РП ЭК БИОЛОГИЯ 6 КЛАСС

МОУ «Лицей №1»

УТВЕРЖДАЮ

ПРИНЯТА

Директор МОУ «Лицей №1»

на научно-методическом совете

_______________/А.В.Гуденко

протокол №1_

___ августа 2021

27 августа 2021

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
МОУ «ЛИЦЕЙ №1»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Основной общеобразовательной программы основного общего образования /ФГОС/
6 КЛАСС
(Школьный компонент - 35 часов)

СОСТАВИТЕЛИ: Степанова О.Н.
учитель биологии высшей квалификационной категории

ПРОШЛА ЭКСПЕРТИЗУ НА ЗАСЕДАНИИ КАФЕДРЫ

___________/Горохова М.А., руководитель кафедры естественных наук

г. Петрозаводск

Пояснительная записка
Программа факультативного курса «Основы исследовательской деятельности”
для обучающихся 6 классов является авторской. Программа рассчитана на 35 часов в год
(1 час в неделю).
Данный курс направлен на формирование исследовательских навыков.
Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов
образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие
личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в
информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и
решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной
деятельности,

самоопределения,

повседневной

жизни.

Архиважным

становится

воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности
самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать
принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в
разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и
культурных связей. Исходя из этого, современная система образования ориентирует
учителя на организацию обучения на основе самостоятельной деятельности учащихся и
доведении её до уровня исследовательской работы, выходящей за рамки учебной
программы, чем объясняется актуальность создания курса “Основы исследовательской
деятельности”.
Цели и задачи
Организация исследовательской деятельности учащихся рассматривается как
мощная инновационная образовательная технология. Она служит средством комплексного
решения задач воспитания, образования, развития в современном социуме, средством
трансляции норм и ценностей научного общества в образовательную систему, средством
выполнения и развития интеллектуального потенциала общества.
Курс «Основы исследовательской деятельности” для обучающихся 6 классов
направлен на формирование исследовательских навыков детей и решает три задачи:
образовательную, развивающую и воспитательную.

Образовательная задача позволяет активизировать мыслительную деятельность
обучающихся, получать дополнительные знания в ходе проведения исследования,
обучиться структуре проведения исследования.
Воспитательная задача заключается в формировании самостоятельности и
ответственности, умении планирования и организации своей деятельности.
Развивающая задача заключается в развитии креативности и творческого
потенциала учеников, их познавательных, личностных возможностей и способностей.
Цель данного факультативного курса – познакомить обучающихся с теорией и
практикой организации научно-исследовательской работы, способствовать творческому
развитию начинающих исследователей.
Программа

позволяет

реализовать

актуальные

в

настоящее

время

компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые
определяют и позволяют решить следующие задачи:
1. Сформировать у школьников понимание терминов «наука» и «научное
мировоззрение».
2. Показать научное мировоззрение как единую систему во взаимосвязи её
элементов.
3. Обучить основам научных методов, единых для большинства наук, дать
представление о планировании эксперимента.
4. Дать представление о структуре проектной и исследовательской деятельности;
способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки
результатов и их презентации;
5. Овладеть способами деятельностей: учебно-познавательной, информационнокоммуникативной, рефлексивной;
6. Развить познавательную самостоятельность и активность обучающихся
7. Сформировать навыки презентации результатов своего труда.
Технология работы над научно-исследовательским проектом заключается в том,
что деятельность ребенка состоит из нескольких этапов:

• на первом этапе научно-исследовательской деятельности школьники осуществляют
поиск информации, возможные варианты решения проблемы. В ходе работы над проектом
они знакомятся с необходимыми приемами и методами работы с литературой, (метод
конспектирования, цитирования, составления тезисов, работы с библиографией, приемы
обобщения, анализа, синтеза, сравнения и др.).
на втором этапе школьники составляют план работы и осуществляют научный поиск. На
этом этапе формируются умения планирования и самоорганизации. Ребята знакомятся с
логическими методами научного поиска: наблюдение, анализ, синтез, аналогия и т.п.
Результаты исследования оформляются в виде реферата, статьи, тезисов и представляются
на городских, региональных и российских конференциях. Результатом организации
научно-исследовательской деятельности становится рефлексия полученного
Планируемые результаты освоения учебного курса
Предметные и личностные результаты
Познавательные УУД:
•

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:

•

–давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах
учебного материала;

•

–осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений;

•

–обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с
меньшим объемом к понятию с большим объемом.

