РП ЭК ХИМИЯ 7

МОУ «Лицей №1»

УТВЕРЖДАЮ

ПРИНЯТА

Директор МОУ «Лицей №1»

на научно-методическом совете

_______________/А.В.Гуденко

протокол №1_

___ августа 2021

27 августа 2021

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

МОУ «ЛИЦЕЙ №1»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«ХИМИЯ »
Основной общеобразовательной программы основного общего образования /ФГОС/
7 КЛАСС
(Школьный компонент -70 часов)

СОСТАВИТЕЛИ: М.Н. ВОРОБЬЕВА
учитель химии высшей квалификационной категории
ПРОШЛА ЭКСПЕРТИЗУ НА ЗАСЕДАНИИ КАФЕДРЫ
___________/Горохова М.А., руководитель кафедры естественных наук

г. Петрозаводск

I. Пояснительная записка
Главная цель изучения химии в 7-9 классах – реализовать общие цели основного общего
образования, развернутых в Стандарте , при изучении в основной школе естественнонаучных
дисциплин, в частности, химии, как дисциплины, входящей в данную образовательную
область. Общая для всех естественнонаучных дисциплин задача состоит в достижении
базового метапредметного (личностного) образовательного результата изучения их в
основной школе: формирования у учащихся научных представлений о материальном мире и
содержательной взаимосвязи различных форм его познания.
В данный курс не входят основополагающие системные знания, с ними учащиеся будут
знакомиться с 8 класса. Пропедевтический курс призван, используя интерес учащихся к
экспериментам, сформировать умение наблюдать, делать выводы на основе наблюдений,
получить первоначальные понятия о классах неорганических веществ.
В данном курсе реализована идея раннего систематического изучения химии не в качестве
собственно пропедевтики, а как составной части школьного курса химии, сформированного
за счет перенесения части учебного материала из курса 8-го класса в 7-й.
Начало системного изучения химии в 7-м классе позволяет:
- уменьшить интенсивность прохождения учебного материала в основной школе;
- получить возможность изучать, а не проходить этот материал, иметь время для отработки и
коррекции знаний учащихся;
- формировать устойчивый познавательный интерес к предмету;
- интегрировать химию в систему естественнонаучных знаний для формирования
химической картины мира как составной части естественнонаучной картины.
Курс построен на идее реализации межпредметных связей химии с другими естественными
дисциплинами, введенными в обучение ранее или параллельно с химией, а потому позволяет
актуализировать химические знания учащихся, полученные на уроках природоведения,
биологии, географии, физики и других наук о природе. В соответствии с требованиями
государственного образовательного стандарта в курсе подчеркивается, что химия — наука
экспериментальная. Поэтому в 7-ом классе рассматриваются такие методологические
понятия учебного предмета, как эксперимент, наблюдение, измерение, описание,
моделирование, гипотеза, вывод.

Предложенная программ, как в теоретической, так и в фактической своей части
практикоориентирована: все понятия, законы и теории, а также важнейшие процессы,
вещества и материалы даются в плане их практического значения, применения веществ в
повседневной жизни и их роли в живой и неживой природе.
Цель курса:
Сформировать устойчивый познавательный интерес к предмету и интегрировать химию в
систему естественнонаучных знаний для формирования химической картины мира как
составной части естественнонаучной картины.
Основные задачи курса
1.Дать учащимся представление о химии, о ее первоначальных понятиях на
экспериментальном и атомно-молекулярном уровне (молекула, атом, чистое вещество и
смесь, химический элемент, простые и сложные вещества, знаки химических элементов);
2.Сформировать умения наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в
природе, быту, демонстрируемые учителем;
3.Сформировать умение безопасной работы с веществами, выполнять несложные
химические опыты, соблюдать правила техники безопасности;
4.Воспитывать элементы экологической культуры;
5.Развивать логику химического мышления.
6.Формировать у учащихся умение применять полученные знания к решению практических
задач.
7.Решать задачи на вычисление массовой доли элемента в веществе, массовой доли
растворенного вещества, на смешивание, разбавление и концентрирование растворов.

