МОУ «Лицей № 1»
Принята на научно-методическом
совете протокол №1 от 28.08.2024
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ «Лицей №1»
_____________ Гуденко А.В.
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
Август 2024 г.
МОУ «ЛИЦЕЙ №1»
Рабочая программа курса
внеурочной деятельности
ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ
Возраст обучающихся – 12-16 лет
Срок реализации программы – 4 года (6 - 9 классы)
Составитель программы:
Хаанпея АМ,
педагог дополнительного образования
_____________
Программа прошла экспертизу
Руководитель кафедры _____________/___________
______________201_ г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «История в лицах» (далее –
программа) для 6 - 9-х классов составлена на основе положений и требований к
результатам освоения основной образовательной программы, представленных в
федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования
(далее – ФГОС СОО), утвержденного приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 12 августа 2022 г. № 732, приказом Министерства образования и науки РФ
от 17.05.2012 г. № 413 (с изменениями от 29 декабря 2014 г. № 1644), а также с учетом
федеральной рабочей программы воспитания, Концепции преподавания учебного курса
«История России» в образовательных организациях, реализующих основные
общеобразовательные программы (утверждена решением Коллегии Министерства
просвещения Российской Федерации, протокол от 23 октября 2020 г.)
При разработке программы использовались также следующие нормативные
документы:
1. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении
Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных
российских духовно-нравственных ценностей»;
2.Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. Указ Президента
Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности
Российской Федерации».
Актуальность курса
Актуальность курса внеурочной деятельности обусловлена необходимостью
формирования целостного представления о различных этапах становления и развития
российской государственности, актуализации знаний по истории России от Древней Руси
до современности. Создание курса продиктовано высокими требованиями современного
российского общества к качеству исторического образования, возросшим интересом к
событиям отечественной истории. Новая геополитическая ситуация предполагает, что
наряду с воспитанием патриотизма у обучающихся особое внимание следует уделить
формированию мировоззренческой позиции, дать четкое понимание того, какую миссию в
мире несла и продолжает нести Россия.
Особое место в программе курса занимают темы, где отражена роль православной церкви
и других конфессий в истории страны. Также впервые рассматриваются темы зарождения
и развития русофобии, раскрываются причины и этапы формирования антироссийских
взглядов на Украине. Преподавание курса основано на знаниях, полученных
обучающимися в ходе изучения учебного предмета «История», и будет способствовать
дополнению, обобщению и осмыслению знаний, полученных на уроках истории.
Цель курса
Курс имеет историко-просветительскую цель, способствует формированию у
обучающихся готовности к защите исторической правды и сохранению исторической
памяти, противодействию фальсификации исторических фактов.
Основные задачи курса:
дать дополнительные знания по истории Отечества при особом внимании к месту и
роли России во всемирно-историческом процессе как самобытной цивилизации;
расширить знания обучающихся в процессе изучения дополнительных
исторических источников с целью противодействия попыткам фальсификации
истории;
способствовать развитию и воспитанию личности, способной к гражданской,
этнонациональной, культурной самоидентификации и определению своих
ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта государства;
показать достижения предшествующих поколений, их вклад в экономическое,
социальное, культурное и духовное развитие России; подчеркнуть историческую
роль христианства, ислама, буддизма, иудаизма в формировании традиционных
ценностей народов России;
содействовать формированию интереса обучающихся к материальным,
культурным и духовным ценностям предыдущих поколений;
сформировать способность интегрировать знания из курса истории, литературы,
обществознания, географии в целостную картину прошлого и настоящего России;
способствовать осознанному единству с народом России как источником власти и
субъектом тысячелетней российской государственности;
формировать навык распознавания, понимания и анализа характерных для
российской идентичности образов, культурных форм, символов и сюжетов при
знакомстве с памятниками культуры;
на примере исторических личностей сформировать понимание важности
ответственного служения своему народу и государству;
способствовать расширению знаний обучающихся о региональной истории, об
известных людях родного края;
привлечь внимание обучающихся к проектной и исследовательской деятельности.
Место курса
Программа курса рассчитана на 140 часов, по 35 часов на 6, 7,8, 9е классы, которые
могут быть реализованы в течение одного года.
Материалы курса возможно использовать при подготовке индивидуального проекта в
классах гуманитарного профиля. В этом случае они могут лечь в основу исследований
обучающихся, помочь им в выборе темы.