•

Строить

логическое

рассуждение,

включающее

установление

причинно-

следственных связей.
•

Создавать

модели

с

выделением

существенных

характеристик

объекта,

преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих
данную предметную область.
•

Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.

•

Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для
себя форму фиксации и представления информации. Представлять информацию в
оптимальной форме в зависимости от адресата.

•

Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения),
доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого
самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое,
ознакомительное, поисковое), приемы слушания.

•

Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий,
соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

•

Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как
инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче
инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.

•

Средством формирования познавательных УУД служат продуктивные задания,
нацеленные на развитие: – рассмотрение биологических процессов, в том числе, в
развитии; – использование биологических знаний в быту; – объяснять мир с точки
зрения биологии.
Коммуникативные УУД:

•

Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

•

В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль
(владение механизмом эквивалентных замен).

•

Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

•

Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения),
доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.

•

Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных
позиций.

•

Средством

формирования

коммуникативных

УУД

служат

технология

проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы
в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии
продуктивного чтения.
Метапредметные результаты
•

Ученик научится: планировать и выполнять учебное проектное задание, используя
оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;
использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение,
постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», моделирование; ясно,
логично и точно излагать свою точку зрения, сотрудничать в ходе командной
работы.

•

Ученик

получит

возможность

научиться:

самостоятельно

задумывать,

планировать и выполнять, учебное проектное задание; использовать метод
получения знаний - моделирование, целенаправленно и осознанно развивать свои
коммуникативные

способности,

работая

в

команде;

осознавать

свою

ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного
проекта.

Виды деятельности учащихся, направленные на достижение результата

• Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники.
• Осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с
поставленной задачей.
• Использовать средства ИКТ для подготовки проекта.
• Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных
технологий.
• Создавать

информационные

объекты

сложной

структуры,

в

том

числе

гипертекстовые.
• Осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.
• Представлять информацию различными способами.
• Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при
использовании средств ИКТ
• Подготовить проект.

Содержание курса
Общее количество- 35часов
Научно - исследовательская деятельность. (5 часов)
Сущность исследовательской деятельности. Что такое исследовательская деятельность.
Цели и задачи научного общества. Специфика организации, занятий, общие требования
к учащимся. Роль исследовательской деятельности в повышении уровня образованности
Методы научного исследования. Требования к организации теоретических и
практических исследований. Виды информационных ресурсов. Методы изучения
теоретических источников. Характеристика и требования к научному наблюдению.
Правила ведения беседы, интервью. Правила составления анкет и проведения
анкетирования.

Практическая

работа: составление анкеты для изучения какой-либо

проблемы; задача на подбор конкретных методов исследования для решения конкретной
проблемы.
Культура научно-исследовательского поиска. Правила работы в библиотеке (3 часа)
Рациональная организация учебного труда. Работа с каталогами в библиотеке.
Правила работы с журналом, газетой: составление библиографических карточек, подборка
вырезок. Правила составления библиографии.
Практическая работа: работа в библиотеке, составление библиографии по
теме исследования.
Правила работы с книгой (4 часа)
Методы эффективного чтения. Виды письменных работ и техника работы с
книгой: правила составления аннотации, рецензии, плана, конспекта, тезисов. Умение
делать выписки. Правила ведения записей: компактность, выдержка интервала,
датирование,

поля,

подчеркивание,

выделение

ключевых

слов,

схематическое

изображение и сокращения и др.
Практическая работа: составление аннотации к статье, книге, написание
рецензии на; составление планов, тезисов, конспектов статей.
Этапы организации исследовательской деятельности (5 часов)
Тема и ее актуальность. Практическая и научная актуальность.
Цель, задачи, логика научного исследования. Цель как представление о результате.
Правила постановки целей и задач исследования. Понятие о гипотезе. Гипотеза как
предположение,

касающееся

установления

закономерностей

связи

исследуемых

явлений. Типы гипотез. Техника формулирования гипотезы. Понятие

«методы

исследования». Теоретический анализ и синтез, абстрагирование, конкретизация и
идеализация,

индукция

и

дедукция,

аналогия,

моделирование,

сравнительный

и

ретроспективный анализ, классификация. Эмпирические методы: наблюдение, включенное
наблюдение, беседа, рейтинг, анкетирование, интервьюирование, тестирование, самооценка,
эксперимент, экспертиза, социометрия, описание, изучение документации. Применение
методов на различных этапах исследования.

