РП ЭК ХИМИЯ 8

МОУ «Лицей №1»

УТВЕРЖДАЮ

ПРИНЯТА

Директор МОУ «Лицей №1»

на научно-методическом совете

_______________/А.В.Гуденко

протокол №1_

___ августа 2021

27 августа 2021

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

МОУ «ЛИЦЕЙ №1»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«Химия в задачах и упражнениях»
Основной общеобразовательной программы основного общего образования /ФГОС/
8 КЛАСС
(школьный компонент – 35 часов)

СОСТАВИТЕЛИ: М.Н. ВОРОБЬЕВА
учитель химии высшей квалификационной категории
ПРОШЛА ЭКСПЕРТИЗУ НА ЗАСЕДАНИИ КАФЕДРЫ

___________/Горохова М.А., руководитель кафедры естественных наук

г. Петрозаводск

I. Пояснительная записка
Элективный курс для учащихся 8 класса «Химия в задачах и упражнениях» предполагает выход
за рамки традиционной учебной программы и включает углубленное изучение материала
дополняющего, развивающего и конкретизирующего основное содержание программы курса
химии.
Курс изучается параллельно основному курсу химии и выполняет развивающую функцию. С
помощью данного курса учитель может провести качественное закрепление и конкретизацию
полученной ранее информации.
Решение задач – признанное средство развития логического мышления учащихся, которое
легко сочетается с другими средствами и приёмами образования. Включение разных задач

и

упражнений предусматривает перенос теоретического материала на практику что позволяет
учителю более качественно

осуществлять контроль за его усвоением. Решение задач

способствует целостному усвоению ФГОС.
Цель курса: создать условия для реализации ФГОС за курс основной школы; отработать
навыки решения задач и подготовить школьников к более глубокому освоению химии в
старших классах
Задачи курса:
- обеспечить школьников главной теоретической информацией;
- отработать алгоритмы решения простейших задач;
- сформировать связь между теоретическими знаниями и практическими умениями учащихся;
- подготовить необходимую базу для решения задач повышенного уровня сложности в
старших классах.

Формы организации и методы обучения учащихся:

Основные формы и методы курса – теоретические занятия, беседы, лекции, практикумы,
семинары. Эти формы обучения позволяют учащимся стать активным участником обучения,
вооружают школьников определенной суммой знаний. Форма итоговой отчетности –
разработка задачника для восьмиклассника с примерами задач и алгоритмами решения.
II. Планируемые результаты освоения элективного курса
При изучении курса ученик научится:
• раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический
элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», «химическая реакция»,
используя знаковую систему химии;
• раскрывать смысл законов сохранения массы веществ, постоянства состава, атомномолекулярной теории;
• определять валентность атома элемента в соединениях;
• определять тип химических реакций;
• называть признаки и условия протекания химических реакций;
• составлять уравнения химических реакций;
вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ;
• вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения;
• вычислять количество, объем или массу вещества по количеству, объему, массе
реагентов или продуктов реакции;
• раскрывать смысл закона Авогадро;
• раскрывать смысл понятия «раствор»;
• вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе;
• приготовлять растворы с определенной массовой долей растворенного вещества;
• характеризовать

физические

и

химические

свойства

основных

классов

неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований, солей
• определять степень окисления в соединениях
• находить окислитель и восстановитель
• использовать метод электронного баланса
Ученик получит возможность научиться:
• характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать
причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
• составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращенным ионным
уравнениям;

• составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности превращений
неорганических веществ различных классов;
использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении проектов и учебноисследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;
• объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах;
• осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности
человека;
Предметными результатами изучения курса являются следующие умения:
В познавательной сфере:
давать определения изученных понятий: вещество (химический элемент, атом, ион,
молекула, вещество, простые и сложные вещества, химическая формула, относительная
атомная масса, относительная молекулярная масса, валентность, оксиды, кислоты, основания,
соли, , периодическая таблица, степень окисления, электролит);
химическая реакция (химическое уравнение, генетическая связь)
описывать и различать изученные классы неорганических соединений, простые и
сложные вещества, химические реакции;
классифицировать изученные объекты и явления;
наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические реакции,
протекающие в природе и в быту;
делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей,
прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;
структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других
источников;
анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной
деятельности человека, связанной с переработкой веществ.
В трудовой сфере:
проводить химический эксперимент.
В сфере безопасности жизнедеятельности:
оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с
веществами и лабораторным оборудованием.
Личностные результаты обучения.
Учащийся должен:

• знать и понимать: основные исторические события, связанные с развитием химии и
общества; достижения в области химии и культурные традиции (в частности, научные
традиции) своей страны; правила поведения в чрезвычайных ситуациях, связанных с
воздействием различных веществ; социальную значимость и содержание профессий,
связанных с химией;
• испытывать: чувство гордости за российскую химическую науку и уважение к истории
ее развития; уважение и принятие достижений химии в мире; уважение к окружающим
(учащимся, учителям, родителям и др.)
• уметь слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и
принимать решения с учетом позиций всех участников; самоуважение и эмоциональноположительное отношение к себе;
• проявлять: доброжелательность, доверие и внимательность к людям, готовность к
сотрудничеству и. дружбе, оказанию помощи нуждающимся в ней;
• уметь: устанавливать связь между целью изучения химии и тем, для чего она
осуществляется (мотивами);
Метапредметные результаты
• использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности,
применение основных методов познания (системно-информационный анализ,
моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;
• использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ
и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных
связей, поиск аналогов;
• умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и
применять их на практике;
• умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
• использование различных источников для получения химической информации.
Учащийся должен уметь:
•

составлять на основе текста таблицы, в том числе с применением средств ИКТ;

•

под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание эксперимента, его

результатов, выводов;
• осуществлять индуктивное обобщение (от единичного достоверного к общему
вероятностному), то есть определять общие существенные признаки двух и более объектов и
фиксировать их в форме понятия или суждения;

• осуществлять дедуктивное обобщение (подведение единичного достоверного под общее
достоверное), то есть актуализировать понятие или суждение, и отождествлять с ним
соответствующие существенные признаки одного или более объектов;
•

определять аспект классификации;

•

осуществлять классификацию;

знать и использовать различные формы представления классификации.
Виды деятельности учащихся, направленные на достижение результата
• Устанавливать взаимосвязи неорганической химии в системе естественных наук и ее
роль в жизни.
• Оперировать понятиями: химический элемент, атом, молекула, вещество, физическое
тело.
• Классифицировать вещества по разным признакам.
• Объяснять значение химической формулы вещества как

выражение качественного,

количественного состава вещества.
• Рассчитывать массовые доли элементов в химическом соединении.
• Определять формулы соединений по известным массовым долям элементов.
• Осуществлять расчеты по формулам и уравнениям реакций с использованием основного
закона химической стехиометрии.
• Использовать алгоритмы при решении задач.
• Наблюдать и описывать химические процессы с помощью родного языка и языка химии.
• Соблюдать правила техники безопасности при проведении химического эксперимента.
• Характеризовать признаки химических реакций.
• Классифицировать химические реакции по различным признакам сравнения.
• Сопоставлять химические свойства веществ с областями их применения.
• Описывать генетические связи между изученными классами веществ.
• Исследовать свойства изучаемых веществ.
• Составлять обобщающие схемы.
• Осуществлять познавательную рефлексию в отношении собственных достижений в
процессе решения учебных и познавательных задач.

• Выполнять практические работы.
• Работать с различными источниками информации — картами, диаграммами, таблицами
статистикой, текстом учебника.

Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся
На уровне основного общего образования исследование и проект приобретают статус
инструментов учебной деятельности полидисциплинарного характера, необходимых для
освоения социальной жизни учащегося. На уровне основного общего образования проект
реализуется самим старшеклассником или группой обучающихся.
Обучающийся сможет:
– решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин
–использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебно-познавательных
задач
–использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебнопознавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни
– использовать элементы математического моделирования при решении исследовательских
задач
– использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов,
полученных в ходе учебно-исследовательской работы
Обучающиеся научатся:
- формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования,
исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе
– восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности,
определяя место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве

– отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов
деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей
- оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время), необходимые для
достижения поставленной цели,
– находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих
средства для проведения исследований и реализации проектов в различных областях
деятельности человека,
– вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и
объективно презентуя

свой

проект или

целью обеспечении продуктивного

возможные

результаты исследования, с

взаимовыгодного сотрудничества

– самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и
критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на
каждом этапе реализации и по завершении работы;
Примерные темы проектов:
• Автомагистраль, снег, почва, растения
• Автомобиль как источник химического загрязнения атмосферы
• Агрономия. Эффект минеральных удобрений
• Азот в пище, воде и организме человека
• Азот и его соединения
• Акварельные краски. Их состав и изготовление
• Аквариум как химико-биологический объект исследования
• В мире кислот
• В мире коррозии металлов
• В удивительном мире кристаллов
• Вода удивительная и удивляющая
• Воздух, которым мы дышим
• Все тайны янтаря
• Газированная вода
• Железо и здоровье человека
• Железо — элемент цивилизации и жизни

• Жесткость воды: актуальные аспекты
• Живопись и химия
• Кварц и его применение
• Кислород
• Кислотный дождь и его влияние на экологи
• Кремний и его свойства
• Металлы в жизни человека
• Металлы в искусств
• Металлы древности
• Что такое кислотные дожди и как они образуются?
• Чудеса из стекла
• Экологическая безопасность в быту
• Экологические проблемы космического пространства
• Янтарь — волшебные слезы деревьев

III. Содержание элективного курса
Введение 2часа.
Цели и задачи курса.
Основные этапы в истории развития химии .Алхимия. Химический элемент. Чистые вещества и
смеси.
Химическая формула (6часов)
Химическая формула. Индекс. Коэффициент .Качественный и количественный состав
вещества. Простое и сложное вещество. Относительная атомная и молекулярные массы.
Массовая доля химического элемента в сложном веществе.
Вывод химической формулы вещества.
Количество вещества (8часов)
Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем. Постоянная Авогадро. Атом.
Молекула.
Уравнения химических реакций (2часа)
Основные типы химических реакций. Реакции соединения, разложения, замещения, обмена.
Исходные вещества. Продукты реакции.
Закон сохранения массы веществ. Коэффициенты. Простейшие вычисления по химическим
уравнениям.
Растворы (8часов)

Растворы. Растворитель. Растворимое вещество. Массовая доля растворенного вещества.
Мольная доля растворенного вещества. Молярность раствора. Нормальность раствора.
Кристаллогидраты.
Основные классы неорганических соединений ( 4 часа)
Оксиды. Кислоты. Соли. Основания. Общая характеристика каждого класса. Генетическая связь
между классами неорганических соединений.
Окислительно-восстановительные реакции (4 часа)
Степень окисления. Вычисление степени окисления. Окислитель. Восстановитель. Окисление
и восстановление. Метод электронного баланса
Итоговый контроль знаний (1час)
Воспитывающий и развивающий потенциал учебного предмета химия
Целью воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования
является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного,
творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою
личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в
духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. В
центре воспитания находится личность ребёнка, готовая включиться в общество и привнести в
него свой индивидуальный вклад.
Благодаря тому, что химия относится к естественнонаучным дисциплинам, она оказывает
влияние на воспитание обучающихся, формирует их представление о картине окружающего
человека мира, а также акцентирует связь учебного материала с реальными объектами и
явлениями жизни . Предмет химии дает школьникам понимание основных принципов
мироздания, формируя их мировоззрение, воспитывая любовь к природе и бережное к ней
отношение. Также этот предмет учит рациональному использованию природных ресурсов и
богатств. Очень важно в этом контексте то, что химия устанавливает интегрированные связи с
биологией, экологией, физикой и другими науками. Таким образом, она в комплексе в другими
предметами строит правильную картину мира у ребенка – место и роль человека в мире,
природе и обществе, его ответственность, которую он в связи с этим несет, - т.е. это не просто
сумма знаний, но и их практическое применение, тесно связанное с основными ценностями,
существующими в нашем обществе.
Межпредметные связи учебного предмета химия

