МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и спорта Республики Карелия
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
МОУ "Лицей №1"
УТВЕРЖДЕНО
Приказ №____ от __________
Директор МОУ "Лицей №1"
__________________________
Гуденко А.В.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«РАССКАЗ КАК МАЛЫЙ ЖАНР»
для обучающихся 10-11 классов
Составители:
Алешина И.Б.,
учитель русского языка и литературы
Данилова Е.Ю.,
учитель русского языка и литературы
Петрозаводск 2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Рассказ как малый жанр» на базовом уровне среднего
общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения
основной
образовательной
программы
среднего
общего
образования,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте
среднего общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 г. №
413, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 07.06.2012
г., рег. номер — 24480), с учётом Концепции преподавания русского языка и
литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства
Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р) с привлечением авторской
программы Э.Э. Кац, Н.Л. Карнаух «Малые жанры новейшей русской литературы.
Читаем, анализируем, рецензируем. 10 – 11 классы». М.: Мнемозина, 2009.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА «РАССКАЗ КАК
МАЛЫЙ ЖАНР»
Учебный
курс «Рассказ как малый жанр» способствует формированию
духовного облика и нравственных ориентиров молодого поколения, так как
занимает
особое место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом
развитии обучающихся, в становлении основ их миропонимания и национального
самосознания. Особенности литературы как школьного предмета связаны с тем,
что литературные произведения являются феноменом культуры: в них заключено
эстетическое освоение мира, а богатство и многообразие человеческого бытия
выражено в художественных образах, которые содержат в себе потенциал
воздействия на читателей и приобщают их к нравственно-эстетическим ценностям,
как национальным, так и общечеловеческим.
Основу содержания
курса «Рассказ как малый жанр» в 10–11 классах
составляют чтение и изучение выдающихся произведений отечественной и
зарубежной литературы второй половины ХIХ – начала ХХI века с целью
формирования
целостного
восприятия
и
понимания
художественного
произведения, умения его анализировать и интерпретировать в соответствии с
возрастными особенностями старшеклассников, их литературным развитием,
жизненным и читательским опытом.
Литературное образование в средней школе преемственно по отношению к
курсу литературы в основной школе. Происходит углубление межпредметных
связей с курсом русского языка, истории и предметов художественного цикла, что
способствует формированию художественного вкуса и эстетического отношения к
окружающему миру.
В рабочей программе
курса учтены этапы российского историко-
литературного процесса второй половины ХIХ – начала ХХI века, представлены
разделы, включающие произведения и зарубежной литературы.
Основные виды деятельности обучающихся указаны при изучении каждой
монографической или обзорной темы и направлены на достижение планируемых
результатов обучения литературе.
В рабочей программе на базовом уровне определена группа планируемых
предметных результатов, достижение которых обеспечивается в отношении всех
обучающихся. Планируемые предметные результаты на углублённом уровне
реализуются в отношении наиболее мотивированных и способных обучающихся,
выбравших данный уровень изучения предмета.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «РАССКАЗ КАК МАЛЫЙ ЖАНР»
Цели изучения курса «Рассказ как малый жанр» в средней школе состоят в
сформированности чувства причастности к отечественным культурным традициям,
лежащим в основе исторической преемственности поколений, и уважительного
отношения к другим культурам; в развитии ценностно-смысловой сферы личности
на основе высоких этических идеалов; осознании ценностного отношения к
литературе как неотъемлемой части культуры и взаимосвязей между языковым,
литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности.
Реализация этих целей связана с развитием читательских качеств и устойчивого
интереса к чтению как средству приобщения к российскому литературному
наследию и сокровищам отечественной и зарубежной культуры, базируется на
знании содержания произведений, осмыслении поставленных в литературе
проблем,
понимании
коммуникативно-эстетических
возможностей
языка
художественных текстов и способствует совершенствованию устной и письменной
речи обучающихся на примере лучших литературных образцов. Достижение
указанных целей возможно при комплексном решении учебных и воспитательных
задач, стоящих перед старшей школой и сформулированных в ФГОС СОО.
Задачи, связанные с формированием чувства причастности к отечественным
традициям и осознанием исторической преемственности поколений, включением в
языковое пространство русской культуры, воспитанием ценностного отношения к
литературе
как
неотъемлемой
части
культуры,
состоят
в
приобщении
старшеклассников к лучшим образцам русской и зарубежной литературы второй
половины ХIХ – начала ХХI века, воспитании уважения к отечественной
классической литературе как социокультурному и эстетическому феномену,
освоении в ходе изучения литературы духовного опыта человечества, этиконравственных, философско-мировоззренческих, социально-бытовых, культурных
традиций и ценностей.
Задачи, связанные с формированием устойчивого интереса к чтению как
средству познания отечественной и других культур, уважительного отношения к
ним, приобщением к российскому литературному наследию и через него – к
традиционным ценностям и сокровищам отечественной и мировой культуры,
ориентированы на воспитание и развитие потребности в чтении художественных
произведений, знание содержания и осмысление ключевых проблем произведений
русской, мировой классической и современной литературы, в том числе литератур
народов России, а также на формирование потребности в досуговом чтении и
умение
составлять
программы
собственной
читательской
деятельности,
участвовать во внеурочных мероприятиях, содействующих повышению интереса к
литературе, чтению, образованию, книжной культуре.
Задачи, связанные с воспитанием читательских качеств и овладением
современными читательскими практиками, культурой восприятия и понимания
литературных текстов, самостоятельного истолкования прочитанного, направлены
на развитие умений анализа и интерпретации литературного произведения как
художественного целого с учётом историко-литературной обусловленности,
культурного контекста и связей с современностью с использованием теоретиколитературных знаний и представления об историко-литературном процессе. Кроме
того, эти задачи связаны с развитием представления о специфике литературы как
вида искусства и умением сопоставлять произведения русской и мировой
литературы и сравнивать их с художественными интерпретациями в других видах
искусств, с выявлением взаимообусловленности элементов формы и содержания
литературного
произведения,
а
также
образов,
тем,
идей,
проблем,
способствующих осмыслению художественной картины жизни, созданной автором
в литературном произведении, и авторской позиции.
