РП СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПО ХИМИИ 9

МОУ «Лицей №1»

УТВЕРЖДАЮ

ПРИНЯТА

Директор МОУ «Лицей №1»

на научно-методическом совете

_______________/А.В.Гуденко

протокол №1_

___ августа 2021

27 августа 2021

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

МОУ «ЛИЦЕЙ №1»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«Способы решения расчетных задач по химии »
Основной общеобразовательной программы основного общего образования /ФГОС/
9 КЛАСС
(Школьный компонент – 35 часов)

СОСТАВИТЕЛИ: М.Н. ВОРОБЬЕВА
учитель химии высшей квалификационной категории
ПРОШЛА ЭКСПЕРТИЗУ НА ЗАСЕДАНИИ КАФЕДРЫ

___________/Горохова М.А., руководитель кафедры естественных наук

г. Петрозаводск

г. Петрозаводск
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа элективного курса « Способы решения расчетных задач по химии»
рассчитана на 35 часов и является не только логическим продолжением программного
материала, но и имеет пропедевтический характер.
Систематическое изучение известных истин химической науки должно сочетаться с
самостоятельным поиском решения сначала малых, а затем и больших проблем. Данный
курс призван помочь в овладении учащимися простейшими приемами в умственной
деятельности, развивать творческое мышление, вырабатывать умение самостоятельно
применять

приобретенные

знания.

Решение

задач

позволяет

обеспечить

самостоятельность и активность учащихся, достижение ими прочных знаний и умений
способствует обеспечению связи обучения с жизнью, реализации политехнического
обучения химии, профессиональной ориентации. Химические задачи способствуют
формированию

конкретных

представлений,

что

необходимо

для

осмысленного

восприятия действительности. Задачи, включающие определенные химические ситуации,
становятся стимулом самостоятельной работы учащихся с дополнительной литературой. .
Решение сложных задач - интересный и творческий процесс, результат его часто бывает
оригинальным

и

нестандартным,

таким

образом,

решение

задач

способствует

самореализации ученика. Задачи обеспечивают закрепление теоретических знаний, учат
творчески применять их в новой ситуации
В

процессе

решения

задач

у

учащихся

воспитывается

трудолюбие,

целеустремленность, развивается чувство ответственности, упорство и настойчивость в
достижении поставленной цели. Одновременно реализуются

межпредметные связи,

показывающие единство природы, что позволяет развивать мировоззрение учащихся.
Цель курса: формирование у учащихся умений и навыков решения задач разных типов, в
том числе и усложнённых
Задачи курса :
• Углубить знания учащихся по химии, научить их методически правильно и
практически эффективно решать задачи.
• Дать учащимся возможность реализовать и развить свой интерес к химии.
•

Развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинноследственные связи при решении задач

•

Формировать навык решения и составления нестандартных задач.
II. Планируемые результаты освоения элективного курса

При изучении курса ученик научится:

• раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула»,
«химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность»,
«химическая реакция», используя знаковую систему химии;

• раскрывать смысл законов сохранения массы веществ, постоянства состава,
атомно-молекулярной теории;

• определять состав веществ по их формулам;
• вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения;
• вычислять количество, объем или массу вещества по количеству, объему, массе
реагентов или продуктов реакции;

• раскрывать смысл закона Авогадро;
• раскрывать смысл понятий «тепловой эффект реакции», «молярный объем»;
• вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе;
•

раскрывать смысл понятия «раствор»;

•

вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе;

•

приготовлять растворы с определенной массовой долей растворенного вещества;
Ученик получит возможность научиться:

• выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах
веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в химические реакции,
о характере и продуктах различных химических реакций;
устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками
вещества;

• объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах;
• создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по
использованию лекарств, средств бытовой химии и др.
Требования к результатам обучения
Предметные результаты
--производить расчеты по химическим формулам: определять среднюю молекулярную

