РП ЭК МИФ

МОУ «Лицей №1»

УТВЕРЖДАЮ

ПРИНЯТА

Директор МОУ «Лицея №1»

на научно-методическом совете

_______________/А.В.Гуденко

протокол №1_

___ августа 2021

___ августа 2021 года

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
МОУ «ЛИЦЕЙ №1»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«МИФОЛОГИЯ»
Основной общеобразовательной программы основного общего образования (ФГОС)

5 класс
(Школьный компонент – 35 часов)

СОСТАВИТЕЛЬ:АЛЕШИНА И.Б.,
учитель русского языка и литературы

ПРОШЛА ЭКСПЕРТИЗУ НА ЗАСЕДАНИИ КАФЕДРЫ
___________/Каверина Е.В., руководитель кафедры русского языка и литературы

г. Петрозаводск

1. Пояснительная записка.
Актуальность.
Мы все осознаем сейчас, как необходимо научить смотреть молодого человека не только в
будущее, но и в прошлое, вернуть ему «память прошлого». Такая память всегда заложена в
искусстве, которое «помнит» самые древние пласты человеческой истории. Во все времена
своего существования помнило искусство и мифы древних народов. Поэтому сегодня без
знания мифологии невозможно постичь многих произведений и мировой классики, и
современных авторов.
Элективный курс "Мифология"входит в предметную область «Русский язык и литература» и
является дополнительным для изучения в 5 классе гуманитарного профиля. Настоящая программа по мифологии для основной общеобразовательной школы создана на основе Программы по курсу «Мифология», разработанной с. н. с. Лаборатории русского языка и литературы
АН России Абелюк Е.С. Данная программа повторяет структуру курса, предложенного Абелюк
Е.С., но мы несколько модифицировали ее за счет сокращения количества часов и текстов,
предлагаемых для изучения..
Цели:
- формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением,
национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
- введение в культурный обиход учащихся мифов разных народов и времен;
- осознание пятиклассниками мифов как формы познания и эстетического восприятия окружающего мира;
- поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать
и интерпретировать текст (научного или художественного стилей);
- овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих
оценок и суждений по поводу прочитанного;
- овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями
(формулировать цели деятельности, планировать ее, находить и обрабатывать необходимую
информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
- формирование потребности в речевом самосовершенствовании.
Задачи:
- приобщиться к духовно-нравственным ценностям русской культуры, сопоставлять их с духовно-нравственными ценностями других народов;
- уметь интерпретировать изученные тексты мифов разных народов;
- уметь пересказывать прочитанные тексты или их отрывки с использованием образных средств
русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному
тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог
- уметь писать сочинения на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных текстов,
классные и домашние творческие работы, рефераты на общекультурные темы;
- определять проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы
для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и
письменных высказываниях, формулировать выводы;
- уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять
сферу своих интересов;
- уметь работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

-овладеть умением понимать и применять полученную информацию при выполнении заданийовладеть приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, приёмами сравнения и анализа текстов мифов разных народов;
-овладеть умением включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявляя инициативу и
активность;
-овладеть умением работы в группе;
-овладеть умением формулировать свои затруднения, предлагать свою помощь и сотрудничество
-овладеть умением слушать собеседника, договариваться о совместной деятельности, приходить к общему решению
-совершенствовать духовно-нравственные качества;
- воспитать чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской культуре, к культурам других народов;
- уметь использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Возраст:
5 класс
Количество часов:
Примерный учебный план основного общего образования предусматривает изучение
элективного курса "Мифология" на этапе основного общего образования в объёме 35 часов в
год, или 1 час в неделю.
II Планируемые результаты освоения программы элективного курса "Мифология":
Предметные результаты:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных мифов разных народов;
• понимание связи мифов с эпохой их написания, выявление заложенных в них этнокультурных
особенностей и их непревзойденную значимость как праязыка культуры;
• умение анализировать тексты: определять его принадлежность к одному из разрядов классификации мифов;
• владение элементарной терминологией при анализе мифологического текста;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к мифам разных народов, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных мифологических текстов;
3) в коммуникативной сфере:
• осмысленное чтение и адекватное восприятие мифов разных народов;
• умение пересказывать прочитанные тексты с использованием образных средств русского
языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных мифов,
классные и домашние творческие работы, рефераты на общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы мифа как праязыка культуры; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных
языковых средств в создании собственных творческих работ.
Личностные результаты:
-совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к
многонациональному Отечеству, уважительного отношения к культуре разных народов;
-готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
-осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению,
мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести
диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию
процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к
ведению переговоров);
- развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России
и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоциональноценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению
мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты
человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и
личностно-значимой ценности);
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в
учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
- анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
- идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
- выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
- ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
- обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет: определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

- обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
- определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
- выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения
задачи/достижения цели;
- определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и
находить средства для их устранения.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
- определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
- систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов
и оценки своей деятельности;
- оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
- находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации
и/или при отсутствии планируемого результата.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее
решения. Обучающийся сможет:
- определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
- анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
- свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и
имеющихся средств, различая результат и способы действий;
- оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
- обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних
ресурсов и доступных внешних ресурсов.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
- наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
- принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
- самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода
из ситуации неуспеха.
Познавательные:
1.
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
-выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- выделять явление из общего ряда других явлений;
- определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями,
из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления,
выявлять причины и следствия явлений;

- строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к
общим закономерностям;
- строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
- излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
- самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
- вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя
или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
- выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные
причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинноследственный анализ;
- делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
2.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
- обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
-определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
-создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
-строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
-создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных
характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
- преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
- строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
- строить доказательство: прямое, косвенное, от противного.
3.
Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
- находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать
текст;
-устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
- резюмировать главную идею текста;
- преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный).
4.
Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Обучающийся сможет:
- определять свое отношение к природной среде;
- выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения.
5. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
- определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
- осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
-формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
- соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные:

1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
−
определять возможные роли в совместной деятельности;
−
играть определенную роль в совместной деятельности;
−
принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи:
мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
−
определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или
препятствовали продуктивной коммуникации;
−
строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
−
корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь
выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом
эквивалентных замен);
−
критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
−
выделять общую точку зрения в дискуссии;
−
договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной
перед группой задачей;
−
организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять
роли, договариваться друг с другом и т. д.);
−
устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные
непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей
деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Обучающийся сможет:
- определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
- отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
- представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
- соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
- высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках
диалога;
- принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
- создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
-использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых
блоков своего выступления;
- использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные
под руководством учителя;
- делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
3. Формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
- целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения
учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

-выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих
мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
-выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
- использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
- использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
- создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Виды деятельности, направленные на достижение результатов:
1. Акцентно-смысловое чтение; воспроизведение элементов содержания произведения в устной
и письменной форме (действие по заданному алгоритму с инструкцией); формулировка вопросов; составление системы вопросов и ответы на них (устные, письменные).
2. Устное и письменное выполнение аналитических процедур с использованием
теоретических понятий (нахождение элементов текста; наблюдение, описание,
сопоставление и сравнение выделенных единиц; объяснение функций каждого из элементов;
установление связи между ними; создание комментария на основе сплошного и
хронологически последовательного анализа – пофразового (при анализе стихотворений и
небольших прозаических произведений – рассказов, новелл) или поэпизодного; проведение
целостного и межтекстового анализа)
3. Устное или письменное истолкование художественных функций особенностей поэтики произведения, рассматриваемого в его целостности, а также истолкование смысла произведения
как художественного целого.
III СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «Мифология»
(35 часов)
1. Миф и сказка
Понятие о мифе. Миф и сказка (сходство и отличия).
2. Космогонические мифы
Происхождение мира. Космогония. Понятие хаоса как предтечи космоса.
Различные модели творения. Космогония Карелии (РК)*.
Возвращение хаоса в виде потопов.
Стихии как основной материал для строительства космоса.
Бинарные оппозиции как основа мифологического мышления.
Зачетная работа по теме. Тестирование.
3. Строение космоса
Образ мирового древа и его разновидности.
Жизнь и бессмертие, воплощенные в древе жизни, воплощение смерти в древе смерти.
Мировое древо в «Сказании о Гильгамеше» и в «Калевале» (РК)
Вертикальное членение мирового древа. Образы Олимпа, Земли, Аида.
Связь ритуала с горизонтальным членением дерева. Жертвенное животное или человек как
центр дерева.
Различение времени и частей пространства при помощи мирового древа. Моделирование чисел
на мировом древе. Значение магических чисел в мифах и сказках.
Проверочная работа по теме «Строение космоса».
4. Календарные мифы