Общая характеристика учебного предмета.
Курс решает следующие задачи:
1. позволяет актуализировать химические знания учащихся, полученные на уроках
природоведения, биологии, географии, физики, что уменьшит психологическую нагрузку на
учащихся с появлением нового предмета.
2. способствует формированию идеи об интегрирующей роли химии в системе естественных наук, значимости этого предмета для успешного освоения естественнонаучных
дисциплин.
3. позволяет совершенствовать умения, необходимые при решении химических задач: умение
вычислять часть от целого (массовая доля элемента в сложном веществе, массовая и
объемная доли компонентов в смеси, в том числе и доля примесей).
4. дополняет сведения учащихся об известных им физических и химических явлениях.
5. способствует формированию научных представлений об ученых-химиках, удивительном
мире химии, открытиях, реакциях и веществах
Химия — наука экспериментальная. Поэтому в 7 классе рассматриваются такие важнейшие
методологические понятия, как «эксперимент», «наблюдение», «измерение», «описание»,
«моделирование», «гипотеза», «вывод».
Для формирования экспериментальных умений учащихся в программе предусмотрены
несложные по технике выполнения эксперименты, лабораторные опыты и практические
работы. Также этой цели способствует предусмотренный в курсе домашний эксперимент,
который полностью соответствует требованиям техники безопасности и обеспечивает
ушедшие из практики обучения химии экспериментальные работы лонге-тюдного
(продолжительного по времени) характера.
Изучение предлагаемого курса предусматривает широкое использование активных форм и
методов обучения: повышение роли самостоятельной работы учащихся в обучении
(например, проведение домашнего химического эксперимента), в том числе подготовка
сообщений для ученических конференций, защита проектов, обсуждение результатов
домашнего эксперимента. Рабочая программа предусматривает развитие таких логических
операций мышления, как анализ и синтез, сравнение и обобщение, выдвижение и
подтверждение или опровержение гипотез и т. Д

II. Планируемые результаты элективного курса
При изучении курса
Ученик научится:
•

раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула»,
«химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество»,

«химическая

реакция», используя знаковую систему химии;
•

вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ;

•

вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения;

•

раскрывать смысл понятия «раствор»;

•

вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе;

•

приготовлять растворы с определенной массовой долей растворенного вещества;

•

использовать разные способы для разделения смесей

•

классифицировать вещества ,

•

проводить качественные реакции.

Ученик получит возможность научиться:
•

характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать
причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;

•

самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи.

•

выделять альтернативные способы достижения цели

и выбирать наиболее эффективный способ
•

использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении проектов и
учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и
распознавания веществ;

•

объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах;

•

осознавать значение теоретических знаний по химии для практической
деятельности человека;

•

проводить несложные химические эксперименты, вести наблюдение, делать выводы;

•

моделировать изучаемые объекты и процессы;

•

вести

химические

расчёты

относительной

молекулярной

долиэлементов в веществе, доли компонентов смеси;
•

планировать и осуществлять проекты

массы,

массовой

Требования к результатам обучения

К важнейшим личностным результатам изучения вводного курса химии в 7 классе
относятся:
– позиционирование ученика в качестве деятеля сферы материального производства,
осуществляющего получение необходимых для поддержания жизнедеятельности людей
веществ с заданными свойствами, из имеющихся в его распоряжении веществ, данными
свойствами не обладающих;
– понимание историко-культурной обусловленности способов решения задачи, связанных с
превращением веществ, как ограничений возможных средств действия;
– понимание культурной истории развития химической науки как общего основания для его
собственного продвижения в предмете;
– осознание значимости химической науки и практики для существования современного
человека.
Метапредметные результаты изучения вводного курса химии выражаются в таких
новообразованиях, как:
– возможность постановки новых учебно-познавательных задач на основе анализа
культурных способов решения практических задач в истории предмета химии;
– возможность найти средства достижения познавательного результата при анализе
текстовых и иных источников, задающих культурную норму действия в данной предметнообусловленной ситуации;
– возможность находить решение задачи целенаправленного превращения веществ и
контролировать достижение поставленной цели на основе анализа культурно-исторического
опыта решения аналогичных задач;
– включать предлагаемые учителем и обнаруживаемые в источниках средства решения
химических задач в осуществление собственного познавательного действия, опробуя их в
процессе выполнения химического опыта.
Предметные результаты изучения химии учащимися 7 классов включают в себя:
– формирование понятия химического элемента как инварианта превращения веществ и
основания подразделения их на простые и сложные (химические соединения);

– умение использовать универсальные «посредники» химических превращений (типичные
кислоты и основания, окислители и восстановители) для идентификации и различения
веществ по их химическим свойствам;
– знание вещественных оснований формирования ряда химических понятий в практикопреобразовательной деятельности людей;
– знание деятельных оснований включения ряда веществ в обиход химической науки;
– владение основными приемами модельной интерпретации химических превращений
(элементная формула, схема превращения веществ);
– приобретения опыта осуществления превращений вещества как непосредственной
практической основы образования химических понятий
-формирование представления о химическом опыте как исключительно целенаправленном и
контролируемом действии, сопряженном с обязательным выполнением требований общей и
личной безопасности.
Виды деятельности учащихся, направленные на достижение результата
•

Устанавливать взаимосвязи неорганической химии в системе естественных наук и ее
роль в жизни.