Установление межпредметных связей в школьном курсе способствует более полному усвоению
знаний,

формированию

научных

понятий

и

законов,

совершенствованию

учебно-

воспитательного процесса и оптимальной его организации, формированию мировоззрения,
понимания взаимосвязи явлений в природе и обществе.
Используя

процесс

интеграции

наук

в

школьном

обучении,

реализующийся

через

межпредметные связи, можно достичь следующих результатов:
–знания приобретают качества системности
–умения становятся обобщенными, способствуют комплексному применению знаний, их
синтезу, переносу идей и методов из одной науки в другую, что лежит в основе творческого
подхода к научной, художественной деятельности человека в современных условиях
–усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся

Тематическое планирование

№

Название

Количество

Планируемые образовательные результаты учащихся

пп

темы.

часов

по каждой теме

1.

Введение

( 2 ч.)

Предметные

Воспитательный потенциал урока

Ученик на базовом уровне научится:

Формируется

ценностное

отношение

к

Различать предметы изучения естественных наук.

достижениям своей Родины — России, к науке

Характеризовать основные методы познания: наблюдение,
измерение, эксперимент.

Формируется ответственное отношение к

Ученик на базовом уровне получит возможность

своему здоровью и установка на здоровый

научиться

образ жизни

осознавать значение теоретических знаний по химии для
практической деятельности человека.

Воспитывается трудолюбие, сознательное,

Метапредметные

творческое отношения к образованию, труду и

использование различных источников для получения жизни, подготовка к сознательному выбору
химической информации
2.

Химическая
формула

( 6ч.)

профессии

Предметные
ученик на базовом уровне научится:

Воспитывается научное знание, стремление к

Различать понятия «молекула», «атом», «химический

познанию и истине, научная картина мира,

элемент».

нравственный

Определять валентности атомов в бинарных соединениях.

самообразования

смысл

учения

и

Описывать состав простейших соединений по их
химическим формулам.

Формируется

интерес

к

практическому

Составлять формулы соединений по известной

изучению профессий и труда различного

валентности
Рассчитывают относительную и молекулярную массу по Развивается опыт применения знаний из
формулам веществ

естественных наук для решения задач в

рассчитывают массовую долю химического элемента в

области окружающей среды

сложном веществе, вывод химической формулы вещества.
Ученик на базовом уровне получит возможность

Повышается уровень экологической культуры,

научиться

осознание глобального характера

осознавать значение теоретических знаний по химии для экологических проблем и путей их решения
практической деятельности человека.
Метапредметные

Привлекается внимание к современным

использование различных источников для получения экологическим проблемам
химической информации
3

Количество
вещества

( 8ч.)

Формируется ценность научного познания

Предметные
ученик на базовом уровне научится:
Производить расчеты по нахождению физических величин,
вычислять количество, объем или массу вещества по
количеству, объему, массе
Ученик на

базовом уровне получит возможность

научится
осознавать значение теоретических знаний по химии для
практической деятельности человека.
Метапредметные

использование
гипотез,

основных

анализ

и

операций:

синтез,

формулирование

сравнение,

обобщение,

систематизация, выявление причинно-следственных связей
4

Уравнения

( 2ч.)

