РП Юный лингвист

МОУ «Лицей № 1»

УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ лицея №1

Принята на научно-методическом
совете протокол

_____________ Гуденко А.В.
Август 2023 г.

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
МОУ «ЛИЦЕЙ №1»

Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Юный лингвист»
общекультурного направления
Возраст обучающихся – 11-12 лет
Срок реализации программы – 1 год
Составители программы:
Аймакова В.А., Осипова О. В.,
педагоги дополнительного образования
_____________
Программа прошла экспертизу
Руководитель кафедры _____________/___________
______________202_ г.

г. Петрозаводск 2024

Пояснительная записка
Обучение

иностранному

языку,

начавшееся

в

начальной

школе

с

ознакомительного курса, продолжается в среднем звене. С помощью изучения
иностранного языка у учащихся закладываются основы для развития интереса к
языковому и культурному многообразию мира, уважения к языку и культуре других
народов, для развития коммуникативно-речевого такта, коммуникабельности при
общении с людьми из других стран.
Обучение иностранному языку, как учебному предмету, в среднем звене ведет
к дальнейшему развитию умений понимать устную и письменную речь на иностранном
языке, участвовать в учебных иноязычных играх, обмениваться репликами при
проигрывании ситуаций общения.
Данный курс рассчитан на 1 час в неделю (35 часов в год).
Данный курс составлен на основе:
1. Примерной программы по учебным предметам Иностранный язык. 5 – 9 классы. –
М.: Просвещение, 2012г. (Стандарты второго поколения);
2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от «29» декабря 2012 года № 273);
3.

Авторской программы курса английского языка к УМК «Звёздный английский»
для 5 класса, авторы К. М. Баранова, Дж. Дули, В.В. Копылова, – М.: Express
Publishing: Просвещение, 2012;

4. Учебно методического комплекса «Звёздный английский» для 5 класса, авторы К.
М. Баранова, Дж. Дули, В.В. Копылова, – М.: Express Publishing: Просвещение,
2012.
Данный курс «Юный лингвист» нацелен на реализацию интегративного подхода,
являющегося системной совокупностью личностно-ориентированного,
социокультурного и деятельностного подходов к обучению английскому языку.
Интегративной целью изучения иностранного языка является формирование
иноязычной коммуникативной компетенции, то есть способности и реальной
готовности обучающихся осуществлять иноязычное общение и добиваться
взаимопонимания с другими участниками общения, а также развитие и воспитание
школьников средствами учебного предмета. Представленная программа
информирует о целях обучения, воспитания и развития школьников средствами
английского языка. Назначение учебного курса «Юный лингвист» в 5 классе
направлено на развитие коммуникативной компетенции: коммуникативных
умений, приобретаемых в основных видах речевой деятельности, формирование
языковых средств и навыков оперирования ими, развитие представлений о

культурных особенностях изучаемых стран. Изучение английского языка
направлено на достижение следующих целей: - Развитие иноязычной
коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной,
компенсаторной, учебнопознавательной) - Развитие и воспитание у школьников
понимания важности иностранного языка в современном мире и потребности
пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной
адаптации; - Воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального
самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ,
толерантного отношения к проявлениям другой культуры. Специальные умения,
навыки и способы действия, которые будут сформированы при успешном усвоении
программы. Программа предусматривает формирование у обучающихся
общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и
ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного курса на
этапе основного общего образования являются: использование учебных умений,
связанных со способами организации учебной деятельности, доступных учащимся
5 классов и способствующих самостоятельному изучению английского языка и
культуры стран изучаемого языка. Развитие специальных учебных умений, таких
как нахождение ключевых слов при работе с текстом, их семантизация в речи
осуществляется на основе: - языковой догадки, словообразовательный анализ,
выборочное использование перевода; - умении пользоваться словарями; - участия в
проектной деятельности межпредметного характера.
Содержание курса
соответствует требованиям ФГОС, целям и задачам образовательной программы
учреждения и строится по темам в соответствии с учебно-тематическим планом рабочей
программы.
1. Межличностные взаимоотношения в семье, со сверстниками; решение конфликтных
ситуаций. Внешность и черты характера человека.
2. Досуг и увлечения (чтение, кино, театр, музеи, музыка). Виды отдыха, путешествия.
Молодежная мода. Покупки. Карманные деньги.
3. Здоровый образ жизни: режим труда и отдыха, спорт, сбалансированное питание, отказ
от вредных привычек
4. Школьное образование, школьная жизнь, изучаемые предметы и отношение к ним.
Переписка с зарубежными сверстниками. Каникулы в различное время года.
5. Мир профессии. Проблемы выбора профессии. Роль иностранного языка в планах на
будущее.
6. Вселенная и человек. Природа: флора и фауна. Проблемы экологии. Защита
окружающей среды. Климат, погода. Уcловия проживания в городской/сельской
местности. Транспорт.