Задачи,
связанные
с
осознанием
обучающимися
коммуникативно-
эстетических возможностей языка и реализацией их в учебной деятельности и в
дальнейшей жизни, направлены на расширение представлений об изобразительновыразительных возможностях русского языка в литературных текстах, овладение
разными способами информационной переработки текстов с использованием
важнейших литературных ресурсов, в том числе в сети Интернет.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА «РАССКАЗ КАК МАЛЫЙ ЖАНР» В
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение курса в 10–11 классах основного среднего образования на
базовом уровне в учебном плане отводится 68 часов, рассчитанных на 34 учебных
недели в 10 классе, 34 учебных недели в 11 классе.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «РАССКАЗ
КАК МАЛЫЙ ЖАНР» НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Изучение литературы в средней школе направлено на достижение
обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных
результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы среднего общего
образования по литературе достигаются в единстве учебной и
воспитательной
традиционными
деятельности
российскими
Организации
в
социокультурными,
соответствии
с
историческими
и
духовно-нравственными ценностями, отражёнными в произведениях
русской литературы, принятыми в обществе правилами и нормами
поведения, и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и
саморазвития, развития внутренней позиции личности, патриотизма,
гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам
Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему
поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному
наследию
и
традициям
многонационального
народа
Российской
Федерации, природе и окружающей среде.
Личностные результаты освоения обучающимися содержания рабочей
программы по литературе для среднего общего образования должны
отражать готовность и способность обучающихся руководствоваться
сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных
ориентаций,
позитивных
внутренних
убеждений,
соответствующих
традиционным ценностям российского общества, расширение жизненного
опыта и опыта деятельности в процессе реализации основных направлений
воспитательной деятельности, в том числе в части:
1) гражданского воспитания:
сформированность гражданской
позиции обучающегося как
активного и ответственного члена российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение
закона и правопорядка;
принятие общечеловеческих гуманистических, демократических,
семейных ценностей, в том числе в сопоставлении с жизненными
ситуациями, изображёнными в литературных произведениях;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии,
дискриминации
по
социальным,
религиозным,
расовым, национальным признакам;
готовность вести совместную деятельность, в том числе в рамках
школьного литературного образования, в интересах гражданского
общества, участвовать в самоуправлении в школе и детскоюношеских организациях;
умение
взаимодействовать
с
социальными
институтами
в
соответствии с их функциями и назначением;
готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности;
2) патриотического воспитания:
сформированность
российской
гражданской
идентичности,
патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности
перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и
культуру, прошлое и настоящее многонационального народа
России в контексте изучения произведений русской и зарубежной
литературы, а также литератур народов России;
ценностное
отношение
к
государственным
символам,
историческому и природному наследию, памятникам, традициям
народов России, внимание к их воплощению в литературе, а также
достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях,
труде, отражённым в художественных произведениях;
идейная убеждённость, готовность к служению и защите
Отечества,
ответственность
за
его
судьбу,
в
том
числе
воспитанные на примерах из литературы;
3) духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа;
сформированность
нравственного
сознания,
этического
поведения;
способность оценивать ситуацию, в том числе представленную в
литературном произведении, и принимать осознанные решения,
ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности,
характеризуя поведение и поступки персонажей художественной
литературы;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на
основе осознанного принятия ценностей семейной жизни, в
соответствии с традициями народов России, в том числе с опорой
на литературные произведения;
4) эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного
и
технического
отношений;
творчества,
спорта,
труда,
общественных
способность воспринимать различные виды искусства, традиции и
творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное
воздействие искусства, в том числе литературы;
убеждённость
в
значимости
для
личности
и
общества
отечественного и мирового искусства, этнических культурных
традиций и устного народного творчества;
готовность
к
самовыражению
в
разных
видах
искусства,
стремление проявлять качества творческой личности, в том числе
при выполнении творческих работ по литературе;
5) физического воспитания:
сформированность здорового и безопасного образа жизни,
ответственного отношения к своему здоровью;
потребность
в
физическом
совершенствовании,
занятиях
спортивно-оздоровительной деятельностью;
активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения
вреда физическому и психическому здоровью, в том числе с
адекватной оценкой поведения и поступков литературных героев;
6) трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие, в
том числе при чтении произведений о труде и тружениках, а также
на основе знакомства с профессиональной деятельностью героев
отдельных литературных произведений;
готовность
социальной
к
активной
деятельности
направленности,
технологической
способность
и
инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность в
процессе литературного образования;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности,
умение совершать осознанный выбор будущей профессии и
реализовывать собственные жизненные планы, в том числе
ориентируясь на поступки литературных героев;
готовность и способность к образованию и самообразованию, к
продуктивной читательской деятельности на протяжении всей
жизни;
7) экологического воспитания:
сформированность экологической культуры, понимание влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и
социальной
экологических
среды,
осознание
проблем,
глобального
представленных
в
характера
художественной
литературе;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на
основе знания целей устойчивого развития человечества, с учётом
осмысления опыта литературных героев;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей
среде, в том числе показанных в литературных произведениях;
умение
прогнозировать
неблагоприятные
экологические
последствия предпринимаемых действий, предотвращать их;
расширение опыта деятельности экологической направленности, в
том числе представленной в произведениях русской, зарубежной
литературы и литератур народов России;
8) ценности научного познания:
сформированность
мировоззрения,
соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики,
основанного на диалоге культур, способствующего осознанию
своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как
средства взаимодействия между людьми и познания мира с опорой
на изученные и самостоятельно прочитанные литературные
произведения;
осознание
ценности
научной
деятельности,
готовность
осуществлять проектную и исследовательскую деятельность
индивидуально и в группе, в том числе на литературные темы.
