Программа коррекционной работы

II.4. Программа коррекционной работы
Программа коррекционной работы (ПКР) является неотъемлемым
структурным компонентом основной образовательной программы МОУ
«Лицей №1».

ПКР разработана

для обучающихся с ограниченными

возможностями здоровья.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) —
физическое

лицо,

имеющее

психологическом
педагогической

недостатки

развитии,
комиссией

в

физическом

подтвержденные

(ПМПК)

и

и

(или)

психолого-медико-

препятствующие

получению

образования без создания специальных условий. Содержание образования и
условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ
определяются

адаптированной

образовательной

программой,

а

для

инвалидов — индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Адаптированная образовательная программа — образовательная программа,
адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их
психофизического
необходимости

развития,

индивидуальных

обеспечивающая

коррекцию

возможностей
нарушений

и

развития

при
и

социальную адаптацию указанных лиц.
ПКР вариативна по форме и содержанию в зависимости от состава
обучающихся с ОВЗ, специфики и возможностей лицея.
Программа коррекционной работы на уровне среднего общего
образования преемственно связана с программой коррекционной работы на
уровне

основного

общего

образования,

является

ее

логическим

продолжением.
Программа коррекционной работы на уровне среднего общего
образования обязательна в процессе обучения подростков с ОВЗ и
инвалидов, у которых имеются особые образовательные потребности, а
также обеспечивает поддержку школьников, оказавшихся в трудной
жизненной ситуации.

Программа коррекционной работы разрабатывается на весь период
освоения уровня среднего общего образования, имеет четкую структуру и
включает несколько разделов.
II.4.1. Цели

и

задачи

программы

коррекционной

работы

с

обучающимися с особыми образовательными потребностями, в том
числе с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами, на
уровне среднего общего образования
В

основу

программы

коррекционной

работы

положены

общедидактические и специальные принципы общей и специальной
педагогики. Общедидактические принципы включают принцип научности;
соответствия

целей

образовательным

и

содержания

стандартам;

обучения

соответствия

государственным

дидактического

процесса

закономерностям учения; доступности и прочности овладения содержанием
обучения; сознательности, активности и самостоятельности обучающихся
при руководящей роли учителя; принцип единства образовательной,
воспитательной и развивающей функций обучения.
Специальные принципы учитывают особенности обучающихся с
ограниченными

возможностями

здоровья

(принцип

коррекционно-

развивающей направленности обучения, предполагающий коррекцию
имеющихся

нарушений

и

стимуляцию

интеллектуального,

коммуникативного и личностного развития; системности; обходного пути;
комплексности).
Цель программы коррекционной работы — разработать систему
комплексной

психолого-педагогической

и

социальной

помощи

обучающимся с особыми образовательными потребностями, направленной
на коррекцию и/или компенсацию недостатков в физическом или
психическом

развитии

для

образовательной

программы,

социализации,

обеспечения

старшеклассников.

успешного

освоения

профессионального
психологической

ими

основной

самоопределения,
устойчивости

Цель определяет задачи:
–

выявление особых образовательных потребностей обучающихся с

ОВЗ, инвалидов, а также подростков, попавших в трудную жизненную
ситуацию;
–

создание условий для успешного освоения программы (ее элементов)

и прохождения итоговой аттестации;
–

коррекция (минимизация) имеющихся нарушений (личностных,

регулятивных, когнитивных, коммуникативных);
–

обеспечение непрерывной коррекционно-развивающей работы в

единстве урочной и внеурочной деятельности;
–

выявление профессиональных склонностей, интересов подростков с

особыми образовательными потребностями; проведение работы по их
профессиональному консультированию, профессиональной ориентации,
профессиональному самоопределению;
–

осуществление консультативной работы с педагогами, родителями,

социальными работниками, а также потенциальными работодателями;
–

проведение информационно-просветительских мероприятий.

II.4.2. Перечень
ориентированных

и

содержание

комплексных,

коррекционных

индивидуально

мероприятий,

включающих

использование индивидуальных методов обучения и воспитания,
проведение индивидуальных и групповых занятий под руководством
специалистов
Направления

коррекционной

коррекционно-развивающее,

работы

–

диагностическое,

консультативное

и

информационно-

просветительское – способствуют освоению обучающимися с особыми
образовательными потребностями основной образовательной программы
среднего общего образования, компенсации имеющихся нарушений
развития, содействуют профориентации и социализации старшеклассников.
Данные

направления

раскрываются

содержательно

организационных формах деятельности лицея.

