РП ЭК БИОЛОГИЯ 5 ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

МОУ «Лицей №1»

УТВЕРЖДАЮ

ПРИНЯТА

Директор МОУ «Лицей №1»

на научно-методическом совете

_______________/А.В.Гуденко

протокол №1_

___ августа 2020

24 августа 2020

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
МОУ «ЛИЦЕЙ №1»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ И ПУТИ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ»
Основной общеобразовательной программы основного общего
образования /ФГОС/
5 КЛАСС
(Школьный компонент – 35 часов)
СОСТАВИТЕЛИ:
Степанова О.Н.
Учитель биологии высшей квалификационной категории
ПРОШЛА ЭКСПЕРТИЗУ НА ЗАСЕДАНИИ КАФЕДРЫ
___________/Горохова М.А., руководитель кафедры естественных наук

г. Петрозаводск

Пояснительная записка
Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к учащимся и
их здоровью. При этом здоровье рассматривается как сложный, многоуровневый феномен,
включающий в себя физиологический, психологический и социальный аспекты. Приоритетность
проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся нашла отражение в многочисленных
исследованиях ученых. Это подчеркивает необходимость формирования у школьников мотивации
на ведение здорового образа жизни через организацию культурной здоровьесберегающей практики
детей, через деятельные формы взаимодействия, в результате которых только и возможно
становление здоровьесберегающей компетентности. Программа курса по направлению «Здоровый
образ жизни» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения,
обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная
программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся,
и способствует познавательному, эмоциональному развитию ребенка.
На реализацию программы отводится 35 занятий.
Новизна программызаключается в том, что она разработана для учащихся 5 классов с
учетом возрастных особенностей. Программа нацелена на обучения культуре здорового образа
жизни, а также направлена на профилактику нарушений здоровья, связанных с гиподинамизмом,
напряжением зрения. Данная программа предусматривает проведение комплексных мероприятий
по формированию культуры здорового образа жизни в школьной среде. Знание основ здорового
образа жизни позволит школьникам оценить возможности своего здоровья и пересмотреть образ
жизни, мешающий укреплению здоровья.
Цель программы: сформировать у школьников знания об основах здорового образа жизни,
понимание о необходимости заботы о своём здоровье.
Задачи:
1. Формирование у обучающихся знаний о здоровом образе жизни, о здоровье как одной из
важнейших человеческих ценностей.
2. Воспитание готовности заботиться и укреплять собственное здоровье.
3. Овладение практикой применения необходимых навыков сохранения и укрепления
здоровья.
4.Развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья.
Особенностями курса «Здоровый образ жизни» являются:
- интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих
знаний;

- расширение чувственного опыта и практической деятельности школьников;
- наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков
и способностей и способов деятельности;
- возможность осуществлять межпредметные связи с другими предметами.
Основными методами при реализации программы является проблемно-поисковый подход
и исследовательский, обеспечивающий реализацию развивающих задач курса. В программе
используются

разнообразные

формы

проведения

занятий:подготовка

сообщений

учащимися,театрализация; игровые методы: сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, образноролевые игры; исследовательские методы: проектирование, исследование, анализ.
Формы занятий разнообразны: познавательные беседы, дискуссии, решение ситуативных
задач, викторины, игры, выставки рисунков, конкурсы, проектная деятельность, круглый стол.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы
В

процессе

обучения

и

воспитания

собственных

установок,

потребностей

в

значимоймотивациинасоблюдениенормиправилздоровогообразажизни,культурыздоровьяуобучающи
хсяформируютсяпознавательные,личностные,регулятивные,коммуникативныеуниверсальныеучебны
едействия.
Программапредусматриваетдостижениеследующихрезультатовобразования:
➢ личностныерезультаты—
готовностьиспособностьобучающихсяксаморазвитию,сформированностьмотивациикучениюи
познанию,отражающиеихиндивидуально-личностные позиции, социальные компетентности,
личностные качества; сформированностьосновроссийской, гражданской идентичности;
➢ метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные
действия(познавательные,регулятивныеи коммуникативные);
➢ предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных
предметовопытспецифической
получениюновогознания,
основополагающих

его

длякаждойпредметнойобластидеятельностипо
преобразованию

и

применению,

элементовнаучногознания,лежащая

воснове

а

также

система

современнойнаучной

картинымира.
Личностными

результатами

программы

«Здоровый

образ

жизни»

является

формированиеследующихумений:
➢ Определять и высказыватьпод руководством учителя самые простые и общие для
всехлюдейправилаповеденияпри сотрудничестве(этическиенормы);
➢ В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для
всехпростыеправилаповедения,делатьвыбор,приподдержкедругихучастниковгруппыипедагога
,как поступить.

