Программа формирования УУД МОУ Лицей №1

Приложение №1
к основной образовательной программе
начального общего образования

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ПЕТРОЗАВОДСКА
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
МОУ «ЛИЦЕЙ №1»

ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ
УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

1. Пояснительная записка
Программа

формирования

универсальных

учебных

действий

на

уровне

начального общего образования МОУ «Лицей №1» конкретизирует требования ФГОС
НОО к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной
программы начального общего образования, дополняет традиционное содержание
образовательновоспитательных программ и служит основой для разработки программ
учебных предметов.
Программа формирования универсальных учебных действий направлена на
реализацию системно-деятельностного подхода, положенного в основу ФГОС,
является главным педагогическим инструментом и средством обеспечения условий для
формирования у обучающихся умения учиться, развития способности к саморазвитию и
самосовершенствованию. Умение учиться – это способность человека объективно
обнаруживать, каких именно знаний и умений ему не хватает для решения актуальной
для него задачи, самостоятельно (или в коллективно-распределенной деятельности)
находить недостающие знания и эффективно осваивать новые умения (способы
деятельности) на их основе. Сформированные универсальные учебные действия
обеспечивают личности не только готовность и способность самостоятельно учиться, но
и осознанно решать самые разные задачи во многих сферах человеческой жизни.
Развитие универсальных учебных действий невозможно вне ситуации изучения
предметных знаний. Оно реализуется в условиях специально организованной
образовательной деятельности по освоению обучающимися конкретных предметных
знаний, умений и навыков в рамках отдельных школьных дисциплин. Вместе с тем,
освоенные знания, умения и навыки рассматриваются как поле для применения
сформированных универсальных учебных действий обучающихся для решения ими
широкого круга практических и познавательных задач.
Программа формирования универсальных учебных действий НОО МОУ «Лицей
№1» включает:
-

ценностные ориентиры начального общего образования;

-

понятие, функции, состав и характеристики универсальных учебных действий в

младшем школьном возрасте;
-

описание

возможностей

содержания

различных

формирования универсальных учебных действий;

учебных

предметов

для

-

описание условий организации образовательной деятельности по освоению

обучающимися содержания учебных предметов с целью развития универсальных
учебных действий;
-

описание

условий,

обеспечивающих

преемственность

про

граммы формирования у обучающихся универсальных учебных действий при переходе
от дошкольного к начальному и от начального к основному общему образованию.
Цель программы: создание условий для реализации технологии формирования
УУД на начальной ступени общего образования средствами учебно-методического
комплекта «Начальная школа XXI века».
Задачи программы:
–

установить ценностные ориентиры начального образования;

–

определить состав и характеристику универсальных учебных действий;

–

выявить в содержании предметных линий универсальные учебные действия и

определить условия формирования в образовательном процессе и жизненно важных
ситуациях.
Программа формирования универсальных учебных действий содержит:
–

описание ценностных ориентиров на каждой ступени образования;

–

характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных

универсальных учебных действий.
–

связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов в

соответствии с УМК «Начальная школа XXI века»;
–

типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных,

коммуникативных универсальных учебных действий в соответствии с УМК «Начальная
школа XXI века»;
–

описание преемственности программы формирования универсальных учебных

действий по ступеням общего образования в соответствии с УМК «Начальная школа
XXI века».
–

планируемые результаты сформированности УУД.
Программа формирования универсальных учебных действий МОУ «Лицей №1»

является системообразующим элементом основной образовательной программы, так как:
–

служит основой для разработки учебных программ и курсов;

–

обеспечивает преемственность программ начального общего образования и

основного общего образования;
–

обеспечивает

формирование

умения

учиться,

непрерывному образованию на протяжении всей жизни.

а

значит,

способности

к

2. Ценностные ориентиры начального общего образования
Ценностные

ориентиры

начального

общего

образования

конкретизируют

личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в
Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают
следующие целевые установки системы начального общего образования:
формирование основ гражданской идентичности личности на основе:

–

чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания

ответственности человека за благосостояние общества;

–

восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур,

национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;
формирование психологических условий развития общения, сотрудничества
на основе:

–

доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству

и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

–

уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнера, признавать

право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех
участников;
развитие ценностносмысловой сферы личности на основе общечеловеческих
принципов нравственности и гуманизма:

–

принятия и уважения ценностей семьи и образовательной организации,

коллектива и общества и стремления следовать им;

–

ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так

и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как
регуляторов морального поведения;

–

формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с

национальной, отечественной и мировой художественной культурой;
развитие

умения

учиться

как

первого

шага

к

самообразованию

и

самовоспитанию, а именно:

–

развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности,

мотивов познания и творчества;

–

формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности

(планированию, контролю, оценке);
развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как
условия ее самоактуализации:

–

формирование самоуважения и эмоциональноположительного отношения к себе,

готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим
поступкам и умения адекватно их оценивать;

–

развитие

готовности

к

самостоятельным

поступкам

и

действиям,

ответственности за их результаты;

–

формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей,

готовности к преодолению трудностей, жизненного оптимизма;

–

формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим

угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих
возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную
жизнь и результаты труда других людей.
Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве обучения и
воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе
формирования общих учебных умений, обобщенных способов действия обеспечивает
высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития
обучающихся.
В концепции УМК «Начальная школа XXI века» ценностные ориентиры
формирования УУД определяются вышеперечисленными требованиями ФГОС и общим
представлением о современном выпускнике начальной школы.
Это человек:
любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
владеющий основами умения учиться;
любящий родной край и свою страну;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера;
умеющий высказать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни.
3. Понятие, функции, состав и характеристики универсальных учебных
действий на ступени начального общего образования
В

рамках

деятельностного

подхода

в

качестве

общеучебных

действий

рассматриваются основные структурные компоненты учебной деятельности — мотивы,
особенности целеполагания (учебная цель и задачи), учебные действия, контроль и

оценка, сформированность которых является одной из составляющих успешности
обучения.
При оценке сформированности учебной деятельности учитывается возрастная
специфика, которая заключается в постепенном переходе от совместной деятельности
учителя и обучающегося к совместноразделенной (в младшем школьном и младшем
подростковом возрасте) и к самостоятельной с элементами самообразования и
самовоспитания (в младшем подростковом и старшем подростковом возрасте).
3.1.

Понятие «универсальные учебные действия»

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение
учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём
сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания,
формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этой
деятельности, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные
действия как обобщенные действия открывают обучающимся возможность широкой
ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной
деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностносмысловых и
операциональных
предполагает

характеристик.

полноценное

Таким

освоение

образом,

обучающимися

достижение
всех

умения

учиться

компонентов

учебной

деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель,
учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала,
контроль и оценка). Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности
освоения обучающимися предметных знаний, формирования умений и компетентностей,
образа мира и ценностносмысловых оснований личностного морального выбора.
На первых этапах обучения учебное действие складывается как предметное,
постепенно обобщенные способы выполнения операций становятся независимыми от
конкретного содержания и могут применяться учащимся в любой ситуации. Например,
младший школьник учится сравнивать объекты природы, геометрические фигуры,
разные виды текстов (в этом случае у него формируются предметные действия
сравнения), но постепенно у обучающегося развивается интеллектуальная операция
сравнения, то есть осознание того, что означает акт сравнения: сопоставление объектов,
выделение общего, фиксация различного. Теперь ученик владеет универсальным
учебным действием: он умеет применить его в любой ситуации, независимо от
содержания.

Универсальное учебное действие как психолого-дидактическое явление имеет
следующие особенности:
является

предпосылкой

формирования

культурологических

умений

как

способности обучающегося самостоятельно организовывать учебно-познавательную
деятельность, используя обобщенные способы действий;
не зависит от конкретного предметного содержания и в определенном смысле
имеет всеобъемлющий характер;
отражает способность обучающегося работать не только с практическими
задачами, но и с учебными задачами;
возникает в результате интеграции всех сформированных предметных действий;
«вынуждает» обучающегося действовать четко, последовательно, ориентируясь
на отработанный алгоритм.
3.2.
–

обеспечение

Функции универсальных учебных действий

возможностей

обучающегося

самостоятельно

осуществлять

деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые
средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты
деятельности;
–

создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на

основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения
знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной
области.
Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного
содержания и формирования психологических способностей обучающегося.
3.3.