Взаимосвязь с федеральной рабочей программой воспитания
Программа курса разработана с учетом рекомендаций федеральной рабочей
программы воспитания, что позволяет на практике соединить обучение и воспитательную
деятельность педагога, ориентировать ее не только на интеллектуальное, но и на
нравственное, социальное развитие обучающегося. Курс носит гражданскопатриотическую и историко-культурную направленность, что позволяет отразить такие
целевые ориентиры результатов воспитания, как:
осознанное выражение российской гражданской идентичности в поликультурном,
многонациональном и многоконфессиональном российском обществе, мировом
сообществе;
осознанное единство с народом России как источником власти и субъектом
тысячелетней российской государственности, с Российским государством,
ответственность за его развитие в настоящем и будущем на основе исторического
просвещения, сформированного российского национального исторического
сознания;
способность к сохранению и защите исторической правды;
приверженность традиционным духовно-нравственным ценностям, культуре
народов России с учетом мировоззренческого, национального, конфессионального
самоопределения.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
При проведении занятий по курсу внеурочной деятельности предусмотрены
следующие формы их организации: беседы, дискуссии, виртуальные экскурсии и др.
«Откуда есть пошла земля Русская» (8 часов)
Род Рюриковичей. Торговые пути через Восточно-Европейскую равнину, их влияние на
формирование древнерусской государственности. Значение Ладоги и Новгорода. Древний
Киев – мать городов русских. Походы русских князей на Царьград и русско-византийское
взаимодействие. Крещение Руси: причины, ход, последствия. Значение кирилло-
мефодиевской традиции для русской культуры. Образ Древней Руси в «Повести
временных лет».
Призыв к единству. Нашествие монголов с Востока, натиск с Запада (8 часов)
Нарастание политической раздробленности на Руси и ее причины. Борьба князей за власть
и «отчины». Владимир Мономах. Курс Андрея Боголюбского на укрепление
единодержавия и его культурная политика. Идея единства Руси в «Слове о полку
Игореве» и «Слове о погибели Русской земли». Установление ордынского владычества на
Руси.
Русь – щит Европы. Александр Невский как спаситель Руси. Многовекторная
политика князя (9 часов)
Жизнь Александра Невского. Наступление западных соседей Руси и духовно-рыцарских
орденов. Его отражение: Невская битва и Ледовое побоище. Внешнеполитическая
программа Александра Невского и его церковная политика. Деятельность митрополита
Киевского Кирилла II. Наследие Александра Невского – великая Россия. Исторический
выбор Даниила Галицкого и его последствия для Галицкой Руси.
Собиратели земель Русских (8 часов)
Процесс объединения русских земель вокруг Москвы. Укрепление власти московских
князей. Иван Калита. Борьба с Великим княжеством Литовским. Сергий Радонежский,
Митрополит Алексий и Дмитрий Донской. Куликовская битва. Монастырское освоение
северной Руси. Василий II Темный и отвержение Флорентийской унии. Иван III.
Присоединение Великого Новгорода. Брак с Софией Палеолог. Стояние на Угре.
Завершение объединения русских земель и начало борьбы за возвращение русских земель
от Литвы.
Итоговые занятия. Проектная конференция (2 часа)
7 класс:
Иван Грозный и его эпоха (7 часов)
Венчание Ивана Грозного на царство. Стоглавый собор. Составление сборника «Великие
Четьи-Минеи». Шатровое зодчество – церковь Вознесения в Коломенском и собор
Василия Блаженного, их символика. Присоединение Поволжья. Полемика Ивана Грозного
и Андрея Курбского о границах царской власти. Ливонская война и ее последствия для
отношений России и Европы. Учреждение Московского патриаршества при Федоре
Иоанновиче и патриархе Иове. Двуглавый орел.
Символы и идеология Российского царства (8 часов)
Государственная титулатура и символика. Символика двуглавого орла и всадниказмееборца. Титул «государь всея Руси». Развитие великокняжеского и царского титула в
XV–XVII вв. Сакрализация великокняжеской власти. Символика Московского Кремля.
Символы царской власти: Шапка Мономаха и другие. Формирование государственной
идеологии: «Сказание о князьях Владимирских». Учение о Москве как третьем Риме и его
отражение в государственных документах.
Смутное время и его преодоление (9 часов)
Династический кризис и причины Смутного времени. Правление Бориса Годунова.
Подрыв представлений о сакральности власти. Лжедмитрий I. Гражданская война при
Василии Шуйском. Польско-литовское вторжение. Семибоярщина. Призыв православной
церкви и патриарха Гермогена к спасению Руси. К. Минин и Д. М. Пожарский.
Восстановление царской власти, избрание Михаила Романова на царство.
