Содержательный раздел Программа УУД

II.1. Программа развития универсальных учебных действий при
получении среднего общего образования, включающая формирование
компетенций обучающихся в области учебно-исследовательской и
проектной деятельности
Структура программы развития универсальных учебных действий
(УУД) МОУ «Лицей №1» сформирована в соответствии ФГОС СОО и
содержит значимую информацию о характеристиках, функциях и способах
оценивания УУД на уровне среднего общего образования, а также описание
особенностей, направлений и условий реализации учебно-исследовательской
и проектной деятельности,

служит одним из оснований для разработки

Положения «Об индивидуальном образовательном проекте».
II.1.1. Цели и задачи, включающие учебно-исследовательскую и
проектную деятельность обучающихся как средство совершенствования
их универсальных учебных действий; описание места Программы и ее
роли в реализации требований ФГОС СОО
Программа

развития

УУД

лицея

является

организационно-

методической основой для реализации требований ФГОС СОО к личностным
и

метапредметным

результатам

освоения

основной

образовательной

программы, служит одним из основанием для разработки Положения об
итоговом

индивидуальном

образовательном

проекте

обучающихся.

Требования включают:
–

освоение межпредметных понятий (например, система, модель,

проблема, анализ, синтез, факт, закономерность, феномен) и универсальных
учебных действий (регулятивные, познавательные, коммуникативные);
–

способность их использования в познавательной и социальной

практике;

–

самостоятельность

в

планировании

и

осуществлении

учебной

деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и
сверстниками;
–

способность

к

построению

индивидуальной

образовательной

траектории, владение навыками учебно-исследовательской и проектной
деятельности.
Программа направлена на:
–

повышение

эффективности

освоения

обучающимися

основной

образовательной программы, а также усвоение знаний и учебных действий;
–

формирование у обучающихся системных представлений и опыта

применения методов, технологий и форм организации проектной и учебноисследовательской деятельности для достижения практико-ориентированных
результатов образования;
–

формирование навыков разработки, реализации и общественной

презентации обучающимися результатов исследования, индивидуального
проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально
значимой проблемы.
Программа обеспечивает:
–

развитие у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию

и самоопределению; формирование личностных ценностно-смысловых
ориентиров и установок, системы значимых социальных и межличностных
отношений;
–

формирование

осуществления

умений

учебной

самостоятельного

деятельности

и

планирования

организации

и

учебного

сотрудничества с педагогами и сверстниками, построения индивидуального
образовательного маршрута;
–

решение задач общекультурного, личностного и познавательного

развития обучающихся;
–

повышение эффективности усвоения обучающимися знаний и учебных

действий, формирование научного типа мышления, компетентностей в

предметных областях, учебно-исследовательской, проектной, социальной
деятельности;
–

создание условий для интеграции урочных и внеурочных форм учебно-

исследовательской и проектной деятельности обучающихся, а также их
самостоятельной работы по подготовке и защите индивидуальных проектов;
–

формирование навыков участия в различных формах организации

учебно-исследовательской и проектной деятельности (творческих конкурсах,
научных обществах, научно-практических конференциях, олимпиадах,
национальных образовательных программах и др.), возможность получения
практико-ориентированного результата;
–

практическую

направленность

проводимых

исследований

и

индивидуальных проектов;
–

возможность

обучающимися

практического

коммуникативных

использования
навыков,

навыков

приобретенных
целеполагания,

планирования и самоконтроля;
–

подготовку к осознанному выбору дальнейшего образования и

профессиональной деятельности.
Цель программы развития УУД МОУ «Лицей №1» — обеспечить
организационно-методические

условия

для

реализации

системно-

деятельностного подхода таким образом, чтобы приобретенные компетенции
могли самостоятельно использоваться обучающимися в разных видах
деятельности за пределами образовательной организации, в том числе в
профессиональных и социальных пробах.
В соответствии с указанной целью программа развития УУД среднего
общего образования определяет следующие задачи:
–

организацию взаимодействия педагогов, обучающихся и, в случае

необходимости, их родителей по совершенствованию навыков проектной и
исследовательской деятельности, сформированных на предыдущих этапах
обучения, таким образом, чтобы стало возможным максимально широкое и

разнообразное применение универсальных учебных действий в новых для
обучающихся ситуациях;
–

обеспечение взаимосвязи способов организации урочной и внеурочной

деятельности обучающихся по совершенствованию владения УУД, в том
числе на материале содержания учебных предметов;
–

включение развивающих задач, способствующих совершенствованию

универсальных учебных действий, как в урочную, так и во внеурочную
деятельность обучающихся;
–

обеспечение преемственности программы развития универсальных

учебных действий при переходе от основного общего к среднему общему
образованию.
Формирование

системы

универсальных

учебных

действий

осуществляется с учетом возрастных особенностей развития личностной и
познавательной сфер обучающихся лицея. УУД представляют собой
целостную

взаимосвязанную

систему,

определяемую

общей

логикой

возрастного развития. Отличительными особенностями старшего школьного
возраста являются: активное формирование чувства взрослости, выработка
мировоззрения, убеждений, характера и жизненного самоопределения.
Среднее общее образование — этап, когда все приобретенные ранее
компетенции должны использоваться в полной мере и приобрести характер
универсальных. Компетенции, сформированные в основной школе на
предметном содержании, теперь могут быть перенесены на жизненные
ситуации, не относящиеся к учебе в школе.

