Целевой раздел Система оценивания планируемых результатов

I.3. Система

оценки

достижения

планируемых

результатов

освоения основной образовательной программы среднего общего
образования
Система оценки достижения планируемых результатов освоения
основной образовательной программы среднего общего образования (далее –
система оценки) является частью системы оценки и управления качеством
образования в МОУ “Лицей №1» и служит одним из оснований для
разработки Положения «О системе контроле и оценивания образовательных
достижений обучающихся».
Общие положения
Основным
критериальной

объектом
базой

конкретизированы

в

системы

выступают
итоговых

оценки,

требования
планируемых

ее

содержательной

ФГОС

СОО,

результатах

и

которые
освоения

обучающимися основной образовательной программы среднего общего
образовании МОУ «Лицей №1». Итоговые планируемые результаты
детализируются в рабочих программах в виде промежуточных планируемых
результатов.
Основными направлениями и целями оценочной деятельности в МОУ
«Лицей №1» в соответствии с требованиями ФГОС СОО являются:
– оценка образовательных достижений обучающихся на различных
этапах обучения как основа их итоговой аттестации;
– оценка результатов деятельности педагогических работников как
основа аттестационных процедур;
– оценка результатов деятельности образовательной организации
как основа аккредитационных процедур.
Оценка образовательных достижений обучающихся осуществляется в
рамках внутренней оценки образовательной организации, включающей
различные оценочные процедуры (стартовая диагностика, текущая и
тематическая оценка, портфолио, процедуры внутреннего мониторинга

образовательных достижений, промежуточная1 и итоговая аттестации
обучающихся),

а

также

процедур

внешней

оценки,

включающей

государственную итоговую аттестацию2, независимую оценку качества
подготовки обучающихся3 и мониторинговые исследования муниципального,
регионального и федерального уровней.
Оценка

результатов

деятельности

педагогических

работников

осуществляется на основании:
– мониторинга
обучающихся,

результатов

полученных

в

образовательных
рамках

достижений

внутренней

оценки

образовательной организации и в рамках процедур внешней оценки;
– мониторинга уровня профессионального мастерства учителя
(анализа качества уроков, качества учебных заданий, предлагаемых
учителем).
Мониторинг оценочной деятельности учителя с целью повышения
объективности оценивания осуществляется предметными кафедрами лицея
по данному предмету и администрацией лицея.
Результаты мониторингов являются основанием для принятия решений
по повышению квалификации учителя.
Результаты

процедур

оценки

результатов

деятельности

образовательной организации обсуждаются на педагогическом совете и
являются основанием для принятия решений по коррекции текущей
образовательной деятельности, по совершенствованию образовательной
программы образовательной организации и уточнению и разработке
Программы развития МОУ «Лицей №1», а также служат основанием для
принятия иных необходимых управленческих решений.

1
Осуществляется в соответствии со статьей 58 Федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации».
2
Осуществляется в соответствии со статьей 59 Федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации».
3
Осуществляется в соответствии со статьей 95 Федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации».

Для оценки результатов деятельности педагогических работников и
оценки

результатов

приоритетными
определение

деятельности

являются

динамики

образовательной

оценочные

достижения

организации

процедуры,

обеспечивающие

обучающимися

образовательных

результатов в процессе обучения.
В соответствии с ФГОС СОО система оценки образовательной
организации реализует системно-деятельностный, комплексный и уровневый
подходы к оценке образовательных достижений.
Системно-деятельностный

подход

к

оценке

образовательных

достижений проявляется в оценке способности обучающихся к решению
учебно-познавательных и учебно-практических задач. Он обеспечивается
содержанием и критериями оценки, в качестве которых выступают
планируемые результаты обучения, выраженные в деятельностной форме.
Комплексный

подход

к

оценке

образовательных

достижений

реализуется путем:
– оценки трех групп результатов: личностных, предметных,
метапредметных (регулятивных, коммуникативных и познавательных
универсальных учебных действий);
– использования комплекса оценочных процедур как основы для
оценки динамики индивидуальных образовательных достижений и для
итоговой оценки;
– использования разнообразных методов и форм оценки, взаимно
дополняющих друг друга (стандартизированные устные и письменные
работы, проекты, практические работы, самооценка, наблюдения и
др.);
Уровневый подход реализуется по отношению как к содержанию
оценки, так и к представлению и интерпретации результатов.
Уровневый подход к содержанию оценки на уровне среднего общего
образования обеспечивается следующими составляющими:

–

для каждого предмета предлагаются результаты двух уровней

изучения – базового и углубленного;
–

планируемые результаты содержат блоки «Выпускник научится»

и «Выпускник получит возможность научиться».
Уровневый подход к представлению и интерпретации результатов
реализуется за счет фиксации различных уровней подготовки: базового
уровня и уровней выше и ниже базового. Достижение базового уровня
свидетельствует о способности обучающихся решать типовые учебные
задачи, целенаправленно отрабатываемые со всеми обучающимися в ходе
образовательной деятельности. Базовый уровень подготовки определяется на
основании выполнения обучающимися заданий базового уровня, которые
оценивают планируемые результаты из блока «Выпускник научится»,
используют наиболее значимые программные элементы содержания и
трактуются как обязательные для освоения.
Интерпретация

результатов,

полученных

в

процессе

оценки

образовательных результатов, в целях управления качеством образования
возможна

при

условии

использования

контекстной

информации,

включающей информацию об особенностях обучающихся, об организации
образовательной деятельности и т.п.
Особенности оценки личностных, метапредметных и предметных
результатов
Особенности оценки личностных результатов
Формирование