в

разных

Характеристика содержания
Диагностическое

направление

работы

включает

выявление

характера и сущности нарушений у подростков с ОВЗ и инвалидов,
определение

их

особых

образовательных

потребностей

(общих

и

специфических). Также изучаются особые образовательные потребности
обучающихся, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Диагностическое
осуществляют

направление коррекционной

учителя-предметники,

классные

работы

в

лицее

руковводители

и

специалисты (педагог-психолог, социальный педагог).
Учителя-предметники осуществляют аттестацию обучающихся, в том
числе с ОВЗ, по учебным предметам в начале и конце учебного года,
определяют динамику освоения ими основной образовательной программы,
основные трудности.
Специалисты

проводят

диагностику

нарушений

и

дифференцированное определение особых образовательных потребностей
школьников с ОВЗ, инвалидов, а также подростков, попавших в трудную
жизненную ситуацию, в начале и в конце учебного года. В зависимости от
состава обучающихся с ОВЗ в лицее

к диагностической работе

привлекаются разные специалисты.
В своей работе специалисты ориентируются на заключение ПМПК о
статусе обучающихся с ОВЗ и на индивидуальную программу реабилитации
инвалидов (ИПР).

Направление

Цель

Диагностическое Выявление
характера
и
интенсивности
трудностей
развития детей с ограниченными
возможностями
здоровья,
проведение их комплексного
обследования
и
подготовку
рекомендаций по оказанию им
психолого-медико-педагогической
помощи
Углубленная
Получение объективных сведений
диагностика
об обучающемся на основании
детей с ОВЗ
диагностической
информации
специалистов разного профиля,
создание
диагностических
"портретов" детей
Социально
– Определить
уровень
педагогическая
организованности
ребенка,
диагностика
особенности
эмоциональноволевой и личностной сферы;
уровень знаний по предметам

Задачи

Виды и формы
деятельности

Сроки

Ответственные

Первичная диагностика
для выявления группы
«риска»
Создание
банка
данных обучающихся,
нуждающихся
в
специализирован
ной помощи

Наблюдение,
психологическое
обследование;
анкетирование
родителей, беседы
педагогами

сентябрь

Классный
руководитель,
педагог-психолог

Диагностирование.
Заполнение
диагностических
документов
специалистами

Диагностирование.
Заполнение
диагностических
документов
специалистами

Сентябрьоктябрь

Классный
руководитель
Педагог-психолог
Учительпредметник

Получение
объективной
информации
об
организованности
ребенка,
умении
учиться, особенности
личности,
уровню
знаний по предметам;
выявление нарушений в
поведении
(гиперактивность,
замкнутость,
обидчивость и т.д.)

Анкетирование,
Сентябрьнаблюдение во время октябрь
занятий,
беседа
с
родителями

Классный
руководитель
Педагог-психолог
Учительпредметник

выполнения

с

Коррекционно-развивающее
преодолеть

(компенсировать)

направление
или

работы

минимизировать

позволяет
недостатки

психического и/или физического развития подростков, подготовить их к
самостоятельной

профессиональной

деятельности

и

вариативному

взаимодействию в поликультурном обществе. Коррекционное направление
ПКР осуществляется в единстве урочной и внеурочной деятельности.
В урочной деятельности эта работа проводится частично учителямипредметниками.

Целенаправленная

реализация

данного

направления

проводится группой специалистов организации. Специалисты проводят
коррекционную

работу

во

внеурочной

деятельности.

В

случае

необходимости они присутствуют и оказывают помощь на уроке. В старшей
школе роль тьюторов могут выполнять одноклассники подростков с
особыми

образовательными

передвижении

по

зданию

потребностями,
и

кабинетам.