В
процессе
достижения
личностных
результатов
освоения
обучающимися программы среднего общего образования, в том числе
школьного литературного образования, у обучающихся совершенствуется
эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
самосознания,
эмоциональное
включающего
состояние,
способность
видеть
понимать
направления
своё
развития
собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
саморегулирования,
включающего
самоконтроль,
умение
принимать ответственность за своё поведение, способность
адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять
гибкость, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению
цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать,
исходя из своих возможностей;
эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное
состояние
других,
учитывать
его
при
осуществлении
коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию;
социальных навыков, включающих способность выстраивать
отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и
разрешать конфликты, учитывая собственный читательский опыт.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения рабочей программы по
литературе для среднего общего образования должны отражать:
Овладение
универсальными
учебными
познавательными
действиями:
1) базовые логические действия:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему,
заложенную в художественном произведении, рассматривать её
всесторонне;
устанавливать
существенный
признак
или
основания
для
сравнения литературных героев, художественных произведений и
их фрагментов, классификации и обобщения литературных
фактов;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их
достижения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых
явлениях, в том числе при изучении литературных произведений,
направлений, фактов историко-литературного процесса;
разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа
имеющихся материальных и нематериальных ресурсов;
вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие
результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;
координировать и выполнять работу в условиях реального,
виртуального и комбинированного взаимодействия, в том числе
при выполнении проектов по литературе;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем
с опорой на собственный читательский опыт;
2) базовые исследовательские действия:
владеть
навыками
учебно-исследовательской
и
проектной
деятельности на основе литературного материала, навыками
разрешения проблем с опорой на художественные произведения;
способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов
решения практических задач, применению различных методов
познания;
овладение видами деятельности для получения нового знания по
литературе, его интерпретации, преобразованию и применению в
различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных
и социальных проектов;
формирование научного типа мышления, владение научной
терминологией, ключевыми понятиями и методами современного
литературоведения;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях с учётом собственного
читательского опыта;
выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу
при изучении литературных явлений и процессов, выдвигать
гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства
своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты,
критически
оценивать
их
достоверность,
прогнозировать
изменение в новых условиях;
давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт,
в том числе читательский;
осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и
способов действия в профессиональную среду;
уметь переносить знания, в том числе полученные в результате
чтения и изучения литературных произведений, в познавательную
и практическую области жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и
решения;
ставить
проблемы
и
задачи,
допускающие
альтернативные решения;
3) работа с информацией:
владеть навыками получения литературной и другой информации
из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск,
анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных
видов и форм представления при изучении той или иной темы по
литературе;
создавать тексты в различных форматах и жанрах (сочинение,
эссе, доклад, реферат, аннотация и др.) с учётом назначения
информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму
представления и визуализации;
оценивать достоверность, легитимность литературной и другой
информации, её соответствие правовым и морально-этическим
нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных
технологий
в
решении
когнитивных,
коммуникативных
и
организационных задач с соблюдением требований эргономики,
техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
владеть навыками распознавания и защиты литературной и другой
информации, информационной безопасности личности.
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
1) общение:
осуществлять коммуникации во всех сферах жизни, в том числе на
уроке литературы и во внеурочной деятельности по предмету;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных
ситуаций и смягчать конфликты, опираясь на примеры из
литературных произведений;
владеть различными способами общения и взаимодействия в
парной
и
групповой
работе
на
уроках
литературы;
аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные
ситуации;
развёрнуто и логично излагать в процессе анализа литературного
произведения свою точку зрения с использованием языковых
средств;
2) совместная деятельность:
понимать
и
использовать
преимущества
командной
и
индивидуальной работы на уроке и во внеурочной деятельности
по литературе;
выбирать тематику и методы совместных действий с учётом
общих интересов и возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и
координировать действия по её достижению: составлять план
действий, распределять роли с учётом мнений участников,
обсуждать результаты совместной работы на уроках литературы и
во внеурочной деятельности по предмету;
оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в
общий результат по разработанным критериям;
предлагать новые проекты, в том числе литературные, оценивать
идеи
с
позиции
новизны,
оригинальности,
практической
значимости;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных
ситуациях,
проявлять
творчество
и
воображение,
быть
инициативным.
Овладение универсальными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
самостоятельно
осуществлять
познавательную
деятельность,
выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи
в образовательной деятельности, включая изучение литературных
произведений, и жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы при изучении
литературы с учётом имеющихся ресурсов, читательского опыта,
собственных возможностей и предпочтений;
давать оценку новым ситуациям, в том числе изображённым в
художественной литературе;
расширять
рамки
учебного
предмета
на
основе
личных
предпочтений с опорой на читательский опыт;
делать
осознанный
выбор,
аргументировать
его,
брать
ответственность за решение;
оценивать приобретённый опыт с учётом литературных знаний;
способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в
разных областях знаний, в том числе в вопросах литературы,
постоянно
повышать
свой
образовательный
и
культурный
уровень;
2) самоконтроль:
давать
оценку
новым
ситуациям,
вносить
коррективы
в
деятельность, оценивать соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых
действий
и
мыслительных
процессов,
их
результатов и оснований; использовать приёмы рефлексии для
оценки ситуации, выбора верного решения, опираясь на примеры
из художественных произведений;
уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их
снижению;
3) принятие себя и других:
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов
деятельности, в том числе в процессе чтения художественной
литературы и обсуждения литературных героев и проблем,
поставленных в художественных произведениях;
признавать своё право и право других на ошибки в дискуссиях на
литературные темы;
развивать способность понимать мир с позиции другого человека,
используя знания по литературе.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (10–11 классы)
Предметные результаты по литературе в средней школе должны
обеспечивать:
1)
осознание
причастности
к
отечественным
традициям
и
