Целевой раздел пояснительная записка

Цели и задачи реализации основной образовательной программы
среднего общего образования
В соответствии с Концепцией лицейского образования сквозной
составляющей образования нового столетия должна стать атмосфера
всемерного содействия поиску призвания, опираясь на которое каждая
личность сможет найти признание. Цель образования должна быть
центрирована на саморазвитие личности ребенка (создание условий и
инициация непрерывного роста). Именно становление саморазвивающейся
личности с устойчивыми ориентациями на гуманистические ценности
является основополагающим в организации

образовательного процесса в

МОУ «Лицей №1».
Лицей формирует такую микросреду общения в структуре «общество
– ребенок - среда», в которой лицеисты находят возможность и условия для
поиска своего призвания, учатся утверждать себя, формировать свою
идентичность и принимать других в контексте культуры человеческого
достоинства. Личностное и профессиональное самоопределение выпускника
– цель образовательного процесса.
В лицее создаются условия для формирования у обучающихся чувства
ответственности за поступки и непреходящую потребность в личностном
росте, устремленности к самообразованию. Саморазвитие и самообразование
– ключевые компетентности лицейского инновационного образования.
Лицей

–

общеобразовательная

организация,

осуществляющая

допрофессиональную подготовку в тесной связи с высшими учебными
заведениями Республики Карелия и Российской Федерации. Уровень
достижений на выходе из средней школы – функциональная грамотность и
профессиональная

ориентация,

обеспечивающие

адаптацию

в

социокультурной среде.
Лицей

является

базовой

школой

Научно-исследовательского

университета «Высшая школа экономики» города Москвы (далее

НИУ

ВШЭ), это позволяет привлекать образовательные ресурсы Университета,

такие как: создание в лицее 10-11 классов НИУ ВШЭ, обучающихся по
основным образовательным программам среднего общего образования,
согласованным с Университетом;
профильных

учебных

Университета;
школьников,

организация углубленного изучения

предметов

в рамках

направлений

подготовки

выявление и развитие мотивированных и талантливых
удовлетворению

их

потребности

в

профессиональном

самоопределении; повышение профессионального мастерства учителей и
руководителей МОУ «Лицей №1». Основными формами

сотрудничества

Университета и Лицея являются: Академия старшеклассников НИУ ВШЭ,
сетевой образовательный проект «Предуниверсарий НИУ ВШЭ», Олимпиада
«Высшая проба» , лектории, клубы, проекты. Сотрудничество с высшими
учебными заведениями Российской Федерации позволяет создавать условия
для успешного поступления выпускников лицея в ВУЗы, осуществить
планомерный переход из средней (основной) в высшую школу.
Лицейское

образование

подразумевает

более

высокий

уровень

общеобразовательной подготовки – уровень повышенной образованности,
который можно определить через ключевое слово «компетентность».
В Концепции лицея компетентность – уровень образованности,
позволяющий

самостоятельно

решать

жизненно-практические

и

познавательные задачи на основе имеющихся знаний.
Лицейское образование предполагает достижение: общекультурной
компетентности; антропологической компетентности; методологической
компетентности;

информационной

культуры;

допрофессиональной

подготовки.
Содержание

образования

в

профильном

классе

представляет

целостную образовательную программу, включающую углубленное изучение
профильного предмета, расширенное изучение сопредельных предметов,
профессионально-ориентированную

практическую

подготовку,

самостоятельную исследовательскую деятельность. Основными задачами
профильного образования на ступени среднего общего образования

являются: организация диагностики учебного профиля, профессиональных
ориентаций обучающихся; отработка оптимальных учебных планов по
каждому профилю; разработка программ профильных практик; введение
системы курсовых работ в профильных классах; организация системы
внеурочной

деятельности,

поддерживающей

программы

углубленного

изучения, реализацию индивидуальных учебных планов обучающихся.
Ключевые компетентности лицейского образования отражены в целях
и задачах основной общеобразовательной программы среднего общего
образования.
Целями реализации основной образовательной программы среднего
общего образования являются:
–

