МОУ «Лицей №1» 27 августа 2021 года ПРИНЯТА на научно-методическом совете протокол № 1 УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ « Лицей №1» _____________ А.В.Гуденко 27 августа 2021 УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МОУ «ЛИЦЕЙ №1» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОМЕТРИЯ» основной общеобразовательной программы основного общего образования УГЛУБЛЕННЫЙ УРОВЕНЬ 7-9 КЛАСС СОСТАВИТЕЛЬ: ЧЕТВЕРИКОВА С.В. (7Б) Учитель математики высшей квалификационной категории ПРОШЛА ЭКСПЕРТИЗУ НА ЗАСЕДАНИИ КАФЕДРЫ 11.06.2021 ___________/ Рыбакова М.В., руководитель кафедры математики НА ЗАСЕДАНИИ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОВЕТА 27.08.2021 г. Петрозаводск Пояснительная записка Рабочая программа по геометрии для 7-9 классов составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, с учетом Концепции математического образования и ориентирована на требования к результатам образования, содержащимся в Примерной основной образовательной программе основного общего образования. Рабочая программа учебного курса «Геометрия» разработаны для обучающихся 7-9 классов в соответствии с авторской программой: «Математика: рабочие программы : 7— 11 классы с углублённым изучением математики» / А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир, Е.В.Буцко. — М.: Вентана-Граф, 2020 и ориентирована на преподавание геометрии - по предметной линии учебников УМК А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир «Геометрия. 7-9». Данная программа ориентирована на реализацию системно-деятельностного подхода к процессу обучения, который обеспечивает соответствие учебной деятельности учащихся их возрасту и индивидуальному развитию, а также построение разнообразных образовательных индивидуальных траекторий для каждого учащегося. Одной из основных целей изучения математики является развитие мышления, прежде всего, формирование абстрактного мышления. В процессе изучения математики формируется логическое и алгоритмическое мышление, а также такие качества мышления, как сила и гибкость, конструктивность и критичность. Для адаптации в современном информационном обществе важным фактором является формирование математического стиля мышления, включающее в себя индукцию и дедукцию, обобщение и конкретизацию, анализ и синтез, классификацию и систематизацию, абстрагирование и аналогию. Программа направлена на достижение следующих целей: • формирование целостного представления о современном мире; • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, а также индивидуальности личности; • формирование осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории. В построении программы обучения алгебре ведущими методологическими ориентирами выступают: • интегративный подход к построению обучения в современной школе с ориентацией на метапредметные связи и отображение роли школьных предметов в целостной картине окружающего мира и исторической ретроспективе; • современные концепции математического образования в общеобразовательной школе; • принцип личностно ориентированного развивающего обучения. Важнейшей задачей школьного курса математики является развитие логического мышления учащихся. Задачи курса геометрии: • научиться планировать свою деятельность, критически оценивать её, принимать самостоятельные решения, отстаивать свои взгляды и убеждения. • научиться излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, приобретают навыки чёткого выполнения математических записей, • использовать математический язык, позволяющий развивать у учащихся грамотную устную и письменную речь. • сформировать у учащихся представления о геометрии как части общечеловеческой культуры. Общая характеристика курса геометрии 7–9 классов Содержание курса геометрии в 7–9 классах с углублённым изучением математики представлено в виде следующих содержательных разделов: «Геометрические фигуры», «Измерение геометрических величин», «Векторы и координаты на плоскости», «Геометрические преобразования», «Геометрия в историческом развитии». Материал раздела «Геометрические фигуры» является фундаментом для изучения курса геометрии. В ходе изучения данного материала у учащихся формируются знания о геометрической фигуре как важнейшей математической модели для описания реального мира, а также умения использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира. Важнейшей задачей раздела является развитие умения определять понятия, выявлять и доказывать свойства и признаки геометрических объектов. Содержание раздела «Измерение геометрических величин» расширяет и углубляет представления учащихся об измерениях длин, углов и площадей фигур, способствует формированию практических навыков, необходимых как при решении геометрических задач, так и в повседневной жизни. Содержание раздела «Векторы и координаты на плоскости» расширяет и углубляет представления учащихся о методе координат, развивает умение применять алгебраический аппарат при решении геометрических задач, а также задач смежных дисциплин. Содержание раздела позволяет существенно упростить изложение доказательства некоторых теорем геометрии, формирует умение решать геометрические задачи векторным методом, раскрывая при этом взаимосвязь между теоретическими знаниями и их практическими применениями, применение соответствующего математического аппарата в таких дисциплинах как физика, техника, инженерное дело. Материал раздела «Геометрические преобразования» расширяет аппарат эффективных методов решения целого ряда задач и доказательства теорем, формирует умения решать практические задачи и задачи смежных дисциплин геометрическими методами, тем самым реализуя внутрипредметную и межпредметную интеграцию обучения. Раздел «Геометрия в историческом развитии» представляет собой систематическую работу над изучением истории геометрии, как в мировом, так и в отечественном масштабе, обусловливая при этом разностороннее развитие и воспитание учащихся. Материалы раздела рассказывают об истории развития изучаемых разделов геометрии, содержат биографические справки об авторах открытий, теорем, методов. Также в систему упражнений включены старинные задачи народов мира. МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Учебный план на изучение геометрии (углубленный уровень) в 7—9 классах основной школы отводит 3 часа в неделю в течение каждого года обучения, всего 105 часов в год. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ГЕОМЕТРИИ В 7—9 КЛАССАХ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ Выпускник научится: • пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения; • распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их комбинации; • классифицировать геометрические фигуры; • находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0° до 180°, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, • отношения фигур (равенство, подобие, симметрия, поворот, параллельный перенос); • оперировать начальными понятиями тригонометрии и выполнять элементарные операции над функциями углов; • доказывать теоремы; • решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств; • решать задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки, использовать метод ГМТ в задачах на построение; • решать планиметрические задачи. Выпускник получит возможность: • овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом подобия, методом перебора вариантов и методом геометрических мест точек; • приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении геометрических задач; • овладеть традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование; • научиться решать задачи на построение методом геометрических мест точек и методом подобия; • приобрести опыт исследования свойств планиметрических фигур с помощью компьютерных программ; • приобрести опыт выполнения проектов. ИЗМЕРЕНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ВЕЛИЧИН Выпускник научится: • использовать свойства измерения длин, углов и площадей при решении задач на нахождение длины отрезка, длины окружности, длины дуги окружности, градусной меры угла; • вычислять площади треугольников, многоугольников, кругов и секторов; • вычислять длину окружности и длину дуги окружности; • вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, используя изученные формулы, в том числе формулы длины окружности и длины дуги окружности, формулы площадей фигур; • решать задачи на доказательство с использованием формул длины окружности и длины дуги окружности, формул площадей фигур; • решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства). • Выпускник получит возможность научиться: • вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников, параллелограммов, треугольников, круга и сектора; • вычислять площади многоугольников, используя отношения равновеликости и равносоставленности; • применять алгебраический и тригонометрический аппарат и идеи движения при решении задач на вычисление площадей многоугольников. ВЕКТОРЫ И КООРДИНАТЫ НА ПЛОСКОСТИ Выпускник научится: • выполнять операции с векторами: сложение и вычитание векторов, умножение вектора на число; • определять равенство и коллинеарность векторов; • находить для векторов, заданных координатами: длину вектора, координаты суммы и разности двух и более векторов, координаты произведения вектора на число, применяя при необходимости переместительный, сочетательный или распределительный законы; • вычислять скалярное произведение векторов, находить угол между векторами, устанавливать перпендикулярность прямых; • вычислять длину отрезка по координатам его концов; вычислять координаты середины отрезка, координаты точки, делящей отрезок в данном отношении; • составлять уравнение окружности, общее уравнение прямой, уравнение прямой, проходящей через две заданные точки; • определять положение прямой на координатной плоскости, используя угловой коэффициент прямой; • использовать координатный метод для изучения свойств прямых и окружностей. Выпускник получит возможность: • использовать векторный метод для решения задач на вычисление и доказательство; • приобрести опыт выполнения проектов; • использовать координатный метод для решения задач на вычисление и доказательство; • приобрести опыт использования компьютерных программ для анализа частных случаев взаимного расположения окружностей и прямых; • приобрести опыт выполнения проектов. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ Выпускник научится: • распознавать преобразования фигур: параллельный перенос, центральная симметрия, осевая симметрия, поворот, гомотетия, подобие; • выполнять построения фигур, используя параллельный перенос, центральную симметрию, осевую симметрию, поворот, гомотетию, подобие. Выпускник получит возможность: • приобрести опыт построения геометрических фигур, используя параллельный перенос, центральную симметрию, осевую симметрию, поворот, гомотетию, подобие, с помощью компьютерных программ; • применять свойства преобразований при решении задач и доказательстве теорем; • приобрести опыт выполнения проектов. Изучение геометрии по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных, предметных результатов обучения, соответствующих требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Личностные результаты: 1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки; 2) ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; 3) осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде; 4) умение контролировать, оценивать и анализировать процесс и результат учебной и математической деятельности; 5) умение самостоятельно работать с различными источниками информации (учебные пособия, справочники, ресурсы Интернета и т. п.); 6) умение взаимодействовать с одноклассниками в процессе учебной деятельности; 7) критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач. Метапредметные результаты: 1) первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов; 2) умение самостоятельно определять цели своего обучения и приобретать новые знания, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 4) умение определять понятия, выявлять их свойства и признаки, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; 5) умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 6) развитие компетентности в области использования ИКТ; 7) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни; 8) умение правильно и доступно излагать свои мысли в устной и письменной форме; 9) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических задач, и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации; 10) умение обрабатывать и анализировать полученную информацию; 11) умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации; 12) умение выдвигать и реализовывать гипотезы при решении математических задач; 13) понимание сущности алгоритмических действий и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом; 14) умение находить различные способы решения математической задачи, решать познавательные и практические задачи; 15) приобретение опыта выполнения проектной деятельности. Предметные результаты: 1) осознание значения геометрии для повседневной жизни человека; 2) представление о геометрии как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации; 3) развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением геометрической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования; 4) умение оперировать понятиями по основным разделам содержания; умение проводить доказательства геометрических утверждений; 5) умение анализировать, структурировать и оценивать изученный предметный материал; 6) владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; 7) систематические знания о фигурах и их свойствах; 8) практические значимые геометрические умения и навыки, умение применять их к решению геометрических и негеометрических задач, а именно: • изображать фигуры на плоскости; • использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира; • измерять длины отрезков, величины углов, вычислять площади и периметры фигур; • распознавать и изображать равные, симметричные и подобные фигуры; • выполнять