МОУ «Лицей №1» УТВЕРЖДАЮ ПРИНЯТА Директор МОУ «Лицей №1» на научно-методическом совете _______________/А.В.Гуденко протокол №1_ ___ августа 2021 27 августа 2021 УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МОУ «ЛИЦЕЙ №1» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ХИМИЯ » Основной общеобразовательной программы основного общего образования /ФГОС/ 7 КЛАСС (Школьный компонент -70 часов) СОСТАВИТЕЛИ: М.Н. ВОРОБЬЕВА учитель химии высшей квалификационной категории ПРОШЛА ЭКСПЕРТИЗУ НА ЗАСЕДАНИИ КАФЕДРЫ ___________/Горохова М.А., руководитель кафедры естественных наук г. Петрозаводск I. Пояснительная записка Главная цель изучения химии в 7-9 классах – реализовать общие цели основного общего образования, развернутых в Стандарте , при изучении в основной школе естественнонаучных дисциплин, в частности, химии, как дисциплины, входящей в данную образовательную область. Общая для всех естественнонаучных дисциплин задача состоит в достижении базового метапредметного (личностного) образовательного результата изучения их в основной школе: формирования у учащихся научных представлений о материальном мире и содержательной взаимосвязи различных форм его познания. В данный курс не входят основополагающие системные знания, с ними учащиеся будут знакомиться с 8 класса. Пропедевтический курс призван, используя интерес учащихся к экспериментам, сформировать умение наблюдать, делать выводы на основе наблюдений, получить первоначальные понятия о классах неорганических веществ. В данном курсе реализована идея раннего систематического изучения химии не в качестве собственно пропедевтики, а как составной части школьного курса химии, сформированного за счет перенесения части учебного материала из курса 8-го класса в 7-й. Начало системного изучения химии в 7-м классе позволяет: - уменьшить интенсивность прохождения учебного материала в основной школе; - получить возможность изучать, а не проходить этот материал, иметь время для отработки и коррекции знаний учащихся; - формировать устойчивый познавательный интерес к предмету; - интегрировать химию в систему естественнонаучных знаний для формирования химической картины мира как составной части естественнонаучной картины. Курс построен на идее реализации межпредметных связей химии с другими естественными дисциплинами, введенными в обучение ранее или параллельно с химией, а потому позволяет актуализировать химические знания учащихся, полученные на уроках природоведения, биологии, географии, физики и других наук о природе. В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта в курсе подчеркивается, что химия — наука экспериментальная. Поэтому в 7-ом классе рассматриваются такие методологические понятия учебного предмета, как эксперимент, наблюдение, измерение, описание, моделирование, гипотеза, вывод. Предложенная программ, как в теоретической, так и в фактической своей части практикоориентирована: все понятия, законы и теории, а также важнейшие процессы, вещества и материалы даются в плане их практического значения, применения веществ в повседневной жизни и их роли в живой и неживой природе. Цель курса: Сформировать устойчивый познавательный интерес к предмету и интегрировать химию в систему естественнонаучных знаний для формирования химической картины мира как составной части естественнонаучной картины. Основные задачи курса 1.Дать учащимся представление о химии, о ее первоначальных понятиях на экспериментальном и атомно-молекулярном уровне (молекула, атом, чистое вещество и смесь, химический элемент, простые и сложные вещества, знаки химических элементов); 2.Сформировать умения наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, быту, демонстрируемые учителем; 3.Сформировать умение безопасной работы с веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила техники безопасности; 4.Воспитывать элементы экологической культуры; 5.Развивать логику химического мышления. 6.Формировать у учащихся умение применять полученные знания к решению практических задач. 7.Решать задачи на вычисление массовой доли элемента в веществе, массовой доли растворенного вещества, на смешивание, разбавление и концентрирование растворов. Общая характеристика учебного предмета. Курс решает следующие задачи: 1. позволяет актуализировать химические знания учащихся, полученные на уроках природоведения, биологии, географии, физики, что уменьшит психологическую нагрузку на учащихся с появлением нового предмета. 2. способствует формированию идеи об интегрирующей роли химии в системе естественных наук, значимости этого предмета для успешного освоения естественнонаучных дисциплин. 