Основные этапы исследовательского процесса: аналитический прогностический,
организаторский, обобщающий, внедренческий. Их специфика. Цели и задачи каждого
из этапов. Планирование процесса исследования. Роль и позиция исследователя на
каждом этапе.
Практическая работа: выбор темы, постановка проблемы, определение
структуры работы, разработка программы опытной работы, подбор методов исследования.
Этапы

организации

исследовательской

деятельности,

методика

написания статьи, реферата (6 часов)
Работа

над

написанием

исследования.

Введение:

правила

написания.

Обоснование актуальности темы, составление представления о степени разработанности
темы; формулировка проблемы исследования. Постановка целей и задач исследования.
Описание методов исследования.
Работа над основной частью реферата. Структура глав. Язык и стиль научной
работы. Ссылки в тексте. Сокращения. Представление иллюстративного материала.
Анализ результатов практического исследования, оформление результатов работы
Консультации по исследовательской деятельности (6 часов)
Структура глав. Язык и стиль научной работы. Ссылки в тексте. Сокращения.
Представление

иллюстративного

материала.

Оформление

списка

используемой

литературы. Анализ результатов практического исследования, оформление результатов
работы.
Компьютерный практикум (2 часа)
Правила

работы,

оформление

результатов

научно-исследовательской

деятельности в программах: MicrosoftWord, MicrosoftPowerPoint
Подготовка к выступлению по теме исследования (3-4 часа)
Структура доклада. Вступление и заключение. Главная часть: методы
изложения материала, приемы привлечения внимания аудитории.
Чувство

неуверенности

и

страха

перед

выступлением.

Рекомендации

выступающему. Психологический настрой, контакт с аудиторией, психология слушателей.

Особенности речи. Дыхание и его тренировка, голос, дикция, интонация, паузы.
Искусство отвечать на вопросы. Классификация вопросов и виды ответов
Защита реферата, исследовательской работы
Система оценивания и контроля исследовательских работ
При условии построения факультативного курса как преимущественно
практического, наиболее целесообразной формой оценки и контроля усвоения материала
является защита исследовательских работ.
Критерии оценивания научно-исследовательской деятельности:
• соответствие содержания сформулированной теме, поставленной цели и задачам,
структура работы;
• наличие литературного обзора, его качество;
• соответствие выбранных методик поставленным задачам, корректность методик
исследования;
• умение выделить и обосновать проблему, поставить цели и задачи исследования;
• логичность и полнота доказательств;
• соответствие выводов полученным результатам;
• культура оформления материалов.
При оценке ученической работы не только проверяется формальное
соответствие вышеизложенным критериям, но также оригинальность замысла и
построения эксперимента, степень самостоятельности, уровень сложности работы и т.д.
На основании данных составляется рецензия на ученическую работу.
Примерное содержание рецензии:
1) соответствие содержания работы теме и цели исследования;
2) качество обоснования актуальности и практической ценности исследования;
3) Корректность методик исследования;
4) Объективность полученных данных и аргументированность выводов;
5) Наличие собственных предположений и отношения автора к изучаемой проблеме;

6) Соответствие требованиям к оформлению работы;
7) Оценка литературного стиля и грамотности исследования;
8) Оценка оригинальности исследования;
9) Рекомендации и пожелания.
Формой защиты в рамках данного курса можно считать: выступление учеников
с докладами об основных результатах своих работ в ходе тематических семинаров,
выступление на конференциях различного уровня, защита работ как олимпиадной работы
(по экологии, краеведению) и т.д.
Примерные критерии оценивания доклада и защиты исследования: степень
владения излагаемым материалом, знания в области науки и владение терминологией,
доходчивость и выразительность изложения, умение использовать различные приемы
привлечения внимания слушателей; качество иллюстративного сопровождения доклада (в
том числе, с использованием информационных технологий), аргументированность ответов
на вопросы и умение отстаивать свою точку зрения в рамках научного спора.
Темы проектов:
1.Изучение вегетативного размножения на примере декоративного комнатного растения –
сенполии(фиалки

узамбарской,

практическая

направленность)

2.Изучение видового разнообразия декоративных растений нашей школы, условий
содержания

и

ухода

(практическая

направленность).

