РП Цветоведение 7

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и спорта Республики Карелия
МОУ «Лицей №1»

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

[Укажите должность]

[Укажите должность]

УТВЕРЖДЕНО

Директору МОУ "Лицей
________________________ ________________________ №1"
[укажите ФИО]
[укажите ФИО] ________________________
[Номер приказа] от «[чис[Номер приказа] от «[чисГуденко А.В
ло]» [месяц] [год] г.
ло]» [месяц] [год] г.
[Номер приказа] от «[число]» [месяц] [год] г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(ID 6115752)
Цветоведение
для обучающихся 7 классов

г. Петрозаводск 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦВЕТОВЕДЕНИЕ
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Цветоведение»
разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего
образования(утверждён Приказом Министерства просвещения
Российской Федерации № 287 от 31 мая 2021 г.) и с учётом примерных
рабочих программ основного общего образования «Изобразительное
искусство», «Академический рисунок», «Дизайн».
Теория цвета лежит в основе изучения живописи и композиции
(станковой и декоративной). Она вооружает художника рядом
объективных знаний, которые необходимы для профессиональной
деятельности дизайнеров. Цветоведение - наука, которая изучает и
объясняет явления цвета: происхождение цвета тел и всех наблюдаемых
объектов, изменения цвета при различном освещении и на различных
расстояниях, смешение, взаимодействие цветов и основы их
гармонизации. Восприятие цвета, как известно, значительно
субъективнее, чем восприятие формы и пространства. В теории
цветоведения нельзя не учитывать этот фактор. Очевидно, что необходим
общий «язык», цветоощущений, «язык», понятный зрителю. Таковым в
живописи является цвет. В программе обобщены и систематизированы
закономерности восприятия цвета, которые помогут глубоко постичь
искусство живописи. Эти знания помогают в самостоятельной
творческой деятельности, развивают мыслительные способности
учеников: умение наблюдать, сопоставлять и анализировать цвет.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЦВЕТОВЕДЕНИЕ
Цель программы — обеспечить достижение планируемых результатов
обучения, создать условия для развития личности обучающегося через
восприятие многообразия видов и жанров визуально-пространственных
искусств, через освоение основ цветоведения, применение их в живописи
и рисунке, и самореализацию в области изобразительного искусства.

Задачи программы:1. формирование у обучающихся навыков
эстетического видения и преобразования мира; 2. освоение
художественной культуры как формы материального воплощения
духовных ценностей, выраженных в пространственных формах; 3.
приобретение опыта создания творческой работы посредством различных
художественных материалов и техник.4. формирование
пространственного мышления и аналитических визуальных способностей;
5. овладение представлениями о средствах выразительности
изобразительного искусства как способах воплощения в видимых
пространственных формах переживаний, чувств и мировоззренческих
позиций человека; 6. развитие наблюдательности, ассоциативного
мышления и творческого воображения;
МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦВЕТОВЕДЕНИЕ В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
Согласно учебному плану в 7 классе изучается интегрированный предмет
"Цветоведение", который включает изучение цветового круга,
психологии и физиологии восприятия цвета, насыщенность, светлоту
цвета, историю классификации цвета, а также изучение цветовых схем и
сочетаний.
Курс цветоведения - один из основополагающих в системе подготовки
художников, дизайнеров. Дизайнеры, постигающие эстетическую
сторону цвета, также должны обладать знаниями в области физиологии и
психологии цвета.
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦВЕТОВЕДЕНИЕ
1. Беседы на тему основ цвета;
2. Выполнение практических работ;
3. Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического
цикла.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЦВЕТОВЕДЕНИЕ
Содержание программы внеурочной деятельности по изобразительному
искусству структурировано и представлено как система тематических
разделов.
7 КЛАСС
Раздел «Общие сведения о цветоведении»
Содержание: Основные понятия, сущность и содержание колористики,
роль цветоведения в развитии художественной культуры человечества;
роль цвета в современном дизайне; Проблема взаимосвязи цвета и света с
позиции физики и искусства. Изменение видимых характеристик цвета в
зависимости от освещенности; понятия цветового тона, насыщенности,
чистоты цвета; освещенности и яркости; роль света в формировании
ахроматических цветов, их яркости и насыщенности; понятие
отраженного света (отражение света поверхностью) и естественного
цвета поверхности; светлота, белизна, свет предмета и непосредственное
восприятие его формы; световой каркас формы и методы его выявления;
светотень натурального освещения и свето - воздушная перспектива.
Раздел «Исторически сложившиеся системы цвета»
Содержание: История систематизации цветов в искусстве и науке.
Создание спектра (цветового круга). Физические характеристики
спектральных цветов. Проблема измерения цвета. Физические и
психологические особенности восприятия цвета человеком. Смешение
цветов. Дополнительные цвета. Поверхностно-пространственные
качества цвета. Понятие цветового предпочтения.
Раздел «Цветовой контраст и цветовые гармонии»
Содержание: Роль цветового контраста в изобразительном искусстве,
основные виды контраста по Иоханнесу Иттену («Основы цвета»):
контраст цветового сопоставления; контраст светлого и темного;
контраст по насыщенности; контраст теплого и холодного; контраст
дополнительных цветов; контраст цветового распространения (площади
цветовых пятен); симультанный контраст;
Теории цветовой гармонии. Роль формы и величины цветовых пятен в
создании цветовых гармоний. Психофизиологическая теория цветовой