Виды универсальных учебных действий

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих
ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный,
регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный и
коммуникативный.
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностносмысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с
принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить
нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных
отношениях.
Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных
действий:

–

личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

–

смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью

учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем,
что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться
вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него
отвечать;
–

нравственно-этическая ориентация, в том числе,

и оценивание усваиваемого

содержания (исходя из социальных и личностных ценностей),

обеспечивающее

личностный моральный выбор.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся
организацию своей учебной деятельности.
К ним относятся:
–

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что

уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
–

планирование — определение последовательности промежуточных целей с

учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
–

прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его

временных характеристик;
–

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным

эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
–

коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ

действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом
оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
–

оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё

нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
–

саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию

(к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные,
логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия:
–

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

–

поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач

с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников
информации;
–

структурирование знаний;

–

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и

письменной форме;
–

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от

конкретных условий;
–

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и

результатов деятельности;
–

смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в

зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов
различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная
ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и
официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой
информации;
–

постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов

деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково--символические действия:
–

моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где

выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или
знаково-символическая);
–

преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих

данную предметную область.
Логические универсальные действия:
–

анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

–

синтез — составление целого из частей;

–

с восполнением недостающих компонентов;

–

выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

–

подведение под понятие, выведение следствий;

–

установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов;

–

построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

–

доказательство;

–

выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:

–

формулирование проблемы;

–

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового

характера.

Коммуникативные

универсальные

учебные

действия

обеспечивают

социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или
деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном
обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное
взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
–

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками —

определение
–

цели, функций участников, способов взаимодействия;

–

постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе

–

информации;

–

разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка

–

альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его

–

реализация;

–

управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;

–

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в

соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и
диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими
нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в
которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его
отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного
развития.
Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие
способности ребёнка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира,
определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе.
4. Описание типических свойств УМК «Начальная школа XXI века»
Непосредственное

влияние

на

качество

формирования

УУД

оказывают

типические свойства методической основы УМК, используемых на ступени начального
общего образования в МОУ «Лицей №1».
Ведущей идеей УМК "Начальная школа ХХI века" является реализация одного из
возможных путей модернизации начального образования, раскрытие новых подходов к
целям, содержанию и методике обучения младших школьников. Исходя из этого,

авторским коллективом созданы средства обучения для учащихся (учебники, рабочие
тетради) и учителя (книги, методические рекомендации, поурочные планирования и др.).
В УМК реализован основной принцип обучения: начальная школа должна быть
природосообразной, то есть соответствовать потребностям детей этого возраста,
учитывать

типологические

и

индивидуальные

особенности

их

познавательной

деятельности и уровень социализации.
Особенность проекта "Начальная школа ХХI века" состоит в том, по УМК
позволяет успешно решать одну из приоритетных задач начального образования формировать основные компоненты учебной деятельности.
В методике обучения особое внимание уделяется, во-первых, целенаправленному
использованию моделирующей деятельности, во-вторых, авторами создана система игр с
правилами, которые развивают необходимые для учения качества. И, в третьих, в
содержании и структуре средств обучения отражены новые подходы к развитию
контролирующей и оценочной деятельности учащихся (рубрика "Проверь себя", задания
"Сравни свой ответ с текстом", "Найди ошибки" и др.).
Обновление начальной школы означает переход с инструктивной деятельности на
поисково-исследовательскую. В УМК обучающийся осваивает принципиально другую
роль - не просто "зритель", "слушатель", а "исследователь". Ученик может выдвинуть
свою гипотезу (рубрика учебника "Выскажи предположение"), выбрать и обосновать
свой путь решения учебной задачи, вступить в дискуссию (задания "Выскажи свое
мнение"). В этом случае меняется место и роль образца (правила, способа, вывода и пр.).
Авторы УМК усилили внимание к творческой деятельности учащихся, которая
включает инициативу и самостоятельность каждого обучающегося. Это достигается
применением в методике обучения "скрытых" образцов, наличием системы специальных
творческих заданий, усложняющихся от класса к классу и системы использования
ролевой игры в обучении, которая дает возможность развивать воображение и
творчество ученика. Развитию творчества способствует и рубрика, введенная во все
учебники, - "Путешествие в прошлое".
УМК "Начальной школы ХХI века" реализует в образовательном процессе право
ребенка на свою индивидуальность. Во всех учебниках предусмотрены дополнительные
рубрики, которые дают возможность каждому работать в соответствии со своими
предпочтениями ("Для тех, кто хорошо читает", "Путешествие в прошлое", "Этот
удивительный мир" и др.).
Особое внимание авторы УМК уделяют созданию эмоционально-положительной
атмосферы обучения младших школьников, развитию учебной инициативы и

самостоятельности. Методика обучения построена таким образом, что предоставляет
каждому ребенку право на ошибку, на самооценку своего труда, самостоятельный анализ
как процесса, так и результатов обучения (Рубрика "Проверь себя»).

5. Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов
Формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих решение
задач

общекультурного,

ценностно-личностного,

познавательного

развития

обучающихся, реализуется в рамках целостного образовательного процесса в ходе
изучения системы учебных предметов и дисциплин, в метапредметной деятельности,
организации

форм

учебного

сотрудничества

и

решения

важных

задач

жизнедеятельности обучающихся.
На уровне начального общего образования при организации образовательной
деятельности особое значение имеет обеспечение сбалансированного развития у
обучающихся логического, наглядно-образного и знаково-символического мышления,
исключающее риск развития формализма мышления, формирования псевдологического
мышления. Существенную роль в этом играют такие дисциплины, как «Литературное
чтение», «Технология», «Изобразительное искусство», «Музыка».
Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и релевантных
способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определенные
возможности для формирования универсальных учебных действий.
Таблица 1. Связь УУД с содержанием учебных предметов
№

Название
предмета

Формируемые УУД

Предметные действия

Предметы обязательной части учебного плана
1

Русский язык

Познавательные,
коммуникативные и
регулятивные действия

Ориентация в морфологической
и синтаксической структуре
языка и усвоение правил,
строения слова и предложения,
ориентировка
ребёнка
в
грамматической
и
синтаксической
структуре
родного языка

Знаково-символические
действия моделирования

Усвоение
правил
строения
слова
и
предложения,
графической
формы
букв.
Разбор слова по составу, путём
составления
схемы),
преобразования
модели

(видоизменения слова), звукобуквенный анализ, замещение
(например, звука буквой).
логические действия анализа,
сравнения, установление
причинно-следственных
связей

2

Литературное
чтение

Работа с текстом, осознанное и
произвольное
построение
речевых высказываний в устной
и письменной форме, поиск,
сравнивание,
классификация
таких языковых единиц как
звук, буква, часть слова, часть
речи,
член
предложения.
Письмо
и
проверка
написанного.

Все виды универсальных учебных действий личностных,
коммуникативных, познавательных и регулятивных (с
приоритетом развития ценностно-смысловой сферы и
коммуникации
Смыслообразование;
самоопределения и
самопознания гражданской
идентичности нравственноэтическое оценивание.

Прослеживание судьбы героя и
ориентацию
в
системе
личностных
смыслов;
прослеживание судьбы героя и
ориентацию
учащегося
сравнения образа «Я» с героями
литературных
произведений
посредством
эмоциональнодейственной
идентификации;
знакомство
с
героическим
историческим прошлым своего
народа и своей страны и
переживания
гордости
и
эмоциональной сопричастности
подвигам и достижениям её
граждан; выявление морального
содержания и нравственного
значения действий персонажей.