личностных

результатов

обеспечивается

в

ходе

реализации всех компонентов образовательной деятельности, включая
внеурочную деятельность.
В соответствии с требованиями ФГОС СОО достижение личностных
результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а является
предметом

оценки

эффективности

воспитательно-образовательной

деятельности лицея и образовательных систем разного уровня. Оценка

личностных результатов образовательной деятельности осуществляется в
ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований.
Инструментарий для них разрабатывается и основывается на общепринятых
в профессиональном сообществе методиках психолого-педагогической
диагностики.
Во внутреннем мониторинге возможна оценка сформированности
отдельных личностных результатов, проявляющихся в соблюдении норм и
правил поведения, принятых в образовательной организации; участии в
общественной жизни лицея, ближайшего социального окружения, страны,
общественно-полезной

деятельности;

ответственности

за

результаты

обучения; способности делать осознанный выбор своей образовательной
траектории, в том числе выбор профессии; ценностно-смысловых установках
обучающихся, формируемых средствами различных предметов в рамках
системы общего образования.
Циклограмма оценки личностных результатов МОУ «Лицей №1»
Вид оценки

Компоненты ОД

Текущая

Цель

Промежуточная

Итоговая

Оценка сформированности личностных УУД на данном
этапе

обучения

планируемым

в

соответствии

личностным

с

требованиями

результатам

к

освоения

междисциплинарной программы формирования УУД.
Направленность

на

решение

задачи

оптимизации

личностного развития обучающихся.
Объект

Процесс формирования

Уровень
сформированности

личностных УУД: самоопределения, смыслообразования,
нравственно-этической ориентации.
Процедуры

Внешние
исследования.

неперсонифицированные

мониторинговые

Наблюдение за формированием личностных качеств
обучающихся.
Диагностика сформированности личностных качеств
ученика осуществляется учителем и педагогом-психологом.
При этом учитывается, что личностные результаты не
подлежат персонифицированной оценке и не выносятся на
итоговую оценку.
Устный опрос, письменный опрос (самостоятельная
работа).
Методика изучения мотивации обучения школьников
при переходе из начальных классов в средние по методике
М.Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации» (личностные
УУД).
Технологии,

Методика на изучение уровня самооценки – 5-11 классы

методики,

Изучение мотивации и эмоционального отношения к учению

методы, приемы

(А.А.Андреева) 8-11 классы
Личностный опросник Кеттелла

в модификации (Л.А.

Ясюковой) – 5-11 классы
- оценочные суждения учителя (учеников) (письменные и
устные), характеризующие положительные качества личности
обучающихся и их действия;
- рефлексивные сочинения.
1.Диагностическая работа, включающая задания на оценку
поступков, обозначение своей жизненной позиции и т.д.
Инструментарий

2.Наблюдение
3.Анкетирование
4. Интервью

- задания

(вопросы)

формирования
КИМы

для - тесты

личностных

(достижения

(и

УУД изучения

т.п.)

личностных

планируемых сфер

личностных результатов).

для

ученика

(личностных результатов).

- планируемые личностные результаты (действия учеников в
ситуациях

самоопределения,

осмысления,

оценивания

усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных
Критерии

ценностей), обеспечивающего личностный моральный выбор);
- обобщенные критерии (критерии ценности): понимание
смысла

ЗУНов,

их

значимости,

необходимости,

целесообразности, полезности.
Определяется наиболее приемлемая шкала и вид отметки
(в зависимости от показателей – умений, характеризующих
достижения и положительные качества личности обучающихся).
Шкала и вид
отметки

Знаково-символические средства, показывающие отношение
обучающихся

к

достигнутым

результатам:

цветовые,

рисуночные.
Описание результатов в контексте критериев ценности.
- листы

наблюдения

за

развитием

личностных

качеств

обучающихся;
- дневник «Я учусь учиться: мои достижения»;
- «Портфолио успешной карьеры»;
Формы
фиксации

- электронный дневник ученика;
- диагностическая тетрадь учителя;
- электронное приложение к журналу учителя;
- портфолио «Оценочная деятельность учителя предметника»;
- другие.

Результаты, полученные в ходе как внешних, так и внутренних
мониторингов, используются только в виде агрегированных (усредненных,
анонимных) данных.
Внутренний

мониторинг

педагогом-психологом

и

организуется

осуществляется

администрацией
классным

лицея,

руководителем

преимущественно на основе ежедневных наблюдений в ходе учебных
занятий и внеурочной деятельности, которые обобщаются в конце учебного
года и представляются в виде характеристики по форме, установленной
образовательной организацией. Любое использование данных, полученных в
ходе мониторинговых исследований, возможно только в соответствии с
Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».
Особенности оценки метапредметных результатов
Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку
достижения планируемых результатов освоения основной образовательной
программы,

которые

универсальных

учебных

представлены
действий

в
МОУ

программе
«Лицей

формирования
№1»

(разделы

«Регулятивные универсальные учебные действия», «Коммуникативные
универсальные

учебные

действия»,

«Познавательные

универсальные

учебные действия»).
Оценка достижения метапредметных результатов осуществляется
администрацией, педагогом-психологом, классным руководителем, учителем
– предметником МОУ «Лицей №1»
Содержание
решением

и

периодичность

педагогического

в ходе внутреннего мониторинга.

оценочных

совета.