•

Оперировать понятиями: химический элемент, атом, молекула, вещество, физическое
тело.

•

Классифицировать вещества по разным признакам.

•

Объяснять значение химической формулы вещества как

выражение качественного,

количественного состава вещества.
•

Рассчитывать массовые доли элементов в химическом соединении.

•

Определять формулы соединений по известным массовым долям элементов

•

Характеризовать значение Периодического закона.

•

Осуществлять расчеты по формулам с использованием основного закона химической
стехиометрии.

•

Использовать алгоритмы при решении задач.

•

Наблюдать и описывать химические процессы с помощью родного языка и языка
химии.

•

Соблюдать правила техники безопасности при проведении химического эксперимента.

•

Характеризовать признаки химических реакций.

•

Сопоставлять химические свойства веществ с областями их применения.

•

Исследовать свойства изучаемых веществ.

•

Составлять обобщающие схемы.

•

Осуществлять познавательную рефлексию в отношении собственных достижений в
процессе решения учебных и познавательных задач.

•

Выполнять практические работы.

•

Работать с различными источниками информации — картами, диаграммами,
таблицами статистикой, текстом учебника.

Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся
На уровне

основного общего образования исследование и проект приобретают статус

инструментов учебной деятельности полидисциплинарного характера, необходимых для
освоения социальной жизни учащегося. На уровне основного общего образования проект
реализуется самим учащимся или группой обучающихся.
Обучающийся сможет:
– решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин
–использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебно-познавательных
задач
–использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебнопознавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни
– использовать элементы математического моделирования при решении исследовательских
задач
– использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов,
полученных в ходе учебно-исследовательской работы
Обучающиеся научатся:
- формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования,
исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе
– восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности,

определяя место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве
- оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время), необходимые для
достижения поставленной цели,
–

находить

различные

источники

материальных

и

нематериальных

ресурсов,

предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в
различных областях деятельности человека,
– вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно
объективно презентуя

свой

проект или

возможные

и

результаты исследования,

с

целью обеспечении продуктивного взаимовыгодного сотрудничества
– самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и
критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования
на каждом этапе реализации и по завершении работы;
- адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и
предусматривать пути минимизации этих рисков
–

адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он

повлечет в жизни других людей, сообществ)
– адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть
возможные варианты применения результатов
Примерные темы проектов:
• Автомагистраль, снег, почва, растения
• Автомобиль как источник химического загрязнения атмосферы
• Азот и его соединения
• Акварельные краски. Их состав и изготовлени
• Активированный угль. Явление адсорбции
• Алюминий на кухне: опасный враг или верный помощник?
• В мире кислот
• В мире коррозии металлов
• В удивительном мире кристаллов
• сельского хозяйства
Вода удивительная и удивляющая
• Вода – вещество номер один
• Вода — вещество привычное и необычное

• Воздух, которым мы дышим
• Все тайны янтаря
• Газированная вода
• Железо и здоровье человека
• Железо — элемент цивилизации и жизни
• Жесткость воды: актуальные аспекты
• Живопись и химия
• Кварц и его применение
• Кислород
• Кислотный дождь и его влияние на экологию
• Кислоты и щёлочи в быту
• Коррозия металлов и способы ее предупреждения
• Кремний и его свойства
• Металлы в жизни человека
• Металлы в искусстве
• Металлы в космосе
• Металлы в периодической системе Д.И. Менделеева
• Металлы древности
• "Металлы жизни"

III. Содержание программы учебного курса

Глава I. Предмет химии и методы её изучения.
Предмет химии. Значение химии в жизни современного человека. Тела и вещества. Свойства
веществ. Применение веществ на основе их свойств. Явления, происходящие с веществами.
Физические явления и химические реакции. Вещества, участвующие в реакции: исходные
вещества и продукты реакции. Признаки химических реакций: изменение цвета, выпадение
или растворение осадка, выделение газа, выделение или поглощение теплоты и света,
появление запаха. Наблюдение и эксперимент в химии. Изучение пламени свечи и спиртовки.
Гипотеза и вывод. Оформление результатов эксперимента.
Практическая работа. Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники
безопасности при работе в кабинете (лаборатории) химии.

