МОУ «Лицей №1» УТВЕРЖДАЮ ПРИНЯТА Директор МОУ «Лицей №1» на научно-методическом совете _______________/А.В.Гуденко протокол №1_ ___ августа 2021 27 августа 2021 УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МОУ «ЛИЦЕЙ №1» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ХИМИЯ» Основной общеобразовательной программы основного общего образования /ФГОС/ 5-6 КЛАСС (Школьный компонент - 18 часов) СОСТАВИТЕЛЬ: М.Н. ВОРОБЬЕВА учитель химии высшей квалификационной категории ПРОШЛА ЭКСПЕРТИЗУ НА ЗАСЕДАНИИ КАФЕДРЫ ___________/Горохова М.А., руководитель кафедры естественных наук г. Петрозаводск I. Пояснительная записка. Данная программа предназначена для учащихся 5-6 классов естественно-научного профиля. Данная программа является пропедевтическим курсом, предваряющим систематическое изучение предмета химии на профильном уровне. Элективный курс по химии в 5-6 классах являются вводными к авторской программе 0. С. Габриеляна в 8-9 классах. На ранних этапах образования ставится задача сформировать представления о явлениях и законах окружающего мира, с которыми школьники сталкиваются в повседневной жизни. Формируются первоначальные представления о научном методе познания, развиваются способности к исследованию, учащиеся учатся наблюдать, планировать и проводить эксперименты. Монопредметный курс является принципиально новым, ориентированным, прежде всего на развитие личности ребенка. С учетом психологических особенностей детей данного возраста предусматривается развитие внимания, наблюдательности, логического и критического мышления, умения грамотно выражать свои мысли, описывать явления. Для формирования интереса учащихся к изучению предмета и стремления к его пониманию предполагается использование рисунков различных явлений, опытов и измерительных приборов, использование игровых технологий, качественное мультимедийное сопровождение уроков и лабораторных работ, большое количество качественных вопросов и лабораторных работ. В данной программе: − используется минимальное число вводимых и выводимых понятий. Каждое новое понятие вводится тогда, когда без него дальнейшее изучение нового материала становится невозможным. При этом каждое введенное понятие в дальнейшем формируется и закрепляется в процессе работы; − применяется опережающее обучение, основанное на знаниях других более ранних и одновременных курсов ( природоведение, биология и др.); − содержание учебного материала подобрано так, чтобы можно было объяснить химические процессы, протекающие в окружающем мире и используемые человеком на современном научном и доступном учащимся уровне. ЦЕЛЬ КУРСА — способствовать развитию учащихся, повышению их интереса к познанию законов природы, подготовке их к систематическому изучению курса химии на последующих этапах обучения. ЗАДАЧИ: − развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять химические явления; − овладение конкретными химическими понятиями, необходимых для дальнейшего изучения курса химии; − показать перспективы науки для дальнейшего образования и приобретения профессии; − формирование познавательного интереса к химии, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; − формирование представлений об идеях и методах изучения природы, формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лабораторного эксперимента. Общая характеристика учебного предмета. Направленность программы: естественно-научная. Актуальность: способствует воспитанию свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Практическая значимость: способствует развитию внимания, мышления, памяти учащихся, подводит к познанию законов природы, готовит ребят к систематическому изучению курсов физики и химии на последующих этапах обучения. Для чего используются методы и приемы: − химический эксперимент, начинающийся со знакомства с препаративной химией; − прикладные занятия, позволяющие взглянуть на окружающий мир глазами химика; − приобщение к исторической ретроспективе развития химической науки; − раскрытие места химии как интегрирующей науки через усилие межпредметных связей с другими предметами; − занимательность; − раскрытие значения химии в обеспечении экологической безопасности. Результат: готовность учащихся к изучению новых предметов. Не увлекаясь высокими теориями, абсолютными понятиями и моделями, без перегрузки, курс позволяет занимательно и ненавязчиво внедрить в сознание учащихся представления о возможностях этой науки, ее доступности и значимости для них. Курс позволяет показывать в какие глубины науки им предстоит погрузиться в дальнейшем изучении химии в основной школе и старших классах. Способы проверки знаний: − лабораторные и практические работы; − контрольные работы; − тестирование; − устный опрос; − домашний эксперимент. II. Планируемые результаты освоения программы Ученик на базовом уровне научится: раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «химическая реакция», используя знаковую систему химии; различать физические и химические явления; определять расположение химических элементов в периодической таблице раскрывать смысл понятия «раствор»; определять и описывать признаки химической реакции; использовать разные способы для разделения смесей характеризовать и определять по общим признакам классы веществ: оксиды, кислоты, основания, жиры, белки, углеводы. Ученик получит возможность научиться: обращаться с простейшим физическим и химическим оборудованием; производить простейшие измерения; снимать показания со шкалы прибора; обсуждать экологическое состояние в школе и на территории, прилегающей к ней наблюдать, описывать, проводить простейшие химические реакции ; различать органические и неорганические вещества самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи. выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ; объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах; осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека; планировать и осуществлять проекты Результаты освоения рабочей программы курса Личностные результаты: развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; формирование мотивации к изучению в дальнейшем химии; воспитание ответственного отношения к природе; формирование личностного отношения друг к другу, к учителю. Метапредметные результаты: освоение приемов исследовательской деятельности ( составление плана, использование приборов, формулировка выводов и т.