РП ЭК ХИМИЯ 5-6

МОУ «Лицей №1»

УТВЕРЖДАЮ

ПРИНЯТА

Директор МОУ «Лицей №1»

на научно-методическом совете

_______________/А.В.Гуденко

протокол №1_

___ августа 2021

27 августа 2021

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

МОУ «ЛИЦЕЙ №1»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«ХИМИЯ»
Основной общеобразовательной программы основного общего образования /ФГОС/
5-6 КЛАСС
(Школьный компонент - 18 часов)

СОСТАВИТЕЛЬ: М.Н. ВОРОБЬЕВА
учитель химии высшей квалификационной категории
ПРОШЛА ЭКСПЕРТИЗУ НА ЗАСЕДАНИИ КАФЕДРЫ
___________/Горохова М.А., руководитель кафедры естественных наук

г. Петрозаводск

I. Пояснительная записка.
Данная программа предназначена для учащихся 5-6 классов естественно-научного профиля.
Данная программа является пропедевтическим курсом, предваряющим систематическое
изучение предмета химии на профильном уровне. Элективный курс по химии в 5-6 классах
являются вводными к авторской программе 0. С. Габриеляна в 8-9 классах.
На ранних этапах образования ставится задача сформировать представления о
явлениях и законах окружающего мира, с которыми школьники сталкиваются в повседневной
жизни. Формируются первоначальные представления о научном методе познания,
развиваются способности к исследованию, учащиеся учатся наблюдать, планировать и
проводить эксперименты.
Монопредметный курс является принципиально новым, ориентированным, прежде
всего на развитие личности ребенка. С учетом психологических особенностей детей данного
возраста

предусматривается

развитие

внимания,

наблюдательности,

логического

и

критического мышления, умения грамотно выражать свои мысли, описывать явления. Для
формирования интереса учащихся к изучению предмета и стремления к его пониманию
предполагается использование рисунков различных явлений, опытов и измерительных
приборов, использование игровых технологий, качественное мультимедийное сопровождение
уроков и лабораторных работ, большое количество качественных вопросов и лабораторных
работ.
В данной программе:
−

используется минимальное число вводимых и выводимых понятий. Каждое

новое понятие вводится тогда, когда без него дальнейшее изучение нового материала
становится невозможным. При этом каждое введенное понятие в дальнейшем формируется и
закрепляется в процессе работы;
−

применяется опережающее обучение, основанное на знаниях других более

ранних и одновременных курсов ( природоведение, биология и др.);
−

содержание учебного материала подобрано так, чтобы можно было объяснить

химические процессы, протекающие в окружающем мире и используемые человеком на
современном научном и доступном учащимся уровне.
ЦЕЛЬ КУРСА — способствовать развитию учащихся, повышению их интереса к
познанию законов природы, подготовке их к систематическому изучению курса химии на
последующих этапах обучения.
ЗАДАЧИ:
−

развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно

приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять химические явления;
−

овладение

конкретными

химическими

понятиями,

необходимых

для

дальнейшего изучения курса химии;
−

показать перспективы науки для дальнейшего образования и приобретения

профессии;
−

формирование познавательного интереса к химии, развитие творческих

способностей, осознанных мотивов учения;
−

формирование представлений об идеях и методах изучения природы,

формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лабораторного
эксперимента.
Общая характеристика учебного предмета.
Направленность программы: естественно-научная.
Актуальность: способствует воспитанию свободной, творческой, инициативной,
ответственной и саморазвивающейся личности.
Практическая значимость: способствует развитию внимания, мышления, памяти
учащихся, подводит к познанию законов природы, готовит ребят к систематическому
изучению курсов физики и химии на последующих этапах обучения.
Для чего используются методы и приемы:
−

химический эксперимент, начинающийся со знакомства с препаративной

химией;
−

прикладные занятия, позволяющие взглянуть на окружающий мир глазами

химика;
−

приобщение к исторической ретроспективе развития химической науки;

−

раскрытие

места

химии

как

интегрирующей

науки

через

усилие

межпредметных связей с другими предметами;
−

занимательность;

−

раскрытие значения химии в обеспечении экологической безопасности.