7. Средства массовой информации и коммуникации (пресса, телевидение, радио,
Интернет).
8. Страна/страны изучаемого языка и родная страна, их географическое положение,
столицы и крупные города, регионы, достопримечательности, культурные особенности
(национальные праздники, знаменательные даты, традиции, обычаи), страницы истории,
выдающиеся люди, их вклад в науку и мировую культуру.
Планируемые результаты освоения курса
В результате освоения данного учебного курса, обучающиеся 5 классов, достигают
личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностными результатами в 5 классе являются: формирование ответственного
отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и
построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире

профессий

и

профессиональных

предпочтений,

с

учётом

устойчивых

познавательных интересов; формирование целостного мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего
социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; освоение
социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; развитие
морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

формирование

коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,
старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видах деятельности; формирование ценности
здорового

и

безопасного

образа

жизни;

усвоение

правил

индивидуального

и

коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и
здоровью людей, правил поведения в транспорте и правил поведения на дорогах;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

формирование

мотивации изучения иностранных языков и стремления к самосовершенствованию в
образовательной области «Иностранный язык»; осознание возможностей самореализации
средствами иностранного языка; стремление к совершенствованию речевой культуры в
целом; формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической
коммуникации; стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность
содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение

к проявлениям иной культуры; осознание себя гражданином своей страны и мира;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к
обучению, познанию, выбору индивидуальной образовательной траектории; ценностносмысловые установки обучающихся, отражающие их личностные позиции, социальные
компетенции; сформированность основ гражданской идентичности.
Метапредметными результатами являются: умение самостоятельно определять цели
своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и
познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;

умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения

целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность
выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; владение основами
самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в
учебной и познавательной деятельности; осознанное владение логическими действиями
определения понятий, обобщения, установления аналогий и классификации на основе
самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родо-видовых связей;
умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы; умение создавать,
применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и
познавательных задач; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить
общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта
интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение адекватно
и осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации: для
отображения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей
деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий; развитие умения планировать своё речевое и неречевое
поведение; развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать
с окружающими, выполняя разные социальные роли;

развитие исследовательских

учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной
информации, обобщение и фиксация информации; развитие смыслового чтения, включая
умение выделять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/ключевым словам,
выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать
логическую последовательность основных фактов;

осуществление регулятивных

действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной
деятельности на иностранном языке.
 В коммуникативной сфере (т.е. владении иностранным языком как средством общения):
Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности:
 Обучающийся научится в говорении:

начинать, вести/поддерживать и заканчивать

различные виды диалогов в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого
этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя; - расспрашивать собеседника и
отвечать на его вопросы, высказывая своё мнение, просьбу, отвечать на предложение
собеседника согласием/отказом в пределах изученной тематики и усвоенного лексикограмматического материала.
 Обучающийся получит возможность научиться

рассказывать о себе, своей семье,

друзьях, своих интересах и планах на будущее; сообщать краткие сведения о своём
городе/селе, о своей стране и странах изучаемого языка; описывать события/явления,
передавать