«Волим под царя Восточного, Православного» (9 часов)
Положение западнорусских земель под властью Речи Посполитой. Политика полонизации
и ее опасность для национальной и религиозной идентичности населения западной и
южной Руси. Запорожское казачество под руководством Богдана Хмельницкого. Земский
собор 1653 г. и Переяславская Рада 1654 г. Война России с Польшей и Швецией. Измена
гетмана Выговского и преодоление ее последствий. Андрусовское перемирие. «Вечный
мир», выкуп Киева у Речи Посполитой и окончательное воссоединение Левобережной
Украины с Россией.
Итоговые занятия. Проектная конференция (2 часа)
8 класс:
Петр Великий. Строитель великой империи (9 часов)
Азовские походы. Северная война. Перестройка армии. Предательство Мазепы и
Полтавская битва. Петр Великий – реформатор: историческое значение его деятельности.
Преобразование страны в ходе социально-экономических и политических реформ.
Значение провозглашения России империей в 1721 г. Российская империя как одно из
ведущих государств мира.
«Отторженная возвратих» (8 часов)
Россия при Екатерине II. Русско-турецкая война 1768–1774 гг. Деятельность князя Г. А.
Потемкина. Упразднение Запорожской Сечи. Присоединение Крыма к России. Освоение
земель Новороссии, переселенческая политика при Екатерине II. Строительство
Севастополя как базы Черноморского флота.
Русские географические открытия XVI–XVIII вв. (8 часов)
Освоение русского Севера и роль в нем монастырей. Первые походы русских за Урал.
Поход Ермака и вхождение Сибири в состав России. Взаимодействие России с коренными
народами Сибири и Дальнего Востока. Мангазейский морской ход и его закрытие.
Экспедиции русских землепроходцев. Основание Якутска. Плавание С. И. Дежнева по
проливу между Азией и Америкой, его историческое значение. Начало освоения Россией
Дальнего Востока.
«Сквозь ярость бурь». Русские географические открытия XVIII–XX вв. (8 часов)
Переход к научно-академическому изучению Сибири. Великая северная экспедиция.
Феномен русской Америки. Кругосветное плавание И. Ф. Крузенштерна. Открытие
Антарктиды. Исследование Сахалина и Приамурья, их присоединение к России.
Экспедиции вглубь Азии. Научные и разведывательные задачи русских экспедиций. В. К.
Арсеньев – разведчик, географ, писатель. Исследования Северного морского пути.
Итоговые занятия. Проектная конференция (2 часа)
9 класс:
«…И вечной памятью двенадцатого года» (7 часов)
Россия против экспансии Франции. Офранцуживание российской элиты и его критики,
идеология национально-освободительной войны. Начало войны и отступление русской
армии. Царские манифесты и их автор адмирал А. С. Шишков. Личность и военное
искусство М. И. Кутузова. Деятельность графа Ф. В. Ростопчина, оставление Москвы,
пожар в Москве. Культура России в 1812 году и патриотический подъем. «Народная
война» и ее формы. Крах «Великой армии».
Золотой век русской культуры. Обретение себя (8 часов)
Осознание необходимости русской культурной самобытности и борьба с французским
влиянием. «История государства Российского» Н. М. Карамзина и открытие русской
древности. Философия русской истории в творчестве А. С. Пушкина. Н. В. Гоголь: от
истории казачества к православной философии. Расцвет русского ампира. Формирование
русско-византийского стиля в архитектуре: К. А. Тон. Становление русской национальной
оперы. М. И. Глинка. Поиски самобытного стиля в русской живописи.
Золотой век русской культуры. Завоевание мира (7 часов)
Журнальная и идейная полемика демократов, почвенников и консерваторов. Гражданская
лирика: Ф. И. Тютчев и Н. А. Некрасов. Творчество Ф. М. Достоевского: на вершинах
духовных поисков человечества. Семья и история в романах Л. Н. Толстого. Всемирное
значение творчества А. П. Чехова. Расцвет русского стиля в архитектуре. Переход к
неорусскому стилю. Расцвет русской музыки в творчестве «Могучей кучки».
Передвижники: от натурализма к историзму.
Крымская война – Пиррова победа Европы (6 часов)
Курс императора Николая I на укрепление консервативных начал в Европе и России и
реакция на него западноевропейского общества. «Восточный вопрос» и попытка его
решения. Дипломатическая изоляция России. Страх европейских государств перед
усилением России. Основные события войны. Оборона Севастополя – мужество
защитников города. Взятие Карса. Применение на Балтике новых видов оружия. Победа
русского оружия на Дальнем Востоке. Парижский мирный договор. Отказ России от
ограничений по договору в 1870 г.