построения геометрических фигур с помощью циркуля и линейки; • читать и использовать информацию, представленную на чертежах, схемах; • проводить практические расчёты. Основные виды деятельности, направленные на достижение результатов: По форме организации: участвуют во фронтальной работе, работают в группах, в парах, работают индивидуально. По форме выполнения задания: слушают, пишут, решают устно и письменно, читают, объясняют, наблюдают, строят модель (рисунки, схемы, чертеж, выкладку, математические записи), отвечают, считают, проверяют, комментируют, проговаривают вслух («про себя»), оценивают, дополняют. По характеру познавательной деятельности (активности): действуют по образцу; планируют деятельность; переносят знания, умения в новую ситуацию; ищут другие способы решения; исследуют; моделируют; самостоятельно составляют; решают проблему. По видам мыслительной деятельности: сравнивают, устанавливая различное или общее; анализируют, синтезируют, абстрагируют, конкретизируют, обобщают, доказывают, устанавливают закономерность, рассуждают, делают индуктивный вывод, делают дедуктивный вывод, проводят аналогию, высказывают догадку (допущение, гипотезу), выявляют способ решения (приемы работы), находят причинно-следственные зависимости, классифицируют, систематизируют, структурируют, выявляют существенное; выделяют главное в учебной информации, самостоятельно формулируют правило, закон. По видам учебной деятельности: воспринимают или выделяют учебную цель, задачу; разъясняют, с какой целью на уроке выполнялась определенная практическая деятельность; устанавливают границу между известным и неизвестным; устанавливают несоответствие между условиями новой учебной задачи и известными способами действий; определяют способ выполнения учебного задания; планируют этапы и последовательность выполнения учебного задания; осуществляют самоконтроль своих действий и полученных результатов, соотносят их с образцом (алгоритмом) и устанавливают их соответствие или несоответствие; исправляют ошибки; оценивают отдельные операции и результаты учебной деятельности; дают прогностическую оценку своих возможностей относительно решения поставленной перед ними учебной задачи. ФОРМЫ И СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ УРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: • установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; • побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; • привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; • использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию лицеистам примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; • применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат лицеистов командной работе и взаимодействию с другими детьми. Включение в образовательный процесс проблемных вопросов и практико-ориентированных задач; • включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; • организация наставничества мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; • инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения; • использование ИКТ и дистанционных образовательных технологий обучения, обеспечивающих современные активности обучающихся (программы-тренажеры, тесты, зачеты в электронных приложениях, мультимедийные презентации, научно-популярные передачи, фильмы, обучающие сайты, уроки онлайн, видеолекции, онлайн-конференции и др. ); • использование технологии «Портфолио по предмету», с целью развития самостоятельности, рефлексии и самооценки, планирования деятельности, видения правильного вектора для дальнейшего развития способностей обучающихся; • организация предметных образовательных событий (проведение предметных декад) для обучающихся с целью развития познавательной и творческой активности, инициативности в различных сферах предметной деятельности, раскрытия творческих способностей обучающихся с разными образовательными потребностями и индивидуальными возможностями; • специально разработанные занятия - уроки, занятия-экскурсии, которые расширяют образовательное пространство предмета, воспитывают любовь к прекрасному, к природе, к родному городу; • использование воспитательных возможностей предметного содержания через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; • создание гибкой и открытой среды обучения и воспитания с использованием гаджетов, открытых образовательных ресурсов. У обучающихся развиваются навыки сотрудничества, коммуникации, социальной ответственности, способность критически мыслить, оперативно и качественно решать проблемы; воспитывается ценностное отношение к миру. Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся В результате целенаправленной учебной деятельности, осуществляемой в формах учебного исследования, учебного проекта, получит дальнейшее развитие способность к информационно-поисковой деятельности: самостоятельному отбору источников информации в соответствии с поставленными целями и задачами. В результате учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающиеся получат представление: – о философских и методологических основаниях научной деятельности и научных методах, применяемых в исследовательской и проектной деятельности; – о таких понятиях, как концепция, научная гипотеза, метод, эксперимент, надежность гипотезы, модель, метод сбора и метод анализа данных; – о том, чем отличаются исследования в гуманитарных областях от исследований в естественных науках; – об истории науки; – о новейших разработках в области науки и технологий; – о правилах и законах, регулирующих отношения в научной, изобретательской и исследовательских областях деятельности (патентное право, защита авторского права и др.); – о деятельности организаций, сообществ и структур, заинтересованных в результатах исследований и предоставляющих ресурсы для проведения исследований и реализации проектов (фонды, государственные структуры и др.). Учащиеся научатся: • планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме; • выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме; • распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы; • использовать такие математические методы и приёмы, как абстракция и идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма; • использовать такие естественно – научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории; • использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов; • ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме; • отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания; • видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания. Учащиеся получат возможность научиться: • самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект; • использовать догадку, озарение, интуицию; • использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических возможностей, математическое моделирование; • использовать такие естественно – научные методы и приёмы, как абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами; • использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов; • использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего, особенного (типичного) и единичного, оригинальность; • • целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства; осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ ФИГУРЫ В ГЕОМЕТРИИ И ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ Геометрическая фигура. Внутренняя, внешняя области фигуры, граница. Линии и области на плоскости. Выпуклая и невыпуклая фигуры. Плоская и неплоская фигуры. Выделение свойств объектов. Формирование представлений о метапредметном понятии «фигура». Точка, отрезок, прямая, луч, ломаная, плоскость, угол, биссектриса угла и её свойства, виды углов, многоугольники, окружность и круг. Осевая симметрия геометрических фигур. Центральная симметрия геометрических фигур. МНОГОУГОЛЬНИКИ Многоугольник, его элементы и его свойства. Правильные многоугольники. Выпуклые и невыпуклые многоугольники. Сумма углов выпуклого многоугольника. Треугольник. Сумма углов треугольника. Равнобедренный треугольник, свойства и признаки. Равносторонний треугольник. Медианы, биссектрисы, высоты треугольников. Замечательные точки в треугольнике. Неравенство треугольника. Четырёхугольники. Параллелограмм, ромб, прямоугольник, квадрат, трапеция. Свойства и признаки параллелограмма, ромба, прямоугольника, квадрата. Теорема Вариньона. ОКРУЖНОСТЬ, КРУГ Их элементы и свойства. Хорды и секущие, их свойства. Касательные и их свойства. Центральные и вписанные углы. Вписанные и описанные окружности для треугольников. Вписанные и описанные окружности для четырёхугольников. Вневписанные окружности. Радикальная ось. ФИГУРЫ В ПРОСТРАНСТВЕ (ОБЪЕМНЫЕ ТЕЛА) Многогранник и его элементы. Названия многогранников с разным положением и количеством граней. Первичные представления о пирамидах, параллелепипедах, призмах, сфере, шаре, цилиндре, конусе, их элементах и простейших свойствах. РАВЕНСТВО ФИГУР Свойства и признаки равенства треугольников. Дополнительные признаки равенства треугольников. Признаки равенства параллелограммов. ПАРАЛЛЕЛЬНОСТЬ ПРЯМЫХ Признаки и свойства параллельных прямых. Аксиома параллельности Евклида. Первичные представления о неевклидовых геометриях. Теорема Фалеса. ПЕРПЕНДИКУЛЯРНЫЕ ПРЯМЫЕ Прямой угол. Перпендикуляр к прямой. Серединный перпендикуляр к отрезку. Свойства и признаки перпендикулярности прямых. Наклонные, проекции, их свойства. ПОДОБИЕ Пропорциональные отрезки, подобие фигур. Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Отношение площадей подобных фигур. Взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей. ИЗМЕРЕНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ВЕЛИЧИН ВЕЛИЧИНЫ Понятие величины. Длина. Измерение длины. Единцы измерения длины. Величина угла. Градусная мера угла. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника. Понятие о площади плоской фигуры и её свойствах. Измерение площадей. Единицы измерения площади. Представление об объёме пространственной фигуры и его свойствах. Измерение объёма. Единицы измерения объёмов. ИЗМЕРЕНИЯ И ВЫЧИСЛЕНИЯ Инструменты для измерений и построений; измерение и вычисление углов, длин (расстояний), площадей, вычисление элементов треугольников с использованием тригонометрических соотношений. Площади. Формулы площади треугольника, параллелограмма и его частных видов, трапеции, формула Герона, формула площади выпуклого четырёхугольника, формулы длины окружности и площади круга. Площадь кругового сектора, кругового сегмента. Площадь правильного многоугольника. Теорема Пифагора. Пифагоровы тройки. Тригонометрические соотношения в прямоугольном треугольнике. Тригонометрические функции тупого угла. Теорема косинусов. Теорема синусов. Решение треугольников. Вычисление углов. Вычисление высоты, медианы и биссектрисы треугольника. Ортотреугольник. Теорема Птолемея. Теорема Менелая. Теорема Чевы. РАССТОЯНИЯ Расстояние между точками. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между фигурами. Равновеликие и равносоставленные фигуры. Свойства (аксиомы) длины отрезка, величины угла, площади и объёма фигуры. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОСТРОЕНИЯ Геометрические построения для иллюстрации свойств геометрических фигур. Инструменты для построений. Циркуль, линейка. Простейшие построения циркулем и линейкой: построение биссектрисы угла, перпендикуляра к прямой, угла, равного данному. Построение треугольников по трём сторонам, двум сторонам и углу между ними, стороне и двум прилежащим к ней углам, по другим элементам. Деление отрезка в данном отношении. Основные методы решения задач на построение (метод геометрических мест точек, метод параллельного переноса, метод симметрии, метод подобия). Этапы решения задач на построение. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ Представление о межпредметном понятии «преобразование». Преобразования математике (в арифметике, алгебре, геометрические преобразования). в ДВИЖЕНИЯ Осевая и центральная симметрии, поворот и параллельный перенос. Комбинации движений на плоскости и их свойства. ПОДОБИЕ КАК ПРЕОБРАЗОВАНИЕ Гомотетия. Геометрические преобразования как средство доказательства утверждений и решения задач. ВЕКТОРЫ И КООРДИНАТЫ НА ПЛОСКОСТИ ВЕКТОРЫ Понятие вектора, действия над векторами, коллинеарные векторы, векторный базис, разложение вектора по базисным векторам. Единственность разложения векторов по базису, скалярное произведение и его свойства, использование векторов в физике. КООРДИНАТЫ Основные понятия, координаты вектора, расстояние между точками. Координаты середины отрезка. Уравнения фигур. Применение векторов и координат для решения геометрических задач. Аффинная система координат. Радиус-векторы точек. Центроид системы точек. ИСТОРИЯ ГЕОМЕТРИИ Возникновение математики как науки, этапы её развития. Основные разделы математики. Выдающиеся математики и их вклад в развитие науки. Числа и длины отрезков. Появление метода координат, позволяющего переводить геометрические объекты на язык алгебры. Появление графиков функций. Р. Декарт, П. Ферма. Примеры различных координат. От земледелия к геометрии. Пифагор и его школа. Фалес, Архимед. Платон и Аристотель. Построение правильных многоугольников. История числа π. Золотое сечение. «Начала» Евклида. Л. Эйлер, Н. И. Лобачевский. История пятого постулата. Геометрия и искусство. Геометрические закономерности окружающего мира. Роль российских учёных в развитии математики: Л. Эйлер. Н. И. Лобачевский. Воспитывающий и развивающий потенциал учебного предмета. Обучение математики даёт возможность школьникам научиться планировать свою деятельность, критически оценивать свою деятельность, принимать самостоятельные решения, отстаивать свои взгляды и убеждения. В процессе изучения геометрии школьники учатся излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, приобретают навыки чёткого и грамотного выполнения математических записей, при этом использование математического языка позволяет развивать у учащихся грамотную устную и письменную речь. Знакомство с историей развития геометрии как науки