основное

выражать

своё

содержание,

отношение

к

основную

мысль

прочитанного/услышанного,

прочитанному/услышанному,

давать

краткую

характеристику персонажей.
 Обучающийся научится в аудировании: воспринимать на слух и полностью понимать
речь учителя, одноклассников; воспринимать на слух и понимать основное содержание
несложных

аутентичных

аудио-

и

видеотекстов,

относящихся

к

разным

коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ/интервью);
 Обучающийся

получит

возможность

научиться

выделять

основную

тему

в

воспринимаемом на слух тексте; использовать контекстуальную или языковую догадку
при восприятии на слух текстов, содержащих незнакомые слова воспринимать на слух и
выборочно понимать с опорой на языковую догадку, контекст краткие несложные
аутентичные

прагматические

аудио-

и

видеотексты,

выделяя

значимую/нужную/необходимую информацию.
 Обучающийся научится в чтении: читать аутентичные тексты разных жанров и стилей
преимущественно с пониманием основного содержания; читать несложные аутентичные
тексты разных жанров и стилей с полным и точным пониманием и с использованием
различных приёмов смысловой переработки текста (языковой догадки, выборочного
перевода), а также справочных материалов; уметь оценивать полученную информацию,
выражать своё мнение; читать аутентичные тексты с выборочным пониманием
значимой/нужной/интересующей информации. Обучающийся получит возможность
научиться

устанавливать причинно-следственную взаимосвязь фактов и событий,

изложенных в несложном аутентичном тексте; восстанавливать текст из разрозненных
абзацев или путем добавления выпущенных фрагментов.

 Обучающийся научится в письменной речи: заполнять анкеты и формуляры; писать
поздравления, личные письма с опорой на образец с употреблением формул речевого
этикета, принятых в стране/странах изучаемого языка; составлять план, тезисы устного
или письменного сообщения; кратко излагать результаты проектной деятельности.
 Обучающийся получит возможность научиться делать краткие выписки из текста с
целью их использования в собственных устных высказываниях; писать электронное
письмо (e-mail) зарубежному другу в ответ на электронное письмо-стимул; составлять
план/ тезисы устного или письменного сообщения; кратко излагать в письменном виде
результаты проектной деятельности;

писать небольшое письменное высказывание с

опорой на нелинейный текст (таблицы, диаграммы и т. п.).
Языковая компетенция:
 Обучающийся научится применять правила написания слов, изученных в начальной и
основной школе; адекватное произносить и различать на слух все звуки иностранного
языка; соблюдать правильное ударение в словах и фразах;
интонационных

особенностей

предложений

различных

соблюдать ритмико-

коммуникативных

типов

(утвердительное, вопросительное, отрицательное, повелительное); правильное членение
предложений на смысловые группы;

распознавать и употреблять в речи основных

значений изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, реплик клише речевого
этикета);

знать основные способы словообразования (аффиксации, словосложения,

конверсии);

понимать и использовать явления многозначности слов иностранного

языка: синонимии, антонимии и лексической сочетаемости.
 Обучающийся

получит

возможность

научиться

сравнивать

и

анализировать

буквосочетания английского языка и их транскрипцию. Распознавать и употреблять в
речи основных морфологических форм и синтаксических конструкций изучаемого
языка;

знать признаки изученных грамматических явлений (видо-временных форм

глаголов, модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей, существительных, степеней
сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов); узнавать
основные различия систем иностранного и русского/родного языков.
Социокультурная компетенция:
 Обучающийся научится распознавать национально-культурные особенности речевого и
неречевого поведения в своей стране и странах изучаемого языка; применять эти знания
в

различных

ситуациях

формального

и

неформального

межличностного

и

межкультурного общения; распознавать и употреблять в устной и письменной речи
основные

нормы

речевого

этикета

(реплик-клише,

наиболее

оценочной лексики), принятых в странах изучаемого языка;