исторической преемственности поколений; включение в культурноязыковое пространство русской и мировой культуры, сформированность
ценностного отношения к литературе как неотъемлемой части культуры;
2)
осознание
взаимосвязи
между
языковым,
литературным,
интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности;
3) сформированность устойчивого интереса к чтению как средству
познания отечественной и других культур; приобщение к отечественному
литературному наследию и через него – к традиционным ценностям и
сокровищам мировой культуры;
4) знание содержания, понимание ключевых проблем и осознание
историко-культурного
произведений
и
русской,
нравственно-ценностного
зарубежной
классической
взаимовлияния
и
современной
литературы;
5) сформированность умений определять и учитывать историкокультурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа
художественных произведений, выявлять их связь с современностью;
6)
способность
выявлять
в
произведениях
художественной
литературы образы, темы, идеи, проблемы и выражать своё отношение к
ним
в
развёрнутых
аргументированных
устных
и
письменных
высказываниях, участвовать в дискуссии на литературные темы;
7) осознание художественной картины жизни, созданной автором в
литературном произведении, в единстве эмоционального личностного
восприятия и интеллектуального понимания;
8) владение умениями анализа и интерпретации художественных
произведений в единстве формы и содержания (с учётом неоднозначности
заложенных в нём смыслов и наличия в нём подтекста) с использованием
теоретико-литературных терминов и понятий (в дополнение к изученным в
основной школе):
конкретно-историческое,
общечеловеческое
и
национальное
в
творчестве писателя; традиция и новаторство; авторский замысел и его
воплощение; художественное время и пространство; миф и литература;
историзм, народность; историко-литературный процесс; литературные
направления и течения: романтизм, реализм, модернизм (символизм,
акмеизм, футуризм), постмодернизм; литературные жанры; трагическое и
комическое; психологизм; тематика и проблематика; авторская позиция;
фабула; виды тропов и фигуры речи; внутренняя речь; стиль, стилизация;
аллюзия, подтекст; символ; «вечные образы» в литературе; взаимосвязь и
взаимовлияние
национальных
литератур;
художественный
перевод;
литературная критика;
9) умение сопоставлять произведения русской и зарубежной
литературы и сравнивать их с художественными интерпретациями в
других видах искусств (графика, живопись, театр, кино, музыка и др.);
10) сформированность представлений о литературном произведении
как явлении словесного искусства, о языке художественной литературы в
его
эстетической
функции,
об
изобразительно-выразительных
возможностях русского языка в художественной литературе и умение
применять их в речевой практике;
11) владение современными читательскими практиками, культурой
восприятия
и
понимания
литературных
текстов,
умениями
самостоятельного истолкования прочитанного в устной и письменной
форме, информационной переработки текстов в виде аннотаций, докладов,
тезисов, конспектов, рефератов, а также написания сочинений различных
жанров (объём сочинения – не менее 250 слов); владение умением
редактировать
и
совершенствовать
собственные
письменные
высказывания с учётом норм русского литературного языка;
12) умение работать с разными информационными источниками, в
том числе в медиапространстве, использовать ресурсы традиционных
библиотек и электронных библиотечных систем.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО КЛАССАМ:
10 КЛАСС
1)
осознание
причастности
к
отечественным
традициям
и
исторической преемственности поколений на основе установления связей
литературы с фактами социальной жизни, идеологическими течениями и
особенностями культурного развития страны в конкретную историческую
эпоху (вторая половина XIX века);
2)
понимание
взаимосвязей
между
языковым,
литературным,
интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности в контексте
осмысления
произведений
литературной
классики
и
собственного
интеллектуально-нравственного роста;
3) сформированность устойчивого интереса к чтению как средству
познания отечественной и других культур, уважительного отношения к
ним; осознанное умение внимательно читать, понимать и самостоятельно
интерпретировать художественный текст;
4) знание содержания, понимание ключевых проблем и осознание
историко-культурного
и
нравственно-ценностного
взаимовлияния
произведений русской и зарубежной классической литературы (вторая
половина XIX века – начало XX века);
5) сформированность умений определять и учитывать историкокультурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа
художественных текстов, выявлять связь литературных произведений
второй половины XIX века со временем написания, с современностью и
традицией;
умение
раскрывать
конкретно-историческое
и
общечеловеческое содержание литературных произведений;
6)
способность
выявлять
в
произведениях
художественной
литературы XIX века образы, темы, идеи, проблемы и выражать своё
отношение
к
ним
в
развёрнутых
аргументированных
устных
и
письменных высказываниях; участвовать в дискуссии на литературные
темы; иметь устойчивые навыки устной и письменной речи в процессе
чтения и обсуждения лучших образцов отечественной и зарубежной
литературы;
7) осмысление художественной картины жизни, созданной автором в
литературном произведении, в единстве эмоционального личностного
восприятия и интеллектуального понимания; умение эмоционально
откликаться на прочитанное, выражать личное отношение к нему,
передавать читательские впечатления;
8)
овладение умениями анализа и интерпретации художественных
произведений в единстве формы и содержания (с учётом неоднозначности
заложенных в нём смыслов и наличия в нём подтекста) с использованием
теоретико-литературных терминов и понятий (в дополнение к изученным в
основной школе):
конкретно-историческое,
общечеловеческое
и
национальное
в
творчестве писателя; традиция и новаторство; авторский замысел и его
воплощение; художественное время и пространство; миф и литература;
историзм, народность; историко-литературный процесс; литературные
направления и течения: романтизм, реализм; литературные жанры;
трагическое и комическое; психологизм; тематика и проблематика;
авторская позиция; фабула; виды тропов и фигуры речи; внутренняя речь;
стиль, стилизация; аллюзия, подтекст; символ; «вечные темы» и «вечные
образы» в литературе; художественный перевод; литературная критика;
9) умение сопоставлять произведения русской и зарубежной
литературы и сравнивать их с художественными интерпретациями в
других видах искусств (графика, живопись, театр, кино, музыка и др.);
10) сформированность представлений о литературном произведении
как явлении словесного искусства, о языке художественной литературы в
его
эстетической
возможностях
функции
русского
и
языка
об
в
изобразительно-выразительных
произведениях
художественной
литературы и умение применять их в речевой практике; владение умением
анализировать единицы различных языковых уровней и выявлять их роль
в произведении;
11) овладение современными читательскими практиками, культурой
восприятия
и
понимания
литературных
текстов,
умениями
самостоятельного истолкования прочитанного в устной и письменной
формах, информационной переработки текстов в виде аннотаций, отзывов,
докладов, тезисов, конспектов, рефератов, а также сочинений различных
жанров (не менее 250 слов); владение умением редактировать и
совершенствовать собственные письменные высказывания с учётом норм
русского литературного языка;
12) умение работать с разными информационными источниками, в том
числе
в
медиапространстве,
использовать
ресурсы
традиционных
библиотек и электронных библиотечных систем;
13) знание содержания, понимание ключевых проблем и осознание
историко-культурного
и
нравственно-ценностного
взаимовлияния
произведений
русской,
зарубежной
классической
и
современной
литературы, литературной критики, в том числе:
цикл «Севастопольские рассказы» Л. Н. Тостого, рассказы «Человек
на часах», «Тупейный художник», «Однодум» Н. С. Лескова, рассказ
«Превращение» Ф. кафки,
рассказ
«Последний лист»
О. Генри, рассказы
«Студент», «Дама с
собачкой», «Попрыгунья» А. П. Чехова, рассказы «Коновалов» ,
«Карамора» М. Горького, рассказы «Антоновские яблоки», «Ионан
Рыдалец», « Митина любовь» И. А. Бунина, рассказы «Красный смех»,
«Рассказ о семи повешенных» Л. Н. Андреева.