II.1.2. Описание понятий, функций, состава и характеристик
универсальных учебных действий и их связи с содержанием отдельных
учебных предметов и внеурочной деятельностью, а также места
универсальных

учебных

действий

в

структуре

образовательной

деятельности МОУ «Лицей №1»
Универсальные учебные действия целенаправленно формируются в
дошкольном, младшем школьном, подростковом возрастах и достигают
высокого уровня развития к моменту перехода обучающихся на уровень
среднего общего образования. Помимо полноты структуры и сложности
выполняемых действий, выделяются и другие характеристики, важнейшей из
которых является уровень их рефлексивности (осознанности). Именно
переход на качественно новый уровень рефлексии выделяет старший
школьный возраст как особенный этап в становлении УУД.
Универсальные учебные действия разделяются на регулятивные,
коммуникативные, познавательные. В деятельности человека одновременно
присутствуют все названные виды универсальных учебных действий. Они
проявляются, становятся, формируются в процессе освоения культуры во
всех ее аспектах.
Процесс индивидуального присвоения умения учиться сопровождается
усилением осознанности самого процесса учения, что позволяет подросткам
обращаться не только к предметным, но и к метапредметным основаниям
деятельности. Универсальные учебные действия в процессе взросления из
средства (того, что самим процессом своего становления обеспечивает
успешность решения предметных задач) постепенно превращаются в объект
(в то, что может учеником рассматриваться, анализироваться, формироваться
как бы непосредственно). Этот процесс, с одной стороны, обусловлен
спецификой возраста, а с другой – глубоко индивидуален, взрослым не
следует его форсировать.
На

уровне

среднего

общего

образования

в

соответствии

с

цикличностью возрастного развития происходит возврат к универсальным

учебным действиям как средству, но уже в достаточной степени
отрефлексированному, используемому для успешной постановки и решения
новых задач (учебных, познавательных, личностных). На этом базируется
начальная

профессионализация:

профильных практик

в

процессе

профессиональных

проб,

сформированные универсальные учебные действия

позволяют старшекласснику понять свои дефициты с точки зрения
компетентностного развития, поставить задачу доращивания компетенций.
Другим принципиальным отличием старшего школьного возраста от
подросткового является широкий перенос сформированных универсальных
учебных

действий

на

внеучебные

ситуации.

Выращенные

на

базе

предметного обучения и отрефлексированные, универсальные учебные
действия начинают испытываться на универсальность в процессе пробных
действий в различных жизненных контекстах.
К уровню среднего общего образования в еще большей степени, чем к
уровню

основного

общего

образования,

открытости: обучающимся предоставляется

предъявляется

требование

возможность участвовать в

различных дистанционных учебных курсах и проектах, профильных
практиках,

программах

внеурочной

деятельности,

осуществить

управленческие или предпринимательские пробы в рамках деятельности
Ученического совета МОУ «Лицей №1», проверить себя в гражданских и
социальных проектах, принять участие в волонтерском движении и т.п.
Динамика формирования универсальных учебных действий учитывает
возрастные особенности и социальную ситуацию, в которых действуют и
будут действовать обучающиеся, специфику образовательных стратегий
разного уровня (государства, региона, школы, семьи).
При переходе на уровень среднего общего образования важнейшее
значение приобретает начинающееся профессиональное самоопределение
обучающихся. Продолжается учебное смыслообразование, связанное с
осознанием связи между осуществляемой деятельностью и жизненными
перспективами.

В

этом

возрасте

усиливается

полимотивированность

деятельности, что, с одной стороны, помогает школе и обществу решать свои
задачи в отношении обучения и развития старшеклассников, но, с другой,
создает

кризисную

ситуацию

бесконечных

проб,

трудностей

в

самоопределении, остановки в поиске, осуществлении окончательного
выбора целей.
Недостаточный

уровень

сформированности

регулятивных

универсальных учебных действий к началу обучения на уровне среднего
общего образования существенно сказывается на успешности обучающихся.
Переход

на

индивидуальные

образовательные

траектории,

сложное

планирование и проектирование своего будущего, согласование интересов
многих субъектов, оказывающихся в поле действия старшеклассников,
невозможны

без

базовых

управленческих

умений

(целеполагания,

планирования, руководства, контроля, коррекции). На уровне среднего
общего

образования

регулятивные

действия

прирастают

за

счет

развернутого управления ресурсами, умения выбирать успешные стратегии в
трудных ситуациях, в конечном счете, управлять своей деятельностью в
открытом образовательном пространстве лицея, города Петрозаводска,
Республики Карелия и т.д.
Развитие регулятивных действий тесно переплетается с развитием
коммуникативных универсальных учебных действий. Старшеклассники при
нормальном развитии осознанно используют коллективно-распределенную
деятельность для решения разноплановых задач: учебных, познавательных,
исследовательских,
коммуникативные

проектных,
учебные

профессиональных.

действия

позволяют

Развитые

старшеклассникам

эффективно разрешать конфликты, выходить на новый уровень рефлексии в
учете разных позиций.
Старший школьный возраст является ключевым для развития
познавательных

универсальных

учебных

действий

и

формирования

собственной образовательной стратегии. Центральным новообразованием

для старшеклассника становится сознательное и развернутое формирование
образовательного запроса.
Открытое образовательное пространство на уровне среднего общего
образования является залогом успешного формирования УУД. В открытом
образовательном пространстве происходит испытание сформированных
компетенций, обнаруживаются дефициты и выстраивается индивидуальная
программа

личностного

образовательного

роста.

пространства

В

МОУ

«Лицей

обеспечивается

за

№1»

открытость

счет

интеграции

внутренних и внешних ресурсов: оснащенные предметные учебные кабинеты
и кафедры, формирующаяся образовательная среда холлов, информационнообразовательный

