РП ФИЗКУЛЬТУРА ООО

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

УТВЕРЖДАЮ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
«ЛИЦЕЙ № 1»

Директор МОУ «Лицей №1»

(МОУ «Лицей №1»)

_______________________ Гуденко А.В.

______ 2021 г.

___________2021 г.

Принята на научно-методическом совете
протокол № от ________ года

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
МОУ «ЛИЦЕЙ №1»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» /ФГОС/

5- 9 класс
СОСТАВИТЕЛЬ:
ЛЕРИ И.С., учитель высшей квалификационной категории
АЛЕКСАНДРОВА А. С., учитель высшей квалификационной категории
ВИТЧЕНКО А.А., учитель высшей квалификационной категории
ТОРОНЕН О. В., учитель первой квалификационной категории
РАУПОВ М.В., учитель первой квалификационной категории

ПРОШЛА ЭКСПЕРТИЗУ НА ЗАСЕДАНИИ КАФЕДРЫ
_____._____ 2021 г.
________________/___________
руководитель кафедры физической культуры

г. Петрозаводск

Пояснительная записка
к рабочей программе по физической культуре для учащихся 5-9 классов
Физическая культура – обязательный учебный предмет в общеобразовательных
учреждениях. Он является основной формой физического воспитания школьников. В
сочетании с другими формами – физкультурно-оздоровительными мероприятиями в
режиме учебного и продленного дня (гимнастика до занятий, физкультурные минутки,
физические упражнения и игры на удлиненных переменах и в группах продленного дня),
внеклассной работой по физической культуре (группы общефизической подготовки,
спортивные секции), физкультурно-массовыми и спортивными мероприятиями (дни
здоровья и спорта, подвижные игры и соревнования, спортивные праздники, спартакиады,
туристические слеты и походы) – достигается основная цель физкультурного образования
– формирование физической культуры личности. Она включает в себя мотивацию и
потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом, овладение
знаниями,

умениями

и

навыками

физкультурно-спортивной

деятельности,

разностороннюю физическую подготовленность.
Система

физического

воспитания,

объединяющая

урочные

внеклассные

и

внешкольные формы занятий физическими упражнениями и спортом, должна создавать
максимально благoприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но
и духовных способностей ребенка, его самоопределения. B этой связи в основе принципов
дальнейшего развития системы физического воспитания в школе должны лежать идеи
личностного и деятельностного подходов, оптимизации и интенсификации учебновоспитательного процесса.
В Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»
от 4 декабря 2007 г. No 329-ФЗ отмечено, что организация физического воспитания и
образования в образовательных организациях включает в себя проведение обязательных
занятий физической культурой и спортом в пределах основных образовательных
программ, а также дополнительных (факультативных) занятий физической культурой и
спортом в пределах дополнительных общеобразовательных программ.
Рабочая программа по физической культуре составлена учителями физической
культуры МОУ «Лицей № 1» республики Карелия г. Петрозаводска Лери И.С.,
Александровой А. С., Витченко А.А., Рауповым М. В., Торонен О. В. для 5-9 классов на
основе Примерной программы «Комплексная программа физического воспитания
учащихся 1-11 классов» В.И. Лях, А.А. Зданевич (М.: Просвещение, 2012).

Для прохождения программы по физической культуре в учебном процессе можно
использовать учебники В. И. Ляха «Физическая культура. 5-6-7 классы», «Физическая
культура. 8-9 классы».
В соответствии с программой В. И. Ляха, А. А. Зданевича, программный материал
делится на две части – базовую и вариативную. В базовую часть входит материал в
соответствии с федеральным компонентом учебного плана, региональный компонент –
кроссовая подготовка (кроссовая подготовка заменяется на лыжную подготовку и
скандинавскую ходьбу). Базовая часть выполняет обязательный минимум образования по
предмету

«Физическая

культура».