3.Изучение водорослей в аквариумных условиях(практическая направленность)
4.Изучение представителей царства Грибы на примере плесневого гриба мукор.
5.Изучение разнообразия приспособлений растений к распространению плодов и
семян(практическая направленность).
6.Исследование
7.Комнатные

роли
растения

лекарственных
как

фактор

растений
улучшения

в

жизни

микроклимата

помещений(практическая
8.Наблюдение

за

ростом

человека.
закрытых

направленность).
и

развитием

фасоли(практическая

направленность).

9.Наблюдения за качественными и количественными изменениями при росте и развитии
растения

из

зерна(

пшеница,

рожь)

10.

Лишайники

-

индикаторы

состояния

окружающей

среды.

11.Способы размножения комнатных растений(практическая направленность)
12.Ядовитые

грибы

нашей

области.

13.Ядовитые растения нашей области.

Воспитывающий

и

развивающий

потенциал

программы

курса

«Основы

исследовательской деятельности»
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений
самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном
пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть,
сформулировать и решить проблему.
Элективный курс «Основы исследовательской деятельности»- это способ достижения
дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна
завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем
или иным образом.
Организованный учебный процесс все в большей степени превращается в процесс
самообучения: обучаемый сам выбирает образовательную траекторию в детально
разработанной и умело организованной учебной среде.
Работая в составе группы по созданию проекта, обучающийся не только приобретает опыт
социального взаимодействия в творческом коллективе единомышленников, но и
использует полученные знания в своей деятельности, бозначив тем самым свое
становление субъектом познания, развивая в совокупности все стороны личностного «Я»
в конкретной деятельности.
Главным в программе курса является личностный результат обучения, воспитания
ребенка. Одна из приоритетных задач - сформировать у школьника способность к
обучению и самообучению на протяжении всей жизни. В результате самостоятельной
работы у учащихся возрастает мотивация к изучению школьных предметов.
Применение ИКТ в проектной деятельности помогает нашим учащимся осваивать новые
способы работы с альтернативными источниками информации (Internet, мультимедиа
энциклопедии и пр.), формировать основы информационной культуры.

Межпредметные связи программы курса «Основы исследовательской деятельности»

Проектная работа расширяет представления учеников о предметных областях, дает
возможность увидеть и осмыслить межпредметные связи. Участие в такой деятельности,
основанной

на

взаимодействии

учителей-предметников,

школьников,

родителей,

представителей различных учреждений, дает реальный жизненный опыт и способствует
серьезным, осознанным и ответственным решениям в выборе будущей профессиональной
деятельности.
Работа над проектами дает возможность учащимся проявить себя и добиться успеха в
различных видах деятельности, а не только учебной, и тем самым способствует
формированию у детей позитивной самооценки. Ощущение успешности в проектной
работе, в свою очередь, положительно влияет на результаты учебной деятельности.
Реализация межпредметных связей через проектную деятельность на уроках курса
«Основы исследовательской деятельности» способствует решению проблем: увеличения
учебной нагрузки, отрицательно влияющей на здоровье; повышает интерес к предметам
разного направления; активизирует мыслительную деятельность, заставляет искать новые
способы

познания

материала,

формирует

исследовательский

тип

личности,

подтверждающие или углубляющие определенные наблюдения, выводы при изучении
различных предметов, способствуют созданию целостного представления об окружающем
мире.