Демонстрации. Видеофрагменты и слайды «Египет — родина химии». Коллекция стеклянной
химической посуды. Коллекция изделий из алюминия и его сплавов. Получение углекислого
газа и его взаимодействие с известковой водой. Взаимодействие раствора пищевой соды с
уксусной кислотой. Взаимодействие растворов медного купороса и нашатырного спирта.
Поджигание шерстяной нити.
Лабораторные опыты. Изучение строения пламени свечи и спиртовки.
Глава II. Строение веществ и их агрегатные состояния
Строение веществ. Броуновское движение. Диффузия. Атомы. Молекулы. Основные
положения атомно-молекулярного учения. Ионы. Вещества молекулярного и
немолекулярного строения. Агрегатные состояния веществ. Газы. Жидкости. Твёрдые
вещества. Взаимные переходы между агрегатными состояниями вещества: возгонка
(сублимация) и десублимация, конденсация и испарение, кристаллизация и плавление.
Демонстрации. Диффузия перманганата калия в воде. Собирание прибора для получения газа
и проверка его на герметичность. Возгонка сухого льда, иода или нафталина.
Лабораторные опыты. Наблюдение за броуновским движением (движение частиц туши в
воде). Диффузия компонентов дезодоранта в воздухе. Диффузия сахара в воде. Агрегатные
состояния воды.
Глава III. Смеси веществ, их состав. Чистые вещества и смеси.
Чистые вещества и смеси. Гомогенные и гетерогенные смеси. Газообразные, жидкие и
твёрдые смеси. Газовые смеси. Воздух — природная газовая смесь. Состав воздуха.
Объёмная доля компонента газовой смеси как отношение объёма данного газа к общему
объёму смеси. Расчёты с использованием понятия «объёмная доля компонента смеси».
Массовая доля растворённого вещества. Понятие о концентрации раствора. Массовая доля
растворённого вещества как отношение массы растворённого вещества к массе раствора.
Расчёты с использованием понятия «массовая доля растворённого вещества».
Практическая работа. Приготовление раствора с определённой массовой долей
растворённого вещества.
Массовая доля примеси. Понятие о техническом образце, об основном компоненте и о
примеси. Массовая доля примеси. Расчёты с использованием понятия «массовая доля
примеси».
Демонстрации. Различные образцы мрамора. Коллекция минералов и горных пород.
Видеофрагмент по обнаружению объёмной доли кислорода в воздухе. Видеофрагменты и

слайды мраморных артефактов. Коллекция бытовых, кондитерских и медицинских смесей.
Образцы медицинских и пищевых растворов с указанием массовой доли компонента.
Видеофрагменты и слайды изделий из веществ особой чистоты.
Глава IV. Физические явления в химии. Некоторые способы разделения смесей.
Разделение смесей на основе различий в физических свойствах их компонентов. Отстаивание
и декантация. Центрифугирование. Фильтрование в лаборатории, в быту и на производстве.
Фильтрование и фильтрат. Установка для фильтрования и правила работы с ней. Бытовые
фильтры для воды. Адсорбция. Устройство противогаза. Дистилляция, или перегонка.
Дистиллированная вода и её получение. Перегонка нефти. Нефтепродукты.
Практическая работа. Выращивание кристаллов соли (домашний эксперимент).
Практическая работа. Очистка поваренной соли.
Демонстрации. Разделение смеси порошков железа и серы. Отстаивание и декантация
известкового молока, или взвеси мела в воде. Разделение водной смеси растительного масла с
помощью делительной воронки. Центрифугирование (на центрифуге или с помощью
видеофрагмента). Коллекция слайдов бытовых и промышленных приборов, в которых
применяется центрифугирование. Установка для фильтрования и её работа. Коллекция
бытовых фильтров. Адсорбция кукурузными палочками паров пахучих веществ. Коллекция
повязок и респираторов. Установка для перегонки жидкостей и её работа (получение
дистиллированной воды). Видеофрагмент «Ректификационная колонна
нефтеперерабатывающего завода и схема её устройства». Коллекция «Нефть и
нефтепродукты».
Лабораторные опыты. Флотация серы из смеси с речным песком.
Глава V. Состав веществ. Химические знаки и формулы.
Химические элементы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Химический
элемент как определённый вид атомов. Химические элементы в природе. Элементный состав
планеты Земля и её геологических оболочек. Простые и сложные вещества. Аллотропия и
аллотропные модификации. Химические знаки и химические формулы. Химические
символы, их произношение и названия. Этимологические начала названий химических
элементов.
Таблица химических элементов Д. И. Менделеева и её структура: периоды (большие и
малые) и группы (главные и побочные подгруппы). Отдельные группы химических
элементов: щелочные металлы, галогены, благородные газы.

