МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и спорта Республики Карелия
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
МОУ "Лицей №1"
УТВЕРЖДЕНО
Приказ №____ от ___________
Директор МОУ "Лицей №1"
___________________________
Гуденко А.В.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА»
для обучающихся 9 класса
Составитель: Е.В. Каверина,
учитель русского языка и литературы
Петрозаводск 2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по элективному курсу «Комплексный анализ текста» на уровне
основного общего образования подготовлена на основе ФГОС ООО, ФОП ООО,
Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации
(утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля
2016 г № 637-р), федеральной рабочей программы воспитания, . с учетом
изучения русского языка по базовой программе общеобразовательных
учреждений « Русский язык 5-9 классы» /авт. М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская,
Н. М. Шанский.- М.: Просвещение, 2008 г., а также по учебному пособию «
Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку : 7 класс. 8 класс.
9 класс: ко всем действующим учебникам/Е.Н. Груздева, М. Ю. Никулина.-2-е
изд., перераб. и доп..- М.: Издательство « Экзамен», 2013г. Данный элективный
предмет является элементом раннего предпрофильного обучения. Особенностью
программы данного предмета является опора на языковое чутьё учащихся,
целенаправленное формирование коммуникативной компетенции, подготовка к
ГИА в новой форме. Учащиеся отрабатывают умения и навыки грамотного
письма и грамотной речи и эффективно проверяют коммуникативную,
лингвистическую и культуроведческую компетенции.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения данного
курса, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и
определению планируемых результатов.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые
предлагаются для изучения в 8 классе.
Планируемые результаты освоения программы по курсу «Комплексный
анализ текста» включают личностные, метапредметные результаты за период
обучения на уровне основного общего образования, а также предметные
достижения обучающегося за 9 класс.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА «КОМПЛЕКСНЫЙ
АНАЛИЗ ТЕКСТА»
Элективный курс «Комплексный анализ текста»
направлен на
совершнствование учащимися навыков работы с текстом. Понимание текста
требует нравственно-интеллектуальных усилий и может быть достигнуто в
процессе «диалога с текстом». Сам процесс «общения» с текстом — это учебная
деятельность, когда духовно-нравственное становление личности постепенно
происходит как часть самого обучения, приобретения тех знаний, умений.
Процесс понимания текста, его интерпретация учеником — уже творчество.
Деятельность учащихся на основе текста развивает и мышление, и чувства
(рациональное и эмоциональное), способствует воспитанию и эстетическому, и
этическому, является решающим фактором формирования языковой личности.
Курс призван обеспечить освоение наиболее актуальных для работы над
текстами способов деятельности учащимися основной школы и подготовку
обучающихся к разработке и реализации собственных текстов.
Актуальность
курса «Комплексный анализ текста» определяется, с одной стороны,
необходимостью решать проблемы повышения грамотности учеников, с другой
стороны, новизной формы сдачи экзамена по предмету, которая включает в себя и
сжатое изложение, тестовые задания, и творческую работу.
Владение работой с текстом, умение понимать информацию во многом
определяют достижения человека практически во всех областях жизни,
способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям
современного мира. Данный курс неразрывно связан со всеми школьными
предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в
перспективе способствует овладению будущей профессией.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ
ТЕКСТА»
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:
-осознание и проявление общероссийской гражданственности, патриотизма,
уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации и
языку межнационального общения; проявление сознательного отношения к языку
как к общероссийской ценности, форме выражения и хранения духовного
богатства русского и других народов России, как к средству общения и получения
знаний в разных сферах человеческой деятельности; проявление уважения к
общероссийской и русской культуре, к культуре и языкам всех народов
Российской Федерации;
-овладение русским языком как инструментом личностного развития,
инструментом формирования социальных взаимоотношений, инструментом
преобразования мира;
-овладение знаниями о русском языке, его устройстве и закономерностях
функционирования, о стилистических ресурсах русского языка; практическое
овладение нормами русского литературного языка и речевого этикета;
обогащение активного и потенциального словарного запаса и использование в
собственной речевой практике разнообразных грамматических средств;
совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; воспитание
стремления к речевому самосовершенствованию;
-совершенствование речевой деятельности, коммуникативных умений,
обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в
ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного
общения; овладение русским языком как средством получения различной
информации, в том числе знаний по разным учебным предметам;
-совершенствование мыслительной деятельности, развитие универсальных
интеллектуальных умений сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования,
обобщения, классификации, установления определённых закономерностей и
правил, конкретизации в процессе изучения русского языка;
-развитие функциональной грамотности в части формирования умений
осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать
необходимую информацию, интерпретировать, понимать и использовать тексты
разных форматов (сплошной, несплошной текст, инфографика и другие);
осваивать стратегии и тактик информационно-смысловой переработки текста,
способы понимания текста, его назначения, общего смысла, коммуникативного
намерения автора; логической структуры, роли языковых средств.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА «КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА» В
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение курса в 9 классе основного общего образования на базовом
уровне в учебном плане отводится 34 часа (1 час в неделю)
III СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
элективного курса "Комплексный анализ текста"
(34 часа)
Введение. (1 ч.)