ресурс

–

электронный

дневник,

локальная

сеть

образовательной организации, сайт лицея; культурно-образовательный и
социальный

потенциал

партнерских

организаций

и

ведомств

Петрозаводского городского округа и Республики Карелия. Среди них: МОУ
ДОД «Детско-юношеский центр г. Петрозаводска», МОУ ДОД «Детский
театральный центр», МОУ ДОД «Дом творчества №2», МОУ ДОД «Дворец
детей и юношества», Детский музейный центр музея-заповедника «Кижи»,
МОУ ДОД «СДЮСШОР № 1», МОУ ДОД «СДЮСШОР № 3», МОУ ДОД
«СДЮСШОР № 4», Бизнес-инкубатор и т.п.
Важной характеристикой уровня среднего общего образования
является повышение вариативности. Старшеклассник оказывается в сложной
ситуации выбора набора предметов, которые изучаются на базовом и
углубленном уровнях, выбора профиля и подготовки к выбору будущей
профессии. Это предъявляет повышенные требования к построению учебных
предметов (курсов) не только на углублённом, но и на базовом уровне.
Учителя и старшеклассники МОУ «Лицей №1» нацеливаются на то, чтобы
решить две задачи: во-первых, построить системное видение самого
учебного предмета и его связей с другими предметами (сферами
деятельности); во-вторых, осознать учебный предмет как набор средств
решения широкого класса предметных и полидисциплинарных задач. При

таком построении содержания образования в лицее создаются необходимые
условия для завершающего этапа формирования универсальных учебных
действий в школе.
II.1.3. Типовые задачи по формированию универсальных учебных
действий
Основные требования ко всем форматам урочной и внеурочной работы,
направленной на формирование универсальных учебных действий на уровне
среднего общего образования в лицее:
–

возможность самостоятельной постановки целей и задач в предметном

обучении,

проектной

и

учебно-исследовательской

деятельности

обучающихся;
–

возможность

режимов

и

самостоятельного

форм

освоения

выбора

предметного

обучающимися

темпа,

материала

средствами

образовательные

достижения

Индивидуального учебного плана;
–

возможность

конвертировать

все

обучающихся, полученные вне рамок образовательной организации, в
результаты в форматах, принятых в лицее (оценки, Портфолио успешной
карьеры,

персонифицированные

программные

средства

анализа

проверочных, контрольных работ, пробных ОГЭ, ЕГЭ и т. п.);
–

наличие системы

решаются

задачи,

образовательных событий, в рамках которых

носящие

полидисциплинарный

и

метапредметный

характер (Образовательные события «День Мира», «Дни Интернета»,
«Неделя Книги» и т.п.);
–

наличие в образовательной деятельности образовательных событий, в

рамках

которых

решаются

задачи,

требующие

от

обучающихся

самостоятельного выбора партнеров для коммуникации, форм и методов
ведения коммуникации (тематические проекты, программы внеурочной
деятельности «Литературные игры», «Лицейская газета Лицей.DAYS»,
«Ученическое самоуправление»);

–

наличие в образовательной деятельности событий, требующих от

обучающихся предъявления продуктов своей деятельности (лицейская
конференция «САМ-ПО», образовательное событие «Защита итогового
образовательного проекта»).
Формирование познавательных универсальных учебных действий
Задачи Программы УУД МОУ «Лицей №1»

направлены на

формирование у обучающихся умения:
а) объяснять явления с научной точки зрения;
б) разрабатывать дизайн научного исследования;
в) интерпретировать полученные данные и доказательства с разных
позиций и формулировать соответствующие выводы.
На

уровне

среднего

общего

образования

формирование

познавательных УУД обеспечивается созданием условий для восстановления
полидисциплинарных связей, формирования рефлексии обучающегося и
формирования метапредметных понятий и представлений.
Для обеспечения формирования познавательных УУД на уровне
среднего общего образования

в лицее организуются

и проводятся

образовательные события, выводящие обучающихся на восстановление
межпредметных связей, целостной картины мира. Среди них:
–

полидисциплинарные и метапредметные погружения и интенсивы;

–

методологические и философские семинары;

–

образовательные экспедиции и экскурсии;

–

учебно-исследовательская работа обучающихся, которая предполагает:

–

выбор тематики исследования, связанной с новейшими достижениями

в области науки и технологий;
–

выбор тематики исследований, связанных с учебными предметами, не

изучаемыми в школе: психологией, социологией, бизнесом и др.;
–

выбор тематики исследований, направленных на изучение проблем

местного сообщества, региона, мира в целом.

В рамках создания условий для формирования познавательных УУД в
лицее привлекаются внешние ресурсы Петрозаводского городского округа,
Республики Карелия, Российской Федерации. Обучающиеся лицея ежегодно
принимают участие в профильных лагерях, профессиональных пробах
Республики Карелия,

таких как проектировочный лагерь «Стратегика»,

«Демократическая Республика», «Дни Интернета» и т.п. Осуществляется
активное

сотрудничество

с

научно-исследовательским

университетом

«Высшая школа Экономики» по направлениям: Академия старшеклассников
НИУ ВШЭ, Сетевой образовательный проект «Предуниверсарий НИУ ВШЭ»,
олимпиада «Высшая проба», Всероссийская олимпиада школьников, лектории,
клубы, проекты с участием студентов и преподавателей НИУ ВШЭ.
Активно используется международное образовательное пространство:
представление продуктов учебно-проектной деятельности обучающимися
лицея

в рамках международного Фестиваля науки Sci Fest Финляндия,

международные предметные олимпиады, образовательные поездки по
обмену опытом, языковые практики в странах Скандинавии.
Особое значение в развитии социального партнерства лицея придается
сотрудничеству с вузами, которые имеют достаточно высокий научнометодический

и

инновационный

потенциал:

Петрозаводский

государственный университет, Московский физико-технический институт,
Московский

государственный

университет,

Санкт-Петербургский

государственный университет.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий
Принципиальное отличие образовательной среды на уровне среднего
общего образования — открытость. Это предоставляет дополнительные
возможности
обучающийся

для

организации

сможет

и

обеспечения

самостоятельно

ставить

ситуаций,
цель

в

которых

продуктивного

взаимодействия с другими людьми, сообществами и организациями и достигать
ее.