Триумф Российской империи (5 часов)
Курс на индустриализацию Российской империи. Идеологи промышленного развития:
Александр III, Д. И. Менделеев, С. Ю. Витте. Экономический и инженерный потенциал
Российской
империи.
Строительство
Транссибирской
магистрали.
Развитие
нефтепромыслов в Баку. Превращение России в энергетическую державу. Выдающейся
инженер и изобретатель В. Г. Шухов. Развитие угольной промышленности Донбасса.
Большая морская программа 1911–1916 гг. Начало электрификации России. Развитие
новых технологий.
Итоговые занятия. Проектная конференция (2 часа)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
гражданское воспитание:
осмысление сложившихся в российской истории традиций гражданского служения
Отечеству;
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и
ответственного члена российского общества;
осознание исторического значения конституционного развития России, своих
конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;
принятие традиционных духовно-нравственных ценностей; готовность вести
совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в
самоуправлении в школе и детско-юношеских организациях;
готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности;
патриотическое воспитание:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения
к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свою страну,
свой край, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального
народа России; ценностное отношение к государственным символам,
историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России,
достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде; идейная
убежденность, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его
судьбу;
духовно-нравственное воспитание:
личностное осмысление и принятие сущности и значения исторически
сложившихся и развивавшихся духовно-нравственных ценностей российского
народа; способность оценивать ситуации нравственного выбора и принимать
осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные ценности и нормы
современного российского общества;
понимание значения личного вклада в построение устойчивого будущего;
ответственное отношение к своим родителям, представителям старших поколений,
осознание значения создания семьи на основе принятия ценностей семейной жизни
в соответствии с традициями народов России;
эстетическое воспитание:
представление об исторически сложившемся культурном многообразии своей
страны и мира;
способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество
своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;
осознание значимости для личности и общества наследия отечественного и
мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества;
эстетическое отношение к миру, современной культуре, включая эстетику быта,
научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;
физическое воспитание:
осознание ценности жизни и необходимости ее сохранения (в том числе на основе
примеров из истории);
представление об идеалах гармоничного физического и духовного развития
человека в исторических обществах и в современную эпоху;
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ
жизни;
трудовое воспитание:
понимание на основе знания истории значения трудовой деятельности как
источника развития человека и общества;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности человека;
формирование интереса к различным сферам профессиональной деятельности;
готовность совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать
собственные жизненные планы;
мотивация и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей
жизни.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Универсальные учебные познавательные действия:
Базовые логические действия:
формулировать проблему, вопрос, требующий решения; устанавливать
существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
выявлять закономерные черты и противоречия в рассматриваемых явлениях.
Базовые исследовательские действия:
определять познавательную задачу;
намечать путь ее решения и осуществлять подбор исторического материала,
объекта;
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности;
осуществлять анализ объекта в соответствии с принципом историзма, основными
процедурами исторического познания;
систематизировать и обобщать исторические факты; выявлять характерные
признаки исторических явлений;
раскрывать причинно-следственные связи событий прошлого и настоящего;
сравнивать события, ситуации, определяя основания для сравнения, выявляя общие
черты и различия;
формулировать и обосновывать выводы;
соотносить полученный результат с имеющимся историческим знанием;
определять новизну и обоснованность полученного результата;
объяснять сферу применения и значение проведенного учебного исследования в
современном общественном контексте.
Работа с информацией:
осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации;
извлекать, сопоставлять, систематизировать и интерпретировать информацию;
различать виды источников исторической информации;
высказывать суждение о достоверности и значении информации источника (по
предложенным или самостоятельно сформулированным критериям).
Универсальные учебные коммуникативные действия:
Общение: представлять особенности взаимодействия людей в исторических
обществах и современном мире;
участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого и современности,
выявляя сходство и различие высказываемых оценок;
излагать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании,
письменном тексте;
владеть способами общения и конструктивного взаимодействия, в том числе
межкультурного, в школе и социальном окружении;
аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации.
Совместная деятельность:
осознавать на основе исторических примеров значение совместной деятельности
людей как эффективного средства достижения поставленных целей;
планировать и осуществлять совместную работу, коллективные учебные проекты
по истории, в том числе на региональном материале;
определять свое участие в общей работе и координировать свои действия с
другими членами команды; проявлять творческие способности и инициативу в
индивидуальной и командной работе;
оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу.
Универсальные учебные регулятивные действия:
Самоорганизация: уметь выявлять проблему, задачи, требующие решения;
составлять план действий, определять способ решения, последовательно
реализовывать намеченный план действий и др.
