МОУ «Лицей № 1»
Принята на научно-методическом
совете протокол №1 от 27.08.2024
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ лицея №1
_____________ Гуденко А.В.
Сентябрь 2024 г.
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
МОУ «ЛИЦЕЙ №1»
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Моя жизнь на немецком»
общекультурного направления
Возраст обучающихся – 13-14 лет
Срок реализации программы – 1 год
Составитель программы:
Тренина П.В.,
_____________
Программа прошла экспертизу
Руководитель кафедры _____________/___________
______________202_ г.
г. Петрозаводск 2024
Содержание рабочей программы
Пояснительная записка и учебно-методическое обеспечение курса................. 3
Содержание курса ................................................................................................... 4
Планируемые результаты курса ............................................................................ 6
Тематическое планирование .................................................................................. 7
2
Пояснительная записка и учебно-методическое обеспечение курса
Иностранный язык закладывает основу для развития интереса к
языковому и культурному многообразию мира, уважение к языку и культуре
других
народов,
для
развития
коммуникативно-речевого
такта,
коммуникабельности при общении с людьми из других стран.
Сейчас лидирующие позиции занимает английский язык, однако важно
познакомить учащихся со вторым языком – немецким. Он знаменит своим
богатым культурным и историческим наследием, а также красотой звучания.
Обучение иностранному языку, как учебному предмету ведет к
дальнейшему развитию умений понимать устную и письменную речь на
иностранном языке, участвовать в учебных иноязычных играх, обмениваться
репликами при проигрывании ситуаций общения.
Учащиеся 8-ого класса смогут ознакомиться с программой по
внеурочной деятельности «Моя жизнь на немецком», работая с учебнометодическим комплексом Horizonte 7 класс. Данный УМК является
совместным
результатом
работы
отечественного
издательства
«Просвещение» и немецкого издательства «Cornelsen» (г. Берлин). Комплекс
учебников
«Горизонты»
соответствует
требованиям
компонента
Федерального образовательного стандарта основного общего образования по
иностранным языкам и нормативным документам Совета Европы по
изучению иностранных языков. Данный учебно-методический комплекс
позволяет последовательно сформировать общеучебные и предметные
знания, умения и навыки, относительно заданной траектории курса «Моя
жизнь на немецком». Оригинальный характер языкового содержания УМК
позволит учащимся сформировать и усовершенствовать иноязычную
коммуникативную компетенцию, тем самым достичь главную цель обучения
иностранному языку согласно ФГОС.
Работа будет происходить по следующим компонентам учебного
комплекса «Horizonte»:
3
1. учебник «Немецкий язык. 7 класс.» авторов М. М. Аверина, Ф. Джин,
Л. Рормана, М. Збранковой;
2. рабочая тетрадь к учебнику «Немецкий язык. 7 класс.» авторов М. М.
Аверина, Ф. Джин, Л. Рормана, М. Збранковой;
3. сборник упражнений по лексике и грамматике;
4. рабочие листы;
5. аудио-приложения к учебнику и рабочей тетради.
Содержание курса
Данный курс рассчитан на 1 час в неделю (35 часов в неделю). Курс
составлен на основе УМК «Horizonte 7 класс», преимущества которого
расписаны в предыдущем параграфе рабочей программы, а также примерной
программы по учебным предметам Иностранный язык. 5 – 9 классы. – М.:
Просвещение, 2012г. (Стандарты второго поколения) и Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования
(Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от «29» декабря 2012 года № 273).
Данный курс «Моя жизнь на немецком» нацелен на реализацию
интегративного подхода, являющегося системной совокупностью личностноориентированного,
социокультурного
и
деятельностного
подходов
к
обучению немецкому языку.
Интегративной
формирование
целью
иноязычной
изучения
иностранного
коммуникативной
языка
компетенции,
является
то
есть
способности и реальной готовности обучающихся осуществлять иноязычное
общение и добиваться взаимопонимания с другими участниками общения, а
также развитие и воспитание школьников средствами учебного предмета.