процедур

Инструментарий

устанавливается
строится

на

межпредметной основе, в том числе и для отдельных групп предметов
(например, для предметов естественнонаучного цикла, для предметов
социально-гуманитарного цикла и т. п.). В рамках внутреннего мониторинга
лицея проводятся отдельные процедуры по оценке:
– смыслового чтения,

– познавательных учебных действий (включая логические приемы и
методы познания, специфические для отдельных образовательных
областей);
– ИКТ-компетентности;
– сформированности

регулятивных

и

коммуникативных

универсальных учебных действий.
Наиболее адекватными формами оценки познавательных учебных
действий

являются

письменные

измерительные

материалы,

ИКТ-

компетентности – практическая работа с использованием компьютера;
сформированности регулятивных и коммуникативных учебных действий –
наблюдение за ходом выполнения групповых и индивидуальных учебных
исследований и проектов. Результаты диагностических исследований
обсуждаются в рамках малых педагогических советов МОУ «Лицей №1».
Циклограмма оценки метапредметных
результатов МОУ «Лицей №1»
Вид оценки

Компоненты
системы оценки
Цель

Текущая

Промежуточна

Итоговая

я

Оценка сформированности регулятивных, познавательных
и коммуникативных УУД (РУУД, ПУУД, КУУД) на данном
этапе обучения в соответствии с требованиями к планируемым
метапредметным результатам освоения междисциплинарной
программы формирования УУД .
- анализ процесса
формирования
РУУД,

оценка

уровня

сформированности

РУУД, ПУУД, КУУД;

ПУУД,

КУУД;
- ориентация на реализацию РУУД, ПУУД, КУУД.
Объект

Процесс

Сформированность

Сформированность

формирования

РУУД, ПУУД, КУУД

РУУД, ПУУД, КУУД

РУУД,

ПУУД,

КУУД
Процедуры

Наблюдение,

Письменный

(внутренняя

устный

опрос, опрос

накопленная

письменный опрос (диагностические

Письменный
опрос
(итоговые

оценка (таблицы (самостоятельная

работы, проверочные проверочные

оценки

работы по предметам, работы

работа).

по

достижения

комплексные работы предметам,

планируемых

на

результатов),

основе)

межпредметной комплексные
работы

итоговая оценка)

на

межпредметной
основе)

Технологии,

«Оценка

методики,

результаты» (Г.С.Ковалева, И.П.Васильевых, Ю.Н.Гостева)

методы,
приемы

образовательных

«Технология

достижений:

оценивания

метапредметные

образовательных

достижений»

(Д.Д.Данилов и др.).
«Педагогическая технология формирования самоконтроля и
самооценки» (А.Б. Воронцов).
«Индивидуально-ориентированные

эталоны

оценки»

(Г.Ю.

Ксензова).
«Оценка уровня сформированности учебной деятельности» (Г.В.
Репкина, Е.В. Заика).
«Учимся учиться и действовать»: мониторинг метапредметных
универсальных учебных действий (М.Р. Битянова, Т.В. Беглова,
Т.В. Меркулова, А.Г.Теплицкая).
Определение уровня развития словесно-логического мышления
Л. Переслени, Т. Фотекова (познавательные УУД).
Диагностика уровня сформированности универсальных учебных
навыков (методика М. Ступницкой) и другие.

- оценочные суждения учителя (учеников) (письменные и
устные), характеризующие РУУД, ПУУД, КУУД;
- рефлексивные сочинения.
Инструментари
й

1.Комплексные задания на межпредметной основе.
2. Классы учебно-познавательных и учебно-практических задач.
3. Защита итогового индивидуального проекта.
- задания (вопросы) для выявления уровня сформированности

КИМы

РУУД, ПУУД, КУУД (достижения планируемых
метапредметных результатов);
- тесты (и др.) для
изучения
метапредметных
результатов.

Критерии

- планируемые метапредметные результаты
- определяется наиболее приемлемая шкала и вид отметки (в

Шкала и вид
отметки

зависимости от показателей – умений, характеризующих
уровень сформированности РУУД, ПУУД, КУУД; в соответствии
с методикой диагностики).
- листы наблюдения за развитием РУУД, ПУУД, КУУД;
- «Портфолио успешной карьеры»;

Формы
фиксации

- электронный дневник ученика;
- диагностическая тетрадь учителя;
- электронное приложение к журналу учителя;
- портфолио «Оценочная деятельность учителя предметника»
- электронная платформа «Внеурочная деятельность»

Каждый

из

перечисленных

видов

диагностики

проводится

с

периодичностью не реже, чем один раз в ходе обучения на уровне среднего
общего образования.

Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных
результатов является защита индивидуального итогового проекта.
Особенности оценки предметных результатов
Оценка
достижения

предметных
обучающимися

результатов
планируемых

представляет
результатов

собой
по

оценку

отдельным

предметам: промежуточных планируемых результатов в рамках текущей и
тематической проверки и итоговых планируемых результатов в рамках
итоговой оценки и государственной итоговой аттестации.
Средством оценки планируемых результатов выступают учебные
задания, проверяющие способность к решению учебно-познавательных и
учебно-практических задач, предполагающие вариативные пути решения
(например, содержащие избыточные для решения проблемы данные или с
недостающими данными, или предполагают выбор оснований для решения
проблемы и т. п.), комплексные задания, ориентированные на проверку
целого комплекса умений; компетентностно-ориентированные задания,
позволяющие оценивать сформированность группы различных умений и
базирующиеся на контексте ситуаций «жизненного» характера.
Оценка предметных результатов ведется каждым учителем в ходе
процедур текущей, тематической, промежуточной и итоговой оценки, а
также администрацией лицея

в ходе внутрилицейского

мониторинга

учебных достижений.
Особенности оценки по отдельному предмету фиксируются
приложении

к

образовательной

программе,

которое

в

утверждается

педагогическим советом образовательной организации и доводится до
сведения обучающихся и их родителей (или лиц, их заменяющих). Описание
включает:
– список планируемых результатов (итоговых и промежуточных) с
указанием этапов их формирования (по каждому разделу/теме курса) и
способов оценки (например, текущая/тематическая; устный опрос /
письменная контрольная работа / лабораторная работа и т.п.);