Открытость образовательной среды лицея позволяет обеспечивать
возможность коммуникации:
–

с

обучающимися

других

образовательных

организаций

Петрозаводского городского округа, Республики Карелия, России как с
ровесниками, так и с детьми иных возрастов;
–

представителями местного сообщества, бизнес-структур, культурной и

научной общественности для выполнения учебно-исследовательских работ и
реализации проектов;
–

представителями

власти,

местного

самоуправления,

фондов,

спонсорами и др.
Такое разнообразие выстраиваемых связей позволяет обучающимся
лицея самостоятельно ставить цели коммуникации, выбирать партнеров и
способ поведения во время коммуникации, освоение культурных и
социальных норм общения с представителями различных сообществ.
К основным образовательным событиям и форматам, позволяющим
обеспечивать использование всех возможностей коммуникации, относятся:
–

комплексные задачи, направленные на решение актуальных проблем,

лежащих

в

ближайшем

будущем

обучающихся:

выбор

дальнейшей

образовательной или рабочей траектории, определение жизненных стратегий и
т.п.;
–

комплексные задачи, направленные на решение проблем местного

сообщества;
–

комплексные задачи, направленные на изменение и улучшение реально

существующих бизнес-практик;
–

социальные проекты, направленные на улучшение жизни местного

сообщества. К таким проектам относятся:
а) участие в волонтерских акциях и движениях, самостоятельная
организация волонтерских акций;
б) участие в благотворительных акциях и движениях, самостоятельная
организация благотворительных акций;

б) создание и реализация социальных проектов разного масштаба и
направленности, выходящих за рамки образовательной организации;
–

получение

предметных

знаний

в

структурах,

альтернативных

образовательной организации:
а) в заочных и дистанционных школах и университетах;
б) участие в дистанционных конкурсах и олимпиадах;
в) самостоятельное освоение отдельных предметов и курсов;
г) самостоятельное освоение дополнительных иностранных языков.
Социальное партнерство лицея со структурами власти, бизнеса
Петрозаводского
эффективной

городского

интегрированной

округа

способствует

образовательной

формированию

среды

для

развития

способностей лицеистов и их успешной социализации.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий
На уровне среднего общего образования формирование регулятивных
УУД

обеспечивается

созданием

условий

для

самостоятельного

целенаправленного действия обучающегося.
Для формирования регулятивных учебных действий используются
возможности самостоятельного формирования элементов индивидуальной
образовательной траектории обучающихся лицея. Например:
а) самостоятельное освоение глав, разделов и тем учебных предметов;
в) самостоятельное обучение в заочных и дистанционных школах и
университетах;
г) самостоятельное определение темы проекта, методов и способов его
реализации, источников ресурсов, необходимых для реализации проекта;
д) самостоятельное

взаимодействие

с

источниками

ресурсов:

информационными источниками, фондами, представителями власти и т. п.;
е) самостоятельное
нематериальными;

управление

ресурсами,

в

том

числе

ж) презентация результатов проектной работы на различных этапах ее
реализации.
II.1.4. Описание

особенностей

учебно-исследовательской

и

проектной деятельности обучающихся
Особенности учебно-исследовательской деятельности и проектной
работы старшеклассников обусловлены, в первую очередь, открытостью
лицея на уровне среднего общего образования.
На уровне основного общего образования делается акцент на освоении
учебно-исследовательской и проектной работы как типа деятельности, где
материалом являются, прежде всего, учебные предметы. На уровне среднего
общего

образования

инструментов

учебной

исследование
деятельности

и

проект

приобретают

полидисциплинарного

статус

характера,

необходимых для освоения социальной жизни и культуры.
На уровне основного общего образования процесс становления
проектной деятельности предполагает и допускает наличие проб в рамках
совместной деятельности обучающихся и учителя. На уровне среднего
общего образования проект реализуется самим старшеклассником или
группой обучающихся. Они самостоятельно формулируют предпроектную
идею, ставят цели, описывают необходимые ресурсы и пр. Начинают
использоваться элементы математического моделирования и анализа как
инструмента интерпретации результатов исследования.
На уровне среднего общего образования сам обучающийся определяет
параметры и критерии успешности реализации проекта. Кроме того, он
формирует навык принятия параметров и критериев успешности проекта,
предлагаемых другими, внешними по отношению к школе социальными и
культурными сообществами.
Презентация результатов проектной работы проходит как в лицее, так и
в том социальном и культурном пространстве, где проект разворачивался.
Если это социальный проект, то его результаты должны быть представлены

Управляющему совету МОУ «Лицей №1», местному сообществу или
сообществу благотворительных и волонтерских организаций. Если бизнеспроект — сообществу бизнесменов, деловых людей.
II.1.5. Описание основных направлений учебно-исследовательской
и проектной деятельности обучающихся
Основными

направлениями проектной и учебно-исследовательской

деятельности лицея являются:
–

исследовательское;

–

инженерное;

–

прикладное;

–

бизнес-проектирование;

–

информационное;

–

социальное;

–

игровое;

–

творческое.
На

уровне

среднего

общего

образования

приоритетными

направлениями являются:
–

социальное;

–

бизнес-проектирование;

–

исследовательское;

–

инженерное;

–

информационное.
II.1.6. Планируемые

результаты

учебно-исследовательской

и

проектной деятельности обучающихся в рамках урочной и внеурочной
деятельности
В результате учебно-исследовательской и проектной деятельности
обучающиеся получат представление:

–

о философских и методологических основаниях научной деятельности

и научных методах, применяемых в исследовательской и проектной
деятельности;
–

о

таких

понятиях,

как

концепция,

научная

гипотеза,

метод,

эксперимент, надежность гипотезы, модель, метод сбора и метод анализа
данных;
–

о том, чем отличаются исследования в гуманитарных областях от

исследований в естественных науках;
–

об истории науки;

–

о новейших разработках в области науки и технологий;

–

о правилах и законах, регулирующих отношения в научной,

изобретательской и исследовательских областях деятельности (патентное
право, защита авторского права и др.);
–

о деятельности организаций, сообществ и структур, заинтересованных

в результатах исследований и предоставляющих ресурсы для проведения
исследований и реализации проектов (фонды, государственные структуры,
краудфандинговые структуры и др.);
Обучающийся сможет:
–

решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин;

–

использовать основной алгоритм исследования при решении своих

учебно-познавательных задач;
–

использовать основные принципы проектной деятельности

при

решении своих учебно-познавательных задач и задач, возникающих в
культурной и социальной жизни;
–

использовать элементы математического моделирования при решении

исследовательских задач;
–

использовать элементы математического анализа для интерпретации

результатов, полученных в ходе учебно-исследовательской работы.