Самоконтроль: уметь осуществлять самоконтроль, рефлексию и самооценку
полученных результатов; вносить коррективы в свою работу с учетом
установленных ошибок, возникших трудностей.
Принятие себя и других: уметь осознавать свои достижения и слабые стороны в
обучении, школьном и внешкольном общении, сотрудничестве со сверстниками и
людьми старших поколений; принимать мотивы и аргументы других при анализе
результатов деятельности; признавать свое право и право других на ошибку;
вносить конструктивные предложения для совместного решения учебных задач,
проблем.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
целостные представления об историческом пути России и ее месте и роли в
мировой истории;
базовые знания об основных этапах и ключевых событиях отечественной истории;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы
исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений
прошлого и современности;
умение работать с основными видами современных источников исторической
информации; с историческими письменными, изобразительными и вещественными
источниками;
способность представлять описание событий, явлений, процессов истории родного
края, истории России и мировой истории и их участников, основанное на знании
исторических фактов, дат, понятий;
владение приемами оценки значения исторических событий и деятельности
исторических личностей в отечественной и всемирной истории;
умение сравнивать деятельность людей, социальные объекты, явления, процессы в
различных сферах общественной жизни, их элементы и основные функции;
умение формулировать и аргументировать собственные выводы на основе
полученных знаний;
приобретение опыта использования полученных знаний в практической проектной
деятельности
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тема
6 класс:
1
«Откуда есть
пошла земля
Русская»
Кол-во
часов
8
2
Призыв к
единству.
Нашествие
монголов с
Востока, натиск
с Запада
8
3
Русь – щит
Европы.
9
Основное содержание
Род Рюриковичей.
Торговые пути через
Восточно-Европейскую
равнину, их влияние на
формирование
древнерусской
государственности.
Значение Ладоги и
Новгорода. Древний Киев
– мать городов русских.
Походы русских князей
на Царьград и руссковизантийское
взаимодействие.
Крещение Руси: причины,
ход, последствия.
Значение кирилломефодиевской традиции
для русской культуры.
Образ Древней Руси в
«Повести временных
лет».
Основные виды
деятельности обучающихся
Составлять исторический
портрет
первых князей Рюриковичей.
Рассказывать, привлекая
карты,
о торговых путях через
ВосточноЕвропейскую равнину.
Называть ключевые события
в борьбе с Хазарским
каганатом.
Рассказывать о походах
киевских князей на
Константинополь.
Раскрывать причины
принятия
христианства, приводить
мнения
историков, приводить
примеры,
высказывать и обосновывать
суждения о значении
проникновения византийской
культуры в жизнь Древней
Руси
Нарастание политической Характеризовать
раздробленности на Руси особенности
и ее причины. Борьба
лествичного права.
князей за власть и
Называть ключевые события
«отчины». Владимир
в борьбе за единство
Мономах.
государства. Высказывать
Курс Андрея
суждение о влиянии
Боголюбского
ордынского владычества
на укрепление
на формирование
единодержавия и его
древнерусского государства.
культурная политика.
Раскрывать причины
Идея
формирования
единства Руси в «Слове о самодержавной формы
полку Игореве» и «Слове власти
о погибели Русской
на Руси. Анализировать
земли». Установление
исторические тексты
ордынского владычества
«Сказание о святых
на Руси.
мучениках Борисе и Глебе»,
Русь – щит Европы
«Слово о погибели Русской
земли»
Жизнь
Александра Раскрывать причины
Невского.
Наступление формирования
Александр
Невский как
спаситель Руси.
Многовекторная
политика князя
4
Собиратели
земель Русских
Итоговые
занятия.
Проектная
конференция
7 класс:
6
Иван Грозный и
его эпоха
5
8
западных соседей
Руси и духовнорыцарских орденов.
Его отражение: Невская
битва и Ледовое побоище.
Внешнеполитическая
программа Александра
Невского и его
церковная политика.
Деятельность
митрополита Киевского
Кирилла II. Наследие
Александра Невского –
великая Россия.
Исторический
выбор Даниила
Галицкого и его
последствия для
Галицкой Руси
Процесс объединения
русских земель вокруг
Москвы. Укрепление
власти московских
князей. Иван Калита.
Борьба с Великим
княжеством Литовским.
Сергий Радонежский,
Митрополит Алексий
и Дмитрий Донской.
Куликовская битва.
Монастырское освоение
северной Руси. Василий II
Темный и отвержение
Флорентийской унии.
Иван III. Присоединение
Великого Новгорода.
Брак с Софией Палеолог.
Стояние на Угре.