Изучение немецкого языка направлено на достижение следующих
целей: - Развитие иноязычной коммуникативной компетенции (речевой,
языковой, социокультурной, компенсаторной, учебнопознавательной) 4
Развитие и воспитание у школьников понимания важности иностранного
языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством
общения, познания, самореализации и социальной адаптации; - Воспитание
качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания,
стремления
к
взаимопониманию между людьми
разных
сообществ,
толерантного отношения к проявлениям другой культуры. Специальные
умения, навыки и способы действия, которые будут сформированы при
успешном усвоении программы. Программа предусматривает формирование
у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов
деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами
для учебного курса на этапе основного общего образования являются:
использование учебных умений, связанных со способами организации
учебной деятельности, доступных учащимся 8 классов и способствующих
самостоятельному изучению немцкого языка и культуры стран изучаемого
языка. Развитие специальных учебных умений, таких как нахождение
ключевых слов при работе с текстом, их семантизация в речи осуществляется
на основе: - языковой догадки, словообразовательный анализ, выборочное
использование перевода; - умении пользоваться словарями; - участия в
проектной деятельности межпредметного характера.
Предметное содержание устной и письменной речи соответствует
требованиям
ФГОС,
целям
и
задачам
образовательной
программы
учреждения и строится по темам в соответствии с учебно-тематическим
планом рабочей программы.
Как прошло лето.
Планы на будущее.
Дружба.
Изображение и звук.
Взаимоотношения.
Это мне нравится.
Подробнее о себе.
5
Планируемые результаты курса
Личностные
Метапредметные
Предметные
формирование
ответственного отношения к
учению, готовности и
способности обучающихся к
саморазвитию и
самообразованию на основе
мотивации к обучению и
познанию
умение самостоятельно
определять цели своего
обучения, ставить и
формулировать для себя
новые задачи в учёбе и
познавательной
деятельности, развивать
мотивы и интересы своей
познавательной
деятельности
умение самостоятельно
планировать альтернативные
пути достижения целей,
осознанно выбирать
наиболее эффективные
способы решения учебных и
познавательных задач
ВРД Говорение:
Учащийся научится начинать,
вести/поддерживать и заканчивать
различные виды диалогов в
стандартных ситуациях общения,
соблюдая нормы речевого этикета,
при необходимости
переспрашивая, уточняя;
расспрашивать собеседника и
отвечать на его вопросы,
высказывая своё мнение, просьбу,
отвечать на предложение
собеседника согласием/отказом в
пределах изученной тематики и
усвоенного лексикограмматического материала.
Обучающийся получит
возможность научится
рассказывать о себе, своей семье,
друзьях, своих интересах и планах
на будущее; сообщать краткие
сведения о своём городе/селе, о
своей стране и странах изучаемого
языка; описывать события/явления,
передавать основное содержание,
основную мысль
прочитанного/услышанного,
выражать своё отношение к
прочитанному/услышанному,
давать краткую характеристику
персонажей.
формирование целостного
мировоззрения,
соответствующего
современному уровню
развития науки и
общественной практики,
учитывающего социальное,
культурное, языковое,
духовное многообразие
современного мира
освоение социальных норм,
правил поведения, ролей и
форм социальной жизни в
группах и сообществах,
включая взрослые и
социальные сообщества;
участие в школьном
самоуправлении и
общественной жизни в
пределах возрастных
компетенций с учётом
региональных,
этнокультурных, социальных
и экономических
особенностей
развитие морального
сознания и компетентности в
решении моральных проблем
на основе личностного
выбора, формирование
нравственных чувств и
нравственного поведения,
осознанного и
ответственного отношения к
собственным поступкам
Формирование
коммуникативной
компетентности в общении и
сотрудничестве со
сверстниками, старшими и
младшими в процессе
образовательной,
общественно полезной,
умение соотносить свои
действия с планируемыми
результатами, осуществлять
контроль своей деятельности
в процессе достижения
результата, определять
способы действий в рамках
предложенных условий и
требований, корректировать
свои действия в
соответствии с
изменяющейся ситуацией
владение основами
самоконтроля, самооценки,
принятия решений и
осуществления осознанного
выбора в учебной и
познавательной
деятельности
умение адекватно и
осознанно использовать
речевые средства в
соответствии с задачей
коммуникации: для
отображения своих чувств,
мыслей и потребностей,
планирования и регуляции
6
ВРД Аудирование:
Обучающийся научится
воспринимать на слух и полностью
понимать речь учителя,
одноклассников; воспринимать на
слух и понимать основное
содержание несложных
аутентичных аудио- и
видеотекстов, относящихся к
разным коммуникативным типам
речи
(сообщение/рассказ/интервью);
выделять основную тему в
воспринимаемом на слух тексте;
использовать контекстуальную или
языковую догадку при восприятии
на слух текстов, содержащих
незнакомые слова.