Химические формулы и формульные единицы. Коэффициенты и индексы. Информация,
которую несут химические символы и формулы.
Относительные атомная и молекулярная массы. Относительная атомная масса как величина,
показывающая, во сколько раз масса атома данного элемента больше массы атома водорода.
Относительная молекулярная масса и её нахождение. Массовая доля элемента в сложном
веществе. Дополнительная информация, которую несут химические формулы.
Демонстрации. Видеофрагменты и слайды «Элементный состав геологических оболочек
Земли». Аллотропия кислорода. Модели (шаростержневые и Стюарта—Бриглеба) молекул
различ-ных простых и сложных веществ. Таблица химических элементов Д. И. Менделеева
(короткопериодный вариант). Портреты Й. Я. Берцелиуса и Д. И. Менделеева.
Глава VI. Простые вещества.
Металлы: химические элементы и простые вещества. Металлы и сплавы в истории
человечества: медный, бронзовый и железный века. Значение металлов и сплавов. Общие
физические свойства металлов. Представители металлов. Железо. Технически чистое и
химически чистое железо. Железо — основа современной промышленности и сельского
хозяйства. Сплавы железа: чугуны и стали. Передельный и литейный чугуны, их значение.
Углеродистая и легированная стали, их значение. Понятие о чёрной и цветной металлургии.
Алюминий. История промышленного производства алюминия. Применение алюминия на
основе свойств. Золото. Роль золота в истории человечества. Золото — металл ювелиров и
эталон мировых денег. Применение золота на основе свойств. Олово, его свойства и
применение. Аллотропия олова: серое и белое олово. «Оловянная чума».
Неметаллы. Положение элементов-неметаллов в таблице Д. И. Менделеева. Благородные
газы. Аллотропия кислорода. Сравнение свойств простых веществ металлов и неметаллов.
Представители неметаллов. Фосфор и его аллотропные модификации. Сравнение свойств
белого и красного фосфора. Области применения фосфора. Сера и области её применения.
Углерод, его аллотропные модификации (алмаз и графит), их свойства и применение. Азот,
его свойства и применение.
Демонстрации. Коллекция металлов и сплавов. Видеофрагменты и слайды «Металлы и
сплавы в истории человечества». Коллекция «Чугуны и стали». Видеофрагменты и слайды
«Художественные изделия из чугуна и стали». Коллекция изделий из алюминия и его
сплавов. Видеофрагменты и слайды «Золото — материал ювелиров и мировые деньги».
Коллекция изделий из олова. Видеофрагмент «Паяние». Коллекция неметаллов — простых
веществ. Видеофрагмент или слайд «Кислород — вещество горения и дыхания». Получение

белого фосфора и изучение его свойств. Видеофрагменты и слайды «Аллотропия углерода».
Модели кристаллических решёток алмаза и графита. Коллекция «Активированный уголь и
области его применения». Горение серы и фосфора.
Лабораторные опыты. Ознакомление с коллекцией металлов и сплавов. Ознакомление с
коллекцией неметаллов.
Глава VII. Сложные вещества.
Валентность. Валентность как свойство атомов одного химического элемента соединяться со
строго определённым числом атомов другого химического элемента. Элементы с постоянной
и переменной валентностью. Вывод формулы соединения по валентности. Название
соединения по валентности.
Оксиды. Оксиды и способ образования их названий. Оксиды молекулярного и
немолекулярного строения. Роль оксидов в природе. Парниковый эффект. Представители
оксидов. Вода, углекислый газ, оксид кремния(IV), их свойства и применение.
Кислоты. Кислоты, их состав и классификация. Кислоты органические и неорганические.
Индикаторы. Таблица растворимости. Соляная и серная кислоты, их свойства и применение.
Основания. Основания, их состав и названия. Гидроксогруппа. Основания растворимые
(щёлочи) и нерастворимые. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде. Гидроксиды
натрия, калия и кальция, их свойства и применение.
Соли. Соли, их состав и названия. Растворимость солей в воде. Хлорид натрия и карбонат
кальция, их свойства и применение.
Классификация неорганических веществ. Вещества, их классификация и многообразие.
Простые вещества: металлы и неметаллы. Сложные вещества: оксиды, основания, кислоты,
соли.
Демонстрации. Коллекция оксидов. Гашение извести. Возгонка «сухого льда». Коллекция
оснований. Коллекция кислот. Изменение окраски индикаторов в щелочной и кислотной
средах. Правило разбавления серной кислоты. Обугливание органических веществ и
материалов серной кислотой. Таблица растворимости оснований, кислот и солей в воде.
Коллекция солей.
Лабораторные опыты. Пропускание выдыхаемого воздуха через известковую воду.
Исследование растворов кислот индикаторами. Исследование растворов щелочей
индикаторами.