С точки зрения формирования универсальных учебных действий, в
ходе

освоения

принципов

учебно-исследовательской

и

проектной

деятельностей обучающиеся научатся:
–

формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования

и проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с
представлениями об общем благе;
–

восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида

научной деятельности, определяя место своего исследования или проекта в
общем культурном пространстве;
–

отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития

различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при
постановке собственных целей;
–

оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время),

необходимые для достижения поставленной цели;
–

находить различные источники материальных и нематериальных

ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и
реализации проектов в различных областях деятельности человека;
–

вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов,

точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты
исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного
сотрудничества;
–

самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать

систему параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности
реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по
завершении работы;
–

адекватно

оценивать

риски

реализации

проекта

и

проведения

исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков;
–

адекватно

оценивать

последствия

реализации

своего

(изменения, которые он повлечет в жизни других людей, сообществ);

проекта

–

адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или

исследования, видеть возможные варианты применения результатов.
II.1.7. Описание

условий,

обеспечивающих

развитие

универсальных учебных действий у обучающихся, в том числе системы
организационно-методического

и

ресурсного

обеспечения

учебно-

исследовательской и проектной деятельности обучающихся
Условия реализации основной образовательной программы, в том
числе программы развития УУД, обеспечивают
компетенций

проектной

и

совершенствование

учебно-исследовательской

деятельности

обучающихся. Условия включают:
–

укомплектованность образовательной организации педагогическими,

руководящими и иными работниками;
–

уровень

квалификации

педагогических

и

иных

работников

образовательной организации;
–

непрерывность

профессионального

развития

педагогических

работников образовательной организации, реализующей образовательную
программу среднего общего образования.
Педагогические кадры МОУ «Лицей №1»

имеют

необходимый

уровень подготовки для реализации программы УУД:
–

педагоги владеют представлениями о возрастных особенностях

обучающихся начальной, основной и старшей школы;
–

педагоги прошли курсы повышения квалификации, посвященные

ФГОС;
–

педагоги участвовали в разработке программы по формированию УУД

участвовали в методических мероприятиях,

посвященный

особенностям

применения выбранной программы по УУД, в рамках лицейской системы
повышения квалификации;

–

педагоги могут строить образовательную деятельность в рамках

учебного

предмета

в

соответствии

с

особенностями

формирования

конкретных УУД;
–

педагоги осуществляют формирование УУД в рамках проектной,

исследовательской деятельности;
–

характер взаимодействия педагога и обучающегося не противоречит

представлениям об условиях формирования УУД;
–

педагоги владеют методиками формирующего оценивания;

–

педагоги умеют применять инструментарий для оценки качества

формирования УУД в рамках одного или нескольких предметов.
Среди условий организации образовательного пространства старшей
школы, обеспечивающих формирование УУД в открытом образовательном
пространстве лицея, можно выделить:
–

сетевое взаимодействие лицея

дополнительного

образования,

с

с другими организациями общего и
учреждениями

культуры

города

Петрозаводска, Республики Карелия;
–

обеспечение

возможности

реализации

индивидуальной

образовательной траектории обучающихся (разнообразие форм получения
образования, обеспечение возможности выбора обучающимся формы
получения образования, уровня освоения предметного материала, учителя,
учебной группы);
–

привлечение дистанционных форм получения образования (онлайн-

курсов, заочных школ, дистанционных университетов) как элемента
индивидуальной образовательной траектории обучающихся;
–

привлечение сети Интернет в качестве образовательного ресурса:

интерактивные конференции и образовательные события с ровесниками из
других городов России и других стран, культурно-исторические и языковые
погружения с носителями иностранных языков и представителями иных
культур;

–

обеспечение возможности вовлечения обучающихся в проектную

деятельность, в том числе в деятельность социального проектирования и
социального предпринимательства;
–

обеспечение возможности вовлечения обучающихся в разнообразную

исследовательскую деятельность;
–

обеспечение

реализацию

широкой

социальных

разнообразную

социализации

проектов,

социальную

обучающихся

так

практику:

и

через

работу

в

как

через

организованную
волонтерских

и

благотворительных организациях, участие в благотворительных акциях,
марафонах и проектах.
К обязательным условиям успешного формирования УУД относится
создание методически единого пространства внутри образовательной
организации как во время уроков, так и вне их.
Создание условий для развития УУД — это изменение содержания,
форм и методов, при которых успешное обучение невозможно без
одновременного
обучающимися

наращивания
ставятся

такие

компетенций.
учебные

Иными

задачи,

словами,

решение

перед

которых

невозможно без учебного сотрудничества со сверстниками и взрослыми (а
также с младшими, если речь идет о разновозрастных задачах), без
соответствующих управленческих умений, без определенного уровня
владения информационно-коммуникативными технологиями.
Например, читательская компетенция наращивается не за счет
специальных задач, лежащих вне программы или искусственно добавленных
к учебной программе, а за счет того, что поставленная учебная задача требует
разобраться в специально подобранных (и нередко деформированных)
учебных текстах, а ход к решению задачи лежит через анализ, понимание,
структурирование, трансформацию текста. Целесообразно, чтобы тексты для
формирования читательской компетентности подбирались педагогом или
группой педагогов-предметников. В таком случае шаг в познании будет
сопровождаться шагом в развитии универсальных учебных действий.