Метапредметнымирезультатамипрограммыявляетсяформированиеследующихуниверсальныхучебныхдействий (УУД):
1. РегулятивныеУУД:
➢ Определятьиформулироватьцельдеятельностиспомощьюучителя.
➢ Проговариватьпоследовательностьдействий.
➢ Учитьвысказыватьсвоёпредположение(версию)наосновеработысиллюстрацией,учить
работатьпопредложенномуучителем плану.
➢ Средствомформированияэтихдействийслужиттехнологияпроблемногодиалоганаэтапеизуче
ниянового материала.
➢ Учитьсясовместносучителемидругимиученикамидаватьэмоциональнуюоценку
деятельностиучащихся.
2. ПознавательныеУУД:
➢ Делатьпредварительныйотбористочниковинформации:ориентироватьсявлитературе(наразв
ороте,воглавлении, всловаре).
➢ Добыватьновыезнания:находитьответынавопросы,используяразличныеисточникиинформа
ции,свойжизненныйопыт иинформацию,полученнуюнауроках.
➢ Перерабатыватьполученнуюинформацию:делатьвыводыврезультатесовместнойработывсех
учащихся.
➢ Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на
основепростейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
находить иформулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных,
рисунков,схематическихрисунков).
3. КоммуникативныеУУД:
➢ Умениедонестисвоюпозициюдодругих:оформлятьсвоюмысльвустнойиписьменнойречи(нау
ровнеодногопредложения или небольшого текста).
➢ Слушатьипониматьречьдругих.
➢ Средством формирования этих действий служит технология проблемного
диалога(побуждающийи подводящий диалог).
➢ Совместнодоговариватьсяоправилах общенияиповедениявшколеиследоватьим.
➢ Учитьсявыполнятьразличныероливгруппе(лидера,исполнителя,критика).
➢ Средствомформированияэтихдействийслужиторганизацияработывпарахималыхгруппах
Первостепеннымрезультатомреализациипрограммыкурса
будетсознательноеотношениеобучающихсяксобственномуздоровьювовсехегопроявлениях.

Виды деятельности учащихся, направленные на достижение результата
Входереализацияпрограммывнеурочнойдеятельности«Здоровыйобразжизни»обучающиесядо
лжны уметь:
➢ составлятьиндивидуальныйрежимдняисоблюдатьего;
➢ выполнятьфизическиеупражнениядляразвитияфизическихнавыков;
➢ различать“полезные”и“вредные”продукты;
➢ использоватьсредствапрофилактикиОРЗ,ОРВИ,клещевойэнцефалит и т.д.;
➢ определятьблагоприятныефакторывоздействующиеназдоровье;
➢ заботитьсяосвоемздоровье;
➢ находитьвыходизситуаций,связанныхсупотреблениемалкоголя,наркотиков,сигарет;
➢ применятькоммуникативныеипрезентационныенавыки;
➢ использоватьнавыкиэлементарнойисследовательскойдеятельностивсвоейработе;
➢ оказыватьпервуюпомощь при различных травмах;
➢ находитьвыходизстрессовыхситуаций;
➢ приниматьразумныерешенияпоповодуличногоздоровья,атакжесохраненияиулучшениябезоп
аснойи здоровой среды обитания;
➢ адекватнооцениватьсвоёповедениевжизненныхситуациях;
➢ отвечатьзасвоипоступки;
➢ отстаиватьсвоюнравственнуюпозициювситуациивыбора.
Содержание программы
I .Вводное занятие (1 ч).
1.Здоровый образ жизни и пути его формирования. Понятие о ЗОЖе
Понятие «здоровье», «ЗОЖ», хорошее самочувствие.
Практическая работа: анкетирование «Оценка моего здоровья».
II ЗОЖ, Способы формирования здоровья (26 ч).
2.Режим дня школьника
Составление режима дня, важность соблюдения режима дня.
Практическая работа «Режим дня школьника».
3. Сон и его значение для здоровья
Гигиенические требования к спальному месту. Почему важно высыпаться.

