УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
МОУ «ЛИЦЕЙ №1»
Рабочая программа курса
внеурочной деятельности
Решение задач повышенной сложности в курсе химии
Возраст обучающихся – 15-17 лет
Срок реализации программы – 1 год
Составитель программы:
Зайцев Д.О., канд. хим. наук, доцент,
педагог дополнительного образования
Программа прошла экспертизу
Руководитель кафедры _____________/___________
______________20__ г.
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Решение задач по химии повышенного уровня сложности» предназначена для учащихся 10 -11 классов, проявляющих повышенный интерес к химии и собирающихся продолжить образование в учебных заведениях естественно профиля (химикотехнологические, медицинские, сельскохозяйственные вузы). Курс рассчитан в первую очередь на
учащихся, обладающих хорошими знаниями основных химических законов, базовых знаний по общей химии и способных к творческому и осмысленному восприятию материала, что позволит выполнять практическую часть курса. Курс рассчитан на 36 часов в год, 1раз в неделю.
Цель курса:
Углубление знаний учащихся по неорганической и органической химии путем решения химических задач от простых до задач повышенного уровня сложности, предлагаемых на различных
олимпиадах, овладение алгоритмами решения химических задач.
Задачи курса:
Повторить, систематизировать и обобщить основные теоретические вопросы курса
химии.
Развить умения выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, взаимосвязи состава, строения и свойств веществ.
Сформировать умения практически применять полученные знания.
Сформировать умения работать с различными типами задач.
Структура курса представляет собой набор логически законченных и содержательно взаимосвязанных тем, изучение которых обеспечивает системность и практическую направленность знаний
и умений учащихся. Разнообразный дидактический материал дает возможность отбирать задания для
учащихся различной степени подготовки. Занятия направлены на расширение и углубление базового
курса. Содержание курса можно варьировать с учетом склонностей, интересов и уровня подготовленности учеников.
Основной тип занятий − практикум. Для наиболее успешного усвоения материала планируются индивидуальные формы работы и работа в малых группах, также, при самостоятельной работе
возможны оперативные консультации. Для текущего контроля учащимся предлагается набор заданий, принцип решения которых разбирается совместно с учителем, а основная часть заданий выполняется учащимся самостоятельно.
Занятия проводятся, главным образом, в форме практических занятий по решению задач.
Продолжительность занятия 1 час в неделю в течение учебного года. Программа курса построена в
строго определенной последовательности: сначала изучаются методы решения расчетных задач, а
затем решение разных типов расчетных задач с помощью этих методов.
Содержание программы курса обеспечивает преемственность с программами предметов: математика, физика.
Программа курса ориентирована на достижение результатов ФГОС (планируемых результатов
обучения): личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных).
Планируемые результаты обучения и освоения содержания
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общих учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, предполагает деятельность,
направленную на достижение обучающимися следующих предметных результатов:
-четко представлять сущность описанных в задаче процессов;
-видеть взаимосвязь происходящих химических превращений и изменений численных параметров
системы, описанной в задаче;
-решать задачи на определение направления протекания химической реакции с участием органических веществ;
-определять формулы органических соединений различных классов на основе их свойств, по массовым долям химических элементов, по продуктам сгорания;
-производить расчеты по химическим формулам, определять среднюю молекулярную массу и относительную плотность газовой смеси,
-производить вычисления состава растворов с использованием массовой доли растворенного вещества, молярной концентрации, растворимости;
- производить расчеты по уравнениям: вычислять объемные
отношения газов, определять состав смеси, массы продуктов реакции, если одно из реагирующих
веществ дано в избытке, определять выход продукта реакции;
производить расчеты по термохимическим уравнениям; решать задачи с использованием знаний об
окислительно-восстановительных процессах с участием органических и неорганических веществ;
-производить расчеты с использованием параллельных последовательных превращений веществ;
-записывать уравнения химических реакций, отражающих
генетическую взаимосвязь органических и неорганических соединений, и
производить расчеты по ним.
В ценностно-ориентационной сфере:
- владеть химической терминологией;
- знать способы решения различных типов усложненных задач;
- знать основные формулы и законы, по которым проводятся расчеты и
применять их для решения задач разных типов;
- использовать стандартные алгоритмы решения задач;
- использовать методы научного познания:
моделирование химических процессов и явлений – при решении учебноисследовательских задач по изучению свойств, способов получения и
распознавания органических и неорганических веществ.