Все

перечисленные

обеспечивают

элементы

образовательной

инфраструктуры

возможность самостоятельного действия обучающихся,

высокую степень свободы выбора элементов образовательной траектории,
возможность

самостоятельного

принятия

решения,

самостоятельной

постановки задачи и достижения поставленной цели.
II.1.8. Методика и инструментарий оценки успешности освоения и
применения обучающимися универсальных учебных действий
Наряду с традиционными формами оценивания метапредметных
образовательных результатов на уровне среднего общего образования
универсальные учебные действия оцениваются в рамках специально
организованных лицеем

модельных ситуаций, отражающих специфику

будущей профессиональной и социальной жизни подростка (например,
образовательное событие, защита реализованного проекта, представление
учебно-исследовательской работы, профильные практики).
Образовательное
освоения

и

событие

применения

как

формат

обучающимися

оценки

успешности

универсальных

учебных

действий
–

Материал

образовательного

события

должен

носить

полидисциплинарный характер;
–

в событии участвуют обучающиеся разных возрастов;

–

в

событии

могут

принимать

участие

представители

бизнеса,

государственных структур, педагоги вузов, педагоги образовательных
организаций, чьи выпускники принимают участие в образовательном
событии;
–

во

время

проведения

образовательного

события

используются

различные форматы работы участников: индивидуальная и групповая работа,
презентации промежуточных и итоговых результатов работы, стендовые
доклады, дебаты и т.п.

Основные требования к инструментарию оценки универсальных
учебных действий во время реализации оценочного образовательного
события:
–

для каждого из форматов работы, реализуемых в ходе оценочного

образовательного события, разрабатывается

самостоятельный инструмент

оценки; в качестве инструментов оценки могут быть использованы
оценочные листы, экспертные заключения и т.п.;
–

правила проведения образовательного события, параметры и критерии

оценки каждой формы работы в рамках образовательного оценочного
события должны быть известны участникам заранее, до начала события. По
возможности, параметры и критерии оценки каждой формы работы
обучающихся

должны

разрабатываться

и

обсуждаться

с

самими

старшеклассниками;
–

каждому параметру оценки (оцениваемому универсальному учебному

действию), занесенному в оценочный лист или экспертное заключение,
должны соответствовать точные критерии оценки: за что, при каких
условиях, исходя из каких принципов ставится то или иное количество
баллов;
–

на

каждом

этапе

реализации

образовательного

события

при

использовании оценочных листов в качестве инструмента оценки результаты
одних и тех же участников должны оценивать не менее двух экспертов
одновременно; оценки, выставленные экспертами, в таком случае должны
усредняться;
–

в рамках реализации оценочного образовательного события должна

быть предусмотрена возможность самооценки обучающихся и включения
результатов самооценки в формирование итоговой оценки. В качестве
инструмента самооценки обучающихся могут быть использованы те же
инструменты (оценочные листы), которые используются для оценки
обучающихся экспертами.

Защита проекта как формат оценки успешности освоения и
применения обучающимися универсальных учебных действий
Основной
метапредметных
является

процедурой

итоговой

оценки достижения

результатов на ступени среднего общего образования

защита

итогового индивидуального проекта.

Цели и задачи реализации индивидуального проекта в Лицее
Цель:

создание

психолого-педагогических

условий

для

разработки,

сопровождения и защиты индивидуального проекта обучающимися, в
рамках профильного самоопределения,
достижения

метапредметных

деятельность способствует

как обязательного условия

результатов
развитию

образования.
адекватной

Проектная
самооценки,

формированию позитивной Я-концепции (опыт интересной работы и
публичной демонстрации её результатов), развитию информационной
компетентности.

Индивидуальный

проект,

представляет

собой

самостоятельную работу, осуществляемую обучающимся на протяжении
длительного периода. В ходе такой работы обучающийся — автор
проекта — самостоятельно и (или) с помощью педагога получает
возможность научиться планировать и работать по плану — это один из
важнейших не только учебных, но и социальных навыков, которым должен
овладеть лицеист.
Задачи:
1. Обеспечить

содействие

в

достижении

обучающимися

следующих образовательных результатов:
- в формировании ключевых компетенций, под которыми в
современной педагогике понимаются комплексные свойства личности,
включающие взаимосвязанные знания,

умения, ценности, а также

готовность мобилизовать их в необходимой ситуации и самостоятельно
получить

планируемый

результат

самооценкой созданного продукта;

с

последующей

аналитической

-

в

воспитании

ответственности,

самостоятельности,

инициативности,

повышении мотивации и эффективности учебной

деятельности; на практическом уровне овладеть умением выбирать
оптимальные средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях
неопределённости; в возможности развить способность к разработке
нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и
осуществлению наиболее приемлемого решения;
2. Обеспечить содействие учителям в организации образовательного
процесса в соответствии с требованиями ФГОС:
- активнее внедрять в образовательный процесс лицея
педагогические

технологии

для

развития

познавательных

обучающихся, умений самостоятельно конструировать
ориентироваться

в

информационном

свои

новые
навыков
знания,

пространстве, развития их

критического мышления, умения увидеть, сформулировать и решить
проблему; новые формы взаимоотношений «ученик – учитель», в которых
учитель становится действительным организатором совместной работы с
обучающимися, способствуя переходу к реальному сотрудничеству в ходе
овладения знаниями.
Место индивидуального проекта в Основной образовательной
программе лицея
Индивидуальный проект является обязательной формой обучения
и входит в перечень учебных предметов 10 - х классов. Выполнение
индивидуального итогового проекта
обучающегося 10-х классов лицея,

обязательно
его

для

невыполнение

каждого
равноценно

получению неудовлетворительной оценки по учебному предмету.
Индивидуальный проект выполняется в течение одного учебного
года (10 класс).
Оценка и учет знаний и умений, проявленных автором проекта в ходе
создания

индивидуальной

работы,

учитываются в лицейской документации.