массу смеси, относительную плотность газовой смеси, состав газовой смеси;
- производить вычисления состава растворов с использованием массовой доли
растворенного вещества, молярной концентрации, растворимости;
- производить расчеты по уравнениям: вычислять объемные отношения газов,
определять состав смеси, массы продуктов реакций, если одно из реагирующих веществ
дано в избытке.
определять тот или иной тип расчетной задачи;
• анализировать условия задачи;
• выявлять химическую сущность задачи;
• составлять уравнения всех химических процессов, заданных в условиях задачи;
• устанавливать связи между приводимыми в задаче величинами с помощью пропорций
или алгебраических уравнений;
• учитывать соотношения между единицами международной системой физических
величин (СИ) и внесистемными единицами;
• производить математические расчеты;
• использовать несколько способов при решении задач
- делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических
закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со
свойствами изученных.
--структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из
других источников
Метапредметные результаты
-использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности,
применение основных методов познания (системно-информационный анализ,
моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;
-использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и
синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных
связей, поиск аналогов;
-умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и
применять их на практике;
-умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
Личностные результаты обучения.
Учащийся должен:

• испытывать: чувство гордости за российскую химическую науку и уважение к
истории ее развития; уважение и принятие достижений химии в мире; уважение к
окружающим (учащимся, учителям, родителям и др.)
• уметь слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное
мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников; самоуважение и
эмоционально-положительное отношение к себе;
• уметь: устанавливать связь между целью изучения химии и тем, для чего она
осуществляется (мотивами); выполнять прогностическую самооценку, регулирующую
активность личности на этапе ее включения в новый вид деятельности, связанный с
началом изучения нового учебного предмета - химии; выполнять корригирующую
самооценку, заключающуюся в контроле над процессом изучения химии и внесении
необходимых коррективов, соответствующих этапам и способам изучения курса химии; .

Виды деятельности учащихся, направленные на достижение результата
1. Устанавливать взаимосвязи неорганической химии в системе естественных наук и
ее роль в жизни.
2. Оперировать понятиями: химический элемент, атом, молекула, вещество,
физическое тело.
3. Классифицировать вещества по разным признакам.
4. Объяснять значение химической формулы вещества как

выражение

качественного, количественного состава вещества.
5. Рассчитывать массовые доли элементов в химическом соединении.
6. Определять формулы соединений по известным массовым долям элементов.
7. Осуществлять расчеты по формулам и уравнениям реакций с использованием
основного закона химической стехиометрии.
8. Использовать алгоритмы при решении задач.
9. Наблюдать и описывать химические процессы с помощью родного языка и языка
химии.
10. Соблюдать правила техники безопасности при проведении химического
эксперимента.
11. Характеризовать признаки химических реакций.

12. Классифицировать химические реакции по различным признакам сравнения.
13. Сопоставлять химические свойства веществ с областями их применения.
14. Описывать генетические связи между изученными классами веществ.
15. Исследовать свойства изучаемых веществ.
16. Составлять обобщающие схемы.
17. Осуществлять познавательную рефлексию в отношении собственных достижений в
процессе решения учебных и познавательных задач.
18. Выполнять практические работы.
19. Работать с различными источниками информации — картами, диаграммами,
таблицами статистикой, текстом учебника.
Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся
На уровне основного общего образования исследование и проект приобретают статус
инструментов учебной деятельности полидисциплинарного характера, необходимых для
освоения социальной жизни учащегося. На уровне основного общего образования проект
реализуется самим старшеклассником или группой обучающихся.

Обучающийся сможет:
– решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин
–использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебнопознавательных задач
–использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих
учебно-познавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни
– использовать элементы математического моделирования при решении
исследовательских задач
– использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов,
полученных в ходе учебно-исследовательской работы

Обучающиеся научатся:
- формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и
проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем
благе
– восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности,
определяя место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве
– отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов
деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей
- оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время), необходимые для
достижения поставленной цели,
– находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов,
предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в
различных областях деятельности человека,
– вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и
объективно презентуя

свой

проект или

целью обеспечении продуктивного

возможные

результаты исследования, с

взаимовыгодного сотрудничества

– самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и
критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или
исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы;
– адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и
предусматривать пути минимизации этих рисков
– адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он
повлечет в жизни других людей, сообществ)
– адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть
возможные варианты применения результатов

Примерные темы проектов:
1.