Регулятивные и
познавательные

Определение
логической
причинно-следственной
последовательности событий и
действий героев произведения;
составление
плана
с
выделением существенной и дополнительной информации;

Коммуникативные умение:
умение понимать
контекстную речь на основе
воссоздания картины событий

отождествление себя с героями
произведения, соотнесения и
сопоставления их позиций,
взглядов и мнений;

и поступков персонажей;
умение понимать
контекстную речь с учётом
целей коммуникации,
особенностей слушателя, в
том числе используя
аудиовизуальные умения;
понимать контекстную речь
на основе воссоздания
картины событий и поступков
персонажей.
3

Математика

Познавательные действия:
логические и
алгоритмические знаковосимволические действия
:замещение, кодирование,
декодирование, а также
планирование,
моделирование;
формирование элементов
системного мышления и
приобретение основ
информационной
грамотности;
формирование общего приёма
решения задач как
универсального учебного
действия;

4

Иностранный
язык

Коммуникативные действия:
речевое развитие учащегося
на основе формирования
обобщённых лингвистических
структур грамматики и
синтаксиса;
развитие письменной речи;
формирование ориентации на
партнёра, его высказывания,
поведение, эмоциональные
состояние и переживания;
уважение интересов партнёра;
умение слушать и слышать
собеседника; вести диалог,
излагать и обосновывать своё
мнение в понятной для

воссоздание картины событий и
поступков персонажей;
формулирование высказываний,
речь с учётом целей
коммуникации, особенностей
слушателя, в том числе
используя аудиовизуальные
средства.

Овладение
различными
математическими
способами
решения разнотипных задач;
освоение предметных знаний:
понятиями,
определениями
терминов,
правилами,
формулами,
логическими
приемами
и
операциями,
применение
математических
знаний
в
повседневных
ситуациях;
работа
с
таблицами
и
диаграммами, извлечение из
них необходимой информации;
выполнение
действий
с
числами.
Измерение
длин,
площадей.
Говорение, аудирование,
чтение. Участие в диалоге.
Составление высказываний.
Составление рассказов на
определенную тему.
Восприятие на слух речи
собеседника.
Изучение культуры, традиций
народов на основе изучаемого
языкового материала.
Личностные универсальные
действия: формирование
гражданской идентичности
личности, преимущественно в
её общекультурном
компоненте, и
доброжелательного отношения,
уважения и толерантности к
другим странам и народам,

собеседника форме.

компетентности в
межкультурном диалоге.
смысловое чтение;
прогнозирование развития
сюжета; составление вопросов с
опорой на смысл прочитанного
текста;
сочинение оригинального
текста на основе плана).

5
.

Окружающий
мир

Личностные универсальные
действия – формирование
когнитивного, эмоциональноценностного
и
деятельностного компонентов
гражданской
российской
идентичности.
Принятие правил здорового
образа жизни, понимание
необходимости
здорового
образа жизни в интересах
укрепления
физического,
психического
и
психологического здоровья;
общепознавательные
универсальные
учебные
действия.
Логическими
действиями:
сравнение, подведение под
понятия,
аналогии,
классификации
объектов
живой и неживой природы на
основе внешних признаков
или известных характерных
свойств;
установления
причинно-следственных
связей в окружающем мире, в
том числе на многообразном
материале
природы
и
культуры родного края.

определение государственной
символики
Российской
Федерации и своего региона,
описание
достопримечательностей столицы и родного
края, определение
на карте
Российской Федерации, Москвы
— столицы России, своего
региона и его столицы;
ознакомление с особенностями
некоторых зарубежных стран;
определение
исторического
времени, различение прошлого,
настоящего,
будущего,
ориентация
в
основных
исторических событиях своего
народа и России и ощущения
чувства гордости за славу и
достижения своего народа и
России;
Освоение элементарных норм
адекватного
природосообразного поведения;
норм и правил
взаимоотношений человека с
другими людьми, социальными
группами и сообществами;
исследовательская и проектная
деятельность;
поиск и работа с информацией в
том числе и с использованием
средств ИКТ.

6

Музыка

Личностные действия:
- эстетические и ценностно-

Пение,
музыкально-

драматизация,
пластические

смысловые ориентации
обучающихся, создающие
основу для формирования
позитивной самооценки,
самоуважения, жизненного
оптимизма, потребности в
творческом самовыражении;

движения,
импровизация,
взаимодействие в процессе
ансамблевого,
коллективного
воплощение
различных
художественных
образов,
решение
художественнопрактических задач

формирование
российской
гражданской идентичности и
толерантности как основы
жизни в поликультурном
обществе через приобщение к
достижениям национальной,
российской
и
мировой
музыкальной культуры и традициям.
Коммуникативные
универсальные
учебные
действия на основе развития
эмпатии; умения выявлять
выраженные
в
музыке
настроения и чувства и
передавать свои чувства и
эмоции на основе творческого
самовыражения.
7

Изобразительн
ое искусство

Личностные, познавательные,
регулятивные действия.

Создание
продукта
изобразительной деятельности.

Познавательные
действия:
замещение и моделирование в
продуктивной деятельности
обучающихся
явлений
и
объектов
природного
и
социокультурного мира

Различение
по
материалу,
технике
исполнения
художественных произведений.

Регулятивные
действия:
целеполагание
как
формирование
замысла,
планирование и организация
действий в соответствии с
целью,
умению
контролировать
соответствие
выполняемых
действий
способу, внесение корректив
на основе предвосхищения
будущего результата и его
соответствия замыслу.
Личностные
формирование

действия:
гражданской

Выявление в произведениях
искусства
связи
конструктивных,
изобразительных элементов.
Передача композиции, ритма,
колорита,
изображение
элементов и предметов.

идентичности
личности,
толерантности, эстетических
ценностей и вкусов, позитивной
самооценки
и
самоуважения обучающихся.
8

9

Технология

Физическая
культура

Личностные, познавательные,
регулятивные
действия,
коммуникативные

Предметно-преобразовательная
деятельность,
способы
обработки материалов

Моделирование,
знаковосимволическая деятельность

Решение
задач
на
конструирование на основе
системы ориентиров( схемы ,
карты модели) моделирование и
отображение
объекта
и
процесса его преобразования в
форме
моделей
(рисунков,
планов, схем, чертежей)

Регулятивные: планирование,
рефлексия как осознание
содержания
выполняемой
деятельности;

Планомерно-поэтапная
отработка
предметнопреобразовательной
деятельности,
оценка
выполненного изделия

Коммуникативная
компетентность,
развитие
планирующей
и
регулирующей функции речи
формирование
первоначальных
элементов
ИКТ-компетентности
обучающихся

Совместно-продуктивная
деятельность
(работа
группах);

Регулятивных действий,
включая целеполагание;
планирование,
прогнозирование, контроль,
коррекцию и оценку.

Проектные работы,

Личностные:
мотивация,
творческая саморегуляция

Предметно-преобразующая,
символикомоделирующая
деятельность
с
разлчными
материалами

Формирование
личностных
универсальных действий:

Освоение
способов
двигательной деятельности.

•

основ общекультурной
и
российской
гражданской
иден-

в

проектная
деятельность,
обработка материалов.

составление плана действий и
применение его для решения
задач;
предвосхищение
будущего результата

Выполнение
комплексов
упражнений, подвижные игры,
соревнования,
измерение

тичности как чувства
гордости
за
достижения в мировом
и
отечественном
спорте;
• освоение
моральных
норм помощи тем, кто
в
ней
нуждается,
готовности принять на
себя ответственность;
• развитие
мотивации
достижения
и
готовности
к
преодолению
трудностей на основе
конструктивных
стратегий совладания и
умения мобилизовать
свои личностные и
физические
ресурсы
стрессоустойчивости;
• освоение
правил
здорового
и
безопасного
образа
жизни.
Регулятивные
действия:
умения
планировать,
регулировать,
контролировать и оценивать
свои действия.

показателей
физического
развития, занятие спортом.