помогая
Эта

школьникам

деятельность

в

может

осуществляться на основе волонтерства.
Коррекционная работа с обучающимися с нарушениями речи, слуха,
опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с
аутистическими проявлениями может включать следующие направления
индивидуальных и подгрупповых коррекционных занятий: «Развитие
устной

и

письменной

речи,

коммуникации»,

«Социально-бытовая

ориентировка», «Развитие эмоционально-волевой сферы» и др.
Для слабослышащих подростков, кроме перечисленных занятий,
обязательны индивидуальные занятия по развитию слуха и формированию
произношения.
Для слабовидящих учеников необходимо проведение индивидуальной
и

подгрупповой

коррекционной

работы

по

развитию

зрительного

восприятия и охране зрения.
Подросткам,
рекомендованы

попавшим
занятия

в
с

трудную
психологом

жизненную
по

ситуацию,

формированию

стрессоустойчивого поведения, по преодолению фобий и моделированию

возможных вариантов решения проблем различного характера (личностных,
межличностных, социальных и др.).
Залогом успешной реализации программы коррекционной работы
является тесное сотрудничество всех специалистов и педагогов, а также
родителей, представителей администрации, органов опеки и попечительства
и других социальных институтов.
Спорные вопросы, касающиеся успеваемости школьников с ОВЗ, их
поведения, динамики продвижения в рамках освоения основной программы
обучения (как положительной, так и отрицательной), а также вопросы
прохождения итоговой аттестации выносятся на обсуждение психологопедагогического консилиума организации, методических объединений и
ПМПК.

Направление

Цель

Задачи

Коррекционноразвивающее
направление

Обеспечить
педагогическое
сопровождение
детей с ОВЗ

Разработать
индивидуальную
программу по
предмету.
Разработать
воспитательную
программу работы с
классом.

Профилактическ Создание условий
ая работа
для сохранения и
укрепления
здоровья
обучающихся с
ОВЗ

Разработка
рекомендаций для
педагогов, учителя, и
родителей по работе с
детьми с ОВЗ.

Виды и формы
деятельности
Осуществление
педагогического
мониторинга
достижений школьника
Проведение
коррекционноразвивающих занятий в
соответствии с
проблемами и
трудностями ребёнка
Внедрение
здоровьесберегающих
технологий в
образовательный
процесс Организация и
проведение
мероприятий,
направленных на
сохранение,
профилактику здоровья и
формирование навыков
здорового и безопасного
образа жизни.
Реализация
профилактических
программ

Сроки
Ответственные
выполнения
В течение
Учительгода
предметник,
классный
руководитель

В течение
года

Педагогпсихолог,
учитель,
заместитель
директора по
УВР

Консультативное направление работы решает задачи конструктивного
взаимодействия педагогов и специалистов по созданию благоприятных
условий для обучения и компенсации недостатков старшеклассников с ОВЗ,
отбора и адаптации содержания их обучения, прослеживания динамики их
развития и проведения своевременного пересмотра и совершенствования
программы коррекционной работы; непрерывного сопровождения семей
обучающихся с ОВЗ, включения их в активное сотрудничество с педагогами
и специалистами:
Цель

Задачи

Обеспечение
непрерывности
специального
индивидуального
сопровождения детей
с ограниченными
возможностями
здоровья и их семей
по вопросам
реализации
дифференцированны
х психологопедагогических
условий обучения,
воспитания;
коррекции, развития
и социализации
обучающихся

Консультировани
е педагогов,
родителей,
обучающихся

Виды и формы
деятельности
Рекомендации,
приёмы,
упражнения.
Разработка
плана
консультативно
й работы с
ребёнком,
родителями.

Ответственны
е
Педагогпсихолог,
учитель,
специалисты
ПМПк,
заместитель
директора по
УВР

Консультативное направление программы коррекционной работы
осуществляется во внеурочной и внеурочной

деятельности учителем-

предметником класса, педагогом-психологом, социальным педагогом.
Учитель-предметник
родителями

школьников.

класса проводит консультативную работу с
Данное

направление

касается

обсуждения

вопросов успеваемости и поведения подростков, выбора и отбора
необходимых приемов, способствующих оптимизации его обучения. В

отдельных случаях педагог может предложить методическую консультацию
в виде рекомендаций (по изучению отдельных разделов программы).
Педагог-психолог проводит консультативную работу с педагогами,
администрацией школы и родителями. Работа с педагогами касается
обсуждения проблемных ситуаций и стратегий взаимодействия. Работа
педагога-психолога с административной командой лицея

включает

просветительскую и консультативную деятельность.
Работа педагога-психолога с родителями ориентирована на выявление
и коррекцию имеющихся у школьников проблем — академических и
личностных. Кроме того, педагог- психолог принимает активное участие в
работе по профессиональному самоопределению старшеклассников с
особыми образовательными потребностями.
Консультативная работа с администрацией школы проводится при
возникающих вопросах теоретического и практического характера о
специфике образования и воспитания подростков с ОВЗ.
Специалист

