РП ЭК БИОЛОГИЯ 5 КЛАСС УДИВИТЕЛЬНЫЕ ЖИВОТНЫЕ

МОУ «Лицей №1»

УТВЕРЖДАЮ

ПРИНЯТА

Директор МОУ «Лицей №1»

на научно-методическом совете

_______________/А.В.Гуденко

протокол №1_

___ августа 2021

27 августа 2021

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
МОУ «ЛИЦЕЙ №1»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«УДИВИТЕЛЬНЫЕ ЖИВОТНЫЕ»
Основной общеобразовательной программы основного общего образования /ФГОС/
5 КЛАСС
(Школьный компонент – 35 часов)

СОСТАВИТЕЛИ: Степанова О.Н.
учитель биологии высшей квалификационной категории
ПРОШЛА ЭКСПЕРТИЗУ НА ЗАСЕДАНИИ КАФЕДРЫ
___________/Горохова М.А., руководитель кафедры естественных наук

г. Петрозаводск

Пояснительная записка
Цель курса: формирование у учащихся интереса к изучению животных, так как много
интересной информации о животных остается за страницами учебника.
Логика изучения животных основана на схеме: среда обитания, особенности строения,
уникальные особенности строения, уникальные особенности поведения, значение в жизни
человека (животные-символы). Учебная деятельность организуется в формате проектного
задания, которое носит групповой характер; для решения этой задачи школьникам
предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора (или системы)
заданий и требуемых для их выполнения. В процессе реализации программы курса
предполагается активная поисковая деятельность учащихся при работе с различными
источниками информации (фильмы, экскурсии, книги, рассказы ученых и т.д.).
Задачи:
- сформировать у учащихся систему представлений о мире животных как родной страны,
так и планеты в целом;
- развить познавательный интерес и любовь к животным;
- сформировать систему представлений об экологически грамотном взаимодействии
между человеком и животными, о мерах по сохранению животного мира.
Курс способствует:
-развитию познавательных навыков учащихся, умений, самостоятельно конструировать
знания и ориентироваться в информационном пространстве;
-развитию форм творческой, исследовательской активности учащихся;
-созданию творческой среды для проявления и реализации способностей каждого ребенка,
стимулированию и выявлению достижений одаренных школьников.

Планируемые результаты освоения учебного курса
Предметные и личностные результаты
Ученик

научится:

характеризовать

особенности

строения

и

процессов

жизнедеятельности различных групп животных, их практическую значимость; применять
методы биологической науки для изучения их, проводить наблюдения за животными
организмами, описывать их; использовать составляющие проектной деятельности по
изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать,
выявлять взаимосвязи); ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать
информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия
деятельности человека в природе.
Ученик получит возможность научиться:выделять эстетические достоинства
объектов животного мира; осознанно соблюдать основные принципы и правила
отношения к живой природе; ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по
отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её
проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам
живой природы); находить информацию о животных в научно-популярной литературе,
биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из
одной формы в другую; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и
поступках по отношению к живой природе.
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:
–давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного
материала;
–осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений;
–обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с
меньшим объемом к понятию с большим объемом.
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей.
Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать
модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.
Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя
форму фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной
форме в зависимости от адресата.
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство
(аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать
различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы
слушания.
Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий,
соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для
достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные
программно-аппаратные средства и сервисы.
Средством

формирования

познавательных

УУД

служат

продуктивные

задания,

нацеленные на развитие: – рассмотрение биологических процессов, в том числе, в
развитии; – использование биологических знаний в быту; – объяснять мир с точки зрения
биологии.
Коммуникативные УУД:
Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение
механизмом эквивалентных замен).
Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность
своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство
(аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Средством

формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного

диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а
также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Метапредметные результаты
Ученик научится: планировать и выполнять учебное проектное задание, используя
оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме; выбирать и
использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме; использовать такие
естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы,
выдвижение «хорошей гипотезы», моделирование; ясно, логично и точно излагать свою
точку зрения, сотрудничать в ходе командной работы.
Ученик получит возможность научиться: самостоятельно задумывать, планировать и
выполнять, учебное проектное задание;использовать метод получения знаний

-

моделирование, целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные
способности, работая в команде; осознавать свою ответственность за достоверность
полученных знаний, за качество выполненного проекта.
Виды деятельности учащихся, направленные на достижение результата
•

Устанавливать взаимосвязь строения и образа жизни животных.