Выполнение
комплексов
упражнений, подвижные игры,
соревнования,
измерение
показателей
физического
развития, занятие спортом.

Планирование общей цели и
пути
её
достижения;
распределение функций и
ролей
в
совместной
деятельности; конструктивное
разрешение
конфликтов;
осуществление
взаимного
контроля;
оценка
собственного поведения и
поведения
партнёра
и
внесение
необходимых
коррективов
Коммуникативные действия
взаимодействие, ориентация
на партнёра, сотрудничество
и кооперация (в командных
видах спорта)

Выполнение
комплексов
упражнений, подвижные игры,
спортивные
игры,
соревнования,
измерение
показателей
физического
развития, занятие спортом.

Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов
определяется следующими положениями:
1. УУД представляют собой целостную систему, в которой можно выделить
взаимосвязанные и взаимообуславливающие виды действий:
–

коммуникативные – обеспечивающие социальную компетентность;

–

познавательные – общеучебные, логические, связанные с решением проблемы;

–

личностные – определяющие мотивационную ориентацию;

–

регулятивные – обеспечивающие организацию собственной деятельности.

2. Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который
реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность.
3. Заданные стандартом УУД определяют акценты в отборе содержания, планировании и
организации

образовательного

процесса

с

учетом

возрастно-психологических

особенностей обучающихся.
4. Результаты усвоения УУД формулируются для каждого класса и являются ориентиром
при организации мониторинга их достижения.

6. Типовые задачи формирования личностных, регулятивных,
познавательных, коммуникативных УУД
Структурный компонент программы формирования УУД – «Типовые задачи
формирования

личностных,

регулятивных,

познавательных,

коммуникативных

универсальных учебных действий раскрывает механизмы реализации программы в
практической деятельности учителя начальных классов.
В типовых задачах целесообразно выделить две части в соответствии с группами
планируемых результатов:
-

типовые задачи формирования личностных универсальных учебных

действий;
-

типовые

задачи

формирования

регулятивных,

познавательных

и

коммуникативных универсальных учебных действий.
Особенностью данных задач является то, что они должны раскрывать способы
организации

деятельности

обучающихся

–

учебной

деятельности,

учебного

сотрудничества и проектной деятельности, наряду с этим типовые задачи должны
обеспечить обучающимся освоение продуктивных способов работы с текстом и
использования информационно-коммуникационных технологий.

Типовые задачи – это способы деятельности учителя (методы, учебнопознавательные и учебно-практические задачи, приемы, образовательные технологии,
информационно-коммуникационные технологии), обеспечивающие формирование у
учащихся универсальных учебных действий.
Типовые задачи формирования универсальных учебных действий на основе УМК
«Начальная школа XXI века»

конструируются учителем на основании следующих

общих подходов: любая задача, предназначенная для развития и оценки уровня
сформированности

УУД

(личностных,

коммуникативных)

предполагает

регулятивных,

осуществление

субъектом

познавательных
(в

свёрнутом

и
или

развёрнутом виде) следующих навыков: ознакомление-понимание - применение-анализсинтез-оценка. В общем виде задача состоит из информационного блока и серии
вопросов (практических заданий) к нему.
6.1.

Требования к задачам

Для того чтобы задачи, предназначенные для оценки тех или иных УУД, были
валидными, надёжными и объективными, они должны быть:
–

составлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к тестовым

заданиям в целом;
–

сформулированы на языке, доступном пониманию ученика, претендующего на

освоение обладание соответствующих УУД;
–

избыточными с точки зрения выраженности в них «зоны ближайшего развития»;

–

многоуровневыми, т.е. предполагающими возможность оценить: общий подход к

решению, выбор необходимой стратегии;
–

«модульными»,

т.е.

предусматривающими

возможность,

сохраняя

общий

конструктор задачи, менять некоторые из её условий.
В разработке задач учителя будут исходить из того, что уровни учебных целей:
Ознакомление, Понимание, Применение, Анализ, Синтез, Оценка имеют отношение к
любому УУД, т.е. каждое УУД предполагается

последовательно формировать на

каждом уровне.
6.2.

Перечень

типовых

задач,

обеспечивающих

формирование

универсальных учебных действий.
Особенностью данных задач является то, что они должны раскрывать способы
организации

деятельности

обучающихся

–

учебной

деятельности,

учебного

сотрудничества и проектной деятельности, наряду с этим типовые задачи должны
обеспечить обучающимся освоение продуктивных способов работы с текстом и
использования информационно-коммуникационных технологий.

Возможно выделить два подхода к определению понятия «типовые задачи
формирования универсальных учебных действия»:
-

типовые задачи – это отдельные задания, которые можно использовать в

образовательной деятельности для формирования отдельных учебных действий;
-

типовые задачи – это системообразующий компонент программы,

характеризующий

способы

деятельности

учителя,

обеспечивающие

достижение

обучающимися метапредметных результатов.
В основной образовательной программе МОУ «Лицей №1» описание типовых
задач представлено в соответствии со вторым подходом, так как данный подход
позволяет

охарактеризовать

способы

деятельности

учителя,

целенаправленно

формирующего все виды универсальных учебных действий, и систематизировать их.
Типовые задачи – это способы деятельности учителя (методы, учебнопознавательные и учебно-практические задачи, приемы, образовательные технологии,
информационно-коммуникационные технологии), обеспечивающие формирование у
учащихся универсальных учебных действий.
Типовые задачи распределены по всем предметам учебного плана и на всех
курсах внеурочной деятельности. Распределение типовых задач внутри предмета / курса
внеурочной деятельности обеспечивает планомерное формирование регулятивных,
коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий в течение
учебного года.
Системно-деятельностный подход предполагает, что учащиеся с первого класса
включаются во все перечисленные виды деятельности, поэтому применение большего
числа типовых задач осуществляется с первого по четвертый класс, усложняется лишь
содержание

предметного

материала.

Достижение

метапредметных

планируемых

результатов обеспечивается систематическим использованием на всех уроках и курсах
внеурочной деятельности типовых задач формирования регулятивных, познавательных и
коммуникативных универсальных учебных действий.
Перечень типовых задач, обеспечивающих формирование универсальных учебных
действий, представлен в таблице 2.
Таблица

2.

Типовые

задачи

формирования

регулятивных,

познавательных,

коммуникативных универсальных учебных действий
Универсальное учебное
действие
1. Регулятивные

Типовые задачи формирования универсальных учебных
действий

1.1. Целеполагание

Постановка и решение учебной задачи

1.2. Планирование

Постановка и решение учебной задачи
Проектные задачи / групповые проекты

1.3. Прогнозирование

Технология
безотметочного
«Прогностическая самооценка»)

оценивания

(прием

1.4. Контроль

Технология
безотметочного
оценивания
(приемы
«Взаимоконтроль
устных
ответов»,
«Пошаговый
взаимоконтроль при работе с алгоритмом», «Работа с
эталоном», «Проверь себя»)

1.5. Коррекция

Технология
безотметочного
оценивания
(прием
«Пошаговый взаимоконтроль при работе с алгоритмом»)

1.6. Оценка

Технология
безотметочного
оценивания
(приемы
«Ретроспективная самооценка», «Комментирование устных
ответов», «Гибкая система балльной оценки»)

1.7. Рефлексия способов и Учебно-познавательная (учебно-практическая) задача на
условий действия
«Рефлексию»
2. Познавательные
2.1. Общеучебные

Постановка и решение учебной задачи
Проектные задачи / групповые проекты
Учебно-познавательные
(практические)
задачи
на
ценностные установки, коммуникацию, на сотрудничество
Теория формирования умственных действий

2.2.
символические

Знаково- Постановка и решение учебных задач, включающая
моделирование (создание алгоритмов, пиктограмм, схемопор, кратких записей, таблиц, ментальных карт и т.п.)