может

выбирать

и

рекомендовать

родителям

к

использованию дополнительные пособия, учебные и дидактические
средства обучения. Консультативное направление работы с педагогами
может касаться вопросов модификации и адаптации программного
материала.
Информационно-просветительское направление работы способствует
расширению представлений всех участников образовательных отношений о
возможностях людей с различными нарушениями и недостатками,
позволяет раскрыть разные варианты разрешения сложных жизненных
ситуаций.
Данное направление специалисты реализуют на заседаниях кафедр
лицея, тематических родительских собраниях, педагогических советах в
виде сообщений, презентаций и докладов, а также психологических
тренингов.

Направления коррекционной работы реализуются в урочной и внеурочной
деятельности.
Цель и задачи

Виды и формы Сроки
деятельности
выполнения
Информирование Организация
По графику
родителей
работы
(законных
семинаров,
представителей) тренингов,
по медицинским, информационные
социальным
и мероприятия
другим вопросам

Ответственные
Педагог-психолог,
педагоги
лицея,
специалисты
ПМПк,
заместители директора
по УВР

Профилактическое направление работы
Цель и задачи Виды и формы
деятельности
Создание
Внедрение
условий для здоровьесберегающих
сохранения и технологий
в
укрепления
образовательный
здоровья
процесс Организация
обучающихся и
проведение
с
ОВЗ мероприятий,
Разработка
направленных
на
рекомендаций сохранение,
для
профилактику
педагогов,
здоровья
и
учителя,
и формирование
родителей по навыков здорового и
работе
с безопасного
образа
детьми с ОВЗ. жизни.Реализация
профилактических
программ

Сроки
Ответственные
выполнения
В течение Педагог-психолог,
года
учитель, заместитель
директора по УВР

II.4.3. Система

комплексного

сопровождения

и

поддержки

психолого-медико-социального
обучающихся

с

особыми

образовательными потребностями, в том числе с ограниченными
возможностями здоровья и инвалидов
Для реализации требований к Программе коррекционной работы,
обозначенных в ФГОС, создана рабочая группа, в которую наряду с
основными

педагогами

включены

специалисты:

педагог-психолог,

социальный педагог.
Программа разрабатывается рабочей группой лицея поэтапно: на
подготовительном этапе определяется нормативно-правовое обеспечение
коррекционной работы, анализируется состав обучающихся с ОВЗ в
образовательной организации (в том числе – инвалидов, также школьников,
попавших в сложную жизненную ситуацию), их особые образовательные
потребности; сопоставляются результаты обучения этих подростков на
предыдущем

уровне

образования;

создается

(систематизируется,

дополняется) фонд методических рекомендаций по обучению данных
категорий обучающихся с ОВЗ, инвалидов, а также со школьниками,
попавшими в сложную жизненную ситуацию.
На основном этапе разрабатываются общая стратегия обучения и
воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
организация и механизм реализации коррекционной работы; раскрываются
направления и ожидаемые результаты коррекционной работы, описываются
специальные требования к условиям реализации Программы. Особенности
содержания индивидуально-ориентированной работы представлены в
рабочих коррекционных программах.
На заключительном этапе осуществляется внутренняя экспертиза
Программы, возможна ее доработка;
реализации программы на лицейских

проводится

обсуждение хода

консилиумах, методических

объединениях групп педагогов и специалистов, работающих с подростками
с ОВЗ; принимается итоговое решение.

Для

реализации

Программы

в

лицее

созданы

службы:

психологическая служба и социально-воспитательная служба.
Психолого-медико-социальная помощь оказывается обучающимся на
основании заявления или согласия в письменной форме их родителей
(законных

представителей).

Необходимым

условием

являются

рекомендации ПМПК и наличие ИПР (для инвалидов).
Комплексное

психолого-медико-социальное

сопровождение

и

поддержка обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
инвалидов и школьников, попавших в сложную жизненную ситуацию,
обеспечиваются специалистами образовательной организации (педагогомпсихологом,

медицинским

регламентируются

работником,

локальными

образовательной

организации,

социальным

нормативными
а

также

ее

актами
уставом;

педагогом),
конкретной
реализуются

преимущественно во внеурочной деятельности.
Тесное взаимодействие специалистов при участии педагогов лицея,
представителей администрации и родителей (законных представителей)
является одним из условий успешности комплексного сопровождения и
поддержки подростков.
Медицинская