3. позволяет совершенствовать умения, необходимые при решении химических задач: умение вычислять часть от целого (массовая доля элемента в сложном веществе, массовая и объемная доли компонентов в смеси, в том числе и доля примесей). 4. дополняет сведения учащихся об известных им физических и химических явлениях. 5. способствует формированию научных представлений об ученых-химиках, удивительном мире химии, открытиях, реакциях и веществах Химия — наука экспериментальная. Поэтому в 7 классе рассматриваются такие важнейшие методологические понятия, как «эксперимент», «наблюдение», «измерение», «описание», «моделирование», «гипотеза», «вывод». Для формирования экспериментальных умений учащихся в программе предусмотрены несложные по технике выполнения эксперименты, лабораторные опыты и практические работы. Также этой цели способствует предусмотренный в курсе домашний эксперимент, который полностью соответствует требованиям техники безопасности и обеспечивает ушедшие из практики обучения химии экспериментальные работы лонге-тюдного (продолжительного по времени) характера. Изучение предлагаемого курса предусматривает широкое использование активных форм и методов обучения: повышение роли самостоятельной работы учащихся в обучении (например, проведение домашнего химического эксперимента), в том числе подготовка сообщений для ученических конференций, защита проектов, обсуждение результатов домашнего эксперимента. Рабочая программа предусматривает развитие таких логических операций мышления, как анализ и синтез, сравнение и обобщение, выдвижение и подтверждение или опровержение гипотез и т. Д II. Планируемые результаты элективного курса При изучении курса Ученик научится: • раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «химическая реакция», используя знаковую систему химии; • вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ; • вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения; • раскрывать смысл понятия «раствор»; • вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе; • приготовлять растворы с определенной массовой долей растворенного вещества; • использовать разные способы для разделения смесей • классифицировать вещества , • проводить качественные реакции. Ученик получит возможность научиться: • характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества; • самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи. • выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ • использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ; • объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах; • осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека; • проводить несложные химические эксперименты, вести наблюдение, делать выводы; • моделировать изучаемые объекты и процессы; • вести химические расчёты относительной молекулярной долиэлементов в веществе, доли компонентов смеси; • планировать и осуществлять проекты массы, массовой Требования к результатам обучения К важнейшим личностным результатам изучения вводного курса химии в 7 классе относятся: – позиционирование ученика в качестве деятеля сферы материального производства, осуществляющего получение необходимых для поддержания жизнедеятельности людей веществ с заданными свойствами, из имеющихся в его распоряжении веществ, данными свойствами не обладающих; – понимание историко-культурной обусловленности способов решения задачи, связанных с превращением веществ, как ограничений возможных средств действия; – понимание культурной истории развития химической науки как общего основания для его собственного продвижения в предмете; – осознание значимости химической науки и практики для существования современного человека. Метапредметные результаты изучения вводного курса химии выражаются в таких новообразованиях, как: – возможность постановки новых учебно-познавательных задач на основе анализа культурных способов решения практических задач в истории предмета химии; – возможность найти средства достижения познавательного результата при анализе текстовых и иных источников, задающих культурную норму действия в данной предметнообусловленной ситуации; – возможность находить решение задачи целенаправленного превращения веществ и контролировать достижение поставленной цели на основе анализа культурно-исторического опыта решения аналогичных задач; – включать предлагаемые учителем и обнаруживаемые в источниках средства решения химических задач в осуществление собственного познавательного действия, опробуя их в процессе выполнения химического опыта. Предметные результаты изучения химии учащимися 7 классов включают в себя: – формирование понятия химического элемента как инварианта превращения веществ и основания подразделения их на простые и сложные (химические соединения); – умение использовать универсальные «посредники» химических превращений (типичные кислоты и основания, окислители и восстановители) для идентификации и различения веществ по их химическим свойствам; – знание вещественных оснований формирования ряда химических понятий в практикопреобразовательной деятельности людей; – знание деятельных оснований включения ряда веществ в обиход химической науки; – владение основными приемами модельной интерпретации химических превращений (элементная формула, схема превращения веществ); – приобретения опыта осуществления превращений вещества как непосредственной практической основы образования химических понятий -формирование представления о химическом опыте как исключительно целенаправленном и контролируемом действии, сопряженном с обязательным выполнением требований общей и личной безопасности. Виды деятельности учащихся, направленные на достижение результата • Устанавливать взаимосвязи неорганической химии в системе естественных наук и ее роль в жизни. • Оперировать понятиями: химический элемент, атом, молекула, вещество, физическое тело. • Классифицировать вещества по разным признакам. • Объяснять значение химической формулы вещества как выражение качественного, количественного состава вещества. • Рассчитывать массовые доли элементов в химическом соединении. • Определять формулы соединений по известным массовым долям элементов • Характеризовать значение Периодического закона. • Осуществлять расчеты по формулам с использованием основного закона химической стехиометрии. • Использовать алгоритмы при решении задач. • Наблюдать и описывать химические процессы с помощью родного языка и языка химии. • Соблюдать правила техники безопасности при проведении химического эксперимента. • Характеризовать признаки химических реакций. • Сопоставлять химические свойства веществ с областями их применения. • Исследовать свойства изучаемых веществ. • Составлять обобщающие схемы. • Осуществлять познавательную рефлексию в отношении собственных достижений в процессе решения учебных и познавательных задач. • Выполнять практические работы. • Работать с различными источниками информации — картами, диаграммами, таблицами статистикой, текстом учебника. Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся На уровне основного общего образования исследование и проект приобретают статус инструментов учебной деятельности полидисциплинарного характера, необходимых для освоения социальной жизни учащегося. На уровне основного общего образования проект реализуется самим учащимся или группой обучающихся. Обучающийся сможет: – решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин –использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебно-познавательных задач –использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебнопознавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни – использовать элементы математического моделирования при решении исследовательских задач – использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов, полученных в ходе учебно-исследовательской работы Обучающиеся научатся: - формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе – восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве - оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время), необходимые для достижения поставленной цели, – находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в различных областях деятельности человека, – вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно объективно презентуя свой проект или возможные и результаты исследования, с целью обеспечении продуктивного взаимовыгодного сотрудничества – самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы; - адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков – адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он повлечет в жизни других людей, сообществ) – адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные варианты применения результатов Примерные темы проектов: • Автомагистраль, снег, почва, растения • Автомобиль как источник химического загрязнения атмосферы • Азот и его соединения • Акварельные краски. Их состав и изготовлени • Активированный угль. Явление адсорбции • Алюминий на кухне: опасный враг или верный помощник? • В мире кислот • В мире коррозии металлов • В удивительном мире кристаллов • сельского хозяйства Вода удивительная и удивляющая • Вода – вещество номер один • Вода — вещество привычное и необычное • Воздух, которым мы дышим • Все тайны янтаря • Газированная вода • Железо и здоровье человека • Железо — элемент цивилизации и жизни • Жесткость воды: актуальные аспекты • Живопись и химия • Кварц и его применение • Кислород • Кислотный дождь и его влияние на экологию • Кислоты и щёлочи в быту • Коррозия металлов и способы ее предупреждения • Кремний и его свойства • Металлы в жизни человека • Металлы в искусстве • Металлы в космосе • Металлы в периодической системе Д.