2.3. Логические

Постановка и решение учебной задачи
Учебные задания, формирующие логические универсальные
действия

2.4.
Постановка
решение проблемы
3. Коммуникативные

и Учебно-познавательная (учебно-практическая) задача на
решение проблем
Учебное
сотрудничество,
в
том
числе
учебнопознавательная
(учебно-практическая)
задача
на
сотрудничество
Постановка и решение учебной задачи
Проектные задачи / групповые проекты

4. Чтение. Работа с текстом (работа с информацией)

4.1. Поиск информации

Составление плана текста

4.2.
Понимание Приемы «Внимание к слову», «Знакомство с заголовком»,
прочитанного
«Пометки на полях», «Диалог с текстом»
4.3. Преобразование
интерпретация
информации
4.4. Оценка информации

и Работа с таблицами, схемами, рисунками, ментальными
картами
Учебное сотрудничество
Проектные задачи

5.
Формирование
ИКТ-компетентности
коммуникационных технологий)

(применение

информационно-

5.1.
Знакомство
со Включение и выключение
цифрового устройства,
средствами ИКТ, гигиена компьютера
работы с компьютером
Выбор необходимых для решения задачи и запуск программ
с рабочего стола и из меню «Пуск», использование
технологии Drag and Drop
Организация рабочего места и энергосбережение
Рациональная организация информации в файловой системе
компьютера: создание, именование и использование имен
файлов и папок (поиск в файловой системе, выбор,
открытие, сохранение открытого объекта) для хранения
цифровой коллекции
Копирование, переименование и удаление файлов
5.2. Технология
информации
компьютер:

ввода Подключение устройств ИКТ (карт памяти), перенос
в файлов в компьютер для ввода информационных объектов

Извлечение хранящейся в устройстве ИКТ цифровой
ввод текста, запись звука, информации
для
воспроизведения
(просмотр,
изображения, цифровых прослушивание, вывод на печать) зафиксированной
данных
информации (открывание объекта)
Сохранение информационных объектов
Работа в компьютерной программе, позволяющей набирать
тексты с использованием клавиатуры
Создание и редактирование текста в текстовом редакторе
(удаление, замена и вставка букв и слов) с использованием
экранного перевода отдельных слов
Оцифровка текстового
(сканирование)

документа

или

изображения

5.3. Обработка и поиск Соответствие информационного объекта цели фиксации
информации
информации

Подключение устройств ИКТ (в том числе флеш-карт)
Цифровая фиксация (запись) информации (звуков и
изображений) при помощи цифровой фотовидеокамеры, вебкамеры, диктофона, наушников и микрофона, цифрового
микроскопа
Фото- и видеофиксация результатов наблюдений (в том числе
микрообъектов)
Фиксация изображения экрана (скриншот)
Сбор числовых данных с помощью цифровых датчиков и
наглядное представление полученной информации
Фиксация собранных числовых данных в электронной
таблице, обобщение и анализ данных на диаграмме
Моделирование в виртуальной лаборатории
Нахождение результата вычислений с применением
калькулятора (в том числе с использованием стандартной
компьютерной программы)
Оценка качества визуального ряда и уместности содержания
медиасопровождения
Работа в компьютерной программе, позволяющей создавать
тексты с применением основных правил оформления (выбор
шрифта, начертания, размера, цвета текста, расстановка
пробелов относительно знаков препинания, использование
абзацного отступа)
Редактирование текста (удаление, замена и вставка букв и
слов)
с
использованием
полуавтоматического
орфографического контроля
Добавление в сообщение информации, полученной при
переходе по гиперссылке из заданных гипертекстовых
документов
Создание гиперссылки в текстовом документе
Поиск информационного объекта по имени, типу, дате
создания файла
Работа в компьютерной программе (веб-браузере),
позволяющей
организовать
поиск
дополнительной
информации в контролируемом учебном информационном
пространстве сети Интернет
Формулирование поискового запроса
Составление списка используемых информационных
источников (в том числе с использованием ссылок)

Создание банка данных для решения познавательных задач
Соответствие информационного объекта цели фиксации
информации
5.4.
Создание, Создание сообщения на заданную тему с использованием
представление и передача полученной информации, добавлением новой информации из
сообщений
доступных электронных справочных источников
Цитирование информации
авторских прав

(источника)

с

соблюдением

Создание и размещение текстового или медиасообщения в
информационно-образовательной среде класса (школы).
Комментирование сообщений с соблюдением правил сетевой
коммуникации
Создание электронного почтового сообщения
Работа в компьютерной программе, позволяющей создавать
и
редактировать
видеоцепочки:
редактирование
иллюстративного ряда в редакторе презентаций при
создании сообщения (для аудиовизуального сопровождения
выступления)
Работа в компьютерной программе с простыми
геометрическими объектами: построение, изменение,
измерение геометрических объектов, создание схемы из
геометрических объектов
Создание хронологических последовательностей (лент
времени) и ментальных карт (в том числе в социальных
сервисах)
Получение
и
использование
географической карты

данных

цифровой

Работа в компьютерной программе, позволяющей создавать
и редактировать графические изображения (вырезать из
изображения нужную часть, уменьшать и увеличивать
размер изображения)
Создание сообщения на заданную тему с использованием
полученной информации, добавлением новой информации из
доступных электронных справочных источников
Цитирование информации
авторских прав

(источника)

с

соблюдением

Создание и размещение текстового или медиасообщения в
информационно-образовательной среде класса (школы).
Комментирование сообщений с соблюдением правил сетевой
коммуникации
Создание электронного почтового сообщения

Работа в компьютерной программе, позволяющей создавать
и
редактировать
видеоцепочки:
редактирование
иллюстративного ряда в редакторе презентаций при
создании сообщения (для аудиовизуального сопровождения
выступления)
5.5.
Планирование Определение последовательности выполнения действий
деятельности, управление
Исполнение, редактирование алгоритмов (линейных, с
и организация
ветвлением, циклических, с заданными параметрами) для
знакомых формальных исполнителей
Создание
алгоритмов
(линейных,
с
ветвлением,
циклических, с заданными параметрами) для знакомых
формальных исполнителей
Типовые

задачи

формирования

регулятивных,

познавательных

и

коммуникативных универсальных учебных действий обеспечивают обучающимся
достижение метапредметных планируемых результатов, систематически используются в
рамках урочной и внеурочной деятельности (таблица 3).
Перечень
В. В. Давыдова,

типовых

задач

составлен

П. Я. Гальперина,

на

Г. А. Цукерман,

основе

работ

Д. Б. Эльконина,

Г. Г. Граник,

О. Б. Логиновой,

А. Б. Воронцова, К. Н. Поливановой, и др.
Таблица 3 Применение типовых задач в урочной и внеурочной деятельности
Виды

Типовые задачи

деятельност
и

1 класс

Урочная
деятельность

Постановка
и Постановка
и Постановка
и Постановка и
решение
решение
решение
решение
учебной задачи
учебной задачи
учебной задачи
учебной задачи

2 класс

3 класс

4 класс

Теория
формирования
умственных
действий

Теория
формирования
умственных
действий

Теория
формирования
умственных
действий

Теория
формирования
умственных
действий

Учебное
сотрудничество

Учебное
сотрудничество

Учебное
сотрудничество

Учебное
сотрудничество

Технология
безотметочного
оценивания
(приемы
«Ретроспективна
я самооценка»,
«Взаимоконтрол
ь
устных
ответов»,

Технология
безотметочного
оценивания
(приемы
«Ретроспективна
я самооценка»,
«Прогностическ
ая самооценка»,
«Взаимоконтрол

Технология
безотметочного
оценивания
(приемы
«Ретроспективна
я самооценка»,
«Прогностическ
ая самооценка»,
«Взаимоконтрол

Технология
безотметочного
оценивания
(приемы
«Ретроспектив
ная
самооценка»,
«Прогностичес
кая

«Пошаговый
взаимоконтроль
при работе с
алгоритмом»,
«Работа
с
эталоном»)

