее благоприятным
этапом для формирования инструментальных личностных ресурсов, благодаря чему он
может стать ключевым плацдармом всего школьного образования, для формирования
метапредметных образовательных результатов – освоенных обучающимися на базе
одного, нескольких или всех учебных предметов способов деятельности, применимых
как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Цель программы - формирование необходимых для успешной жизни в
меняющемся мире универсальных учебных действий (универсальных компетентностей)
на основе средств и методов информатики и информационных технологий, в том числе
овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно
планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную
деятельность, представлять и оценивать её результаты.
Задачи
сформировать у обучающихся знания о цифровой грамотности;
сформировать у обучающихся знания о теоретических основах компьютерных наук,
включая основы теоретической информатики и практического программирования;
развивать базовые знания об информационных технологиях как необходимом
инструменте практически любой деятельности и одного из наиболее значимых
технологических достижений современной цивилизации.
2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Правила гигиены и безопасности при работе с компьютерами, мобильными
устройствами и другими элементами цифрового окружения.
Компьютер — универсальное вычислительное устройство, работающее по программе.
Мобильные устройства. Основные компоненты персональных компьютеров и
мобильных устройств. Процессор. Оперативная и долговременная память. Устройства
ввода и вывода.
Программы для компьютеров. Пользователи и программисты. Прикладные программы
(приложения), системное программное обеспечение (операционные системы). Запуск и
завершение работы программы (приложения). Имя файла (папки, каталога).
Сеть Интернет. Веб-страница, веб-сайт. Браузер. Поиск информации на веб-странице.
Поисковые системы. Поиск информации по ключевым словам и по изображению.
Достоверность информации, полученной из Интернета.
Правила безопасного поведения в Интернете.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ
Информация в жизни человека. Способы восприятия информации человеком. Роль
зрения в получении человеком информации. Компьютерное зрение.
Действия с информацией. Кодирование информации. Данные — записанная
(зафиксированная) информация, которая может быть обработана автоматизированной
системой.
Искусственный интеллект и его роль в жизни человека.
АЛГОРИТМИЗАЦИЯ И ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ
Понятие алгоритма. Исполнители алгоритмов. Линейные алгоритмы. Циклические
алгоритмы.
Составление программ для управления исполнителем в среде блочного или текстового
программирования.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Графический редактор
Графический редактор. Растровые рисунки. Пиксель. Использование графических
примитивов. Операции с фрагментами изображения: выделение, копирование, поворот,
отражение.
Текстовый редактор. Правила набора текста
Текстовый процессор. Редактирование текста. Проверка правописания. Расстановка
переносов. Свойства символов. Шрифт Типы шрифтов (рубленые, с засечками,
моноширинные). Полужирное и курсивное начертание. Свойства абзацев: границы,
абзацный отступ, интервал, выравнивание. Вставка изображений в текстовые
документы. Обтекание изображений текстом. Компьютерные презентации. Слайд.
Добавление на слайд текста и изображений. Работа с несколькими слайдами.
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
После прохождение курса обучающиеся должны знать:
компоненты персональных компьютеров и мобильных устройств, объяснять их
назначение;
содержание понятий «операционная система», «файл»;
прикладные программы (приложения);
После прохождение курса обучающиеся должны обучающиеся должны уметь:
соблюдать правила гигиены и безопасности при работе с компьютером и
другими элементами цифрового окружения; иметь представление о правилах
безопасного поведения в Интернете;
называть основные компоненты персональных компьютеров и мобильных
устройств, объяснять их назначение;
искать информацию в Интернете (в том числе по ключевым словам, по
изображению); критически относиться к найденной информации, осознавая опасность
для личности и общества распространения вредоносной информации;
запускать прикладные программы (приложения) и завершать их работу;
составлять программы для управления исполнителем в среде блочного или
текстового программирования с использованием последовательного выполнения
операций и циклов;
создавать, редактировать, форматировать и сохранять текстовые документы;
знать правила набора текстов; использовать автоматическую проверку правописания;
устанавливать свойства отдельных символов, слов и абзацев; иллюстрировать
документы с помощью изображений;
создавать и редактировать растровые изображения; использовать инструменты
графического редактора для выполнения операций с фрагментами изображения.