Глава VIII. Рассказы по химии
Ученическая конференция “ Выдающиеся русские ученые-химики». О жизни и
деятельности М. В. Ломоносова, Д. И. Менделеева, А. М. Бутлерова, других отечественных и
зарубежных ученых (по выбору учащихся).
Конкурс сообщений учащихся "Мое любимое химическое вещество». Об открытии,
получении и значении выбранного химического вещества. Конкурс ученических проектов
(Посвящен изучению химических реакций. )

Воспитывающий и развивающий потенциал учебного предмета химия
Целью воспитания и социализации обучающихся на ступени

основного общего

образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития
высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего
судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее
своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального
народа Российской Федерации. В центре воспитания находится личность ребёнка, готовая
включиться в общество и привнести в него свой индивидуальный вклад.
Благодаря тому, что химия относится к естественнонаучным дисциплинам, она оказывает
влияние на воспитание обучающихся, формирует их представление о картине окружающего
человека мира, а также акцентирует связь учебного материала с реальными объектами и
явлениями жизни . Предмет химии дает школьникам понимание основных принципов
мироздания, формируя их мировоззрение, воспитывая любовь к природе и бережное к ней
отношение. Также этот предмет учит рациональному использованию природных ресурсов и
богатств. Очень важно в этом контексте то, что химия устанавливает интегрированные связи
с биологией, экологией, физикой и другими науками. Таким образом, она в комплексе в
другими предметами строит правильную картину мира у ребенка – место и роль человека в
мире, природе и обществе, его ответственность, которую он в связи с этим несет, - т.е. это не
просто сумма знаний, но и их практическое применение, тесно связанное с основными
ценностями, существующими в нашем обществе.

Межпредметные связи учебного предмета химия
Установление межпредметных связей в школьном курсе способствует более полному
усвоению знаний, формированию научных понятий и законов, совершенствованию учебновоспитательного процесса и оптимальной его организации, формированию мировоззрения,
понимания взаимосвязи явлений в природе и обществе.
Используя процесс интеграции наук в школьном обучении, реализующийся через
межпредметные связи, можно достичь следующих результатов:
–знания приобретают качества системности
–умения становятся обобщенными, способствуют комплексному применению знаний, их
синтезу, переносу идей и методов из одной науки в другую, что лежит в основе творческого
подхода к научной, художественной деятельности человека в современных условиях
–усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся.

Тематическое планирование – 70 часов

Название темы

Предмет химии и
методы её изучения.

Количест Планируемые образовательные результаты учащихся по

Воспитательный потенциал урока

во часов

каждой теме

5

Предметные

Формируется

Ученик на базовом уровне научится:

достижениям своей Родины — России, к науке

ценностное

отношение

к

Характеризовать основные методы изучения химии
(эксперимент, наблюдения, моделирование)
Предлагать способы фиксирования результатов

Формируется ответственное отношение к своему

эксперимента

здоровью и установка на здоровый образ жизни

Ученик на базовом уровне получит возможность
научиться: самостоятельно ставить новые учебные цели и
задачи, выделять альтернативные способы достижения

Воспитывается трудолюбие, сознательное,

цели

творческое отношения к образованию, труду и

и выбирать наиболее эффективный способ.

жизни, подготовка к сознательному выбору

Метапредметные

профессии

формирование представления о химическом опыте как
исключительно целенаправленном и контролируемом
действии, сопряженном с обязательным выполнением

Воспитывается

научное знание, стремление к

требований общей и личной безопасности

познанию и истине, научная картина мира,

Личностные

нравственный смысл учения и самообразования

готовность и способность к выполнению прав и
обязанностей ученика,
устойчивый познавательный интерес, желание

Формируется интерес к практическому изучению

приобретения новых знаний.