Текст и его признаки. Тема, основная мысль текста
Развитие речи. Изложение (8 ч.)
Микротемы исходного текста. Абзацное членение текста. Приемы сжатия
текста. Исключение, обобщение, упрощение как приёмы сжатия текста. Выбор
приёмов сжатия текста.
Развитие речи. Сочинение (12 ч.)
Информационная обработка текста. Сочинение-рассуждение, особенности
построения текста. Аргументация исходного тезиса. Употребление языковых
средств в зависимости от речевой ситуации. Ключевые слова. План.
Выразительность русской речи (2 ч.)
Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова.
Стилистические фигуры, основанные на возможностях русского синтаксиса.
Анализ художественного текста.
Лексические нормы СРЛЯ (2 ч.)
Лексическое значение слова. Лексический анализ слова. Синонимы. Антонимы.
Омонимы. Употребление фразеологизмов.
Стили речи (2 ч.)
Анализ художественно-языковой формы произведений русской классической и
современной литературы, развитие на этой основе восприимчивости
художественной формы, образных средств, эмоционального и эстетического
содержания
произведения.
Стилистически
маркированные
слова.
Стилистические синонимы.
Нормы орфографии и пунктуации (5 ч.)
Принципы русской орфографии.
Трудные вопросы правописания –Н- и –НН- в суффиксах существительных,
прилагательных и наречий, в суффиксах причастий и отглагольных
прилагательных.
Правописание приставок. Правописание безударных гласных в корнях слов.
Обобщающее повторение синтаксиса. Грамматическая основа простого
предложения, виды его осложнения, типы сложных предложений. Нормативное
построение предложений разных типов.
Принципы и функции русской пунктуации. Смысловая роль знаков препинания.
Роль пунктуации в письменном общении. Синтаксическая синонимия как
источник богатства и выразительности русской речи.
Повторение и обобщение изученного (2 ч.)
Контрольное тестирование по материалам КИМов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1) гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в
жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края,
страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных
произведениях, написанных на русском языке;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли
различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина,
социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров
из литературных произведений, написанных на русском языке;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном
самоуправлении;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям,
нуждающимся в ней; волонтёрство);
2) патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, понимание роли русского языка как
государственного языка Российской Федерации и языка межнационального
общения народов России, проявление интереса к познанию русского языка, к
истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов
России, ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины –
России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в
том числе отражённым в художественных произведениях, уважение к символам
России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и
памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
3) духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора, готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки,
а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и
правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие
асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях
индивидуального и общественного пространства;
4) эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего
и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание
важности художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения;
осознание важности русского языка как средства коммуникации и
самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли
этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к
самовыражению в разных видах искусства;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и
читательский опыт, ответственное отношение к своему здоровью и установка на
здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил,
рациональный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление
алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и
психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыки
безопасного поведения в информационно-коммуникационной сети «Интернет» в
процессе школьного языкового образования;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное
состояние других, использовать адекватные языковые средства для выражения
своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных
произведений, написанных на русском языке, сформированность навыков
рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого
человека;
6) трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках
семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода
деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в
том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления
с деятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение к труду и
результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и
общественных интересов и потребностей;
умение рассказать о своих планах на будущее;
7) экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из области социальных и естественных
наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и
оценки их возможных последствий для окружающей среды, умение точно,
логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения, активное неприятие
действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при
знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические
проблемы, осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и социальной сред, готовность к
участию в практической деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений
об основных закономерностях развития человека, природы и общества,
взаимосвязях человека с природной и социальной средой, закономерностях
развития языка, овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения
как средства познания мира, овладение основными навыками исследовательской
деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и
стремление
совершенствовать
пути
достижения
индивидуального
и
коллективного благополучия;
9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и
природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной
деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой
культурной среды;
потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость
опыту и знаниям других, потребность в действии в условиях неопределённости, в
повышении уровня своей компетентности через практическую деятельность, в
том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности
новые знания, навыки и компетенции из опыта других, необходимость в
формировании новых знаний, умений связывать образы, формулировать идеи,
понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных,
осознание дефицита собственных знаний и компетенций, планирование своего
развития, умение оперировать основными понятиями, терминами и
представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и
выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с
учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления
вызовов, возможных глобальных последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие
изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский
опыт, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;
формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь
находить позитивное в сложившейся ситуации, быть готовым действовать в
отсутствие гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
базовые
логические
действия
как
часть
познавательных
универсальных учебных действий:
выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц,
языковых явлений и процессов;
устанавливать существенный признак классификации языковых единиц
(явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа,
классифицировать языковые единицы по существенному признаку;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах,
данных и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и
противоречий;
выявлять дефицит информации текста, необходимой для решения
поставленной учебной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов,
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с
разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты
решения и выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных
критериев.
- базовые исследовательские действия как часть познавательных
универсальных учебных действий:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в
языковом образовании;
формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и
желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и
данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений
других, аргументировать свою позицию, мнение;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных
задач;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование
по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинноследственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в
ходе лингвистического исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки
достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий
и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
-умения работать с информацией как часть познавательных
универсальных учебных действий:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать
информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;
использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с
точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нём информации и
усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и
систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом
поставленных целей;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и
ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации
(текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи
несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в
зависимости от коммуникативной установки;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем
или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
-умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных
действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии
с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и
дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков;
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы
и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание
благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты проведённого языкового анализа,
выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные
тексты с использованием иллюстративного материала.
-умения самоорганизации как части регулятивных универсальных
учебных действий:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и
собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы
в ходе его реализации;
делать выбор и брать ответственность за решение.
-умения самоконтроля, эмоционального интеллекта как части
регулятивных универсальных учебных действий:
владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого),
самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её
изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной
задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности;
понимать причины коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать
оценку приобретённому речевому опыту и корректировать собственную речь с
учётом целей и условий общения; оценивать соответствие результата цели и
условиям общения;
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями
других;
выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения
другого человека, анализируя речевую ситуацию; регулировать способ выражения
собственных эмоций;
осознанно относиться к другому человеку и его мнению;
признавать своё и чужое право на ошибку;
принимать себя и других, не осуждая;
проявлять открытость;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
-умения совместной деятельности:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость
применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по
её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и
результат совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность
руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с
учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах
работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и другие);
выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему
направлению и координировать свои действия с действиями других членов
команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать
результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
представлению отчёта перед группой.
Предметные результаты
Язык и речь
Создавать устные монологические высказывания объёмом не менее 80 слов
на основе наблюдений, личных впечатлений, чтения научно-учебной,
художественной и научно-популярной литературы: монолог-сообщение, монологописание, монолог-рассуждение, монолог-повествование; выступать с научным
сообщением.
Участвовать в диалогическом и полилогическом общении (побуждение к
действию, обмен мнениями, запрос информации, сообщение информации) на
бытовые, научно-учебные (в том числе лингвистические) темы (объём не менее 6
реплик).
Владеть различными видами аудирования: выборочным, ознакомительным,
детальным – научно-учебных, художественных, публицистических текстов
различных функционально-смысловых типов речи.
Владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным,
изучающим, поисковым.
Устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объёмом не
менее 150 слов.
Осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в
соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом.
Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского
литературного языка, в том числе во время списывания текста объёмом 140–160
слов; словарного диктанта объёмом 35–40 слов; диктанта на основе связного
текста объёмом 140–160 слов, составленного с учётом ранее изученных правил
правописания (в том числе содержащего изученные в течение пятого года
обучения орфограммы, пунктограммы и слова с непроверяемыми написаниями).