•

Характеризовать роль животных в природе, аргументировать необходимость
бережного отношения к природным сообществам.

•

Описывать многообразие условий обитания животных.

•

Приводить примеры экологического неблагополучия среди животных, различных
форм взаимодействия между животными, разнообразия реакций животных на
изменение различных экологических факторов, редких и охраняемых животных
своего региона.

•

Объяснять взаимовлияние экологических факторов и живых организмов,
особенности распространения животных в зависимости от действия экологических
факторов.

•

Давать характеристику основным видам приспособлений животных к различным
экологическим факторам и их совокупности, основным средам обитания
животных.

•

Объяснять взаимоотношения между животными разных видов.

•

Объяснять значение различных животных для хозяйственных нужд человека.

•

Понимать роль и значение человека для сохранения разнообразных сред обитания
животных, понимать роль человека в изменении численности отдельных видов
животных.

•

Применять знания о животных для ухода за домашними и сельскохозяйственными
животными.

•

Выполнение практических работ.

•

Работа в группа и индивидуально.

•

Работа с литературой, интернет - ресурсами, дополнительными источниками
информации.

•

Проведение «круглых столов», «мозговых штурмов» и др. видов деятельности по
разным темам.
Оценка достижения результатов выполнения проектного задания проводиться в
ходе защиты разработанного в рамках данного элективного курса группового
проекта, в том числе, на секциях ежегодной традиционной лицейской конференции
молодых исследователей.

Возможные формы представления работ:
А) отчетные материалы по проектному заданию (тексты, мультимедийные продукты)
В) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие.
Состав материалов по завершению проектов:
А) сам продукт проектной деятельности;
Б) краткая пояснительная записка к проекту (исходный замысел, цели и назначения
проекта; краткое описание хода выполнения проекта и полученных результатов; список
использованных источников);
В)

краткий

отзыв

руководителя

(инициативность

и

самостоятельность,

ответственность, исполнительская дисциплина)
Данный курс построен по принципу проектной деятельности и предусматривает
определенную последовательность действий: знакомство с многообразием фауны
различных континентов разработка проекта адаптационных характеристик выбранного
объекта, приобретение теоретических знаний и воплощение их на практике.

В процессе реализации курса предусматриваются теоретические (лекции, беседы,
сообщения учащихся, выступления специалистов) и практические занятия (экскурсии,
наблюдения, кормление и уход за обитателями живой природы).
Основными факторами педагогической диагностики могут быть педагогические
наблюдения за деятельностью учащихся, анализ теоретического и воплощенного в жизнь
проекта.
Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся
Успешность освоения курса изучается в процессе педагогического наблюдения за
поисковой деятельностью учащихся, работой с информацией, ее интерпретацией и
представлением.

Актуальность

поисковой

деятельности

может

быть

усилена

предложением подготовить викторины, конкурсы, вопросы для олимпиад, биологические
задачи

на

основании

собранной

информации.

Эти

творческие

работы

свидетельствовать о результативности освоения программ курса.
Темы проектов:
1. Изучите поведенческие различия между разными породами собак.
2. Есть ли у собак цветовые предпочтения при еде из мисок разного цвета?
3. Изучите режим сна различных животных.
4. Насколько вес животного зависит от того, сколько пищи он съедает?
5. Бывают ли собаки правшами и левшами?
6. Сколько разных видов насекомых вы можете найти в своём дворе?
7. Выясните, как выживают животные, обитающие в холодных местах.
8. Хорошая ли память у кошек?
9. Исследуйте социальные взаимодействия между группами животных.
10. Перенимают ли собаки привычки своих владельцев?
11. Чему можно научить животных?
12. Что делает паутину липкой?
13. Аккумуляционная роль животных в природе.
14. Выработка условных рефлексов у домашней кошки.
15. Выработка условных рефлексов у домашней собаки.
16. Невидимые паразиты.
17. Ультразвук в мире животных.
18. Заботливые родители в животном мире.