Результат: готовность учащихся к изучению новых предметов.
Не увлекаясь высокими теориями, абсолютными понятиями и моделями, без
перегрузки, курс позволяет занимательно и ненавязчиво внедрить в сознание учащихся

представления о возможностях этой науки, ее доступности и значимости для них.
Курс позволяет показывать в какие глубины науки им предстоит погрузиться в
дальнейшем изучении химии в основной школе и старших классах.
Способы проверки знаний:
−

лабораторные и практические работы;

−

контрольные работы;

−

тестирование;

−

устный опрос;

−

домашний эксперимент.

II. Планируемые результаты освоения программы
Ученик на базовом уровне научится:
 раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический
элемент», «простое вещество», «сложное вещество»,

«химическая реакция»,

используя знаковую систему химии;
 различать физические и химические явления;
 определять расположение химических элементов в периодической таблице


раскрывать смысл понятия «раствор»;

 определять и описывать признаки химической реакции;
 использовать разные способы для разделения смесей
 характеризовать и определять по общим признакам классы веществ: оксиды, кислоты,
основания, жиры, белки, углеводы.
Ученик получит возможность научиться:
 обращаться с простейшим физическим и химическим оборудованием;
 производить простейшие измерения;
 снимать показания со шкалы прибора;
 обсуждать экологическое состояние в школе и на территории, прилегающей к ней
 наблюдать, описывать, проводить простейшие химические реакции ;
 различать органические и неорганические вещества

 самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи.
 выделять альтернативные способы достижения цели
и выбирать наиболее эффективный способ
 использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении проектов и
учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и
распознавания веществ;
 объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах;
 осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности
человека;
 планировать и осуществлять проекты

Результаты освоения рабочей программы курса
Личностные результаты:
 развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
учащихся;
 формирование мотивации к изучению в дальнейшем химии;
 воспитание ответственного отношения к природе;
 формирование личностного отношения друг к другу, к учителю.
Метапредметные результаты:
 освоение приемов исследовательской деятельности ( составление плана,
использование приборов, формулировка выводов и т.п.);
 формирование приемов работы с информацией, представленной в различной форме (
таблицы, графики, рисунки и т.д), на различных носителях ( книги, Интернет, СД,
периодические издания и т.д.);
 развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной
коммуникации ( ведение дискуссии, работа в группах, выступление с сообщениями и
т.д.)
Предметные результаты:
 освоение базовых естественно-научных знаний, необходимых для дальнейшего
изучения систематических курсов естественных наук;
 формирование элементарных исследовательских умений;
 применение полученных знаний и умений для решения практических задач.
 формирование представления о химическом опыте как исключительно

целенаправленном и контролируемом действии, сопряженном с обязательным
выполнением требований общей и личной безопасности.
Виды деятельности учащихся, направленные на достижение результата
Использовать основные методы научного познания, применяемые в химии: наблюдение,
описание, измерение, эксперимент, моделирование химических процессов и явлений,
химический анализ и синтез.
Проводить наблюдать и описывать эксперимент и фиксировать его результаты с помощью
родного языка и языка химии
Устанавливать межпредметные связи химии и биологии на основе раскрытия биологической
роли и химических свойств.
Соблюдать правила и пользоваться приемами безопасной работы при работе с химическими
веществами и лабораторным оборудованием.
Прогнозировать последствия нарушений правил безопасной работы со средствами бытовой
химии.
Использовать полученные знания при применении различных веществ в быту.
Ожидаемые результаты реализации программы
Учащиеся будут знать:
•

начение понятий: тело, вещество, свойства вещества; агрегатное состояние: газ,
жидкость, твердое; химический эксперимент; кислота, щелочь; физическое явление,
химическая реакция, признаки реакции; значение терминов: индикатор, фильтрование,
адсорбция; витамины; условные обозначения, применяемые в химии: газ; осадок; З
нет запаха; Ц нет цвета; В нет вкуса; Р хорошо растворимый; М малорастворимый; Н
нерастворимый;

•

виды, наименования и назначение основного химического лабораторного
оборудования; строение пламени; правила техники безопасности при проведении
опытов с нагреванием веществ на спиртовке, со стеклянной посудой, с
использованием кислот и щелочей (разбавленных), с измерительными приборами:
весы, термометр (спиртовой);

•

влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);

•

человек существо природное и социальное; разносторонние связи человека с
окружающей природной средой;

•

условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;

позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе; способы сохранения

окружающей природы;
Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся
На уровне