4. Личная гигиена
Правила гигиены.
Практическая работа: составление памятки «Советы тетушки Гигиены».
5. Кожа и её функции
Гигиена кожи, повреждения кожи, воспаления на коже.
Практикум «Как ухаживать за кожей».
6. Профилактика кожных заболеваний
7. Ногти и уход за ними
Гигиена рук и ног.
8. Уход за волосами. Приемы ухода.
Практическая работа: тестирование «Правила ухода за волосами».
9. Уход за волосами. Профилактика заболеваний
10. Гигиена полости рта. Средства ухода за ротовой полостью
11. Гигиена полости рта. Основные приемы ухода. Профилактика заболеваний
Практическая работа: тестирование «Правильный уход за зубами».
12. Влияние высоких температур на организм
Воздействие высоких и низких температур внешней среды вызывает нарушение теплообмена и
приводит соответственно к перегреву и переохлаждению организма. Составление правил
первой помощи.
13. Влияние низких температур на организм
Воздействие высоких и низких температур внешней среды вызывает нарушение теплообмена и
приводит соответственно к перегреву и переохлаждению организма. Составление правил
первой помощи.
14. Понятие о вирусных инфекциях
Почему мы болеем? Иммунитет. Причины сезонных заболеваний. Укрепление иммунитета.
Практическая работа: памятка «Как помочь иммунитету».
15. Профилактика вирусных инфекций

Практическая работа: памятка «Методы профилактики вирусных заболеваний».
16. Понятие о закаливании организма
Как закаляться. Способы закаливания, значение закаливания.
17. Способы закаливания организма в домашних условиях
18. Физическая культура и здоровье
Значение физических упражнений для здоровья человека.
Практическая работа: разучивание комплексов упражнений и физкульминуток для снятия
эмоционального и физического перенапряжения. Знакомство с видами спорта и спортсменами –
гордостью России.
19. Питание и здоровье
Правильное питание, здоровые продукты. Традиции народной кухни.
Практическая работа: решение кроссворда.
20. Составление суточного пищевого рациона школьника
Практическая работа по теме урока.
21. Гигиена позвоночника
Значение правильной осанки, искривление позвоночника, проблемы здоровья, связанные с
неправильной осанкой.
Практическая работа: памятка «Человек прямоходящий»
22. Травматизм и его профилактика
Безопасное поведение: ПДД, бытовые опасности.
Практическая работа: тестирование по правилам безопасности в быту и на дорогах.
23. Отравление и его профилактика
Профилактика пищевого отравления. Составление памятки и правил первой помощи.
24. Что нужно знать о лекарствах
Таблетка – не конфетка.
Безопасное поведение: не принимать лекарства без ведома взрослых. Игра «Валеологический
светофор».

25. Правила безопасного поведения на воде
Составление памятки.
26. Предосторожности при общении с животными
Забота о братьях наших меньших. Опасные заболевания, передающиеся через домашних
питомцев.
Практическая работа: памятка «Общение с домашними питомцами».
27. Внутренняя боль и её опасность
Боль-неотъемлемая часть жизни человека. Боль предупреждает об опасности. Какие бывают
разновидности боли. Классификация, различия.
III Вредные привычки и здоровье ( 4ч).
28. Вредные привычки и здоровье
Практическая работа: рисунок на тему ««Скажи «Нет!» вредным привычкам»
29. О вреде курения
Изучение статистики заболеваний, смертности от табакокурения.
30. О вреде алкоголя
Изучение статистики заболеваний, смертности от употребления алкоголя.
31. О наркотической зависимости
Умей сказать «Нет!». Волевое поведение.
Употребление психотропных веществ: влияние на организм человека. Выработка стратегии
грамотного сопротивления соблазнительным предложениям.
Практическая работа: памятка «Правила поведения при
вовлечении школьника к приему психотропных веществ».
IV Обобщение и систематизации знаний (3 часа и 1 час резерв)
32.Контрольно-обобщающий урок
Твое здоровье – в твоих руках. Творческое выражение полученных знаний по курсу «ЗОЖ».
Практическая работа: оформление тематического уголка.
33.Работа на пришкольном участке