распространённой

употреблять фоновую

лексику и реалик страны/стран изучаемого языка, некоторые распространённые образцы
фольклора

(скороговорки,

поговорки,

пословицы);

знакомиться

с

образцами

художественной, публицистической и научно-популярной литературы; представление

об особенностях образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка (всемирно
известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую
культуру); представление о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран
изучаемого языка; понимание роли владения иностранными языками в современном
мире.
Компенсаторная компетенция – умение выходить из трудного положения в условиях
дефицита языковых средств при получении и приёме информации за счёт использования
контекстуальной догадки, игнорирования языковых трудностей, переспроса, словарных
замен, жестов, мимики.
В познавательной сфере: умение сравнивать языковые явления родного и иностранного
языков

на

уровне

отдельных

грамматических

явлений,

слов,

словосочетаний,

предложений; владение приёмами работы с текстом: умение пользоваться определённой
стратегией

чтения/аудирования

в

зависимости

от

коммуникативной

(читать/слушать текст с разной глубиной понимания);
образцу/аналогии

при

выполнении

упражнений

и

задачи

умение действовать по
составлении

собственных

высказываний в пределах тематики основной школы; готовность и умение осуществлять
индивидуальную и совместную проектную работу; владение способами и приёмами
дальнейшего самостоятельного изучения иностранных языков.
 В ценностно-ориентационной сфере: достижение взаимопонимания в процессе устного и
письменного общения с носителями иностранного языка, установление межличностных
и межкультурных контактов в доступных пределах;

представление о целостном

полиязычном, поликультурном мире, осознание места и роли родного и иностранных
языков в этом мире как средства общения, познания, самореализации и социальной
адаптации; приобщение к ценностям мировой культуры как через источники
информации на иностранном языке (в том числе мультимедийные), так и через
непосредственное участие в школьных обменах, туристических поездках, молодёжных
форумах.
 В эстетической сфере: владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций
на иностранном языке;

стремление к знакомству с образцами художественного

творчества на иностранном языке и средствами иностранного языка; развитие чувства
прекрасного в процессе обсуждения современных тенденций в живописи, музыке,
литературе.
 В трудовой сфере:

умение рационально планировать свой учебный труд;

умение

работать в соответствии с намеченным планом.
 В физической сфере: стремление вести здоровый образ жизни (режим труда и отдыха,
питание, спорт, фитнес).

Тематическое планирование курса
№
урока

Тема

Количество Основное содержание Основные виды
часов
деятельности
обучающихся
Модуль 1. Люди во всём мире (6 часов - сентябрь)

1

Знакомство

1

Игра «Моя визитная
карточка»
(презентации)

Игровой практикум.

2

Увлечения

1

чтение текста
Игра «Городки»

Работа с
дополнительными
источниками
информации.

3

Мои увлечения.

1

Работа с раздаточным
материалом

Выполнение
упражнений

4

Увлечение моих
друзей

1

Работа в парах
сменного состава с
целью получения и
обобщения
информации

Презентация работ
обучающихся.

Модуль 2. В гостях хорошо, а дома - лучше (4 часа - октябрь)
5

Виды домов

Прослушивание и
чтение текста

Извлечение
информации из текста

6

Дом, в котором я 1
живу.

Составление
монологических
высказываний

Представление
собственных работ.

7.

Высотный дом в
Москве

1

Выполнение
интерактивных
заданий.

Работа с
дополнительными
источниками
информации.

8

Интересные
факты о домах

1

Работа с ЭОР

Поиск информации .

1

Модуль 3. День за днём (4 часа - ноябрь)
9

Школьная жизнь 1

Прослушивание и
чтение текста.

Извлечение
информации из аудио и
печатного текста.

10

После школы

1

Ответы на вопросы по
образцу.

Составление
монологических
высказываний по
образцу.

11

Питомцы

1

Чтение текста, работа с Работа в группах ,
ЭОР
обмен информацией.