уровня

выполнения

её

В ходе работы над индивидуальным проектом автор-разработчик
получает текущие отметки за выполнение ключевых этапов работы. Эти
отметки вносятся в электронный журнал на страницу «Индивидуальный
проект».
Публичная

защита

проекта

проходит

в

рамках

конференции «Сам-по» в апреле текущего года.
переводится

в

пятибалльную

систему

лицейской

Оценка проекта

и выставляется в электронном

журнале в графе «Защита проекта».
Индивидуальный проект может быть представлен в

конкурсах

муниципального, регионального и всероссийских уровней. Победы в этих
конкурсах, по решению Педагогического Совета лицея, могут повлиять на
итоговую отметку, выставляемую автору проекта.
Итоговая отметка за выполнение проекта выставляется в электронный
журнал, личное дело обучающегося, в аттестат об основном среднем
образовании отметка выставляется в свободную строку.
Форма

индивидуального

проекта

(требования

к

содержанию,

направленности и оформлению проекта)
Результат проектной деятельности должен иметь практическую
направленность.
Индивидуальный проект представляет собой проект, выполняемый
обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью
продемонстрировать

свои

достижения

в

самостоятельном

содержания и методов избранных областей знаний
деятельности

и

целесообразную

способность
и

проектировать

результативную

и/или
и

освоении
видов

осуществлять

деятельность.

Виды индивидуального проекта:
Cоциально

- ориентированный проект нацелен на решение

социальных задач, отчетные материалы

по социальному проекту могут

включать как тексты, так и мультимедийные продукты, видео, фото - и аудио
-материалы.

Исследовательский проект

по

структуре напоминает научное

исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной
темы, постановку задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с
последующей её проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов.
При выполнении проекта должны использоваться методы современной
науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос
и др.
Информационный проект направлен на сбор информации о какомлибо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления
информации для широкой

аудитории. Такие проекты требуют хорошо

продуманной структуры. Исходом проекта может быть публикация в СМИ, в
том числе в сети Интернет, эссе, реферат, аналитические материалы,
обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый
доклад.
Творческий

проект

предполагает

максимально

свободный

и

нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это
могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры,

видеофильмы,

музыкального произведения, компьютерные анимации и др.
Конструкторский проект - материальный объект, макет,

иное

конструкторское изделие с полным описанием и научным обоснованием его
изготовления и применения.
Бизнес-проект

–

это

продукт,

отражающий

аспекты

предпринимательской деятельности, и представляющее собой оформленное
предложение, направленное на практическое перспективное внедрение.
Содержание

проекта:

монопредметный,

метапредметный,

межпредметный, относящийся к области знаний (нескольким областям),
относящийся к области деятельности и пр.
Выбранная

обучающимся

тема

проектной

работы

может

реализовывать познавательный мотив, ориентироваться на интересы и
увлечения обучающегося, решение личностных проблем.

Организация работы над индивидуальным проектом
Участниками

процесса

разработки

индивидуальных

проектов

являются: обучающиеся - авторы - разработчики проектов, руководители
проектов, консультанты (возможны).
Обучающиеся - авторы - разработчики проектов
Авторами - разработчиками индивидуальных проектов являются
обучающиеся 10 –х классов лицея.
Каждый

из

индивидуальный

обучающихся
проект,

в

обязан

обязательно

соответствии

с

выполнить

выбранной

темой,

разработанной программой реализации проектного задания, публичной
защитой полученного продукта, получив за свою работу отметку по
учебному

предмету

«Индивидуальный проект» -

обязательному

в

учебном плане лицея.
Проект

выполняется

в

течение

одного

года

в

10

классе:

не позднее апреля текущего учебного года (с учетом повторной защиты
проекта).
Подготовительный период - сентябрь;
Планирование - октябрь;
Работа над проектом - октябрь - февраль;
Предварительная экспертиза проекта научным руководителем - конец
февраля;
Корректировка

полученного

результата

в

соответствии

с

рекомендациями
внешней экспертизы - март;
Подготовка проекта к итоговой публичной защите - март;
Публичная защита проекта - апрель;
Участие

проекта

во

внешкольных

различных уровней (возможное) - апрель, май.

конференциях

и

конкурсах

Система оценивания индивидуального проекта
Критерии оценки проектной работы разработаны с учётом целей
и

задач проектной деятельности

на

данном

этапе

образования.

Индивидуальный проект оценивают по следующим критериям:
Критерии оценивания проектно-исследовательских работ
Этап работы над
проектом

Подготовительный
этап

Планирование
работы

Критерии,
соответствующие
этапам

Актуальность

Обоснованность проекта
в настоящее время, которая
предполагает
разрешение
имеющихся
по
данной
тематике противоречий

Осведомленность

Комплексное
использование
имеющихся
источников по данной тематике
и
свободное
владение
материалом

Научность

Соотношение изученного
и представленного в проекте
материала, а также методов
работы с таковыми в данной
научной
области
по
исследуемой
проблеме,
использование
конкретных
научных
терминов
и
возможность
оперирования
ими

Самостоятельность

Выполнение всех этапов
проектной
деятельности
самими
учащимися,
направляемая
действиями
координатора проекта без его
непосредственного участия

Значимость

Признание выполненного
авторами
проекта
для
теоретического
и
(или)
практического применения

Системность

Способность школьников
выделять обобщенный способ

Исследовательская
деятельность

Результаты или
выводы

Характеристика
критерия

действия и применять его при
решении
конкретнопрактических задач в рамках
выполнения
проектноисследовательской работы
Степень теоретического
осмысления авторами проекта
и
наличие
в
нем
системообразующих
связей,
характерных
для
данной
Структурированность
предметной области, а также
упорядоченность
и
целесообразность
действий,
при выполнении и оформлении
проекта

Представление
готового продукта

Интегративность

Связь
различных
источников информации и
областей
знаний
и
ее
систематизация
в
единой
концепции проектной работы