Календарные мифы как воспроизводящие природные циклы. Мифы о возникновении календаря.
Календарь как система счисления временных промежутков. Календарь как земной образ небесного порядка.
Праздник как воплощение сакральной идеи.
5. Мифы о богах и героях
Боги как создатели мира и устроители его гармонии.
Понятие пантеона богов. Пантеон греческих, египетских, скандинавских, славянских богов.
Мифы о происхождении людей. Понятие о культурном герое. Участие культурного героя в
устройстве Вселенной и в устройстве человеческого общества.
Мифы о героях. Мифы о Гильгамеше. Древнегреческие герои. Индийские герои. Скандинавские герои.
Демонические существа в мифологиях разных народов.
6. Эсхатологические мифы
Гибель богов и мира.
Античная концепция смены пяти веков.
Категория времени. Понятие судьбы.
Параллельность развития мотивов в мифологиях разных народов. Связь и национальное своеобразие мифологий.
Зачетная работа. Тестирование.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
курса "Мифология"
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.

Учебные пособия для учителя
Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова. – М., 1988.
Белякова Г.С. Славянская мифология. – М., 1995.
Бондаренко Э.О. Праздники Христианской Руси: Русский народный православный
календарь. – Калининград, 1998.
Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Словарь славянской мифологии.- Н. Новгород, 1995.
Гусманов И.Г. Греческая мифология. Боги. – Москва, 1998.
Древний Восток. – Санкт-Петербург, 1998.
Иванов Н.Н. 300 вопросов и ответов о мифологии.- Ярославль, 1997.
Калевала. Карело-финский народный эпос. – Петрозаводск, 1978.
Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции.- Владикавказ, 1993.
Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х томах.- М., 2000.
Мифы народов мира в 2-х частях. – М., 1996.
Лосева И.Н., Капустин Н.С., Кирсанова О.Т., Тахтамышев В.Г. Мифологический словарь. –
Ростов-на-Дону, 1996.
Мифы Древней Индии. – Санкт-Петербург, 1997.
Немировский А.И. Мифы и легенды Древнего Востока. – М., 1994.
Семенова М. Мы – славяне! – Санкт-Петербург, 1998.
Шуклин В.В. Мифы русского народа. – Екатеринбург, 1997.
Учебные пособия для ученика
1. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова. – М., 1988.
2. Мифологический словарь. – Любое издание.
3. Хрестоматия по мифологии для 5-х классов.- Петрозаводск, 1998.

Воспитывающий и развивающий потенциал учебного курса «Мифология»
Целью воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования
является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного,
творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою
личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в
духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. В центре воспитания находится личность ребёнка, готовая включиться в общество и привнести в
него свой индивидуальный вклад.
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям
человека
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, гражданское общество, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и
гражданского общества, социальная солидарность, мир во всём мире, многообразие и уважение
культур и народов.
2. Воспитание социальной ответственности и компетентности
Ценности: правовое государство, демократическое государство, социальное государство, закон
и правопорядок, социальная компетентность, социальная ответственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны.
3. Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания
Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь;
достоинство; уважение родителей; уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, открытость, представление о духовности; духовно-нравственное развитие личности.
4. Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни
Ценности: жизнь во всех её проявлениях; экологическая безопасность; экологическая грамотность;
физическое,
физиологическое,
репродуктивное,
психическое,
социальнопсихологическое, духовное здоровье; экологическая культура; экологически целесообразный
здоровый и безопасный образ жизни; ресурсосбережение; экологическая этика; экологическая
ответственность; социальное партнёрство для улучшения экологического качества окружающей среды; устойчивое развитие общества в гармонии с природой);
5. Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и
жизни, подготовка к сознательному выбору профессии
Ценности: научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира, нравственный смысл учения и самообразования, интеллектуальное развитие личности; уважение к труду
и людям труда; нравственный смысл труда, творчество и созидание; самостоятельность, целеустремлённость и настойчивость, бережливость, выбор профессии.
6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры (эстетическое воспитание)
Ценности: красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и
искусстве, эстетическое развитие личности, языки культуры, культурные формы общения,
культура выражения эмоций, культура родного края, мировая культура.