будут

Содержание курса
Общее количество- 35часов
1. Среды жизни и их обитатели (2ч)
Обитатели водной, наземно-воздушной, почвенной сред.
Викторина «Знаете ли вы животных?»
Экскурсия «Среды жизни животных Карелии»
2. Гиганты моря и карлики в мире животных (4ч)
Гиганты океана (акулы и киты) и суши (слоны, жирафы, бегемоты, носороги, медведи).
Простейшие.
3. Одетые в броню. Рождающие мел (4ч)
Моллюски, броненосцы, черепахи, рыбы. Защитные покровы животных. Надежность и
уязвимость защиты.
4. Ядовитые животные (4ч)
Яды для защиты и нападения. Расположение ядовитых желез. Медузы, пчелы, осы,
пауки, земноводные, змеи. Меры предосторожности, первая помощь при попадании яда
в организм человека.
5. Животные-рекордсмены (2ч)
Сокол, кенгуру, муравей, кузнечик, гепард. Спортивные рекорды в сравнении с
рекордами животных.
6. Животные-строители (2ч)
Многообразие используемого животными строительного материала. Пауки, пчелы,
птицы, бобры.
7. Заботливые родители (2ч)
Колюшка, питон, пеликан, волки. Забота о потомстве у беспозвоночных, некоторых
рыб,

земноводных,

млекопитающих.

пресмыкающихся,

подавляющего

большинства

птиц

и

8. Язык животных (4ч)
Танец

пчел,

ультразвук

летучих

мышей,

дельфинов,

пение

птиц,

общение

млекопитающих. Химический язык, его расшифровка и использование человеком.
9.Животные – понятливые ученики (2ч)
Безусловные рефлексы, инстинкты, условные рефлексы. Этология. Обучение в мире
животных. Выработка условных рефлексов у домашних животных
10. Герои песен, сказок и легенд (2ч)
Животные – герои народных сказок. Животные – герои легенд и русско-народных песен.
11. Животные-символы (2ч)
Изображение животных на гербах и флагах стран мира.
Конкурс знатоков пословиц и поговорок с упоминанием животных.
12. Легенды и мифы о животных (2ч)
Всю долгую историю человечества звери и птицы жили рядом с людьми, были
помощниками, друзьями, давали пищу и шкуры, были источниками поклонений, а порой
и опасности… Огромное количество мифов и легенд о различных представителях
животного царства: лошади, львы и слоны, змеи, драконы и ящерицы, аисты, грифы и
лебеди, цикады, муравьи и скорпионы.
13. Защита проектных работ (3ч)
Итоговое занятие.

Воспитывающий и развивающий потенциал программы курса
«Удивительные животные»
Выбор данной программы был обусловлен тем, что курс «Удивительные животные» не
только рассматривает мир животных в его разнообразии, но и большое влияние уделяется
удивительным фактам, которые развивает интерес к изучаемому предмету, способствует
развитию эрудированности обучающихся, умение нестандартно мыслить.
Программа формирует нравственные ценности, основываясь на единстве природы и
человека с учетом всех природных закономерностей и законов, а также взаимосвязи
животных с окружающей средой. Эти знания, умения и навыки актуальны и в настоящее
время, во-первых: формируется правильное представление об окружающем мире и его
обитателях – животных; Во - вторых помогут юным зоологам научиться изучать то, что
нас окружает и увидеть то, что не видно на первый взгляд; В-третьих: для тех, кто любит
животных и хочет о них заботиться поможет правильно научиться их содержать в
домашних условиях; в- четвертых в дальнейшем выбрать
правильное направление для дальнейшего изучения животных.
Для

организации

учебно-познавательной

деятельности

используются

следующие

технологии: развития критического мышления, коммуникативная, ИКТ, проектная,
исследовательская, здоровьесберегающая. В процессе освоения курса у школьников
повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения работать в
группе, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой
задачей,

работать

с

различными

видами

текстов,

самостоятельно

пользоваться

справочным аппаратом, находить информацию в словарях, справочниках, энциклопедиях,
интернете.
Также в программу включен творческий подход, который представлен различными
видами трудовой деятельности (работа с бумагой, работа с природным материалом,
пластилином и т.д.) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни
элементарными приемами ручной работы с разными материалами.
Школьники учатся чувствовать красоту природы и способность ценить её.