учебно-исследовательской,
творческой и других видах
деятельности
формирование мотивации
изучения иностранных
языков и стремления к
самосовершенствованию в
образовательной области
«Иностранный язык»
формирование
коммуникативной
компетенции в
межкультурной и
межэтнической
коммуникации
толерантное отношение к
проявлениям иной культуры;
осознание себя гражданином
своей страны и мира
своей деятельности
владение устной и
письменной речью,
монологической
контекстной речью
ВРД Чтение:
Обучающийся научится читать
аутентичные тексты разных
жанров и стилей преимущественно
с пониманием основного
содержания; читать несложные
аутентичные тексты разных
жанров и стилей с полным и
точным пониманием и с
использованием различных
приёмов смысловой переработки
текста (языковой догадки,
выборочного перевода), а также
справочных материалов; уметь
оценивать полученную
информацию, выражать своё
мнение; читать аутентичные
тексты с выборочным пониманием
значимой/нужной/интересующей
информации.
развитие коммуникативной
ВРД Письмо:
компетенции, включая
Обучающийся научится заполнять
умение взаимодействовать с анкеты и формуляры; писать
окружающими, выполняя
поздравления, личные письма с
разные социальные роли и
опорой на образец с употреблением
развитие исследовательских формул речевого этикета, принятых
учебных действий, включая в стране/странах изучаемого языка;
навыки работы с
составлять план, тезисы устного
информацией
или письменного сообщения;
развитие смыслового чтения, кратко излагать результаты
проектной деятельности;
включая умение выделять
делать краткие выписки из текста с
тему, прогнозировать
целью их использования в
содержание текста по
заголовку/ключевым словам, собственных устных
высказываниях; составлять план/
выделять основную мысль,
тезисы устного или письменного
главные факты, опуская
сообщения; кратко излагать в
второстепенные,
письменном виде результаты
устанавливать логическую
проектной деятельности; писать
последовательность
небольшое письменное
основных фактов
высказывание с опорой на
нелинейный текст (таблицы,
диаграммы и т. п.).
Тематическое планирование
№ урока
Тема
Ко
ли
че
ст
во
ча
Основное содержание
7
Основные виды
деятельности
обучающихся
со
в
Как прошло лето (4 часа – сентябрь)
1
Как
прошло
лето. 1
Климат и погода. Твои
каникулы.
2
Притяжательные
1
местоимения
в
дательном
падеже.
Предположения.
3
Летние каникулы.
1
4
Контроль
грамматического
материала.
1
Введение лексических единиц.
Аудирование.
Повторение
фонетических
аспектов немецкого языка.
Песня.
Введение
и
активизация
грамматического материала.
Работа
с
учебником/
рабочей
тетрадью.
Работа на сайте
WORDWALL.
Работа
с
глоссарием.
Работа
с
Систематизация
ранее раздаточным
материалом.
изученного.
Презентации
Описание своего дома мечты.
Притяжательные местоимения в своих проектов
по теме.
дательном падеже повторение.
Планы на будущее (4 часа – октябрь)
5
Профессии.
1
6
Производственная
практика в Германии.
1
7
Грамматический
материал модуля.
1
8
Стресс.