Базовый

компонент

составляет

основу

общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической
культуры. Вариативная часть включает в себя программный материал по спортивным
играм.
Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему
развитию

личности

посредством

формирования

физической

культуры

личности

школьника. Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее
физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки
в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (Умения) осуществлять
физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.
Задачи:
•

содействие

гармоничному

физическому

развитию,

закрепление

навыков

правильной осанки, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям
внешней среды, воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни и привычки
соблюдения личной гигиены;
• обучение основам базовых видов двигательных действий;
• дальнейшее развитие координационных (ориентирование в пространстве,
перестроение двигательных действий, быстрота и точность реагирования на сигналы,
согласование

движений,

ритм,

равновесие,

точность

воспроизведения

и

дифференцирования основных параметров движений) и кондиционных (скоростносиловых, скоростных, выносливости, силы и гибкости) способностей;
• формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими
упражнениями на основные системы организма, развитие волевых и нравственных
качеств;
• выработка представлений
самоконтроля;

о физической

культуре личности

и

приемах

• углубление представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и
инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой
помощи при травмах;
• воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями,
избранными видами спорта в свободное время;
• выработка организаторских навыков проведения занятий в качестве командира
отделения, капитана команды, судьи;
• формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;•
воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности,
чувства ответственности;
• содействие развитию психических процессов и обучение основам психической
саморегуляции.
На уроках физической культуры в 5-9 классах решаются основные задачи, стоящие
перед школьной системой физического воспитания. Вместе с тем особенностью урочных
занятий в этих классах является углубленное обучение базовым двигательным действиям,
включая технику основных видов спорта (легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры,
лыжная подготовка). Углубляются знания о личной гигиене, о влиянии занятий
физическими упражнениями на основные системы организма (дыхание, кровообращение,
ЦИС, обмен веществ), на развитие волевых и нравственных качеств.
На уроках физической культуры учащиеся 5-9 классов получают представления о
физической культуре личности, ее взаимосвязи с основами здорового образа жизни,
овладевают знаниями о методике самостоятельной тренировки. Во время изучения
конкретных разделов программы пополняются представления об основных видах спорта,
соревнованиях, снарядах и инвентаре, правилах техники безопасности и оказания первой
помощи при травмах.
Одна из главнейших задач уроков – обеспечение дальнейшего всестороннего
развития координационных (ориентирование в пространстве, быстрота перестроения
двигательных действий, быстрота и точность двигательных реакций, согласование
движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцирования, силовых,
временных и пространственных параметров движений) и кондиционных (скоростносиловых, скоростных, выносливости, силы, гибкости) способностей, а также сочетание
этих способностей.
Общая характеристика курса
Важнейшим требованием проведения современного урока по физической культуре
является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с

учетом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности,
особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.
Понятийная база и содержание курса основаны на положениях нормативно-правовых
актов Российской Федерации, в том числе:
• Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина;
• Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»;
• Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;
• Стратегии национальной безопасности Российской Федерации;
• примерной программе основного общего образования;
• приказе Минобрнауки от 30 августа 2010 г. No 889.
Количество часов
Содержание программного материала состоит из двух основных частей: базовой и
вариативной. Программный материал Комплексной программы В. И. Ляха в 5-9 классах
рассчитан на 105 часов в год, в учебном плане на изучение предмета «Физическая
культура» отводится 70 часов (35 учебных недель). На основании этого вариативная часть
увеличена на 12 часов.
Программный материал усложняется по разделам каждый год за счет увеличения
сложности элементов на базе ранее пройденных. Для прохождения теоретических
сведений можно выделять время, как в процессе уроков, так и отдельно один час в
четверти. Важной особенностью образовательного процесса в средней школе является
оценивание учащихся. Оценивание учащихся предусмотрено как по окончании раздела,
так и по мере освоения умений и навыков. По окончании основной школы учащийся
должен

показать

уровень

физической

подготовленности

не

ниже

результатов,

приведенных в разделе «Демонстрировать», что соответствует обязательному минимуму
содержания

образования.