34. Работа на пришкольном участке
1 час резерв

Воспитывающий и развивающий потенциал программы курса
Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья
обучающихся и способствует познавательному, эмоциональному развитию ребенка.
Врезультатереализациипрограммыкурсапоформированиюкультурыздоровьяуобучающихсяразвива
ютсягруппыкачеств:отношениексамомусебе,отношение к другим людям, отношение к вещам,
отношение к окружающему миру. Благодарятому, что содержание данной программы раскрывает
все

стороны

здоровья,

обучающиеся

будутдемонстрироватьтакиекачестваличностикак:товарищество,уважениекстаршим,доброта,честн
ость,трудолюбие,бережливость,дисциплинированность,соблюдениепорядка,любознательность,лю
бовь к прекрасному,стремлениебыть сильными ловким.
Воспитывать потребность вести здоровый образ жизни у учащихся, самовоспитания и
самосовершенствования на основе преодоления вредных привычек и воспитания у себя
стремления к физической и социальной активности, правильному питанию. Воспитывать
активную жизненную позицию в положительном отношении к здоровью как величайшей
ценности. Воспитание ответственности за сохранение своего здоровья. Способствовать
воспитанию отрицательного отношения к табакокурению, алкоголю. Побуждать учеников к
сопротивлению, противостоянию давления сверстников в приобщении к вредным привычкам.

Межпредметные связи программы курса
Программа курса направлена на развитие у учащихся представления о значимости знаний:
химии, биологии, истории, обществознания, физической культуры и математики в повседневной
жизни для сохранения своего здоровья (здоровья нации).
Овладение химической терминологией и символикой. Способность применять полученные
знания при объяснении химических явлений в быту.
Формирование представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира,
понимание роли биологии вформировании здорового образа жизни человека, уверенное
пользование биологической терминологией и символикой.
Формирование представлений о роли и месте обществознания в современной научной картине
мира. Сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве
и взаимодействии его основных сфер. Владение умениями выявлять причинно-следственные,
функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов. Владение
умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия
принимаемых решений, знать свои права и обязанности.
Умение использовать разнообразные формы и виды физкультурной деятельности для
организации здорового образа жизни, активного отдыха и досуга;
Владение современными технологиями укрепления и сохранения здоровья, поддержания
работоспособности, профилактики предупреждения заболеваний, связанных с учебной
деятельностью.
Владение основными способами самоконтроля индивидуальных показателей здоровья,
умственной и физической работоспособности, физического развития и физических качеств.
Владение физическими упражнениями разной функциональной направленности, использование
их в режиме учебной и производственной деятельности с целью профилактики переутомления и
сохранения высокой работоспособности.
На уроке обучающиеся выполняют математические действия, используя различные способы
задания и описания алгоритмов, чередуя эту работу с получением информации. Решение задач на
экологическую тему развивает у учащихся интерес к природе, воспитывает пытливых,
любознательных людей, понимающих, что человек – это тоже часть природы и что от природы
зависит здоровье человека.

Учебно-тематический план
№ п/п

Раздел, Тема

Кол-

Планируемые образовательные результаты Воспитательный потенциал урока

во

обучающихся

часов
1

I .Вводное занятие

1

Выделять и определять понятие «ЗОЖ».

Воспитание

бережного

отношения

к

собственному здоровью.
1. Здоровый образ жизни и пути
его формирования. Понятие о
ЗОЖе
2-27

II

ЗОЖ,

Способы 26

формирования здоровья

Выделять и определять понятия «здоровье», Способствовать воспитанию убеждения, что
«здоровый образ жизни», значение здорового только

сам

человек

определяет

образа жизни.

здоровый (или нездоровый) образ жизни.

2. Режим дня школьника

Умение проводить оценку своего здоровья.

Способствовать

3. Сон и его значение для

Выявлять способы формирования здоровья.

образа жизни.

здоровья

Составлять

4. Личная гигиена
5. Кожа и её функции
6.Профилактика

кожных

индивидуальный

дня и Воспитания

у

соблюдать его.

физической

и

Соблюдать режим сна и бодрствования.

правильному

Следить за личной гигиеной.

активную

физические

режим

упражнения

формированию
учащихся

жизненную

здорового

стремления

социальной
питанию.

свой

к

активности,
Воспитывать
позицию

в

заболеваний

Выполнять

для положительном отношении к здоровью как

7. Ногти и уход за ними

развития физических навыков.

величайшей ценности.

8. Уход за волосами. Приемы

Придерживаться правильного питания.

Воспитываются такие качества личности как:

ухода.