– требования

к

выставлению

отметок

за

промежуточную

аттестацию (при необходимости – с учетом степени значимости
отметок за отдельные оценочные процедуры), а также критерии
оценки;
– описание итоговых работ (являющихся одним из оснований для
промежуточной и итоговой аттестации), включая нормы оценки и
демонстрационные версии итоговых работ;
– график контрольных мероприятий.
Организация и содержание оценочных процедур
Стартовая

диагностика

представляет

собой

процедуру

оценки

готовности к обучению на уровне среднего общего образования.
Стартовая

диагностика

освоения

метапредметных

результатов

проводится администрацией образовательной организации в начале 10-го
класса и выступает как основа (точка отсчета) для оценки динамики
образовательных достижений. Объектами оценки являются структура
мотивации

и

владение

познавательными

универсальными

учебными

действиями: универсальными и специфическими для основных учебных
предметов познавательными средствами, в том числе: средствами работы с
информацией, знако-символическими средствами, логическими операциями.
Стартовая диагностика готовности к изучению отдельных предметов
(разделов) проводится учителем в начале изучения предметного курса
(раздела).
Результаты
корректировки

стартовой
учебных

диагностики
программ

и

являются

основанием

индивидуализации

для

учебной

деятельности (в том числе в рамках выбора уровня изучения предметов) с
учетом выделенных актуальных проблем, характерных для класса в целом и
выявленных групп риска.
Текущая

оценка

представляет

собой

процедуру

оценки

индивидуального продвижения в освоении учебной программы курса.

Текущая оценка может быть формирующей, т.е. поддерживающей и
направляющей усилия обучающегося, и диагностической, способствующей
выявлению и осознанию учителем и обучающимся существующих проблем в
обучении. Объектом текущей оценки являются промежуточные предметные
планируемые образовательные результаты.
В ходе оценки сформированности метапредметных результатов
обучения рекомендуется особое внимание уделять выявлению проблем и
фиксации успешности продвижения в овладении коммуникативными
умениями (умением внимательно относиться к чужой точке зрения, умением
рассуждать с точки зрения собеседника, не совпадающей с собственной
точкой зрения); инструментами само- и взаимооценки; инструментами и
приемами поисковой деятельности (способами выявления противоречий,
методов познания, адекватных базовой отрасли знания; обращения к
надежным источникам информации, доказательствам, разумным методам и
способам проверки, использования различных методов и способов фиксации
информации, ее преобразования и интерпретации).
В текущей оценке используется весь арсенал форм и методов проверки
(устные и письменные опросы, практические работы, творческие работы,
учебные исследования и учебные проекты, задания с закрытым ответом и со
свободно конструируемым ответом – полным и частичным, индивидуальные
и групповые формы оценки, само- и взаимооценка и др.). Выбор форм,
методов и

моделей

заданий

определяется

особенностями

предмета,

особенностями контрольно-оценочной деятельности учителя.
Результаты текущей оценки являются основой для индивидуализации
учебной деятельности и корректировки индивидуального учебного плана, в
том числе и сроков изучения темы / раздела / предметного курса.
Тематическая оценка представляет собой процедуру оценки уровня
достижения промежуточных планируемых результатов по предмету, которые
приводятся в учебных методических комплектах к учебникам, входящих в
федеральный перечень, и в рабочих программах. По предметам, вводимым

образовательной организацией самостоятельно, планируемые результаты
устанавливаются

самой

образовательной

организацией.

Оценочные

процедуры подбираются так, чтобы они предусматривали возможность
оценки достижения всей совокупности планируемых результатов и каждого
из них. Результаты тематической оценки являются основанием для текущей
коррекции учебной деятельности и ее индивидуализации.
Портфолио

Успешной

индивидуальных

карьеры

образовательных

является

формой

оценивания

достижений,

инструментом

профессионального самоопределения и формирования

индивидуальной

траектории развития обучающихся 9-11 классов.
Портфолио - рабочая папка достижений, содержащая информацию о
приобретенном опыте и достижениях обучающихся в рамках профильного
самоопределения; дополняет традиционные контрольно-оценочные средства
и позволяет учитывать результаты, достигнутые обучающимся в рамках
профессионального самоопределения и формирования индивидуальной
траектории развития обучающегося лицея.
Функции Портфолио
Портфолио вводится в целях повышения образовательной активности
лицеистов, уровня осознания своих целей и возможностей, способствующего
осознанному

выбору

профиля

обучения,

маршрута

дальнейшего

профессионального самоопределения;
Портфолио является

одной из составляющих образовательного рейтинга

выпускников основного общего образования

наряду с результатами

итоговой аттестации при зачислении в 10 класс лицея;
Портфолио является перспективной формой представления индивидуальных
образовательных

достижений

обучающегося

и отвечает задачам

предпрофильной подготовки и профильного обучения.
Место Портфолио в образовательной деятельности лицея
Ответственность за формирование портфолио возложена на обучающихся
лицея 9-11 классов. В рамках курса внеурочной деятельности по реализации