Завершение объединения
русских земель и начало
борьбы за возвращение
русских земель
от Литвы
Характеризовать причины и
ход объединения Руси.
Составлять исторический
портрет Ивана Калиты,
Василия II, Ивана III,
Димитрия Донского,
Сергия Радонежского,
митрополита Алексия.
Раскрывать, какое значение
имело укрепление
династических связей
с Византией.
Анализировать исторические
тексты (документы «Повесть
о начале великого
царствующего града
Москвы», Никоновская
летопись, «Задонщина»,
Гумилев Л. Н. «От Руси к
России: очерки этнической
истории»)
Представлять результаты
исследований и проектов
2
7
многовекторной политики
Александра Невского.
Сравнивать выбор
политической стратегии
Даниила Галицкого и
Александра Невского.
Раскрывать историческое
значение выбора Александра
Невского. Анализировать
исторические тексты и
отрывки из работ
историков (например,
Вернадский Г. В. «Два
подвига Александра
Невского», «Родословие
великих князей
русских»)
Венчание Ивана Грозного
на царство. Стоглавый
собор. Составление
сборника «Великие
Составлять исторический
портрет Ивана Грозного.
Составлять описание
объектов шатрового
7
Символы и
идеология
Российского
царства
8
8
Смутное время
и его
преодоление
9
Четьи-Минеи». Шатровое
зодчество – церковь
Вознесения
в Коломенском и собор
Василия Блаженного, их
символика.
Присоединение
Поволжья. Полемика
Ивана Грозного и Андрея
Курбского о границах
царской власти.
Ливонская война и ее
последствия для
отношений России
и Европы. Учреждение
Московского
патриаршества
при Федоре Иоанновиче
Государственная
титулатура и символика.
Символика двуглавого
орла и всадниказмееборца. Титул
«государь всея Руси».
Развитие
великокняжеского и
царского титула в XV–
XVII вв. Сакрализация
великокняжеской власти.
Символика Московского
Кремля. Символы
царской власти: «шапка
Мономаха» и другие.
Формирование
государственной
идеологии: «Сказание о
князьях Владимирских».
Учение о Москве
как третьем Риме и его
отражение в
государственных
документах
Династический кризис и
причины Смутного
времени. Правление
Бориса Годунова. Подрыв
представлений о
сакральности власти.
Лжедмитрий I.
Гражданская война при
Василии Шуйском.
Польско-литовское
зодчества.
Рассказывать о причинах и
ходе Ливонской войны.
Приводить примеры
антироссийской кампании в
Европе. Раскрывать смысл и
значение установления
патриаршества на Руси
Объяснять причины
появления новой
государственной титулатуры
и символики.
Называть основные элементы
символов и описывать их
смысл. Раскрывать значение
государственных символов в
жизни государства.
Характеризовать основные
положения теории «Москва –
третий Рим»
Объяснять причины
династического
кризиса и Смутного времени.
Характеризовать и называть
ключевые события данного
периода. Рассказывать об
исторических
обстоятельствах
восстановления
царской власти
9
«Волим под
царя
Восточного,
Православного»
Итоговые
занятия.
Проектная
конференция
8 класс:
11 Петр Великий.
Строитель
великой
империи
10
9
вторжение.
Семибоярщина. Призыв
православной церкви и
патриарха Гермогена к
спасению Руси. К. Минин
и Д. М. Пожарский.
Восстановление царской
власти, избрание
Михаила Романова
на царство
Положение
западнорусских земель
под властью Речи
Посполитой.
Политика полонизации и
ее опасность для
национальной и
религиозной
идентичности
населения западной и
южной Руси.
Запорожское казачество
под руководством
Богдана Хмельницкого.
Земский собор 1653 г. и
Переяславская Рада 1654
г. Война России с
Польшей и Швецией.
Измена гетмана
Выговского и
преодоление ее
последствий.
Андрусовское перемирие.
«Вечный мир», выкуп
Киева у Речи Посполитой
и окончательное
воссоединение
Левобережной Украины с
Россией
Представлять результаты
исследований и проектов
2
9
Характеризовать положение
западнорусских земель в
составе Речи Посполитой.
Объяснять причины начала
восстания под руководством
Богдана Хмельницкого.
Раскрывать причины
обращения казаков к
русскому царю (приводить
мнения историков,
высказывать и обосновывать
свои суждения).
Объяснять историческое
значение Переяславской
Рады 1654 г.
Азовские походы.
Северная война.
Перестройка армии.