Межпредметные связи программы курса «Удивительные животные»
Программа «Удивительные животные» непосредственно связана с другими учебными
предметами и, в первую очередь, с биологией, географией и экологией.
Знания по курсу ориентирует учеников на раскрытие системы экологических, морфологоанатомических и физиологических понятий с опорой на знания о свойствах среды
обитания животных. Вопросы происхождения основных групп животных изучаются с
использованием знаний о геохронологической летописи Земли, рассматриваются также
вопросы распространения животных, их роли в природных сообществах и необходимости
охраны и рационального использования природы. В процессе изучения курса учителю
необходимо постоянно актуализировать знания школьников по курсам природоведения и
биологии. Понятия о многообразии и эволюции животного мира, его рациональном
использовании являются общими для курсов биологии, географии материков и
физической географии России. Одним из основных методических приемов реализации
межпредметных связей является использование познавательных задач, содержание
которых предусматривает установление и усвоение связей между знаниями и умениями из
разных учебных предметов и определяется учебно-воспитательными задачами уроков.
Познавательные задачи могут быть представлены репродуктивными и проблемными
вопросами межпредметного содержания, упражнениями на применение знаний из разных
предметов, качественными и количественными задачами.
Как видно из вышеизложенного, еще до изучения курса «Удивительные животные»
учащиеся располагают значительной учебной информацией. Необходимо актуализировать
лишь те знания, которые непосредственно связаны с формируемыми у школьников
биологическими понятиями.

Учебно-тематическое планирование
Темы и формы

Количество Планируемые образовательные результаты обучающихся

Воспитательный

проведения занятий

часов

потенциал урока

1. Среды жизни и их 2
обитатели
Викторина

(или

конкурс)
«Знаете

ли

вы

животных?»

Определять понятие «Среда обитания».

Прививать

любовь

живой

Выявлятьособенности среды жизни животных.

к

природе,

формировать устойчивое

Устанавливатьфакторы окружающей среды,влияющиенасуществование

положительное

животных.

отношение к
живому

Сравниватьсреды обитания животных.

каждому

организму

на

работать

в

Земле.

Составлятьхарактеристику приспособлений животных к
среде обитания.

Уметь
группах,

Анализироватьиллюстративно справочныйматериал.
Находить

дополнительные

сведенияосредах

жизни

обмениваться

информацией
и

с

их одноклассниками.

обитателях.
Формированиекоммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками и педагогом.
2. Гиганты
карлики

моря
в

животных
2.1.Акулы и киты

и 4

мире

Определять понятия «гиганты» и «карлики».
Выявлятьособенности строения животных.
Выявлятьсамых больших и самых маленьких животных среди

Привлекается внимание
к

современным

экологическим
проблемам

Экскурсия
зоомузей

в
или

просмотр
видеофильмов,

позвоночных и беспозвоночных.
Составлятьописанияживотных.

Привлекается внимание
к значению животных в

их

обсуждение
2.2.Животныекарлики.

Анализироватьиллюстративно справочныйматериал.

природе

Находить дополнительные сведенияоживотных гигантах и

человека.

и

карликах.
Повышается мотивация

Колибри,

Уметь самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом

камышовая мышь.

учебном материале.

Простейшие;

Формированиекоммуникативной компетентности в общении и

насекомые

деятельности,

сотрудничестве со сверстниками и педагогом.

стремление к

Экскурсия,
видеофильмы, сбор
и

сообщение

информации

жизни

к

разнообразной

совместной

взаимопониманию
взаимопомощи,
числе

с

в

и
том

опорой

на

биологические знания.
Повышается мотивация к
участию в гуманитарной
деятельности
(волонтерство,

помощь

животным,
нуждающимся в ней).