ь
устных
ответов»,
«Комментирован
ие
устных
ответов»,
«Пошаговый
взаимоконтроль
Учебнопри работе с
познавательные алгоритмом»,
(практические)
«Работа
с
задачи
на эталоном»,
ценностные
«Гибкая система
установки,
на балльной
сотрудничество
оценки»)
Моделирование
(создание
пиктограмм,
схем-опор,
кратких записей
и т.п.)
Учебные
задания,
формирующие
логические
универсальные
действия

Учебнопознавательные
(практические)
задачи
на
ценностные
установки,
на
сотрудничество

ь
устных
ответов»,
«Комментирован
ие
устных
ответов»,
«Пошаговый
взаимоконтроль
при работе с
алгоритмом»,
«Работа
с
эталоном»,
«Проверь себя»,
«Гибкая система
балльной
оценки»)
Учебнопознавательные
(практические)
задачи
на
ценностные
установки,
коммуникацию,
на
сотрудничество,
на рефлексию,
на
решение
проблем

Моделирование
(создание
алгоритмов,
пиктограмм,
схем-опор,
кратких записей,
Проектные
таблиц,
Моделирование
задачи
/
ментальных карт (создание
групповые
алгоритмов,
и т.п.)
проекты
пиктограмм,
Учебные
схем-опор,
Приемы работы
задания,
кратких записей,
с
текстом
формирующие
таблиц,
«Внимание
к
логические
ментальных карт
слову»,
универсальные
и т.п.)
«Знакомство с
действия
заголовком»
Учебные
Проектные
задания,
Применение
задачи
/ формирующие
информационнологические
коммуникацион групповые
проекты
универсальные
ных технологий
действия
Составление
плана текста
Проектные
задачи
/
Приемы работы
с
текстом групповые
«Внимание
к проекты
слову»,
«Знакомство

с

Составление

самооценка»,
«Взаимоконтро
ль
устных
ответов»,
«Комментиров
ание
устных
ответов»,
«Пошаговый
взаимоконтрол
ь при работе с
алгоритмом»,
«Работа
с
эталоном»,
«Проверь
себя», «Гибкая
система
балльной
оценки»)
Учебнопознавательны
е
(практические)
задачи
на
ценностные
установки,
коммуникацию
,
на
сотрудничество
, на рефлексию,
на
решение
проблем
Моделировани
е
(создание
алгоритмов,
пиктограмм,
схем-опор,
кратких
записей,
таблиц,
ментальных
карт и т.п.)
Учебные
задания,
формирующие
логические
универсальные
действия
Проектные
задачи

/

заголовком»

плана текста

Применение
информационнокоммуникацион
ных технологий

Приемы работы
с
текстом
«Внимание
к
слову»,
«Знакомство с
заголовком»,
«Пометки
на
полях», «Диалог
с текстом»

групповые
проекты
Составление
плана текста

Приемы
работы
с
текстом
«Внимание к
слову»,
«Знакомство с
Применение
заголовком»,
информационно- «Пометки
на
коммуникацион полях»,
с
ных технологий «Диалог
текстом»
Применение
информационн
окоммуникацио
нных
технологий

Урочная
и Учебное
внеурочная
сотрудничество
деятельность
Технология
безотметочного
оценивания
(приемы
«Ретроспективна
я самооценка»)
Учебнопознавательные
(практические)
задачи
на
ценностные
установки,
на
сотрудничество

Учебное
сотрудничество

Учебное
сотрудничество

Учебное
сотрудничество

Технология
безотметочного
оценивания
(приемы
«Ретроспективна
я самооценка»,
«Прогностическ
ая самооценка»)

Технология
безотметочного
оценивания
(приемы
«Ретроспективна
я самооценка»,
«Прогностическ
ая самооценка»)

Технология
безотметочного
оценивания
(приемы
«Ретроспектив
ная
самооценка»,
«Прогностичес
кая
самооценка»)

Учебнопознавательные
(практические)
задачи
на
ценностные
установки,
на
сотрудничество

Учебнопознавательные
(практические)
задачи
на
ценностные
установки,
Моделирование
коммуникацию,
на
Проектные
Моделирование сотрудничество,
задачи
/
на
решение
групповые
Проектные
проблем
задачи
/
проекты
групповые
Моделирование
Применение
проекты
информационноПроектные
коммуникацион Применение
задачи
/
информационно- групповые

Учебнопознавательны
е
(практические)
задачи
на
ценностные
установки,
коммуникацию
,
на
сотрудничество
, на решение
проблем
Моделировани

ных технологий

коммуникацион
ных технологий

проекты

е

Применение
информационнокоммуникацион
ных технологий

Проектные
задачи
групповые
проекты

/

Применение
информационн
окоммуникацио
нных
технологий
Внеурочная
деятельность
*

Игровая
деятельность

Игровая
деятельность

Игровая
деятельность

Игровая
деятельность

Трудовая
деятельность

Трудовая
деятельность

Трудовая
деятельность

Трудовая
деятельность

Общение

Общение

Общение

Общение

Творческая
деятельность

Творческая
деятельность

Творческая
деятельность

Творческая
деятельность

Ценностноориентировочна
я

Ценностноориентировочна
я

Ценностноориентировочна
я

Ценностноориентировочн
ая

7. Особенности, основные направления и планируемые результаты учебноисследовательской и проектной деятельности обучающихся в рамках
урочной и внеурочной деятельности
Учебно-исследовательская и проектная деятельности обучающихся направлена на
развитие метапредметных умений.
Включение учебно-исследовательской и проектнй деятельности в процесс
обучения

является

важным

инструментом

развития

познавательной

сферы,

приобретения социального опыта, возможностей саморазвития, повышение интереса к
предмету изучения и процессу умственного труда, получения и самостоятельного
открытия новых знаний у младшего школьника. Главная особенность развития учебноисследовательской и проектной деятельности – возможность активизировать учебную
работу детей, придав ей исследовательский, творческий характер и таким образом
передать обучающимся инициативу в своей познавательной деятельности. Учебноисследовательская деятельность предполагает поиск новых знаний и направлена на
развитие у обучающегося умений и навыков научного поиска. Проектная деятельность в

большей степени связана с развитием умений и навыков планирования, моделирования и
решения практических задач.
В

ходе

освоения

учебно-исследовательской

и

проектной

деятельности

обучающийся начальной школы получает знания не в готовом виде, а добывает их сам и
осознает при этом содержание и формы учебной деятельности. Обучающийся выступает
в роли субъекта образовательной деятельности, поскольку получает возможность быть
самостоятельным, активным творцом, который планирует свою деятельность, ставит
задачи, ищет средства для решения поставленных задач.
Основными задачами в процессе учебно-исследовательского и проектного
обучения является развитие у обучающегося определенного базиса знаний и развития
умений: наблюдать, измерять, сравнивать, моделировать, генерировать гипотезы,
экспериментировать, устанавливать причинно-следственные связи. Данные умения
обеспечивают необходимую знаниевую и процессуальную основу для проведения
исследований и реализации проектов в урочной и внеурочной деятельности.
Развитие умений младших школьников проводится с учетом использования
вербальных, знаково-символических, наглядных средств и приспособлений для создания
моделей изучаемых объектов и процессов, схем, алгоритмов и эвристических средств
решения учебных и практических задач, а также особенностей математического,
технического моделирования, в том числе возможностей компьютера.
Исследовательская и проектная деятельность проходит как в индивидуальной, так
и в групповой форме, что помогает учителю простроить индивидуальный подход к
развитию ребенка. Границы исследовательского и проектного обучения младших
школьников определяются целевыми установками, на которые ориентирован учитель, а
также локальными задачами, стоящими на конкретном уроке.
В рамках внеурочной деятельности исследовательская и проектная деятельность
направлены на обогащение содержания образования и возможность реализации
способностей, потребностей и интересов обучающихся с различным уровнем развития.
Для расширения диапазона применимости исследовательского и проектного
обучения следует дифференцировать задания по степени трудности: путем постепенного
усложнения

непосредственно

самих

заданий

или

увеличением

степени

самостоятельности ребенка, регулируемой мерой непосредственного руководства
учителя процессом научно- практического обучения.
В качестве основных результатов учебно-исследовательской и проектной
деятельности младших школьников рассматриваются такие метапредметные результаты,
как