Текст
Анализировать текст: определять и комментировать тему и главную мысль
текста; подбирать заголовок, отражающий тему или главную мысль текста.
Устанавливать принадлежность текста к функционально-смысловому типу
речи.
Находить в тексте типовые фрагменты – описание, повествование,
рассуждение-доказательство, оценочные высказывания.
Прогнозировать содержание текста по заголовку, ключевым словам, зачину
или концовке.
Выявлять отличительные признаки текстов разных жанров.
Создавать высказывание на основе текста: выражать своё отношение к
прочитанному или прослушанному в устной и письменной форме.
Создавать тексты с опорой на жизненный и читательский опыт; на
произведения искусства (в том числе сочинения-миниатюры объёмом 8 и более
предложений или объёмом не менее 6–7 предложений сложной структуры, если
этот объём позволяет раскрыть тему, выразить главную мысль); классные
сочинения объёмом не менее 250 слов с учётом стиля и жанра сочинения,
характера темы.
Владеть умениями информационной переработки текста: выделять главную
и второстепенную информацию в тексте; извлекать информацию из различных
источников, в том числе из лингвистических словарей и справочной литературы,
и использовать её в учебной деятельности.
Представлять сообщение на заданную тему в виде презентации.
Представлять содержание прослушанного или прочитанного научноучебного текста в виде таблицы, схемы; представлять содержание таблицы, схемы
в виде текста.
Подробно и сжато передавать в устной и письменной форме содержание
прослушанных и прочитанных текстов различных функционально-смысловых
типов речи (для подробного изложения объём исходного текста должен
составлять не менее 280 слов; для сжатого и выборочного изложения – не менее
300 слов).
Редактировать собственные/созданные другими обучающимися тексты с
целью совершенствования их содержания (проверка фактического материала,
начальный логический анализ текста – целостность, связность, информативность).
Функциональные разновидности языка
Характеризовать сферу употребления, функции, типичные ситуации
речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для научного
стиля; основные особенности языка художественной литературы; особенности
сочетания элементов разговорной речи и разных функциональных стилей в
художественном произведении.
Характеризовать разные функционально-смысловые типы речи, понимать
особенности их сочетания в пределах одного текста; понимать особенности
употребления языковых средств выразительности в текстах, принадлежащих к
различным
функционально-смысловым
типам
речи,
функциональным
разновидностям языка.
Использовать при создании собственного текста нормы построения текстов,
принадлежащих к различным функционально-смысловым типам речи,
функциональным разновидностям языка, нормы составления тезисов, конспекта,
написания реферата.
Составлять тезисы, конспект, писать рецензию, реферат.
Оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной
функциональной направленности с точки зрения соответствия их
коммуникативным требованиям и языковой правильности; исправлять речевые
недостатки, редактировать текст.
Выявлять отличительные особенности языка художественной литературы в
сравнении с другими функциональными разновидностями языка. Распознавать
метафору, олицетворение, эпитет, гиперболу, сравнение.
Система языка
Cинтаксис. Культура речи. Пунктуация
Сложносочинённое предложение
Выявлять основные средства синтаксической связи между частями сложного
предложения.
Распознавать сложные предложения с разными видами связи, бессоюзные и
союзные предложения (сложносочинённые и сложноподчинённые).
Характеризовать сложносочинённое предложение, его строение, смысловое,
структурное и интонационное единство частей сложного предложения.
Выявлять смысловые отношения между частями сложносочинённого
предложения, интонационные особенности сложносочинённых предложений с
разными типами смысловых отношений между частями.
Понимать особенности употребления сложносочинённых предложений в
речи.
Соблюдать основные нормы построения сложносочинённого предложения.
Понимать явления грамматической синонимии сложносочинённых
предложений и простых предложений с однородными членами; использовать
соответствующие конструкции в речи.
Проводить синтаксический и пунктуационный анализ сложносочинённых
предложений.
Применять правила постановки знаков препинания в сложносочинённых
предложениях.
Сложноподчинённое предложение
Распознавать сложноподчинённые предложения, выделять главную и
придаточную части предложения, средства связи частей сложноподчинённого
предложения.
Различать подчинительные союзы и союзные слова.
Различать виды сложноподчинённых предложений по характеру смысловых
отношений между главной и придаточной частями, структуре, синтаксическим
средствам связи, выявлять особенности их строения.