11 КЛАСС
1) осознание чувства причастности к отечественным традициям и
осознание исторической преемственности поколений; включение в
культурно-языковое пространство русской и мировой культуры через
умение соотносить художественную литературу конца XIX – начала XXI
века с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль
литературы в духовном и культурном развитии общества; воспитание
ценностного отношения к литературе как неотъемлемой части культуры;
2)
осознание
интеллектуальным,
взаимосвязи
между
духовно-нравственным
языковым,
развитием
литературным,
личности
в
контексте осмысления произведений русской, зарубежной литературы и
собственного интеллектуально-нравственного роста;
3) приобщение к российскому литературному наследию и через него
– к традиционным ценностям и сокровищам отечественной и мировой
культуры; понимание роли и места русской литературы в мировом
культурном процессе;
4) знание содержания и понимание ключевых проблем произведений
русской, зарубежной литературы, современной литературы, их историкокультурного и нравственно-ценностного влияния на формирование
национальной и мировой литературы;
5) сформированность умений определять и учитывать историкокультурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа
художественных текстов, выявлять связь литературных произведений
конца XIX–XXI века со временем написания, с современностью и
традицией; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской
литературы;
6)
способность
выявлять
в
произведениях
художественной
литературы образы, темы, идеи, проблемы и выражать своё отношение к
ним
в
развёрнутых
аргументированных
устных
и
письменных
высказываниях; участие в дискуссии на литературные темы; свободное
владение устной и письменной речью в процессе чтения и обсуждения
лучших образцов отечественной и зарубежной литературы;
7) самостоятельное осмысление художественной картины жизни,
созданной
автором
в
литературном
произведении,
в
единстве
эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
8) овладение умениями самостоятельного анализа и интерпретации
художественных произведений в единстве формы и содержания (с учётом
неоднозначности заложенных в нём смыслов и наличия в нём подтекста) с
использованием
теоретико-литературных
терминов
и
понятий
(в
дополнение к изученным в основной школе):
конкретно-историческое,
общечеловеческое
и
национальное
в
творчестве писателя; традиция и новаторство; авторский замысел и его
воплощение; художественное время и пространство; миф и литература;
историзм, народность; историко-литературный процесс; литературные
направления и течения: романтизм, реализм, модернизм, постмодернизм;
литературные жанры; трагическое и комическое; психологизм; тематика и
проблематика; авторская позиция; фабула; виды тропов и фигуры речи;
внутренняя речь; стиль, стилизация; аллюзия, подтекст; символ; «вечные
темы» и «вечные образы» в литературе; литературная критика;
9) умение самостоятельно сопоставлять произведения русской и
зарубежной
литературы
и
сравнивать
их
с
художественными
интерпретациями в других видах искусств (графика, живопись, театр,
кино, музыка и др.);
10) сформированность представлений о литературном произведении
как явлении словесного искусства, о языке художественной литературы в
его
эстетической
возможностях
функции
русского
и
языка
об
в
изобразительно-выразительных
произведениях
художественной
литературы и умение применять их в речевой практике;
11) овладение современными читательскими практиками, культурой
восприятия
и
понимания
литературных
текстов,
умениями
самостоятельного истолкования прочитанного в устной и письменной
формах, информационной переработки текстов в виде аннотаций, отзывов,
докладов, тезисов, конспектов, рефератов, а также сочинений различных
жанров (не менее 250 слов); владение умением редактировать и
совершенствовать собственные письменные высказывания с учётом норм
русского литературного языка;
12) умение самостоятельно работать с разными информационными
источниками, в том числе в медиапространстве, оптимально использовать
ресурсы традиционных библиотек и электронных библиотечных систем;
13) знание содержания, понимание ключевых проблем и осознание
историко-культурного
и
нравственно-ценностного
взаимовлияния
произведений
русской,
зарубежной
классической
и
современной
литературы, литературной критики, в том числе:
«Донские рассказы» М. А. Шолохова, цикл рассказов «Записки
юного врача» М. А. Булгакова, рассказы «Облако, озеро, башня», «Весна в
Фиальте» В. Набокова, рассказы «Река Потудань», «Мусорный ветер» А.
П.
Платонов,
рассказы
«Пара
гнедых»,
«Хлеб
для
собаки»
В.Ф.Тендрякова, рассказ «Красное вино победы Е. И. Носова, рассказы:
«Обида», «Крепкий мужик», «Сапожки» В. М. Шукшина, рассказ «Изба»
В. Г. Распутина, рассказы «На родине», «Бобришный угор» В. И. Белова,
«Колымские рассказы» («Ягоды», «На представку», «Серафим») В. Т.
Шаламова, рассказ «Во сне ты горько плакал» Ю. П. Казакова, сборник
рассказов «Чемодан» С.Д. Довлатова, рассказ «Пценх» А.Д.Синявского,
рассказ «Кавказский пленный» В.С.Маканина, рассказ «Белый квадрат» З.
Прилепина, рассказ «Шкаф» В.А.Пьецуха, рассказ «Сестры Черепановы»
О.А.
Славниковой,
рассказ
«Соня»
Т.
Н.
Толстой
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «РАССКАЗ КАК МАЛЫЙ
ЖАНР»
10 КЛАСС
Введение
Многообразие «малых» жанров прозы. Рассказ и новелла: сходства и
отличия. Из истории рассказа.
Рецензия как жанр. Композиция рецензии. Варианты вступления. Способы
построения основной части и типы авторской аргументации. Оценочный
аспект рецензии. Требования к заключению. Языковые структуры,
используемые для написания рецензии.
Литературная и общественная ситуации в жизни русского общества
второй половины XIX века.
Литература второй половины XIX века
Л. Н. Толстой. Цикл «Севастопольские рассказы».
Н. С. Лесков. Рассказы «Человек на часах», «Тупейный художник»,
«Однодум» и др.