Автомагистраль, снег, почва, растения

2.

Автомобиль как источник химического загрязнения атмосферы

3.

Агрономия. Эффект минеральных удобрений

4.

Азот в пище, воде и организме человека

5. Азот и его соединения
6. Акварельные краски. Их состав и изготовление
7.

Аквариум как химико-биологический объект исследования

8.

Активированный угль. Явление адсорбции

9.

Алюминий на кухне: опасный враг или верный помощник?

10. Анализ содержания аскорбиновой кислоты в некоторых сортах смородины
11. В мире кислот
12. В мире коррозии металлов
13. В удивительном мире кристаллов
14. Вода удивительная и удивляющая
15. Вода – вещество номер один
16. Вода — вещество привычное и необычное
17. Воздух, которым мы дышим
18. Все тайны янтаря
19. Газированная вода
20. Железо и здоровье человека
21. Железо — элемент цивилизации и жизни
22. Жесткость воды: актуальные аспекты
23. Живопись и химия
24. Кварц и его применение
25. Кислород
26. Кислотный дождь и его влияние на экологию
27. Кислоты и щёлочи в быту
28. Коррозия металлов и способы ее предупреждения
29. Кремний и его свойства
30. Металлы в жизни человека
31. Металлы в искусстве
32. Металлы в космосе

33. Металлы в периодической системе Д.И. Менделеева
34. Металлы древности
35. "Металлы жизни"
36. Металлы и сплавы, их свойства и применение в радиоэлектронной
37. Что такое кислотные дожди и как они образуются?

III. Содержание курса
Тема 1. Введение (2 часа).
Классификация типов задач. Физико–химические величины, используемые при
решении задач. Понятие о двух сторонах химической задачи – химической и
математической. Анализ химической задачи: от содержания задачи к вопросу
(синтетический метод анализа) и от искомой величины к известным (аналитический
метод). Использование знаний физики и математики при решении задач по химии.
Тема 2. Задачи с использованием химических формул (6 часов).
Вычисление относительной молекулярной массы вещества по химическим формулам и
массовой доли элемента в веществе. Вычисления с использованием понятий «количество
вещества» и «число Авогадро».

Определение молекулярной формулы вещества по

массовым долям элементов и относительной плотности газов. Различные способы
решения одной и той же задачи: соотношение масс, сравнение масс, составление
пропорции, использование коэффициента пропорциональности, приведение к единице,
через алгебраическую формулу, с использованием закона эквивалентов, графический
метод решения. Формирование умения составлять условия задач с использованием
вышеназванных величин.
Тема 3. Задачи с использованием химических уравнений (12 часов).
Решение задач по алгоритму. Вычисление по химическому уравнению объема газа по
известному количеству вещества одного из вступающих в реакцию или получающихся в
результате её. Расчет объемных отношений газов по химическому уравнению. Расчеты по
химическому уравнению, если одно из реагирующих веществ дано в избытке.

Определение массовой или объемной доли выхода продукта от теоретически возможного.
Вычисление массы или объема продукта реакции по известной массе или объему
исходного вещества, содержащего примеси. Расчеты по термохимическим уравнениям.
Решение задач с использованием различных способов: соотношение масс веществ,
сравнение

масс

веществ,

составление

пропорции,

использование

коэффициента

пропорциональности, приведение к единице, через алгебраическую формулу, с
использованием закона эквивалентов, графический метод решения. Составление условий
задач, основанных на химических процессах.
Тема 4. Задачи на растворы (6 часов).
Массовая и объемная доля компонента в смеси. Вычисление массовой доли и массы
вещества в растворе, приготовленном смешиванием двух растворов или разбавлением
концентрированного раствора водой. Использование различных способов для решения:
правило смешения, алгебраический, «правило креста», проведение последовательных
расчетов. Молярная концентрация растворов и вычисление молярной концентрации.
Составление условий задач на растворы.