гармонии. Гармония дополнительных цветов; классификация цветовых
гармоний. Создание цветовых гармоний за счет свето - цветового тона,
насыщенности и прочих инструментов колористики. Понятие цветового
шара (по Иоханнесу Иттену), цветовые созвучия: созвучие трех, четырех
и шести цветов.
Раздел «Цвет, как метод художественной композиции»
Содержание: Композиционная функция цвета; роль цвета в
формировании иерархии элементов художественной композиции; его
способности акцентировать и нивелировать зрительское внимание;
определять последовательность зрительного восприятия; понятие центра
композиции; роль цветового контраста и нюанса в выделении
композиционного центра; цвет в организации пространства на плоскости,
в создании многоплановых изображений, в выявлении формальных
признаков изображаемых предметов; цветное пятно, линия, точка в
организации художественной композиции.
Раздел «Цвет в живописи»
Содержание: Цвет и краски; различные краски, органические и
неорганические красители, пигменты, красящие вещества; их химические
и оптические свойства; воздействие веществ на цвет; характеристики
цвета; инструменты и кисти, создающие фактуру в масляной, темперной,
акриловой, акварельной живописи; палитра живописца как лаборатория
по созданию живописного колорита; смешение красок; их смешение
путем наложения; аддитивное смешение и раздельный мазок в живописи;
классификация типов цветовых строев.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Понимание эмоционального и аксиологического смысла визуальнопространственной формы;
Воспитание художественного вкуса как способности эстетически
воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира и
искусства;
Овладение основами культуры практической творческой работы
живописными художественными материалами и инструментами;
Овладение средствами художественного изображения в живописи;
Развитие способности наблюдать реальный мир, способности
воспринимать, анализировать и структурировать визуальный образ на
основе его эмоционально – нравственной оценки;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Формирование активного отношения к традициям культуры как
смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
Умение воспринимать и терпимо относиться к другой точке зрения,
другой культуре другому восприятию мира;
Обретение самостоятельного творческого опыта, формирующего
способность к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности,
в различных учебных и жизненных ситуациях;
Умение эстетически относиться к любому виду деятельности;
Развитие художественно – образного мышления как неотъемлемой части
целостного мышления человека;
Формирование способности к целостному восприятию мира;
Развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти;
Получение опыта восприятия и аргументированной оценки произведения
искусства как основы формирования навыков коммуникации;
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Эмоционально – ценностное отношение к искусству и жизни, осознание и
принятие системы общечеловеческих ценностей;

Восприятие мира, человека, окружающих явлений с эстетической
позиции;
Активное отношение к традициям культуры как к смысловой,
эстетической и личностно значимой ценности;
Художественное познание мира, понимание роли и места искусства в
жизни человека и общества;
Понимание основ изобразительной грамоты, умение использовать
специфику образного языка и средств художественной выразительности,
особенности различных художественных материалов и техник во время
практической работы, т.е. в процессе создания художественных образов;
Восприятие и интерпретация темы, сюжета и содержания произведений
изобразительного искусства;
Умение ориентироваться и самостоятельно находить информации по
культуре и искусству в словарях, справочниках, книгах по искусству, в
электронных информационных ресурсах;
Понимание разницы между элитарным и массовым искусством, оценка с
эстетических позиций достоинств и недостатков произведений искусства;
Применять различные художественные материалы, техники и средства
художественной выразительности в собственной художественнотворческой деятельности;

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
№
п
/
п

1

Наименование разделов
и тем программы

Общие сведения о
цветоведении

Количество
часов

10

Основное содержание

Работа с литературой и
Интернет ресурсами по
колористике, посещение
музеев и картинных
галерей; создание
творческих работ
(живописных,
цветографических
набросков, коллажей),
колористических
сочетаний и цветовых
палитр.