основного общего образования исследование и проект приобретают статус

инструментов учебной деятельности полидисциплинарного характера, необходимых для
освоения социальной жизни учащегося. На уровне основного общего образования проект
реализуется группой обучающихся.
Обучающийся сможет:
– решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин
–использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебно-познавательных
задач
–использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебнопознавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни
– использовать элементы математического моделирования при решении исследовательских
задач
– использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов,
полученных в ходе учебно-исследовательской работы
Обучающиеся научатся:
- формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования,
исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе
– восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности,
определяя место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве
- отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов
деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей
– адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть
возможные варианты применения результатов
Примерные темы проектов:
− Азот и его соединения
− Акварельные краски. Их состав и изготовлени
−

Активированный угль. Явление адсорбции.

− В мире кислот
−

В мире коррозии металлов

−

В удивительном мире кристаллов

−

Вода — вещество привычное и необычное

−

Воздух, которым мы дышим

−

Все тайны янтаря

−

Газированная вода

− Железо и здоровье человека
− Железо — элемент цивилизации и жизни
− Жесткость воды: актуальные аспекты
− Живопись и химия
− Кристаллы
− Металлы в жизни человека
− Металлы в искусстве
− Металлы в космосе
− Металлы древности
− "Металлы жизни"

III. Содержание программы учебного курса
Введение (1 ч)
Что такое химия? Правила поведения в кабинете химии. Техника безопасности и правила
работы в химической лаборатории. Хранение материалов, реактивов в химической
лаборатории. Профессии, требующие химических знаний.
Техника лабораторных работ (2 часа)
Простое лабораторное оборудование. Знакомство с лабораторным штативом и спиртовкой.
Строение пламени. Техника безопасности во время работы с пробирками, колбами,
химическими стаканами.
Нагревательные приборы (спиртовка, водяная баня) и пользование ими. Нагревание и
прокаливание. Наблюдение за горящей свечой.
Тела и вещества. (7 часов)
Характеристики тел и веществ (форма, объем, цвет, запах).
Твердое, жидкое и газообразное состояния вещества.
Чистое вещество, смесь. Способы разделения смесей. Приготовление и разделение смесей.
Делимость вещества. Молекулы, атомы, ионы. Представление о размерах частиц вещества.
Движение частиц вещества. Пояснение строения и свойств твердых тел, жидкостей и газов с
молекулярной точки зрения.
Химический элемент: кислород, азот, водород, железо,
алюминий, медь, фосфор, сера. Знаки химических элементов. Периодическая система Д. И.

Менделеева. Простые и сложные вещества (кислород, азот, вода, углекислый газ, поваренная
соль).
Вещества в природе (8 ч)
Вода в природе. Вода – универсальный растворитель. Способность воды растворять
вещества. Растворы.
Воздух – смесь газов. Атмосфера. Состав воздуха. Кислород, Азот, углекислый газ.
Растения как поставщики и потребители кислорода. Основные виды загрязнений и их
источники.
Почва и её состав.

Минералы. Соли (поваренная соль, сода, мел, мрамор, известняк).

Применение горных пород и минералов в жизни человека. Известняк.
Природный газ и нефть, продукты их переработки.
Лабораторные работы и опыты.
Знакомство с лабораторным оборудованием.
•

Знакомство с измерительными приборами.

•

Наблюдение различных состояний вещества.

•

Наблюдение взаимодействия частиц различных веществ.

•

Наблюдение горения.

•

Описание веществ.

•

Растворимость веществ в воде.

•

Разделение растворимых и нерастворимых веществ фильтрованием.
6 класс 18 часов
Химические явления (4 часа)
Химические явления и химические реакции. Признаки химических реакций (изменение

окраски, появление запаха, выделение газа, выделение или поглощение тепла, выпадение
осадка). Условия протекания и прекращения химических реакций (соприкосновение веществ,
растворение, измельчение, доступ кислорода при горении).
Фотосинтез – химическая реакция, происходящая в зеленых растениях, её значение
для живой природы.
Реакции горения, их значение для человека. Коррозия – пример реакции неполезной
для человека.
Вещества и их свойства. (11 часов)

Воздух. Вода.
Оксиды (углекислый газ, негашеная известь, кварц); нахождение в природе,
применение.
Кислоты, правила работы с кислотами, их применение.Индикатор. Изготовление
индикаторов своими руками.
Основания. Свойства щелочей, правила работы с ними, их физические