Литература конца XIX – начала ХХ века
Зарубежная проза XIX – начала ХХ века
Ф. Кафки Рассказ «Превращение»
О Генри «Последний лист»
Литературная и общественная ситуации в жизни русского общества
XIX — начала XX века.
А. П. Чехов. Рассказы «Студент», «Дама с собачкой», «Попрыгунья»
и др.
М. Горький. Рассказы «Коновалов» , «Карамора»
И. А. Бунин. Рассказы «Антоновские яблоки», «Ионан Рыдалец», «
Митина любовь»
Л. Н. Андреев. «Рассказ о семи повешенных», «Красный смех» и др.
11 КЛАСС
Литература ХХ века
Литературная и общественная ситуации в жизни русского общества
XX века.
Литература первой половины XX века
М. А. Шолохов. Рассказы «Донские рассказы»
М. А. Булгаков. Цикл рассказов «Записки юного врача»
В.В.Набоков Рассказы «Облако, озеро, башня», «Весна в Фиальте»
А. П. Платонов. Рассказы «Река Потудань», «Мусорный ветер»
Литература второй половины XX века
В.Ф.Тендряков Рассказы «Пара гнедых», «Хлеб для собаки»
Е. И. Носов Рассказ «Красное вино победы
В. М. Шукшин. Рассказы: «Обида», «Крепкий мужик», «Сапожки»
В. Г. Распутин. Рассказ «Изба»
В. И. Белов Рассказы: «На родине», «Бобришный угор»
В. Т. Шаламов «Колымские рассказы»: «Ягоды», «На представку»,
«Серафим»
Ю. П. Казаков Рассказы: «Северный дневник», «Поморка», «Во сне
ты горько плакал»
Литература конца XX – начала XXI века
С.Д. Довлатов Сборник рассказов «Чемодан»
А.Д.Синявский Рассказ «Пценх»
В.С.Маканин Рассказ «Кавказский пленный»
Захар Прилепин Рассказ «Белый квадрат»
В.А.Пьецух Рассказ «Шкаф»
О.А. Славникова Рассказ «Сестры Черепановы»
Т.Н.Толстая Рассказ «Соня»
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
10 КЛАСС
№ Наименован Количество часов
ие разделов
Контроль Практичес
Все
п/ и тем
ные
кие
го
п
программы
работы
работы
Раздел 1.Введение
Многообрази
е «малых»
жанров
прозы.
1.1
Рассказ и
новелла:
сходства и
отличия.
1.2
Рецензия как
жанр.
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/e2
0b36e4
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/e2
0b36e4
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/e2
0b36e4
Литературна
яи
общественна
я ситуации в
жизни
1.3
русского
общества
второй
половины
XIX века.
3
Итого по разделу
Раздел 2. Литература второй половины XIX века
Л. Н.
Толстой.
3
2.1 Цикл
«Севастопол
ьские
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/e2
0b36e4
рассказы».
Написание
вступления
к рецензии
1
2.2 на рассказ
«Севастопол
ь в августе
1855 года».
Н. С. Лесков.
Рассказы
«Человек на
4
2.3 часах»,
«Тупей-ный
художник»,
«Однодум»
Устная
рецензия на
1
2.4 один
из
рассказов
Н.С.Лескова
9
Итого по разделу
Раздел 3. Литература конца XIX – начала ХХ века
Зарубежная
проза второй
половины
XIX века –
начала ХХ
века. О.
3
3.1 Генри
«Последний
лист». Ф.
Кафки
Рассказ
«Превращен
ие»
Обсуждение
рецензий на
1
3.2 рассказ
«Превращен
ие» Ф. Кафки
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/e2
0b36e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/e2
0b36e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/e2
0b36e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/e2
0b36e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/e2
0b36e4
Литературна
яи
общественная
ситуации в
жизни
3.3
русского
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/e2
0b36e4
4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/e2
0b36e4
общества
конца XIX —
начала XX
века.
А. П. Чехов.
Рассказы
«Студент»,
3.4 «Дама с
собачкой»,
«Попрыгунья»
и др.
Написание
рецензии на
3.5 один из
рассказов
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/e2
0b36e4
А.П.Чехова.
М. Горький.
Рассказы
3.6
«Коновалов» ,
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/e2
0b36e4
3
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/e2
0b36e4
«Карамора»
И. А. Бунин.
3.7
Рассказы
«Антоновские
яблоки»,
«Ионан
Рыдалец», «
Митина
любовь».
Л. Н. Андреев.
Рассказы «
Рассказ о семи
3
3.8
повешенных»,
« Красный
смех» и др.
Написание
рецензии на
один из
1
3.9 рассказов
русских
писателей
рубежа веков .
19
Итого по разделу
Раздел 4. Повторение изученного материала
Закрепление и
систематизация
2
изученного
материала.
Контрольное
1
тестирование
3
Итого по разделу
5
Развитие речи
Итоговые
1
контрольные
работы
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
34
1
5
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/e2
0b36e4
№
п/п
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
11 КЛАСС
Наименование Количество часов
разделов и
Контрольные Практические
тем
Всего
работы
работы
программы
Раздел 1.Введение
Литературная
и
общественная
ситуации в
1
1.1
жизни
русского
общества XX
века.
1
Итого по разделу
Раздел 2. Литература первой половины ХХ века
М. А.
Шолохов.
3
2.1
Рассказы
«Донские
рассказы»
М. А.
Булгаков. Цикл
2
2.2
рассказов
«Записки
юного врача»
В.В.Набоков
Рассказы
«Облако,
2
2.3
озеро, башня»,
«Весна в
Фиальте»
А. П. Платонов.
Рассказы «Река
2
2.4 Потудань»,
«Мусорный
ветер» и др.
9
Итого по разделу
Раздел 3. Литература второй половины XX века
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/e20b36e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/e20b36e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/e20b36e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/e20b36e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/e20b36e4
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
Литература
второй
половины XX
века (обзорная
лекция)
В.Ф.Тендряков
Рассказы
«Пара гнедых»,
«Хлеб для
собаки»
Е. И. Носов
Рассказ
«Красное вино
победы
А.Д.Синявский
Рассказ
«Пценх»
В. М. Шукшин.
Рассказы
«Обида»,
«Крепкий
мужик»,
«Сапожки»
В. Г. Распутин.