3. Одетые в броню. 4
Рождающие мел

Определять понятие «Броня».

Привлекается внимание
к

Выявлятьприспособленности организмов к среде обитания.

Диалог

современным

экологическим

«Защищенность и

Устанавливатьдиалог на тему «Защищенность и относительность защиты» проблемам

относительность

у животных.

защиты»

Воспитывается

Анализироватьиллюстративно справочныйматериал

учащихся

у
активная

Находить дополнительные сведенияпо теме «Одетые в броню.

позиция,

Рождающие мел».

родному краю, к своей

Уметь самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом

любви

к

земле, к родному дому.

учебном материале.

Формированиекоммуникативной

компетентности

в

общении

и

сотрудничестве со сверстниками и педагогом.
4. Ядовитые

4

животные

Выявлятьсущественные особенности представителей разных классов

Сообщение
учащихся;

анализ

видеофильмов
работа с участием
медсестры

ядовитых животных, выводы: является ли яд достижением эволюции, от чего
зависит опасность укуса ядовитых животных.
Устанавливатьгеографическиеявления,влияющиенагеографическиеобъекты.

Практическая
врача

Определять понятие «Яд».

или

Формируется интерес к
практическому изучению
профессий и труда в
сферах

биологического

характера.
Развивается

Определятьдля чего появился яд у некоторых видов животных, является ли яд

работы

достижением эволюции.

лабораторным

опыт
с

Анализировать иллюстративно справочный материал.
Находить

дополнительные

сведенияпо

оборудованием.
теме

«Ядовитые

животные».

Формируется
ответственное

Уметь самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом отношение
к своему
учебном материале.
здоровью и установка на

Формированиекоммуникативной

компетентности

в

общении

и здоровый образ жизни

сотрудничестве со сверстниками и педагогом.
5. Животныерекордсмены
«Круглый стол» с
приглашением
преподавателя

2

Определять понятие «Рекордсмен».
Формировать устойчивые представления о важности всех живых существ,
обитающих на Земле.
Анализироватьиллюстративно справочныйматериал.

физической
культуры

Находить дополнительные сведенияо необычных животных,
являющихся рекордсменами в современном животном мире.
Уметь самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом
учебном материале.

Формированиекоммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками и педагогом.

Воспитывается бережное
отношение к природе.

Привлекается внимания
обучающихся

к

ценностному
изучаемых

аспекту
на

уроках

явлений и объектов во
время

дискуссий,

которые
обучающимся
возможность

дают

приобрести

опыт

ведения
конструктивного
диалога.
6. Животные-

2

строители

Воспитывается бережное
отношение к животным и

Воспитывать бережное отношение к животным и их жилищам.

Лабораторная
работа:

Определять понятие «Животные-строители».

их жилищам.

Расширить знания учащихся о жилищах животных, их многообразии,

изучение

свойств

как форме эволюционных приспособлений организмов к различным

Формируется интерес к

природного

условиям окружающей среды.

практическому изучению

строительного
материала

окружающего мира.

Анализироватьиллюстративно справочныйматериал.

(воска,

гнезд птиц, домика

Находить дополнительные сведенияо жилищах животных.

ручейников,

Уметь самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом

плотины бобров и

учебном материале.

т.д.)

Формированиекоммуникативной

компетентности

в

общении

и

сотрудничестве со сверстниками и педагогом.
7. Заботливые
родители
Видеофильмы, их
просмотр и анализ;
сообщения

2

Определять понятие «Забота о потомстве».
Выявлятьэволюционное значение заботы о потомстве.
Анализироватьиллюстративно справочныйматериал.

Воспитывается
заботливое отношение к
домашним животным.
Осознается

значения

учащихся;
и

чтение

Находить

обсуждение

дополнительные

сведенияпо

теме

«Заботливые

родители».

отрывков из книг

Формированиекоммуникативной

семьи в жизни человека
и общества, принятие

компетентности

в

общении

и

ценности

семейной

жизни, уважительное и

сотрудничестве со сверстниками и педагогом.