ФГОС основного общего образования реализуется курс «Мой выбор». В
рамках курса оказывается сопровождение деятельности по подготовке
Портфолио в целях дальнейшего профессионального самоопределения и
формирования индивидуальной траектории развития обучающегося лицея.
Ведение Портфолио Успешной карьеры является обязательным для
обучающихся 9-11 классов. Портфолио служит дополнением к результатам
ЕГЭ или иным формам экзаменов при поступлении в вуз.
Цели и задачи портфолио
Основная цель «портфолио» - обеспечить отслеживание индивидуальных
достижений обучающегося в образовательном процессе, формирование
осознанного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование
образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям,
ценностным ориентациям обучающегося.
Задачи Портфолио
формировать высокую учебную мотивацию обучающихся;
формировать профессиональные качества в избранном профиле обучения;
корректировать профессиональные планы обучающегося;
оценить готовность обучающихся к избранному профилю обучения;
развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности
обучающихся;
формировать умения учиться, ставить цели, планировать и организовывать
собственную профориентационную деятельность.
Структура портфолио
Оценка профессиональной предрасположенности
Схема профессионального планирования
Исследование возможностей получения образования для приобретения
профессиональных навыков
Индивидуальный учебный план
Защита Портфолио

Защита Портфолио по итогам 10 класса проходит в рамках профильных
практик в июне текущего учебного года.
Внутренний

мониторинг

образовательной

организации

представляет собой процедуры оценки уровня достижения предметных и
метапредметных результатов, а также оценки той части личностных
результатов, которые связаны с оценкой поведения, прилежания, а также с
оценкой готовности и способности делать осознанный выбор будущей
профессии. Результаты внутреннего мониторинга являются основанием для
рекомендаций

по

текущей

коррекции

учебной

деятельности

и

ее

индивидуализации.
Промежуточная

аттестация

представляет

собой

процедуру

аттестации обучающихся на уровне среднего общего образования и
проводится в конце каждой четверти и в конце учебного года по каждому
изучаемому предмету. Промежуточная аттестация проводится на основе
результатов накопленной оценки и результатов выполнения тематических
проверочных работ и может отражаться в электронном дневнике.
Промежуточная

оценка,

фиксирующая

достижение

предметных

планируемых результатов и универсальных учебных действий на уровне не
ниже базового, является основанием для перевода в следующий класс и для
допуска обучающегося к государственной итоговой аттестации. В случае
использования стандартизированных измерительных материалов критерий
достижения/освоения учебного материала задается на уровне выполнения не
менее 65 % заданий базового уровня или получения 65 % от максимального
балла за выполнение заданий базового уровня4.
Циклограмма оценки предметных
результатов МОУ «Лицей №1»

4

В период введения ФГОС СОО допускается установление критерия освоения учебного материала
на уровне 50% от максимального балла за выполнение заданий базового уровня.

Вид оценки

Компоненты
системы оценки
Цель

Промежуто

Текущая

Итоговая

чная

- анализ

процесса - оценка

освоения

способов знаний

освоения
и

способов

предметных
действий

с

действий с изучаемым предметным содержанием;
предметным

- выявление

содержанием

соответствия

(их сформирован-ности

операционального

действий

с

состава).

содержанием

уровня
способов

предметным
требованиям

планируемым

к

предметным

результатам
освоения

освоения

программного

программного

материала
теме,

по материала

за

блоку, четверть,

содержательной

по-

лугодие, год.

линии.
Объекты

Процесс

освоения Действия

способов действий с предметным

с Умения

решать

учебно-

изучаемым

содержанием по познавательные и

предметным

изучаемой теме.

содержанием

(их

учебнопрактические

операционального

задачи

состава).

использованием
средств,
релевантных
предметному
содержанию.

Процедуры

Устный

опрос, Письменный

Письменный

с

письменный

опрос опрос

опрос

(самостоятельная

(контрольная

(итоговые

работа).

работа на оценку проверочные
усвоения

работы

программного

предметам,

материала
теме,

по

по комплексные
блоку, работы

на

содержательной

межпредметной

линии).

основе).

Технологии,

«Технология

оценивания

образовательных

достижений»

методики,

(Д.Д.Данилов и др.).

методы, приемы

«Педагогическая технология формирования самоконтроля и
самооценки» (А.Б. Воронцов).
Методический комплекс «Прогноз и профилактика проблем
обучения,

социализация

и

профессиональное

самоопределение старшеклассников» Л.А.Ясюковой (7-11
классы)
- оценочные суждения учителя (учеников) (письменные и
устные),

характеризующие

действия

с

предметным

содержанием;
- рефлексивные сочинения.
Продуктивные задания по применению знаний и
Инструментарий умений, предполагающие создание учеником в ходе решения
своего информационного продукта.
- задания (вопросы) для выявления уровня сформированности
КИМы

действий

с

предметным

содержанием

(достижения

планируемых предметных результатов);
Критерии
Шкала
отметки

и

- планируемые предметные результаты
вид - определяется наиболее приемлемая шкала и вид отметки (в
зависимости от показателей – умений, характеризующих

достижение предметных результатов; в соответствии с
методикой оценки);
- принятые в классе оценочные шкалы: «5-балльная шкала»,
«отметки-баллы» и т.п.
«листы достижений», Оценочные листы.
«оценочные

листы», Листы индивидуальных достижений.

«эталоны»,
«карты

Формы
фиксации

Таблицы требований к результатам.
оценки», Рабочие тетради.

«таблицы

Тетради проверочных, контрольных,

требований»,

диагностических работ.

персонифицированные Портфолио успешной карьеры
электронные

Диагностическая тетрадь учителя.

платформы

Электронный журнал

по оценке пробных Электронное приложение к журналу
ОГЭ,

ЕГЭ, учителя.

контрольных,

Портфолио

«Оценочная

деятельность педагога».

проверочных работ и
т.п.
Оценка индивидуальных предметных достижений ведется «методом
сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его
превышение.