п.); формирование приемов работы с информацией, представленной в различной форме ( таблицы, графики, рисунки и т.д), на различных носителях ( книги, Интернет, СД, периодические издания и т.д.); развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации ( ведение дискуссии, работа в группах, выступление с сообщениями и т.д.) Предметные результаты: освоение базовых естественно-научных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач. формирование представления о химическом опыте как исключительно целенаправленном и контролируемом действии, сопряженном с обязательным выполнением требований общей и личной безопасности. Виды деятельности учащихся, направленные на достижение результата Использовать основные методы научного познания, применяемые в химии: наблюдение, описание, измерение, эксперимент, моделирование химических процессов и явлений, химический анализ и синтез. Проводить наблюдать и описывать эксперимент и фиксировать его результаты с помощью родного языка и языка химии Устанавливать межпредметные связи химии и биологии на основе раскрытия биологической роли и химических свойств. Соблюдать правила и пользоваться приемами безопасной работы при работе с химическими веществами и лабораторным оборудованием. Прогнозировать последствия нарушений правил безопасной работы со средствами бытовой химии. Использовать полученные знания при применении различных веществ в быту. Ожидаемые результаты реализации программы Учащиеся будут знать: • начение понятий: тело, вещество, свойства вещества; агрегатное состояние: газ, жидкость, твердое; химический эксперимент; кислота, щелочь; физическое явление, химическая реакция, признаки реакции; значение терминов: индикатор, фильтрование, адсорбция; витамины; условные обозначения, применяемые в химии: газ; осадок; З нет запаха; Ц нет цвета; В нет вкуса; Р хорошо растворимый; М малорастворимый; Н нерастворимый; • виды, наименования и назначение основного химического лабораторного оборудования; строение пламени; правила техники безопасности при проведении опытов с нагреванием веществ на спиртовке, со стеклянной посудой, с использованием кислот и щелочей (разбавленных), с измерительными приборами: весы, термометр (спиртовой); • влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры); • человек существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой; • условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы; позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе; способы сохранения окружающей природы; Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся На уровне основного общего образования исследование и проект приобретают статус инструментов учебной деятельности полидисциплинарного характера, необходимых для освоения социальной жизни учащегося. На уровне основного общего образования проект реализуется группой обучающихся. Обучающийся сможет: – решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин –использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебно-познавательных задач –использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебнопознавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни – использовать элементы математического моделирования при решении исследовательских задач – использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов, полученных в ходе учебно-исследовательской работы Обучающиеся научатся: - формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе – восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве - отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей – адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные варианты применения результатов Примерные темы проектов: − Азот и его соединения − Акварельные краски. Их состав и изготовлени − Активированный угль. Явление адсорбции. − В мире кислот − В мире коррозии металлов − В удивительном мире кристаллов − Вода — вещество привычное и необычное − Воздух, которым мы дышим − Все тайны янтаря − Газированная вода − Железо и здоровье человека − Железо — элемент цивилизации и жизни − Жесткость воды: актуальные аспекты − Живопись и химия − Кристаллы − Металлы в жизни человека − Металлы в искусстве − Металлы в космосе − Металлы древности − "Металлы жизни" III. Содержание программы учебного курса Введение (1 ч) Что такое химия? Правила поведения в кабинете химии. Техника безопасности и правила работы в химической лаборатории. Хранение материалов, реактивов в химической лаборатории. Профессии, требующие химических знаний. Техника лабораторных работ (2 часа) Простое лабораторное оборудование. Знакомство с лабораторным штативом и спиртовкой. Строение пламени. Техника безопасности во время работы с пробирками, колбами, химическими стаканами. Нагревательные приборы (спиртовка, водяная баня) и пользование ими. Нагревание и прокаливание. Наблюдение за горящей свечой. Тела и вещества. (7 