Рассказ «Изба»
В. И. Белов
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/e20b36e4
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/e20b36e4
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/e20b36e4
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/e20b36e4
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/e20b36e4
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/e20b36e4
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/e20b36e4
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/e20b36e4
Рассказы «На
3.7
роди-не»,
«Бобришный
угор»
В. Т. Шаламов
«Колымские
рассказы»:
3.8
«Ягоды», «На
представку»,
«Серафим»
Ю. П. Казаков
Рассказы
«Северный
3.9
дневник»,
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/e20b36e4
2
«Поморка», «Во
сне ты горько
плакал»
Написание
рецензии на
один из
рассказов
1
русских
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/e20b36e4
писателей XX
века
Итого по разделу
13
Раздел 4. Литература конца XX – начала XXI века
Литература
конца XX –
1
4.1 начала XXI
века(обзорная
лекция)
С.Д. Довлатов
Сборник
1
4.2
рассказов
«Чемодан»
В.С.Маканин
Рассказ
1
4.3
«Кавказский
пленный»
Захар Прилепин
1
4.4 Рассказ «Белый
квадрат»
1
4.5 В.А.Пьецух
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/e20b36e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/e20b36e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/e20b36e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/e20b36e4
Библиотека ЦОК
Рассказ «Шкаф»
О.А.
Славникова
4.6
Рассказ «Сестры
Черепановы»
Т.Н.Толстая
4.7
Рассказ «Соня»
Написание
рецензии на
один из
рассказов
русских
писателей конца
XX – начала
XXI века
Итого по разделу
Контрольное
тестирование
Развитие речи
Итоговые
контрольные работы
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
https://m.edsoo.ru/e20b36e4
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/e20b36e4
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/e20b36e4
1
9
1
2
1
34
1
2
ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН
10 КЛАСС
№
п/п
Тема урока
Количество часов
Всего
1
2
3
4
Многообразие «малых» жанров
прозы. Рассказ и новелла: сходства и
отличия.
Рецензия как жанр. Композиция
рецензии. Способы построения
основной части и типы авторской
аргументации. Языковые структуры,
используемые для написания
рецензии.
Литературная и общественная
ситуации в жизни русского
общества второй половины XIX
века.
Л. Н. Толстой. Цикл
«Севастопольские рассказы».
История создания. Жанр и
направление.
Контрольные
работы
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Практические
работы
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/e20b36
e4
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/e20b36
e4
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/e20b36
e4
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/e20b36
e4
5
6
7
Л. Н. Толстой. Цикл
«Севастопольские рассказы».
Сюжет. Особенности композиции.
Тематика и проблематика рассказов.
Л. Н. Толстой. Цикл
«Севастопольские рассказы».
Основные герои. Идея рассказов.
Развитие речи. Варианты
вступления. Написание вступления
к рецензии на рассказ
«Севастополь в августе 1855 года».
Н. С. Лесков. Рассказ «Человек на
часах» История создания. Жанр и
направление. Тематика и
проблематика. Смысл названия.
Н. С. Лесков. Рассказ «Тупейный
художник». История создания. Жанр
и направление. Тематика и
проблематика.
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/e20b36
e4
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/e20b36
e4
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/e20b36
e4
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/e20b36
e4
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/e20b36
e4
10
Н. С. Лесков. Рассказ «Тупейный
художник». Образы главных героев.
Смысл названия.
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/e20b36e
4
11
Н. С. Лесков. Рассказ « «Однодум»
История создания. Жанр и
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/e20b36
8
9
направление. Тематика и
проблематика. Художественное
своеобразие рассказа.
e4
12
Развитие речи. Устная рецензия на
один из рассказов Н.С.Лескова
13
Зарубежная проза второй половины
XIX века – начала ХХ века
1
14
О. Генри Новелла «Последний лист»
1
15
Ф. Кафки Рассказ «Превращение»
1
16
17
18
Развитие речи. Обсуждение
рецензий на рассказ «Превращение» Ф. Кафки
Литературная и общественная
ситуации в жизни русского
общества конца XIX — начала XX
века
А. П. Чехов. Рассказ «Студент»
История создания. Жанр и
направление. Тематика и
проблематика.
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/e20b36
e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/e20b36
e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/e20b36
e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/e20b36
e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/e20b36
e4
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/e20b36
e4
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/e20b36
e4
19
20
21
22
23
24
А. П. Чехов. Рассказ «Студент».
Особенности компо-зиции.
Художествен-ное своеобразие рассказа.
А. П. Чехов. Рассказ «Дама с
собачкой». История создания. Жанр
и направление. Тематика и
проблема-тика. Смысл названия.
Художественные особенности
рассказа.
А. П. Чехов. Рассказ «Попрыгунья»
Исследование женской души в
рассказе . Смысл названия.
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/e20b36
e4
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/e20b36
e4
1
Развитие речи. Написание рецензии
на один из рассказов А.П.Чехова.
М. Горький. Рассказ «Коновалов».
Художественные особенности
одного из ранних произведений
М.Горького.
М. Горький. Рассказ «Карамора».
История создания. Жанр и
направление. Тематика и
проблематика. Смысл названия.
Художественные особенности
рассказа.
1
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/e20b36
e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/e20b36
e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/e20b36e
4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/e20b36e
4
25
26
27
28
29
30
31
И. А. Бунин. Рассказ «Антоновские
яблоки». История создания. Жанр и
направление. Тематика и проблематика. Особенности композиции.
И. А. Бунин. Рассказ «Ионан
Рыдалец». История создания. Жанр
и направление. Тематика и
проблема-тика. Быт и бытие в жизни
героев.
И. А. Бунин. Рассказ « Митина
любовь». Оригинальность любовной
тематики в произведении Бунина.
Л. Н. Андреев. Рассказ « Рассказ о
семи повешенных». Символика и
психологизм рассказа.
Л. Н. Андреев. Рассказ «Красный
смех». История создания. Жанр и
направление. Тематика и проблематика. Особенности композиции.
Л. Н. Андреев. Рассказ « Красный
смех» . Смысл названия.
Художественные особенности
рассказа. Семантика «красного» в
рассказе.
Развитие речи. Написание рецензии
на один из рассказов русских
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/e20b36
e4
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/e20b36
e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/e20b36
e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/e20b36
e4
1
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/e20b36
e4
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/e20b36
e4
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/e20b36
писателей рубежа веков .