формирует у учащихся представления о математике как части общечеловеческой культуры. Значительное внимание в изложении теоретического материала курса уделяется его мотивации, раскрытию сути основных понятий, идей, методов. Обучение построено на базе теории развивающего обучения, что достигается особенностями изложения теоретического материала и упражнениями на сравнение, анализ, выделение главного, установление связей, классификацию, обобщение и систематизацию. Особо акцентируется содержательное раскрытие математических понятий, толкование сущности математических методов и области их применения, демонстрация возможностей применения теоретических знаний для решения задач прикладного характера. Осознание общего, существенного является основной базой для решения упражнений. Важно приводить детальные пояснения к решению типовых упражнений. Этим раскрывается суть метода, подхода, предлагается алгоритм или эвристическая схема решения упражнений определенного типа. Межпредметные связи учебного курса. Сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений необходимо в повседневной жизни для изучения смежных дисциплин и продолжения образования. Математическая подготовка необходима для понимания принципов устройства и использования современной техники, восприятия научных и технических понятий и идей. Математика является языком науки и техники. С её помощью моделируются и изучаются явления и процессы, происходящие в природе. Геометрия является одним из опорных предметов основной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. В первую очередь это относится к предметам естественно-научного цикла, в частности к физике. Развитие логического мышления учащихся при обучении геометрии способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Название темы Простейшие геометрические фигуры и их свойства Количество Характеристика основных видов деятельности часов ученика (на уровне учебных действий) 17 часов Приводить примеры геометрических фигур. Описывать точку, прямую, отрезок, луч, угол. Формулировать: определения: равных отрезков, середины отрезка, расстояния между двумя точками, дополнительных лучей, развёрнутого угла, равных углов, биссектрисы угла, смежных и вертикальных углов, пересекающихся прямых, перпендикулярных прямых, перпендикуляра, наклонной, расстояния от точки до прямой; свойства: расположения точек на прямой, измерения отрезков и углов, смежных и вертикальных углов, перпендикулярных прямых; основное свойство прямой. Классифицировать углы. Доказывать: теоремы о пересекающихся прямых, о свойствах смежных и вертикальных углов, о единственности прямой, перпендикулярной данной (случай, когда точка лежит на данной прямой). Находить длину отрезка, градусную меру угла, используя свойства их измерений. Изображать с помощью чертёжных инструментов геометрические фигуры: отрезок, луч, угол, смежные и вертикальные углы, перпендикулярные прямые, отрезки и лучи. Содержание воспитательного потенциала урока Воспитывается уважение к личности; отношения к математике как к части общечеловеческой культуры; понимание значимости математики для научнотехнического прогресса; набор волевых качеств; коммуникабельность; ответственность; российская гражданская идентичность: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки; ответственное отношение к учению; готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; ответственность осознанного выбора и построения дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду; умения контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности; критичности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении математических задач. Пояснять, что такое аксиома, определение. Треугольники 22 часа Решать задачи на вычисление и доказательство, проводя необходимые доказательные рассуждения Описывать смысл понятия «равные фигуры». Воспитывается уважение к личности; отношения к математике как к части общечеловеческой культуры; Изображать и находить на рисунках равносторонние, понимание значимости математики для научноравнобедренные, прямоугольные, остроугольные, технического прогресса; набор волевых качеств; коммуникабельность; ответственность; тупоугольные треугольники и их элементы. Приводить примеры равных фигур. Классифицировать треугольники по сторонам и углам. Формулировать: определения: остроугольного, тупоугольного, прямоугольного, равнобедренного, равностороннего, разностороннего треугольников; биссектрисы, высоты, медианы треугольника; равных треугольников; серединного перпендикуляра отрезка; периметра треугольника; свойства: равнобедренного треугольника, серединного перпендикуляра отрезка, основного свойства равенства треугольников; признаки: равенства треугольников, равнобедренного треугольника. Доказывать теоремы: о единственности прямой, перпендикулярной данной (случай, когда точка лежит вне данной прямой); три признака равенства треугольников; признаки равнобедренного треугольника; теоремы о свойствах серединного перпендикуляра, равнобедренного и российская гражданская идентичность: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки; ответственное отношение к учению; готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; ответственность осознанного выбора и построения дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду; умения контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности; критичности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении математических задач. равностороннего треугольников. Разъяснять, что такое теорема, описывать структуру теоремы. Объяснять, какую теорему называют обратной данной, в чём заключается метод доказательства от противного. Приводить примеры использования этого метода. Параллельные прямые. Сумма углов треугольника. 30 часов Решать задачи на вычисление и доказательство. Распознавать на чертежах параллельные прямые. Воспитывается угольника уважение к личности; отношения к математике как к части общечеловеческой культуры; понимание значимости математики для научнотехнического прогресса; набор волевых качеств; Описывать углы, образованные при пересечении коммуникабельность; ответственность; двух прямых секущей. Изображать с помощью параллельные прямые. линейки и российская гражданская идентичность: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки; ответственное отношение к учению; готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; ответственность осознанного выбора и построения дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых Доказывать: теоремы о свойствах параллельных познавательных интересов, а также на основе прямых, о сумме углов треугольника, о внешнем формирования уважительного отношения к угле треугольника, неравенство треугольника, труду; теоремы о сравнении сторон и углов треугольника, умения контролировать процесс и результат Формулировать: определения: параллельных прямых, расстояния между параллельными прямыми, внешнего угла треугольника, гипотенузы и катета; свойства: параллельных прямых; углов, образованных при пересечении