И. Менделеева • Металлы древности • "Металлы жизни" III. Содержание программы учебного курса Глава I. Предмет химии и методы её изучения. Предмет химии. Значение химии в жизни современного человека. Тела и вещества. Свойства веществ. Применение веществ на основе их свойств. Явления, происходящие с веществами. Физические явления и химические реакции. Вещества, участвующие в реакции: исходные вещества и продукты реакции. Признаки химических реакций: изменение цвета, выпадение или растворение осадка, выделение газа, выделение или поглощение теплоты и света, появление запаха. Наблюдение и эксперимент в химии. Изучение пламени свечи и спиртовки. Гипотеза и вывод. Оформление результатов эксперимента. Практическая работа. Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности при работе в кабинете (лаборатории) химии. Демонстрации. Видеофрагменты и слайды «Египет — родина химии». Коллекция стеклянной химической посуды. Коллекция изделий из алюминия и его сплавов. Получение углекислого газа и его взаимодействие с известковой водой. Взаимодействие раствора пищевой соды с уксусной кислотой. Взаимодействие растворов медного купороса и нашатырного спирта. Поджигание шерстяной нити. Лабораторные опыты. Изучение строения пламени свечи и спиртовки. Глава II. Строение веществ и их агрегатные состояния Строение веществ. Броуновское движение. Диффузия. Атомы. Молекулы. Основные положения атомно-молекулярного учения. Ионы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Агрегатные состояния веществ. Газы. Жидкости. Твёрдые вещества. Взаимные переходы между агрегатными состояниями вещества: возгонка (сублимация) и десублимация, конденсация и испарение, кристаллизация и плавление. Демонстрации. Диффузия перманганата калия в воде. Собирание прибора для получения газа и проверка его на герметичность. Возгонка сухого льда, иода или нафталина. Лабораторные опыты. Наблюдение за броуновским движением (движение частиц туши в воде). Диффузия компонентов дезодоранта в воздухе. Диффузия сахара в воде. Агрегатные состояния воды. Глава III. Смеси веществ, их состав. Чистые вещества и смеси. Чистые вещества и смеси. Гомогенные и гетерогенные смеси. Газообразные, жидкие и твёрдые смеси. Газовые смеси. Воздух — природная газовая смесь. Состав воздуха. Объёмная доля компонента газовой смеси как отношение объёма данного газа к общему объёму смеси. Расчёты с использованием понятия «объёмная доля компонента смеси». Массовая доля растворённого вещества. Понятие о концентрации раствора. Массовая доля растворённого вещества как отношение массы растворённого вещества к массе раствора. Расчёты с использованием понятия «массовая доля растворённого вещества». Практическая работа. Приготовление раствора с определённой массовой долей растворённого вещества. Массовая доля примеси. Понятие о техническом образце, об основном компоненте и о примеси. Массовая доля примеси. Расчёты с использованием понятия «массовая доля примеси». Демонстрации. Различные образцы мрамора. Коллекция минералов и горных пород. Видеофрагмент по обнаружению объёмной доли кислорода в воздухе. Видеофрагменты и слайды мраморных артефактов. Коллекция бытовых, кондитерских и медицинских смесей. Образцы медицинских и пищевых растворов с указанием массовой доли компонента. Видеофрагменты и слайды изделий из веществ особой чистоты. Глава IV. Физические явления в химии. Некоторые способы разделения смесей. Разделение смесей на основе различий в физических свойствах их компонентов. Отстаивание и декантация. Центрифугирование. Фильтрование в лаборатории, в быту и на производстве. Фильтрование и фильтрат. Установка для фильтрования и правила работы с ней. Бытовые фильтры для воды. Адсорбция. Устройство противогаза. Дистилляция, или перегонка. Дистиллированная вода и её получение. Перегонка нефти. Нефтепродукты. Практическая работа. Выращивание кристаллов соли (домашний эксперимент). Практическая работа. Очистка поваренной соли. Демонстрации. Разделение смеси порошков железа и серы. Отстаивание и декантация известкового молока, или взвеси мела в воде. Разделение водной смеси растительного масла с помощью делительной воронки. Центрифугирование (на центрифуге или с помощью видеофрагмента). Коллекция слайдов бытовых и промышленных приборов, в которых применяется центрифугирование. Установка для фильтрования и её работа. Коллекция бытовых фильтров. Адсорбция кукурузными палочками паров пахучих веществ. Коллекция повязок и респираторов. Установка для перегонки жидкостей и её работа (получение