заботливое отношение к
членам своей семьи.
8. Язык животных
Рассказ
анализ

информации
Видеофильмы;
звукозаписи;
викторина
голос»

Определять понятие «Язык общения животных».

Умение

«Чей

видеть

прекрасное в природе

Выявлятьособенностиобщения у животных.

специалиста;
беседа;

4

Формировать представления о языке животных на основе обращения к

Умение

личному опыту учащихся.

одноклассников

Развитие наблюдательности у детей, умения понимать поведение животных,
их намерения по характерным движениям, позам.

Находить дополнительные сведенияпо теме «Язык и общение
животных».
Уметь самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом
учебном материале.

в

и

высказывать

мнение,
в

умение
составе

творческих групп.

Анализироватьиллюстративно справочныйматериал.

компетентности

свое

работать

Ориентацияна чуткое, дружеское отношение к животным.

Формированиекоммуникативной

учителя,

слушать

общении

и

сотрудничестве со сверстниками и педагогом.
9. Животные

– 2

понятливые

Развивается

«Круглый

стол»

с

участием

кинолога
другого

специалиста
Практическая работа

опыт

применения знаний из

Получить практические навыки дрессировки животных.

ученики

или

Определять понятие «Дрессировка».

Развитие наблюдательности у детей, умения понимать поведение животных,
их намерения по характерным движениям, позам.

естественных наук для
решения задач в области
окружающей среды

Ориентацияна чуткое, дружеское отношение к животным.
Развивается

Анализироватьиллюстративно справочныйматериал.
Находить

дополнительные

сведенияпо

теме

«Животные-

понятливые ученики».
Уметь самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом
учебном материале.

Формированиекоммуникативной

компетентности

в

общении

сотрудничестве со сверстниками и педагогом.

и

опыт

реализации
индивидуальных

и

групповых
исследовательских
проектов

Формируется интерес к
практическому изучению
профессий и труда в
сферах

биологического

характера.
10. Герои

песен, 2

сказок и легенд
Концерт

Повторить известные сказочные произведения, легенды и

Развивается

опыт

песни главными героями которых являются животные.

публичных выступлений

Анализировать иллюстративно справочный материал

Развивается

Находить дополнительные сведенияпо теме «Животные-герои
песен, сказок и легенд».

учебном материале.

коммуникативной

компетентности

в

общении

и

сотрудничестве со сверстниками и педагогом.
11. Животные-

2

символы
Конкурс знатоков

Определять понятие «Символ».

Определятьчто символизируют животные.

поговорок

с

Анализироватьиллюстративно справочныйматериал.

животных

понимание
эмоционального
воздействия искусства.

сведенияпо

символам

России,

разнообразию Родины

теме

«Животные-

символы».

Воспитание

бережного

отношения к животным
Повышается мотивация к

Уметь самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом
учебном материале.

Формированиекоммуникативной

своего и других народов,

природному

и

дополнительные

разным видам искусства,

к

Выявлятьзначения животных для человека, народов.

Находить

к

Воспитывается уважение

пословиц
упоминанием

восприимчивости
традициям и творчеству

Уметь самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом

Формирование

опыт

компетентности

сотрудничестве со сверстниками и педагогом.

в

общении

и

совместной
деятельности,
стремление к
взаимопониманию
взаимопомощи,

в

и
том

числе

с

опорой

примеры

на

выражений

народной мудрости.
12. Бионика

– 2

перспективы
развития
Конференция

Определять понятие «Бионика».

Развитие

мотивации

изучения биологии.

Определятьзначение знаний по биологии для развития технических

Повышение интереса к

наук, приборостроения, архитектуры, медицины на основе общности

предметам естественно-

законов живой и неживой природы.

научного цикла.

Анализироватьиллюстративно справочныйматериал.

Развиваются
слушать

Находить дополнительные сведенияпо теме «Бионика».

других,

и

умения
слышать

уважение

к

Уметь самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом мнению товарищей.
учебном материале.

Формированиекоммуникативной

компетентности

в

общении

и

сотрудничестве со сверстниками и педагогом.
13. Защита проектных 3
работ

Формирование умений и навыков по сбору, обработке и представлению Развивается
информации по указанной теме.