параллельных прямых секущей; суммы углов треугольника; внешнего угла треугольника; соотношений между сторонами и углами треугольника; прямоугольного треугольника; основное свойство параллельных прямых; признаки: параллельности прямых, равенства прямоугольных треугольников. Окружность и круг. Геометрические построения 25 часов теоремы о свойствах прямоугольного треугольника, учебной и математической деятельности; признаки параллельных прямых, критичности мышления, инициативы, равенства прямоугольных треугольников. находчивости, активности при решении математических задач. Решать задачи на вычисление и доказательство. Пояснять, что такое задача на построение; Воспитывается геометрическое место точек (ГМТ). Приводить уважение к личности; отношения к математике примеры ГМТ. Изображать на рисунках окружность и её элементы; как к части общечеловеческой культуры; понимание значимости математики для научнокасательную к окружности; окружность, вписанную в треугольник, и окружность, описанную технического прогресса; набор волевых качеств; около него. Описывать взаимное расположение коммуникабельность; ответственность; окружности и прямой. российская гражданская идентичность: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания Формулировать: вклада отечественных учёных в развитие определения: окружности, круга, их элементов; мировой науки; касательной к окружности; окружности, описанной ответственное отношение к учению; около треугольника, окружности, вписанной в готовность и способность обучающихся к треугольник; саморазвитию и самообразованию на основе свойства: серединного перпендикуляра как ГМТ; мотивации к обучению и познанию; биссектрисы угла как ГМТ; касательной к ответственность осознанного выбора и окружности; диаметра и хорды; точки пересечения построения дальнейшей индивидуальной серединных перпендикуляров сторон треугольника; траектории образования на базе ориентировки в точки пересечения биссектрис углов треугольника; мире профессий и профессиональных признаки касательной. предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе Доказывать: теоремы о серединном перпендикуляре и формирования уважительного отношения к биссектрисе угла как ГМТ; о свойствах труду; касательной; об окружности, вписанной в умения контролировать процесс и результат треугольник, описанной около треугольника; учебной и математической деятельности; признаки касательной. критичности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении Решать основные задачи на построение: построение математических задач. угла, равного данному; построение серединного перпендикуляра данного отрезка; построение прямой, проходящей через данную точку и перпендикулярной данной прямой; построение биссектрисы данного угла; построение треугольника по двум сторонам и углу между ними; по стороне и двум прилежащим к ней углам. Решать задачи на построение методом ГМТ. Строить треугольник по трём сторонам. Итоговое повторение 11 часов Решать задачи на вычисление, доказательство и построение Повторение и систематизация курса геометрии класса. 7 Воспитывается уважение к личности; отношения к математике как к части общечеловеческой культуры; понимание значимости математики для научнотехнического прогресса; набор волевых качеств; коммуникабельность; ответственность; российская гражданская идентичность: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки; ответственное отношение к учению; готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; ответственность осознанного выбора и построения дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных Многоугольники. Четырёхугольники 24 часа Пояснять, что такое многоугольник. Описывать элементы многоугольника. Распознавать выпуклые и невыпуклые многоугольники. Различать необходимые и достаточные условия. Изображать и находить на рисунках многоугольники разных видов и их элементы. Формулировать: определения: параллелограмма, высоты параллелограмма; прямоугольника, ромба, квадрата; средней линии треугольника; трапеции, высоты трапеция, средней линии трапеции; свойства: параллелограмма, прямоугольника, ромба, квадрата, средних линий треугольника и трапеции; признаки: параллелограмма, прямоугольника, ромба, вписанного и описанного четырёхугольника. Доказывать: теоремы о сумме углов многоугольника, о сумме внешних углов многоугольника, о свойствах и признаках параллелограмма, прямоугольника, ромба, квадрата, о высотах треугольника. Применять изученные определения, свойства и признаки к решению задач предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду; умения контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности; критичности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении математических задач. Воспитывается уважение к личности; отношения к математике как к части общечеловеческой культуры; понимание значимости математики для научнотехнического прогресса; набор волевых качеств; коммуникабельность; ответственность; российская гражданская идентичность: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки; ответственное отношение к учению; готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; ответственность осознанного выбора и построения дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду; умения контролировать процесс и результат Описанная и вписанная окружности четырехугольника 15 часов Изображать и находить на рисунках центральные и вписанные углы. Формулировать: определения: центрального угла окружности, вписанного угла окружности, окружности, описанной около четырехугольника, окружности вписанной в четырехугольник; свойства: вписанного угла, вписанного и описанного четырёхугольников; признаки: вписанного и описанного четырёхугольников, свойства угла между касательной и хордой, принадлежности четырех точек одной окружности. Доказывать: теоремы о градусной мере вписанного угла, о свойствах вписанного угла, о свойствах и признаках вписанного и описанного четырёхугольников, о прямой Симсона. Применять изученные определения, свойства и признаки к решению задач учебной и математической деятельности; критичности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении математических задач. Воспитывается уважение к личности; отношения к математике как к части общечеловеческой культуры; понимание значимости математики для научнотехнического прогресса; набор волевых качеств; коммуникабельность; ответственность; российская гражданская идентичность: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки; ответственное отношение к учению; готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; ответственность осознанного выбора и построения дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду; умения контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности; критичности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении математических задач. Подобные треугольники Решение прямоугольных треугольников 22 часа 18 часов Формулировать: определения: отношения двух отрезков, подобных треугольников; свойства: медиан