По

окончании

средней

школы

учащийся

сдает

дифференцированный зачет.
I. Планируемые результаты освоения обучающимися учебного предмета
Результаты освоения программного материала по предмету «Физическая культура» в
основной школе оцениваются по трем базовым уровням, исходя из принципа «общее частное - конкретное», и представлены соответственно метапредметными, предметными и
личностными

результатами.

Метапредметные

результаты

характеризуют

уровень

сформированности качественных универсальных способностей учащихся, проявляющихся

в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической
деятельности. Приобретенные на базе освоения содержания предмета «Физическая
культура», в единстве с освоением программного материала других образовательных
дисциплин, универсальные способности потребуются как в рамках образовательного
процесса (умение учиться), так и в реальной повседневной жизни учащихся.
Ученик научится:
- выполнять упражнения по коррекции и профилактике нарушения осанки, упражнения на
развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости);
оценивать величину нагрузки (большая, средняя, малая) по частоте пульса;
- выполнять тестовые упражнения для оценки динамики индивидуального развития
основных физических качеств;
-выполнять организующие строевые команды и приемы;
- выполнять акробатические упражнения (кувырки, стойки, перекаты);
- выполнять гимнастические упражнения на спортивных снарядах (перекладина,
гимнастические маты, гимнастическое бревно);
- выполнять легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метания и броски мяча разного
веса);
- выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной
направленности;
- выполнять классические ходы и «коньковый» ход.
Ученик получит возможность научиться:
- сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение;
- выполнять эстетически красиво гимнастические и акробатические комбинации;
- играть в баскетбол, футбол, брендбол и волейбол по упрощенным правилам;
- выполнять передвижения на лыжах.
1.1 Результаты освоения рабочей программы
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему
здоровью, к познанию себя:
− следование правилам индивидуального и коллективного безопасного поведения,
следование правилам поведения на транспорте, на дорогах и в других ситуациях;
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к
Родине (Отечеству):

–

российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в

поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности
российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его
защите;
–

уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за

свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России,
уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
–

воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,

проживающих в Российской Федерации.
Личностные

результаты

в

сфере

отношений

обучающихся

к

закону,

государству и к гражданскому обществу:
–

приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи

народов;
–

воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их

чувствам, религиозным убеждениям;
–

готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма,

ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими
людьми:
− толерантность

к

чужому

мнению,

мировоззрению,

культуре,

языку,

вере,

гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям
народов России и народов мира;
− готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и
академического благополучия обучающихся:
–

физическое,

эмоционально-психологическое,

социальное

благополучие

обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и
психологического комфорта, информационной безопасности.
Метапредметные результаты:
Ученик научится:
- формулировать цель учебной деятельности;
- самостоятельно планировать пути достижения целей;
- осуществлять контроль своей деятельности;

- осуществлять контроль своей деятельности;
- оценивать правильность выполнения учебной задачи.
- определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно;
- навыкам смыслового чтения.
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками;
- осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.
По окончании основного общего образования учащийся должен показать уровень
физической

подготовленности

«Демонстрировать»,

что

не

ниже

соответствует

результатов,

приведенных

обязательному

минимуму

в

разделе

содержания

образования.
В результате освоения обязательного минимума содержания учебного предмета
«физическая культура» учащиеся по окончании основной школы должны достигнуть
следующего уровня развития физической культуры.
Знать:
• основы истории развития физической культуры в России (в СССР);
• особенности развития избранного вида спорта;
•

педагогические,

физиологические

и

психологические

основы

обучения

двигательным действиям и воспитания физических качеств, современные формы
построения занятий

и

систем

занятий

физическими

упражнениями

с

разной

функциональной направленностью;
•

биодинамические

особенности

и

содержание

физических

упражнений

общеразвивающей и корригирующей направленности, основы их использования в
решении задач физического развития и укрепления здоровья;
• физиологические основы деятельности систем дыхания, кровообращения и
энергообеспечения