дистиллированной воды). Видеофрагмент «Ректификационная колонна нефтеперерабатывающего завода и схема её устройства». Коллекция «Нефть и нефтепродукты». Лабораторные опыты. Флотация серы из смеси с речным песком. Глава V. Состав веществ. Химические знаки и формулы. Химические элементы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Химический элемент как определённый вид атомов. Химические элементы в природе. Элементный состав планеты Земля и её геологических оболочек. Простые и сложные вещества. Аллотропия и аллотропные модификации. Химические знаки и химические формулы. Химические символы, их произношение и названия. Этимологические начала названий химических элементов. Таблица химических элементов Д. И. Менделеева и её структура: периоды (большие и малые) и группы (главные и побочные подгруппы). Отдельные группы химических элементов: щелочные металлы, галогены, благородные газы. Химические формулы и формульные единицы. Коэффициенты и индексы. Информация, которую несут химические символы и формулы. Относительные атомная и молекулярная массы. Относительная атомная масса как величина, показывающая, во сколько раз масса атома данного элемента больше массы атома водорода. Относительная молекулярная масса и её нахождение. Массовая доля элемента в сложном веществе. Дополнительная информация, которую несут химические формулы. Демонстрации. Видеофрагменты и слайды «Элементный состав геологических оболочек Земли». Аллотропия кислорода. Модели (шаростержневые и Стюарта—Бриглеба) молекул различ-ных простых и сложных веществ. Таблица химических элементов Д. И. Менделеева (короткопериодный вариант). Портреты Й. Я. Берцелиуса и Д. И. Менделеева. Глава VI. Простые вещества. Металлы: химические элементы и простые вещества. Металлы и сплавы в истории человечества: медный, бронзовый и железный века. Значение металлов и сплавов. Общие физические свойства металлов. Представители металлов. Железо. Технически чистое и химически чистое железо. Железо — основа современной промышленности и сельского хозяйства. Сплавы железа: чугуны и стали. Передельный и литейный чугуны, их значение. Углеродистая и легированная стали, их значение. Понятие о чёрной и цветной металлургии. Алюминий. История промышленного производства алюминия. Применение алюминия на основе свойств. Золото. Роль золота в истории человечества. Золото — металл ювелиров и эталон мировых денег. Применение золота на основе свойств. Олово, его свойства и применение. Аллотропия олова: серое и белое олово. «Оловянная чума». Неметаллы. Положение элементов-неметаллов в таблице Д. И. Менделеева. Благородные газы. Аллотропия кислорода. Сравнение свойств простых веществ металлов и неметаллов. Представители неметаллов. Фосфор и его аллотропные модификации. Сравнение свойств белого и красного фосфора. Области применения фосфора. Сера и области её применения. Углерод, его аллотропные модификации (алмаз и графит), их свойства и применение. Азот, его свойства и применение. Демонстрации. Коллекция металлов и сплавов. Видеофрагменты и слайды «Металлы и сплавы в истории человечества». Коллекция «Чугуны и стали». Видеофрагменты и слайды «Художественные изделия из чугуна и стали». Коллекция изделий из алюминия и его сплавов. Видеофрагменты и слайды «Золото — материал ювелиров и мировые деньги». Коллекция изделий из олова. Видеофрагмент «Паяние». Коллекция неметаллов — простых веществ. Видеофрагмент или слайд «Кислород — вещество горения и дыхания». Получение белого фосфора и изучение его свойств. Видеофрагменты и слайды «Аллотропия углерода». Модели кристаллических решёток алмаза и графита. Коллекция «Активированный уголь и области его применения». Горение серы и фосфора. Лабораторные опыты. Ознакомление с коллекцией металлов и сплавов. Ознакомление с коллекцией неметаллов. Глава VII. Сложные вещества. Валентность. Валентность как свойство атомов одного химического элемента соединяться со строго определённым числом атомов другого химического элемента. Элементы с постоянной и переменной валентностью. Вывод формулы соединения по валентности. Название соединения по валентности. Оксиды. Оксиды и способ образования их названий. Оксиды молекулярного и немолекулярного строения. Роль оксидов в природе. Парниковый эффект. Представители оксидов. Вода, углекислый газ, оксид кремния(IV), их свойства и применение. Кислоты. Кислоты, их состав и классификация. Кислоты органические и неорганические. Индикаторы. Таблица растворимости. Соляная и серная кислоты, их свойства и применение. Основания. Основания, их состав и названия. Гидроксогруппа. Основания растворимые (щёлочи) и нерастворимые. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде. Гидроксиды натрия, калия и кальция, их свойства и применение. Соли. Соли, их состав и названия. Растворимость солей в воде. Хлорид натрия и карбонат кальция, их свойства и применение. Классификация неорганических веществ. Вещества, их классификация и многообразие. Простые вещества: металлы и неметаллы. Сложные вещества: оксиды, основания, кислоты, соли. Демонстрации. Коллекция оксидов. Гашение извести. Возгонка «сухого льда». Коллекция оснований. Коллекция кислот. Изменение окраски индикаторов в щелочной и кислотной средах. Правило разбавления серной кислоты. Обугливание органических веществ и материалов серной кислотой. Таблица растворимости оснований, кислот и солей в воде. Коллекция солей. Лабораторные опыты. Пропускание выдыхаемого воздуха через известковую воду. Исследование растворов кислот индикаторами. Исследование растворов щелочей индикаторами. Глава VIII. Рассказы по химии Ученическая конференция “ Выдающиеся русские ученые-химики». О жизни и деятельности М. В. Ломоносова, Д. И. Менделеева, А. М. Бутлерова, других отечественных и зарубежных ученых (по выбору учащихся). Конкурс сообщений учащихся "Мое любимое химическое вещество». Об открытии, получении и значении выбранного химического вещества. Конкурс ученических проектов (Посвящен изучению химических реакций. ) Воспитывающий и развивающий потенциал учебного предмета химия Целью воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. В центре воспитания находится личность ребёнка, готовая включиться в общество и привнести в него свой индивидуальный вклад. Благодаря тому, что химия относится к естественнонаучным дисциплинам, она оказывает влияние на воспитание обучающихся, формирует их представление о картине окружающего человека мира, а также акцентирует связь учебного материала с реальными объектами и явлениями жизни . Предмет химии дает школьникам понимание основных принципов мироздания, формируя их мировоззрение, воспитывая любовь к природе и бережное к ней отношение. Также этот предмет учит рациональному использованию природных ресурсов и богатств. Очень важно в этом контексте то, что химия устанавливает интегрированные связи с биологией, экологией, физикой и другими науками. Таким образом, она в комплексе в другими предметами строит правильную картину мира у ребенка – место и роль человека в мире, природе и обществе, его ответственность, которую он в связи с этим несет, - т.е. это не просто сумма знаний, но и их практическое применение, тесно связанное с основными ценностями, существующими в нашем обществе. Межпредметные связи учебного предмета химия Установление межпредметных связей в школьном курсе способствует более полному усвоению знаний, формированию научных понятий и законов, совершенствованию учебновоспитательного процесса и оптимальной его организации, формированию мировоззрения, понимания взаимосвязи явлений в природе и обществе. Используя процесс интеграции наук в школьном обучении, реализующийся через межпредметные связи, можно достичь следующих результатов: –знания приобретают качества системности –умения становятся обобщенными, способствуют комплексному применению знаний, их синтезу, переносу идей и методов из одной науки в другую, что лежит в основе творческого подхода к научной, художественной деятельности человека в современных условиях –усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся. Тематическое планирование – 70 часов Название темы Предмет химии и методы её изучения. Количест Планируемые образовательные результаты учащихся по Воспитательный потенциал урока во часов каждой теме 5 Предметные Формируется Ученик на базовом уровне научится: достижениям своей Родины — России, к науке ценностное отношение к Характеризовать основные методы изучения химии (эксперимент, наблюдения, моделирование) Предлагать способы фиксирования результатов Формируется ответственное отношение к своему эксперимента здоровью и установка на здоровый образ жизни Ученик на базовом уровне получит возможность научиться: самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи, выделять альтернативные способы достижения Воспитывается трудолюбие, сознательное, цели творческое отношения к образованию, труду и и выбирать наиболее эффективный способ. жизни, подготовка к сознательному выбору Метапредметные профессии формирование представления о химическом опыте как исключительно целенаправленном и контролируемом действии, сопряженном с обязательным выполнением Воспитывается научное знание, стремление к требований общей и личной безопасности познанию и истине, научная картина мира, Личностные нравственный смысл учения и самообразования готовность и способность к выполнению прав и обязанностей ученика, устойчивый познавательный интерес, желание