Тема 5. Комплексные задачи (8 часов).
Решение задач на вычисление массы компонентов смеси различными способами:
составлением алгебраического уравнения с одним неизвестным, двух уравнений с двумя
неизвестными.

Графический

способ

решения

задач.

Решение

в

общем

виде.

Формирование умения составлять усложненные задачи.
Воспитывающий и развивающий потенциал учебного курса
Целью воспитания и социализации обучающихся на ступени

основного общего

образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития
высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего
судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и
будущее

своей

страны,

укоренённого

в

духовных

и

культурных

традициях

многонационального народа Российской Федерации. В центре воспитания находится
личность ребёнка, готовая включиться в общество и привнести в него свой
индивидуальный вклад.

Благодаря тому, что химия относится к естественнонаучным дисциплинам, она оказывает
влияние на воспитание обучающихся, формирует их представление о картине
окружающего человека мира, а также акцентирует связь учебного материала с реальными
объектами и явлениями жизни . Предмет химии дает школьникам понимание основных
принципов мироздания, формируя их мировоззрение, воспитывая любовь к природе и
бережное к ней отношение. Также этот предмет учит рациональному использованию
природных ресурсов и богатств. Очень важно в этом контексте то, что химия
устанавливает интегрированные связи с биологией, экологией, физикой и другими
науками. Таким образом, она в комплексе в другими предметами строит правильную
картину мира у ребенка – место и роль человека в мире, природе и обществе, его
ответственность, которую он в связи с этим несет, - т.е. это не просто сумма знаний, но и
их практическое применение, тесно связанное с основными ценностями, существующими
в нашем обществе.
Межпредметные связи учебного предмета химия
Установление межпредметных связей в школьном курсе способствует более полному
усвоению знаний, формированию научных понятий и законов, совершенствованию
учебно- воспитательного процесса и оптимальной его организации, формированию
мировоззрения, понимания взаимосвязи явлений в природе и обществе.
Используя процесс интеграции наук в школьном обучении, реализующийся через
межпредметные связи, можно достичь следующих результатов:
–знания приобретают качества системности
–умения становятся обобщенными, способствуют комплексному применению знаний, их
синтезу, переносу идей и методов из одной науки в другую, что лежит в основе
творческого подхода к научной, художественной деятельности человека в современных
условиях
–усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся.

Тема

Кол

Планируемые образовательные результаты учащихся по каждой

ичес

теме

Воспитательный потенциал урока

тво
часо
в
Тема 1.

2

Введение . часа

Предметные
Выпускник на базовом уровне научится
раскрывать

смысл

основных

химических

Формируется ценностное отношение к достижениям
понятий

«атом», своей Родины — России, к науке

«молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное
вещество», «валентность», «химическая реакция», используя знаковую Формируется ответственное отношение к своему
систему химии;

здоровью и установка на здоровый образ жизни

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться
создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

Воспитывается трудолюбие, сознательное,

Метапредметные

творческое отношения к образованию, труду и

умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства

жизни, подготовка к сознательному выбору

реализации цели и применять их на практике

профессии

Тема 2.

6

Предметные

Задачи с

часо

Выпускник на базовом уровне научится

использов

в

анием

производить расчеты по химическим формулам: определять среднюю познанию и истине, научная картина мира,
молекулярную массу смеси, относительную плотность газовой смеси, нравственный смысл учения и самообразования

химическ

состав газовой смеси

их формул

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться

Воспитывается

научное знание, стремление к

Формируется интерес к практическому изучению

производить

вычисления

состава

растворов

с использованием профессий и труда различного

массовой доли растворенного вещества, молярной концентрации,
растворимости

Развивается опыт применения знаний из

Метапредметные

естественных наук для решения задач в области

создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

окружающей среды

Тема 3.