при

мышечных

нагрузках,

возможности

их

развития

и

совершенствования средствами физической культуры в разные возрастные периоды;
• возрастные особенности развития ведущих психических процессов и физических
качеств, возможности формирования индивидуальных черт и свойств личности
посредством регулярных занятий физической культурой;
• психофункциональные особенности собственного организма;
• индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных свойств организма,
укрепления здоровья и повышения физической подготовленности;

• способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с
разной

функциональной

направленностью,

правила

использования

спортивного

инвентаря и оборудования, принципы создания простейших спортивных сооружений и
площадок;
• правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной
помощи при занятиях физическими упражнениями.
Уметь:
• технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида
спортивнойспециализации, использовать ихв условиях соревновательной деятельности и
организации собственного досуга;
• проврдить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей,
коррекции осанки и телосложения;
• разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать
физические

упражнения,

поддерживать

оптимальный

уровень

индивидуальной

работоспособности;
• контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении
физических упражнений, добиваться оздоровительного эффекта и совершенствования
физических кондиций;
• управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и
сверстниками, владеть культурой общения;
• соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими
упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях;
• пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием, специальными
техническими средствами с целью повышения эффективности самостоятельных форм
занятий физической культурой.
1.2 Виды деятельности учащихся, направленные на достижение результата.
В циклических и ациклических локомоциях: с максимальной скоростью пробегать 60
м из положения низкого старта; в равномерном темпе бегать до 20 мин (мальчики) и до 15
мин (девочки); после быстрого разбега с 9-13 шагов совершать прыжок в длину;
выполнять с 9-13 шагов разбега прыжок в высоту способом «перешагивание»; проплывать
50 м.
В метаниях на дальность и на меткость: метать малый мяч и мяч 150 г с места и с
разбега (10-12 м) с использованием четырехшажного варианта бросковых шагов с
соблюдением ритма; метать малый мяч и мяч 150 г с места и с трех шагов разбега в

горизонтальную и вертикальную цели с 10-15 м, метать малый мяч и мяч 150 г с места по
медленно и быстро движущейся цели с 10-12 м.
В гимнастическах и акробатическах упражнениях: выполнять комбинацию из четырех
элементов на перекладине (мальчики) и на разновысоких брусьях (девочки); опорные
прыжки через козла в длину (мальчики) и в ширину (девочки); комбинацию движений с
одним из предметов (мяч, палка, скакалка, обруч), состоящую из шести элементов, или
комбинацию, состоящую из шести гимнастических элементов; выполнять акробатическую
комбинацию из четырех элементов, включающую кувырки вперед и назад, стойку на
голове и руках, длинный кувырок (мальчики), кувырок вперед и назад в полушпагат, мост
и поворот в упор стоя на одном колене (девочки).
В

спортивных

играх:

правилам).Физическая

играть

в одну из

подготовленность:

спортивных игр

должна

(по

соответствовать,

упрощенным

как

минимум,

среднему уровню показателей развития основных физических способностей (табл. 8), с
учетом региональных условий и индивидуальных возможностей учащихся.
Способы фазкультурно-оздоровательной деятельности: самостоятельно выполнять
упражнения на развитие быстроты, координации, выносливости, силы, гибкости;
соблюдать правила самоконтроля и безопасности во время выполнения упражнений.
Способы спортивной деятельности: участвовать в соревновании по легкоатлетическому
четырехборью: бег 60 м, прыжок в длину или в высоту с разбега, метание, бег на
выносливость; участвовать в соревнованиях по одному из видов спорта.
Правила поведения на занятиях физическими упражнениями: соблюдать нормы
поведения в коллективе, правила безопасности, гигиену занятий и личную гигиену;
помогать друг другу и учителю; поддерживать товарищей, имеющих недостаточную
физическую подготовленность; проявлять активность, самостоятельность, выдержку и
самообладание.
1.3 Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся.
Важнейшей целью школьного образования является подготовка учащихся, способных самостоятельно и активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться в
изменяющихся условиях общества, в различных сферах общественной жизни, в том числе
и сфере физической культуры.
Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования определяют новые цели и задачи в образовании. Вместо простой передачи знаний, умений, навыков от преподавателя к обучающемуся приоритетной целью обучения
становится развитие способности обучающегося самостоятельно ставить учебные цели,