поддержка

и

сопровождение

обучающихся

с

ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации
осуществляются медицинским работником (врачом, медицинской сестрой)
на регулярной основе.
Социально-педагогическое
ограниченными

возможностями

сопровождение
здоровья

в

школьников

с

общеобразовательной

организации осуществляет социальный педагог. Деятельность социального
педагога может быть направлена на защиту прав всех обучающихся, охрану
их жизни и здоровья, соблюдение их интересов; создание для школьников
комфортной и безопасной образовательной среды. Целесообразно участие
социального педагога в проведении профилактической и информационнопросветительской работы по защите прав и интересов школьников с ОВЗ, в

выборе профессиональных склонностей и интересов. Социальный педагог
взаимодействует со специалистами организации, с педагогами класса, в
случае необходимости – с медицинским работником, а также с родителями
(законными представителями), специалистами социальных служб, органами
исполнительной власти по защите прав детей.
Психологическое сопровождение обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья осуществляется в рамках реализации основных
направлений психологической службы образовательной организации.
Педагог-психолог проводит занятия по комплексному изучению и
развитию личности школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Одним из направлений деятельности педагога-психолога на данном уровне
обучения

является

психологическая

подготовка

школьников

к

прохождению итоговой аттестации.
Работа может быть организована фронтально, индивидуально и в
мини-группах. Основные направления деятельности педагога-психолога
состоят

в

проведении

психодиагностики;

развитии

и

коррекции

эмоционально-волевой сферы обучающихся; совершенствовании навыков
социализации и расширении социального взаимодействия со сверстниками
(совместно с социальным педагогом); разработке и осуществлении
развивающих программ; психологической профилактике, направленной на
сохранение,

укрепление

и

развитие

психологического

здоровья

обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Педагог-психолог проводит консультативную работу с педагогами,
администрацией лицея и родителями по вопросам, связанным с обучением
и

воспитанием

обучающихся.

В

течение

года

педагог-психолог

осуществляет информационно-просветительскую работу с родителями и
педагогами. Данная работа включает проведение обучающих семинаров и
тренингов.
В

организации

психолого-педагогического

сопровождения

обучающихся с ОВЗ большая роль принадлежит психолого-медико-

педагогическому консилиуму образовательной организации (ПМПк). Его
цель

–

обеспечение

диагностико-коррекционного

сопровождения

обучающихся (воспитанников), исходя из реальных возможностей ОУ и в
соответствии

со

возрастными

и

соматического

специальными

образовательными

индивидуальными
и

особенностями,

нервно-психического

здоровья

потребностями,
состоянием
обучающихся

(воспитанников), оказание им помощи (методической, специализированной,
психологической). Помощь заключается в разработке рекомендаций по
обучению и воспитанию; в составлении в случае необходимости
индивидуальной программы обучения; в выборе специальных приемов,
средств и методов обучения, в адаптации содержания учебного предметного
материала. Специалисты консилиума следят за динамикой продвижения
школьников в рамках освоения основной программы обучения

и

своевременно вносят коррективы в программу обучения и в рабочие
программы коррекционной работы; рассматривают спорные и конфликтные
случаи, предлагают и осуществляют отбор необходимых для школьника
(школьников) дополнительных дидактических и учебных пособий.
В основной состав ПМПк МОУ «Лицей №1» входят: директор,
заместители директора по УВР, педагог-психолог, медицинский работник,
социальный педагог,

педагоги. Родители уведомляются о проведении

ПМПк.
Психолого-медико-педагогический консилиум лицея собирается не
реже двух раз в месяц. На заседаниях консилиума проводится комплексное
обследование школьников в следующих случаях:
– первичного

обследования

(осуществляется

сразу

после

поступления ученика с ОВЗ в школу для уточнения диагноза и
выработки общего плана работы, в том числе разработки рабочей
программы коррекционной работы);
– диагностики в течение года (диагностика проводится по запросу
педагога и (или) родителей по поводу имеющихся и возникающих у

школьника академических и поведенческих проблем с целью их
устранения);
– диагностики по окончании четверти (триместра) и учебного года
с целью мониторинга динамики школьника и выработки рекомендаций
по дальнейшему обучению;
– диагностики в нештатных (конфликтных) случаях.
Формы обследования учеников могут быть: групповая, подгрупповая,
индивидуальная.
В случаях выявления изменения в психическом и/или физическом
состоянии обучающегося с ОВЗ, сохраняющихся у него проблем в освоении
основной