становление и развитие личности обучающегося в ее самобытности и

уникальности,

осознание

собственной

индивидуальности,

появление

жизненных планов, готовность к самоопределению;
–

достижение выпускниками планируемых результатов: компетенций и

компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными,
государственными потребностями и возможностями обучающегося старшего
школьного возраста, индивидуальной образовательной траекторией его
развития и состоянием здоровья.
Достижение поставленных целей при разработке и реализации
образовательной
среднего

организацией

общего

образования

основной

образовательной

предусматривает

решение

программы
следующих

основных задач:
–

формирование российской гражданской идентичности обучающихся;

–

сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия

многонационального народа Российской Федерации, реализация права на
изучение родного языка, овладение духовными ценностями и культурой
многонационального народа России;
–

обеспечение равных возможностей получения качественного среднего

общего образования;

–
в

обеспечение достижения обучающимися образовательных результатов
соответствии

с

требованиями,

установленными

Федеральным

государственным образовательным стандартом среднего общего образования
(далее – ФГОС СОО);
–

обеспечение реализации бесплатного образования на уровне среднего

общего образования в объеме основной образовательной программы,
предусматривающей изучение обязательных учебных предметов, входящих в
учебный план (учебных предметов по выбору из обязательных предметных
областей, дополнительных учебных предметов, курсов по выбору и общих
для включения во все учебные планы учебных предметов, в том числе на
углубленном уровне), а также внеурочную деятельность;
–

установление требований к воспитанию и социализации обучающихся,

их самоидентификации посредством личностно и общественно значимой
деятельности, социального и гражданского становления, осознанного выбора
профессии, понимание значения профессиональной деятельности для
человека и общества, в том числе через реализацию образовательных
программ, входящих в основную образовательную программу;
–

обеспечение преемственности основных образовательных программ

начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального
образования;
–

развитие государственно-общественного управления в образовании;

–

формирование основ оценки результатов освоения обучающимися

основной

образовательной

программы,

деятельности

педагогических

работников, организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
–

создание условий для развития и самореализации обучающихся, для

формирования здорового, безопасного и экологически целесообразного
образа жизни обучающихся.

Принципы и подходы к формированию основной образовательной
программы среднего общего образования
Методологической

основой

ФГОС

СОО

является

системно-

деятельностный подход, который предполагает:
–

формирование

готовности

обучающихся

к

саморазвитию

и

непрерывному образованию;
–

проектирование и конструирование развивающей образовательной

среды организации, осуществляющей образовательную деятельность;
–

активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

–

построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных,

возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья
обучающихся.
Основная

образовательная

программа

формируется

на

основе

системно-деятельностного подхода. В связи с этим личностное, социальное,
познавательное

развитие

обучающихся

определяется

характером

организации их деятельности, в первую очередь учебной, а процесс
функционирования образовательной организации, отраженный в основной
образовательной программе (ООП), рассматривается как совокупность
следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования; содержания
образования на уровне среднего общего образования; форм, методов, средств
реализации

этого

содержания

(технологии

преподавания,

освоения,

обучения); субъектов системы образования (педагогов, обучающихся, их
родителей

(законных представителей)); материальной базы как средства

системы образования, в том числе с учетом принципа преемственности
начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального
образования, который может быть реализован как через содержание, так и
через формы, средства, технологии, методы и приемы работы.
Основная

образовательная

программа

при

конструировании

и

осуществлении образовательной деятельности ориентируется на личность
как цель, субъект, результат и главный критерий эффективности, на создание

соответствующих условий для саморазвития творческого потенциала
личности.
Осуществление
подхода

позволяет

принципа
создать

индивидуально-дифференцированного

оптимальные

условия

для

реализации

потенциальных возможностей каждого обучающегося.
Основная

образовательная

психолого-педагогических

программа

особенностей

формируется

развития

детей

с

учетом

15–18

лет,

связанных:
–

с формированием у обучающихся системы значимых социальных и

межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих
личностные и гражданские позиции в деятельности, ценностных ориентаций,
мировоззрения как системы обобщенных представлений о мире в целом, об
окружающей действительности, других людях и самом себе, готовности
руководствоваться ими в деятельности;
–