проектировать пути их реализации, самостоятельно добывать необходимую информацию,
контролировать и оценивать свои достижения, то есть – формирование умения учиться.
ФГОС предусматривает формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской
и проектной деятельности. Большие возможности в этом плане открывает метод проектов
(проектная технология) – один из методов личностно-ориентированного обучения, способ
организации самостоятельной деятельности обучающихся в процессе решения задач
учебного проекта.
Результаты исследований последних лет говорят об ухудшении состояния здоровья
и физической подготовленности учащихся. Чтобы повысить эффективность учебного
процесса, наряду с традиционными моделями, необходимы новые организационные, методические и научные идеи, поиск новых подходов к физическому воспитанию.
Проектная технология на уроке физической культуры позволяет строить обучение
на активной основе, через целенаправленную деятельность ученика, сообразно его личным интересам. Составляя проект, он превращается из объекта в субъект обучения, самостоятельно учится и активно влияет на содержание собственного образования. В этом
случае он обучается посредством организации собственной деятельности. Такая работа
дает возможность осознать, что уроки физической культуры развивают не только физически, но и интеллектуально.
Проектная деятельность решает следующие задачи:
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения, выработка нравственных
убеждений, привычек, других сторон личности, характеризующих нравственно-волевые
качества человека для достижения эталонов физического развития.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве, умения вести
диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
3. Формирование способности к организации проектной деятельности.
- знакомство учащихся с методами исследования;
- умение ставить цель и формулировать конкретные задачи для ее достижения;
- выработка умения выбирать конкретные методы в собственном исследования;
- формирование умения самостоятельно планировать, подбирать необходимые упражнения, проводить исследования;
- умение делать выводы и ставить новые задачи;
4. Формирование умения работать с полученной информацией
- сбор информации;

- обработка данных;
- систематизация и использование;
5. Формирование умения использовать ИКТ-технологии
- оформление проекта;
- презентации к проекту;
- использование диаграмм, таблиц, схем.
Результат проектной деятельности – личностно или общественно
значимый продукт:
1. изделие: комплекс упражнений в рисунках, макет тренажера, открытка, газета, фотоальбом, коллаж, оформление стендов, выставок, игрушка, костюм, эмблема и символ команды или турнира
2. информация: доклад, сообщение, реферат, мультимедийная презентация, видеоролик
3. комплексная работа: турнир, проведение праздника, спортивного флешмоба, игровые
программы с привлечением родителей, организаторская и командная деятельность, конференция
Темы проектов по физической культуре могут быть следующих направлений:
1. Спорт
- виды спорта (история возникновения, основные этапы становления, спорт олимпийский
и неолимпийский, разновидности в рамках одного вида спорта и т.д.)
- знаменитые спортсмены (мира, страны, области, города, спортивные династии, первооткрыватели, чемпионы и т.д.)
- мой спорт (каким видом спорта увлекается или занимается ученик, личные достижения)
2. Развитие физических качеств (гибкость, координация, скорость, выносливость)
- понятие о физических качествах
- сенситивные возраста развития
- методы развития физических качеств (на уроке, дома, во внеурочной деятельности)
3. ГТО
- история создания комплекса;
- ГТО в СССР и России;
- методы подготовки к успешной сдаче норм ГТО в различных возрастных ступенях;
4. Здоровый образ жизни
- три составляющих здоровья;
- режим дня дошкольника, школьника, студента, рабочего, пенсионера;