Это

позволяет

поощрять

продвижение

обучающихся,

выстраивать индивидуальные траектории движения с учетом «зоны
ближайшего развития» («ученик научится», «ученик получит возможность
научиться»).
Для описания достижений обучающихся лицея используется пять
уровней.
Уровни успешности

Пятибалльные
отметки

Низкий уровень

Отметка – 1

Отметка

«1»

(Наличие
только
отдельных
фрагментарных
знаний по предмету)

ставится, если учащийся
отказался от ответа без
объяснения причин, не
выполнил
работу
без
уважительной причины
Не
достигнут
Отметка
–
2
Не решена типовая,
необходимый уровень (неудовлетворительно). много раз отработанная
(отсутствие
Возможность
задача
систематической
исправить.
базовой подготовки,
обучающимся
не
освоено
даже
и
половины
планируемых
результатов, которые
осваивает
большинство
обучающихся,
имеются
значительные
пробелы в знаниях)
Необходимый
Отметка – 3 «3» - частично успешное
уровень – «хорошо» (частично).
решение
(с
(решение
типовой Возможность
незначительной,
не
задачи, подобной тем, исправить.
влияющей на результат
что решали уже много
Отметка – 4 ошибкой
или
с
раз, где требовались (хорошо).
Право привлечением
отработанные умения изменить.
посторонней помощи в
и усвоенные знания.
какой-то момент решения)
Это необходимо всем
«4» - полностью успешное
по любому предмету)
решение (без ошибок и
полностью
самостоятельно)
Программный
Отметка – 4+ «4+» (приближается к
уровень – «отлично» (близко к отлично). отлично) частично
(решение
Право изменить.
успешное
решение
(с
нестандартной задачи,
Отметка – 5 незначительной,
не
где потребовалось:
(отлично)
влияющей на результат
либо
ошибкой
или
с
применить
новые,
привлечением
получаемые в данный
посторонней помощи в
момент, знания;
какой-то момент решения)
- либо прежние
«5» - полностью успешное
знания и умения, но в
решение (без ошибок и
новой непривычной
полностью

ситуации)
Максимальный
Отметка – 5+
уровень
(не (превосходно);
обязательный)
–
отметка – 5 и 5
«превосходно»
(превосходно)
(решение задачи на
неизученный
материал,
потребовавшей:
либо
самостоятельно
добытых,
не
изученных на уроках
знаний;
- либо новых
самостоятельно
приобретённых
умений)

самостоятельно)
«5+» - частично успешное
решение
(с
незначительной,
не
влияющей на результат
ошибкой
или
с
привлечением
посторонней помощи в
какой-то момент решения)
«5 и 5» полностью
успешное решение (без
ошибок
и
полностью
самостоятельно)

– допущены ошибки в определении понятий, при использовании
специальной терминологии, в рисунках, чертежах или в графиках, в
выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов
учителя.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:

Отметка

– не раскрыто основное содержание учебного материала;

«3»

– обнаружено незнание или непонимание учащимся большей илиставится

в

следующих

наибольшей части учебного материала;
случаях:

– неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но
показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения,
достаточные для дальнейшего усвоения программного материала;
– имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий,
использовании

специальной

терминологии,

чертежах,

выкладках,

исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
– учащийся не справился с применением теории в новой ситуации при
выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного

уровня сложности по данной теме;
–

при

знании

теоретического

материала

выявлена

недостаточная

сформированность основных умений и навыков.
Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном
требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
– в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание
ответа;
– допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа,
исправленные после замечания учителя;
–

допущены

ошибка

или

более

двух

недочетов

при

освещении

второстепенных вопросов или в рисунках, чертежах и т.д., легко
исправленных по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «5», если учащийся:
– полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном
программой и учебником;
– изложил материал грамотным языком в определенной логической
последовательности,

точно

используя

специальную

терминологию

и

символику;
– правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
– показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными
примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического
задания;
– продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов,
сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и
навыков;
– отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя;
– возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов
или в рисунках, чертежах и т.д., которые ученик легко исправил по
замечанию учителя.

Описанный выше подход применяется в ходе различных процедур
оценивания: текущего, промежуточного и итогового.
Оценка предметных и метапредметных результатов по итогам
учебного года
1) Базовый уровень – способность обучающегося действовать только в
рамках

минимума

содержания,

рассчитанного

на

освоение

каждым

обучающимся;
2) Продвинутый уровень – способность обучающегося выходить за
рамки минимума предметного содержания, применять полученные знания на
практике, в том числе, в нестандартных ситуациях;
3) Рефлексивно-творческий уровень – способность обучающегося
обобщать,

систематизировать,

анализировать

свои

знания,

творчески

использовать их для решения задач, регулярное участие в различных
проектах, в том числе, и итоговых; участие в конференциях и т.п.
Решение о достижении или недостижении планируемых результатов
или об освоении или неосвоении учебного материала принимается на основе
результатов выполнения заданий базового уровня. В период введения
Стандарта критерий достижения/освоения учебного материала задаётся как
выполнение не менее 50% заданий базового уровня или получение 50% от
максимального балла за выполнение.
Количественная

характеристика

планируемых

результатов

определяется по итогам учебного года на основе годовой проверочной
работы по предмету.
Качественная характеристика планируемых результатов составляется на
основе «портфолио» ученика, его рефлексивной самооценки и публичной
презентации результатов обучения за год.
Методический инструментарий оценки достижения планируемых
результатов обучающихся

1. Таблица оценки планируемых образовательных результатов
составляется из перечня действий (умений), которыми должен и может
овладеть ученик. Данный принцип оценки образовательных результатов
отражен