образовательной

программы

в

рабочую

коррекционную

программу вносятся коррективы.
Ориентируясь на заключения ПМПК, результаты диагностики и
обследования

конкретными

специалистами

и

педагогами

лицея,

определяются ключевые звенья комплексных коррекционных мероприятий
и

необходимость

вариативных

индивидуальных

планов

обучения

обучающихся с ОВЗ и подростков, попавших в трудную жизненную
ситуацию.
Реализация системы комплексного психолого-медико-социального
сопровождения

и

поддержки

обучающихся

с

ограниченными

возможностями здоровья предусматривает создание специальных условий:
организационных,

кадровых,

психолого-педагогических,

методических, материально-технических, информационных.

программно-

II.4.4. Механизм взаимодействия, предусматривающий общую
целевую

и

стратегическую

направленность

работы

учителей,

специалистов в области коррекционной и специальной педагогики,
специальной психологии, медицинских работников
Механизм взаимодействия раскрывается в учебном плане, во
взаимосвязи Программы коррекционной работы

и рабочих адаптивных

программ, во взаимодействии педагогов различного профиля (учителей,
социального педагога, педагога-психолога, педагогов дополнительного
образования), медицинских работников лицея, совместно с

ПМПК,

Центрами психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи; с
семьей;

с

другими

образовательными

институтами

организациями,

общества

(профессиональными

образовательными

организациями

высшего образования; организациями дополнительного образования).
В обязательной части учебного плана коррекционная работа
реализуется

при

освоении

содержания

основной

образовательной

программы в учебной урочной деятельности. Учитель-предметник должен
ставить и решать коррекционно-развивающие задачи на каждом уроке, с
помощью

специалистов

осуществлять

отбор

содержания

учебного

материала (с обязательным учетом особых образовательных потребностей
обучающихся с ОВЗ), использовать специальные методы и приемы.
Коррекционные занятия со специалистами являются обязательными и
проводятся по индивидуально ориентированным рабочим коррекционным
программам в учебной внеурочной деятельности.
В части, формируемой участниками образовательных отношений,
реализация коррекционной работы в учебной урочной деятельности может
осуществляться при наличии нелинейного расписания, позволяющего
проводить уроки с обучающимися со сходными нарушениями из разных
классов параллели.
Эта работа также проводится в учебной внеурочной деятельности в
различных группах: классе, параллели, на уровне образования по

специальным предметам (разделам), отсутствующим в учебном плане
нормально развивающихся сверстников. Например, учебные занятия по
одному или по два часа в неделю реализуются:
– для слабовидящих подростков – по специальным предметам:
«Социально-бытовая

ориентировка»,

«Развитие

мимики

и

пантомимики»;
– для обучающихся с нарушениями речи, слуха, опорнодвигательного аппарата, с задержкой психического развития – учебные
занятия «Развитие речи»,«Культура речи», «Деловая этика».
Коррекционная работа во внеучебной деятельности осуществляется
по программам внеурочной деятельности разных видов (познавательная
деятельность, проблемно-ценностное общение, досугово-развлекательная
деятельность (досуговое общение), художественное творчество, социальное
творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность),
трудовая (производственная) деятельность, спортивно-оздоровительная
деятельность,

туристско-краеведческая

деятельность),

опосредованно

стимулирующих и корригирующих развитие старшеклассников с ОВЗ.
Специалисты и педагоги с участием самих обучающихся с ОВЗ и их
родителей (законных представителей) разрабатывают индивидуальные
учебные планы с целью развития потенциала школьников.

II.4.5. Планируемые результаты работы с обучающимися с особыми
образовательными потребностями, в том числе с ограниченными
возможностями здоровья и инвалидами
В итоге проведения коррекционной работы обучающиеся с ОВЗ в
достаточной мере осваивают основную образовательную программу ФГОС
СОО.
Результаты

обучающихся

с

особыми

образовательными

потребностями на уровне среднего образования демонстрируют готовность
к

последующему

профессиональному

образованию

и

достаточные

способности к самопознанию, саморазвитию, самоопределению.
Планируется преодоление,