Содержание курса
Тема 1 Методы решения расчётных задач. (2 часа)
Метод пропорционального расчёта. Алгебраический метод. Метод поэтапного расчёта. Метод решения задач с использованием систем уравнения. Графический способ решения задач.
Тема 2. Задачи по общей химии. (19 часов)
Расчеты на основе основных понятий и законов химии (строение атома, основные газовые законы,
уравнение Менделеева-Клапейрона, молярная масса газовой смеси).
Расчеты по определению зависимости скорости химической реакции от концентрации реагирующих
веществ и температуры, установлению состава реагентов и продуктов в равновесных процессах.
Расчеты тепловых эффектов химических реакций.
Расчет pH кислот и оснований.
Расчеты на основе понятий «растворимость», «массовая доля» и «молярная концентрация», «кристаллогидраты».
Тема 3 Задачи по неорганической химии. (12 часов)
Генетическая связь неорганических веществ.
Распознавание неорганических веществ и их состава на основе качественных реакций.
Выполнение расчетов на основе важнейших кислотно-основных и окислительно-восстановительных
(в.ч. электролиз) реакций.
Расчёты по последовательным, параллельным и альтернативным реакциям.
Тема 4 Задачи по органической химии. (12 часов)
Генетическая связь органических веществ. Распознавание органических вещест и их состава на основе качественных реакций. Вывод формулы вещества по результатам химической реакции вещества
и по продуктам его сгорания.
Учебно-тематический план
№
1
Тема
Методы решения расчётных задач.
Кол-во часов
2
2
Задачи по общей химии.
8
3
Задачи по неорганической химии
12
4
Задачи по органической химии
12
Итоговое занятие
Итого
2
36
Формы работы
Лекция
Практическое занятие, представление основных алгоритмов решения.
Практическое занятие. Ознакомление с общими алгоритмами решения задач на конкретных примерах .
Практическое занятие. Разбор задач, составлениеалгоритмов решения.
Контрольная работа
Результаты освоения курса
сформированность умения проводить расчёты: с использованием понятий «массовая доля вещества в растворе» и «молярная концентрация»; массы вещества или объёма газа по известному количеству вещества, массе или объёму одного из участвующих в реакции веществ; теплового эффекта реакции; значения водородного показателя растворов кислот и щелочей с известной степенью диссоциации; массы (объёма, количества вещества) продукта реакции, если
одно из исходных веществ дано в виде раствора с определённой массовой долей растворённого вещества или дано в избытке (имеет примеси); доли выхода продукта реакции; объёмных
отношений газов
сформированность умения раскрывать сущность: окислительно-восстановительных реакций
посредством составления электронного баланса этих реакций; реакций ионного обмена путём
составления их полных и сокращённых ионных уравнений; реакций гидролиза;
сформированность умений: осуществлять химической информации в различных источниках
(научная и учебно-научная литература, средства массовой информации, Интернет и другие),
критически анализировать химическую информацию, перерабатывать её и использовать в соответствии с поставленной учебной задачей.
Формы контроля
В качестве объектов контроля используются:
Практикумы по решению задач;
тестовые задания по темам курса (промежуточный контроль);
самоконтроль, взаимоконтроль;
итоговый контроль.
Учебно-методическое обеспечение курса
1. Доронькин В.И., А.Г. Бережная, Т.В. Сажнева, В.А.Февралёва. Универсальный задачник для
подготовки к ЕГЭ и контрольным работам/ учебно-методическое пособие.- Ростов- на-Дону:
Легион, 2014, 217 с.- (Готовимся к ЕГЭ).
2. Короленко М.В. Задачи по органической химии с методическими рекомендациями и примерами решений. М.: ИМА-Принт, 1993, 48 с.
3. Н.Е. Кузьменко, В.В. Еремин. 2500 задач по химии М.: «ОНИКС 21век».2002. 640с
4. Н.Е. Кузьменко, В.В. Еремин. С.С. Чуранов. Сборник конкурсных задач по химии. М.: «Экзамен». 2001. 576с
5. С.А. Пузаков, В.А. Попков. Пособие по химии. М.: Высшая школа. 2004. 623с.
6. Лисицын А.З., Зейфман А. А. Очень нестандартные задачи по химии / Под ред. В.В. Еремина.
М.: МЦНМО, 2015. 192 с.