в персонифицированных электронных

платформах, которые

составляются по итогам контрольных, проверочных работ, пробных ОГЭ,
ЕГЭ.
Тема 3

редняя
отметка

мение 4

С

У

У

Тема 2
мение 3

мение 2

У
мение 1

Ф.И.
ученика

У

Тема 1

Петров А.
Иванов П.
2. Карта самостоятельной работы по предмету
Ученика______________________класс____________
Назван Вид
ие
работ
работ ы
ы

Сро
к
сдач
и

Критерии оценивания работы
Срочнос Качество Полно
ть
выполненн та
выполнен ого
ия

Замечан
Суммарн ия
ая оценка учителя

3. Карта оценивания доклада, выступления
Класс___________________________________профиль______________
ФИ Да Тема
Полно Качеств Умение
Адекват Сумма
О
та доклада, та
о
отвечать на ное
рный
учен
выступл освещ выступл вопросы:
использо балл
ика
ения
ения
ения
лаконичность вание
вопрос
и
наглядны
а
аргументиров х
анность
средств

4. Карта оценивания электронной презентации
Класс___________________________________профиль______________
ФИО Да
учени та
ка

Те
ма

Полно
та
освеще
ния
вопрос
а

Качеств
о
презента
ции

Умение
Дизайн
Суммар
отвечать
на презента ный
вопросы:
ции
балл
лаконичность и
аргументирован
ность

5. Единая шкала критериев оценки доклада, выступления
Количеств
о баллов

0
1

2

Критерии оценивания
Полнота освещения Качество
вопроса
выступления
Доклад, выступление не выполнено
Ученик выполнил Регламент
задание, тема не выступления не
раскрыта, материал соблюден,
не
выступление
систематизирован, сводится
не
выстроена непосредственно
логика
к чтению текста,
выступления
не
поддерживается
визуальный
контакт
с
аудиторией, не
выделяется
времени
на
восприятие
информации
Ученик справился Немного
с заданием, тема не нарушен
до конца раскрыта, регламент
имеются
выступления,
незначительные
выступающий

Умение отвечать на
вопросы:
лаконичность
и
аргументированность

Адекватное
использован
наглядных
средств

Ученик
не
смог Ученик
ответить на вопросы
использовал
никаких
наглядных
средств

Ученик ответил на все
вопросы, хотя были
не точности в ответах,
и аргументации

Ученик
адекватно
применил
наглядные
средства,

неточности, слабая
систематизации
информации, есть
нарушения
в
логике
выступления

3

Ученик справился
с заданием, тема
раскрыта, успешно
извлечена
информация,
систематизирована,
выстроена логика
выступления

считывает
информацию со
слайдов, слабо
поддерживается
визуальный
контакт
с
аудиторией,
мало выделяется
времени
на
восприятие
информации
Регламент
не Ученик
четко
и
нарушен,
лаконично ответил на
выступающий
все заданные вопросы
опирается
на
опорный
конспект,
говорит своими
словами,
комментирует
слайды,
поддерживается
визуальный
контакт
с
аудиторией

наглядные
средства
относятся
теме,
и
плохо
раскрывают

Ученик
адекватно
подобрал,
разработал
наглядные
средства
раскрывающ
тему
выступлени

6. Единая шкала критериев оценки электронной презентации
Количеств
о баллов

0
1

Критерии оценивания
Полнота
Качество
освещения вопроса презентации

Умение отвечать на Дизайн
вопросы:
презентации
лаконичность
и
аргументированность

Электронная презентация не выполнена
Ученик или группа Регламент
Ученик
не
смог
учащихся
презентации не ответить на вопросы
выполнили
соблюден,
задание, тема не информация,
раскрыта, материал изложенная
в
не
презентации не
систематизирован, соответствует
не
выстроена обозначенной
логика
теме,
презентации
переизбыток или
недостаток

Иллюстрации
низкого
качества,
отсутствует
необходимые
таблицы, схемы
графики,
эффекты
примененные
презентации
отвлекают
о

2

Ученик или группа
учащихся создали
презентацию, тема
творческого
задания
не
до
конца
раскрыта,
имеются
незначительные
неточности, слабая
систематизации
информации, есть
нарушения
в
логике
презентации

3

Ученик или группа
учащихся
справились
с
заданием,
тема
раскрыта, успешно
извлечена
информация,
систематизирована,
выстроена логика
презентации

текстовой
информации,
полностью
заимствованная
с
литературы,
Интернета
Немного
нарушен
регламент
презентации,
информация по
проблеме
изложена
не
полностью,
присутствуют
незначительные
недочеты,
использованы
различные
источники
информации,
материал
проанализирован
Презентация
разработана
самими
учащимися,
регламент
не
нарушен,
информация
изложена полно
и четко, текст на
слайде
представляет
собой опорный
конспект,
отсутствует
переизбыток
информации

содержания

Ученик ответил на все
вопросы, хотя были
не точности в ответах,
и аргументации

Иллюстрации
хорошего
качества,
подобранна
соответствующа
графическая
информация,
примененные
эффекты
немного мешаю
усвоению
информации

Ученик
четко
и Дизайн
лаконично ответил на презентации
все заданные вопросы четко продуман
примененные
эффекты
помогают
усвоению
информации, н
отвлекают
внимание

7. Единая шкала критериев оценки карты самостоятельной работы
учащихся
Количеств
о баллов

Критерии оценивания самостоятельной работы
Срочность
Качество выполненного

Полнота

0
1

2

3

выполнения
Задание не выполнено
Ученик выполнил Ученик
допустил
задание не в срок, к неточности в выполнении
концу
изучения задания, не раскрыта тема
модуля, предмета
задания,
неправильно
подобран материал или
полностью заимствован с
литературы, Интернета, не
систематизирован,
не
нагляден
Ученик выполнил Учеником
допущены
задание,
но
с незначительные неточности
небольшим
в выполнении задания, тема
опозданием
не до конца раскрыта, слабо
систематизирован материал,
представлено наглядно
Ученик выполнил Учеником раскрыта тема
задание в срок
задания, успешно подобран
материал,
систематизирована
в
искомую в соответствии с
заданием,
представлена
наглядно