публичных выступлений.

Уметь самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом Развиваются
учебном материале.
слушать и

Формированиекоммуникативной

опыт

компетентности

в

общении

и

других,

умения
слышать

уважение

к

сотрудничестве со сверстниками и педагогом.

мнению товарищей.

Список используемой литературы
Научно-популярная литература:
Акимушкин И.И. Приматы моря. OZON.RU. 2011. – 108 с.
Жизнь животных Т.1-3. Гл. ред. В.Е. Соколов. М., "Просвещение", 1989.
Кипятков В.Е. Мир общественных насекомых. Изд. 2-е – М.: Изд-во ЛКИ, 2007. - 408 с.
Козлов М.А. Не просто букашки. Гидрометеоиздат. 1994. – 224 с.
Наумов Д.В., Пропп М.В., Рыбаков С.Н. Мир кораллов. «Гидрометеоиздат». 1985. – 360 с.
Фабр Ж.А. Жизнь насекомых. «Эксмо», 2007. – 703 с. (Сокращенный вариант предыдущей
книги)
Халифман И.А. Муравьи. М., «Молодая гвардия», 1963. - 304 с.
Халифман И.А. Пароль скрещенных антенн. М., «Детская литература», 1967. – 413 с.
Школьные учебники и пособия:
Дольник В.Р., Козлов М.А. Зоология. Беспозвоночные. 7 класс. Издательства: АСТ,
Астрель, 2002.
Дольник В.Р., Козлов М.А. Биология: Беспозвоночные животные: пособие для учащихся.
М., «Просвещение», 2005 – 158 с. (Серия атласов для школьников, посвященных
различным группам беспозвоночных – от простейших до членистоногих)
Школьные учебники и пособия:
Дольник В.Р., Козлов М.А. Зоология. Хордовые. 8 класс. Издательство: АСТ, Астрель,
СпецЛит, 2002
Дольник В.Р., Козлов М.А. Биология. Позвоночные животные : пособие для учащихся. М.,
«Просвещение», 2005. – 142 с. (Серия атласов для школьников, посвященных различным
группам позвоночных – от рыб до млекопитающих)
Научно-популярная литература:
Брэм А.Э. Жизнь животных. В трех томах: 1 т. – млекопитающие, 2 т. – Птицы, 3 т. –
Пресмыкающиеся. «Терра», 1992.
Жизнь животных. Т.4-7. Гл Ред. В.Е. Соколов. М., "Просвещение", 1989
Стишковская Л.Л. Вечные странники (Жизнь амфибий, как она есть) 1988.- 192 с.
Учебная и научная литература:
Билич Г.Л., Крыжановский В.А. Биология. Полный курс. В 3-х томах. Том 3. Зоология.
Оникс. 2009. 544 с, ил.
Наумов Н.П., Карташев Н.Н. Зоология позвоночных. В 2-х томах. М., "Высшая школа",
1979.

Ромер А., Парсонс Т. Анатомия позвоночных. В 2-х томах М. Мир. 1992.
Хадорн Э., Венер Р. Общая зоология. М., "Мир", 1989.
Электронные ресурсы
http://www.mavicanet.com/directory/rus
http://www.natwe.web.ru/
http://www.school.edu.ru/
http://www.home-edu.ru/?r=class&p=biol
http://www.informika.ru/text/index.html
http://bio.1september.ru/index.php
http://college.ru/biology/
http://media.karelia.ru/~educenter/
http://www.herba.msu.ru/russian/index.html
http://www.biodat.ru/
http://www.forest.ru/index-r.html
http://www.kozlenkoa.narod.ru/
http://www.biodan.narod.ru/
http://www.eco.nw.ru/
http://www.biolog188.narod.ru/
http://www.darwin.museum.ru/
http://www.livt.net/
http://www.plant.geoman.ru/
http://nrc.edu.ru/est/
http://animal.geoman.ru/
http://skeletos.zharko.ru/

http://palaeoentomolog.ru/
http://www.nature.ok.ru/
http://www.aseko.ru/
http://www.evolution.powernet.ru/
http://www.charles-darwin.narod.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».