с переходом от учебных действий, характерных для основной школы и

связанных с овладением учебной деятельностью в единстве мотивационносмыслового

и

операционно-технического

профессиональной

деятельности,

компонентов,

реализующей

к

учебно-

профессиональные

и

личностные устремления обучающихся. Ведущее место у обучающихся на
уровне среднего общего образования занимают мотивы, связанные с
самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни, с дальнейшим
образованием и самообразованием. Эти мотивы приобретают личностный
смысл и становятся действенными;
–

с освоением видов деятельности по получению нового знания в рамках

учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебнопроектных и социально-проектных ситуациях, с появлением интереса к
теоретическим

проблемам,

к

способам

познания

и

учения,

к

самостоятельному поиску учебно-теоретических проблем, способности к
построению индивидуальной образовательной траектории;

–

с

формированием

у

обучающихся

научного

типа

мышления,

овладением научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и
приемами;
–

с

самостоятельным

приобретением

идентичности;

повышением

требовательности к самому себе; углублением самооценки; бóльшим
реализмом в формировании целей и стремлении к тем или иным ролям;
ростом устойчивости к фрустрациям; усилением потребности влиять на
других людей.
Переход обучающегося в старшую школу совпадает с первым
периодом юности, или первым периодом зрелости, который отличается
сложностью становления личностных черт. Центральным психологическим
новообразованием

юношеского

возраста

является

предварительное

самоопределение, построение жизненных планов на будущее, формирование
идентичности и устойчивого образа «Я». Направленность личности в
юношеском возрасте характеризуется ее ценностными ориентациями,
интересами,

отношениями,

установками,

мотивами,

переходом

от

подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни. К этому периоду
фактически

завершается

психологических

становление

функций,

основных

необходимых

биологических

взрослому

человеку

и
для

полноценного существования. Социальное и личностное самоопределение в
данном возрасте предполагает не столько эмансипацию от взрослых, сколько
четкую ориентировку и определение своего места во взрослом мире.
Основная образовательная программа формируется с учетом принципа
демократизации,

который

обеспечивает

формирование

и

развитие

демократической культуры всех участников образовательных отношений на
основе сотрудничества, сотворчества, личной ответственности в том числе
через

развитие

органов

государственно-общественного

управления

образовательной организацией.
Основная образовательная программа формируется в соответствии с
требованиями ФГОС СОО и с учетом индивидуальных особенностей,

потребностей и запросов обучающихся и их родителей (законных
представителей) при получении среднего общего образования, включая
образовательные

потребности

обучающихся

с

ограниченными

возможностями здоровья и инвалидов, а также значимость данного уровня
общего образования для продолжения обучения в профессиональной
образовательной организации или образовательной организации высшего
образования, профессиональной деятельности и успешной социализации.
Общая характеристика основной образовательной программы
Основная образовательная программа среднего общего образования
разработана на основе ФГОС СОО, Конституции Российской Федерации,
Конвенции ООН о правах ребенка, учитывает региональные, национальные и
этнокультурные потребности народов Российской Федерации, Концепции
лицейского образования, Программы развития МОУ «Лицей №1» «Школа
возрастных

ступеней»

образовательных

и

обеспечивает

результатов

в

достижение

соответствии

с

обучающимися
требованиями,

установленными ФГОС СОО, определяет цели, задачи, планируемые
результаты, содержание и организацию образовательной деятельности на
уровне среднего общего образования и реализуется образовательной
организацией через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением
требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и
нормативов.
Программа содержит три раздела: целевой, содержательный и
организационный.
Целевой раздел определяет основные цели, задачи, планируемые
результаты и систему оценки достижения планируемых результатов.
Содержательный раздел образовательной программы включает
Программу развития универсальных учебных действий, способствующую
развитию следующих компетенций и компетентностей обучающихся:

• поиск, обработка и анализ информации, представленной в различной
форме (текстовой, графической и т.д.) с использованием различных
источников;
• синтез собственных знаний на основе анализа освоенного учебного
материала;
• ИКТ- компетентность;
• представление своих идей в различной форме;
• организация групповой работы и участие в ней;
• проектная деятельность;
• научно-исследовательская деятельность.
Содержательный