32
Закрепление и систематизация
изученного материала.
33
Контрольное тестирование
34
Анализ контрольного теста
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/e20b36
e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/e20b36
e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/e20b36
e4
1
1
1
34
1
5
ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН
11 КЛАСС
№
п/п
Тема урока
Количество часов
Всего
1
2
3
4
Литературная и общественная
ситуации в жизни русского
общества XX века.
М. А. Шолохов. «Донские
рассказы» Рассказы» «Родинка».
«Чужая кровь». Художественное
время и пространство произведения: соотношение прошлого и
настоящего.
М. А. Шолохов. «Донские
рассказы». Рассказ «Шибалково
семя». Нравственный выбор героев.
Смысл финала и перспективы
жизни героя.
М. А. Шолохов. «Донские рассказы». Рассказ «Лазоревая степь» Развитие представления о традициях и
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
1
1
Контрольные
работы
0
0
Практические
работы
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/e20b36
e4
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/e20b36
e4
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/e20b36
e4
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/e20b36
e4
5
6
7
8
9
10
новаторстве в художественном
творчестве.
М. А. Булгаков. «Записки юного
врача» Рассказы «Стальное горло»,
«Тьма египетская» Жизненная
позиция писателя. Ирони-ческое и
реалистическое в рассказах.
М. А. Булгаков. «Записки юного
врача» Рассказ «Я убил»
Переживания героев и их судьбы.
Проблема сохранения личности.
Нравственный выбор героя.
В.В.Набоков Рассказ «Облако,
озеро, башня». Традиции и
новаторство в рассмотрении темы
«маленького человека»
В.В.Набоков Рассказ «Весна в
Фиальте» Хронотоп рассказа.
Худо-жественные особенности
произведения.
А. П. Платонов. Рассказ «Река
Потудань» Быт и бытие в жизни
героев. Лирическая интонация
произведения.
А. П. Платонов. Рассказ
«Мусорный ветер». Особенности
1
1
1
1
0
0
0
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/e20b36
e4
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/e20b36
e4
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/e20b36
e4
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/e20b36
e4
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/e20b36
e4
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/e20b36
построения рассказа и замысел
автора. Соединение бытовой
реальности и аллегории,
социальной проблематики и
притчи.
11
Литература второй половины XX
века (обзорная лекция)
12
В.Ф.Тендряков Рассказы «Пара гнедых», «Хлеб для собаки» Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве
13
14
15
16
Е. И. Носов Рассказ «Красное вино
победы. История создания.
Тематика и проблематика. Смысл
названия.
А.Д.Синявский Рассказ
«Пценх»(Абрам Терц) Реализм,
фантастика и ирония рассказа.
В. М. Шукшин. Рассказы «Обида».
Нравственная и социальная
проблематика рассказа.
Стилистические особенности
рассказа.
В. М. Шукшин. Рассказы
e4
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/e20b36
e4
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/e20b36
e4
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/e20b36
e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/e20b36
e4
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/e20b36
e4
1
Библиотека ЦОК
17
18
19
20
21
«Крепкий мужик», «Сапожки».
Тематика и проблематика
рассказов. Образы главных героев.
В. Г. Распутин. Рассказ «Изба».
Особенности изображения
национального характера. Тема
городской и деревенской жизни.
Смысл названия рассказа,
своеобразие сюжета и авторский
замысел. Особенности языка и
композиции произведения.
В. И. Белов Рассказ «На родине».
Идиллическая модель мира в
рассказе.
В. И. Белов Рассказ « «Бобришный
угор». Мотивы, топосы и
хронотопы, раскрыва-ющие
смысловой уровень произведения.
В. Т. Шаламов «Колым-ские
рассказы»: «Ягоды», «На
представку», «Серафим».
Нравственный выбор героев
рассказов. Позиция автора.
Художественные приемы в
«Колымских рассказах»
В.Т.Шаламова
https://m.edsoo.ru/e20b36
e4
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/e20b36
e4
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/e20b36
e4
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/e20b36
e4
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/e20b36
e4
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/e20b36
e4
22
23
24
25
26
27
Ю. П. Казаков Образ Русского
Севера в рассказах Казакова.
Ю. П. Казаков Рассказ «Во сне ты
горько плакал». Смысл названия и
проб-лема «отцов» и «детей» в
рассказе. Определение своей точки
зрения.
Развитие речи. Написание рецензии
на один из рассказов русских
писателей XX века
Литература конца XX – начала
XXI века(обзорная лекция)
С.Д. Довлатов Сборник рассказов
«Чемодан» Интертекстуальные связи
сборника рассказов «Чемодан» с
произведениями русской классической литературы XIX-ХХ веков
В.С.Маканин Рассказ «Кавказский
пленный» Жизнь современного
общества и проблематика рассказа.
Внутренняя жизнь героя.
Своеобразие композиции.
Традиции писателей XIX века в
изображении войны на Кавказе.
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/e20b36
e4
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/e20b36
e4
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/e20b36
e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/e20b36
e4
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/e20b36
e4
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/e20b36
e4
28
29
30
31
32
33
Захар Прилепин Рассказ «Белый
квадрат» Тип повествования в
рассказе. Смысл названия произведения. Определение собственной
точки зрения.
В.А.Пьецух Рассказ «Шкаф»
Сюжетное своеобразие рассказа.
Категория русского национального
характера в творчестве Пьецуха.
О.А. Славникова Рассказ «Сестры
Черепановы». Художественные
особенности произведения. Особая
роль гротеска в рассказе.
Т.Н.Толстая Рассказ «Соня».
Способы создания характера
героини. Своеобразие финала
рассказа и его роль в авторском
замысле. Многозначность деталей в
произведении Т. Толстой. Смысл
названия рассказа.
Написание рецензии на один из
рассказов русских писателей конца
XX – начала XXI века
Контрольное тестирование
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/e20b36
e4
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/e20b36
e4
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/e20b36
e4
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/e20b36
e4
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/e20b36
e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/e20b36
e4
34
Анализ контрольного теста
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/e20b36
e4
1
2
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Тексты авторов, предложенные в содержании программы
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Тексты авторов, предложенные в содержании программы
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Список ЦОРов представлен в Тематическом и Поурочном планировании
5
1