Основные виды
деятельности

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Наблюдение за
демонстрациями
учителя,
Выполнение работ
практикума

Электронные
учебники,
обучающие
видеоролики,
электронные
таблицы,
презентации.

2

Исторически
сложившиеся системы
цвета

7

История систематизации
цветов в искусстве и
науке. Создание спектра
(цветового круга).
Физические
характеристики
спектральных цветов.
Работа с литературой и
Интернет ресурсами по
колористике, посещение
музеев и картинных
галерей; создание
творческих работ
(живописных,
цветографических
набросков, коллажей),
колористических
сочетаний и цветовых
палитр.

Наблюдение за
демонстрациями
учителя,
Выполнение работ
практикума

Электронные
учебники,
обучающие
видеоролики,
электронные
таблицы,
презентации.

3

Цветовой контраст и
цветовые гармонии

7

Роль цветового
контраста в
изобразительном
искусстве, основные
виды контраста по
Иоханнесу Иттену
(«Основы цвета»),
работа с литературой и
Интернет ресурсами по
колористике, посещение
музеев и картинных
галерей; создание
творческих работ
(живописных,
цветографических
набросков, коллажей),
колористических
сочетаний и цветовых
палитр.

Наблюдение за
демонстрациями
учителя,
Выполнение работ
практикума

Электронные
учебники,
обучающие
видеоролики,
электронные
таблицы,
презентации.

4

Цвет, как метод
художественной
композиции

6

Композиционная
функция цвета; роль
цвета в формировании
иерархии элементов
художественной
композиции; его
способности
акцентировать и
нивелировать
зрительское внимание;
определять
последовательность
зрительного восприятия;
работа с литературой и
Интернет ресурсами по
колористике, посещение
музеев и картинных
галерей; создание
творческих работ
(живописных,
цветографических
набросков, коллажей),
колористических
сочетаний и цветовых
палитр.

Наблюдение за
демонстрациями
учителя,
Выполнение работ
практикума

Электронные
учебники,
обучающие
видеоролики,
электронные
таблицы,
презентации.

5

Цвет в живописи

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

4

34

Цвет и краски;
инструменты и кисти,
создающие фактуру в
масляной, темперной,
акриловой, акварельной
живописи; палитра
живописца как
лаборатория по
созданию живописного
колорита; смешение
красок; посещение
музеев и картинных
галерей; создание
творческих работ
(живописных,
цветографических
набросков, коллажей),
колористических
сочетаний и цветовых
палитр.

Наблюдение за
демонстрациями
учителя,
Выполнение работ
практикума

Электронные
учебники,
обучающие
видеоролики,
электронные
таблицы,
презентации.

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Тема урока

Всего

Контрольные работы

Практические работы

1

Цели и задачи курса.
Ознакомление с разделами
программы.

1

0

0

2

Значение цвета для
человека.

1

0

0

3

Законы цвета в
естественной среде.

1

0

0

4

Восприятие цвета
предметов и явлений при
различных условиях.

1

0

0

5

Три характеристики цвета:
цветовой тон, светлотность,
насыщенность.

3

0

3

6

Сравнение цвета по
светлотности.

1

0

0

7

Хроматические и
ахроматические цвета

1

0

1

8

Влияние цветового тона и
насыщенности цветов на
зрение.

1

0

0

9

Цветовой круг Иттена –
простейшая система цвета

1

0

1

10

Психологические
характеристики цвета
И.В.Гете, И.Иттена,
В.В.Кандинского.

1

0

0

11

Цвет в работах художников
символистов

1

0

0

12

Цветовые ассоциации:
физические,
физиологические,
эмоциональные.

1

0

0

13

Понятие синестезии,
соощущения; цвет – звук,
цвет – вкус, цвет – запах.

3

0

3

14

Три закона смешения
цветов

1

0

0

15

Триады, тетрады и
взаимодополнительные
цвета, их свойства.

3

0

3

16

Цветовые контрасты

3

0

2

17

Закономерности цветовых
гармоний и их виды

1

0

0

18

Создание 5 цветовых
гармоний (монохромная,
противоположная,
аналогичная, триада,
смежная.)

5

0

5

19

Понятие цветового
диссонанса, его применение
в живописи.

2

0

0

20

Изменение цвета в
зависимости от
освещенности.

1

0

0

21

Соответствие общего
цветового решения и
деталей в живописи.

1

0

1

34

0

19

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».