Выявлять сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными,
сложноподчинённые предложения с придаточной частью определительной,
изъяснительной и обстоятельственной (места, времени, причины, образа
действия, меры и степени, сравнения, условия, уступки, следствия, цели).
Выявлять однородное, неоднородное и последовательное подчинение
придаточных частей.
Понимать явления грамматической синонимии сложноподчинённых
предложений и простых предложений с обособленными членами; использовать
соответствующие конструкции в речи.
Соблюдать основные нормы построения сложноподчинённого предложения.
Понимать особенности употребления сложноподчинённых предложений в
речи.
Проводить синтаксический и пунктуационный анализ сложноподчинённых
предложений.
Применять нормы построения сложноподчинённых предложений и правила
постановки знаков препинания в них.
Бессоюзное сложное предложение
Характеризовать смысловые отношения между частями бессоюзного
сложного предложения, интонационное и пунктуационное выражение этих
отношений.
Соблюдать основные грамматические нормы построения бессоюзного
сложного предложения.
Понимать особенности употребления бессоюзных сложных предложений в
речи.
Проводить синтаксический и пунктуационный анализ бессоюзных сложных
предложений.
Выявлять грамматическую синонимию бессоюзных сложных предложений и
союзных сложных предложений, использовать соответствующие конструкции в
речи; применять нормы постановки знаков препинания в бессоюзных сложных
предложениях.
Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи
Распознавать типы сложных предложений с разными видами связи.
Соблюдать основные нормы построения сложных предложений с разными
видами связи.
Употреблять сложные предложения с разными видами связи в речи.
Проводить синтаксический и пунктуационный анализ сложных предложений
с разными видами связи.
Применять правила постановки знаков препинания в сложных предложениях
с разными видами связи.
Прямая и косвенная речь
Распознавать прямую и косвенную речь; выявлять синонимию предложений
с прямой и косвенной речью.
Уметь цитировать и применять разные способы включения цитат в
высказывание.
Соблюдать основные нормы построения предложений с прямой и косвенной
речью, при цитировании.
Применять правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой
и косвенной речью, при цитировании.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов
№
п/п
Наименование разделов и тем
программы
Всего
Контрольные Практические
работы
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Раздел 1.Введение
1.1
Текст и его признаки. Тема,
основная мысль текста.
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78
1
Итого по разделу
1
Раздел 2. Развитие речи. Изложение
2.1
Микротемы
исходного
Абзацное членение текста.
текста.
2.2
Приемы сжатия текста. Выбор
приёмов сжатия текста.
Итого по разделу
3
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78
5
3
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78
3
Библиотека ЦОК
8
Раздел 3. Развитие речи. Сочинение
3.1
Информационная обработка текста.
Сочинение-рассуждение,
6
особенности построения текста.
Аргументация исходного тезиса.
3.2
Употребление языковых средств в
зависимости от речевой ситуации.
Ключевые слова. План.
Итого по разделу
https://m.edsoo.ru/7f419b78
6
3
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78
12
Раздел 4. Выразительность русской речи
4.1
4.2
Основные
виды
тропов,
их
использование
мастерами
художественного
слова.
Стилистические
фигуры,
основанные
на
возможностях
русского синтаксиса.
1
Анализ художественного текста.
1
Итого по разделу
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78
2
5.Лексические нормы современного русского литературного языка
5.1
Лексическое
значение
Лексический анализ слова.
слова.
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78
5.2
Синонимы. Антонимы. Омонимы.
Употребление фразеологизмов. в
тексте.
Итого по разделу
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78
2
6. Стили речи
6.1
Анализ
художественно-языковой
формы
произведений
русской
классической
и
современной
литературы, развитие на этой
основе
восприимчивости
художественной формы, образных
средств,
эмоционального
и
эстетического
содержания
произведения.
Стилистически
маркированные
слова.
Стилистические синонимы.
Итого по разделу:
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78
2
7. Нормы орфографии и пунктуации
Принципы русской орфографии.
7.1
Трудные вопросы правописания –Ни
–ННв
суффиксах
существительных, прилагательных
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78
и наречий, в суффиксах причастий и
отглагольных прилагательных.
7.2
Правописание
приставок.
Правописание безударных гласных
в корнях слов.
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78
7.3
Обобщающее
повторение
синтаксиса. Грамматическая основа
простого предложения, виды его
осложнения,
типы
сложных
предложений.
