Управление образования Петрозаводского городского округа
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей №1»
Принята на заседании
педагогического совета
Август, 2025 года
Протокол № ____ от ______
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ «Лицей №1»
____________Гуденко А.В.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ
НАПРАВЛЕННОСТИ
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОГРАММЫ: ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНОГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Обусловлена развитием общества, необходимостью формирования у личности
социальной компетентности и готовности к активному участию в социальных
отношениях. Такие программы способствуют осознанию ценностей, развитию
навыков общения, творческого мышления и решения проблем в различных сферах
деятельности.
НОВИЗНА ПРОГРАММЫ
Новизна
социально-гуманитарных
программ
проявляется
в
нескольких
аспектах: применении современных технологий обучения, индивидуальном подходе
к обучающимся, расширении образовательного пространства и ориентации на
личностное развитие. Программа включают:
Социальную адаптацию;
Развитие лидерских и организаторских качеств;
Интеллектуальное развитие: знания по различным наукам, развитие
креативного мышления;
Профессиональная ориентация и самоопределение: подготовка к выбору
профессии, изучение различных профессий;
Волонтёрская работа: развитие умений помогать другим, участие в
благотворительных проектах;
Развитие коммуникативных навыков: развитие навыков общения.
Новизна Программы заключается в уникальном сочетании образовательного и
воспитательного эффекта, а также в применении новых технологий и подходов к
изучению социальных и гуманитарных наук. Эти программы, в отличие от
стандартных
образовательных
программ,
фокусируются
на
формировании
личностных качеств, развитии творческого мышления, и адаптации к современным
социальным реалиям.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
Программа ориентирована на освоение гуманитарных знаний и формирование
готовности к самореализации обучающихся в системе социальных отношений на
основе формирования нового уровня социальной компетентности и развития
социальной одаренности.
Программа социально-гуманитарной направленности в системе дополнительного
образования ориентирована на:
– расширение системы представлений и знаний в области гуманитарных наук
(например, изучение английского языка);
– развитие социальной одаренности и социальной компетентности как способности к
жизнедеятельности в обществе на основе присвоенных ценностей, знания норм, прав
и обязанностей, умений эффективно взаимодействовать с окружающими и быстро
адекватно адаптироваться в изменяющемся мире;
– развитие «универсальных» компетенций (критическое мышление, креативность,
умение работать в команде, коммуникативные навыки, навыки разрешения
конфликтов, способности принимать решения, социального проектирования и др.);
«современной грамотности» (базовые умения действовать в типовых жизненных
ситуациях,
в
меняющихся
социально-экономических
условиях
(финансовая,
правовая, информационная и др.)); развитие личностных качеств и социальноэмоционального интеллекта (ответственность, инициативность, стремление к
саморазвитию и самопознанию, саморегулирование, эмпатийность, мотивации
достижений и др.).
Основными направлениями дополнительных общеразвивающих программ
социально-гуманитарной направленности в МОУ «Лицей №1» являются:
профессиональная ориентация и самоопределение;
психология;
развитие детей дошкольного возраста;
интеллектуальное развитие;
иностранный язык;
филология;
духовно-нравственное воспитание;
социальная адаптация;
логопедия.
АДРЕСАТ ПРОГРАММЫ
Обучающиеся 1-11 классов МОУ «Лицей №1», дети 6-7 лет, претендующие на
обучение в МОУ «Лицей №1».
ОБЪЕМ\СРОК ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Содержание предлагаемых в МОУ «Лицей №1» программ определяет срок и
объем освоения программы.
ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Формы обучения: очные.
1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДООП
Целью Программы является формирование социальной компетентности и
развитие личности в социуме, а также подготовка к самореализации в различных
сферах жизни.
Задачи программы связаны с развитием интеллектуальной активности,
социализацией;
обучением;
формированием
ценностей,
навыков
и
умений,
необходимых для успешного взаимодействия в обществе.
1.3.СОДЕРЖАНИЕ ДООП
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВКЛЮЧАЕТ
Формирование социальной компетентности:
Программы помогают детям и подросткам понять и освоить социальные нормы,
правила и ценности, научиться эффективно взаимодействовать с окружающими,
адаптироваться к изменениям в обществе.
Развитие социальной одаренности:
Поддержка и развитие способностей к лидерству, организации, творческому
мышлению, коммуникации, а также умение решать социальные проблемы.
Подготовка к самореализации:
Программы способствуют формированию профессиональных установок, развитию
навыков самоопределения, а также знакомству с различными профессиями, особенно
тех, которые связаны с взаимодействием с людьми (человек-человек).
Развитие интеллектуальной активности:
Использование игр, заданий, стимулирующих мышление, память, умение быстро
принимать решения, а также расширение кругозора.
Формирование ценностей:
Приобщение
к
традиционным
ценностям
общества,
воспитание
духовно-
нравственных качеств, уважение к истории, культуре и правам других людей.
Развитие навыков и умений:
Обучение основам грамотного общения, лидерских качеств, умению работать в
команде, а также развитие творческих способностей.
Развитие интересов и способностей:
Помощь в выявлении и развитии интересов и талантов, вовлечение в различные
виды деятельности, такие как волонтерство, проектная деятельность, участие в
творческих коллективах.
1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДООП
Социально-гуманитарные программы Лицея направлены на развитие личности,
укрепление социальных связей и формирование гражданской ответственности.
Результатом
реализации программ является
повышение уровня грамотности
школьников по предметам, улучшение взаимодействия между обучающимися, а
также формирование ценностей и идеалов, которые способствуют формированию
современного общества.
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1.КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
2.2.УЧЕБНЫЙ ПЛАН
2.3. РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ
2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ (прописаны в рабочих программах)
2.5. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ (прописаны в рабочих программах)