Учебно-тематическое планирование

№

Тема

Кол-

п/п

во

Воспитательный потенциал урока
Планируемые образовательные

часов результаты обучающихся

1. Научно - исследовательская деятельность(5 часов)
1

Научноисследовательская
проектная
деятельность:
понятие,

1
и

Определять

понятия

«проект»,

исследовательская деятельность».

«научно- Формирование умения самостоятельно и
совместно принимать решения.
Развитие

навыков

сотрудничества

с

взрослыми и сверстниками.

возможности,

Формирование основ творческого потенциала

перспективы.

учащихся.
Готовность

слушать

собеседника,

диалог,

признавать

вести

возможность

существования различных точек зрения и

права иметь свою собственную.
2

Методы

научного 1

познания

Уметь проводить простейшие наблюдения.

Формирования навыков ведения диалога и

Осваивать способы оформления результатов
исследования.

дискуссии.
Развитие

навыков

сотрудничества

с

взрослыми и сверстниками.

3

Виды

1

информационных

информации.

ресурсов и способы

Социологические
методы исследования
(беседа,

интервью,

анкетирование,
экспертный опрос и
др.)

деятельность, выбирать методы и способы

Умение воспринимать информацию на слух,

работы с ними

4

Умение работать с различными источниками Развивается опыт организации собственной

работать в составе творческих групп.

1

Составление

анкет,

опросов.

выполнения

профессиональных

задач

из

известных, оценивать их эффективность и
качество.

Проведение Развиваются умения слушать и слышать

интервью в группах.

других, уважение к мнению людей.

Умение воспринимать информацию на слух, Развивается навык сотрудничества, умение
работать в составе творческих групп.
Аргументировать

свою

позицию

критически мыслить.
и

координировать ее с позициями партнеров в

Повышается мотивация к творческой,

сотрудничестве при выработке общего решения самостоятельной

исследовательской

в совместной деятельности.

5

Практическая работа

1

деятельности.

Умение воспринимать информацию на слух, Развивается опыт реализации
работать в составе творческих групп.
Аргументировать

свою

позицию

индивидуальных и групповых
и

исследовательских проектов.

координировать ее с позициями партнеров в
сотрудничестве при выработке общего решения
в совместной деятельности.

Формирование умения самостоятельно и
совместно принимать решения.
Развитие

навыков

сотрудничества

с

взрослыми и сверстниками.
Формирование основ творческого потенциала
учащихся.

2. Культура научно-исследовательского поиска. Правила работы в библиотеке
(3 часа)
6

Рациональная
организация

1
научно-

Умение работать с источником информации.
Умение структурировать учебный материал,

Формирование
учебное

умений

сотрудничество

организовывать
и

совместную

исследовательского

давать определения понятиям.

поиска

7

деятельность с учителем и сверстниками:
определять цели, распределять функции и

Формулировать собственное мнение и позицию

роли участников.

Работа с каталогами в 1

Умение работать с источником информации. Умение

библиотеке. Правила

Работа

работы с журналом,

пособием, каталогами, журналами.

газетой:

составление
подборка

вырезок.

Правила

книгой.

Работа

с

поиска

электронным информации.
Формируется ценность научного познания.

Умение составлять библиографию.

библиографических
карточек,

с

самостоятельного

Учитывать разные мнения и стремиться к
координации

различных

позиций

в

сотрудничестве

составления
библиографии
8

Практическая работа

1

Умение воспринимать информацию на слух, Развивается
работать в составе творческих групп.
Аргументировать

свою

позицию

опыт

индивидуальных
и

и

реализации
групповых

исследовательских проектов.

координировать ее с позициями партнеров в Формирование умения самостоятельно и
сотрудничестве при выработке общего решения совместно принимать решения.
в совместной деятельности.

Развитие

навыков

сотрудничества

с

взрослыми и сверстниками.
Формирование основ творческого потенциала

учащихся.

3. Правила работы с книгой (4 часа)
9

Правила

работы

книгой.

с 1

Методы

Умение работать с книгой.

Привить любовь и интерес к книге и
библиотеке.

Применение методов чтения литературы.

эффективного чтения.

Умение

самостоятельного

поиска

информации.
10-11

Виды
работ

письменных 2
и

техника

работы

с

правила

составления

Умение составлять аннотации, рецензии, плана, Формирование умения высказывать
конспекта, тезисов по тематике проекта.