- правильное питание;
- совместная работа семьи и школы;
- спортивные праздники.
5. Современные системы физического воспитания.
6. Адаптивная физическая культура.
II. Содержание учебного предмета
Содержание программного материала состоит из двух основных частей: базовой и
вариативной. Программный материал Комплексной программы В. И. Ляха рассчитан на
105 часов в год, в учебном плане на изучение предмета «Физическая культура» отводится
70 часов (35 учебных недель). На основании этого вариативная часть увеличена на 12
часов.
В соответствии В. И. Ляха программный материал делится на две части – базовую
и вариативную. В базовую часть входит материал в соответствии с федеральным
компонентом учебного плана, региональный компонент (кроссовая подготовка заменяется
на лыжную подготовку или скандинавскую ходьбу, опорный прыжок на полосу
препятствий с элементами гимнастики).
Вариативная часть включает в себя программный материал по подвижным играм
на основе баскетбола. Для повышения двигательной активности широко применяется
игровой и соревновательный методы.
Настоящая программа соотносит учебное содержание с содержанием базовых
видов спорта, которые представляются соответствующими тематическими разделами:
«Гимнастика с элементами акробатики», «Легкая атлетика», «Спортивные игры»,
«Лыжная подготовка».
Раздел «Основы знаний о физической культуре» изучается в процессе уроков.
Важной особенностью образовательного процесса в основной школе является оценивание
учащихся. Оценивание учащихся предусмотрено как по окончанию раздела, так и по мере
освоения умений и навыков. По окончанию основной школы учащийся должен показать
уровень физической подготовленности не ниже результатов, приведенных в разделе
«Демонстрировать»,
образования.

что

соответствует

обязательному

минимуму

содержания

2.1 Краткая характеристика содержания предмета:
Основы знаний о физической культуре, умения и навыки.
Естественные основы. Влияние возрастных особенностей организма и его
двигательной функции на физическое развитие и физическую подготовленность
школьников.

Опорно-двигательный

аппарат

и

мышечная

система,

их

роль

в

осуществлении двигательных актов. Значение нервной системы в управлении движениями
и регуляции систем дыхания, кровообращения и энергообеспечения. Роль психических
процессов в обучении двигательным действиям и движениям. Защитные свойства
организма и их профилактика средствами физической культуры. Выполнение основных
движений и комплексов физических упражнений, учитывающих возрастно-половые
особенности школьников и направленно воздействующих на совершенствование
соответствующих

физических

функций

организма.

Планирование

и

контроль

индивидуальных физических нагрузок в процессе самостоятельных занятий физическими
упражнениями и спортом различной направленности.
Социально-психологические

основы.

Основы

обучения

и

самообучения

двигательным действиям, их роль в развитии внимания, памяти и мышления. Решение
задач игровой и соревновательной деятельности с помощью двигательных действий.
Совершенствование и самосовершенствование физических способностей, влияние этих
процессов

на

физическое

развитие,

повышение

учебно-трудовой

активности

и

формирование личностно значимых свойств и качеств.
Гигиенические основы организации самостоятельных занятий физическими
упражнениями, обеспечение их общеукрепляющей и оздоровительной направленности,
предупреждение травматизма и оказание посильной помощи при травмах и ушибах.
Анализ техники физических упражнений, их освоение и выполнение по показу,
объяснению и описанию. Выполнение общеподготовительных и подводящих упражнений,
двигательных действий в разнообразных игровых и соревновательных ситуациях.
Комплексы
тестирования

физических

упражнений

уровня

двигательной

для

развития

физических

подготовленности.