свойства;

применение.
Соли (поваренная соль, сода, мел, мрамор, известняк, медный купорос и др.).
Наиболее характерные применения солей.
Наиболее известные органические вещества — углеводы (глюкоза, сахароза, крахмал),
некоторые их свойства, применение; белки, их роль в жизни человека, искусственная
пища; жиры, их роль в жизни человека, использование в технике.
Человек дополняет природу (3 часа)
Синтетические материалы.
Полимеры, свойства и применение некоторых из них.
Волокна: природные и искусственные, их свойства и применение.
Каучуки и резина, их свойства и применение.
Лабораторные работы:
Лабораторные работы и опыты
•

Простейшие действия с веществами

•

Наблюдение физических и химических явлений.

•

Анализ воды.

•

Действие кислот и оснований на индикаторы.

•

Свойства веществ

•

Знакомство с органическими веществами

•

Знакомство с коллекцией пластмасс.

•

Знакомство с коллекцией волокон.
Воспитывающий и развивающий потенциал курса химия

Благодаря своей принадлежности к блоку естественнонаучных дисциплин, химия имеет
возможность влияния на воспитание школьников, дополняя представления обучающихся о
картине окружающего мира и акцентируя связь изучаемого материала с реальными
объектами. Школьные предметы естественнонаучного цикла способствуют пониманию и

осознанию учениками основных законов и принципов мироздания, а ведь от применениями
полученных знаний во многом зависит жизнь человека и человечества. Предметы
естественнонаучного цикла участвуют в формировании мировоззрения обучающихся, любви
к природе, бережному отношению к ней, учат рациональному использованию природных
богатств, помогают сложиться определенной системе ценностей.
Очень важно в этом контексте то, что химия устанавливает интегрированные связи с
биологией, экологией, физикой и другими науками. Таким образом, она в комплексе в
другими предметами строит правильную картину мира у ребенка – место и роль человека в
мире, природе и обществе, его ответственность, которую он в связи с этим несет, - т.е. это не
просто сумма знаний, но и их практическое применение, тесно связанное с основными
ценностями, существующими в нашем обществе.

Межпредметные связи учебного предмета химия
Установление межпредметных связей в школьном курсе способствует более полному
усвоению знаний, формированию научных понятий и законов, совершенствованию учебновоспитательного процесса и оптимальной его организации, формированию мировоззрения,
понимания взаимосвязи явлений в природе и обществе.
Используя процесс интеграции наук в школьном обучении, реализующийся через
межпредметные связи, можно достичь следующих результатов:
–знания приобретают качества системности
–умения становятся обобщенными, способствуют комплексному применению знаний, их
синтезу, переносу идей и методов из одной науки в другую, что лежит в основе творческого
подхода к научной, художественной деятельности человека в современных условиях
–усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся

IV. Тематическое планирование

№

Название темы

Количество часов

Планируемые образовательные результаты

Воспитательный потенциал урока

учащихся по каждой теме

1

Введение

(1 ч)

Техника
лабораторных работ (2 часа)

Предметные
Ученик на базовом уровне научится: наблюдать за Формируется ценностное отношение к
постановкой и проведением химических опытов, достижениям своей Родины — России, к
определять последовательность выполнения действий, науке
составлять простейшую инструкцию из двух-трех
шагов
Формируется ответственное отношение
Ученик на базовом уровне получит возможность

к своему здоровью и установка на

научиться:

здоровый образ жизни

освоить простейшие приемы работы с химическим
оборудованием.
правильно обращаться с простейшим физическим и

Воспитывается трудолюбие,

химическим оборудованием

сознательное, творческое отношения к

Метапредметные

образованию, труду и жизни, подготовка

самостоятельно использовать непосредственное

к сознательному выбору профессии

наблюдение

2

Тела и вещества

(7 часов)

Предметные
Ученик на базовом уровне научится:
безопасно определять основные свойства вещества:

Воспитывается
стремление

к

научное
познанию

и

знание,
истине,

цвет, запах, растворимость, агрегатное состояние;

научная картина мира, нравственный

составлять описание свойств вещества : 1) агрегатное

смысл учения и самообразования

состояние; 2) цвет; 3) запах; 4) вкус; 5) растворимость;
Описывать простейшие вещества, свойства тел и
веществ

Формируется интерес к практическому

Разделять смеси.