свое

мнение, рассуждать, анализировать.

книгой:

аннотации, рецензии,
плана,
тезисов.

конспекта,
Умение

делать выписки
12

Практическая работа

1

Умение воспринимать информацию на слух, Развивается
работать в составе творческих групп.
Аргументировать

свою

позицию

индивидуальных
и

опыт
и

реализации
групповых

исследовательских проектов.

координировать ее с позициями партнеров в Формирование умения самостоятельно и

сотрудничестве при выработке общего решения совместно принимать решения.
в совместной деятельности.

Развитие

навыков

сотрудничества

с

взрослыми и сверстниками.
Формирование основ творческого потенциала
учащихся.

4. Этапы организации исследовательской деятельности (5 часов)
13

Тема

и

ее 1

актуальность.
Практическая

Умение определять тему и её актуальность, Формирование
алгоритм

и

работы

над

проектом,

структуру осуществлению

проекта, вид проекта и проектных продуктов.

мотивации

к

обучению,

самоорганизации

и

саморазвития.

научная актуальность.
Выбор

темы

исследования
14

Цель, задачи, логика 1

Умение

научного

составлять и реализовывать план проекта.

исследования.

Цель

определять

цель,

ставить

задачи, Развитие навыков планировать свое действие
в соответствии с поставленной задачей,
адекватно выбирать свою роль, оценивать

как представление о

свою

результате.

товарищей.

Правила

постановки целей и

деятельность

и

деятельность

задач исследования.
15

Понятие о гипотезе. 1

Умение

Гипотеза

устанавливать связи исследуемых явлений.

как

формулировать

гипотезу

проекта, Воспитание

целеустремлённости,

самостоятельности, инициативности.

предположение,
касающееся
установления
закономерностей
связи

исследуемых

явлений.

Типы

гипотез.

Техника

формулирования
гипотезы.
16

Основные

этапы 1

исследовательского
процесса:
аналитический

обобщающий,
специфика.

Цели

Их
и

комфортного

межличностного взаимодействия.

Формулировать собственное мнение и позицию.

Формирование
саморазвития.

организаторский,

способы

давать определения понятиям.

осуществлению

прогностический,

внедренческий.

Умение структурировать учебный материал, Осваивать

мотивации

к

обучению,

самоорганизации

и

задачи

каждого

из

этапов. Планирование
процесса
исследования. Роль и
позиция
исследователя

на

каждом этапе.
17

Практическая работа: 1

Умение работать с различными источниками Формирование умения самостоятельно и

выбор

информации.

темы,

постановка проблемы,
определение
структуры

работы,

Умение воспринимать информацию на слух, Развитие
работать в составе творческих групп.
Аргументировать

разработка
программы

совместно принимать решения.

опытной

работы,

подбор

свою

позицию

навыков

сотрудничества

с

взрослыми и сверстниками.
и Формирование основ творческого потенциала

координировать ее с позициями партнеров в учащихся.
сотрудничестве при выработке общего решения в
совместной деятельности.

методов
исследования.

5. Этапы организации исследовательской деятельности, методика написания статьи, реферата (6 часов)
18

Этапы

организации 1

исследовательской
деятельности,

Умение

организовать

самостоятельно.

свою

работу Формирование умения самостоятельно и
совместно принимать решения.

методика работы над

Аргументировать

свою

позицию

и Развитие

рефератом, структура

координировать ее с позициями партнеров в взрослыми и сверстниками.

реферата

сотрудничестве при выработке общего решения в
совместной деятельности.

19-20

Введение:

правила 2

Умение определять цель и ставить задачи, Формирование

Обоснование

целесообразность действий, операций, средств.

составление
представления

о

информации.

самоорганизации

и

Умение воспринимать информацию на слух,
работать в составе творческих групп.

исследования.
Постановка целей и

Аргументировать

задач

координировать ее с позициями партнеров в

исследования.

Описание

обучению,

отношения участников к ней.

разработанности
проблемы

к

Оценивать качество процесса деятельности и

Умение работать с различными источниками
формулировка

мотивации

саморазвития.

степени
темы;

с

учащихся.