треугольника, биссектрисы треугольника, пересекающихся хорд, касательной и секущей; признаки подобия треугольников; теоремы: Фалеса, Птолемея, Менелая, Чевы, о пропорциональных отрезках, о прямой Эйлера, об окружности девяти точек. Доказывать: теоремы: Фалеса, о пропорциональных отрезках, о свойствах медиан треугольника, биссектрисы треугольника; Птолемея, Менелая, Чевы, о прямой Эйлера, об окружности девяти точек. свойства: пересекающихся хорд, касательной и секущей, биссектрисы внешнего угла треугольника; лемму о подобных треугольниках; признаки подобия треугольников. Применять изученные определения, свойства и признаки к решению задач Формулировать: определения: синуса, косинуса, тангенса, котангенса острого угла прямоугольного треугольника; свойства: выражающие метрические соотношения в прямоугольном треугольнике и соотношения между Воспитывается уважение к личности; отношения к математике как к части общечеловеческой культуры; понимание значимости математики для научнотехнического прогресса; набор волевых качеств; коммуникабельность; ответственность; российская гражданская идентичность: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки; ответственное отношение к учению; готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; ответственность осознанного выбора и построения дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду; умения контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности; критичности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении математических задач. Воспитывается уважение к личности; отношения к математике как к части общечеловеческой культуры; понимание значимости математики для научно- сторонами и значениями тригонометрических функций в прямоугольном треугольнике. Записывать тригонометрические формулы, выражающие связь между тригонометрическими функциями одного и того же острого угла. Решать прямоугольные треугольники. Доказывать: теорему о метрических соотношениях в прямоугольном треугольнике, теорему Пифагора; формулы, связывающие синус, косинус, тангенс, котангенс одного и того же острого угла. Выводить основное тригонометрическое тождество и значения синуса, косинуса, тангенса и котангенса для углов 30°, 45°, 60°. Применять изученные определения, теоремы и формулы к решению задач Площадь многоугольника 14 часов Формулировать: определения: площади многоугольника, равновеликих многоугольников, равносоставленных многоугольников; основные свойства площади многоугольника. Доказывать теоремы о площади: прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Записывать и доказывать формулы для вычисления: радиусов вписанной и вневписанной окружности треугольника. технического прогресса; набор волевых качеств; коммуникабельность; ответственность; российская гражданская идентичность: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки; ответственное отношение к учению; готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; ответственность осознанного выбора и построения дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду; умения контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности; критичности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении математических задач. Воспитывается уважение к личности; отношения к математике как к части общечеловеческой культуры; понимание значимости математики для научнотехнического прогресса; набор волевых качеств; коммуникабельность; ответственность; российская гражданская идентичность: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания Применять изученные определения, теоремы и формулы к решению задач Повторение и систематизация учебного материала 12 часов вклада отечественных учёных в развитие мировой науки; ответственное отношение к учению; готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; ответственность осознанного выбора и построения дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду; умения контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности; критичности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении математических задач. Повторение и систематизация курса геометрии 8 Воспитывается класса. уважение к личности; отношения к математике как к части общечеловеческой культуры; понимание значимости математики для научнотехнического прогресса; набор волевых качеств; коммуникабельность; ответственность; российская гражданская идентичность: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки; ответственное отношение к учению; готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе Решение треугольников 21 часов Формулировать: определения: синуса, косинуса, тангенса, котангенса угла от 0° до 180°; свойство связи длин диагоналей и сторон параллелограмма. Формулировать и разъяснять основное тригонометрическое тождество. Вычислять значение тригонометрической функции угла по значению одной из его заданных функций. Формулировать и доказывать теоремы: синусов, косинусов, следствия из теоремы косинусов и синусов о площади описанного многоугольника. Записывать и доказывать формулы для нахождения площади треугольника, радиусов вписанной и описанной окружностей треугольника. Применять изученные определения, теоремы и формулы к решению задач мотивации к обучению и познанию; ответственность осознанного выбора и построения дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду; умения контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности; критичности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении математических задач. Воспитывается уважение к личности; отношения к математике как к части общечеловеческой культуры; понимание значимости математики для научнотехнического прогресса; набор волевых качеств; коммуникабельность; ответственность; российская гражданская идентичность: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки; ответственное отношение к учению; готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; ответственность осознанного выбора и построения дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных Правильные многоугольники 10 часов Пояснять, что такое центр и центральный угол правильного многоугольника, сектор и сегмент круга. Формулировать: определение правильного многоугольника; свойства правильного многоугольника. Доказывать свойства правильных многоугольников. Записывать и разъяснять формулы длины окружности, площади круга. Записывать и доказывать формулы длины дуги, площади сектора, формулы для нахождения радиусов вписанной и описанной окружностей правильного многоугольника. Строить с помощью циркуля и линейки правильные треугольник, четырёхугольник, шестиугольник. Применять изученные определения, теоремы и формулы к решению задач предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду; умения контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности; критичности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении математических задач. Воспитывается уважение к личности; отношения к математике как к части общечеловеческой культуры; понимание значимости математики