Нормативное
построение предложений разных
типов.
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78
7.4
Принципы и функции русской
пунктуации. Смысловая роль знаков
препинания. Роль пунктуации в
письменном
общении.
Синтаксическая синонимия как
источник
богатства
и
выразительности русской речи.
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78
Итого по разделу:
Закрепление и систематизация изученного
5
2
Библиотека ЦОК
материала.
https://m.edsoo.ru/7f419b78
Контрольное тестирование
2
Итого по разделу
4
Развитие речи
5
Итоговые контрольные работы
2
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34
2
17
Поурочное планирование
№
п/п
Количество часов
Тема урока
1
Текст и его признаки.
Тема, основная мысль
текста.
2
Сжатое изложение. Что
такое микротема. Учимся
находить микротемы
исходного текста.
Абзацное членение
текста.
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные цифровые
образовательные
ресурсы
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78
3
Сжатое изложение. Что
такое микротема. Учимся
находить микротемы
исходного текста.
Абзацное членение
текста.
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78
4
Сжатое изложение. Что
1
1
Библиотека ЦОК
такое сжатие
(компрессия) текста.
Приемы сжатия текста.
Отработка приёма
ИСКЛЮЧЕНИЕ.
https://m.edsoo.ru/7f419b78
5
Задание 1. Сжатое
изложение. Что такое
сжатие (компрессия)
текста. Приемы сжатия
текста. Отработка приёма
ИСКЛЮЧЕНИЕ.
1
6
Сжатое изложение.
Приемы сжатия текста.
Отработка приёма
ОБОБЩЕНИЕ.
1
7
Сжатое изложение.
Приемы сжатия текста.
Отработка приёма
ОБОБЩЕНИЕ.
1
8
Сжатое изложение.
Приемы сжатия текста.
Отработка приема
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78
УПРОЩЕНИЕ.
9
Сжатое изложение.
Приемы сжатия текста.
Отработка приема
УПРОЩЕНИЕ.
10
Выбор приемов сжатия.
11
Контрольное сжатое
изложение.
1
12
Анализ выполненной
работы. Работа над
ошибками.
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78
13
Сочинение на
лингвистическую тему.
Структура сочинения на
лингвистическую тему.
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78
14
Сочинение на
лингвистическую тему.
Структура сочинения на
лингвистическую тему.
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78
1
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78
1
1
15
Обучение написанию
сочинений по заданной
цитате
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78
16
Обучение написанию
сочинений по заданной
цитате
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78
17
Задание 9.3. Обучение
написанию сочиненийрассуждений по данному
проблемному вопросу
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78
18
Обучение написанию
сочинений-рассуждений
по проблемному вопросу
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78
19
Контрольное сочинение.
20
Понимание текста.
Целостность текста.
Извлечение информации
1
21
Синонимы. Антонимы.
Омонимы.
1
1
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78
22
Лексическое значение
слова. Лексический
анализ слова
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78
23
Выразительные средства.
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78
24
Употребление
фразеологизмов. в
тексте.
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78
25
Стили речи.
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78
26
Орфография.
Правописание корней.
1
27
Орфография.
Правописание корней.
1
28
Орфография.
Правописание приставок.
1
29
Орфография.
Правописание суффиксов.
1
30
Пунктуация. Знаки
препинания в простом
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78
Библиотека ЦОК
осложненном
предложении.
https://m.edsoo.ru/7f419b78
31
Пунктуация. Знаки
препинания в сложном
предложении.
32
Пунктуация. Знаки
препинания в простом
осложненном
предложении.
33
Зачет в формате ОГЭ (
тест)
1
34
Анализ зачетной работы.
Работа над ошибками.
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78
34
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78
1
2
17
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Русский язык: 9-й класс: учебник; 5-е издание, переработанное, 9 класс/ Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова
Л.А. и др., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь 9 класс. Малюшкин А.Б., М.: ОО «ТЦ Сфера», 2018
Наглядный русский язык 9 класс. ООО «Экзамен- Медиа»
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
библиотека ЦОК
https://resh.edu.ru
http://www.edu.ru –Образовательный портал «Российской образование»
Русский язык. 9 класс. ЭОР. ООО «Ай-Смарт»
«Русский язык». 9 класс. Учебный курс по русскому языку.ООО «Фоксфорд»