1
Введение лексических единиц.
Аудирование.
Чтение.
Составление диалогов.
Интервью.
Придаточные
предложения
причины.
Стресс.
Развитие
чтения,
устной
аудирования.
Работа
с
учебником/
рабочей
тетрадью.
Работа на сайте
WORDWALL.
Работа
с
глоссарием.
с
навыков Работа
речи, раздаточным
материалом.
Презентации
своих проектов
по теме.
Работа
по
группам.
Дружба (4 часа – ноябрь)
9
10
11
12
Дружба.
Грамматический
материал модуля.
Работа
с
учебником/
рабочей
тетрадью.
Работа на сайте
WORDWALL.
с
Комплименты.
1
Проверка
лексико- Работа
глоссарием.
грамматических знаний.
Работа
с
раздаточным
Проект «Что такое 1
Проверка диалогической речи.
материалом.
дружба?»
Работа в парах,
составление
диалогов.
Написание
электронного
письма.
Изображение и звук (6 часов – декабрь)
1
1
Введение лексических единиц.
Личные
местоимения
в
дательном падеже.
Сравнительная
степень
прилагательных.
8
13
Изображение и звук.
14
Программы
передач 1
телевидения и радио.
Теле- и радиовещание 1
России.
Спряжение модальных глаголов.
16
Указания и советы.
Обучение устной речи, чтению.
17
Проект
программа
телепередач».
18
Контрольная работа (1 1
полугодие).
15
1
1
«Наша 1
Введение лексических единиц.
Модальные глаголы.
Составление проекта.
Написание контрольной работы.
Работа
с
учебником/
рабочей
тетрадью.
Работа на сайте
WORDWALL.
Работа
с
глоссарием.
Работа
с
раздаточным
материалом.
Работа в парах,
составление
диалогов.
Написание
контрольной
работы.
Взаимоотношения (6 часов – январь-март)
Взаимоотношения.
Чувства и эмоции.
1
Введение лексических единиц.
25
26
Это мне нравится.
Характеристика
объектов, явлений.
1
1
27
Грамматический
материал модуля.
1
28
29
Внешность человека.
1
Описание
друга. 1
Покупки.
Введение лексических единиц.
Работа
с
учебником/
Чтение, письмо. Монолог на
рабочей
тему.
тетрадью.
Склонение
прилагательных Работа на сайте
WORDWALL.
после неопределённого артикля.
Работа
с
глоссарием.
Аудирование и устная речь.
с
Склонение
прилагательных Работа
раздаточным
после определённого артикля.
материалом.
19
20
21
22
23, 24
Работа
с
учебником/
рабочей
Школа в Марбурге.
1
Чтение текста и составление тетрадью.
Работа на сайте
диалога.
WORDWALL.
Грамматический
1
Возвратные глаголы.
Работа
с
материал модуля.
глоссарием.
Повторение
1
Повторение:
повелительное
Работа
с
грамматического
наклонение, прошедшее время.
раздаточным
материала
прошлого
материалом.
года.
Презентации
Пути
выхода
из 2
Проверка письменной речи.
своих проектов
конфликтных ситуаций.
по теме.
Это мне нравится (5 часов – апрель-май)
Подробнее о себе (6 часов – июнь)
30
Подробнее о себе.
1
31
Грамматический
материал модуля.
1
32
Школьная жизнь.
1
33
Повторение:
простое 1
прошедшее время.
Введение
новой
лексики.
Аудирование.
Порядковые числительные и
даты.
Песня, письменная речь.
Работа с текстом, лексикой.
9
Работа
с
учебником/
рабочей
тетрадью.
Работа на сайте
WORDWALL.
Работа
с
глоссарием.
Работа
с
34
35
Контрольная работа (2 1
полугодие).
Обобщение изученного 1
материала.
раздаточным
Написание контрольной работы материалом.
Работа в парах,
по темам второго полугодия.
Обобщаем и вспоминаем все составление
диалогов.
темы года.
Работа
над
проектом.
Написание
контрольной
работы.
10