Предательство
Мазепы и Полтавская
битва. Петр Великий –
реформатор:
историческое значение
Объяснять негативное
влияние «отрезанности»
России от морей
на ее экономическое
развитие. Определять, какие
личные качества
позволили Петру
Алексеевичу начать
его деятельности.
Преобразование
страны в ходе социальноэкономических и
политических
реформ. Значение
провозглашения
России империей в 1721
г. Российская империя
как одно из ведущих
государств мира
12
«Отторженная
возвратих»
8
13
Русские
географические
открытия XVI–
XVIII вв.
8
14
«Сквозь ярость
8
Россия при Екатерине II.
Русско-турецкая война
1768–1774 гг.
Деятельность князя
Г. А. Потемкина.
Упразднение
Запорожской Сечи.
Присоединение Крыма к
России. Освоение земель
Новороссии,
переселенческая
политика при Екатерине
II. Строительство
Севастополя как базы
Черноморского флота
Освоение русского
Севера и роль в нем
монастырей. Первые
походы русских за Урал.
Поход Ермака и
вхождение Сибири в
состав России.
Взаимодействие России
с коренными народами
Сибири и Дальнего
Востока. Мангазейский
морской ход и его
закрытие. Экспедиции
русских землепроходцев.
Основание Якутска.
Плавание С. И. Дежнева
по проливу между Азией
и Америкой, его
историческое значение.
Начало освоения Россией
Дальнего Востока
Переход к научно-
преобразование страны.
Объяснять, почему
решающее сражение за
выход к Балтийскому
морю происходило на
территории Украины.
Показывать неоднозначный
характер изменений в
духовном развитии общества
и положения Русской
Православной Церкви.
Характеризовать процесс
Укрепления
государственности и
абсолютной монархии
Систематизировать знания
о политике переселения на
новые земли.
Называть и характеризовать
развитие новых городов
Северного Причерноморья.
Устанавливать связь с
событиями новейшей
истории этого региона.
Пояснять значение
выражения «отторженная
возвратих»
Объяснять причины начала
активного освоения новых
земель. Характеризовать
особенности взаимодействия
с коренными народами
Сибири и Севера.
Объяснять значение освоения
новых земель для
экономического развития
страны
Характеризовать переход
бурь». Русские
географические
открытия
XVIII–XX вв.
Итоговые
занятия.
Проектная
конференция
9 класс:
16 «…И вечной
памятью
двенадцатого
года»
15
17
Золотой век
русской
академическому
изучению Сибири.
Великая северная
экспедиция. Феномен
русской Америки.
Кругосветное плавание И.
Ф. Крузенштерна.
Открытие Антарктиды.
Исследование Сахалина и
Приамурья, их
присоединение
к России. Экспедиции
вглубь Азии. Научные и
разведывательные
задачи русских
экспедиций. В. К.
Арсеньев – разведчик,
географ, писатель.
Исследования
Северного морского пути
Представлять результаты
исследований и проектов
2
7
8
к научному изучению
Сибири, Сахалина,
Приамурья, Азиатского
региона. Раскрывать роль
офицеров военно-морского
флота в изучении новых
земель, составлять их
исторические
портреты.
Систематизировать
информацию о научных
открытиях, связанных
с изучением новых земель.
Объяснять значение научноакадемического изучения
новых земель для
экономического и
культурного развития
Российской империи
Россия против экспансии
Франции.
Офранцуживание
российской элиты
и его критики, идеология
национальноосвободительной
войны.
Начало войны и
отступление
русской армии. Царские
манифесты
и их автор адмирал А. С.
Шишков.
Личность и военное
искусство М. И.
Кутузова. Деятельность
графа Ф. В. Ростопчина,
оставление Москвы,
пожар в Москве.
Культура России в 1812
году и патриотический
подъем. «Народная
война» и ее формы. Крах
«Великой армии»
Осознание
необходимости русской
Описывать народноосвободительный характер
войны и ее основные
события. Раскрывать
причины роста
патриотического настроя
(приводить мнения
историков, высказывать и
обосновывать свои
суждения). Представлять
характеристику
поведения французов в
Москве. Раскрывать роль
России в создании
системы коллективной
безопасности
Определять основные черты
русской культуры в первой
культуры.
Обретение
себя
18
Золотой век
русской
культуры.
Завоевание
мира
19
Крымская война 6
– Пиррова
победа Европы
7
Культурной
самобытности и борьба
с французским влиянием.
«История государства
Российского» Н. М.
Карамзина и открытие
русской древности.
Философия русской
истории в творчестве
А. С. Пушкина. Н. В.
Гоголь: от истории
казачества к
православной философии.
Расцвет русского ампира.
Формирование
русско-византийского
стиля в архитектуре: К. А.