13

Предметные

Повышается уровень экологической культуры,

Задачи с

часо

Выпускник на базовом уровне научится

осознание глобального характера экологических

использов

в

вычислять количество, объем или массу вещества по количеству, объему, проблем и путей их решения

анием
химическ

массе реагентов или продуктов реакции
использовать

различные

масс

веществ,

способы:

соотношение

составление

пропорции,

масс

веществ, Привлекается внимание к современным

использование экологическим проблемам

их

сравнение

уравнений

коэффициента пропорциональности, приведение к единице, через
алгебраическую формулу
Расчитывать объемные отношения газов по химическому уравнению.
Расчетывать по химическому уравнению, если одно из реагирующих
веществ дано в избытке
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться
объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах
Метапредметные
создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных
задач

Формируется ценность научного познания

Тема 4.

6

Предметные

Задачи на

часо

Выпускник на базовом уровне научится

растворы

в

вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе;
раскрывать смысл понятия «раствор»;
вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться
Использовать различные способы для решения: правило смешения,
алгебраический,

«правило

креста»,

проведение

последовательных

расчетов.
Метапредметные
актуализировать понятие или суждение, и отождествлять с ним
соответствующие существенные признаки одного или более объектов
Тема 5.

8

Предметные

Комплекс

часо

Выпускник на базовом уровне научится

ные

в

структурировать изученный материал и химическую информацию,

задачи

использовать различные способы для решения задач
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться
Составлять план решения задач и использовать знания химии, физики и
математики
Метапредметные
умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства
реализации цели и применять их на практике

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
1. Контрольно-измерительные материалы. Химия: 9 класс / Сост. Н.П.Троегубова. –
М.: ВАКО, 2012.
2. Сборник авторских задач по химии. 8-11 классы, Г.Л. Маршанова– М.: ВАКО, 2014
3. Химия. Тесты для школьников, А.И.Волков, О.Н. Комшилова- Минск.:
«Букмастер», 2014.
4. Габриелян О.С. Контрольные и проверочные работы 9 класс. – М.: Дрофа,2010.
5. Химия. Планируемые результаты. Система заданий. 8-9 классы, А.А. Каверина,
Р.Г. Иванова, Д.Ю. Добротин - издательство «Просвещение», 2013.
Литература для учителя:
38. Габриелян О.С. Настольная книга учителя. Химия. 9 класс. – М.: Дрофа,2002.
3. CD. Тематическое планирование. Химия, биология, экология. – издательство
«Учитель», 2007.
4. Габриелян О.С. Задачи по химии и способы их решения. 8-9 класс. – М.:
Дрофа,2013
5. Контрольно-измерительные материалы. Химия: 9 класс / Сост. Н.П.Троегубова. –
М.: ВАКО, 2012.
6. Сайт в Интернете: www.newwave.msk.ru
7. Сайт в Интернете www.alleng.ru

Литература для учащихся:

20. О.С.Габриелян. Химия. 9 класс. Базовый уровень. Учебник для
общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа – 2010.
21. Медведев Ю.Н. ЕГЭ 2014. Химия. Типовые тестовые задания. – М.:
«Экзамен»,2014
22. Химия. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ. Задания высокого уровня
сложности (С1-С5): учебно-методическое пособие /под ред. В.Н.Доронькина. –
Ростов н/Д: Легион,2012
23. П.М.Волович, М.И.Бровко. Готовимся к экзамену по химии. – М.: Рольф, 2001.
24. Савинкина Е.В., Логинова Г.П. Химия: Сборник задач. 8-9 класс. – М.: АСТПРЕСС, 2001.
25. Г.П.Хомченко. Пособие по химии для поступающих в вузы. – М.: ООО
«Издательство Новая Волна», 1998.
26. Цифровые образовательные интернет-ресурс


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».