Ведение

способностей

и

тетрадей

по

самостоятельным занятиям физическими упражнениями, контролю за функциональным
состоянием организма, физическим развитием и физической подготовленностью.
Культурно-исторические основы. Основы истории возникновения и развития
физической культуры, олимпийского движения и отечественного спорта. Физическая
культура и ее значение в формировании здорового образа жизни современного человека.
Изучение учебной и специальной литературы по физической культуре, изложение
взглядов и отношений к ее материальным и духовным ценностям.

Приемы закаливания. Воздушные ванны. Солнечные ванны. Водные процедуры.
Обтирание. Душ. Купание в реке, водоеме. Приемы определения самочувствия,
работоспособности, сна, аппетита. Определение нормальной массы (веса), длины тела,
окружности трудной клетки и других антропометрических показателей. Приемы
самоконтроля

физических

координационной

нагрузок:

направленности.

на

выносливость,

Самоконтроль

скоростной,

за

уровнем

силовой,
физической

подготовленности.
Физическое совершенствование
Гимнастика с элементами акробатики. Упражнения в построениях и перестроениях,
общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами (набивными мячами,
палками, обручами, скакалками, булавами, лентами), акробатические упражнения,
упражнения в висах в упорах на различных гимнастических снарядах.
Легкая атлетика. Обучение бегу на короткие и средние дистанции, прыжкам в длину и
высоту с разбега, метаниям. Кроссы, бег с препятствиями и на местности, минутный бег,
эстафеты, круговая тренировка. Всевозможные прыжки и многоскоки, метания в цель и на
дальность разных снарядов из разных исходных положений, толчки и броски набивных
мячей весом до 3 кг с учетом возрастных и половых особенностей.
Лыжная подготовка.
5 класс. Попеременный двухшажный и одновременный бесшажный ходы. Подъем
«полуелочкой».

Торможение

«плугом».

Повороты

переступанием.

Прохождение

дистанции 3 км
6 класс. Одновременный двухшажный и бесшажный ходы. Подъем «елочкой».
Торможение и поворот упором. Прохождение дистанции 3,5 км. Игры: «Остановка
рывком», «Эстафета с передачей палок», «С горки на горку».
7 класс. Одновременный одношажный ход. Подъем в гору скользящим шагом.
Преодоление бугров и впадин при спуске с горы. Поворот на месте махом. Прохождение
дистанции 4 км. Игры: «Гонки с преследованием», «Гонки с выбыванием», «Карельская
гонка».
8 класс Одновременный одношажный ход (стартовый вариант). Коньковый ход.
Торможение и поворот «плугом». Прохождение дистанции 4, 5 км. Игры: «Гонки с
выбыванием», «Как по часам», «Биатлон».
9 класс. Попеременный четырехшажный ход. Переход с попеременных ходов на
одновременные.

Преодоление

контруклона.

Прохождение

Горнолыжная эстафета с преодолением препятствий.
Спортивные игры.

дистанции

до

5

км.

Баскетбол. Стойки игрока. Перемещения стойке приставными шагами боком, лицом и
спиной вперед. Остановка двумя шагами и прыжком. Повороты без мяча и с мячом.
Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке,
остановка, поворот, ускорение). Ловля и передача мяча двумя руками от груди и одной
рукой от плеча на месте и в движении без сопротивления защитника (в парах, тройках,
квадрате, круге). Ведение мяча в низкой, средней высокой стойке на месте, в движении по
прямой, с изменением направления движения и скорости. Ведение без сопротивления
защитника ведущей и неведущей рукой. Броски одной и двумя руками с места и в
движении (после ведения, после ловли). Вырывание и выбивание мяча. Комбинация из
освоенных

элементов:

ловля,

передача,

ведение,

бросок.