Формируется интерес к практическому изучению приобретения новых знаний. профессий и труда различного рода Развивается опыт применения знаний из естественных наук для решения задач в области Строение веществ и 6 В окружающей среды Предметные их агрегатные Ученик на базовом уровне научится: раскрывать смысл состояния основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «химическая реакция», используя знаковую систему химии. Ученик на базовом уровне получит возможность научиться: проводить несложные химические эксперименты, вести наблюдение, делать выводы; моделировать изучаемые объекты и процессы; Метапредметные возможность найти средства достижения познавательного результата при анализе текстовых и иных источников, задающих культурную Повышается уровень экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения Воспитывается уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране Развивается опыт осознания ценности жизни с норму действия в данной предметно-обусловленной опорой на собственный жизненный и ситуации. читательский опыт Личностные готовность и способность к выполнению прав и Вырабатывается личностное негативное обязанностей ученика, устойчивый познавательный отношение к вредным привычкам интерес, желание приобретения новых знаний. Смеси веществ, их 11 Предметные состав. Чистые Ученик на базовом уровне научится: вещества и смеси. Определять виды смесей (газообразные, жидкие, твердые). способы разделения смесей. Делать выводы из результатов • проведенных экспериментов. • Устанавливать связи между физическими свойствами и способом их разделения. • Планировать и проводить эксперимент. • Вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения; • раскрывать смысл понятия «раствор»; • вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе; • готовить растворы с определенной массовой долей растворенного вещества; • Ученик на базовом уровне получит возможность научиться осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека; • проводить несложные химические эксперименты, вести наблюдение, делать выводы; • Метапредметные • знание вещественных оснований формирования ряда химических понятий в практической деятельности • Личностные • осознание значимости химической науки и практики для существования современного человека. Физические 8 Предметные явления в химии. Ученик на базовом уровне научится: использовать Некоторые способы разные способы для разделения смесей, разделения смесей. Ученик на базовом уровне получит возможность научиться: Описывать химический эксперимент с помощью естественного (русского ) языка и языка химии. Обобщать результаты наблюдений в форме вывода на основе проведённого эксперимента Метапредметные знание вещественных оснований формирования ряда химических понятий в практической деятельности • Личностные • осознание значимости химической науки и практики для существования современного человека. Состав веществ. Предметные 10 Химические знаки и формулы. Ученик на базовом уровне научится: • выводить и составлять формулы веществ. • описывать состав простейших соединений по их химическим формулам. • Уверенно пользоваться химической терминологией • Ученик на базовом уровне получит возможность научиться • характеризовать вещества по составу, строению , устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества. • Метапредметные • знание вещественных оснований формирования ряда химических понятий в практической деятельности Простые вещества. Предметные 8 Ученик на базовом уровне научится: классифицировать вещества . Определять физические свойства. Характеризовать способы получения и распознавания веществ. Ученик на базовом уровне получит возможность научиться • характеризовать устанавливать вещества по составу, причинно-следственные строению, связи между данными характеристиками вещества. • Метапредметные • возможность найти средства достижения познавательного результата при анализе источников информации Сложные вещества. 15 Предметные Ученик на базовом уровне научится: классифицировать вещества по группам. Описывать вещества по формулам. Характеризовать по общим признакам. Ученик на базовом уровне получит возможность научиться • характеризовать устанавливать вещества по составу, причинно-следственные строению, связи между данными характеристиками вещества. • Рассказы по химии Предметные 7 Ученик на базовом уровне научится: Структурировать материал о жизни и деятельности ученых-химиках, о химических реакциях (коррозия, фотосинтез, горение). Объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах; Ученик на базовом уровне получит возможность научиться осознавать значимость химической науки и практики для существования современного человека. Метапредметные • возможность найти средства достижения познавательного результата при анализе источников информации • Личностные • понимание культурной истории развития химической науки как общего основания для его собственного продвижения в предмете Тематическое планирование - 35 часов Тема Химия в центре естествознания Количество Планируемые образовательные результаты учащихся по Воспитательный потенциал урока часов каждой теме 11 Предметные Формируется ценностное отношение к Ученик на базовом уровне научится: достижениям своей Родины — России, к Характеризовать основные методы изучения химии науке (эксперимент, наблюдения, моделирование) Предлагать способы фиксирования результатов эксперимента Формируется ответственное отношение к Ученик на базовом уровне получит возможность научиться: своему здоровью и установка на самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи, здоровый образ жизни выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ. Метапредметные Воспитывается трудолюбие, формирование представления о химическом опыте как сознательное, творческое отношения к исключительно целенаправленном и контролируемом образованию, труду и жизни, подготовка действии, сопряженном с обязательным выполнением к сознательному выбору профессии требований общей и личной безопасности Личностные готовность и способность к выполнению прав и Воспитывается обязанностей ученика, стремление к научное познанию и знание, истине, устойчивый познавательный интерес, желание приобретения научная картина мира, нравственный новых знаний. Математика в химии 9 смысл учения и самообразования Предметные Ученик на базовом уровне научится :раскрывать смысл основных химических понятий «атом», Формируется интерес к практическому «молекула», «химический элемент», «простое вещество», изучению профессий и труда различного «сложное вещество», рода «химическая реакция», используя знаковую систему химии. вычислять относительную молекулярную массу веществ; • вычислять массовую долю химического элемента по Развивается опыт применения знаний из формуле соединения; естественных наук для решения задач в определять состав вещества по химической формуле. области окружающей среды Раскрывать смысл понятия «раствор»; • вычислять массовую долю растворенного вещества в Повышается уровень экологической Ученик на базовом уровне получит возможность научиться: культуры, осознание глобального характера экологических проблем и проводить несложные химические эксперименты, вести наблюдение, делать выводы; путей их решения моделировать изучаемые объекты и процессы; Метапредметные возможность найти средства достижения Воспитывается уважение к символам познавательного результата при анализе текстовых и иных России, государственным праздникам, источников, задающих культурную норму действия в данной историческому и природному наследию и предметно-обусловленной ситуации. памятникам, традициям разных народов, Личностные проживающих в родной стране готовность и способность к выполнению прав и обязанностей ученика, устойчивый познавательный интерес, Развивается опыт осознания ценности Явления, 11 желание приобретения новых знаний. жизни с опорой на собственный Предметные жизненный и читательский опыт происходящие с Ученик на базовом уровне научится: веществами Определять виды смесей (газообразные, жидкие, твердые). Вырабатывается личностное негативное способы разделения смесей. отношение к вредным привычкам использовать разные способы для разделения смесей, Делать выводы из результатов проведенных экспериментов. Устанавливать связи между физическими свойствами и способом их разделения. Планировать и проводить эксперимент. Ученик на базовом уровне получит возможность научиться осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека; проводить несложные химические эксперименты, вести наблюдение, делать выводы. Метапредметные знание вещественных оснований формирования ряда химических понятий в практической деятельности Личностные осознание значимости химической науки и практики для существования современного человека. Рассказы по химии 4 Предметные Ученик на базовом уровне научится: Структурировать материал о жизни и деятельности ученыххимиках, о химических реакциях (коррозия, фотосинтез, горение). Объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах; Ученик на базовом уровне получит возможность научиться осознавать значимость химической науки и практики для существования современного человека. Метапредметные возможность найти средства достижения познавательного результата при анализе источников информации Личностные понимание культурной истории развития химической науки как общего основания для его собственного продвижения в предмете Итого 35