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
N Тема
п/п
Кол- Программное содержание
во
часов
Формы
работы/характеристика
видов
деятельности
обучающихся
1
Цифровая
грамотность
12
Правила
гигиены
и
безопасности при работе с
компьютерами, мобильными
устройствами
и
другими
элементами
цифрового
окружения. Компьютер —
универсальное
вычислительное устройство,
работающее по программе.
Сеть Интернет. Веб-страница,
веб-сайт.
Браузер.
Поиск
информации на веб-странице.
Поисковые системы. Поиск
информации по выбранным
ключевым
словам
и
по
изображению. Достоверность
информации, полученной из
Интернета.
Правила
безопасного
поведения
в
Интернете.
Процесс
аутентификации.
Виды
аутентификации
(аутентификация
по паролям, аутентификация с
помощью
SMS,
биометрическая
аутентификация
Практическая работа №1
«Вспоминаем клавиатуру».
Практическая работа №2
«Вспоминаем
приёмы
управления компьютером».
Практическая работа №3
«Создаём
и
сохраняем
файлы».
Практическая работа №4
«Работаем с электронной
почтой»
2
Теоретические
основы
информатики
7
Информация в жизни человека.
Способы
восприятия
информации человеком. Роль
зрения в получении человеком
информации.
Компьютерное
зрение.
Действия
с
информацией.
Кодирование
информации.
Данные
—
записанная (зафиксированная)
информация, которая может
быть
обработана
автоматизированной системой.
Искусственный
интеллект и его роль в жизни
человека.
Практическая работа №5
«Вводим текст».
Практическая работа №6
«Редактируем текст».
Практическая работа №7
«Работаем с фрагментами
текста».
Практическая работа №8
«Форматируем текст(1,2)».
Практическая работа №8
«Форматируем текст(3)».
3
Алгоритмизаци 6
я и основы
программирова
ния
Понятие
алгоритма.
Исполнители
алгоритмов.
Линейные
алгоритмы.
Циклические
алгоритмы.
Составление программ для
управления исполнителем в
среде
блочного
или
текстового программирования.
Практическая работа №9
«Изучаем
инструменты
графического редактора».
Практическая работа №10
«Работаем с графическими
фрагментами».
Практическая работа №11
«Планируем
работу
в
графическом редакторе».
Практическая работа №12
«Выполняем вычисления с
помощью
программы
Калькулятор»
4
Информационн 10
ые технологии
Графический
редактор.
Растровые рисунки. Пиксель.
Использование
графических
примитивов.
Операции
с
фрагментами
изображения:
выделение,
копирование,
поворот, отражение. Текстовый
редактор. Правила набора
текста. Текстовый процессор.
Редактирование
текста.
Проверка
правописания.
Расстановка
переносов.
Свойства
символов.
Шрифт. Свойства абзацев:
границы, абзацный отступ,
интервал,
выравнивание.
Вставка
изображений
в
текстовые
документы.
Обтекание
изображений
текстом.
Компьютерные
презентации.
Слайд.
Добавление на слайд текста и
изображений.
Работа
с
несколькими слайдами.
Мини-проект
«Морские
обитатели»
Мини-проект «Догонялка-1»
Мини-проект «Догонялка-2»
Мини-проект «Поймай мяч»
Мини-проект
«Собери
урожай»
Мини-проект
«Геометрический орнамент»
Задачи о переправах. Минипроект «Переправа»
Планирование работы
Практическая работа №18
«Создаем слайд-шоу».
Итоговое
тестирование.
Мини-проект «Дополненная
реальность»
Итого
35 ч.
5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
ФОРМЫ И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
игровая деятельность
познавательная деятельность
проблемно-ценностное общение
социальное творчество
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Коммуникативные образовательные технологии.
Технология коллективной творческой деятельности.
Технология коллективного совместного обучения.
Игровые технологии.
Здоровьесберегающие технологии.
Социально-педагогические и психолого-педагогические технологии.
Информационно-коммуникационные технологии.
ВИДЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Практические работы
Мини-проект
КРИТЕРИИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Выполнение программы в полном объеме, согласно тематическому планированию.
Выполнение практической работы.
Выполнение мини-проектов.