Межпредметные связи учебного курса «Мифология»
Установление межпредметных связей в школьном курсе способствует более полному усвоению
знаний, формированию научных понятий и законов, совершенствованию учебно– воспитательного процесса и оптимальной его организации, формированию мировоззрения, понимания взаимосвязи явлений в природе и обществе.
Используя процесс интеграции наук в школьном обучении, реализующийся через межпредметные связи, можно достичь следующих результатов:
– знания приобретают качества системности
– умения становятся обобщенными, способствуют комплексному применению знаний, их синтезу, переносу идей и методов из одной науки в другую, что лежит в основе творческого подхода к научной, художественной деятельности человека в современных условиях
– усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся
Межпредметные связи выполняют в обучении курса «Мифология» ряд функций:
Методологическая функция выражена в том, что только на их основе возможно формирование у учащихся диалектико-материалистических взглядов на природу, современных представлений о ее целостности и развитии, поскольку межпредметные связи способствуют отражению
в обучении методологии современного естествознания, которое развивается по линии интеграции идей и методов с позиций системного подхода к познанию природы.
Образовательная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель
формирует такие качества знаний учащихся, как системность, глубина, осознанность, гибкость.
Межпредметные связи выступают как средство развития понятий, способствуют усвоению
связей между ними и общими понятиями.
Развивающая функция межпредметных связей определяется их ролью в развитии системного
и творческого мышления учащихся, в формировании их познавательной активности, самостоятельности и интереса к познанию. Межпредметные связи помогают преодолеть предметную
инертность мышления и расширяют кругозор учащихся.
Воспитывающая функция межпредметных связей выражена в их содействии всем направлениям воспитания обучающихся в обучении Учитель, опираясь на связи с другими предметами,
реализует комплексный подход к воспитанию.
Конструктивная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель
совершенствует содержание учебного материала, методы и формы организации обучения. Реализация межпредметных связей требует совместного планирования учителями комплексных
форм учебной и внеклассной работы, которые предполагают знания ими учебников и программ
смежных предметов.
Межпредметность – это современный принцип обучения, который влияет на отбор и структуру
учебного материала целого ряда предметов, усиливая системность знаний учащихся, активизирует методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм организации обучения,
обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса.
Организация
учащихся:

проектной

деятельности

и

учебно-исследовательской

деятельности

Одним из путей формирования УУД в основной школе является включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность, которая может осуществляться в
рамках реализации программы учебно-исследовательской и проектной деятельности. Програм-