раздел

образовательной

программы

включает

учебные программы по предметам обязательной части (2/3), а также
предметы части (1/3), формируемой на основе запросов участников
образовательного процесса.
Обязательная

часть

состоит

из

следующих

обязательных

предметных областей.
Обязательная предметная область «Филология», включающая учебные
предметы:
«Русский язык и литература» (базовый и углубленный уровни);
Обязательная предметная область «Иностранные языки», включающая
учебные предметы:
«Иностранный язык» (базовый и углубленный уровни);
«Второй иностранный язык» (базовый и углубленный уровни).
Обязательная

предметная

область

«Общественные

включающая учебные предметы:
«Россия в мире» (базовый уровень)
«История» (базовый и углубленный уровни);
«География» (базовый и углубленный уровни);
«Обществознание» (базовый уровень);
«Экономика» (базовый и углубленный уровни);

науки»,

«Право» (базовый и углубленный уровни)
«Искусство (МХК)» (углубленный уровень)
Обязательная предметная область «Математика и информатика»,
включающая учебные предметы:
«Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия»
(базовый и углубленный уровни);
«Информатика» (базовый и углубленный уровни).
Обязательная предметная область «Естественные науки», включающая
учебные предметы:
«Физика» (базовый и углубленный уровни);
«Химия» (базовый и углубленный уровни);
«Биология» (базовый и углубленный уровни);
«Естествознание» (базовый уровень).
Обязательная предметная область «Физическая культура, экология и
основы безопасности жизнедеятельности», включающая учебные предметы:
«Физическая культура» (базовый уровень);
«Экология» (базовый уровень);
«Основы безопасности жизнедеятельности» (базовый уровень).
В учебные планы включены

дополнительные учебные предметы,

курсы по выбору обучающихся: «Астрономия», «Искусство», «Психология»,
«Технология», «Дизайн», «История родного края».
Содержательный

раздел

образовательной

программы

включает

программу воспитания и социализации обучающихся, ориентированную на
формирование и развитие таких социальных навыков, как:
• самоопределение

в

различных

областях

жизни,

в

том

числе

профессиональной, на основе рефлексии;
• принятие этически выдержанных решений;
• принятие ответственности за любой свой выбор и его последствия;
• кооперация при работе в команде.

Реализация программы воспитания и социализации осуществляется как
в урочной, так и во внеурочной деятельности, которая организуется по
направлениям

развития

личности

(духовно-нравственное,

спортивно-

оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).
Организационный раздел образовательной программы содержит
учебный план, план внеурочной деятельности, описание системы условий
реализации образовательной программы.
Учебный план определяет:
• нормативный срок освоения программы – 2 года;
• количество учебных занятий за 2 года на одного обучающегося –
не менее 2170 часов и не более 2590 часов (не более 37 часов в
неделю);
• состав и объём учебных предметов, курсов, а также их
распределение по классам (годам) обучения;
• порядок

формирования

индивидуальных

учебных

планов,

включающих учебные предметы из обязательных предметных
областей (на базовом или углубленном уровне), дополнительные
учебные предметы, курсы по выбору обучающихся.
Формирование индивидуальных учебных планов осуществляется
обучающимися с учетом рекомендаций педагогов. Обязательными для
изучения являются 9 (10)

предметов, в число которых входят не менее

одного предмета из каждой обязательной образовательной области, в том
числе:
«Русский язык и литература»;
«Иностранный язык»;
«Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия»;
«История» (или «Россия в мире»);
«Физическая культура»;
«Основы безопасности жизнедеятельности».