Предметные

химических

Ученик на базовом уровне научится:

реакций

Классифицировать химические реакции по различным
признакам сравнения.
Производить

простейшие вычисления по химическим

уравнениям
Осуществлять расчеты по формулам и уравнениям реакций
с

использованием

основного

закона

химической

стехиометрии.
Ученик на

базовом уровне получит возможность

научиться
объективно

оценивать

информацию

о

веществах

и

химических процессах
метапредметные
использование основных интеллектуальных операций:
формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение,
обобщение,

систематизация,

выявление

следственных связей, поиск аналогов
5

Растворы

( 8ч.)

Предметные
Ученик на базовом уровне научится:

причинно-

Производить расчеты по нахождению различных способов
выражения концентрации растворов.
раскрывать смысл понятия «раствор»;
вычислять массовую долю растворенного вещества в
растворе
приготовлять растворы с определенной массовой долей
растворенного вещества
Ученик на

базовом уровне получит возможность

научиться
Производить

расчеты

по

нахождению

молярной

и

нормальная концентрация растворов
Метапредметные
использование основных
гипотез,

анализ

систематизация,

и

операций: формулирование

синтез,

выявление

сравнение,

обобщение,

причинно-следственных

связей, поиск аналогов
6

Основные

(4 ч.)

Предметные

классы

Ученик на базовом уровне научится

неорганичес

сопоставлять химические свойства веществ с областями их

ких веществ

применения.
Описывать

генетические

связи

между

изученными

классами веществ.
Ученик на

базовом уровне получит возможность

научиться
составлять

уравнения

реакций,

соответствующих

последовательности превращений неорганических веществ
различных классов;
Метапредметные
использование
гипотез,

основных

анализ

и

операций:

синтез,

формулирование

сравнение,

обобщение,

систематизация, выявление причинно-следственных связей

7

ОВР

(4 часа)

Предметные
Ученик на базовом уровне научится
определять степень окисления в соединениях находить
окислитель и восстановитель
использовать метод электронного баланса
Ученик на

базовом уровне получит возможность

научиться
составлять

уравнения

реакций,

соответствующих

последовательности превращений неорганических веществ
различных классов
Метапредметные
использование
гипотез,

основных

анализ

и

операций:

синтез,

формулирование

сравнение,

обобщение,

систематизация, выявление причинно-следственных связей

7

Итоговый
контроль

(1 ч.)

Предметные
Ученик на базовом уровне научится:
Систематизировать знания по изученному курсу.
Ученик на

базовом уровне получит возможность

научиться
Осуществлять познавательную рефлексию в отношении
собственных достижений в процессе решения учебных и
познавательных задач.
Метапредметные
использование
гипотез,

основных

анализ

и

операций:

синтез,

формулирование

сравнение,

обобщение,

систематизация, выявление причинно-следственных связей

Литература для учителя:
1. Адамович Т.П. Васильева Г.И. “Сборник олимпиадных задач по химии”.
2. Будруджак П. “Задачи по химии”.
3. Ерохин Ю.М.; Фролов В.И. “Сборник задач и упражнений по химии”.
4. “Контрольные и проверочные работы по химии 8 класс” к учебнику О.С. Габриеляна “Химия
– 8 класс”.
5. Кузменко Н.Е., Ерёмин В.В. “2500 задач с решением”.
6. Цитович И.К.; Протасов П.И. “Методика решения расчётных задач по химии”.
7. Хомченко И.Г. “Сборник задач и упражнений по химии для нехимических техникумов”.
8. Хомченко Г.П. “Задачи по химии для поступающих в ВУЗы”.
Литература для учащихся:
1. Абкин Г.Л. “Задачи и упражнения по химии”.
2. Габриелян О.С. “Химия в тестах, задачах, упражнениях 8 – 9 классы”.
3. Гаврусейко Н.П. “Проверочные работы по неорганической химии 8 класс”.
4. Савинкина Е.В. Свердлова Н.Д. “Сборник задач и упражнений по химии”.
5. Суровцева Р.П. “Задания для самостоятельной работы по химии в 8 классе”.
6. Хомченко И.Г. “Сборник задач и упражнений по химии для средней школы”.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».