сформированные

умения:

наблюдать,

измерять,

сравнивать,

моделировать,

выдвигать гипотезы, экспериментировать, определять понятия, устанавливать причинноследственные связи и работать с источниками информации. Они обеспечивают
получение необходимой знаниевой и процессуальной основы для проведения
исследований и реализации проектов при изучении учебных предметов. В качестве
результата следует также включить готовность слушать и слышать собеседника, умение
в корректной форме формулировать и оценивать познавательные вопросы; проявлять
самостоятельность в обучении, инициативу в использовании своих мыслительных
способностей; критически и творчески работать в сотрудничестве с другими людьми;
смело и твердо защищать свои убеждения; оценивать и понимать собственные сильные и
слабые стороны; отвечать за свои действия и их последствия.
8. Условия, обеспечивающие развитие универсальных учебных действий у
обучающихся
Содержание

учебных

предметов,

преподаваемых

в

рамках

начального

образования, может стать средством формирования универсальных учебных действий
только

при

соблюдении

определенных

условий

организации

образовательной

деятельности:
использовании учебников в бумажной и/или электронной форме не только в
качестве носителя информации, «готовых» знаний, подлежащих усвоению, но и как
носителя способов «открытия» новых знаний, их практического освоения, обобщения и
систематизации, включения обучающимся в свою картину мира;
соблюдении технологии проектирования и проведения урока в соответствии с
требованиями системно-деятельностного подхода;
осуществлении целесообразного выбора организационно-деятельностных форм
работы обучающихся на уроке - индивидуальной, групповой (парной) работы,
общеклассной дискуссии;
организации системы мероприятий для формирования контрольно-оценочной
деятельности обучающихся с целью развития их учебной самостоятельности;
эффективного использования средств ИКТ.
В условиях интенсификации процессов информатизации общества и образования
при

формировании

методиками

универсальных

целесообразно

широкое

учебных

действий

использование

наряду

цифровых

с

предметными

инструментов

и

возможностей современной информационно-образовательной среды. Ориентировка
младших школьников в ИКТ и формирование способности их грамотно применять
(ИКТ-компетентность)

являются

одними

из

важных

средств

формирования

универсальных учебных действий обучающихся в рамках начального общего
образования.
ИКТ

также

могут

широко

применяться

при

оценке

сформированности

универсальных учебных действий. Для их формирования исключительную важность
имеет использование информационно-образовательной среды, в которой планируют и
фиксируют свою деятельность, её результаты учителя и обучающиеся.
В рамках ИКТ-компетентности выделяется учебная ИКТ-компетентность способность решать учебные задачи с использованием общедоступных в начальной
школе инструментов ИКТ и источников информации в соответствии с возрастными
потребностями и возможностями младшего школьника. Решение задачи формирования
ИКТ- компетентности должно проходить не только на занятиях по отдельным учебным
предметам, но и в рамках метапредметной программы формирования универсальных
учебных действий.
При освоении личностных действий на основе указанной программы у
обучающихся формируются:
критическое отношение к информации и избирательности ее восприятия;
уважение к информации о частной жизни и информационным результатам деятельности
других людей;
основы

правовой

культуры

в

области

использования

информации.

При освоении регулятивных универсальных учебных действий обеспечивается:
оценка

условий,

алгоритмов

и

результатов

действий,

выполняемых

в

информационной среде;
использование результатов действия, размещенных в информационной среде, для
оценки и коррекции выполненного действия;
создание цифрового портфолио учебных достижений обучающегося.
При освоении познавательных универсальных учебных действий ИКТ играют
ключевую роль в следующих универсальных учебных действиях:
поиск информации;
фиксация (запись) информации с помощью различных технических средств;
структурирование информации, её организация и представление в виде диаграмм,
картосхем, линий времени и пр.;
создание простых гипермедиа сообщений;
построение простейших моделей объектов и процессов.
ИКТ является важным инструментом для формирования коммуникативных
универсальных учебных действий. Для этого используются:

обмен гипермедиа сообщениями;
выступление с аудиовизуальной поддержкой;
фиксация хода коллективной/личной коммуникации;
общение в цифровой среде (электронная почта, чат, видеоконференция, форум,
блог).
Формирование

ИКТ-компетентности

обучающихся

происходит

в

рамках

системно- деятельностного подхода, на основе изучения всех без исключения предметов
учебного плана. Включение задачи формирования ИКТ-компетентности в программу
формирования

универсальных

осуществляющей

учебных

образовательную

действий

деятельность,

позволяет

организации,

учителю

формировать

и

соответствующие позиции планируемых результатов, помогает с учётом специфики
каждого учебного предмета избежать дублирования при освоении разных умений,
осуществлять интеграцию и синхронизацию содержания различных учебных курсов.
Освоение умений работать с информацией и использовать инструменты ИКТ также
может

входить

в

содержание

факультативных

курсов,

кружков,

внеурочной

деятельности школьников.
Вклад каждого предмета в формирование ИКТ-компетентности обучающихся:
«Русский язык». Различные способы передачи информации (буква, пиктограмма,
иероглиф, рисунок). Источники информации и способы её поиска: словари,
энциклопедии, библиотеки, в том числе компьютерные. Овладение клавиатурным
письмом. Знакомство с основными правилами оформления текста на компьютере,
основными инструментами создания и простыми видами редактирования текста.
Использование полуавтоматического орфографического контроля.
«Литературное чтение». Работа с мультимедиа сообщениями (включающими
текст, иллюстрации, аудио-и видеофрагменты, ссылки). Анализ содержания, языковых
особенностей и структуры мультимедиа сообщения; определение роли и места
иллюстративного ряда в тексте. Конструирование небольших сообщений, в том числе с
добавлением иллюстраций, видео- и аудиофрагментов. Создание информационных
объектов как иллюстраций к прочитанным художественным текстам. Презентация
(письменная и устная) с опорой на тезисы и иллюстративный ряд на компьютере. Поиск
информации для проектной деятельности на материале художественной литературы, в
том числе в контролируемом Интернете.
«Иностранный язык». Подготовка плана и тезисов сообщения (в том числе
гипермедиа); выступление с сообщением. Создание небольшого текста на компьютере.
Фиксация собственной устной речи на иностранном языке в цифровой форме для

самокорректировки, устное выступление в сопровождении аудио- и видеоподдержки.
Восприятие и понимание основной информации в небольших устных и письменных
сообщениях, в том числе полученных компьютерными способами коммуникации.
Использование

компьютерного

словаря,

экранного

перевода

отдельных

слов.

«Математика». Применение математических знаний и представлений, а также методов
информатики для решения учебных задач, начальный опыт применения математических
знаний. Представление, анализ и интерпретация данных в ходе работы с текстами,
таблицами, диаграммами, несложными графами: извлечение необходимых данных,
заполнение готовых форм (на бумаге и компьютере), объяснение, сравнение и
обобщение информации. Выбор оснований для образования и выделения совокупностей.
Представление причинно-следственных и временных связей с помощью цепочек.
Работа с простыми геометрическими объектами в интерактивной среде компьютера:
построение, изменение, измерение, сравнение геометрических объектов.
«Окружающий мир». Фиксация информации о внешнем мире и о самом себе с
использованием инструментов ИКТ. Планирование и осуществление несложных
наблюдений, сбор числовых данных, проведение опытов с помощью инструментов ИКТ.
Поиск дополнительной информации для решения учебных и самостоятельных
познавательных

задач,

информационных

в

объектов

том

числе

в

качестве

в

контролируемом
отчёта

о

Интернете.

проведённых

Создание

исследованиях.

Использование компьютера при работе с картой (планом территории, лентой времени),
добавление ссылок в тексты и графические объекты.
«Технология».