Тон. Становление
русской национальной
оперы. М. И. Глинка.
Поиски самобытного
стиля в русской
живописи
Журнальная и идейная
полемика
демократов, почвенников
и консерваторов. Ф. И.
Тютчев и
Н. А. Некрасов. Ф. М.
Достоевский: на
вершинах духовных
поисков человечества.
Семья и история
в романах Л. Н. Толстого.
Всемирное значение
творчества А. П. Чехова.
Расцвет русского
стиля в архитектуре.
Переход к неорусскому
стилю. Расцвет русской
музыки в творчестве
«Могучей кучки».
Передвижники
Курс императора Николая
I на укрепление
консервативных
начал в Европе и России
и реакция на него
западноевропейского
общества. «Восточный
вопрос» и попытка его
решения.
половине XIX в.
Устанавливать взаимосвязь
между патриотическим
подъемом в начале
XIX в. и развитием
исторической науки.
Характеризовать роль
А. С. Пушкина как создателя
русского реализма, М. И.
Глинки как создателя
национальной школы
в музыке. Описывать
основные признаки
русского ампира, руссковизантийского стиля
Характеризовать основные
темы, мотивы в творчестве
российской
художественной
интеллигенции
во второй половине XIX в.
Объяснять состояние русской
литературы второй половины
XIX в. как высочайшей точки
реализма в отечественной
литературе. Показывать
влияние западноевропейских
идей и древнерусских
традиций на русскую
архитектуру: модерн и
русский национальный стиль
Характеризовать суть
«восточного вопроса».
Создавать образы
героической обороны
Севастополя, показывать
подвиг русских офицеров,
матросов и солдат, жителей
города.
Раскрывать условия
20
Триумф
Российской
империи
5
21
Итоговые
занятия.
Проектная
конференция
2
Дипломатическая
изоляция России.
Страх европейских
государств
перед усилением России.
Основные события
войны. Оборона
Севастополя – мужество
защитников города.
Взятие Карса.
Применение на Балтике
новых видов оружия.
Победа русского
оружия на Дальнем
Востоке. Парижский
мирный договор. Отказ
России от ограничений по
договору в 1870 г.
Курс на
индустриализацию
Российской империи.
Экономический и
инженерный потенциал
Российской империи
Идеологи
промышленного
развития: Александр III,
Д. И. Менделеев, С. Ю
Витте. Строительство
Транссибирской
магистрали. Развитие
нефтепромыслов в Баку.
Превращение России
в энергетическую
державу.
Изобретательская
деятельность
В. Г. Шухова. Развитие
угольной
промышленности
Донбасса.
Большая морская
программа 1911–1916 гг.
Начало электрификации
России. Развитие
новых технологий
Парижского мира и роль
западников- примиренцев
при дворе Александра II
Систематизировать
информацию об идеологах
промышленного
развития.
Составлять характеристику
основных достижений
промышленных глобальных
проектов.
Характеризовать
статистические
данные о развитии регионов
Донбасса, Слобожанщины,
Новороссии.
Объяснять значение для
развития России большой
морской программы
Представлять результаты
исследований и проектов
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
Электронные ресурсы:
http://www.mon.gov.ru / - Министерство образования и науки РФ
http://www.standart.edu.ru - Новый стандарт общего образования
http://history.standart.edu.ru / - история – обществознание
http://school- collection.edu.ru / - единая коллекция цифровых образовательных
ресурсов
http://histrf.ru/ru - Федеральный портал - История России
http://www.edu.ru / - каталог образовательных Интернет-ресурсов
http://www.humanities.edu.ru - портал социально - гуманитарное образование
http://www.rsl.ru / - Российская государственная библиотека
http://www.fgurgia.ru/news.jsp - Российский государственный исторический архив
http://www.academic.ru – словари и энциклопедии
http://www.museum.ru – портал «Музеи России»
http://www.vivl.ru - Всемирная история в лицах
http://ege.edu.ru / - Портал поддержки ЕГЭ
http://www.mioo.ru – МИОО, история
http://modern- history.narod.ru - Новая история: Учебно-методический сайт
http://www.rossimvolika.ru / - Российская символика: интернет-портал
http://simvolika.rsl.ru/index.php ?f=41 - Государственные символы России: история и
реальность
http://www.runivers.ru / - Руниверс: портал об истории и культуре России
http://www.worldhist.ru/index.php - Всемирная история: единое научнообразовательное пространство
http://www.history.jes.su / - История: электронный научно-образовательный журнал
http://www.rulex.ru/portgal.htm - Русская портретная галерея