необходимые для ее достижения, определять осуществлению
темы,

сотрудничества

Формирование основ творческого потенциала

написания.
актуальности

21-23

навыков

методов

свою

позицию

и

сотрудничестве при выработке общего решения в

исследования

совместной деятельности.

Работа над основной 3

Умение определять цель работы, планировать Воспитание

части

этапы ее выполнения и оценивать полученные

реферата.

целеустремлённости,

Структура глав. Язык

результаты.

и

Умение работать с различными источниками

стиль

работы.
тексте.

научной
Ссылки

самостоятельности, инициативности.

в

информации, осуществлять смысловое чтение,

Сокращения.

отделять главное от второстепенного, определять

Представление

критерии для работы над темой проекта.

иллюстративного

Договариваться и приходить к общему решению

материала.

в совместной деятельности.

Анализ

Формирование основ творческого потенциала
учащихся.

результатов
практического
исследования,
оформление
результатов работы
6. Практическая часть курса. Выполнение собственного исследования (6 часов)
24-29

Консультации
групповые
индивидуальные

6
и
по

исследовательской
деятельности

Умение воспринимать информацию на слух, Осваивать
работать в составе творческих групп.
Аргументировать

свою

комфортного

межличностного взаимодействия.
и Формирование

координировать ее с позициями партнеров в осуществлению
сотрудничестве при выработке общего решения саморазвития.
в совместной деятельности.

7. Компьютерный практикум (2 часа)

позицию

способы

мотивации

к

обучению,

самоорганизации

и

30-31

Правила

работы, 2

оформление
результатов

Умение

оформлять

проектную

работу

в Воспитание внимательности и бережного

соответствии с критериями.
научно-

отношения к чужому труду, умение работать
в команде.

исследовательской
деятельности

в

программах:
MicrosoftWord,
MicrosoftPowerPoint)

8. Подготовка к выступлению по теме исследования (3-4 часа)
32-33

Подготовка

к 2

Отделять главное от второстепенного.

Формирование основ творческого потенциала

выступлению по теме

Умение структурировать учебный материал, учащихся.

исследования.

давать определения понятиям.
Уметь корректировать деятельность: вносить

Развивается опыт публичных выступлений.

изменения в процесс с учётом возникших
трудностей и ошибок, намечать способы их
устранения.
34-35

Структура
Вступление

доклада. 1-2
и

Анализ результатов и качества выполнения Формирование основ творческого потенциала
проекта.

учащихся.

заключение. Главная

Способы преодоления трудностей.

часть:

Самоорганизация, самопрезентация.

методы

Развивается опыт публичных выступлений.

изложения материала,

Отделять главное от второстепенного.

приемы привлечения

Умение структурировать учебный материал,

внимания аудитории.

давать определения понятиям.

Чувство

Уметь корректировать деятельность: вносить

неуверенности
страха

и

изменения в процесс с учётом возникших

перед

трудностей и ошибок, намечать способы их

выступлением.

устранения.

Рекомендации

Культура

выступающему.

этикета, ответы на вопросы, заключительное

Особенности
Дыхание

речи.
и

тренировка,

его
голос,

дикция,

интонация,

паузы.

Искусство

отвечать на вопросы

слово.

выступления,

соблюдение

правил

Список используемой литературы

1. Герасимов Н.Г. Структура научного исследования. –М., 1985
2. Гецов Г. Как читать книги, журналы, газеты. – М., 1989.
3. Гецов Г. Рациональные приемы работы с книгой. – М., 1975.
4. Граф В., Ильясов И.И., Ляудис В.Я. Основы организации учебной деятельности и
самостоятельной работы студентов. – М.,1981.
5. Здравомыслов А.Г. Методология и процедура социологических исследований. –
М., 1969
6. Краевский В.В. Методология педагогического исследования. Самара, 1994.
7. Приходько П.Т. Азбука исследовательского туда. Новосибирск, 1979
8. Рузавин Г.И. Методы научного исследования. –М., 1974
9. Усачева

И.В.,

Ильясов

И.И.

Формирование

учебной

исследовательской

деятельности. – М., 1986.
10. Федотов В.В. Техника и организация умственного труда. – Минск, 1983.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».