Различать “полезные” и “вредные” продукты.

товарищество, уважение к старшим, доброта,

9.

Уход

за

волосами.

Профилактика заболеваний
10.

Гигиена

Средства

полости

ухода

за

профилактики

ОРЗ, честность,

рта.

ротовой

Определять

полости

приемы

рта.
ухода.

благоприятные

воздействующие на здоровье.
помощи.
Соблюдать правила безопасности в быту и на
улице.

12.

Умение излагать свое мнение, обсуждать, делать

высоких

температур на организм

выводы, сотрудничать, работать с источниками

13. Влияние низких температур

информации.

на организм

Формирование умений систематизировать и

14.

Понятие

о

вирусных

инфекциях
15.

Профилактика

вирусных

инфекций
16.

Понятие

о

закаливании

организма
17.

Способы

организма

в

закаливания
домашних

условиях
18.

Физическая

здоровье

культура

и

бережливость,

факторы любознательность, любовь к прекрасному,

Профилактика заболеваний
Влияние

трудолюбие,

дисциплинированность, соблюдение порядка,

Знать и применять правила оказания первой

Гигиена

Основные

средства

ОРВИ и т.д..

полостью
11.

Использовать

анализировать информацию.

стремление быть сильным и ловким.

19. Питание и здоровье
20.

Составление

суточного

пищевого рациона школьника
21. Гигиена позвоночника
22.

Травматизм

и

его

и

его

профилактика
23.

Отравление

профилактика
24.

Что

нужно

знать

о

лекарствах
25.

Правила

безопасного

поведения на воде
26.

Предосторожности

при

общении с животными
27.

Внутренняя

боль

и

её

опасность

28-31

III

Вредные

привычки

и 4

здоровье

Находить выход из стрессовых ситуаций.
Принимать
личного

28.

Вредные

привычки

и

разумные

здоровья,

улучшения

решения

а также

безопасной

и

по

Воспитывать активную жизненную позицию
поводу в положительном отношении к здоровью как

сохранения

здоровой

и величайшей

ценности.

среды ответственности
здоровья.

за

Воспитание

сохранение

Способствовать

своего

здоровье

обитания.

воспитанию

29. О вреде курения

Отстаивать свою нравственную позицию в отрицательного отношения к табакокурению,

30. О вреде алкоголя

ситуации выбора.

31.

Умение сопротивляться зависимости, давлению

О

наркотической

зависимости

сверстников

в

алкоголю, наркотикам.
приобщении

к

вредным

привычкам.

32-35

IV

Обобщение

и 4

систематизации знаний
32.Контрольно-обобщающий
урок
33.Работа

на

пришкольном

участке
34. Работа на пришкольном
участке
1 час резерв

Творческое выражение полученных знаний по Воспитание
курсу «ЗОЖ».

бережного

собственному здоровью.

отношения

к

Литература для педагога
1. Безруких М. М., Филиппова Т. А., Макеева А. Г. «формула правильного питания».
2. Безруких М. М., Филиппова Т. А., Макеева А. Г. Рабочая тетрадь для школьников:
«формула правильного питания».
3. Разработка программ по формированию экологической культуры, здорового и
безопасного образа жизни: методическое пособие/Г. Е. Гун.-М.:ООО «Русское словоучебник», 2014. – 128 стр. – (ФГОС.Начальная инновационная школа).
4. Обухова Л. А., Лемяскина Н. А. Школа докторов Природы или 135 уроков здоровья.М.: ВАКО, 2004.-240 стр.-(Мастерская учителя).
5. Формирование ЗОЖ у школьников/авт.-сост. Т. Н. Захарова и др. – Волгоград:
Учитель, 2007. – 174 стр.
6. ОБЖ: школьный курс в тестах, кроссвордах, стихах, играх и задачах с картинками/авт.сост. Г. П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2006.-104 стр.
7. Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентанаграф». 2002.- 205 с.
8.

Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.:

ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.
9.

Захаров. А.Н. Как предупредить отклонения в поведении детей. М. 2005. - 85 с.
Литература для учащихся

1. Безруких М. М., Филиппова Т. А., Макеева А. Г. Рабочая тетрадь для школьников:
«Формула правильного питания».
2. Если хочешь быть здоров. Елена Качур, 2014.
3. Все о моем теле: 50 важных советов для идеального здоровья и внешнего вида. Д.
Бейли, 2013.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».