часов) Характеристики тел и веществ (форма, объем, цвет, запах). Твердое, жидкое и газообразное состояния вещества. Чистое вещество, смесь. Способы разделения смесей. Приготовление и разделение смесей. Делимость вещества. Молекулы, атомы, ионы. Представление о размерах частиц вещества. Движение частиц вещества. Пояснение строения и свойств твердых тел, жидкостей и газов с молекулярной точки зрения. Химический элемент: кислород, азот, водород, железо, алюминий, медь, фосфор, сера. Знаки химических элементов. Периодическая система Д. И. Менделеева. Простые и сложные вещества (кислород, азот, вода, углекислый газ, поваренная соль). Вещества в природе (8 ч) Вода в природе. Вода – универсальный растворитель. Способность воды растворять вещества. Растворы. Воздух – смесь газов. Атмосфера. Состав воздуха. Кислород, Азот, углекислый газ. Растения как поставщики и потребители кислорода. Основные виды загрязнений и их источники. Почва и её состав. Минералы. Соли (поваренная соль, сода, мел, мрамор, известняк). Применение горных пород и минералов в жизни человека. Известняк. Природный газ и нефть, продукты их переработки. Лабораторные работы и опыты. Знакомство с лабораторным оборудованием. • Знакомство с измерительными приборами. • Наблюдение различных состояний вещества. • Наблюдение взаимодействия частиц различных веществ. • Наблюдение горения. • Описание веществ. • Растворимость веществ в воде. • Разделение растворимых и нерастворимых веществ фильтрованием. 6 класс 18 часов Химические явления (4 часа) Химические явления и химические реакции. Признаки химических реакций (изменение окраски, появление запаха, выделение газа, выделение или поглощение тепла, выпадение осадка). Условия протекания и прекращения химических реакций (соприкосновение веществ, растворение, измельчение, доступ кислорода при горении). Фотосинтез – химическая реакция, происходящая в зеленых растениях, её значение для живой природы. Реакции горения, их значение для человека. Коррозия – пример реакции неполезной для человека. Вещества и их свойства. (11 часов) Воздух. Вода. Оксиды (углекислый газ, негашеная известь, кварц); нахождение в природе, применение. Кислоты, правила работы с кислотами, их применение.Индикатор. Изготовление индикаторов своими руками. Основания. Свойства щелочей, правила работы с ними, их физические свойства; применение. Соли (поваренная соль, сода, мел, мрамор, известняк, медный купорос и др.). Наиболее характерные применения солей. Наиболее известные органические вещества — углеводы (глюкоза, сахароза, крахмал), некоторые их свойства, применение; белки, их роль в жизни человека, искусственная пища; жиры, их роль в жизни человека, использование в технике. Человек дополняет природу (3 часа) Синтетические материалы. Полимеры, свойства и применение некоторых из них. Волокна: природные и искусственные, их свойства и применение. Каучуки и резина, их свойства и применение. Лабораторные работы: Лабораторные работы и опыты • Простейшие действия с веществами • Наблюдение физических и химических явлений. • Анализ воды. • Действие кислот и оснований на индикаторы. • Свойства веществ • Знакомство с органическими веществами • Знакомство с коллекцией пластмасс. • Знакомство с коллекцией волокон. Воспитывающий и развивающий потенциал курса химия Благодаря своей принадлежности к блоку естественнонаучных дисциплин, химия имеет возможность влияния на воспитание школьников, дополняя представления обучающихся о картине окружающего мира и акцентируя связь изучаемого материала с реальными объектами. Школьные предметы естественнонаучного цикла способствуют пониманию и осознанию учениками основных законов и принципов мироздания, а ведь от применениями полученных знаний во многом зависит жизнь человека и человечества. Предметы естественнонаучного цикла участвуют в формировании мировоззрения обучающихся, любви к природе, бережному отношению к ней, учат рациональному использованию природных богатств, помогают сложиться определенной системе ценностей. Очень важно в этом контексте то, что химия устанавливает интегрированные связи с биологией, экологией, физикой и другими науками. Таким образом, она в комплексе в другими предметами строит правильную картину мира у ребенка – место и роль человека в мире, природе и обществе, его ответственность, которую он в связи с этим несет, - т.е. это не просто сумма знаний, но и их практическое применение, тесно связанное с основными ценностями, существующими в нашем обществе. Межпредметные связи учебного предмета химия Установление межпредметных связей в школьном курсе способствует более полному усвоению знаний, формированию научных понятий и законов, совершенствованию учебновоспитательного процесса и оптимальной его организации, формированию мировоззрения, понимания взаимосвязи явлений в природе и обществе. Используя процесс интеграции наук в школьном обучении, реализующийся через межпредметные связи, можно достичь следующих результатов: –знания приобретают качества системности –умения становятся обобщенными, способствуют комплексному применению знаний, их синтезу, переносу идей и методов из одной науки в другую, что лежит в основе творческого подхода к научной, художественной деятельности человека в современных условиях –усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся IV. Тематическое планирование № Название темы Количество часов Планируемые образовательные результаты Воспитательный потенциал урока учащихся по каждой теме 1 Введение (1 ч) Техника лабораторных работ (2 часа) Предметные Ученик на базовом уровне научится: наблюдать за Формируется ценностное отношение к постановкой