для научнотехнического прогресса; набор волевых качеств; коммуникабельность; ответственность; российская гражданская идентичность: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки; ответственное отношение к учению; готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; ответственность осознанного выбора и построения дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду; умения контролировать процесс и результат Декартовы координаты на плоскости 18 часов Описывать прямоугольную систему координат, в чем состоит метод координат Формулировать: определения: уравнения фигуры, эллипса, гиперболы; необходимое и достаточное условия параллельности и перпендикулярности двух прямых. Записывать и доказывать формулы расстояния между двумя точками, координат точки, делящей отрезок в данном отношении, расстояния от точки до прямой, Лейбница. Выводить уравнение окружности, общее уравнение прямой, уравнение прямой с угловым коэффициентом, уравнение прямой, проходящей через две точки. Доказывать необходимое и достаточное условие параллельности и перпендикулярности двух прямых. Применять изученные определения, теоремы и формулы к решению задач учебной и математической деятельности; критичности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении математических задач. Воспитывается уважение к личности; отношения к математике как к части общечеловеческой культуры; понимание значимости математики для научнотехнического прогресса; набор волевых качеств; коммуникабельность; ответственность; российская гражданская идентичность: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки; ответственное отношение к учению; готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; ответственность осознанного выбора и построения дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду; умения контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности; критичности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении математических задач. Векторы Преобразование фигур 21 часов 26 часов Описывать понятия векторных и скалярных величин. Иллюстрировать понятие вектора. Формулировать: определения: модуля вектора, коллинеарных векторов, равных векторов, координат вектора, суммы векторов, разности векторов, противоположных векторов, умножения вектора на число, скалярного произведения векторов; свойства: равных векторов, координат равных векторов, сложения векторов, координат вектора, равного сумме и вектора, равного разности двух векторов, коллинеарных векторов, умножения вектора на число, скалярного произведения двух векторов, перпендикулярных векторов. Доказывать теоремы: о нахождении координат вектора, о координатах суммы и разности векторов, об условии коллинеарности двух векторов, о нахождении скалярного произведения двух векторов, об условии перпендикулярности двух векторов, о разложении вектора по двум данным неколлинеарным векторам. Находить косинус угла между двумя векторами. Применять изученные определения, теоремы и формулы к решению задач Воспитывается уважение к личности; отношения к математике как к части общечеловеческой культуры; понимание значимости математики для научнотехнического прогресса; набор волевых качеств; коммуникабельность; ответственность; российская гражданская идентичность: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки; ответственное отношение к учению; готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; ответственность осознанного выбора и построения дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду; умения контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности; критичности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении математических задач. Воспитывается Приводить примеры преобразования фигур. Описывать преобразования фигур, в частности: уважение к личности; отношения к математике параллельный перенос, осевую симметрию, как к части общечеловеческой культуры; центральную симметрию, поворот, гомотетию, подобие, обратимые преобразования, преобразование, понимание значимости математики для научно- обратное данному, преобразование фигуры на себя, тождественное преобразование, композицию преобразований. Классифицировать преобразования фигур. Формулировать: определения: движения; равных фигур; точек, симметричных относительно прямой; точек, симметричных относительно точки; фигуры, имеющей ось симметрии; фигуры, имеющей центр симметрии; подобных фигур; свойства: движения, параллельного переноса, осевой симметрии, центральной симметрии, поворота, гомотетии, подобия; теоремы: Шаля, об отношении площадей подобных многоугольников. Доказывать теоремы: о свойствах движения, параллельного переноса, осевой симметрии, центральной симметрии, поворота, гомотетии, об отношении площадей подобных треугольников. Начальные сведения из стереометрии 5 часов технического прогресса; набор волевых качеств; коммуникабельность; ответственность; российская гражданская идентичность: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки; ответственное отношение к учению; готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; ответственность осознанного выбора и построения дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду; умения контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности; критичности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении математических задач. Строить: изображения пространственных фигур: Воспитывается куба, прямоугольного параллелепипеда, пирамиды, уважение к личности; отношения к математике призмы, конуса, шара. как к части общечеловеческой культуры; Находить: элементы пространственных фигур понимание значимости математики для научнотехнического прогресса; набор волевых качеств; коммуникабельность; ответственность; российская гражданская идентичность: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания Повторение и систематизация учебного материала 4 часа вклада отечественных учёных в развитие мировой науки; ответственное отношение к учению; готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; ответственность осознанного выбора и построения дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду; умения контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности; критичности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении математических задач. Повторение и систематизация курса геометрии 7-9 Воспитывается класса уважение к личности; отношения к математике как к части общечеловеческой культуры; понимание значимости математики для научнотехнического прогресса; набор волевых качеств; коммуникабельность; ответственность; российская гражданская идентичность: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки; ответственное отношение к учению; готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; ответственность осознанного выбора и построения дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду; умения контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности; критичности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении математических задач.