Первоначальное

знакомство

с

компьютером

и

всеми

инструментами ИКТ: назначение, правила безопасной работы. Первоначальный опыт
работы с простыми информационными объектами: текстом, рисунком, аудио-и
видеофрагментами; сохранение результатов своей работы. Овладение приёмами поиска
и использования информации, работы с доступными электронными ресурсами.
«Искусство». Знакомство с простыми графическим и растровым редакторами
изображений,

освоение

простых

форм

редактирования

изображений:

поворот,

вырезание, изменение контрастности, яркости, вырезание и добавление фрагмента,
изменение последовательности экранов в слайд-шоу. Создание творческих графических
работ, несложных видеосюжетов, натурной мультипликации и компьютерной анимации
с собственным озвучиванием, музыкальных произведений, собранных из готовых
фрагментов и музыкальных «петель» с использованием инструментов ИКТ.

9. Преемственность формирования у обучающихся универсальных учебных
действий при переходе от дошкольного к начальному и от начального к
основному общему образованию
Организация преемственности осуществляется при переходе от дошкольного
образования к начальному образованию, от начального образования к основному
образованию. На каждой ступени образовательного процесса проводится диагностика
(физическая, психологическая, педагогическая) готовности учащихся к обучению на
следующей ступени.

Стартовая диагностика определяет

характерные для большинства обучающихся,
ступени обучения

основные проблемы,

и в соответствии с особенностями

на определенный период выстраивается система работы по

преемственности.
Преемственность формирования универсальных учебных действий по ступеням
общего образования обеспечивается за счет:
–

принятия

образования,

в

педагогическом

коллективе

общих

ценностных

оснований

в частности - ориентация на ключевой стратегический приоритет

непрерывного образования – формирование умения учиться;
–

четкого представления педагогов о планируемых результатах обучения на каждой

ступени;
–

целенаправленной деятельности по реализации условий, обеспечивающих

развитие УУД в образовательном процессе (коммуникативные, речевые, регулятивные,
общепознавательные, логические и др.).
Основанием
становится

преемственности

разных

ступеней

образовательной

системы

ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного

образования – формирование умения учиться.
В

Таблице «Значение УУД для успешности обучения в начальной школе»

представлены УУД, результаты развития УУД, их значение для обучения.
Таблица 4. Значение УУД для успешности обучения в начальной школе
УУД

Результаты развития УУД

Личностные действия

Адекватная

-смыслообразование

мотивация.

ближайшего

-самоопределение

Мотивация достижения.

ребенка.

Регулятивные действия

Развитие основ гражданской
идентичности.

школьная

Значение для обучения
Обучение

в

развития
Адекватная

оценка учащимся
«знания
Достаточно

зоне

и

границ

незнания».
высокая

Рефлексивная

адекватная

самооценка

самоэффективность

в

форме принятия учебной
цели и работы над ее
достижением.

Регулятивные,

Функционально-структурная

Высокая

личностные,

сформированность

усвоении

учебного

познавательные,

деятельности.

содержания.

Создание

коммуникативные

Произвольность восприятия,

предпосылок

действия

внимания,

дальнейшего

Коммуникативные

учебной

памяти,

успешность

в

для
перехода

воображения.

самообразованию.

Внутренний план действия

Способность

к

действовать

(речевые),

«в уме». Отрыв слова от

регулятивные действия

предмета,

достижение

нового уровня обобщения.
Коммуникативные,

Рефлексия

регулятивные действия

учащимся

–

осознание
содержания,

последовательности

и

Осознанность
критичность

и
учебных

действий.

оснований действий

10. Методика и инструментарий оценки успешности освоения и применения
обучающимися универсальных учебных действий.
Система оценки в сфере УУД в МОУ «Лицей №1» включает в себя следующие
принципы и характеристики:
–

совокупность показателей и индикаторов оценивания учитывает интересы всех

участников образовательной деятельности, то есть информативна для управленцев,
педагогов, родителей, учащихся;
–

доступность и прозрачность данных о результатах оценивания для всех

участников образовательной деятельности.
В процессе реализации мониторинга успешности освоения и применения УУД
учтены следующие этапы освоения УУД:
–

универсальное учебное действие не сформировано (школьник может выполнить

лишь отдельные операции, может только копировать действия учителя, не планирует и

не контролирует своих действий, подменяет учебную задачу задачей буквального
заучивания и воспроизведения);
–

учебное действие может быть выполнено в сотрудничестве с педагогом

(требуются разъяснения для установления связи отдельных операций и условий задачи,
ученик может выполнять действия по уже усвоенному алгоритму);
–

неадекватный перенос учебных действий на новые виды задач (при изменении

условий задачи не может самостоятельно внести коррективы в действия);
–

адекватный перенос учебных действий (самостоятельное обнаружение учеником

несоответствия между условиями задачами и имеющимися способами ее решения и
правильное изменение способа в сотрудничестве с учителем);
–

самостоятельное построение учебных целей (самостоятельное построение новых

учебных действий на основе развернутого, тщательного анализа условий задачи и ранее
усвоенных способов действия);
–

обобщение учебных действий на основе выявления общих принципов.
Система оценки универсальных учебных действий в МОУ «Лицей №1» является

уровневой (определяются уровни владения универсальными учебными действиями).
Система оценки по формированию и развитию УУД у обучающихся фиксирует:
–

цели оценочной деятельности:

–

критерии, процедуры, инструменты оценки и формы представления её

результатов;
–

условия и границы применения системы оценки.
Целью системы оценки деятельности МОУ «Лицей №1» по формированию и

развитию УУД у обучающихся является получение объективной информации о
состоянии качества образования, степени соответствия измеряемых метапредметных
образовательных результатов, условий их достижения требованиям ФГОС НОО.
Основными задачами являются:
–

формирование единого понимания критериев оценки деятельности МОУ «Лице

№1» по формированию и развитию УУД у обучающихся;
–

информационное,

аналитическое

и

экспертное

обеспечение

мониторинга

деятельности лицея по формированию и развитию УУД;
–

изучение и самооценка состояния формирования и развития УУД у обучающихся

с прогностической целью определения возможного рейтинга школы по результатам
государственной аккредитации;
–

выявление факторов, влияющих на повышение качества деятельности лицея по

формированию и развитию УУД у обучающихся;
–

определение направлений повышения квалификации педагогических работников,

повышение квалификации педагогических работников по вопросам, касающимся
формирования и развития УУД у обучающихся;
–

стимулирование инновационных процессов с целью поддержания и постоянного

повышения качества и конкурентоспособности.
В основу системы оценки качества деятельности МОУ «Лицей №1» по
формированию и развитию УУД у обучающихся образования положены принципы:
–

реалистичности требований, норм и показателей качества деятельности по

формированиюи развитию УУД у обучающихся;
–

открытости,

прозрачности

процедур

оценки

качества

деятельности

по

формированию иразвитию УУД у обучающихся;
–

доступности информации о состоянии и качестве деятельности по формированию

и развитию УУД у обучающихся для различных групп потребителей;
–

повышения потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа.
Общее руководство и организация оценки деятельности МОУ «Лицей №1» по

формированию и развитию УУД у обучающихся осуществляется администрацией
школы,

которая

формирует

концептуальные

подходы

к

оценке деятельности

образовательного учреждения по формированию и развитию УУД у обучающихся,
утверждает ее критериальную базу; нормативное обеспечение порядка и процедуры
оценивания; координирует работу различных структур, деятельность которых связана с
вопросами оценки деятельности образовательного учреждения по формированию и
развитию УУД у обучающихся; рассматривает результаты оценочных процедур.
11. Планируемые результаты в освоении школьниками УУД по завершении
начального обучения
Педагогические ориентиры: Развитие личности.
В сфере личностных универсальных учебных действий у выпускников будут
сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной
деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные
нормы и их выполнение.
Педагогические ориентиры: Самообразование и самоорганизация
В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют
всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в
образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять

учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане),
контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их
выполнение.
Педагогические ориентиры: Исследовательская культура
В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся
воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты,
использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием
моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая
общие приёмы решения задач.
Педагогические ориентиры: Культура общения
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники
приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и
осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно
воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия
деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».