изучению профессий и труда различного

Наблюдать и описывать различные состояния вещества. рода
Ученик на базовом уровне получит возможность
научиться:

Развивается опыт применения знаний из

Характеризовать положение элементов в

естественных наук для решения задач в

периодической системе.

области окружающей среды

Изображать модели строения атомов
Сравнивать строение атомов водорода, гелия, лития
Моделировать молекулы кислорода, воды, водорода.

Повышается уровень экологической

Различать простые и сложные вещества.

культуры, осознание глобального

Метапредметные:

характера экологических проблем и

самостоятельно оформлять отчет, включающий

путей их решения

описание наблюдения

3.

Вещества в природе

(8 ч)

Предметные.
Ученик на базовом уровне научится:

Воспитывается уважение к символам

определять роль различных веществ в природе и России, государственным праздникам,
технике; объяснять роль веществ в их круговороте.
Определять значение веществ

историческому и природному наследию

и их соединений для и памятникам, традициям разных

жизни на Земле

народов, проживающих в родной стране

Составлять схемы круговорота веществ на примере
кислорода и воды.

Развивается опыт осознания ценности
жизни с опорой на собственный

Ученик на базовом уровне получит возможность жизненный и читательский опыт
научиться:
Выделять

экологические

проблемы

связанные

с Вырабатывается личностное негативное

охраной природных ресурсов, способами очистки воды. отношение к вредным привычкам
Метапредметные
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать
конечный результат, выбирать
из предложенных средств и искать самостоятельно
средства достижения цели

4.

Химические явления

(4 ч)

Предметные
Ученик на базовом уровне научится:
описывать признаки химической реакции;

Определять химические явления на основе
демонстраций
Наблюдать и описывать химические реакции.
приводить примеры химических процессов в природе;
Делать выводы из результатов
наблюдений и проведенных экспериментов.
Ученик на базовом уровне получит возможность
научиться:
Планировать эксперимент по изучению химических
реакций.
Метапредметные: развитие коммуникативных умений и
овладение опытом межличностной коммуникации (
ведение дискуссии, работа в группах, выступление с
сообщениями и т.д.)
5

Вещества
свойства.

и

их (11 Ч)

Предметные.
Ученик на базовом уровне научится:

Формируется ответственное отношение

Классифицировать вещества по составу.

к своему здоровью и установка на

Сравнивать различные оксиды по свойствам

здоровый образ жизни

Работать с индикаторами.
- определять основные классы неорганических
веществ; - понимать смысл химических терминов.

Воспитывается трудолюбие,

Ученик на базовом уровне получит возможность сознательное, творческое отношения к

научиться:

образованию, труду и жизни, подготовка

анализировать и оценивать последствия для

к сознательному выбору профессии

окружающей среды бытовой и производственной
деятельности человека.Работать с информацией из
разных источников: газета, журнал, интернет

Воспитывается

Сравнивать природные материалы и синтетические

стремление

Метапредметные

научная картина мира, нравственный

развитие коммуникативных умений и овладение

смысл учения и самообразования

к

научное
познанию

и

знание,
истине,

опытом межличностной коммуникации ( ведение
дискуссии, работа в группах, выступление с
сообщениями и т.д.)

Формируется интерес к практическому
изучению профессий и труда различного
рода

6

Человек
природу

дополняет (3 ч)

Предметные.
Ученик на базовом уровне научится:

Формируется ответственное отношение

Сравнивать природные материалы и синтетические

к своему здоровью и установка на

Приводить примеры и характеризовать важные для

здоровый образ жизни

жизни и хозяйства человека природные ресурсы
Использовать различные источники информации для

Развивается опыт применения знаний из

подготовки сообщения, презентации

естественных наук для решения задач в

Ученик на базовом уровне получит возможность области окружающей среды
научиться:

использовать знания химии при соблюдении правил
использования бытовых химических препаратов;

Повышается уровень экологической

Метапредметные

культуры, осознание глобального

развитие

коммуникативных

умений

и

овладение характера экологических проблем и

опытом межличностной коммуникации ( ведение путей их решения
дискуссии,

работа

сообщениями и т.д.)

в

группах,

выступление

с
Развивается опыт осознания ценности
жизни с опорой на собственный
жизненный и читательский опыт
Вырабатывается личностное негативное
отношение к вредным привычкам


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».