профессий и труда различного рода

Развивается опыт применения знаний из
естественных наук для решения задач в области
Строение веществ и 6

В

окружающей среды

Предметные

их агрегатные

Ученик на базовом уровне научится: раскрывать смысл

состояния

основных химических понятий «атом», «молекула»,
«химический элемент», «простое вещество», «сложное
вещество»,

«химическая реакция», используя знаковую

систему химии.
Ученик на базовом уровне получит возможность
научиться: проводить несложные химические
эксперименты, вести наблюдение, делать выводы;
моделировать изучаемые объекты и процессы;
Метапредметные возможность найти средства
достижения познавательного результата при анализе
текстовых и иных источников, задающих культурную

Повышается уровень экологической культуры,
осознание глобального характера экологических
проблем и путей их решения
Воспитывается уважение к символам России,
государственным праздникам, историческому и
природному наследию и памятникам, традициям
разных народов, проживающих в родной стране
Развивается опыт осознания ценности жизни с

норму действия в данной предметно-обусловленной

опорой на собственный жизненный и

ситуации.

читательский опыт

Личностные
готовность и способность к выполнению прав и

Вырабатывается личностное негативное

обязанностей ученика, устойчивый познавательный

отношение к вредным привычкам

интерес, желание приобретения новых знаний.
Смеси веществ, их

11

Предметные

состав. Чистые

Ученик на базовом уровне научится:

вещества и смеси.

Определять виды смесей (газообразные, жидкие, твердые).
способы разделения смесей.
Делать выводы из результатов
• проведенных экспериментов.
• Устанавливать связи между физическими свойствами и
способом их разделения.
• Планировать и проводить эксперимент.
• Вычислять массовую долю химического элемента по
формуле соединения;
• раскрывать смысл понятия «раствор»;
• вычислять массовую долю растворенного вещества в
растворе;

•

готовить растворы с определенной массовой долей
растворенного вещества;

• Ученик на базовом уровне получит возможность
научиться осознавать значение теоретических знаний по
химии для практической деятельности человека;
• проводить несложные химические эксперименты, вести
наблюдение, делать выводы;
• Метапредметные
• знание вещественных оснований формирования ряда
химических понятий в практической деятельности
• Личностные
• осознание значимости химической науки и практики для
существования современного человека.
Физические

8

Предметные

явления в химии.

Ученик на базовом уровне научится: использовать

Некоторые способы

разные способы для разделения смесей,

разделения смесей.

Ученик на базовом уровне получит возможность
научиться: Описывать химический эксперимент с помощью естественного (русского ) языка и языка
химии.

Обобщать результаты наблюдений в форме вывода на
основе проведённого эксперимента
Метапредметные
знание вещественных оснований формирования ряда
химических понятий в практической деятельности
• Личностные
• осознание значимости химической науки и практики для
существования современного человека.
Состав веществ.

Предметные

10

Химические знаки и
формулы.

Ученик на базовом уровне научится:
•

выводить и составлять формулы веществ.

•

описывать состав простейших соединений по их
химическим формулам.

•

Уверенно пользоваться химической терминологией

•

Ученик на базовом уровне получит возможность
научиться

•

характеризовать вещества по составу, строению ,
устанавливать причинно-следственные связи между
данными характеристиками вещества.

•

Метапредметные

•

знание вещественных оснований формирования ряда
химических понятий в практической деятельности

Простые вещества.

Предметные

8

Ученик на базовом уровне научится:
классифицировать вещества .
Определять физические свойства.
Характеризовать способы получения и распознавания
веществ.
Ученик на базовом уровне получит возможность
научиться
•

характеризовать
устанавливать

вещества

по

составу,

причинно-следственные

строению,

связи

между

данными характеристиками вещества.
•

Метапредметные

•

возможность найти средства достижения познавательного
результата при анализе источников информации

Сложные вещества.

15

Предметные
Ученик на базовом уровне научится:
классифицировать вещества по группам.
Описывать вещества по формулам.