и проведением химических опытов, достижениям своей Родины — России, к определять последовательность выполнения действий, науке составлять простейшую инструкцию из двух-трех шагов Формируется ответственное отношение Ученик на базовом уровне получит возможность к своему здоровью и установка на научиться: здоровый образ жизни освоить простейшие приемы работы с химическим оборудованием. правильно обращаться с простейшим физическим и Воспитывается трудолюбие, химическим оборудованием сознательное, творческое отношения к Метапредметные образованию, труду и жизни, подготовка самостоятельно использовать непосредственное к сознательному выбору профессии наблюдение 2 Тела и вещества (7 часов) Предметные Ученик на базовом уровне научится: безопасно определять основные свойства вещества: Воспитывается стремление к научное познанию и знание, истине, цвет, запах, растворимость, агрегатное состояние; научная картина мира, нравственный составлять описание свойств вещества : 1) агрегатное смысл учения и самообразования состояние; 2) цвет; 3) запах; 4) вкус; 5) растворимость; Описывать простейшие вещества, свойства тел и веществ Формируется интерес к практическому Разделять смеси. изучению профессий и труда различного Наблюдать и описывать различные состояния вещества. рода Ученик на базовом уровне получит возможность научиться: Развивается опыт применения знаний из Характеризовать положение элементов в естественных наук для решения задач в периодической системе. области окружающей среды Изображать модели строения атомов Сравнивать строение атомов водорода, гелия, лития Моделировать молекулы кислорода, воды, водорода. Повышается уровень экологической Различать простые и сложные вещества. культуры, осознание глобального Метапредметные: характера экологических проблем и самостоятельно оформлять отчет, включающий путей их решения описание наблюдения 3. Вещества в природе (8 ч) Предметные. Ученик на базовом уровне научится: Воспитывается уважение к символам определять роль различных веществ в природе и России, государственным праздникам, технике; объяснять роль веществ в их круговороте. Определять значение веществ историческому и природному наследию и их соединений для и памятникам, традициям разных жизни на Земле народов, проживающих в родной стране Составлять схемы круговорота веществ на примере кислорода и воды. Развивается опыт осознания ценности жизни с опорой на собственный Ученик на базовом уровне получит возможность жизненный и читательский опыт научиться: Выделять экологические проблемы связанные с Вырабатывается личностное негативное охраной природных ресурсов, способами очистки воды. отношение к вредным привычкам Метапредметные Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных средств и искать самостоятельно средства достижения цели 4. Химические явления (4 ч) Предметные Ученик на базовом уровне научится: описывать признаки химической реакции; Определять химические явления на основе демонстраций Наблюдать и описывать химические реакции. приводить примеры химических процессов в природе; Делать выводы из результатов наблюдений и проведенных экспериментов. Ученик на базовом уровне получит возможность научиться: Планировать эксперимент по изучению химических реакций. Метапредметные: развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации ( ведение дискуссии, работа в группах, выступление с сообщениями и т.д.) 5 Вещества свойства. и их (11 Ч) Предметные. Ученик на базовом уровне научится: Формируется ответственное отношение Классифицировать вещества по составу. к своему здоровью и установка на Сравнивать различные оксиды по свойствам здоровый образ жизни Работать с индикаторами. - определять основные классы неорганических веществ; - понимать смысл химических терминов. Воспитывается трудолюбие, Ученик на базовом уровне получит возможность сознательное, творческое отношения к научиться: образованию, труду и жизни, подготовка анализировать и оценивать последствия для к сознательному выбору профессии окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека.Работать с информацией из разных источников: газета, журнал, интернет Воспитывается Сравнивать природные материалы и синтетические стремление Метапредметные научная картина мира, нравственный развитие коммуникативных умений и овладение смысл учения и самообразования к научное познанию и знание, истине, опытом межличностной коммуникации ( ведение дискуссии, работа в группах, выступление с сообщениями и т.д.) Формируется интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода 6 Человек природу дополняет (3 ч) Предметные. Ученик на базовом уровне научится: Формируется ответственное отношение Сравнивать природные материалы и синтетические к своему здоровью и установка на Приводить примеры и характеризовать важные для здоровый образ жизни жизни и хозяйства человека природные ресурсы Использовать различные источники информации для Развивается опыт применения знаний из подготовки сообщения, презентации естественных наук для решения задач в Ученик на базовом уровне получит возможность области окружающей среды научиться: использовать знания химии при соблюдении правил использования бытовых химических препаратов; Повышается уровень экологической Метапредметные культуры, осознание глобального развитие коммуникативных умений и овладение характера экологических проблем и опытом межличностной коммуникации ( ведение путей их решения дискуссии, работа сообщениями и т.д.) в группах, выступление с Развивается опыт осознания ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт Вырабатывается личностное негативное отношение к вредным привычкам