ма ориентирована на использование в рамках урочной и внеурочной деятельности для всех видов образовательных организаций при получении основного общего образования.
Специфика проектной деятельности обучающихся в значительной степени связана с
ориентацией на получение проектного результата, обеспечивающего решение прикладной задачи и имеющего конкретное выражение. Проектная деятельность обучающегося рассматривается с нескольких сторон: продукт как материализованный результат, процесс как работа по выполнению проекта, защита проекта как иллюстрация образовательного достижения обучающегося и ориентирована на формирование и развитие метапредметных и личностных результатов
обучающихся.
Особенностью учебно-исследовательской деятельности является «приращение» в
компетенциях обучающегося. Ценность учебно-исследовательской работы определяется возможностью обучающихся посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, занимающихся научным исследованием.
Учебно-исследовательская работа учащихся может быть организована по двум направлениям:
• урочная учебно-исследовательская деятельность учащихся: проблемные уроки; семинары; практические и лабораторные занятия, др.;
• внеурочная учебно-исследовательская деятельность учащихся, которая является логическим продолжением урочной деятельности: научно-исследовательская и реферативная работа, интеллектуальные марафоны, конференции и др.
Учебно-исследовательская и проектная деятельность обучающихся может проводиться в
том числе по таким направлениям, как:
• исследовательское;
• инженерное;
• прикладное;
• информационное;
• социальное;
• игровое;
• творческое.
В рамках каждого из направлений могут быть определены общие принципы, виды и
формы реализации учебно-исследовательской и проектной деятельности, которые могут быть
дополнены и расширены с учетом конкретных особенностей и условий образовательной организации, а также характеристики рабочей предметной программы.
В ходе реализации настоящей программы могут применяться такие виды проектов (по
преобладающему виду деятельности), как: информационный, исследовательский, творческий,
социальный, прикладной, игровой, инновационный.
Проекты могут быть реализованы как в рамках одного предмета, так и на содержании
нескольких. Количество участников в проекте может варьироваться, так, может быть индивидуальный или групповой проект. Проект может быть реализован как в короткие сроки, к примеру, за один урок, так и в течение более длительного промежутка времени. В состав участников проектной работы могут войти не только сами обучающиеся (одного или разных возрастов), но и родители, и учителя.
Особое значение для развития УУД в основной школе имеет индивидуальный проект,
представляющий собой самостоятельную работу, осуществляемую обучающимся на протяжении длительного периода, возможно, в течение всего учебного года. В ходе такой работы обучающийся –(автор проекта) самостоятельно или с небольшой помощью педагога получает возможность научиться планировать и работать по плану – это один из важнейших не только учебных, но и социальных навыков, которым должен овладеть школьник.
Формы организации учебно-исследовательской деятельности на урочных занятиях могут
быть следующими:
• урок-исследование, урок-лаборатория, урок – творческий отчет, урок изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок – защита исследовательских проектов, урок-экспертиза,
урок «Патент на открытие», урок открытых мыслей;
• учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов;
• домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе разнообразные виды, причем позволяет провести учебное исследование, достаточно протяженное во времени.

Примерная тематика проектов по курсу «Мифология»
1.Сравнительная характеристика мифологии Древней Греции и Древнего Рима
2.Мифологические персонажи славянских сказок .
3.Мифологические корни образа Бабы- Яги.
4.9 миров в мифологии Скандинавии.
5.Мифология древних славян
Мини-проекты:
1.Мифы Древней Греции как источник фразеологизмов
2.Мифы разных народов в скульптуре и архитектуре Санк-Петербурга.
3.Мифологические животные
4.Мифологические птицы

IV Тематическое планирование элективного курса "Мифология" (35 часов)
Тема, раз- Количество
Планируемые образовательные результаты учащихся по каждой теме
дел
часов
Тема 1
2 часа
Предметные УУД
Миф и
- умения определять тему и основную мысль произведения фольклора
сказка
- владеть различными видами пересказа, пересказывать сюжет; выявлять особенности
композиции, основной конфликт, вычленять фабулу крупных фольклорный жанров
(сказок и тд)
- характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики оценивать систему персонажей
- находить основные изобразительно-выразительные средства, определять их художественные функции, выявлять особенности языка фольклорных произведений
- выражать личное отношение к прочитанному тексту, аргументировать свою точку
зрения
- выразительно читать с листа произведения/фрагменты

o Метапредметные УУД
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности
2. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
3. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
Познавательные УУД
1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
2. Смысловое чтение: находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с
целями своей деятельности); ориентироваться в содержании текста, понимать це-

Содержание воспитательного потенциала урока
Воспитывается уважение к
России, своему народу,
своему краю.
Привлекается внимание к
проблеме духовно- нравственного развития личности.
Развивается готовность и
способность обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации
к обучению и познанию.

лостный смысл текста, структурировать текст; устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов; резюмировать главную идею текста;
преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать
текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный);
Коммуникативные УУД
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью
Тема 2
Космогонические
мифы

9 часов

Предметные УУД
- умения определять тему и основную мысль текста
- владеть различными видами пересказа, пересказывать сюжет; выявлять особенности
композиции
- выражать личное отношение к прочитанному тексту, аргументировать свою точку
зрения
- выразительно читать с листа произведения/фрагменты

o Метапредметные УУД
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные воз-

Воспитывается
гражданственность и патриотизм,
уважение
многообразию
культур и народов мира.

Вырабатывается личностное
отношение к
ответственности за
настоящее и будущее своей
страны
Повышается мотивация к
интеллектуальному
развитию личности.