компенсация

или

минимизация

имеющихся у подростков нарушений; совершенствование личностных,
регулятивных, познавательных и коммуникативных компетенций, что
позволит школьникам освоить основную образовательную программу,
успешно пройти итоговую аттестацию и продолжить обучение в выбранных
профессиональных образовательных организациях разного уровня.
Личностные результаты:
– сформированная мотивация к труду;
– ответственное отношение к выполнению заданий;
– адекватная самооценка и оценка окружающих людей;
– сформированный

самоконтроль

на

основе

развития

эмоциональных и волевых качеств;
– умение вести диалог с разными людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их
достижения;
– понимание ценностей здорового и безопасного образа жизни,
наличие потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях
спортивно-оздоровительной деятельностью;

– понимание

и

неприятие

вредных

привычек

(курения,

употребления алкоголя, наркотиков);
– осознанный выбор будущей профессии и адекватная оценка
собственных возможностей по реализации жизненных планов;
– ответственное отношение к

созданию

семьи на основе

осмысленного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты:
– продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной
деятельности,

согласование

позиции

с

другими

участниками

деятельности, эффективное разрешение и предотвращение конфликтов;
– овладение навыками познавательной, учебно-исследовательской
и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
– самостоятельное (при необходимости – с помощью) нахождение
способов решения практических задач, применения различных методов
познания;
– ориентирование
самостоятельное

или

в
с

различных
помощью;

источниках
критическое

информации,
оценивание

и

интерпретация информации из различных источников;
– овладение языковыми средствами, умениями их адекватного
использования в целях общения, устного и письменного представления
смысловой программы высказывания, ее оформления;
– определение назначения и функций различных социальных
институтов.
Предметные

результаты освоения

основной

образовательной

программы должны обеспечивать возможность дальнейшего успешного
профессионального

обучения

и/или

профессиональной

деятельности

школьников с ОВЗ.
Обучающиеся с ОВЗ достигают предметных результатов освоения
основной образовательной программы на различных уровнях (базовом,
углубленном) в зависимости от их индивидуальных способностей, вида и

выраженности особых образовательных потребностей, а также успешности
проведенной коррекционной работы.
На

базовом

уровне

обучающиеся

с

ОВЗ

овладевают

общеобразовательными и общекультурными компетенциями в рамках
предметных областей ООП СОО.
На углубленном уровне, ориентированном преимущественно на
подготовку

к

последующему

профессиональному

образованию,

старшеклассники с ОВЗ достигают предметных результатов путем более
глубокого, чем это предусматривается базовым курсом, освоения основ
наук, систематических знаний и способов действий, присущих данному
учебному предмету (предметам).
Предметные

результаты

освоения

интегрированных

учебных

предметов ориентированы на формирование целостных представлений о
мире и общей культуры обучающихся путем освоения систематических
научных знаний и способов действий на метапредметной основе.
Учитывая разнообразие и вариативность особых образовательных
потребностей обучающихся, а также различную степень их выраженности,
прогнозируется достаточно дифференцированный характер освоения ими
предметных результатов.
Предметные результаты:
– освоение программы учебных предметов на углубленном уровне
при сформированной учебной деятельности и высоких познавательных
и/или речевых способностях и возможностях;
– освоение программы учебных предметов на базовом уровне при
сформированной в целом учебной деятельности и достаточных
познавательных, речевых, эмоционально-волевых возможностях;
– освоение элементов учебных предметов на базовом уровне и
элементов

интегрированных

когнитивными нарушениями).

учебных

предметов

(подростки

с

Итоговая аттестация является логическим завершением освоения
обучающимися с ОВЗ образовательных программ среднего общего
образования. Выпускники с ОВЗ имеют право добровольно выбрать формат
выпускных

испытаний

—

единый

государственный

экзамен

или

государственный выпускной экзамен. Кроме этого, старшеклассники,
имеющие статус «ограниченные возможности здоровья» или инвалидность,
имеют право на прохождение итоговой аттестации в специально созданных
условиях1.
Обучающиеся, не прошедшие итоговую аттестацию или получившие
на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также
школьники, освоившие часть образовательной программы среднего общего
образования и (или) отчисленные из образовательной организации,
получают справку об обучении или о периоде обучения по образцу,
разработанному образовательной организацией.

Увеличивается продолжительность основного государственного экзамена; образовательная организация
оборудуется с учетом индивидуальных особенностей обучающихся с ОВЗ и инвалидов; условия
проведения экзамена обеспечивают возможность беспрепятственного доступа таких обучающихся в
помещения и их пребывания в указанных помещениях.
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».