Характеризовать по общим признакам.
Ученик на базовом уровне получит возможность
научиться
•

характеризовать
устанавливать

вещества

по

составу,

причинно-следственные

строению,

связи

между

данными характеристиками вещества.
•

Рассказы по химии

Предметные

7

Ученик на базовом уровне научится:
Структурировать материал о жизни и деятельности
ученых-химиках, о химических реакциях (коррозия,
фотосинтез, горение). Объективно оценивать информацию
о веществах и химических процессах;
Ученик на базовом уровне получит возможность
научиться осознавать значимость химической науки и
практики для существования современного человека.
Метапредметные
•

возможность найти средства достижения познавательного
результата при анализе источников информации

•

Личностные

•

понимание культурной истории развития химической
науки как общего основания для его собственного
продвижения в предмете

Тематическое планирование - 35 часов

Тема

Химия в центре
естествознания

Количество

Планируемые образовательные результаты учащихся по

Воспитательный потенциал урока

часов

каждой теме

11

Предметные

Формируется ценностное отношение к

Ученик на базовом уровне научится:

достижениям своей Родины — России, к

Характеризовать основные методы изучения химии

науке

(эксперимент, наблюдения, моделирование)
Предлагать способы фиксирования результатов
эксперимента

Формируется ответственное отношение к

Ученик на базовом уровне получит возможность научиться: своему здоровью и установка на
самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи,

здоровый образ жизни

выделять альтернативные способы достижения цели
и выбирать наиболее эффективный способ.
Метапредметные

Воспитывается трудолюбие,

формирование представления о химическом опыте как

сознательное, творческое отношения к

исключительно целенаправленном и контролируемом

образованию, труду и жизни, подготовка

действии, сопряженном с обязательным выполнением

к сознательному выбору профессии

требований общей и личной безопасности
Личностные
готовность и способность к выполнению прав и

Воспитывается

обязанностей ученика,

стремление

к

научное
познанию

и

знание,
истине,

устойчивый познавательный интерес, желание приобретения научная картина мира, нравственный
новых знаний.
Математика в химии 9

смысл учения и самообразования

Предметные
Ученик на базовом уровне научится
:раскрывать смысл основных химических понятий «атом»,

Формируется интерес к практическому

«молекула», «химический элемент», «простое вещество»,

изучению профессий и труда различного

«сложное вещество»,

рода

«химическая реакция», используя

знаковую систему химии.
вычислять относительную молекулярную массу веществ;

•

вычислять массовую долю химического элемента по

Развивается опыт применения знаний из

формуле соединения;

естественных наук для решения задач в

определять состав вещества по химической формуле.

области окружающей среды

Раскрывать смысл понятия «раствор»;
•

вычислять массовую долю растворенного вещества в

Повышается уровень экологической

Ученик на базовом уровне получит возможность научиться: культуры, осознание глобального
характера экологических проблем и
проводить несложные химические эксперименты, вести
наблюдение, делать выводы;

путей их решения

моделировать изучаемые объекты и процессы;
Метапредметные возможность найти средства достижения

Воспитывается уважение к символам

познавательного результата при анализе текстовых и иных

России, государственным праздникам,

источников, задающих культурную норму действия в данной историческому и природному наследию и

предметно-обусловленной ситуации.

памятникам, традициям разных народов,

Личностные

проживающих в родной стране

готовность и способность к выполнению прав и
обязанностей ученика, устойчивый познавательный интерес, Развивается опыт осознания ценности

Явления,

11

желание приобретения новых знаний.

жизни с опорой на собственный

Предметные

жизненный и читательский опыт

происходящие с

Ученик на базовом уровне научится:

веществами

Определять виды смесей (газообразные, жидкие, твердые).

Вырабатывается личностное негативное

способы разделения смесей.

отношение к вредным привычкам

использовать разные способы для разделения смесей,
Делать выводы из результатов проведенных экспериментов.
Устанавливать связи между физическими свойствами и
способом их разделения.
Планировать и проводить эксперимент.
Ученик на базовом уровне получит возможность научиться
осознавать значение теоретических знаний по химии для
практической деятельности человека;
проводить несложные химические эксперименты, вести
наблюдение, делать выводы.
Метапредметные
знание вещественных оснований формирования ряда
химических понятий в практической деятельности

Личностные
осознание значимости химической науки и практики для
существования современного человека.
Рассказы по химии

4

Предметные
Ученик на базовом уровне научится:
Структурировать материал о жизни и деятельности ученыххимиках, о химических реакциях (коррозия, фотосинтез,
горение). Объективно оценивать информацию о веществах
и химических процессах;
Ученик на базовом уровне получит возможность научиться
осознавать значимость химической науки и практики для
существования современного человека.
Метапредметные
возможность найти средства достижения познавательного
результата при анализе источников информации
Личностные
понимание культурной истории развития химической науки
как общего основания для его собственного продвижения в
предмете

Итого

35


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».