можности ее решения.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
Познавательные УУД
1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
3. Смысловое чтение: находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с
целями своей деятельности); ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов; резюмировать главную идею текста;
преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать
текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный); критически оценивать содержание и форму текста.
4. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации
5. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей
и других поисковых систем.
Коммуникативные УУД
1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета
интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение
2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования
и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью
3. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий

Тема 3
Строение
космоса

7 часов

Предметные УУД
- умения определять тему и основную мысль текста
- владеть различными видами пересказа, пересказывать сюжет; выявлять особенности
композиции
- выражать личное отношение к прочитанному тексту, аргументировать свою точку
зрения
- выразительно читать с листа произведения/фрагменты

o Метапредметные УУД
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
Познавательные УУД
1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

Воспитывается уважение к
многообразию
культур
народов мира.

Повышается внимание к
сформированности
целостного мировоззрения,
соответствующего
современному уровню
развития науки и
общественной практики.

Развивается опыт сотрудничества со сверстниками, публичного выступления.

3. Смысловое чтение: находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с
целями своей деятельности); ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов; резюмировать главную идею текста;
преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать
текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный); критически оценивать содержание и форму текста.
4. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации
5. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей
и других поисковых систем.
Коммуникативные УУД
1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета
интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение
2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования
и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью
3. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий
Тема 4
3 часа
Календарные мифы

Предметные УУД
- умения определять тему и основную мысль текста
- владеть различными видами пересказа, пересказывать сюжет; выявлять особенности
композиции
- выражать личное отношение к прочитанному тексту, аргументировать свою точку
зрения (в каждом классе – на своем уровне)

Воспитывается уважение к
российской гражданской
идентичности, к интерприоризации гуманистических и
традиционных ценностей
многонационального российского общества.

- выразительно читать с листа произведения/фрагменты

o Метапредметные УУД
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
Познавательные УУД
1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
3. Смысловое чтение: находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с
целями своей деятельности); ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов; резюмировать главную идею текста;
преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать
текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction); критически оценивать содержание и форму текста.
4. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в

Повышается мотивация к
самостоятельной, творческой
и ответственной
деятельности

Развивается готовность и
способность обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации
к обучению и познанию.

познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации
5. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей
и других поисковых систем.
Коммуникативные УУД
1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета
интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение
2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования
и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью
3. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий
Тема 5
Мифы о
богах и
героях

9 часов

Предметные УУД
- умения определять тему и основную мысль текста
- владеть различными видами пересказа, пересказывать сюжет; выявлять особенности
композиции
- выражать личное отношение к прочитанному тексту, аргументировать свою точку
зрения (в каждом классе – на своем уровне)
- выразительно читать с листа произведения/фрагменты

o Метапредметные УУД
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Воспитывается ценностное
отношения к прекрасному,
формирование основ
эстетической культуры
(эстетическое воспитание)

Повышается мотивация к
самостоятельной, творческой и ответственной деятельности.
Развивается навык сотрудничества, умение критически мыслить.

3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
Познавательные УУД
1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
3. Смысловое чтение: находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с
целями своей деятельности); ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов; резюмировать главную идею текста;
преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать
текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction); критически оценивать содержание и форму текста.
4. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации
5. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей
и других поисковых систем.
Коммуникативные УУД
1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета
интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение

2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования
и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью
3. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий
Тема 6
Эсхатологические
мифы

5 часов

Предметные УУД
- умения определять тему и основную мысль текста
- владеть различными видами пересказа, пересказывать сюжет; выявлять особенности
композиции
- выражать личное отношение к прочитанному тексту, аргументировать свою точку
зрения (в каждом классе – на своем уровне)
- выразительно читать с листа произведения/фрагменты

o Метапредметные УУД
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
Познавательные УУД

Воспитывается уважительное отношение к общечеловеческим ценностям.
Привлекается внимание к
проблеме осмысления ценностных ориентиров.
Развивается навык сотрудничества, умение критически мыслить

1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
3. Смысловое чтение: находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с
целями своей деятельности); ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов; резюмировать главную идею текста;
преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать
текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction); критически оценивать содержание и форму текста.
4. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации
5. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей
и других поисковых систем.
Коммуникативные УУД
1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета
интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение
2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования
и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью
3. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».