Задание
выполнено
не
полностью

Задание
выполнено

Задание
выполнено
полностью

Правила технологии оценивания образовательных достижений
(учебных успехов)
1). Оцениваться может любое, особенно успешное действие, а отметка
– только за решение полноценной задачи, т.е. по использованию знаний.
2). Оценка - словесная характеристика результатов действия (можно за
любое действие ученика).
3). Отметка - фиксация результата оценивания в виде знака из принятой
системы (только за решение продуктивной задачи – каждой в отдельности).
4). На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания
по «Алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет отметку, когда
показывает выполненное задание. Учитель имеет право корректировать
оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их.

Алгоритм самооценки
1 шаг. Какая была цель, что нужно было получить?
2 шаг. Удалось получить результат?
3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой
(какой)?
4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с незначительной
помощью (кто помогал, в чем)?
5 шаг. Какое умение отрабатывали при выполнении данного задания?
(Таблицы образовательных результатов)
6 шаг. Каков был уровень задания? (Уровни успешности)
7 шаг. Каков твой балл успешности? (Пятибалльные отметки)
5). После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет
учитель. Ученик имеет право изменить эту оценку (отметку), если докажет,
что она завышена или занижена.
6). За каждую учебную задачу, показывающую овладение отдельным
умением, ставиться отдельная отметка.
Порядок проведения промежуточной аттестации регламентируется
Законом «Об образовании в Российской Федерации» (статья 58) и локальным
нормативным актом образовательной организации.
Государственная итоговая аттестация
В соответствии со статьей 59 закона «Об образовании в Российской
Федерации» государственная итоговая аттестация (далее – ГИА) является
обязательной процедурой, завершающей освоение основной образовательной
программы среднего общего образования. Порядок проведения ГИА, в том
числе в форме единого государственного экзамена, устанавливается
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не
имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший

учебный план или индивидуальный учебный план, если иное не установлено
порядком

проведения

государственной

итоговой

аттестации

по

соответствующим образовательным программам. Условием допуска к ГИА
является успешное написание итогового сочинения (изложения), которое
оценивается по единым критериям в системе «зачет/незачет».
В соответствии с ФГОС СОО государственная итоговая аттестация в
форме ЕГЭ проводится по обязательным предметам и предметам по выбору
обучающихся.
Для предметов по выбору контрольные измерительные материалы
разрабатываются на основании планируемых результатов обучения для
углубленного уровня изучения предмета. При этом минимальная граница,
свидетельствующая о достижении требований ФГОС СОО, которые
включают в качестве составной части планируемые результаты для базового
уровня изучения предмета,

устанавливается исходя из планируемых

результатов блока «Выпускник научится» для базового уровня изучения
предмета.
Итоговая аттестация по предмету осуществляется на основании
результатов внутренней и внешней оценки. К результатам внешней оценки
относятся результаты ГИА. К результатам внутренней оценки относятся
предметные результаты, зафиксированные в системе накопленной оценки, и
результаты выполнения итоговой работы по предмету. Итоговые работы
проводятся по тем предметам, которые для данного обучающегося не
вынесены на государственную итоговую аттестацию.
Форма итоговой работы по предмету устанавливается решением
педагогического совета по представлению методического объединения
учителей. Итоговой работой по предмету для выпускников средней школы
может служить письменная проверочная работа или письменная проверочная
работа с устной частью или с практической работой (эксперимент,
исследование, опыт и т.п.), а также устные формы (итоговый зачет по

билетам),

часть

портфолио

(подборка

работ,

свидетельствующая

о

достижении всех требований к предметным результатам обучения) и т.д.
По предметам, не вынесенным на ГИА, итоговая отметка ставится на
основе результатов только внутренней оценки.
Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных
результатов является защита итогового индивидуального проекта или
учебного исследования. Индивидуальный проект или учебное исследование
может выполняться по любому из следующих направлений: социальное;
бизнес-проектирование;

исследовательское;

конструкторское;

информационное; творческое.
Итоговый индивидуальный проект (учебное исследование) оценивается
по следующим критериям.
– Сформированность предметных знаний и способов действий,
проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и
обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой
использовать имеющиеся знания и способы действий.
– Сформированность познавательных УУД в части способности к
самостоятельному

приобретению

знаний

и

решению

проблем,

проявляющаяся в умении поставить проблему и сформулировать
основной вопрос исследования, выбрать адекватные способы ее
решения, включая поиск и обработку информации, формулировку
выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого
решения, обоснование и создание модели, прогноза, макета, объекта,
творческого решения и т.п.
– Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в
умении

самостоятельно

планировать

и

управлять

своей

познавательной деятельностью во времени; использовать ресурсные
возможности

для

достижения

целей;

осуществлять

конструктивных стратегий в трудных ситуациях.

выбор

– Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся
в

умении

ясно

изложить

и

оформить

выполненную

работу,

представить ее результаты, аргументированно ответить на вопросы.
Защита проекта осуществляется в процессе специально организованной
деятельности экспертной комиссии лицея. Результаты выполнения проекта
оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного продукта с
краткой пояснительной запиской, презентации обучающегося и отзыва
руководителя.
Итоговая отметка по предметам и междисциплинарным программам
фиксируется в документе об уровне образования установленного образца –
аттестате о среднем общем образовании.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».