Креативность
(творчество)

Новые
оригинальные
идеи и пути решения, с
помощью которых авторы
внесли нечто новое в контекст
современной действительности

Презентабельность
(публичное
представление)

Формы
представления
результата проектной работы
(доклад, презентация, постер,
фильм, макет, реферат и др.),
которые имеют общую цель,
согласованные
методы
и
способы
деятельности,
достигающие
единого
результата.
Наглядное
представление
хода
исследования и его результатов
в
результате
совместного
решения проблемы авторами
проекта

Способность
авторов
проекта четко, стилистически
Коммуникативность
грамотно и в тезисно изложить
этапы и результаты своей

деятельности

Оценка процесса и
результатов работы

Апробация

Распространение
результатов
и
продуктов
проектной деятельности или
рождение нового проектного
замысла,
связанного
с
результатами
предыдущего
проекта

Рефлексивность

Индивидуальное
отношение авторов проектной
работы
к
процессу
проектирования и результату
своей
деятельности.
Характеризуется ответами на
основные вопросы: Что было
хорошо и почему? Что не
удалось
и
почему?
Что
хотелось бы осуществить в
будущем?

Данные критерии (13) предлагается оценивать по десятибалльной
шкале. Ее использование позволяет более четко судить о многообразии
возможных суждений по качеству проектно-исследовательской работы
учащихся; выработать единый уровень требований при критериальном
оценивании

проектов.

Кроме

основных

баллов

исследовательские работы, предлагается выставление

за

проектно-

дополнительных

баллов за определенные виды проектов и с учетом мнения эксперта.
Выставление дополнительных баллов с учетом вида проектной
работы
Классификация проекта

По способу
преобладающей
деятельности
По

Вид проекта
Исследовательский
Практикоориентированный
Реферативный
Описательный
Монопроект

Количество
дополнительных
баллов
3
2
1
1
1

предметносодержательной
области

Межпредметный в
смежных областях
Межпредметный в разных
областях

2

По характеру контактов

Внутрилицейский
Межшкольный
Международный

1
2
4

С учетом координации

С открытой координацией

1

Апробация

Продолжение
исследований по данной
тематике
Возможность
практического
применения
Уже применяется

Особое мнение эксперта
(с учетом системности)

-

Максимальное количество дополнительных
баллов

3

1
1
3
1–2
16

Общее максимальное количество баллов за все критерии и с учетом
дополнительных баллов – 146.
Перевод балльной системы в отметочную осуществляется по
следующему принципу:
Более 110 баллов – отметка «5»
От 90 до 109 баллов – отметка «4»
От 75 до 89 баллов – отметка «3»
Менее 75 баллов – отметка «2»
Результаты выполненного проекта оцениваются в лицее на основе
интегрального подхода (вывод об уровне сформированности навыков
проектной

деятельности делается на основе оценки каждого этапа

проектной деятельности по каждому из четырёх названных выше
критериев).

Представление учебно-исследовательской работы как формат
оценки

успешности

освоения

и

применения

обучающимися

универсальных учебных действий
Исследовательское направление работы старшеклассников носит
выраженный научный характер. Для руководства исследовательской работой
обучающихся можно

привлекать специалистов и ученых из различных

областей знаний. Возможно выполнение исследовательских работ и проектов
обучающимися вне лицея – в лабораториях вузов, исследовательских
институтов, колледжей. В случае если нет организационной возможности
привлекать

специалистов

и

ученых

для

руководства

проектной

и

исследовательской работой обучающихся очно, возможно обеспечение
дистанционного руководства этой работой (посредством сети Интернет).
Исследовательские проекты могут иметь следующие направления:
–

естественно-научные исследования;

–

исследования в гуманитарных областях (в том числе выходящих за

рамки лицейской программы, например в психологии, социологии);
–

экономические исследования;

–

социальные исследования;

–

научно-технические исследования.
Требования к

формулировка

исследовательским проектам: постановка задачи,

гипотезы,

описание

инструментария

и

регламентов

исследования, проведение исследования и интерпретация полученных
результатов.
Для

исследований

в

естественно-научной,

научно-технической,

социальной и экономической областях желательным является использование
элементов

математического

моделирования

компьютерных программ в том числе).

(с

использованием

Профильная практика как условие формирования у обучающихся
осознанного выбора и последующего освоения образовательных
программ профильной подготовки
В МОУ «Лицей №1» проводится профильная практика для
обучающихся 10 классов. Цель практики - формирование профильной
ориентации у обучающихся. В ходе практики организуются процессы
практического применения теоретических знаний с выходом на освоение
предметных и метапредметных компетенций; развиваются

практические

навыки исследовательской, проектной и коммуникативной деятельностей;
формируется

ценностное отношение к процессу познания и освоению

навыков деятельности в разных предметных областях, способствующих
развитию интереса к

выбранному профилю; создаются

условия для

осуществления профессиональных проб.
Профильная практика реализуется в двух форматах: краткосрочная
практика - первая неделя июня (последняя рабочая учебная неделя учебного
года); долгосрочная практика – в течение учебного года.
Принципы

организации

и

проведения

профильной

практики:

деятельностный и творческий характер практики предусматривает участие
каждого лицеиста

в практической деятельности, его инициативность;

индивидуализация подходов и методов работы с обучающимися в ходе
практики; предусмотрено использование внешних ресурсов для повышения
эффективности и продуктивности практики; изменение роли учителя
(педагог-организатор

практики,

консультант);выражена

предметная

специфика.
По окончании практики обучающиеся предоставляют практический
результат своей деятельности. Положение об итоговой работе рассматривается
на

кафедрах.

Результат

работы

выставляется в электронный

обучающегося

оценивается,

оценка

журнал. Положение об оценке результатов

обучающегося рассматривается на кафедрах. Для оценивания результатов

деятельности обучающегося в рамках долгосрочной практики используется
накопительная система оценивания.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».