Тактика

свободного,

позиционного нападения, нападения быстрым прорывом. Игра по упрощенным правилам
мини-баскетбола (5-7 классы), баскетбола (8-9 классы). Игры и игровые задания 2:1, 3:1,
3:3.
Волейбол. Стойки игрока. Перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и
спиной вперед. Ходьба, бег и выполнение заданий (сесть на пол, встать, подпрыгнуть и
др.) Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке,
остановки, ускорения). Передача мяча сверху двумя руками на месте и после
перемещения вперед. Передачи мяча над собой (5-7 классы). Передача мяча над собой, во
встречных колоннах. Отбивание мяча кулаком через сетку (8 класс). Передача мяча у
сетки и в прыжке через сетку. Передача мяча сверху, стоя спиной к цели (9 класс). Игра по
упрощенным правилам мини-волейбола (5-7 классы), волейбола (8-9 классы). Игры и
игровые задания с ограниченным числом игроков (2:2, 3:2, 3:3) и на укороченных
площадках.
2.2 Воспитывающий и развивающий потенциал учебного предмета физическая
культура
Целью воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего
образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития
высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего
судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и
будущее

своей

страны,

укоренённого

в

духовных

и

культурных

традициях

многонационального народа Российской Федерации. В центре воспитания находится
личность ребёнка, готовая включиться в общество и привнести в него свой
индивидуальный вклад.
Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания

Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие;
честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства другого человека,
равноправие, ответственность, любовь и верность; забота о старших и младших; свобода
совести и вероисповедания; толерантность, открытость, представление о светской этике,
вере, духовности, ценностях религиозного мировоззрения, формируемое на основе
межконфессионального диалога; духовно-нравственное развитие личности.
Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа
жизни
Ценности: жизнь во всех её проявлениях; экологическая безопасность; экологическая
грамотность; физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социальнопсихологическое,

духовное

здоровье;

экологическая

культура;

экологически

целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; ресурсосбережение; экологическая
этика;

экологическая

ответственность;

социальное

партнёрство

для

улучшения

экологического качества окружающей среды; устойчивое развитие общества в гармонии с
природой).
Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию,
труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии
Ценности: научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира,
нравственный смысл учения и самообразования, интеллектуальное развитие личности;
уважение к труду и людям труда; нравственный смысл труда, творчество и созидание;
самостоятельность,

целеустремлённость

и

настойчивость,

бережливость,

выбор

профессии.
2.3 Межпредметные связи учебного предмета «Физическая культура»
Межпредметная связь осуществляется с учебными предметами – химия, биология,
экология, физика, история, информатика, литература.
Обучая учащихся прыжкам в высоту с разбега, помимо основных знаний по
предмету идет опора на законы физики, определяющие наиболее целесообразные углы
отталкивания, на законы ускорения и приложения силы действия.
С

определёнными

математическими

понятиями

учащиеся

знакомятся

при

построении в колонну по два, по три (параллельные прямые), в круг (окружность), при
беге с заданиями, во время ведения счета игры в баскетбол/волейбол.
Связывая преподавание с историей, учитель реализует принцип историзма. Для
характеристики того или иного периода школьникам напоминают исторические события
этого периода, объясняют историческую обусловленность научных событий, взглядов,
идей.

При выполнении строевых упражнений можно вспомнить литературные басни,
считалки и стихотворения. Без знаний информатики учащиеся не могут создавать свои
работы на компьютере (презентации, проекты, буклеты). Работа над общей физической
подготовкой невозможна без осмысления таких биологических понятий, как дыхание,
обмен веществ.
Распределение учебного времени прохождения программного материала по
физической культуре (5-9 классы)
№

Вид

программного

п/п

материала

Количество часов (уроков)
класс

1

Базовая часть

1.1

Основы

знаний

5

6

7

8

9

58

58

58

58

58

о

В процессе урока

физической культуре
1.2

Легкая атлетика

1.3

Спортивные

16

16

16

16

16

игры:

14

14

14

14

14

с

8

8

8

8

8

волейбол
1.4

Гимнастика

элементами акробатики
1.5

Лыжная подготовка

20

20

20

20

20

2

Вариативная часть

12

12

12

12

12

2.1

Баскетбол

12

12

12

12

12

Итого

70

70

70

70

70


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».