12

Популярное
животное в
России

1

Просмотр видео
фрагмента.

Работа с ЭОРами.

Модуль 4. В любую погоду (5 часов - декабрь)
13

Климат

1

Работа с раздаточным
материалом

Составление
монологических
высказываний

14

Одежда

1

Актуализация знаний.

Учебник. Раздаточный
материал. Wordwall

15

Традиции стран

1

Знакомство с
традициями стран
изучаемого языка.

Работа с текстом.

16

Национальные
блюда

1

Знакомство с
национальными
блюдами стран мира.

Ролевая учебная игра.

17

Контрольная
1
работа (по темам
1 голугодия)

Лексикограмматический тест.

Контроль знаний.

Модуль 5. Жизнь в прошлом (7 часов - январь-март)
18

Места в городе

1

Введение и
семантизация
лексических единиц .

Выполнение заданий с
использованием
раздаточного
материала.

19

Моё детство

1

Монологические
высказывания
обучающихся.

Самостоятельная работа
обучающихся.

20

Легендарные
фигуры

1

Актуализация знаний .

Обмен информацией.

21

Екатерина
Великая

1

Работа с текстом.

Трансформация и
пересказ текста.

22

Знаменитые
личности

1

Поиск информации об
известных людях.

Представление
полученной
информации.

23

Знаменитые
личности в моей
стране

1

Обмен информацией.

Работа в группах.

24

Знаменитая
личность для
меня

1

Составление
монологических
высказываний по
образцу.

Презентация работ.

Модуль 6. Ты когда — либо...? (11 часов — апрель - июнь)
25

Путешествия

1

Чтение разных текстов Представление
в микрогруппах.
полученной
информации в
микрогруппах.

26

Приключения

1

Составление диалогов
по образцу.

Работа в парах.

27

Интересные
факты

1

Работа с
дополнительными
источниками
информации.

Систематизации
полученной
информации.

28

Привычки

1

Опрос одноклассников. Обобщене и
представление
полученной
информации.

29

Вредные и
полезные
привычки

1

Чтение текста.

Выполнение задание на
основе полученной из
текста информации.

30

Мои привычки

1

Сотавление
монологических
высказываний.

Презентации детей

31

Музей
Циолковского

1

Работа с аудио , видео
и печатным текстом.

Просмотр видео
материала и чтение
текста.

32

Знаменитые
учреждения

1

Чтение диалога.

Составление диалога по
образцу.

33

Знаменитые
учреждения в
нашей страны

1

Обмен подготовленной Презентации детей.
информацией.

34

Контрольная
1
работа (по темам
2 полугодия)

Лексико грамматический тест.

35

Обобщение
изученного
материала

Интерактивные задания Участие в
на повторение
интерактивном
материала.
мероприятии.

1

Выполнение
тестирования.

Учебно-методическое обеспечение курса
1. Starlight

5. Student's book / Звёздный английский 5 класс. Учебник для общеобразовательных
учреждений и школ с углубленным изучением английского языка. Баранова К.М., Дули Д.,
Копылова В.В., Мильруд Р.П., Эванс В. (+audio)
2. Starlight 5. Workbook / Звёздный английский 5 класс. Рабочая тетрадь. Баранова К.М., Дули Д.,
Копылова В.В., Мильруд Р.П., Эванс В. (+audio)
3. Starlight 5. Teacher's book / Звёздный английский 5 класс. Книга для учителя. Баранова К.М.,
Дули Д., Копылова В.В., Мильруд Р.П., Эванс В.
4. Starlight 5. Test Booklet / Звёздный английский 5 класс. Контрольные задания. Баранова К.М.,
Дули Д., Копылова В.В., Мильруд Р.П., Эванс В. (+audio)
5. Starlight 5. Звёздный английский 5 класс. Сборник грамматических упражнений. Смирнов А.В.
6. Starlight 5. Звёздный английский 5 класс. Тренировочные упражнения в формате ГИА.
Комиссаров К.В., Кирдяева О.И.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».