Из истории лицеев

01.01.2017

С младенчества дух песен в нас горел,

И дивное волненье мы познали,

С младенчества две музы к нам летали

И сладок был их лаской наш удел...

"19 октября" А.С. Пушкин

 

Традиция празднования дня лицея уходит корнями в XIX век, когда 19 октября 1811 года был открыт Царскосельский лицей. Среди лицеистов первого выпуска особенно сильно культивировалось вольнолюбие, утонченная дружба. Этот лицей, впоследствии названный "Пушкинским", выпустил множество великих деятелей: писателей, поэтов, ученых и художников.  

 

... Друзья мои, прекрасен наш союз! 
Он, как душа, неразделим и вечен - 
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.

"19 октября" А.С. Пушкин

 

В начале жизни школу помню я;
Там нас, детей беспечных, было много;
Неровная и нервная семья;

"В начале жизни школу помню я..." А.С.Пушкин

 

Когда-то на окраине Афин близ храма Апполона Ликейского существовала школа, основанная великим философом прошлого Аристотелем. Она называлась Ликеем или Лицеем. 19 октября 1811 года учебное заведение под этим же названием открылось в Царском Селе, близ Петербурга. И, наверно, его создатели надеялись, что Царскосельский Лицей в чем-то станет преемником знаменитой школы древности, о которой здесь, в Царском Селе, напоминала прекрасная парковая архитектура. Однако не только о мире вечного искусства говорила она. Парки хранили память о славных страницах русской истории – о боях Петра Великого, о победе русского оружия при Кагуле, Чесме, Морее.

Карамзин Н.М.

Державин Г.Р.

Малиновский В.Ф.

"Учреждение Лицея имеет целью образование юношества, особенно предназначенного к важным частям службы государственной", – гласил первый пункт лицейского устава. Автор проекта создания Лицея М.М. Сперанский видел в новом учебном заведении не только школу для подготовки образованных чиновников. Он хотел, чтобы Лицей воспитал людей, способных претворить в жизнь намеченные планы преобразования Российского государства. Широчайшие знания, умение мыслить и стремление трудиться для блага России – вот качества, которыми должны были отличаться выпускники нового учебного заведения. Не случайно в новой программной речи, обращенной к воспитанникам в день торжественного открытия, адъюнкт-профессор нравственных и политических наук Александр Петрович Куницы говорил об обязанностях гражданина и война, о любви к Отечеству и долге перед ним. На всю жизнь запомнились мальчикам слова: "Любовь к славе и отечеству должны быть вашими руководителями".

По уставу в Лицей принимались дети дворян в возрасте 10-12 лет. Одновременно в учебном заведении могли воспитываться не более 50 человек. На первый, пушкинский курс, было принято 30. Обучение длилось шесть лет и приравнивалось к университетскому. Первые три года – так называемый начальный курс – изучались предметы старших классов гимназии. Три последующие года – окончательный курс – содержал основные предметы трех факультетов университета: словесного, нравственно-политического и физико-математического. Обширная программа гармонично соединяла гуманитарные и точные науки, давала энциклопедические знания. Большое место отводилось наукам "нравственным", под которыми, как гласил лицейский устав, "...разумеются все те познания, которые относятся к нравственному положению человека в обществе и, следовательно, понятия об устройстве гражданских обществ, и о правах и обязанностях, отсюда возникающих". 

Хочу такой сайт

Энгельгардт Е.А.

Пущин И.И.

Дельвиг А.А.

Одна из главных задач лицейского образования – развить умственные способности, научить воспитанников самостоятельно мыслить. "Основное правило доброй методы или способа учения, – подчеркивалось в лицейском уставе – состоит в том, чтобы не затемнять ума детей пространными изъяснениями, а возбуждать собственное его действие". 
Важнейшее место в программе обучения отводилось глубокому изучению российской истории. Развитие патриотических чувств тесно связывалось со знанием родной страны, ее прошлого, настоящего, будущего. 

Большое внимание уделялось изучению жизнеописаний великих людей – считалось, что исторические примеры помогут самовоспитанию личности, научат великому служению отечеству. 
При составлении учебной программы были учтены возрастные особенности воспитанников. В первый год, когда мальчикам было 10-12 лет, много времени отводилось на изучение языков: российского, французского, латинского и немецкого. Бывали дни, когда учащиеся были обязаны между собой говорить на каком-либо иностранном языке.

Лицей был закрытым воспитательным учебным заведением. Распорядок жизни здесь был строго регламентирован. Вставали воспитанники в шесть часов утра. В течение седьмого часа нужно было одеться, умыться, помолиться богу и повторить уроки. В семь часов начинались занятия, продолжавшиеся два часа. В десятом часу лицеисты завтракали и совершали небольшую прогулку, после чего возвращались в класс, где занимались еще два часа. В двенадцать отправлялись на прогулку, по окончании которой повторяли уроки. Во втором часу обедали. После обеда – три часа занятий. В шестом – прогулка и гимнастические упражнения. Занимались воспитанники в общей сложности семь часов в день. Часы занятий чередовались с отдыхом и прогулками. Прогулки совершались в любую погоду в Царскосельском саду. Отдых воспитанников – это занятия изящными искусствами и гимнастическими упражнениями. Среди физических упражнений в то время особенно популярны были плавание, верховая езда, фехтование, зимой – катание на коньках. Предметы, способствующие эстетическому развитию – рисование, чистописание, музыка, пение – и сейчас есть в программе средней школы. 

Корсаков Н.А.

Яковлев М.Л.

Горчаков А.М.

В будущих государственных деятелях старались развить чувство собственного достоинства и уважения к личности другого человека. Им внушали, что "все воспитанники равны ... а потому никто не может презирать других или гордиться перед прочими чем бы то ни было"; что преподавателям и гувернерам нужно всегда говорить правду, "ибо лгать начальнику значит не уважать его". Запрещалось кричать на дядек или бранить их. В Лицее не было телесных наказаний и казенной муштры. У каждого воспитанника была отдельная комната. В первые годы обучения оценок в Лицее не ставили. Вместо этого профессора регулярно составляли характеристики, в которых анализировали природные наклонности ученика, его поведение, прилежание, успехи. Считалось, что подробная характеристика помогала работе с учеником лучше, чем однозначная оценка. 

Воспитанники Лицея никогда не были праздны. Здесь все было направленно на развитие умственных интересов, поощрялось всякое стремление к знаниям. Так, например, Алексей Илличевский собирал материалы к биографиям великих людей России, а Вильгельм Кюхельбекер составлял словарь, содержащий выписки из произведений близких ему по духу писателей-философов.

 

Великий мой поэт, тебя люблю! 
Тобою с детства восхищаюсь! 
Строкою каждой наслаждаюсь 
И образ твой боготворю. 
Сквозь сотни лет пробился голос твой. 
В душе смятенье чувствую, тревогу. 
И понимаю: ты всегда со мной.
 
Твои стихи зовут меня в дорогу.

Максименкова Света, 16 лет (http://letopisi.org/)

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 27.11.2018

Дата обновления: 27.11.2018

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».