Кроме того, обучающийся, помимо выше перечисленных 6 предметов,
должен выбрать еще не менее 3 как из числа обязательных предметных
областей, так и из числа предметов, предлагаемых лицеем. Не менее 3 и не
более 4 предметов изучаются на углубленном уровне.
Весь контингент обучающихся в процессе обучения делится на два
потока: 1-ый год обучения (10 класс) и 2-й год обучения (11 класс). Внутри
потока формируются учебные группы для изучения отдельных предметов.
Форма

обучения

может

быть

как

очной,

так

и

очно-заочной

с

использованием электронных образовательных ресурсов.
План внеурочной деятельности определяет состав и структуру
направлений,

формы

организации,

объём

внеурочной

деятельности

обучающихся на ступени среднего общего образования.
Система условий реализации образовательной программы содержит:
• описание

имеющихся

педагогических,

условий:

финансовых,

кадровых,

психолого-

материально-технических,

информационно-методических;
• обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях;
• механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий;
• сетевой

график

(дорожную

карту)

по

формированию

необходимой системы условий;
• описание контроля за состоянием системы условий.
Организация

образовательной

деятельности

по

основной

образовательной программе среднего общего образования основана на
дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и
интересов обучающихся, обеспечивающих изучение учебных предметов
всех предметных областей основной образовательной программы среднего
общего образования на базовом или углубленном уровнях (профильное
обучение) основной
образования.

образовательной

программы

среднего

общего

Общие подходы к организации внеурочной деятельности
План внеурочной деятельности является частью организационного
раздела основной образовательной программы среднего общего образования
МОУ «Лицей №1» и представляет собой описание целостной системы
функционирования образовательной организации в сфере внеурочной
деятельности и включает:
–

план организации деятельности ученических сообществ (групп

старшеклассников), в том числе ученических классов, разновозрастных
объединений по интересам, клубов; юношеских общественных объединений,
организаций;
–

план реализации курсов внеурочной деятельности по выбору

обучающихся (предметные кружки, факультативы, ученические научные
общества, школьные олимпиады по предметам программы средней школы);
–

план воспитательных мероприятий.
Согласно ФГОС СОО через внеурочную деятельность лицеем

реализуется

основная

образовательная

программа

(цели,

задачи,

планируемые результаты, содержание и организация образовательной
деятельности при получении среднего общего образования). В соответствии
с планом внеурочной деятельности создаются условия для получения
образования всеми обучающимися, в том числе одаренными детьми, детьми с
ограниченными

возможностями

здоровья

и

инвалидами.

Внеурочная деятельность позволяет оптимизировать учебную нагрузку
обучающихся; улучшить условия для развития лицеиста; учесть возрастные и
индивидуальные особенности обучающихся.
Содержание плана внеурочной деятельности
По

решению

педагогического

коллектива,

родительской

общественности, интересов и запросов детей и родителей план внеурочной
деятельности в лицее
профилями:

модифицируется в соответствии с четырмя

естественно-научным,

экономическим, технологическим.

гуманитарным,

социально-

Количество часов, выделяемых на внеурочную деятельность, за два
года обучения на этапе средней школы составляет 460

часов. Величина

недельной образовательной нагрузки, реализуемая через внеурочную
деятельность, определяется за пределами количества часов, отведенных на
освоение обучающимися учебного плана. Для недопущения перегрузки
обучающихся допускается перенос образовательной нагрузки, реализуемой
через

внеурочную

деятельность,

на

периоды

деятельность в каникулярное время реализуется

каникул.

Внеурочная

в рамках тематических

образовательных программ (лагерь с дневным пребыванием на базе
общеобразовательной организации или на базе загородных молодежных
центров, в туристических походах, экспедициях, поездках и т.д.).
Реализация плана внеурочной деятельности предусматривает в течение
года

неравномерное

распределение

нагрузки.

Так,

при

подготовке

коллективных дел (в рамках инициативы ученических сообществ) и
воспитательных мероприятий за 1–2 недели используется значительно
больший объем времени, чем в иные периоды (между образовательными
событиями).
На

курсы

внеурочной

деятельности

по

выбору

обучающихся

еженедельно расходуется до 4 часов, на организационное обеспечение
учебной

деятельности,

на

обеспечение

благополучия

обучающегося

еженедельно до 1 часа.
В зависимости от задач на каждом этапе реализации образовательной
программы количество часов, отводимых на внеурочную деятельность,
может изменяться. В 10-м классе для обеспечения адаптации обучающихся к
изменившейся образовательной ситуации выделено больше часов, чем в 11-м
классе..


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».